Зигмунд фрейд сны и сновидения. Читать "толкование сновидений" зигмунда фрейда

Интересно, кому вы тут задаёте вопросы о своих снах, господа комментаторы? Здесь предполагается оставлять свои впечатления о прочитанной книге, это не форум психоаналитиков. Со своими снами идите к психоаналитику, ваши сны имеют толкование только в контексте вашей жизненной истории, личностных качеств и ваших переживаний.

Оценка 5 из 5 звёзд от Наталья 18.01.2017 17:22

Великий человек!

Оценка 5 из 5 звёзд от Мерет 12.05.2016 12:44

Приснился сон я в костюме тигра целую на прощание Эми Уайнхаус и наших детей я девушка, к чему это?

Нонна 31.03.2016 15:04

Приснился сон что я убиваю людей убиваю много и мне это нравитса.проснулся в холодном поту. К чему кто

Оценка 4 из 5 звёзд от Вася 14.02.2016 00:01

Уважаемые, те кто спрашивают, к чему Вам все это приснилось. Кроме Вас никто лучше не поймет, почему приснилось то или иное. Читайте хорошие книги и разбирайтесь в себе сами. Знание только лишь сновидения никогда не скажет о чем оно и к чему. Нужно знать ваши страхи, раздражители во время сна, что вас тревожило недавно и многое другое о Вас. Лучше Вас самих, Вас не знает никто.

Оценка 5 из 5 звёзд от Juice577 24.01.2016 19:10

Приснился сон большой торт который я украшала, к чему это?

Гость 10.01.2016 13:28

Извините что означает мой сон:Большая красная змея уходит в море,Ревальер попадает в цель,стрела проназет яблоко

Оценка 4 из 5 звёзд от Алоэ Вера 27.12.2015 17:08

Мне приснилась голая жена из промежности торчит тампон с засохшими пятнами крови,который я выдернул.заглянул во внутрь и увидел там серый носок,просунул туда руку, не почувствовав препятствия,и достал его,заглянул Ещё, влагалище покозалось мне очень большим,и достал оттуда Ещё один носок,который был в згустках крови, и выполнял функцию пробки,оттуда вылилась кровь,с пригоршню.заглянул Ещё, увидел раскрывшуюся матку,из которой мне в руку высыпались медные и серебряные мелкие монеты,не много,штук восемь-десять,перепачканые кровью,рука тоже в згустках крови.
Сон был 13 октября,яркий,красочный. Ощущения-страх,интерес,сочувствие к жене,неизбежность.

Оценка 5 из 5 звёзд от Игорь 16.10.2015 03:54

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, разъяснить: Мне приснилось гнилое болото, оно покрыто какой-то толстой жиже, пузырится как топь (не могу описать, но страшное зрелище), и находится оно не только под моим балконом, но и возле моего балкона. Получается, что мой балкон вроде как-будто окружен болотом, но оно не большое. Сам дом и квартира, где я живу стоят на месте, просто вокруг образовалось болото, но небольшоей окружности. Я живу на первом этаже, поручней на балконе почему-то не оказалось. Болото это доходит до самого балкона и оно глубокое, я видела пузыри и оно было всё как жижа, настоящее болото. Пришёл какой-то мужик, полный, лицо круглое и красное, что-то мне кричит, а я стою на чистом балконе, (сама я на этом болоте не стояла), не могу разобрать, что он говорит, и он заходит в это болото и начинает тонуть, захлёбываясь уходя с головой в болото, и вдруг он вытаскивает оттуда за ноги мертвеца и тащит его из болота, а это молодой парень, но я его не узнала, я закричала и забежала домой. Скажите, что это означает, я думаю, что ничего хорошего, подскажите мне, пожалуйста, что это? Напишите мне, пожалуйста, на мой Имайл. Буду благодарна вам, я очень боюсь. Сон этот мне приснился с пятницы на субботу (с 15 мая 2015г. на 16 мая 2015г.) Заранее вам благодарна.

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,

И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.

Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,

Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,

Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.

Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Robert Kastor Ручка, чернила, 1925

Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.

Теория толкования снов

Зи́гмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд 1856-1939)

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние напсихологию,медицину,социологию,антропологию,литературуиискусствоXX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

Рождение теории

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания, пришла к Фрейду вечером в четверг, 24 июля 1895 года, в северо-восточном углу террасы одного венского ресторана. Фрейд придавал своему открытию исключительное значение. Он в шутку говорил потом, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений».

«Толкование сновидений есть путь к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений.» З. Фрейд

«Состав» сновидения

Согласно работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента - «Оно» - Ид, «Я» - Эго и «Сверх-Я» - Суперэго.

Я- это основное состояние нормального взрослого человека. Наше Эго – набор данных, накопленный с момента рождения.

Сверх Я. Это понятие мы все с вами знаем под обыкновенным понятием эгоизм. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Оно. По - другому его еще называют «Истинное Я» представляет бессознательные влечения. В состоянии Ид существо живет здесь и сейчас. Никаких воспоминаний, никаких планов на будущее. Существо наблюдает за миром, и ему очень, очень интересно. Непрерывно интересно. Состояния ид можно достигнуть путем медитации, но это тяжелый труд, требующий долгие годы тренировок. Нож, приставленный к горлу, заменяет годы медитаций. Люди, которые увлекаются экстремальными видами спорта, им очень нравится состояние ид. Войти в такое состояние может и каждый из вас, если захочет, например, прыгнуть с тарзанки, в момент полета вы точно не будете строить никаких планов или вспоминать что-либо. Вот, это и будет вашим бессознательным состоянием, состоянием бессознательного влечения.

«Оно» и «Сверх-я» носят конфликтный характер. «Сверх-Я» оказывается чем-то вроде плотины, вытесняющей из сознания все социально, культурно неприемлемые порывы. Однако, тот факт, что эти порывы вытесняются из сознания, не означает, что они исчезают. На самом деле, они остаются и переходят, по мнению Фрейда, в состояние «вытесненного бессознательного».

С точки зрения Фрейда это «вытесненное бессознательное» может в любой момент вырваться наружу, причем в самых разнообразных формах – описках, оговорках, в неврозах и психозах. При этом одной из таких форм проявления вытесненного бессознательного являются сновидения.

Сновидение является результатом борьбы и совмещения двух противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Бессознательное действует "по принципу удовольствия", вырабатывая фантастические образы, служащие удовлетворению желаний. Сознание действует "по принципу реальности", добиваясь соответствия продуктов психической деятельности с правилами логики. Конфликт между двумя этими отражается на характере сновидений, придавая им более или менее реалистический характер. Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действуют с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйством фантазии, образами, которые ни в каком опыте не встречались.

Отсюда вытекают основные положения теории сновидений Фрейда:

Первое, мы наконец выясним как же трактует понятие «сновидение» Фрейд. Итак, сновидение - это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон. Поэтому второе положение - это функция сновидения. Третье же положение заключается в том, что сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами .

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. «Биологическим смыслом сна», - говорит Фрейд, - является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».

Можно было бы предположить, что сновидение - реакция души на внешние раздражители, которые действуют на спящего. Однако эти раздражители не могут объяснить всего в сновидении, и Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение - это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного» . Но кроме внешних раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения - это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.

Другая - главная - часть скрытого сновидения находится в бессознательном - в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание такой формой как Сверх-Я. Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность Сверх-Я ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания - это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания; 2) ненависть.

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении.

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений - оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей. Так бессознательное психическое раздражение - желание, прорвавшееся в сновидение, - должно было бы разбудить человека - ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение - это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и иногда у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний, например, когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Однако обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку. Которая называется работа сновидения. Работа сновидения состоит из нескольких компонентов.

Процессы работы сновидения

Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

    Превращение мыслей в зрительные образы.

    Сгущение.

    Смещение.

    Вторичная обработка.

    Превращение мыслей в образы

Превращение мыслей в зрительные образы.

Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать.

Цензура сновидения

Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Сгущение

Первый механизм цензуры - сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе.

Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо - Г.

Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.

Смещение

Второй механизм цензуры - смещение. Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком.

Видевший сон извлекает (hervorzieht) (определённую, знакомую ему) даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение (Vorzug).

Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя (schränkt sich ein).

Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

Вторичная обработка

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением - результат вторичной обработки. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое - ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, - истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.

Все эти процессы работы сновидения имеют целью придать снам видимость бессвязности, непонятности, главная задача которых спрятать реальный смысл в скрытом содержании.

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков: после того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу.

Символы

Символы - единственные элементы сновидений, которые могут быть истолкованы аналитиком без помощи сновидца, ибо они имеют постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

    Человек. Символ человека в целом - дом. «Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин; дома с выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин».

    Родители. Символы родителей - «император и императрица, король и королева или другие представительные лица».

    Рождение. «Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнское отношение к спасаемому».

    Смерть. Символ смерти - отъезд, поездка по железной дороге.

    Нагота. Символ наготы - одежда вообще и форменная одежда в частности.

    Мужские половые органы. Многообразны символы мужских гениталий: это число 3; предметы, похожие на мужской член по форме - палки, зонты, шесты, деревья и т. п.; предметы, имеющие способность проникать внутрь и ранить - ножи, кинжалы, копья, сабли, огнестрельное оружие (ружья, пистолеты, револьвер); предметы, из которых льется вода - водопроводные краны, лейки, фонтаны; предметы, обладающие способностью вытягиваться в длину - висячие лампы, выдвигающиеся карандаши и т. д.; инструменты - пилочки для ногтей, молотки и т. п.; предметы, имеющие способность подниматься - воздушный шар, аэроплан; менее понятны причины, по которым мужскими сексуальными символами стали некоторые пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего змеи, а также шляпа и пальто; кроме того, мужской половой орган может символизироваться каким-нибудь другим органом - ногой или рукой.

    Женские половые органы. Символами женских половых органов выступают «предметы, обладающие свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя» - шахты, копи и пещеры, сосуды и бутылки, коробки, табакерки, чемоданы, банки, ящики, карманы и т. д.

Фрейд считал «Толкование сновидений» своей основной работой. В третьем (переработанном) английском издании, опубликованном в 1932 г., он писал: «Даже согласно моим нынешним представлениям, в ней изложено самое ценное изо всех открытий, что мне посчастливилось сделать. По­добное проникновение в сущность выпадает на долю чело­века лишь один раз в жизни». И в конце части Е, в седьмой главе Фрейд говорит: «Толкование сновиде­ний - это королевская дорога к знаниям бессознательной активности ума». На то значение, которое уделял Фрейд своей работе «Толкование сновидений» указывает тот факт, что он пересматривал и улучшал ее восемь раз, в последний раз в 1930.

Сновидение- это искажённый заместитель чего-то другого,бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного - вытесненныежелания.

Функция сновидений - оберегать сон. Сновидение - это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

План доклада по теории толкования сновидений:

    Рождение теории

    Определение теории

    «Состав» сновидения

    Основные положения теории сновидений

    Процессы работы сновидения

    Метод толкования сновидений

Интересно, кому вы тут задаёте вопросы о своих снах, господа комментаторы? Здесь предполагается оставлять свои впечатления о прочитанной книге, это не форум психоаналитиков. Со своими снами идите к психоаналитику, ваши сны имеют толкование только в контексте вашей жизненной истории, личностных качеств и ваших переживаний.

Оценка 5 из 5 звёзд от Наталья 18.01.2017 17:22

Великий человек!

Оценка 5 из 5 звёзд от Мерет 12.05.2016 12:44

Приснился сон я в костюме тигра целую на прощание Эми Уайнхаус и наших детей я девушка, к чему это?

Нонна 31.03.2016 15:04

Приснился сон что я убиваю людей убиваю много и мне это нравитса.проснулся в холодном поту. К чему кто

Оценка 4 из 5 звёзд от Вася 14.02.2016 00:01

Уважаемые, те кто спрашивают, к чему Вам все это приснилось. Кроме Вас никто лучше не поймет, почему приснилось то или иное. Читайте хорошие книги и разбирайтесь в себе сами. Знание только лишь сновидения никогда не скажет о чем оно и к чему. Нужно знать ваши страхи, раздражители во время сна, что вас тревожило недавно и многое другое о Вас. Лучше Вас самих, Вас не знает никто.

Оценка 5 из 5 звёзд от Juice577 24.01.2016 19:10

Приснился сон большой торт который я украшала, к чему это?

Гость 10.01.2016 13:28

Извините что означает мой сон:Большая красная змея уходит в море,Ревальер попадает в цель,стрела проназет яблоко

Оценка 4 из 5 звёзд от Алоэ Вера 27.12.2015 17:08

Мне приснилась голая жена из промежности торчит тампон с засохшими пятнами крови,который я выдернул.заглянул во внутрь и увидел там серый носок,просунул туда руку, не почувствовав препятствия,и достал его,заглянул Ещё, влагалище покозалось мне очень большим,и достал оттуда Ещё один носок,который был в згустках крови, и выполнял функцию пробки,оттуда вылилась кровь,с пригоршню.заглянул Ещё, увидел раскрывшуюся матку,из которой мне в руку высыпались медные и серебряные мелкие монеты,не много,штук восемь-десять,перепачканые кровью,рука тоже в згустках крови.
Сон был 13 октября,яркий,красочный. Ощущения-страх,интерес,сочувствие к жене,неизбежность.

Оценка 5 из 5 звёзд от Игорь 16.10.2015 03:54

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, разъяснить: Мне приснилось гнилое болото, оно покрыто какой-то толстой жиже, пузырится как топь (не могу описать, но страшное зрелище), и находится оно не только под моим балконом, но и возле моего балкона. Получается, что мой балкон вроде как-будто окружен болотом, но оно не большое. Сам дом и квартира, где я живу стоят на месте, просто вокруг образовалось болото, но небольшоей окружности. Я живу на первом этаже, поручней на балконе почему-то не оказалось. Болото это доходит до самого балкона и оно глубокое, я видела пузыри и оно было всё как жижа, настоящее болото. Пришёл какой-то мужик, полный, лицо круглое и красное, что-то мне кричит, а я стою на чистом балконе, (сама я на этом болоте не стояла), не могу разобрать, что он говорит, и он заходит в это болото и начинает тонуть, захлёбываясь уходя с головой в болото, и вдруг он вытаскивает оттуда за ноги мертвеца и тащит его из болота, а это молодой парень, но я его не узнала, я закричала и забежала домой. Скажите, что это означает, я думаю, что ничего хорошего, подскажите мне, пожалуйста, что это? Напишите мне, пожалуйста, на мой Имайл. Буду благодарна вам, я очень боюсь. Сон этот мне приснился с пятницы на субботу (с 15 мая 2015г. на 16 мая 2015г.) Заранее вам благодарна.


Фрейд Зигмунд

Толкование сновидений

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Содержание. 1. ПРЕДИСЛОВИЕ. 2. ВВЕДЕНИЕ. I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.) II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ. Ш. СНОВИДЕНИЕ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ. IV. ИСКАЖАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ. V. МАТЕРИАЛ И ИСТОЧНИКИ СНОВИДЕНИЙ. VI. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ. VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ СНОВИДЕНИЯ. 3. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ 4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОБЛЕМЫ СНОВИДЕНИЯ. 5. ПРИМЕЧАНИЯ.

I Данте да Майяно - к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати. Узнай, что мне красавица приснилась та, что у сердца в пребольшой чести. С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести, и вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча - я убежден почти. Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие - по всем приметам. Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

II Данте Алигьери - к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами, но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами. В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме, любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я - сойдусь во мненьях с вами. Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она. А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери "Малые произведения"

ПРЕДИСЛОВИЕ. К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений (сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата - 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко. Он считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики" (Фрепд 3. Введение в психоанализ, - М.: Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий. Впервые "Толкование сновидений" было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников - Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в "Пяти лекциях об истории психоанализа" (в 1989 г. они опубликованы под названием "О психоанализе", ранее включались в "Хрестоматию по истории зарубежной психологии"), небольшая работа "О сновидении" ("Психология сна") и, наконец, пятая пятнадцатая лекции во "Введении в психоанализ". В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе "Лекций", который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций - "Пересмотр теории сновидений" - дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что - второстепенным. Содержание второй лекции "Сновидение и оккультизм" - достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий - всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма. Главными особенностями "Толкования сновидений" являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, "от корки до корки", иначе "прервется мысль связующая нить" и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени - с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане "Толкование" не имеет аналогов

ВВЕДЕНИЕ. Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие - истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение - как мы увидим - претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы1. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие. Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы. Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, - не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли. Предисловие ко второму изданию Тем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, уже появилась потребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не интересу специалистов, к которым обращался я во введении. Мои коллеги-психиатры не дали себе труда разделаться с тем первоначальным недоумением, которое должно было вызвать в них мое новое понимание сновидений, а философы, привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам сознания, не поняли, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее к коренному преобразованию всех наших психологических теорий. Отношение научной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моей книги будет упорное замалчивание ее; первое издание моей книги не могло целиком быть разобрано и той небольшой кучкой смелых сторонников, которые следуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые по моему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при лечении невротиков. В виду этого я считаю себя обязанным выразить благодарность тем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которых и вызвало потребность спустя девять лет снова взяться за мой нелегкий и во многих отношениях капитальный труд. С удовлетворением я могу сказать, что исправлять и изменять мне пришлось очень немногое. Я включил только кое-где новый материал, прибавил несколько замечаний, вытекавших из моих продолжительных наблюдений, и местами кое-что переработал. Все существенное же о сновидении и его толковании, а также вытекающие из последнего общие психологические принципы остались без изменения. Все это, по крайней мере субъективно, выдержало испытание времени. Кто знаком с моими другими работами (об этиологии и механизме психоневрозов), тот знает, что я никогда не выдавал неготового и неполного за полное и готовое и всегда старался изменять свои утверждения, когда они переставали соответствовать моим убеждениям. В области же толкования сновидений я остался на своей первоначальной точке зрения. За долгие годы своей работы над проблемой неврозов я неоднократно колебался и менял свои взгляды; только в своем "Толковании сновидений" я всегда находил твердую точку опоры. И многочисленные мои научные противники обнаруживают большую чуткость, избегая столкновения со мной в области проблемы сновидения. Материал моей книги, эти в большинстве своем уже обесцененные давностью сновидения, на примере которых я объясняю принципы толкования сновидений, также оказались при пересмотре не нуждающимися в какой-либо переработке. Для меня лично эта книга имеет еще другое субъективное значение, которое я сумел понять лишь по ее окончании. Она оказалась отрывком моего самоанализа - реакцией на смерть моего отца, на крупнейшее событие и тягчайшую утрату в жизни человека. Поняв это, я счел невозможным уничтожить черты этого воздействия. Для читателя же совершенно безразлично, на каком материале он учится оценивать и толковать сновидения. Там, где необходимое замечание не укладывалось в логическую связь с прежним изложением, я заключал его в квадратные скобки. (При последующих изданиях скобки были опущены)



Публикации по теме