Оценка уровня умственного развития ребенка. Интеллектуальное развитие малыша - библиотека - доктор комаровский

Сенсомоторное и интеллектуальное развитие младенца проходит по определённому сценарию. Каждый месяц имеет свои этапы. Одни дети развиваются «по правилам», вторые слегка спешат или отстают. Но все они следуют по пути, заложенному эволюцией.

1 месяц

Переходный период развития младенца. Организм новорожденного приспосабливается к внеутробным, новым условиям существования. Кожа ещё выглядит красноватой и шелушится. Мало кто из младенцев минует колики. Это признак того, что кишечник наполняется микроорганизмами. В это время малыш восполняет естественную потерю веса (до 300 г) и дополнительно набирает свыше полукилограмма.

Сенсомоторное и интеллектуальное развитие выражается тем, что младенец учится держать головку, уже пытается следить за предметом, перемещающимся в поле его зрения, и даже на пару секунд фокусирует взгляд. Громкие резкие звуки заставляют его вздрагивать, а на ярком свету он жмурится. Младенец реагирует на голос мамы, вглядывается в неё. На лице появляется первая улыбка.

2 месяца

Развитие младенца уже заметно. Он поправляется на 800-1000 грамм, становится выше на 3-4 см. Мозг так же развивается и тяжелеет на 50 г. Спит ребёнок в сутки по 18-19 часов. Кроха реагирует на речь и устанавливает зрительный контакт. Типичными проблемами второго месяца являются колики, возможны кожные высыпания, плач от переутомления, метеочувствительность.

Младенец держит головку все увереннее, ненадолго её поднимает, когда оказывается на животике. Начинает интересоваться лицами, провожает людей взглядом и поворотом головы. Услышав звуки, ворочает головкой в поисках источника звука, особенно незнакомого. А главное – пытается поддержать беседу. На втором месяце раздаётся первое «агу».

3 месяца

Интеллектуальное развитие ускоряется. Клетки мозга укрепляют связи между собой. Поэтому важным становится качество питания. Наиболее сбалансировано мамино молоко. Малыш активно развивает сенсомоторику и коммуникативную сферу. Он уже способен поддерживать беседу на своём языке, следит за собеседником глазами.

Лёжа на животике, уверенно держит голову. Проявляется «комплекс оживления» – ребёнок активно сучит ножками и ручками при виде знакомого лица. Он уже проворный, поэтому на краю стола или кровати оставлять рискованно. На третьем месяце малыш вовсю улыбается, и даже подражает приятным звукам.

4 месяца

Родители могут перевести дух – заканчивается стодневный период младенческих колик. Организм влился в жизненный режим. Ребёнок живёт по циклу день-ночь, правда может их перепутать: днём больше спать, а ночью – гулять.

В этом возрасте вырабатывается вкус к музыке. Поэтому мелодичные колыбельные становятся важной вехой в интеллектуальном развитии. Малыш активно пользуется руками. Любит что-то подержать, потеребить. Самое время учить игре «в ладушки».

Наступает ответственный период: дети начинают всё тянуть в рот. Мелкие предметы поблизости убираются. Игрушки нужны только крупные, без лишних деталек. Но не запрещайте ребёнку «слюнявить» вещи – он так осваивает окружающий мир.

5 месяцев

Малыш понемногу учится сидеть, пока что на руках. Некоторые дети уже сопоставляют лица: если раньше они безоговорочно радовались любому человеку, то теперь незнакомцы могут вызывать тревогу. Они начинают отличать строгую речь от ласковой.

Малыши в этом возрасте стремятся всё потрогать своими руками, будь то яркая игрушка, или шершавый носок. Потребность тянуть вещи в рот только усиливается. А еще они пробуют переворачиваться со спинки на живот.

6 месяцев

Развитие ребёнка уже явственно: его вес после рождения удваивается, а рост становится выше сантиметров на 20. В этом возрасте может появиться первый зубик. Малыш уже откликается на своё имя. Речь его становится лепетной: к визгу и «гулению» прибавляются отдельные слоги. И в один замечательный момент родители услышат долгожданное «мама».

Кроха начинает проявлять характер. Играя с игрушкой, он может её и не отдать. Свободно перекладывает предметы из руки в руку, размахивает ими. Уже резво переворачивается с живота на спинку, даже пытается ползать.

7 месяцев

Малыш уже осваивает технику ползания. Только отвернулся – а он уже в другом углу. Настало время обезопасить ребёнка от травмирующих предметов. Все розетки надо заткнуть специальными заглушками. Малыш уже жестами отвечает на вопрос, где находится знакомый предмет.

Наступает время для прикорма. В материнском молоке запас питательных веществ уже не обеспечивает всех потребностей организма. Кроме того, прикорм стимулирует развитие органов пищеварения и приучает к новым вкусам.

8 месяцев

Малыш социализируется. С охотой общается с другими малышами. Сенсомоторное развитие уже достаточно высокое. Он уверенно играет с предметами различной формы, в том числе круглыми. Любит извлекать звуки, ударяя по погремушкам, или сознательно роняя предметы. С удовольствием играет с близкими людьми: в «сороку-воровку», «ладушки» и т. д. Дети учатся вставать и даже перемещаться на ножках, придерживаясь за опору.

9 месяцев

Активно развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется координация движений. Усложняется характер игр: дети, к примеру, уже могут раздевать кукол. Они понимают, что от них хотят: «возьми мячик», «иди ко мне». Развивается коллективное мышление: с удовольствием делятся игрушками с другими детьми, заплачут, когда плачут другие.

10 месяцев

Малыш сам пьет из чашки, учится кушать ложкой, способен залезть на невысокое препятствие и слезть с него. Наступает время игр с кубиками, пирамидками. Ещё одна любимая игра – в прятки.

11 месяцев

Многие малыши уже вовсю осваивают ходьбу. С интересом общаются со своим отражением в зеркале. Прикусывают и прожёвывают твёрдую пищу. Учатся просить желаемое словами «ам-ам» и «дай».

12 месяцев

К первому юбилею малыши подрастают на 25 см и набирают 7-8 кг веса. В сенсомоторном и интеллектуальном развитии младенца уже прослеживаются черты самостоятельности. Ребёнок наверняка укажет на фотографии на папу и маму, отличит круглую фигуру от квадратной, учится рисованию. Подражает взрослым в бытовых мелочах: расчесывает волосы, кормит куклу и т. д.

Ребенок - это не чистый лист бумаги и не «бесформенный кусок пластилина», которому просто необходимо придавать какую-то форму. Этапы развития человека заложены природой. Зная врожденные ожидания малыша и всего лишь общаясь с ним с учетом этих ожиданий, родители смогут вырастить гармонично развитого, умного, любознательного, творческого и здорового во всех отношениях человека.

Как и с физическим развитием, нужно только лишь создавать условия, поддерживающие развитие интеллекта и творчества, а всё остальное ребенок сделает сам. Это много раз проверено на практике и соответствует теоретическим представлениям о становлении человека. Родители, растившие вундеркинда, в результате получают умного, но эмоционально неблагополучного, имеющего психологические проблемы подростка.

Как показывает жизнь, все известные, одаренные творческие личности были сформированы в атмосфере свободы и поддерживающих условий. Соблюдая основные правила ухода за малышом, мама как раз такие условия обеспечивает. Помещая же ребенка на длительное время в кроватку, коляску или манеж, запрещая ему знакомиться с предметами, которые его окружают в доме, мама создает вокруг малыша информационно бедную среду и препятствует его интеллектуальному развитию.

Конечно, мама может поместить малыша в такую бедную познавательными стимулами среду и при этом специально заниматься интеллектуальным развитием ребенка. Но, во-первых, это негативно скажется на отношениях в диаде мама-малыш и на воспитании. Во-вторых, искусственные методики развития всегда однобоки, схематичны и не учитывают всего творческого и познавательного потенциала ребенка.

И не нужно забывать, что нахождение в коляске вместо маминых рук, ограничение свободы передвижения по дому кроватками и манежами препятствуют гармоничному физическому развитию.

Еще раз обратим внимание, что любое искусственное и чрезмерно активное вмешательство в телесный или умственный рост малыша пользы не принесет. У маленького ребенка есть врожденные способы, помогающие ему усваивать информацию и интеллектуально развиваться самым оптимальным образом. Это наблюдение за деятельностью взрослого и подражание ему.

  • Ползая и манипулируя с предметами, с которыми работал взрослый, ребенок естественным образом узнает свойства и функции этих предметов и обучается.
  • Принимая посильное участие в хозяйственной деятельности мамы, подражая ей, малыш усваивает огромные объемы информации о мире и о жизни в нем.

Лучше всего ребенок первых лет воспринимает информацию на слух. Мама рассказывает малышу о своих действиях, находясь дома, комментирует происходящее во время прогулки на улице - и ребенок запоминает всё с первого раза!

Действия с предметами, образные рассказы об окружающей малыша среде - это как раз та форма познания, которая соответствует врожденным ожиданиям малыша. Рано обучать ребенка знаковым системам (чтению и счету) с тем, чтобы он затем с помощью этих знаковых систем познавал мир (читая и считая) - значит, не учитывать его психовозрастные особенности.

Оперирование знаковыми системами требует хорошо развитого абстрактного мышления, а у этого у маленького ребенка просто нет. Научившись читать, он, конечно, сможет усваивать информацию, но будет это делать далеко не так полно и легко, как если бы он усваивал её в процессе практической деятельности, в игре, слушая сказки и эмоционально проживая их.

Мышление маленького ребенка - это мышление в основном наглядное, образное, конкретное и эмоциональное. Мышление маленького ребенка сводится к оперированию в уме конкретными образами, окрашенными эмоционально.

Ребенок может представить себе известную ему уже последовательность определенных действий или собственных перемещений. Может представить конкретные предметы и ситуации. Например, он понимает, что такое конкретная собачка, «вот эта собачка», но не сможет понять, что такое собака как вид животных. Это уже требует абстрактного мышления.

психолог, преподаватель психологии и философии МГУ

Специально для информационного портала Мир во мне

Что может быть приятней, чем наблюдать, как растёт ваш малыш? В первые двенадцать месяцев его жизни происходят невероятные события. Ребёнок значительно набирает в весе, учится ползать, а затем и ходить. Вскоре он уже проявляет наблюдательность и обнаруживает причинно-следственные связи происходящего вокруг него. В это же время малыш начинает по-своему общаться. Дети до года удивляют одновременным ростом и развитием во всех областях: физической, сенсорной, поведенческой и речевой.

Аспекты развития ребенка до года

Социальное развитие ребёнка постоянно совершенствуется. Достаточно рано он уже оказывает предпочтение знакомым лицам, голосам и даже прикосновениям. Он улыбается и радостно воркует. Но один лишь вид незнакомого лица вызывает проявление дискомфорта и недовольства. Происходит развитие пассивной речи. Малыш способен понимать слова и связывать их с предметами, а затем постепенно он учится и сам произносить слова. Ребёнок достигает значительных успехов и в развитии моторных навыков. Он учится держать головку, садиться, перекатываться, вставать на ноги и даже ходить. Он демонстрирует зрительную координацию движений рук и начинает хватать предметы, тянуться за ними или даже подбирать их.

Умственное развитие ребёнка от рождения до полугода

Первые шесть месяцев после рождения младенцы лепечут, воркуют и издают другие звуки для общения и выражения своих чувств. Они уже осознают наличие у себя рук и ног. Ребёнок будет отзываться на звук, поворачиваясь в его направлении. Он может сконцентрироваться на движущемся объекте и будет сопровождать его движение взглядом. Он пытается исследовать самые различные вещи, засовывая их в рот и пытаясь облизать. Его плач бывает разным, выражая гнев, голод и боль. Но малыш ещё не в состоянии помнить предметы, которые исчезли из поля его зрения.

Умственное развитие ребёнка от шести месяцев до года

К полугоду ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы реагировать на простые инструкции. На этом этапе он может помахать рукой на прощанье и играть в «ладушки». Малыш уже начинает искать предметы, которые не видит в текущий момент. Объём памяти значительно увеличивается. Он может пытаться произносить элементарные слова, такие как «мама» и «папа». Малыш подражает окружающим. Он произносит звуки, которые обычно понимают самые близкие ему люди.

Достижения в развитии годовалого ребёнка

Ребёнок примерно годовалого возраста очень любит, когда ему читают книжку. Ему нравится рассматривать картинки в книжках, и он будет с интересом листать страницы. Складывать предметы один за другим в ёмкость – тоже простая, но очень интересная в этом возрасте игра. Малыш будет с любопытством крутить в руках разные предметы, чтобы внимательнее рассмотреть их. Он играет с мячом, перекатывая его по полу. Всё новое вызывает у него огромную радость и интерес. А вот ограничения ему не понравятся. К году ребёнок уже научится отрицательно качать головой, если ему что-то не по нраву.

Младенец может попытаться составить башню из двух кубиков, но часто такая попытка заканчивается неудачей. Он уже умеет переворачивать страницы картонной или тряпичной книги. Ребёнок в состоянии проследить взглядом за быстродвижущимся объектом. Дети до года часто способны произносить несколько слогов или слов, а к году их пассивный словарный запас намного больше. Некоторые слова малыши особенно любят повторять опять и опять. Они уже могут определять предметы по их названию. Ребёнок понимает простые инструкции, может выражать своё к ним отношение.

В нашем разделе Вы найдете все подробности развития малыша по месяцам! Здоровья Вашим любознательным деткам!

Календарь развития: Первый месяц

Ваш ребенок, только что принесенный из роддома и лежащий на пеленальном столике, заботливо упакованный в миллион пеленок с рюшечками и перевязанный голубой или розовой ленточкой за этот месяц совершит настоящий рывок, подобный тому, что совершают бегуны на старте. Вырастет на 2-3 см и прибавит около 600 грамм, улыбнется вам первой милой беззубой улыбкой. А вы за этот месяц превратитесь в умудренных опытом родителей.

Показатели нервно-психического и физического развития:

  • кратковременная фиксация взгляда на блестящем/ярком предмете
  • первая улыбка
  • вздрагивание и мигание при резком звуке
  • успешные попытки держать голову, лежа на животике. Проблемы, с которыми вы можете столкнуться на первом месяце жизни вашего ребенка

Угри новорожденных

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет»: «Где-то на 3-4-й неделе будьте готовы к тому, что кожа на личике ребенка испортится. Как это бывает у подростков, красная жирная сыпь покроет почти все лицо, и ранее мягкие гладкие щечки станут шершавыми, как наждачная бумага. Эти явления скоро проходят (опытные и наблюдательные родители планируют делать снимки и крестить детей до или после периода появления угрей). Угри новорожденных достигают максимального проявления где-то на 3-й неделе и проходят за месяц — полтора.

Складывается ситуация, когда высокое содержание гормонов может вызвать избыточную выработку сальными железами жирного вещества, называемого кожным салом, особенно на лице и волосистой части головы. Закупорка сальных желез ведет к воспалению и образованию узелков. Родители называют их детскими угрями. Медицинское название этого явления — себорейная экзема.

Угри новорожденных чаще беспокоят родителей больше, чем детей. Остригите ребенку ногти, чтобы он не царапал лицо. Осторожное обмывание водой с детским мылом удаляет избыточный и раздражающий жир. Если угри инцифицируются (краснота вокруг узелков или истечение похожей на мед жидкости), ваш врач может выписать специальную мазь. В большинстве случаев угри новорожденных полностью исчезнут без дополнительной заботы о коже. Если же угри появились рано (на 2-й неделе) и/или быстро распространились, захватывая волосистую часть головы, шею и даже плечи, это может свидетельствовать о начинающейся аллергии на смесь, которой вы кормите ребенка, или на ваше молоко.»

Кишечные колики

Эпизоды острых болей в животе наиболее часто встречаются у детей первого года жизни. Впервые колики проявляются на 3-4 неделе жизни ребенка. Наиболее характерное время суток для колик — вечерние часы. У детей в возрасте около 1 месяца кишечные колики повторяются 1-2 раза в неделю и длятся до получаса. Затем они появляются значительно чаще и могут длиться 3-5 часов. После отхождения газов боли в животе, как правило, стихают, но иногда через довольно короткий промежуток времени колики возобновляются.

Специалисты рассматривают несколько причин возникновения кишечных колик у детей. Среди этих причин:

незрелость процессов нервной регуляции деятельности кишечника;
неправильное приготовление смесей для детского питания;
слишком активное сосание с заглатыванием воздуха;
реакция кишечника грудного малыша на употребляемые матерью продукты
и т.д.
Отмечено, что кишечные колики чаще встречается у первенцев. Кроме того, отмечена связь между тревожно-мнительным настроем матери и частотой возникновения кишечных колик у детей. Существует теория, что колики могут быть обусловлены гормональным дисбалансом в организме матери. Главный рецепт избавления от колик - терпение.

Облегчить состояние малыша можно:

приложив тепло к вздутому животику (грелку или проглаженную утюгом пеленку);
искупав в теплой ванной с успокаивающими травками;
сделав массаж живота (ребром ладони вокруг пупка по часовой стрелке) или гимнастику (резко прижимаем согнутые или прямые ножки к животику… обычно вслед за этим раздается канонада);
дать ребенку грудь - также хороший способ успокоить лялю с больным животиком, сосание груди рефлекторно расслабляет сфинктеры;
есть специальные лекарственные средства от вздутия живота - «Саб-симплекс» или «Эспумизан».

Главное, в чем нуждается ребенок первые месяцы после рождения, — постоянное присутствие мамы. Физический контакт невероятно важен, ведь целых девять месяцев ваш малыш был одним целым с маминым организмом. Психологи говорят, что при любом дискомфорте (холод, жара, голод, одиночество) ребенок младше трех месяцев ощущает панику. У него нет ощущения времени, поэтому он не согласен «потерпеть минуточку», пока мама занимается хозяйством. Если вы постоянно носите на руках бодрствующего младенца, кормите по требованию, часто целуете его, реагируете на «каждый писк» и окружаете его психологическим комфортом, вы растите сильную и самостоятельную личность!!!

Средняя прибавка за первый месяц - 600 грамм, но нормальной по рекомендациям ВОЗ будет считается любая больше 400 грамм. Если ваш малыш вскармливается грудью по требованию, будьте готовы к тому, что первые месяцы прибавки будут существенно больше среднестатистических.

Девиз этого месяца и всей последующей жизни - «средних» детей нет!!! Ваша девочка или мальчик уникальны и неповторимы!

Календарь развития: Второй месяц

Чудесное время, проведенное с мамой! Маленький человек смотрит, впитывает, слушает, учится. Незаменимой вещью для мамы и малыша может стать слинг (лоскутный держатель). С деткой в слинге мама может совершать длительные прогулки, ходить за продуктами, готовить еду и прибираться в квартире.

Школа развития
Разговаривайте с деткой. Особенно они восприимчивы в состоянии спокойного сосредоточения, когда не голодны, не устали и их ничего не беспокоит. Интонации нежные, речь тихая, неторопливая. Хорошо, если ваш малыш будет беседовать не только с вами и папой, но и с бабушками-дедушками, тетями-дядями, сестрами-братьями. Чем больше голосов услышит и узнает ребенок, тем больше шансов развития у него хорошего слуха и своевременных формирований речевых навыков. Детки, «общающиеся» с большим кол-вом родственников и знакомых, интеллектуально развиваются быстрее тех, кто находится в определенной изоляции.

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет»: Секреты разговора с ребенком. Смотрите на слушателя. Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь — всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто. Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» — они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа».

Сопровождайте речь жестами. Скажите: «Помаши киске ручкой: „пока-пока!“ и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы. Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос, а значит, диалог.

Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете — приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: „Сейчас папа снимет пеленку… а теперь мы положим другую...“ Не думайте о том, что со стороны это, возможно, выглядит странно, — помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда „ушки на макушке“, он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от времени ребенок подает вам какой-нибудь знак, привлекая ваше внимание. Он может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы говоря: „Мне нравится, давай, говори“. Но не забывайте о признаках, показывающих отсутствие внимания: взгляд в пространство, малыш не смотрит на вас или отворачивает голову в сторону. Это означает: „Ну довольно, давай займемся чем-нибудь другим“.

Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая ребенку вопрос, дайте ему время „ответить“. Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращенную к ним речь.»

Пойте! Даже если медведь не только наступил вам на слуховой аппарат, но и изрядно по нему потоптался. Да, возможно, через некоторое время ваш зайка заявит: «мамочка, пожалуйста, не пой! У меня уши больно» (чесслово, со мной такое случилось только в ребенкиных два с половиной года… Хотя способности мои в смысле пения минимальны:)), но пока ваш голос - лучшее, что может услышать ваш ляль. Подключайте пап, к их голосам детки привыкают, еще находясь в мамином животике, поэтому призовите их отринуть лишнее стеснение и пообещайте никому не рассказывать:D! Шедевральное исполнение нашим папой таких бессмертных произведений, как «Мама, Мама, что я буду деееелать…» и «Там вдали, за рекой…» до сих пор держится на первых местах марикиных чартов.

Показатели развития за второй месяц:
В среднем прибавка веса за месяц составляет 800 грамм;
Рост увеличивается на 2-3 см;
Следит взглядом за движущейся игрушкой;
При громких звуках уже не пугается, а сосредоточенно прислушивается;
Улыбается в ответ на приветливую речь взрослого;
1-2 минуты держит голову в вертикальном положении.

Календарь развития: Третий месяц

Этот месяц последний из «проблемных». Скорее всего, вместе с его окончанием закончатся и колики. Малыш все больше бодрствует, может не спать до двух часов. Вы - родитель с обалденным стажем, которого трудно поставить в тупик. Вы хорошо знаете свою кроху и знаете, когда он хочет спать, когда есть и когда развлекаться. Теперь ваши длинные монологи становятся полноценными диалогами, ляль не только слушает голоса и звуки, но и отвечает гулением. Гуление (первые предречевые гласные звуки) ребенок издает в спокойно-сосредоточенном состоянии. В ответ на эмоциональный разговор взрослого появляется комплекс оживления (ляль с радостно-удивленным лицом всплескивает ручками и быстро-быстро «бежит» ножками). Он любит, когда вы с ним общаетесь, особенно, когда вы дурачитесь. Он будет вне себя от радости, если вы начнете мотать головой, хлопать в ладоши, или покажете ему язык. И он явно будет недоволен, если его оставят одного.

Если где-то неподалеку, вне поля зрения малыша позвенеть погремушкой, лицо вашего малыша преисполнится серьезности:). Это лицо нобелевского лауреата, решающего, как минимум, проблему глобального потепления или придумавшего лекарство от всех болезней сразу. Физически ваш деть уже не какая-нибудь слабенькая новорожденная ляля. К концу месяца он уже хорошо держит голову, лежа на животе приподнимает плечи. Толкается ножками в спинку кровати или подставленные мамины ладони.

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». «3 месяца, занимательные ручки.

Совсем недавно вы играли с маленькими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Теперь он сам научился играть своими руками. Это — наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми.

В этот период младенцы пытаются рукой дотянуться до наиболее знакомых и легкодоступных игрушек и, что еще важнее, до самого себя. Посмотрите, как малыш играет своими собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке иногда весь кулачок, а иногда 1-2 пальца. Конечно, эти любопытные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец — любимейшее занятие в этом возрасте.

Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда — все становится желанной целью для этих ручонок. Малыш в этом возрасте любит вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего — мамину кофточку, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения очень сильные и далеко не ласковые. Если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.

Эти движения еще не очень определенны. Когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он зачастую не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера или каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.»

Интеллектуальное развитие
Начинает узнавать и различать членов семьи;
Много улыбается;
Гулит в ответ на звуки;
Реагирует на присутствие родителей, пытаясь привлечь внимание;
Визуально ищет источник звука, поворачивая шею и голову;
Изучает движения собственных рук;
Координирует чувства: ищет источник звука, сосет при виде груди, выделяет речь среди других звуков.
Постоянно текущие слюни могут вызвать сыпь на подбородке, которая проходит, если ее мазать бепантеном.

Средние прибавки за месяц: рост 2-3 см, вес - 800 грамм.

Календарь развития: Четвертый месяц

Темпы роста и прибавок массы немного снижаются: теперь это 2,5 см и 750 граммов. Колики забыты, как страшный сон и маленький человек начинает семимильными шагами двигаться в сторону «взрослости».


Может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
Хорошо держит голову короткое время
Поворачивает ее во все стороны, когда сидит или лежит;
Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке, толкаясь ножками;
Фокусирует взгляд на предметах, хватает погремушку и тащит ее в рот;
Рассматривает то место, откуда упал предмет
Может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее.

Смеется, когда с ним общаются;
Плачет, если игра прервана;
Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему;
Вокализирует, чтобы начать «разговор»;
Смеется, когда его щекочут;
Затихает, когда слышит музыку;
Активно играет в течение одного-двух часов;
С удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям.
Введение прикормов
Многие педиатры считают, что в возрасте старше 4-х месяцев ребенок готов к вводу прикормов. О готовности к прикорму вашего ребенка можно судить лишь по наличию совокупности факторов:

Возраст не менее 4х месяцев (для деток, которые родились раньше срока, за основу берется гестационный возраст);
Ребенок удвоил вес от рождения. Для недоношенных деток — коэффициент х2,5.
У ребенка ушел выталкивающий рефлекс языка. Есть дать малышу попить из ложки, то ее содержимое не окажется на подбородке (а прикорм даем ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с ложки, чтобы он проходил обработку слюной).
Ребенок умеет сидеть. Может наклониться корпусом по направлению к ложке или отклониться назад, отказываясь от еды. Умеет контролировать поворот головы — может в случае отказа отвернуться. Или наклонить голову.
Если малыш - искусственник, то ест более литра смеси в день, и не наедается. Если на грудном вскармливании, то в каждое кормление съедает обе груди и очень хочет еще.
Ребенок может что-либо зажать в кулачок и засунуть целенаправленно в ротик.
И главное — дети проявляют ОГРОМНЫЙ интерес к пище родителей и стремятся ее попробовать. Природа сама дает знать, когда организм ребенка уже в состоянии принять иную еду, кроме адаптированной (смесь или молоко мамы).

Календарь развития: Пятый месяц

Скорее всего, ваш карапуз уже умеет хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно и принимает положение сидя при помощи взрослого. К концу этого месяца он будет весить примерно в два раза больше веса при рождении. Он наблюдает за своими руками и пытается схватить все, что попадается ему на глаза. Ребенок уже умеет перекладывать предмет из одной руки в другую и брать его двумя руками. Он все тащит в рот и жует.

Ваш малыш все чаще и чаще соединяет гласные и согласные звуки. «Да» — как правило, самая любимая комбинация.

Физическое развитие этого месяца:
Когда сидит с подержкой, хорошо удерживает голову и держит ее прямо;
Может делать «ласточку», лежа на животе: вытягивает ручки и ножки, приподнимает голову и прогибается;
Переворачивается;
Сосет пальцы на ногах;
Уверенно хватает предмет, играет с погремушкой, вложенной ему в руку;
Умеет держать бутылочку одной или двумя руками, или придерживать лапкой мамину титю, видимо, чтоб не сбежала:).
Интеллектуальное развитие этого месяца:
Улыбается и «говорит», чтобы привлечь внимание и пообщаться;
Протестует и сопротивляется тому, кто пытается отобрать у него игрушку;
Знает родителей и близких родственников, может настороженно относиться к незнакомцам;
Имитирует выражения лица, произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м);
Осматривается в незнакомой обстановке, хочет все потрогать, подержать, повертеть, потрясти и засунуть в рот!
Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет;
Осознанно имитирует звуки и движения.
Такой вот совсем уже сознательный человек подрос!

Средняя прибавка 700 грамм, вырастает на пару сантиметров.

Календарь развития: Шестой месяц

Это месяц тысячи достижений:). Малыш не довольствуется простыми звуками, он может пищать, рычать, хрюкать, урчать, плеваться, чмокать губами и щелкать языком. Также он много гримасничает и жестикулирует — строит уморительные моськи.

В этом месяце вы можете заметить, как ваш малыш подтягивается и толкается, развивая мышцы рук и ног. Возможно, он уже начал ползать на животе; возможно, начнет чуть позже. Кроха все настойчивее пытается дотянуться до интересных предметов, привлекших его внимание, поэтому рвется все сделать одновременно: встать, сесть и поползти! С того времени, как ребенок начнет вставать об опору, вероятность несчастного случая резко возрастает. Ни на секунду не оставляйте подвижного полугодовалого младенца на диванах или кровати без присмотра. Только на полу!

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». Развитие мелкой моторики. Развитие „пинцетного“ захвата. Для этого периода характерны два очень интересных навыка, которые развиваются одновременно, дополняя друг друга. Обращение интереса ребенка к маленьким предметам способствует эволюции навыка схватывания: ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами, возникает так называемый „пинцетный“ захват.

Положите на пути малыша кучкой несколько небольших округлых предметов. Сначала он пытается сгрести их, растопырив пятерню, затем — схватить и зажать между ладонью и пальцами. Конечно же, многие из них при этом выпадают из руки. Осваивая „пинцетный“ захват, ребенок сначала начинает дотрагиваться до какого-либо предмета одним указательным пальцем, в то время как остальные сжаты в кулак. Вскоре к указательному присоединится большой палец, тогда малыш сможет удержать ими интересующий его предмет. Чем больше совершенствуется этот навык, тем реже ребенок захватывает предметы, сгребая их, и чаще использует более совершенный „пинцетный“ захват.

Не только брать, но и ронять. В развитии навыков ребенку важно не только научиться что-либо брать, но и выпускать предмет из рук. Малышам очень нравится разжать руки и позволить игрушке упасть на пол. С этим „достижением“ связана одна из наиболее излюбленных игр этого возраста: „Я роняю — ты подбираешь“. Очень скоро малыш сообразит, что падение предметов на пол вызывает у вас определенную реакцию — вы поднимаете упавшую игрушку. Таким образом он учится увязывать причину и следствие.

Из руки в руку. Научившись выпускать предметы из рук, ребенок переходит к освоению нового навыка — их перемещению из одной руки в другую. Дайте ему кольцо и посмотрите, что он будет делать. Сначала он начнет растягивать игрушку, как бы играя в игру „кто кого перетянет“. Если одна рука оторвется от кольца, оно останется в другой, и малыш с интересом начнет переводить взгляд с руки на руку, а затем таким же образом перекладывать игрушку, сначала случайно, потом намеренно. С освоением этого навыка игровые возможности ребенка существенно расширяются. Теперь он может сидеть и заниматься самостоятельно в течение 10-20 минут, перекладывая игрушку из одной руки в другую.»

Ваш ребенок уже вовсю лопочет, произнося самые разные согласные. К концу месяца он сможет реагировать на названия предметов, поворачивая голову в их сторону. Малыш понимает речь по ее интонациям и по-разному реагирует на рассерженный, дружелюбный или подбадривающий тон. Он также учится выражать различные чувства. В мгновение ока ваша крошка может разозлиться, если что-то происходит не по ее, и так же быстро успокоиться при виде интересной игрушки.

В этом возрасте ребенок постоянно изучает мамины и папины лица с разных сторон. Он пытается дотронуться до него при первой же возможности. Так он лучше узнает вас и убеждается в том, что вы — отдельный от него человек. Такие игры как «куку!» (суперинтеллектуальные прятки за пеленку или под одеяло) дают Вашему малышу чувство уверенности в том, что близкие люди его не бросят, т. к. Вы исчезаете и появляетесь почти сразу.

Еда представляет для малыша все больший интерес, поскольку он уже может что-то есть самостоятельно. Неаллергичному малышу кроме основных блюд прикорма можно дать погрызть сушку или баранку. пытается ползти на животе, свободно поворачивает голову на любой звук или движение (никто не промчится, никто не пройдет!), поворачивается и наклоняется в любых направлениях, может сидеть с поддержкой короткое время, интересуется и любит играть едой, могут появиться первые зубы, берет пищу губами с ложки во время кормления.

Интеллектуальное развитие: вокализирует для выражения удовольствия и неудовольствия: урчит, хнычет, когда жалуется; гукает, гыкает и смеется. Издает мильон разных интересных звуков, опасается незнакомцев, агукает или перестает плакать, когда слышит музыку, откликается на свое имя.

Ляль совсем уже настоящий человек, у которого могут резко меняться настроение и эмоции. Он долго и тщательно изучает предметы, разглядывая и ощупывая их.

Прибавка в весе за месяц составит примерно 650 грамм, а в длину малыш вырастет на 2 см.

Календарь развития: Седьмой месяц

К концу этого месяца ваш ребенок, скорее всего, уже будет сидеть без поддержки и, возможно, даже сам садиться. Вскоре он будет лучше удерживать равновесие и начнет совмещать сидение с другой деятельностью, например, игрой.

Возможно, ваш ребенок уже ползает на животе или на четвереньках. Поначалу он может передвигаться задом наперед, но он вскоре научится ползать и вперед, достигая интересных целей. Некоторые дети вырабатывают свои собственные способы передвижения до, после или вместо ползания, а некоторые вообще не ползают, а сразу начинают ходить.

Когда ребенок научился передвигаться самостоятельно, ему хочется обследовать то, что находится за пределами комнаты, но он боится вас оставить. Однако в один прекрасный день он преодолеет свои сомнения и выберется в другую комнату, но тут же вернется, чтобы убедиться, что вы на месте.

Ваш ребенок повторяет увиденные действия руками. В течение последующих двух месяцев он, скорее всего, отдаст предпочтение правой или левой руке. Обязательно стимулируйте «отстающую» руку - вкладывайте именно в нее интересные игрушки, с нее начинайте пальчиковые игры, ведь это поможет малышу развиваться гармонично. А пока лялик все так же хватает все, до чего может дотянуться, перекладывает предметы из рук в руки, трясет ими, гремит, стучит, катает, сжимает, рвет, тянет на себя и бросает все подряд.

Ваш ребенок может выражать удовольствие при помощи самых разнообразных звуков от гукания до тихого урчания. Он часто пытается имитировать звуки взрослых и по тону Вашего голоса начинает понимать ваш эмоциональный настрой.

Невероятный интеллектуальный скачок: маленький человек уже усвоил, что предметы существуют, даже если он их не видит. Он ищет упавший предмет и узнает свои игрушки. Скоро он сообразит, что если он не может дотянуться до игрушки, он может дотянуться до одеяла, на котором она лежит и, подтянув его к себе, добраться до желанной игрушки.

Возможно, у Вашего малыша в этом месяце прорежется первый зуб. Как правило, это передний нижний зуб. Обильное слюнотечение и сосание нижней губы — обычные признаки прорезывания зубов. Конечно, зубы могут вызвать небольшую температуру и понос, но не стоит списывать все на зубы, т. к. это может быть и настоящим заболеванием.

Вы по-прежнему являетесь главным человеком в жизни Вашего малыша. До сих пор, когда ребенок произносил слова «мама» или «папа», он, скорее всего, делал это неосознанно. Но уже через несколько недель он поймет, что мама — это только один, самый любимый человек.

Физическое развитие ребенка этого месяца:
Раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках или ползет;
Может передвигаться на спине, поднимая и опуская попу, встает на этакий полумостик;
Держит в каждой руке по предмету и любит лупасить ими друг об друга
Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта;
Берет предметы пальцами.
Интеллектуальное развитие:
Дразнится, имитирует понимает, когда с ним дурачатся;
Гладит свое отражение в зеркале;
Лучше концентрирует внимание, проявляет интерес к деталям;
Понимает, что предмет не исчезает, если он его не видит;
Подражает различным звукам. Как правило, издает звуки типа «ма, му, да, ди…».
Может принять картинку с изображением ребенка за себя самого и издавать соответствующие звуки.
Знает, кто мама и что мама только одна.
Узнает свое имя.

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». «Боязнь чужих. Эта „болезнь“ обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта „общительная бабочка“ превратилась в „недоверчивую гусеницу“. Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.

Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей — по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

Общению нужно учить. Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: „Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая“. Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию.

Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам — избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.

Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это — элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша (»На самом-то деле он очень хороший мальчик"). Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например, погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно — и приближающемуся человеку.

Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.»

Прибавка - 600 грамм, рост - плюс два сантиметра.

Календарь развития: Восьмой месяц

Ваш карапуз становится все более любопытным. Он обо всем хочет узнать сам, исследовать этот мир самостоятельно, пока не понимая, что его действия могут причинить ему вред. Поэтому он с беззаботной беспечностью путешествует по дому и лезет повсюду, куда может добраться.

Ваш малыш уже, вероятно, довел до совершенства свою технику передвижения и чувствует себя достаточно свободно. Поскольку в процессе ползания у него значительно укрепились мышцы, он будет делать частые попытки встать.

Кухня, несомненно, самое любимое место для игр детей всех времен и народов. Обязательно проверьте, до каких полочек и шкафчиков может добраться Ваше сокровище, и храните там только небьющиеся, безопасные вещи. Подумайте, как можно запереть те шкафы и ящики, куда лазить не стоит. Дети обожают выбрасывать мусор из ведра и разносить его по дому, так что лучше убрать ведро подальше от ребенка. У нас одно время мусорное ведро жило на кухонном столе. Малоэстетично, зато безопасно. Убрали в столь отдаленное место после выуживания Мариком из помойки чайного пакетика и невероятно быстрого его пожирания. Обязательно предупреждайте малыша, когда открываете и закрываете двери: многие дети любят прятаться за ними, ведь это так весело!

Ваш малыш уже хорошо владеет своими пальцами и может брать мелкие предметы при помощи большого и указательного пальцев. Он также может показать на то, что он хочет, и проследить глазами, куда Вы показываете. Его зрение и наблюдательность настолько развиты, что он может определить, какая вещь только что появилась в его комнате. Трудно предсказать, как Ваш ребенок будет питаться в этом месяце. Его поведение за едой и пристрастия могут меняться каждую неделю. Когда у детей режутся зубы, многие теряют интерес к еде. Просто следуйте желаниям Вашего ребенка, не кормите его насильно. Очень может быть, что ваш малыш в течение всего прорезывания зубов будет довольствоваться грудью или смесью.

Языковое развитие начинается задолго до того, как Ваш малыш произнесет первое слово. Продолжайте разговаривать с ним, даже если ваша беседа больше похожа на монолог. Вы заметите, что он повторяет за Вами движения губ, пытаясь повторить то, что он услышал.

Физическое развитие ребенка в этом месяце:
Может играть с предметом и одновременно наблюдать за другим;
Показывает на предмет и следит глазами, куда показывают другие;
Ползает с игрушкой в руке;
Встает у опоры, может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо;
Хлопает в ладоши и машет руками;
Все пробует на вкус.
Интеллектуальное развитие:

Отталкивает неинтересный предмет;
Привязан к родителям, не любит посторонних;
Гладит или целует свое отражение в зеркале;
Не любит ограничения;
Помнит недавно произошедшие события;
Может начать осознанно говорить «мама» и «папа».

Календарь развития: Девятый месяц

В зависимости от того, чего уже достиг ваш малыш, в этом месяце он может сделать небольшой перерыв в своих достижениях. Ему нужно время, чтобы закрепить и отработать уже имеющиеся навыки.

Скорее всего, ваш ребенок уже может самостоятельно садиться. Он бодрствует несколько часов подряд (чаще всего, детки в этом возрасте переходят на двухразовый дневной сон), развлекаясь ползанием и исследованием окружающего мира. Многие малявки к этому времени уже начинают ходить у опоры. Как правило, путешествие начинается вдоль дивана или вокруг журнального столика и вскоре достигает глобальных масштабов, когда малыш, придерживаясь за стены и мебель, может обойти всю квартиру.

Растущее любопытство и подвижность малыша заставляют родителей всерьез задуматься о его безопасности. В этом возрасте у детей появляется страсть к верхолазанью. Попасть наверх достаточно легко, а вот спуститься значительно труднее и может окончиться печально, поэтому обязательно надо учить маленького спускаться с диванов-кроватей и т.д. задом. К 10 месяцам Марик уже четко реагировал на команду «попой!» и слезал с мебели спиной, вместо того, чтобы лететь с дивана клювом вниз.

Ваше солнышко - настоящий интеллектуальный гигант, он начинает понимать взаимосвязь между предметами, может положить меньший предмет в больший, возможно, даже построить башню из двух. Он также начинает смутно догадываться, что вещи и люди существуют по отдельности, когда он их не видит. Малыш уже понял, что когда Вы выходите из комнаты, вы не исчезаете, а просто он вас не видит, но тем не менее, он хочет, чтобы вы были с ним.

Если Ваш малыш часто повторяет какие-то слоги, вполне вероятно, что это его первые попытки говорить. Например, «ба» может означать бутылочка… или банка… или еще чего-нить нужное в хозяйстве. Возможно через два, три месяца ребенок произнесет свои первые настоящие слова, а может быть, он начнет говорить не раньше 18-ти месяцев или 2-х лет. Несмотря на то, что ваша детка еще не говорит, он уже все прекрасно понимает. Пассивный словарный запас ребенка в 9 месяцев просто огромен.

Физическое развитие ребенка этого месяца:
Хлопает в ладоши и стучит предметами;
Поднимает и играет двумя предметами одновременно;
Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками;
Встает и стоит у опоры, может развернуться в «ползке»;
Лезет вверх по мебели.
Интеллектуальное развитие:
Любит играть рядом с родителями;
Осознанно выбирает игрушку;
Реагирует на поведение других детей, может заплакать, если они плачут, может даже защищать себя и свои игрушки;
Оценивает настроение людей, к сердитому и усталому папе может и не подойти;
Сам начинает игру;
Имитирует множество звуков;
Настоящий артист, который работает на публику, повторяя действие, если его хвалят;
Находит игрушку, спрятанную у него на глазах;
Ему надоедает одна и та же игра;
Может вспомнить, в какую игру он играл вчера;
Выполняет простые просьбы;
Узнает, что такое вертикальное пространство и боится высоты.

Календарь развития: Десятый месяц

К этому возрасту уже практически все дети ползают, многие могут стоять у опоры, некоторые ходят вдоль мебели, некоторые уже могут сделать один-два шага самостоятельно, и только очень немногие уже умеют ходить. Ваш малыш уже прекрасно сидит, поворачивается сидя, наклоняется, меняет положение, ложится из положения сидя. Восторг от овладения новыми навыками мешает спать многим детям, даже во сне они продолжают ползти, садиться и даже вставать в своей кроватке.

Скорее всего, ребенок любит рассматривать картинки в книжках и слушать, как вы читаете ему, хотя и понимает далеко не все. Когда его просят показать что-либо, он «тыкает» в некоторые предметы.

Физическое развитие:
Может вставать у опоры;
Ходит, держась обеими руками за опору или руки родителей;
Может залезать и слезать с невысокого дивана и садиться из положения стоя;
Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»;
Может унести два-три мелких предмета в одной руке, главное, чтоб поместились.
Становится явным правшой или левшой.
Интеллект:
Обожает играть с водой;
Осознает себя как личность;
Ищет одобрения со стороны взрослого, а также внимания и сотрудничества мамы и папы;
Может неуютно себя чувствовать в незнакомых местах.
Малышу нравится подражать действиям других: он жует зубную щетку, трет себя мылом, невзирая на свою половую принадлежность «бреется» или «красит губы»;
Понимает и выполняет некоторые просьбы;
Открывает ящики и исследует их содержимое.

Календарь развития: Одиннадцатый месяц

Учимся ходить!!!

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». «Ребенок начинает ходить — рано или поздно? Около половины детей обычно начинают ходить к году, но могут быть совершенно нормальные, хотя и значительные, отступления от этого срока.

Обычным считают период с 9 до 16 месяцев. Ходьба зависит от трех взаимосвязанных факторов: мускульной силы, равновесия и темперамента. Последний больше всего влияет на то, в каком возрасте ребенок начнет ходить. Дети со спокойным темпераментом зачастую не торопятся и действуют более осмотрительно. Поскольку на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как ракеты. Малышей, которые начинают ходить поздно, похоже, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Они в своем темпе проходят этот этап развития, можно сказать, взвешивая каждый свой шаг. Но уж когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Другие начинают ходить рано — это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают схватить фотоаппарат. Хотя довольно трудно предположить, кто начнет ходить рано, скорее всего, это может быть ребенок с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица. Существенно влияет и тип телосложения ребенка. Худенькие малыши обычно осваивают ходьбу раньше. Дети, начавшие рано ходить, как правило, отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Родители, принимающие стиль сближения и много носящие детей на руках, иногда задаются вопросом: «Не станет ли в этом случае малыш позже ходить?» Нет. Наш собственный опыт и исследования других ученых доказывают, что дети, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к ребенку (например, когда малыша по несколько часов в день водят на помочах), зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами. В принципе же, совсем не важно, пойдет раньше ваш или соседский ребенок и кто выиграет это состязание в скорости: возраст, в котором ребенок начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных способностей или физических данных. То, когда и как малыш начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.»

Календарь развития: Двенадцатый месяц

Ваш малыш все больше и больше осознает себя как личность. Он уже рассматривает себя как самостоятельного человека, знающего свои размеры, нужды, пристрастия. К началу месяца Ваш ребенок уже понимает почти все, что касается повседневной жизни. К концу месяца его активный словарный запас будет состоять из нескольких слов, время от времени проскальзывающих в его детской речи. Западные педиатры говорят о 2-3 словах, российские «требуют» 8-10. Скорее всего, ваш ребетенок либо уже ходит, либо пойдет в течение этого важного месяца.

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». Освоение мира слов. По мере освоения ребенком удивительного мира слов вы все больше убеждаетесь, что малыш полностью понимает вас, хотя, может быть, и не всегда исполняет ваши указания. Простые и часто повторяющиеся вопросы будут получать совершенно понятные ответы. «Хочешь на ручки?» Малыш не скажет ни «нет», ни «да», но язык его жестов абсолютно понятен вам (конечно, за исключением того случая, когда он сам толком не знает, чего же ему хочется).

В возрасте около года малыши по-прежнему говорят немного слов, но понимают очень многое и владеют развитым языком жестов. Восприятие ребенком речи (способность понимать) всегда на несколько месяцев опережает его способность выражать свои мысли. Из того, что ребенок говорит пока очень мало, вовсе не стоит заключать, что он недостаточно хорошо понимает вас. Если вы примерно удвоите то, что, по вашему разумению, малыш в состоянии сейчас понять, вы получите приблизительный уровень его языкового понимания в этот момент. Причем такой подход справедлив для детей любого возраста.

Первые слова:

Наряду с лучшим пониманием вашей речи, мимики и жестов, малыш начинает расширять и свой словарный запас. Хотя часто в этом возрасте ребенок в основном по-прежнему что-то бессвязно болтает, время от времени он будет удивлять вас интересными интонациями в своем монологе, тем самым давая вам понять, что уж по крайней мере сам он знает о чем говорит, хотя
вы и не понимаете его. Термин «слово» означает набор звуков, используемых для обозначения какого-то предмета или действия. Это справедливо и в том случае, если произносятся эти звуки недостаточно четко. Так, первые слова малыша — это все равно слова, хотя понимают их, может быть, только родители. Большинство детей на этом этапе развития владеют лишь несколькими знакомыми словами («папа», «мама», «киса»), но очень любят имитировать вашу речь, а также кашель, сопение носом, чихание, цоканье и щелканье языком.

Голос детей к этому времени становится значительно громче прежнего. Берегите собственные уши в этот период крика и воплей и радуйтесь, что скоро он кончится — просто малыша интересует, какой силы звук способен он издать и как это отзовется в барабанных перепонках. Чтобы с непривычки не вызвать шок у своих гостей, постарайтесь научить малыша, как нужно говорить шепотом. Такой «таинственный» голос обязательно привлечет его внимание и он захочет попробовать «говорить» так же».

Уфф, пора подводить итоги. Ваш малыш уже не такой уж и маленький. За год он вырос на 25 сантиметров (в полтора раза!) и утроил свой вес. Месячные прибавки совсем небольшие - 350 грамм и 1-1,5 см.

Вот такой вот взрослый ляль! А впереди еще множество достижений, эверестов/джомолунгм, которые ребенок обязательно преодолеет с вашей помощью! Но сначала первый «настоящий» день рождения ребенка, с первой в жизни горящей свечкой, украшающей праздничный торт — это действительно праздник и для детки, и, конечно, родителей годовалого малыша!

Теория интеллектуального развития новорожденного с первых дней появления его на свет и до наступления двухлетнего возраста была сформулирована в середине прошлого века биологом и философом Жаном Пиаже (Швейцария). Согласно этой концепции, в ходе постепенного развития мышление человека претерпевает ряд принципиальных изменений, а интеллект представляет собой высшую адапционную форму.

Начальный уровень интеллектуального развития младенцев

Сенсорно-моторный интеллект представляет собой начальный уровень развития мышления у ребенка, который образуется в период, когда он еще не успел в полной мере овладеть речью и воспринимает мир через координацию своих движений. Всемирно известный швейцарский детский психолог Жан Пиаже выделил шесть основных этапов постепенного развития сенсорно-моторного интеллекта, которые позволяют определить момент появления интеллектуального поведения ребенка. С точки зрения ученого интеллектуального развития младенцев проходит следующие стадии:

  • (происходит сразу после рождения и продолжается в течение первого месяца жизни);
  • образование первых навыков и первичных круговых реакций на внешние раздражители (этот период может занимать в развитии до полугода);
  • координация зрительных и хватательных рефлексов, которые начинают сочетаться с вторичными круговыми реакциями. В этом возрасте ребенок впервые пробует применить свои действия для достижения цели. Это начало возникновения интеллекта (данный период продолжается приблизительно до 9 месяцев).
  • Следующий этап развития интеллекта новорожденного представляет собой так называемый «практический интеллект», когда ребенку заранее указывается цель. Все те средства, которые понадобятся ему для ее достижения, он заимствует из прошлого опыта. К примеру, он может взять руку взрослого человека и перемещать ее по направлению к предмету, заинтересовавшему его. Также ребенок может воспользоваться каким-нибудь подручным средством, чтобы достать игрушку, находящуюся от него на расстоянии (этот этап развития продолжается примерно до 11 месяцев).
  • В ходе дальнейшего развития интеллекта ребенок раннего возраста находит новые средства, для того чтобы достичь поставленных перед собой целей. Его зачастую попросту не удовлетворяет обыкновенное воспроизведение уже увиденных или испробованных движений, которые принесли ему желаемый результат. Одна из особенностей развития интеллекта детей на этом этапе заключается в том, что малыши специально изменяют увиденные или испробованные движения, чтобы на своем опыте подробнее изучить полученные результаты. За счет новых действий малыш открывает новые средства, благодаря которым он может достичь желаемой цели (продолжается примерно до 18 месяцев);
  • различные новые средства для решения поставленных задач ребенок ищет за счет новых схем действия, которые могут привести к неожиданному озарению (этот период может продолжаться примерно до двухлетнего возраста).

Структура сенсорно-моторного интеллекта представляет собой сложно организованную систему, состоящую из различных схем действий, которые взаимосвязаны между собой. Использование ребенком этих схем позволяет выработать собственную логику действия. Благодаря этому типу интеллекта, малыш приобретает устойчивое представление о том, что объект, с которым он взаимодействует, постоянно существует в пространстве и времени. Кроме того, к нему приходит осознание того, что он тоже является объектом в окружающем мире.

Чтобы сенсорно-моторный интеллект перешел в мышление в традиционном понятии, его схемы действия должны перейти в подвижные умственные схемы, которые должны координироваться между другими индивидами. В основе сенсорно-моторного интеллекта лежит, прежде всего, стремление ребенка достичь точно поставленной цели. Он имеет дело с объектами, принимающими активное развитие в его моторике. На этом этапе развития интеллекта дети ещё не проходят процесс социализации, так как здесь они еще не используют знаки и символы.

Статья прочитана 999 раз(a).



Публикации по теме