Регулировка зазоров рулевой рейки на калине. Ремонт рулевой рейки на Лада Калина своими руками — устройство, разборка и регулировка

Неаккуратное вождение или частая замена рулевой рейки на Калине. Вот такая тема будет сегодня раскрыта в данной рубрике. Информация будет касаться не только собственников Калины, но и всех остальных модификаций, так как конструкция ходовой части практически однотипна.

Желательно, чтобы после того как прочитают статью многие смогли бы своими силами провести ремонт рулевой рейки , не прибегая к помощи СТО .

Несомненно, стиль вождения напрямую влияет на многие детали, такие как: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, особенно, при гиперактивной езде возможны поломки.

Принцип работы и причины неполадок


Замена рулевой рейки на Калине осуществляется по ряду причин :

  • Механические повреждения;
  • Заводской брак;
  • Длительный срок эксплуатации;



Ходовая система довольно сложный механизм и состоит из многих компонентов, таких как
  • Рама и оси;
  • Рулевая колонка и ее компоненты;
  • Рессоры, пружины цилиндрического типа, .

Как правило , выход со строя рулевого механизма водитель почувствует всегда, характерным , устойчивость на дороге плохая, стук амортизаторов, машину кидает по всем сторонам, даже на малых скоростях, не пропорциональный износ шин.


Многие согласятся, чем дорога хуже , тем чаще приходиться менять рулевые рейки и наконечники. А у начинающих водителей возникает масса вопросов в виде:
  • определение работоспособности рулевого механизма;
  • профилактика и ремонт своими силами;
  • наличие специального инструмента;
  • какая фирма лучше;
  • прохождение диагностики .


Способы диагностики


Заезжаем на смотровую яму или эстакаду. Прикладывая усилие дергаем руками за наконечники и рулевые тяги. Наличие люфта сообщит о необходимости проведения ремонта, в ином случае можете следовать дальше, но такое редко случается.

Инструмент для проведения работ:

  • Комплект накидков или головок;
  • Отвертка с плоскими и крестообразными насадками;
  • Небольшой молоток;
  • Пассатижи;
  • Рулетка;
При наличии съемник, в противном случае обязательно приобретите (без него никуда). В продаже имеется в любом автомагазине или на авторынке. Желательно брать качественный, а не дешевую подделку. Существуют два типа: универсальный и уголок. Практичнее всего универсальный, проверенно не на одном уже водителе.

Ремкомплект должен состоять из: пары наконечников, рулевых и поперечной тяг, гайки, шплинты, сгон рулевой тяги, одна пластмассовая втулка. Подробнее читайте статью "

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Счастливые владельцы новенькой Лада Калина даже не подозревают, что этот небольшой городской автомобильчик таит в себе массу секретов.

И вдруг, маститые умельцы автосервисов по непонятным причинам стали отказывать владельцам в просьбе регулировки или если необходим Калина.

Судя из описаний в специальной литературе, рулевая рейка Лада Калина совершенно ничем не отличается по конструкции от всех предшествующих переднеприводных ВАЗовских разработок.

В чём причина такого поведения? И другой вопрос, который напрашивается автоматически: интересно, по каким причинам на машинах, которым не исполнилось и несколько лет, уже приходится регулировать рулевое управление. Всё по порядку.

Зачем нужна подтяжка рулевой рейки на Калине?

Рабочие части любого, даже самого надёжного и самого дорого автомобиля неизбежно приходят в негодность и нуждаются в замене. Что говорить об отечественных бюджетных моделях типа Лада Калина?

Давно пора привыкнуть к тому, что ремонт – это привычное для таких авто, состояние. В отношении рулевого механизма следует заметить, что оно действительно аналогично, как и на других моделях, и на Калине производится также часто, как и на её собратьях по конвейеру.

Для того, чтобы понять причину возникновения необходимости подтяжки рулевой рейки на Калине, следует вспомнить :

  • рулевое колесо через колонку и гибкую сцепку передает вращательное движение на приводную шестерню;
  • шестерня, имея подвижное соединение с рейкой, передаёт ей вращательное движение и заставляет двигаться;
  • к рейке прикреплены концы , которые и поворачивают колёса.

Элементарно-простое устройство, как и на многих автомобилях. Во всей этой конструкции имеется очень маленькая деталь, которую можно увидеть лишь со смотровой ямы – это прижимная пружина, регулирующая усилие с которым рейка прижимается с шестернёй.

Пружина выполнена в виде конуса, однако, в ходе эксплуатации она быстро теряет свою упругость и сила давления снижается. Именно поэтому возникает необходимость сильнее зажимать пружину, чтобы восстановить необходимое усилие.

Подтяжка рулевой рейки на Калине производится с помощью специального ключа, но по конструкционным особенностям именно этой модели, выполнить операцию можно, только сняв рейку с машины.

Именно по этой причине на сервисах неохотно берутся за данную процедуру. Работы на 5-ть минут, а с демонтажом - возня.

Разборка рулевой рейки Лада Калина без проблем

Или увеличение на Калине могут быть устранены поворотом специального ключа на 10-12 градусов, однако, чтобы выполнить эту секундную операцию следует снять рейку, придерживаясь такого алгоритма:

  • передняя часть автомобиля должна быть подвешенной, что можно выполнить с помощью подъёмника или установив авто на «козелки»;
  • пока руки не испачканы, откручиваем в салоне болт шлицевого соединения рулевой колонки. Делать это не очень удобно, так как место находится под педальным блоком;
  • сняв передние колёса, откручиваем гайки поворотных кулаков и извлекаем их;
  • в подкапотном пространстве также следует провести подготовку: снять аккумулятор вместе с площадкой и теплоотражатель;
  • на последнем этапе откручиваем гайки, прижимающие крепления рейки к кузову и изымаем последнюю на свет белого дня.

Зажав кожух рейки в тисках, следует попытаться подвигать рейку за «усы» вправо и влево. Если люфт ощутим, то можно попробовать подтянуть гайку пружины, но не более чем на 10 градусов, после чего следует проверить снова наличие люфта.

Такую процедуру нужно продолжать, пока люфт не пропадёт. Следует помнить, что если пружину перетянуть, то руль будет вращать очень трудно.

Если при осмотре (диагностике) рулевой рейки, выявлены другие неисправности, то необходимо проводить полномасштабный ремонт Лада Калина с заменой всех вышедших из строя деталей. Благо, в наличии ремкомплектов для рулевой рейки Калины не наблюдается дефицита.

Вследствие износа отдельных частей или поломки может потребоваться ремонт рулевой рейки Калина. Водитель, пристально следящий за техническим состоянием транспортного средства, обратит внимание на малейшие неисправности. К ним относятся:

  • стук;
  • слишком тугой ход;
  • невозможность изменить положение колес автомобиля в пространстве.

Если оперативно произвести диагностику, то ремонт будет быстрым и недорогим.

Правильное определение неисправности

  1. Правый край рейки должен блестеть, в противном случае необходим ремкомплект рулевой рейки.
  2. Не допускается наличие даже малейших следов ржавчины, которые выступят в качестве абразивного материала.
  3. Следует проверить целостность втулки: если она стучит или имеет следы износа, то необходимо произвести замену.
  4. Надо внимательно осмотреть все крепления: если обнаружены места с ослабленными зажимами, то их подтягивают.

С последним фактором необходимо быть очень острожным. Чрезмерная физическая сила здесь только навредит. Если решено проводить диагностику и замену своими руками, необходимо использовать смазку и гаечный ключ. Тяжело перемещающийся по резьбе болт или гайка просто требует использования масла. В некоторых случаях ее можно передвинуть на 1-3 деления, но отчаиваться не стоит. Этого хватит для визуального осмотра.

Если следов физического износа или ржавчины не выявлено, можно своими руками вернуть гайку на место. Для этого понадобится гаечный ключ и предельная сосредоточенность. Аккуратно подтягиваем элемент до нужного уровня и фиксируем. С упомянутым элементом связан 1 практический совет: при интенсивной езде подтягивать гайку рулевой рейки нужно каждые 6 месяцев.

Сложностей возникнуть не должно, ведь информация о том, как подтянуть деталь, содержится в инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Техническое обслуживание транспортного средства

Перед заменой рулевой рейки на Калине необходимо определиться с желаемым количеством оборотов — 3 или 4. Данный показатель характеризует максимально возможное количество поворотов из крайне правого в крайне левое положение руля. Если транспортное средство не оснащено системой гидроусиления, то рулевая рейка выбирается на 4 оборота. При меньшем значении управлять машиной станет сложнее.

Справиться с заменой рулевой рейки на Калине самостоятельно можно за несколько часов. Для начала нужно купить новую оригинальную рулевую рейку. Экономить на ней, выбирая китайские аналоги, не стоит. Первоначальная выгода обернется множеством проблем в будущем. В торговой сети представлен комплект с рулевыми тягами, поэтому отдельно купить только рулевую рейку не получится.

Водители со стажем рекомендуют обратить внимание на то, чтобы рулевая рейка имела подходящие наконечники для конкретной модели транспортного средства. Даже при незначительных расхождениях в размерах установка будет возможна. Проблемы возникнут на этапе регулировки.


Рейка рулевая для калины

Купив необходимую деталь, ее необходимо хорошенько смазать. Производители автомобиля Лада Калина далеко не всегда снабжают транспортное средство достаточным количеством смазочных материалов. Для выполнения описанной процедуры понадобятся нейлоновые стяжки, при помощи которых фиксируются резиновые пыльники реек. Минимальная длина стяжек составляет 28 см.

Снятие старых тяг осуществляется с помощью воротка, размер головки которого составляет 15 мм. В качестве дополнительного средства применяется кусок стальной трубы. Дальнейший ремонт рулевой рейки или ее замена включает снятие пыльников и пластиковых стяжек. Если визуальный осмотр показывает, что втулка новой рейки работает «всухую», ее необходимо тщательно смазать. Иногда она требует подтяжки.

Для владельцев автомобиля ВАЗ 11183 первыми «звоночками» того, что грозит ремонт рулевой рейки Калина , станут стуки и посторонние звуки со стороны передней подвески. Вроде бы рулевые наконечники заменили, поменяли шаровые, даже амортизаторы с опорными подшипниками обновили, а стук не проходит. Значит, вам определенно придется проверить и возможно начать её перебирать. Технология ремонта рулевой рейки Калина в целом схожа и со всеми остальными переднеприводными ВАЗами. Ремкоплект можно приобрести и с другой модели, рейку тоже, только шлицевая может отличаться по длине.

Снятие рулевого механизма.

  1. Изнутри салона откручиваем болт крепления шлицевого соединения. Находится он у пола возле рулевого вала. В дальнейшем не придётся лазить в салон грязным, так что рекомендуем эту операцию произвести сразу.
  2. Автомобиль поднимаем на подъемнике, снимаем передние колеса, рулевые наконечники выбиваем из поворотных кулаков.

  1. Гайки крепления рулевого механизма к кузову откручиваем. Удобно делать это трещеткой из-под колесных арок, можно снять локера, если они мешают, тем более что придется через крыло доставать рулевой механизм.
  2. Снимаем аккумулятор, а также площадку, на которой он стоит.
  3. Откручиваем верхнюю гайку теплоотражающей пластины, найдете вы ее за впускным коллектором перед пассажирским сиденьем. Пластину отгибаем на себя и получаем пространство, через которое можно достать рейку.
  4. Если не удалось механизм достать из шлицевого соединения рулевого вала, то можно поддеть его со стороны капота за корпус, раскачать его и тогда снять его будет проще. Разборка рулевой рейки Калины



  1. Выкручиваем регулировочную шайбу.
  2. Корпусом рулевой рейки ударяем о деревянный брусок и достаем упорную втулку.
  3. Далее достаем упорную втулку, ударив корпусом рулевой рейки Калины о деревянный брусок.
  4. Снимаем пыльник и боковые заглушки, разрезав пластиковые хомуты.
  5. Опять корпусом бьем о деревянный брусок до того момента, пока не выскочит приводной вал из картера рейки, после этого планка выйдет из корпуса.
  6. Внутри корпуса располагается пластиковая втулка, которую отверткой достаем и вставляем новую.
  7. старую смазку убираем, обмываем, продуваем рейку и наносим свежий литол, в особенности хорошо промазываем соединения.
  8. Затягиваем регулировочную шайбу по шаблону в инструкции, но на практике продолжаем затягивать до того момента, пока рулевая рейка не начнет ходить без люфта и заеданий.
  9. Собираем всё в обратном порядке, после такого ремонта необходимо будет выставить угол схождения колес.

Рулевое управление любого автомобиля требует ухода и своевременного обслуживания. Стоит допустить одну неточность или невнимательность, и это скажется на управляемости автомобиля. Это не только и не столько комфорт и удобство в управлении, сколько безопасность наша, и наших окружающих. Поэтому при признаках неадекватного поведения автомобиля нужно обращаться за помощью.
В большинстве случаев так и поступают владельцы автомобилей со сложной и дорогой конструкцией, но если у нас родная ВАЗ, то обойтись можно своими силами. Калина – недорогой, надежный и неприхотливый автомобиль. Как и любой технике, ей нужен уход и своевременное обслуживание рулевого управления в целом, и в частности, рулевой рейки.

Диагностика и признаки неисправности рейки Калины

Прежде, чем лечить, нужно знать, что болит. Прежде, чем начать ремонт рулевой рейки калина, нужно убедиться в том, что именно она виновата в:

При появлении этих признаков, скорее всего, в ремонте нуждается именно рейка, но убедиться в этом просто – откройте капот и подергайте рулевую тягу, которая идет от рейки. Если она болтается в картере рейки – все понятно и дальнейшая диагностика бессмысленна. Идем в магазин и покупаем ремкомплект для рулевой рейки Калина.

Инструменты и ремкоплекты

Для полноценного ремонта рулевой рейки нам придется ее полностью демонтировать и произвести осмотр и дефектацию. Как правило, все резиновые и пластиковые детали рейки будут подлежать замене, поэтому, чтобы не терять времени зря, о ремкомплекте позаботимся сразу. В него должны входить все резиновые уплотнители, пыльники, два подшипника – игольчатый и шариковый, и пластиковая втулка. Это неполный комплект.


Для капитального ремонта рейки, кроме всего вышеназванного, в него должны входить еще сама рулевая рейка и шестерня с валом. Если ваш рулевой механизм в более-менее приличном состоянии, то хватит и малого комплекта, а если вы в этом не уверены, тогда придется брать полный набор. Но это в любом случае дешевле, чем покупать новую рейку.

Для работы нам понадобится обычный набор инструментов плюс несколько съемников, которыми не помешает обзавестись на будущее. Это съемник пальца рулевой тяги и стандартный двулапый съемник для выпрессовки подшипников.

Демонтаж рулевой рейки и ее разборка

Теперь, когда мы материально подготовлены к ремонту рейки, стоит приступать к ее снятию. Для этого очистим зону, в которой расположен узел, от пыли и грязи, обеспечим доступ к креплению рейки и рулевых тяг. Мы предлагаем провести работу в таком порядке:



Рейка у нас в руках, осталось ее хорошенько помыть, протереть и зажать в тисках картер через деревянные бруски.


Снимаем рулевые тяги, предварительно расконтрив болты. Это удобнее делать при снятой рейке, потому что при установке ее назад монтаж тяг может причинить дополнительные хлопоты. Срезаем с пыльников затяжные хомуты, крепящие их к картеру, и снимаем их, оценивая состояние износа. Лучше при сборке заменить их новыми, даже если на вид они выглядят прилично. Резина есть резина. После этого снимется центральный пыльник с гофрой. Его тоже лучше заменить новым.


Скорее всего, картина, которую вы увидите, будет неприглядной – грязь, перемешанная состарой смазкой сделали свое грязное дело, поэтому не отчаиваясь, раздираем рейку до конца. Раскручиваем крышку подшипника, извлекаем пружину и металлический упор, пластиковую втулку и все уплотнители. Максимально наглядно мы попытались представить это на фото.


Правильная сборка рулевой рейки

Все изъятые детали нужно вымыть и протереть, а те, которые есть в ремкомплекте, утилизировать. Если сама рейка выглядит не очень уставшей, то можно ее не снимать, а просто промыть и хорошо промазать прямо в картере. То же касается и зубчатого вала. Если подшипник имеет хоть малейщий люфт, его стоит поменять, применив двулапый съемник.
Очень важный момент. Если вы хотите, чтобы рулевое колесо стояло ровно, то нужно совместить при сборке метки на рейке и на картере, как показано на рисунке.



Публикации по теме