Значение знаний особенностей процессов торможения у детей и подростков в оптимизации обучения и воспитания. Торможение условных рефлексов

Пройдет много лет, прежде чем ребенок станет взрослым человеком, овладеет могучим оружием творческого мышления, научится создавать материальные ценности, передавать свой опыт другим людям. Сейчас ребенок в возрасте до года способен совершать только самые простые, самые примитивные действия. Это реакции, унаследованные от родителей, неосознанные и выполняемые как бы автоматически.

Если мы, например, направим струю воздуха на глаза ребенка, веко начнет мигать, и это будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится раздражение. Так проявляется оборонительная реакция, которая защищает глазной аппарат от неприятных, а тем более вредных воздействий.

Если же теперь дотронуться каким угодно предметом, хотя бы пальцем, до губ ребенка, то они тотчас же начнут совершать сосательные движения. Здесь проявляется пищевая реакция младенца. Обе эти реакции, наряду с другими, врожденные и происходят при наличии раздражителя автоматически и непроизвольно. Такого рода реакции были названы великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым безусловными рефлексами. Но что означает это понятие?

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного)

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Безусловные рефлексы врожденны и неизменны. Слово «рефлекс» означает ответную реакцию, возникающую при действии соответствующего раздражителя. А определение «безусловный» указывает на то, что этот рефлекс не приобретен в процессе жизни, а является наследственным и имеется в готовом виде уже у новорожденного. Он проявляется каждый раз, когда возникает какое-нибудь внешнее раздражение, например струя воздуха в случае мигательного рефлекса.

Конечно, безусловными рефлексами обладают не только новорожденные. Многие из них сохраняются у человека в течение всей его жизни. Имеются они, конечно, и у животных.

Некоторые безусловные рефлексы детей прямо свидетельствуют о том, что человек является продуктом длительного развития живой материи. Так называемый робинсоновский рефлекс явно говорит о том, что ближайший предок человека - обезьяна: если положить новорожденному на ладонь какой-либо стержень, то ребенок ухватится за него с такой силой, что его можно поднять на воздух; младенец может висеть в таком положении минуту и более. Совершенно ясно, что этот рефлекс унаследован еще с той поры, когда предки человека обитали на деревьях, а детеныши их должны были уметь крепко держаться за ветви.

Итак, безусловный рефлекс есть врожденная и закономерная реакция организма на внешнее воздействие. Запас таких рефлексов абсолютно необходим животному и человеку. Если бы у животных и людей с самого рождения, с первых минут и часов жизни, не было некоторых безусловных рефлексов, они не смогли бы выжить.

Условные рефлексы - основа обучения детей

Формирование условных рефлексов у детей. Оказывается, для того чтобы выжить и успешно развиваться, одних безусловных рефлексов недостаточно. Ведь обучение, то есть усвоение новых «правил поведения», было бы невозможно, если бы у новорожденного была только система безусловных рефлексов,- эти рефлексы неизменны и перестройке не поддаются. Здесь-то на помощь организму и приходит механизм так называемых условных рефлексов, которые, в отличие от безусловных, не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе жизни данного организма в зависимости от тех обстоятельств, в которые он попадает.

Что же такое условный рефлекс? Чем он отличается от безусловного, какую играет роль в жизни животных и человека? Каковы условия его формирования? Посмотрим на примере поведения ребенка в первые дни и месяцы его жизни.

Среди безусловных рефлексов, имеющихся у новорожденного, важное место занимает сосательный рефлекс: при кормлении грудью и при поднесении предмета ко рту губы начинают совершать сосательные движения. При этом все остальные его движения прекращаются, ребенок при кормлении как бы «замирает». К концу 1-го месяца мы начинаем, однако, замечать, что ребенок «замирает», открывает рот и начинает совершать сосательные движения не только при кормлении, но уже несколько раньше, когда еще только происходит подготовка к акту кормления.

У ребенка образовался условный рефлекс на положение его тела; выработался он потому, что каждый раз перед кормлением его клали определенным образом. В конце концов это положение тела под грудью стало как бы сигналом последующего кормления, и пищевой рефлекс возникает теперь у ребенка не только при безусловном раздражении его губ, но и при том условном, которое ему предшествует.

В данном случае условным раздражителем служит комплекс кожных, мышечных и других ощущений, возникающих у новорожденного, если положить его так, как нужно для кормления. Но, конечно, условным сигналом может стать и любой другой раздражитель, например слуховой или зрительный. Так оно и происходит в дальнейшем: через 2-3 месяца ребенок начинает открывать рот и делать сосательные движения уже при одном только виде груди, то есть к этому моменту выработался условный рефлекс на зрительный раздражитель. При этом прежний условный рефлекс на положение тела постепенно угасает.

Таким образом, основной смысл условного рефлекса в том, что он позволяет организму заранее подготовиться к необходимым реакциям, не дожидаясь непосредственного действия безусловного раздражителя: ребенок «замирает» и открывает рот при одном только виде груди матери. Слюнные железы человека выделяют слюну уже при виде продукта, а не только тогда, когда пища находится во рту, и т. д. Благодаря этому открываются широкие возможности для приспособления живого существа к постоянно изменяющимся условиям его существования.

Условные рефлексы обладают некоторыми интересными особенностями. Вот одна из них.

Маленького ребенка поцарапала кошка; теперь он старается держаться подальше от нее: у него образовался условный рефлекс на вид «опасного животного». Но любопытно то, что с этих пор малыш обходит стороной не только кошку, но и щетку, и новую игрушку - плюшевого медвежонка, и даже меховую шубу. В чем тут дело? Ведь все эти предметы сами по себе совершенно безобидны и вреда причинить не могут. Теория условных рефлексов дает ответ на этот вопрос.

Ребенка поцарапала кошка. Естественно, ее внешний вид стал для него условным сигналом возможной опасности и вызывает теперь защитную реакцию: ребенок избегает прикосновения к кошке. Но этим дело не ограничилось. Все, даже отдаленно похожие предметы, стали вызывать ту же оборонительную реакцию.

Это произошло потому, что процесс возбуждения, вызванный вполне определенным условным раздражителем - видом «опасного животного», как говорят физиологи, иррадиировал, то есть распространился по коре больших полушарий мозга. Таким образом, кора больших полушарий, куда приходит возбуждение от всех раздражителей, вначале как бы смешивает их, принимает все за один и тот же. Все скоро встает на свои места, и условный рефлекс будет проявляться только под воздействием подкрепленных условных раздражителей, а все другие, даже очень похожие, реакции уже не вызовут.

Каким же образом происходит это различение, или, как говорят ученые, дифференцирование раздражителей, важных для организма, от таких раздражителей, которые для организма безразличны, по крайней мере в данный момент? Оно достигается благодаря процессу торможения.

Особенности торможения условных рефлексов у детей

Торможение - антипод возбуждения. До сих пор речь шла лишь о процессе возбуждения, посредством которого клетки головного мозга управляют рефлексами, реакциями, действиями. Процесс торможения выполняет задачу «задерживания», затормаживания тех реакций, совершать которые в данных условиях нецелесообразно или невыгодно.

Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения. Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.

Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,- здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия- при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.

Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения - внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.

Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные. Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения.

Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.

Сон - это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?

Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон. По Павлову, сон - это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.

Наш обычный каждодневный сон - результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.

Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью - процессом возбуждения.

Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,- хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования - ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо

Знание особенностей нервной деятельности детей помогает воспитанию

Во всех приведенных примерах речь идет только о самых маленьких детях. Но эти закономерности высшей нервной деятельности продолжают работать, когда дети вырастают и становятся взрослыми.

Анализируя так называемую психическую жизнь человека любого возраста, то есть его мышление, чувства, навыки и т. д., мы всегда можем обнаружить физиологическую основу ее в виде процессов высшей нервной деятельности. Иногда эта физиологическая основа изучена больше, иногда - меньше, но никогда не бывает, чтобы психические процессы протекали без участия механизмов высшей нервной деятельности.

Зная закономерности нервной системы, можно легче понять и объяснить многие особенности поведения людей - как взрослых, так и детей. Всем известно, например, что у ребят после длительного сосредоточения на уроке или на домашних занятиях бывает прямо-таки «взрыв» двигательной активности: дети как будто беспричинно бегают, скачут, борются и т. д. Но порицать их за это нельзя; ведь мускульное возбуждение здесь вполне естественно после того торможения двигательной сферы, которому дети подвергались во время урока.

Другой пример. Дети часто бывают невнимательны при выполнении уроков - отвлекаются, переключаются на другие занятия. В некоторых случаях неустойчивость внимания школьника определяется особенностями его нервной системы. Специальные исследования, проведенные психологами, показали, что люди с так называемой слабой (то есть маловыносливой, легко утомляющейся) нервной системой часто не могут по-настоящему сосредоточиться на работе при посторонних шумах, разговорах и т. д. Это происходит потому, что нервная система их более чувствительна и уязвима для всяких воздействий. Люди такого типа нуждаются в более благоприятных условиях для работы, чем люди с сильной, выносливой нервной системой. Это особенно относится к детям. Школьникам со слабой нервной системой следует создавать для работы дома хорошие условия; тишина, частый отдых, правильный режим могут значительно повысить их работоспособность.

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного): речевые сигналы

Высшая нервная деятельность и самых маленьких детей, и школьников, и взрослых подчинена одним и тем же законам. Но есть у старших детей и взрослых одна особенность, которая коренным образом отличает их психику от психики малыша. Это - речь.

Павлов понимал речь, язык как систему физиологических сигналов. В самом деле, ведь большинство слов означает какие-то реальные предметы - «дом» «книга», «пуговица». Эти слова как бы замещают, заменяют предметы, служат их обозначениями, сигналами. Когда ребенок еще мал, он видит разные предметы, слышит звуки, ощущает запахи, но не может обозначить воспринимаемое словами, так как речью еще не владеет.

Могучим орудием мышления ребенок начинает по-настоящему овладевать лишь на 3-4-м году жизни, когда он учится связной речи. С этого момента начинается бурное развитие детской психики. Усложняются выполняемые функции: развивается отвлеченное мышление, ребенок учится владеть чувствами и контролировать свое поведение.

Особенно важное значение имеет развитие «речевого» торможения, связанного с такими словами, как «нет», «нельзя» и др. Сначала дети слышат их от взрослых, которые указывают им на невозможность каких-то действий, на их запретность; постепенно, с годами ребенок обучается «самозапрещению», затормаживанию тех поступков, которые противоречат общественным нормам. Эффективность этого обучения сильнейшим образом зависит от воспитания, которое ребенок получает в семье и школе. Так называемые «избалованные» дети - это прежде всего дети, у которых не выработана как следует способность к «самозапрещению», «самоторможению», которые плохо улавливают разницу между тем, что можно, и тем, чего нельзя. Для них соответствующие словесные сигналы не приобрели той силы и значимости, которой они обладают для детей, сознающих, пусть пока еще по-детски, свою ответственность перед семьей, школьным коллективом и обществом в целом.

По В. Небылицыну (кандидат педагогических наук)

Метки: особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного), безусловные рефлексы новорожденных детей, особенностей нервной деятельности детей, формирование условных рефлексов у детей, особенности торможения условных рефлексов у детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу. Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка. Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку.

1. Самостоятельное принятие решений.

Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша. Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия. Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения. В семьях, где родители не дают такой возможности, дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными.

2. Предугадывание желаний.

Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно. В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально. По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально. Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения.

3. Тысячи запретов.

Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие. Как решить эту проблему? Очень просто - нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их. В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес.

4. Жесткий контроль.

Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей - дошкольников и школьников. Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки. Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека.

5. Отсутствие дисциплины.

Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию. Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств - терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка. Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать.

6. Организация досуга.

Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое. Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.

7. Недостаток и избыток мотивации.

Ребенку нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все - поощрение, вознаграждение, словесная похвала. Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды. Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет.

8. Чрезмерная опека.

Одна из главных обязанностей ребенка - забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности. Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее. Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша.

9. Изоляция от информации.

Практически с рождения и до 3-4 лет - это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире. Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя. Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному - это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным.

10. Игнорирование ошибок.

Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину - ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше. Или еще одну ситуацию - ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек - мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно. Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо. Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.

Условное торможение называют еще приобретенным и индивидуальным или внутренним , так как оно локализовано в пределах данного условного . Условно-рефлекторное торможение является средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Благодаря внутреннему торможению условные рефлексы непрерывно уточняются и совершенствуются. Взаимодействие условного и безусловного торможения обеспечивает гибкость и тонкость . Различают несколько видов условного торможения:

Угасательное торможение , оно возникает после отмены условного , скорость угашения условной связи находится в обратной зависимости от интенсивности условного стимула, силы и биологической значимости . Усиление внутреннего торможения может привести не только к угнетению угашаемого рефлекса, но и всех близких с ним рефлексов.

Угасательное торможение – очень распространенное явление и имеет большое биологическое значение. Нетрудно себе представить состояние животного, у которого сохранялись бы все условные рефлексы, когда-либо образовавшиеся. От устаревших и ненужных условных рефлексов головной мозг освобождается путем их угасания.

Ряд условных рефлексов образуется в результате случайных совпадений индифферентного сигнала с безусловными рефлексами. Следовательно, они должны затормозиться. То же самое происходит и с теми существующими условными рефлексами, которые перестают выполнять свою роль.

Угасательное торможение развивается также в зависимости от возраста, состояния здоровья, а также от вида и прочности . Условные рефлексы у детей угасают тем скорее, чем чаще это угасание происходит. Свежеобразованные условные рефлексы угасают скорее, чем старые. У лиц слабого типа они угасают быстрее, чем у сильных, а восстанавливаются медленнее. У детей 11-12 лет рефлексы угасают легче, чем у детей 8-10 лет, потому что у последних внутреннее торможение развито слабее. Пищевые условные рефлексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста угасают после трех-четырех неподкреплений. У детей с преобладанием угашение наступает медленнее, чем у уравновешенных. Угасший условный рефлекс после подкрепления его безусловным восстанавливается. У здоровых детей для восстановления пищевого условного рефлекса требуется 10-15 минут, у больных – больше.

Способность обучающихся детей развивать угасательное торможение имеет большое биологическое значение. Оно освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

Дифференцировочное торможение , это тонкое различение сигнального раздражителя, происходящее в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам к безусловному сигналу. Дифференцировочное торможение устраняет ненужные условные рефлексы. Оно развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу, что позволяет мозгу “различать” положительный (подкрепляемый) сигнал и отрицательные (неподкрепляемые, или дифференцировочные) раздражители. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы “не путать” сходные раздражители. По физиологическому механизму дифференцировка является отрицательным обучением – в ответ на сигнал “не выполнять реакцию”. Дифференцировочное торможение в отличие от угасательного имеет дело с похожими сигналами, что обуславливает различия в их развитии. Развитие диф. торможения осуществляется в три этапа:

  1. На фоне выработанного условного рефлекса новый раздражитель вызывает , который обуславливает внешнее торможение условного ответа.
  2. Ориентировочная реакция на сходный раздражитель исчезает, а реакция на оба стимула – выравниваются.
  3. Гаснет реакция на неподкрепляемый дифференцировочный раздражитель.

ПРИМЕР : Мы обучаем животное реагировать на слуховой раздражитель с частотой 1000 Гц (еда, как положительное подкрепление) и не реагировать на раздражитель с частотой 1500 Гц (разряд тока). Или обучение написания ребенком «Я» и « R ».

Дифференцировочное торможение развивается в зависимости от близости раздражителей: чем дифференцировка ближе по своему значению к положительному раздражителю, тем труднее ее выработать. Например, эллипс легко отдифференцировать от круга. Но если изменять форму эллипса, подгоняя ее к форме круга, то наступит такое его изменение, когда измененную форму уже будет трудно отдифференцировать, а для детей может быть и невозможно. Следовательно, чем ближе по своим качествам сигнал и дифференцировка к нему, тем должно быть более сильным торможение.

Дифференцировочное торможение делает более точными ответные реакции организма на действующие раздражители, чем способствует лучшему его приспособлению к меняющимся условиям среды. У детей младшего школьного возраста раздражители дифференцируются легче, чем у дошкольников, но хуже, чем у детей старшего школьного возраста. Дифференцировка условных раздражителей вырабатывается в эксперименте у детей 7-9 лет на 10-11 неподкрепление, у 10-12-летних – на 4-6 неподкрепление. У возбудимых детей дифференцировка образуется труднее, чем у уравновешенных.

Дифференцировочное торможение лежит в основе широко распространенных педагогических приемов – сопоставления, сравнения, выбора. Метод сопоставления постоянно используется учителем в преподавании учебных предметов: сложение противопоставляется вычитанию, нажим в букве – прямому штриху, явление неживой природы – живому. Применение метода выбора – это часто встречающаяся необходимость в педагогической практике. Учащимся приходится усваивать множество правил, которые им не всегда и не в одинаковой степени будут в последующем нужны. Применение дифференцировки позволяет вычленять то, что нужно, активно участвовать в постоянном сохранении только необходимого фонда временных связей. Дифференцировочное торможение является также физиологической основой формирования у школьников новых понятий и способности к аналитической деятельности.

Запаздывательное торможение , оно формируется при выработке запаздывающих следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление. В этом случае рефлекторная реакция может быть приурочена к моменту предъявления подкрепления и постепенно смещается все ближе и ближе к моменту предъявления подкрепления. На первый взгляд может показаться странным, что один и тот же условный раздражитель вначале действует со знаком «+» (то есть является возбуждающим), а затем со знаком « – « (тормозным). Однако во втором случае появляется новый фактор – время. Время образует с условным раздражителем одновременный комплекс. В недеятельной фазе условного рефлекса время образует с положительным сигналом отрицательный комплексный раздражитель, так как в этой фазе отсутствует подкрепление. В деятельной же фазе время образует с ним положительный комплексный раздражитель, который подкрепляется. В результате временных соотношений раздражителя и подкрепления УР возникает только тогда, когда подойдет срок перехода раздражителя в положительный комплекс. В свойствах торможения запаздывания отражается двойная роль условного раздражителя, который образует со временем то положительный, то отрицательный комплексный раздражитель.

У детей запаздывание развивается медленнее, чем у взрослых, причем у возбудимых лиц его выработать особенно трудно. Выработка этого вида торможения имеет важное педагогическое значение, т.к. помогает привить учащимся выдержку, терпение, умение ожидать. Способность выработки этого вида внутреннего торможения наилучшим образом обеспечивает высокую степень приспособления организма к окружающей среде. Примером такой приспособительной реакции может служить условное отделение желудочного сока. В продолжении нескольких минут действия натуральных сигналов приема пищи (запаха, вида ее) железы желудка не выделяют сока. Только после этого раздражители начинают возбуждать сокоотделение. Такое запаздывание определяется тем временем, которое необходимо для того, чтобы пища была пережевана, проглочена и поступила в желудок. Торможение запаздывания предупреждает бесполезное, а может быть даже и вредное наполнение пустого желудка кислым желудочным соком. Появляющийся «запальный» сок благодаря запаздывающему торможению вовремя и с наибольшей полнотой осуществляет переваривание поступившей пищи. Биологическое значение этого вида торможения состоит в том, что оно предохраняет организм от преждевременной траты энергии.

Условный тормоз развивается в том случае, если условный сигнал в сочетании с каким-либо агентом не подкрепляется, а изолированное действие условного стимула подкрепляется, тогда условный стимул в сочетании с этим дополнительным агентом перестает вызывать реакцию благодаря развитию условного тормоза. Любой раздражитель может быть сделан условным тормозом к любому сигналу. В зависимости от прочности условного тормоза он будет в большей или меньшей степени снижать величину условного рефлекса, вплоть до полной его задержки. Свойства условного тормоза определяются тем, что возбудительный и тормозной процессы разыгрываются на одних и тех же корковых нейронах – нейронах основного условного раздражителя. Сам по себе условный раздражитель вызывает возбуждение, а прибавочный агент - торможение.

Необходимым условием как образования, так и сохранения условного рефлекса, как было сказано, является постоянная связь сигнала с каким-нибудь жизненно важным безусловным или (при образовании рефлексов второго порядка) условным раздражителем, который подкрепляет реакцию организма на данный сигнал.

При наличии многократного подкрепления выработанная условная связь может сделаться очень прочной, и каждое появление сигнала будет вызывать соответствующую условную реакцию.

Однако не всегда эта реакция наступает даже тогда, когда условная связь уже выработана. Если на организм во время условно-рефлекторной деятельности действует какой-нибудь посторонний раздражитель, который сам вызывает новый доминантный очаг возбуждения, выработанная связь может временно тормозиться, и соответствующий сигнал перестает вызывать условную реакцию. Очаг, вызванный действием постороннего раздражителя, вызывает торможение очага условного рефлекса. Такое торможение, выражающееся в прекращении условной реакции при действии постороннего раздражителя, есть внешнее торможение. Это торможение является прирожденным механизмом нервной деятельности, его не нужно вырабатывать, поэтому его называют также безусловным, или пассивным, торможением.

Другим видом безусловного торможения является так называемое запредельное, или охранительное, торможение. Оно возникает тогда, когда какой-либо раздражитель становится слишком сильным или действует слишком долго. В таких случаях клетки коры мозга приходят в тормозное состояние и автоматически выключаются из работы. Примером такого торможения, являющегося биологически выработанной целесообразной реакцией, охраняющей жизнь нервной клетки, является, например, наступление сна при очень сильном утомлении.

От внешнего (пассивного, или безусловного) торможения следует отличать внутреннее, или активное, торможение. Оно не является прирожденным, а вырабатывается только при определенных условиях. Поэтому, в отличие от безусловного торможения, его называют также условным торможением (в широком

смысле этого слова).

Наиболее простой случай такого внутреннего, активного торможения имеет место тогда, когда какой-нибудь сигнал, до того прочно вызывавший условную реакцию, перестает сопровождаться безусловным, жизненно важным агентом, перестает подкрепляться. В этих случаях условная реакция, возникавшая ранее в ответ на данный сигнал, перестает им вызываться. Условный рефлекс без подкрепления угасает. Такой вид внутреннего торможения называется угасательным торможением. Было бы неверно думать, что временная связь между условным сигналом и соответствующей реакцией в этих случаях совсем исчезает. Достаточно в дальнейшем вновь подкрепить сигнал (например, вновь подкормить животное), чтобы условная реакция быстро восстановилась. Иногда она восстанавливается после некоторого промежутка времени самостоятельно. Значит, мы имеем здесь не исчезновение, а лишь торможение ранее выработанной временной связи.

У детей простейшие безусловные ориентировочные рефлексы имеются уже в первые дни после рождения. Однако первые условные ориентировочные рефлексы удается наблюдать значительно позднее, обычно на 3-м или 4-м месяце жизни. В дальнейшем условные ориентировочные рефлексы образуются очень легко и начинают играть существенную роль в поведении ребенка. Важнейшим условным раздражителем, вызывающим ориентировочный рефлекс. становится речь.

Значение речевых компонентов комплексных раздражителей. С первых месяцев жизни ребенка окружают люди. Он их видит, слышит человеческую речь, которая очень рано становится условным раздражителем, сигнализирующим о присутствии человека. К 3-5 месяцам ребенок различает мать, а нередко и других соприкасающихся с ним людей. И всегда существенным признаком различения оказывается голос. К этому же времени ребенок начинает различать интонацию, связанную с соответствующей мимикой.

В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять звуки человеческой речи. И еще до образования условных связей на слова у него начинают появляться первые речевые шумы - глоточные, гортанные, нёбные, губные и т. д., которые затем постепенно дифференцируются, приводя к образованию речевых звуков. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы как с органа слуха (ребенок слышит произносимые звуки), так и с органов речи - от голосовых связок, языка и всего речевого аппарата. Эти импульсы, достигая коры, становятся сигналами, приобретающими впоследствии важнейшее значение в установлении речевых условных связей.

В процессе обучения и воспитания ребенка необходимо учитывать, что безусловное (внешнее) торможение наиболее сильно выражено только у детей до 3-4 лет. Н/р, если 3-летний малыш хочет наступить в лужу, бесполезно говорить ему «Нельзя!». Но если ему показать красивый цветок, обратить внимание на птичку ребенок легко может забыть о том, что он хотел сделать. Поэтому, внешнее торможение является важным средством воспитания полезных привычек и навыков у детей первых лет жизни.

Внутреннее торможение приобретает ведущее значение только к 6-7 годам. Особенно важно научить ребенка сдерживать (тормозить) рефлекторную деятельность, научить ждать. Такая тренировка тормозных процессов лежит в основе воспитания у ребенка правил поведения в обществе, научит его считаться не только с собственными желаниями, но и уважать требования окружающих.

Внутреннее торможение (дифференцировочное) имеет большое значение для обучения ребенка письму, чтению, рисованию и т.д.

Торможение обеспечивает нам тонкую коррекцию нашей деятельности соответственно воздействиям окружающей среды, «стирая» уже ненужные, биологически нецелесообразные условные реакции и способствуя образованию новых.

Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.

I этап – Грудной.

Условные рефлексы начинают вырабатываться в первый день после рождения ребенка. Однако они образуются с трудом, после нескольких десятков подкреплений, неустойчивые. Н/р, прикосновение к щеке новорожденного вызывает поворот головы в сторону прикосновения и появление сосательных движений. На 10-14 день тактильно-лабиринтный условный рефлекс (при взятии ребенка на руки в положении кормления он поворачивает голову и делает сосательные движения). Условный ориентировочный рефлекс образуется на 2-4 месяце. Однако, все условные рефлексы первых 3 месяцев в связи с незрелостью коры больших полушарий, образуются очень медленно, после многих подкреплений, и все они неустойчивы. К концу года проявляются условные рефлексы на время, ситуацию, обстановку.



Безусловное торможение условных рефлексов имеется с первых дней после рождения, а условное вырабатывается постепенно. Однако все виды условного торможения до 6 месяцев очень неустойчивы. Все условные рефлексы легко тормозятся за счет безусловного торможения.

II этап – ясельный.

Ребенок на 2-ом году жизни начинает свободно передвигаться в пространстве, у него закладываются основы речи. Безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?» в этот период жизни проявляется как «Что с этим можно сделать?» Бурное развитие ребенка приводит к образованию большого количества новых условных рефлексов. У ребенка складываются образы предметов. Формирование образов возможно только в результате минипуляций ребенка с предметами, в процессе которых он познает весь комплекс раздражителей, характерных для данного предмета (н/р, елка, ее вид, запах, уколы хвоей создают образ елки отличный от всех других предметов). Нельзя ограничивать ребенка в его манипуляциях с предметами, иначе будет обеднение в выработке условных рефлексов, замедление формирования образного мышления.

На базе образов начинают формироваться понятия, т.е. обобщение однотипных образов (кукла, кубик).

В этом периоде вырабатываются первые подражательные условные рефлексы и экстраполяционные. Так, ребенок может спокойно смотреть на далеко стоящую собаку, но пугается, если собака начинает подходить к нему.

Впервые начинают вырабатываться динамические стереотипы, причем их ломка сопровождается резко выраженной отрицательной биологической реакцией.

III этап - дошкольный.

В этот период создается уже солидная база условных рефлексов. Ребенок задает огромное количество вопросов, пытается проникнуть в суть явлений и предметов. В это время легко образуются рефлексы высших порядков (до 6-го порядка). Большое развитие получают подражательные рефлексы. Одной из особенностей в образовании условных рефлексов является быстрота их образования – быстрее, чем на любом другом этапе развития.

Условное торможение все ее вырабатывается с трудом.

IV этап – младший школьный возраст.

Характерной чертой этого этапа является образование различных комплексов, систем из ранее выработанных условных рефлексов. Образуется большое количество динамических стереотипов. К концу этапа дифференцировки образуются легко, становятся прочными.

Запаздывающее торможение к концу этапа вырабатывается достаточно легко. На этом этапе условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, становятся стойкими и устойчивыми по отношению к безусловному торможению. В связи с усилением процессов торможения хорошо развит кортикальный тормозной контроль над эмоциями и осуществлением безусловных реакций за счет выработки тормозных условных рефлексов. Все это является немаловажным для воспитания правильного поведения детей.



Публикации по теме