Часы с турбийоном: цены и отзывы. Часы с турбийоном

Анна Любимова 11 сентября 2018

Эффектное французское слово tourbillon – это обозначение не менее эффектного часового механизма, который в переводе означает «вихрь». Фактически, турбийон в наручных часах сейчас уже не столь актуален, поскольку был придуман более двух веков назад, когда джентльмены носили часы в нагрудных карманах. Суть этого гениального изобретения состояла в том, чтобы компенсировать неточность часового механизма, на который влияла земная гравитация, причем исключительно в вертикальной плоскости.

Даже сейчас этот незаурядный механизм не только продолжает выполнять свои прямые функции , хотя уже разработаны и более современные методы корректировки хода часов, но также служит мерилом статусности и высокого социального уровня хозяина столь незаурядного хронометра, символизируя владение эксклюзивным и необычным предметом.

Турбийон в часах – что это такое и как он работает?

Что такое турбийон, спросите вы? Это устройство, которое нейтрализует земную гравитацию, влияющую на хронометр.

Часы с турбийоном

На часовой механизм воздействуют силы притяжения. В результате дисбаланса происходит значительная погрешность в ходе часового механизма. Чтобы нивелировать действие притяжения и обеспечить точность, используется специальная конструкция. Это микроплатформа, которая вращается вокруг своей оси с частотой одного оборота в 60 секунд. С помощью встроенного колеса баланса и механизма спуска динамично меняется положение центра тяжести относительно поля гравитации.

В пределах минуты часы и спешат, и отстают. Таким образом, осуществляется компенсация гравитационной погрешности хода часового механизма

Маленький ураган

Механизм часов турбийон – очень красивая и выразительная часть хронометра, придающая дизайну модели индивидуальность и магическую экстравагантность. Это одно из усложнений, которое обеспечивает точность хода часового механизма в пределах+1/-2 секунд в сутки.

Такие часы стоят дорого, поскольку миниатюрный механизм содержит множество деталей, которых в некоторых моделях насчитывается до сотни, а сборка – дело кропотливое и требует профессионального мастерства. Кроме того, настройка и регулировка миниатюрного механизма турбийона – дело времязатратное, и хотя часы с турбийоном в настоящее время уже не входят в разряд диковинок, настоящие фирменные модели престиж-класса выпускаются ограниченными тиражами.

Часы с турбийоном престиж-класса

Обращаясь к истории…

В 1795 году французским часовщиком швейцарского происхождения Абрахамом Луи Бреге, который стал основателем известной часовой марки Breguet, был сконструирован революционный на ту эпоху механизм турбийона, обеспечивающий точность хода часов в вертикальном положении. В 1801 году Бреге запатентовал изобретение.

В виду сложности ручной сборки и настройки часов с турбийоном, дело это считалось под силу лишь самым искусным мастерам. Такую вещь могли позволить себе приобрести истинные ценители коллекционных часов и очень состоятельные люди. Поэтому в течение почти 200-та лет было выпущено сравнительно немного моделей. Во второй половине 20-го века, когда развитие микротехнологий происходило особенно интенсивно, и стала доступна автоматизация процессов, часы с турбийоном снова возродились. В частности фирма Progress выпустила сверхточный tourbillion под названием Preciplus.

Blancpain турбийон

Также стоит отметить и компанию Blancpain, которая еще в 1989 году выпустила так называемый «парящий вихрь» – каретка турбийона отлично просматривается из-за отсутствия загораживающих деталей, а направляет ее движение миниатюрный шарикоподшипник. Также накануне 21 столетия ею был создан хронометр с несколькими усложнениями – турбийон уживался с хронографом, автоподзаводом, 192-часовым запасом хода и вечным календарем.

Турбийон в современных моделях

Как упоминалось выше, механизм турбийона осуществляет калибровку часового механизма лишь в вертикальном положении. Современные часы в процессе эксплуатации все чаще принимают как вертикальное, так и горизонтальное положение в пространстве. Поэтому одним из революционных предложений стали двухосевые мужские механические часы с турбийоном, механизм которых был умещен в компактный корпус Френком Мюллером.

Мужские механические часы с турбийоном

На самом деле идея корректировки хода в двух плоскостях была предложена еще в 1978 году английским физиком Энтони Ренделлом, но заслуга Мюллера состоит именно в умении уместить этот трехмерный механизм в плоскость наручных часов.

Двухосевой турбийон, который занимает традиционное положение на отметке «6» – это две вложенные друг в друга плоскости-каретки, которые вращаются вертикально и горизонтально. При этом два индикатора, занимающие позиции «5» и «7», отсчитывают 8-минутный и 60-секундный интервалы соответственно.

Первый определяет интервал, в течение которого «тельце» турбийона совершает полный круг в плоскости, перпендикулярной циферблату

В 2004 году на смену модели Revolutuion 2 пришла новая трехосевая Revolutuion 3.

В настоящее время наиболее известны швейцарские часы с турбийоном. Среди именитых часовых мануфактур стоит выделить Patek Philippe, Jaeger-LeCoultre, Breguet, Corum, Jorg Hysec, Audemars Piguet. Модели этих брендов, как правило, содержат ряд дополнительных усложнений, корпуса выполнены из драгметаллов, отличаются компактными габаритами и небольшой толщиной. Поскольку этот необычный механизм обладает завораживающим эффектом – его делают доступным для видимости через прозрачные окошки корпуса.

Швейцарские часы с турбийоном

В 2003 году Piaget выпустила часы с трехплатформенным турбийоном, размещенным на отметке «12», толщиной всего в 3,5 мм, который помещен в корпус из белого и розового золота. Компания Corum прославилась моделью Tourbillon Saphir 999 с турбийоном в гладком корпусе из платины 999,99 пробы, который отлично просматривается через прозрачный сапфир. Модель же X-Ray бренда Jorg Hysek, напротив, преподносит турбийон, как органично вписанное в хайтековский стиль усложнение, не акцентируя на нем особого внимания, тем самым пророча, что в будущем это устройство станет таким же привычным как ныне автоподзавод. Но самый совершенный механизм турбийона, запас хода которого заявлен в 240 часов, предложила компания Patek Philippe, представив ценителям модель Ref. 5101P 10 Day Tourbillon. Примечательно, что сам механизм упрятан под циферблат, впрочем, рассматривать его можно через прозрачное сапфировое стекло позади корпуса.

Часы Ref. 5101P 10 Day Tourbillon

Сколько стоят часы с турбийоном?

Стоимость часов зависит от бренда, страны-производителя, а также от того, новая это или подержанная модель. Часы, выпускаемые небольшими тиражами, относят к элит-классу не только в плане дизайна, материалов, функционала и наличия дополнительных усложнений, но и стоимости.

Швейцарские бренды практически все хронометры оснащают «вихревым» механизмом. Модели, относящиеся к разряду «grande complication», выпускаемые фирмами Jaeger-LeCoultre и Patek Philippe, кроме «урагана», славятся наличием индикации звездного времени, минутного репетира, вечного календаря. Отдельно стоит остановиться на самой дорогой модели в мире Sky Moon Tourbillon, стоимость которой определяется в 1 млн. 200 тыс. евро.

Sky Moon Tourbillon

Модели королевского класса

Одними из самых дорогих и престижных признаны часы Jaeger-LeCoultre – модель Reverse Gyrotourbillon из белого и розового золота, их стоимость составляет от 245 тыс. евро. Она также оснащена функциями индикации солнечных восхода и захода, звездного времени, календарем. Продукция марки Patek Philippe также оценивается от 150 тыс. евро. Известную модель Royal Oak компании Audemars Piguet можно приобрести за 100 тыс. евро, а не новую за 85 тыс.

Немецкая мануфактура Moritz Grossmann предлагает модель Benu Tourbillon из белого золота с турбийоном за 168 тыс. евро.

Benu Tourbillon из белого золота с турбийоном

Знаменитая Breguet, которая в настоящий момент объединила усилия с Swatch Group, предлагает престижные модели премиум-класса по цене от 300 тыс. евро. В то же время часы с турбийоном этого бренда можно приобрести и от 70 000 евро, а ношенные от 40 тыс.

Доступные часы с турбийоном

Значительно уступают по стоимости часы мануфактуры Frederique Constant, новые модели которой могут быть приобретены за 30 тыс. евро, а подержанные от 20 тыс. В золотом корпусе – до 40 тыс. евро. Хронометры Zenith El Primero оцениваются в рамках 35-45 тыс. евро, а модели знаменитой коллекции Portugieser компании IWC (International Watch) приобретут нового владельца за 40 тыс.

Хронометры Zenith El Primero

Альтернатива Европе

Сравнительно дешевые китайские часы можно приобрести у известных восточных марок – Sea-Gul, Fiyta, Beiging Watch Factory, гонконгской Longio Watch. Стоят хронометры с турбийоном на порядок ниже европейских аналогов гигантов-производителей. Приобретение реплик, которые собираються на азиатских фабриках с использованием запчастей и технологий оригинального производителя, уступают в цене и престиже, но по уроню качества вполне занимают достойные позиции.

Дешевые китайские часы с турбийоном

Мануфактура Sea-Gul прославилась механизмами ST8000 и флагманом Perpetual, а также моделью с двухплоскостным турбийоном ST8080 GB. Приобрести часы с «вихрем» этого производителя можно в пределах 5-30 тыс. долларов, в зависимости от материала корпуса и наличия одно- или двухплоскостного механизма.

Своеобразные модели в стиле авангарда и хай-тек предлагает компания Fiyta, цены на которые в диапазоне 3-50 тыс. долларов. В стиле аристократизма и утонченности представлены на рынке модели хронометров Beiging Watch. А знаменитые часы Telamon мануфактуры Longio Watch с внушительным дизайном характеризуется запасом хода в 65 часов и водозащитой на глубине 1 км.

Стоимость их около 8 тыс. долларов, в то время как другие модели производителя стоят дешевле – от 2000

Российские часы с турбийоном не встретить ни на отечественном, ни на мировом рынке, по той простой причине, что они не производятся. Возможно, лишь в частном порядке часовых дел мастера готовы заниматься этим кропотливым трудом. Например, нельзя не упомянуть Александра Миляева, который собственноручно изготовил миниатюрные запчасти и собрал самостоятельно часы с турбийоном. На это ушло несколько лет и до сих пор мастер не готов поставить точку в своем коллекционном часовом экземпляре, продолжая его усовершенствования.

Для милых дам

Подавляющее большинство часов с усложнениями, коим является и пресловутый турбийон, предназначены для джентльменов. Тем не менее, компания Breguet, носящая имя своего основоположника и изобретателя турбийона, не забыла и о прекрасной половине человечества. Женский хронометр с турбийоном Classique Grande Complication изменил калибр, корпус стал компактнее и тоньше на несколько миллиметров. Поскольку габариты корпуса уменьшены, турбийон просматривается практически на весь циферблат. Часы выполнены из белого золота и инкрустированы 73-мя бриллиантами.

Хронометр с турбийоном Classique Grande Complication

Элегантные женские модели представлены в коллекциях Jules Audemars и Millenary компании Audemars Piguet, в линиях Tourbillon, Tourbillon Chronograph и Sceleton Tourbillon, выполненные из белого золота и украшенные бриллиантами. Цена этих моделей составляет от 190 до 480 тыс. долларов. Оригинальные хронометры престиж-класса предлагаются в коллекции Women`s Collection компанией BlancPain, а также в коллекции Dimier мануфактуры Bovet. В зависимости от начинки и используемых материалов, цены могут быть значительно ниже и доступнее.

Часы Tourbillon Chronograph

Несмотря на современные высокоточные технологии и программное управление, хронометры с турбийоном по-прежнему остаются в дефиците. Это касается, прежде всего, подлинных марок, выпускаемых всего лишь в количестве нескольких десятков в год, а то и меньше. Владение столь шикарной вещью позволить себе могут только самые состоятельные личности, к тому же именитые мануфактуры придирчиво относятся к выбору клиентуры.

И хотя сам по себе механизм турбийона далеко не представляет сейчас единственное средство для точности хода часов, в нем заложен исторический и глубинный смысл, олицетворяющий аристократизм, престиж и шик . Именно поэтому такие часы выпускаются ограниченными партиями, как редкие коллекционные вещи для избранных.

Многие, возможно, слышали о часах с турбийоном – в основном, в связи с описанием быта богатых людей или аксессуаров олигархов. Почему же те, кто может не жалеть денег для приобретения качественных вещей, часто предпочитают именно такие часы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, что же представляет собой турбийон, и в чем заключаются преимущества его использования, если речь идет о наручных часах .

Многие специалисты, и просто ценители хороших изделий, считают турбийон настоящим чудом механики. Само слово « турбийон» пришло к нам из французского языка, где оно обозначает « вихрь». Не стоит полагать, что это изобретение наших дней, как думают многие. На самом деле, данное устройство часов было изобретено французским мастером Луи Бреге. И было это даже не в прошлом, а в позапрошлом веке. Точнее – в 1801 году. Известна даже точная дата изобретения – 14 апреля. Откуда такая точность? Само изобретение, конечно, заняло у мастера не один день. Но 14 апреля Бреге написал во французское министерство письмо, в котором сообщал о своем изобретении, и просил его узаконить. На самом деле, точно неизвестно, сколько времени провел Бреге за своим изобретением, основные принципы работы которого бросали вызов силе тяготения. Но именно это позволило обеспечить невиданную ранее точность хода часов.

Проблемой часов того времени – да и многих современных механических часов – была незначительная неточность хода. Основная причина этого заключалась в том, что механизм давал определенные сбои при перемещении часов в пространстве. А такое перемещение является неизбежным при использовании и карманных, и наручных часов. Центр тяжести, в результате таких перемещений, постоянно смещается. К тому же, воздействие гравитации в горизонтальном и вертикальном положении механизма является различным. В результате, со временем часы неизбежно начинают показывать время с погрешностями, и их постоянно приходится подводить. Решением этого вопроса и занялся известный французский мастер. Он создал весьма сложный механизм, который « обходил» закон гравитации. Снабженные им часы показывают время точно, независимо от своего положения в пространстве. Турбийон используется в часовом деле уже более 200 лет. И конструкция его в течение этих двух столетий осталась практически неизменной.

Механизм таких часов обладает свойством самокомпенсации. Для размещения спускового механизма используется специальная платформа. Она поворачивается вокруг своей оси в течение определенного промежутка времени. Чаще всего этот промежуток определяется в одну минуту. Таким образом, и центр тяжести постоянно находится в движении. Если в первые 30 секунд хода и возникают погрешности, они выправляются в течение следующих 30 секунд. И так – каждую минуту. Интересно, что турбийон разрабатывался изначально для карманных часов. Как известно, с изобретением наручных часов карманные модели практически вышли из употребления. На определенное время был забыт и турбийон. Одной из причин этого стало и то, что многие производители были заинтересованы не столько в точности хода своих часов, сколько в их доступной цене. И только в прошлом веке турбийон снова начал использоваться. Те производители, которые решили его возродить, сделали ставку на подобный механизм как на свое основное преимущество перед конкурентами. А чтобы подчеркнуть уникальность таких изделий, корпус их часто выполняется таким образом, чтобы турбийон был виден.

Высокая стоимость часов с турбийоном обусловлена тем, что подобные механизмы требуют очень высокой тщательности сборки. А также исключительной культуры производства, которой обладают далеко не все современные бренды. О сложности изготовления подобных моделей свидетельствует хотя бы тот факт, что даже производители, которые за это берутся, выпускают всего около 10 часов в год. Так что часы с турбийоном по праву считаются эксклюзивными изделиями, позволить себе которые может далеко не каждый ценитель хороших часов.

Если не все, то многие, особенно мужчины, встречали в периодической печати слово «турбийон». Но знаем ли мы, что оно означает, откуда пришло и к чему оно относится? Оказывается, это красивое слово применимо ко всем механизмам, показывающим время. Что такое часы с турбийоном? Какими они бывают? Откуда они пришли? Попробуем разобраться в этой статье.

Обращаясь к истории...

Итак, что же такое - часы с турбийоном? И вообще для чего он нужен? Что такое турбийон в наручных часах?

То, насколько точно показывали время самые первые механические часы, во многом находилось в зависимости от температуры окружающей среды и от того, насколько сильно земное притяжение. Для того чтобы не было никакой температурной зависимости, детали для часов начали изготавливать из специальных сплавов. Проблема притяжения была решена еще в 1795 году ученым Бреге, изобретшим весьма сложный и на то время, можно сказать, просто нереальный революционный механизм — турбийон.

И небытия - на гребень славы

Долгое время часы с турбийоном не получали повсеместного распространения по двум важнейшим причинам. С одной стороны, изготовить его могли только очень умелые часовщики, а их было не так уж и много. А с другой — их цена была слишком высока для простого обывателя. И только в конце прошлого века, когда такие часы стали считать символом достатка и престижа их счастливого обладателя, часовых дел мастера снова обратились к этому механизму.

Теперь турбийон стал некоей изюминкой в современных часах, и именно ее всячески стараются выставить на всеобщее обозрение.

Как это понимать?

Так что же такое турбийон в наручных часах? Турбийон в дословном переводе с французского — это вихрь. Относительно часов — это некий механизм, который может компенсировать земное притяжение. Иными словами, спусковой механизм и колесо баланса установлены на специально подготовленную вращающуюся платформу. А платформа, совершая вращения вокруг своей оси (обычно в одну минуту один оборот), изменяет центр тяжести во всем механизме. Платформа вращается, часы то спешат на полминуты, то на столько же отстают. Вот таким образом и происходит компенсация погрешности хода, которая находится в зависимости от земного притяжения.

Но надо сказать, что турбийон совершает вращательные движения исключительно в одной плоскости. Его функция выполняется отменно только тогда, когда часики находятся в вертикальном положении, то есть на руке владельца. Если же они просто тихонько лежат на столе или какой-то иной поверхности, то необходимо, чтобы происходило его вращение в другой плоскости.

Sky Moon Tourbillon от великих мастеров

Время действительно не имеет цены. И именно из этого исходят мастера торговой марки Patek Philippe, когда создают часы "Скай Мун Турбийон". В этой модели удивительным образом сочетаются элегантность, неяркая роскошь, стиль, замечательное качество, которое может граничить с совершенством. Это очень дорогой и изысканный аксессуар, который могут позволить себе лишь сильные мира сего, потому что цена их запредельно высока.

Правда, и те люди, которые не обладают копями царя Соломона, могут сделать себе подарок в виде высококачественной копии таких часов. И цена на них будет более приемлема. Поэтому с улыбкой можно сказать, что это недорогие часы с турбийоном.

Наручные часы этой марки всегда пользуются огромным спросом. И дело не только в престижности, но и в качестве. Такая модель относится к классу «Люкс», она наиболее популярна и продаваема.

Для сильной половины человечества

Часы мужские турбийон (или «Скай Мун Турбийон» - так более правильно звучит) подойдут практически любому джентльмену. Ведь в них соединено воедино множество функций. Представители сильного пола, которые уже достигли определенных успехов в своей жизни, которые знают, чего хотят, которые уверены в себе и своих решениях, приобретая такие часы, лишний раз смогут подчеркнуть свой авторитет и статус. Этот великолепный аксессуар отлично дополнит как повседневный деловой стиль, так и вечерний облик. Он с легкостью сможет внести нотки элегантности и шика, став неопровержимым свидетельством безупречного вкуса обладателя.

Такие часы станут для мужчины отличным подарком. Никто не останется равнодушным к такому правильному сочетанию шика, высоких технологий, изящества и стиля.

«Такое же, но с перламутровыми пуговицами»

Да, купить оригинал - для обычного человека задача практически невыполнимая. Но не стоит расстраиваться, ведь можно приобрести вполне качественную копию. Внешне она почти ничем не отличима от подлинника. В основном все внутренние механизмы производят в Швейцарии. А стоимость на такие часики будет находится в прямой зависимости от того, мастера какой страны собирали этот аксессуар. Как правило, это Китай. Но это совершенно не означает, что качество будет неподобающим.

Интернет-ресурсы, в свою очередь, частенько проводят интересные акции, благодаря которым копию можно приобрести всего за три-четыре тысячи рублей. А в среднем цена на такой аксессуар составляет примерно от девяти тысяч рублей.

Если нет доверия к интернету, то можно купить такие часики в элитных часовых магазинах. Цена, конечно же, будет несколько повыше. Зато здесь можно проверить качество.

Для милых дам...

Но не только представители сильной половины человечества жаждут, чтобы их руки украшали эксклюзивные аксессуары.Женские часы с турбийоном были выпущены компанией Breguet, которые назывались Classique Grande Complication. Корпус этого восьмого чуда света был изготовлен из белого золота в восемнадцать карат. На нем нашлось место для семидесяти трех бриллиантов, общий вес которых составил 1,31 карат.

Так что даже самая привередливая дама не останется равнодушной при виде такой красоты.

Россия не отстает от Швейцарии

Элитные часовые механизмы — исчезнувший с руки патриарха по божьей воле Breguet, скромный свадебный подарок Richard Mille RM 52-01 и другие — обладают двумя общими чертами. Их стоимость исчисляется в миллионах и в них присутствует тот самый турбийон. Тот самый, о котором в последние десятилетия так много пишут и говорят.

Российские часы с турбийономне производились никогда. Во всяком случае, до последнего времени. Пока уникальный часовых дел мастер Александр Миляев не начал первым складывать шестеренки и винтики в хитроумный и изящный механизм.

Да, в Советском Союзе всегда было очень качественное и массовое производство часов. Но вот такие буржуазные излишки могли бы сразу выбиться из общей канвы. Когда СССР развалился, часовые заводы остались как бы за бортом. Поэтому те, которые появились в советские годы, остались, в основном только у коллекционеров или владельцев, которые ни за что с ними не расстанутся, как с памятью о былом. Поэтому и появиться турбийон мог исключительно у частного фаната часовых дел.

Как «родились» часы?

У Александра Миляева однажды состоялся случайный разговор с его давним клиентом, торгующим дорогущими часами, и поддевшим как бы невзначай часовщика словами о том, что английский мастер умеет делать наисложнейшие пружинки, стоящие в турбийоне. Российский Левша за полгода освоил это непростое мастерство. Он так наловчился, что теперь может изготавливать пружинки, толщина которых всего три сотых миллиметра, меньше чем за двое суток.

Турбийон, который сделал после той беседы мастер, поэтично называется «летящим»: в нем нет верхней перемычки и это отличает его от других таких же. Именно в этих часах и стоит та самая пружинка, над которой работал Александр и которую уже давно никто не делает. Кстати, все без исключения детали к этим часам мастер сделал собственноручно, выточив на станках, которые стоят у него в квартире.

Потом он рассказывал, что не помнит, сколько ему понадобилось на это времени, но не меньше двух или даже трех лет. Ведь если каждый день сидеть над таким механизмом, можно сойти с ума. Некоторые готовые колесики не подходили мастеру по количеству зубьев. И если ему надо было их 90, то приходилось все делать самому. Сложность заключалась не только в том, что Миляев впервые работал над таким сложным аксессуаром. Трудно было найти латунь, качество которой было бы тем, что необходимо. Поэтому Александр брал другие заготовки и перерабатывал их так, как ему было необходимо.

Но даже теперь, когда весь механизм собран, часовщик говорит, что до конца это не оформлено. Он не хочет оставлять их дома, в своей коллекции: ему постоянно нужны деньги для работы, он хочет поменять микроскоп на более современный. Для поднятия стоимости часов Александр Евгеньевич собирается купить к ним красивый стеклянный колпак, а в Горном институте пообещали сделать основание из камня. Только тогда он согласится с тем, что часы с турбийоном закончены.

Вот такие они, это удивительные часы. Фото и отзывы о них лишний раз доказывают, что нет предела совершенству и мастерству.

Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.

Предыстория

В течение всей истории развития часов мастера стремились сделать их более точными и надежными. Это достигалось использованием более совершенных регуляторов хода, использованием машинной обработки деталей, оптимизацией конструкции узлов и деталей. В конце 18 века, когда уровень механизации значительно вырос, и часы стали массовым продуктом, перед часовыми мастерами как никогда остро стояла проблема повышения точности переносных часов. Если с напольными хронометрами проблема была практически решена – погрешность высокоточных маятниковых механизмов составляла доли секунд в сутки, то для создания прецизионных карманных часов требовалось приложить титанические усилия.

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались прецизионные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Заслугой Бреге является то, что он пошел по другому пути. Он определил, что если часы сначала подержать в одном положении, когда они, к примеру, немного спешат, а затем в другом положении, когда они немного отстают, то часы накопят разницу этих погрешностей. При определенных положениях разность этих погрешностей равна нулю. То есть часы, находясь в различных положениях, как бы компенсируют сами себя. Основной проблемой было то, что часы находились в различных положениях различное время. Если бы владелец держал часы в разных положениях одинаковое время, то погрешности бы взаимно компенсировались. Естественно заставить владельца часов выполнять такую процедуру глупо, однако можно переложить эту работу на механизм часов. Если заставить вращаться балансовый регулятор, то находясь в различных положениях он будет в каждой точке или спешить, или отставать. При полном обороте все позиционные погрешности взаимно скомпенсируются. Для лучшей компенсации требуется, чтобы балансовый регулятор находился в различных положениях как можно чаще.

История турбийона

Турбийон (с французского вихрь) появился чуть более 200 лет назад благодаря Абрахаму Луи Бреге. Он изобрел его еще в 1795 году, а уже в 1801 году Бреге запатентовал конструкцию, в которой балансовый регулятор находился на специальной платформе, вращающейся со скоростью один оборот в минуту. Эта платформа вращалась в осях и стала называться кареткой. Эта конструкция и по сей день считается традиционной. Прецизионность изготовления деталей не улучшилась, однако точность часов за счет самокомпенсации позиционных ошибок незначительно подросла.

Во времена Бреге и позже шли ожесточенные споры о полезности данного устройства. Действительно, в горизонтальных положениях, когда все точки обода баланса находятся в плоскости, перпендикулярной вектору приложения сил гравитации, эффект от турбийона, скорее отрицательный — лишние детали механизма создают дополнительное сопротивление действию пружины, зазоры в осях каретки, ее неуравновешенность могут создать дополнительные погрешности хода. В вертикальных положениях устройство работало только тогда, когда часы владельца находились в различных положениях. То есть сразу можно предположить, что в часах, у которых баланс находится лишь в одном вертикальном положении (например настольных), турбийон может оказаться абсолютно ненужным устройством, лишь снижающим надежность механизма в целом. Видимо эти споры, да и дороговизна изготовления турбийона, сделали его игрушкой для богатых на весьма долгое время.

После смерти Бреге лишь немногие мануфактуры продолжали выпускать турбийоны. Наиболее известными стали часы от компании Girard Perregaux с тремя золотыми мостами. Также выпускали турбийоны компании Patek Philippe, Ulysee Nardin, Urban Jurgensen, Du Bois et Comp. Из недорогих компаний прославились Mobilis, Invicta, Waterbury Watch Co.

Ситуация начала меняться лишь в конце 20 века. Впервые за почти 200 лет в конструкцию турбийона стали вносить из-менения. С учетом современных возможностей компьютерного проектирования и автоматизированного изготовления деталей механизмов появились конструкции, практически неосуществимые раньше.

Устройство и виды турбийонов

Турбийон состоит из баланса, анкерной вилки и анкерного колеса, расположенных на специальной вращающейся площадке — каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг намертво закрепленного на платине секундного колеса, заставляя все устройство вращаться вокруг своей оси. При этом на каретке закреплено намертво колесо или триб, с помощью которого передается энергия от пружины к балансу, а также вращение каретки через колесную передачу превращается во вращение стрелок. Несмотря на то, что сам Бреге турбийоном называл лишь конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадали, сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например в Blancpain или в китайском турбийоне).

Наиболее известны два типа турбийона, различаемых по типу каретки: традиционный и парящий. У первого каретка закрепляется в механизме с двух сторон — она имеет оси сверху и снизу. Недостатком (или особенностью) данной конструкции является наличие перекладины (моста) над кареткой, немного загораживающей обзор последней. Для устранения этой особенности создали турбийон с кареткой, закрепленной с одной стороны. Теперь сверху ничто не мешает любоваться этим великолепным устройством. Однако такая конструкция стала несколько сложней, да и надежность ее немного снизилась. Закрепленный в одной точке турбийон стал более чувствителен к ударам. Как разновидность парящего турбийона можно назвать наиболее сложный в изготовлении центральный турбийон, когда каретка находится строго по центру циферблата. Такими моделями может похвастаться Omega и Beat Haldimann H1 Flying Central Tourbillon.

Особенность турбийона вращаться раз в минуту делает его удобным для использования вместо секундной стрелки. При этом в традиционном турбийоне стрелка крепится к продолжению оси каретки, а в парящем турбийоне верхняя часть сделана в виде секундного указателя. В настоящее время модно верхнюю часть каретки украшать драгоценными камнями. Такие модели можно встретить у Zenith и Van Der Bauvede.

По скорости вращения каретки турбийоны делятся на карусельные, минутные и полуминутные. Наиболее распростра-ненными и сложными считаются минутные турбийоны. Однако для их создания требуется высочайшая квалификация. Именно поэтому лишь наиболее сильные производители способны включить в модельный ряд часы с турбийоном. До сих пор лишь несколько мануфактур способны изготавливать свои механизмы. Поэтому часы выпускаются лишь не-большими лимитированными сериями. Наиболее сильными считаются мануфактуры Breguet, Patek Philippe и Audemars Piguet. Имеют свои калибры компании Jaeger LeCoultre, Vacheron Constantin, A. Lange&Sohne, Nouvelle Lemania, Girard Perregaux, Piaget, Ulysse Nardin и некоторые другие производители. Многие именитые компании все же не в силах сами разработать турбийон, поэтому они обращаются за помощью в специальные ателье или к независимым часовым мастерам. Остальные довольствуются переделкой чужих калибров.

Карусельная конструкция, изобретенная в 1892 году мистером Бонниксеном встречалась в недорогих механизмах начала 20 века. Скорость вращения в них была 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Встречались карусельные турбийоны и с другими скоростями, например 4-5 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, входящее в зацепление с анкерным. К изготовлению такой конструкции предъявлялись меньшие требования, а следовательно она была более дешевой. В начале 20 века Американская часовая компания Waterbury изготавливала часы, в которых скорость вращения механизма равнялась одному часу. Поэтому к платине механизма неподвижно крепилась минутная стрелка. Часы были весьма оригинальной конструкции и относились к популярным в то вре-мя «долларовым» часам – самым недорогим часовым изделиям. В наши дни часы с устройством, наиболее близким к карусели выпустила компания Ulysee Nardin. В модели Freak весь механизм выполнен в виде минутной стрелки, совершающей оборот, как и положено, один раз в час. Часовая стрелка закреплена на специальном сапфировом диске, размещенном под механизмом.

Тридцатисекундный турбийон пока представила лишь компания Parmigiani.

Тенденции в развитии турбийонов

Если раньше турбийон был весьма дорогим и престижным устройством, то в последнее время наметилась тенденция к уменьшению стоимости часов с турбийоном. Большую лепту в это вложила компания Progress (ныне STT), сделавшая турбийон чуть ли не массовым продуктом. Стоимость часов на базе этого весьма неплохого механизма стала начинаться от 16 тысяч евро. Следующим шагом стало представление в 2000 году на Гонконгской выставке китайского турбийона. Сейчас часы на базе этого неплохого, хоть и сыроватого механизма можно приобрести за сумму от одной тысячи долларов США.

Очень долгое время часы с турбийоном были только с ручным заводом. Только в 1986 году компания Audemars Piguet выпустила калибр с автоматическим заводом. Пятью годами позже появилась версия с индикатором запаса хода. В наши дни все чаще появляются часы, сочетающие различные компликации, например: турбийон, сплит-хронограф и минутный репетир.

В настоящее время также выпускаются модификации турбийонов. Наиболее интересными из них можно назвать турбийон, вращающийся в трех плоскостях, и резонансный турбийон. Первый создан для наручных часов, в которых сами часы могут находиться в любом положении. Турбийон состоит из двух кареток — одна в другой. Внутренняя каретка традиционной конструкции, а наружная каретка позволяет первой каретке вращаться в перпендикулярной плоскости. В 2003 году такую модель представила компания Frank Muller. Появилась такая модель и у Jaeger LeCoultre.

Компания Patek Philippe выпустила уникальную модель часов с турбийоном и десятидневным резервом хода. При разработке калибра сама компания ставила акцент на то, что турбийон является не украшением, а именно устройством, повышающим точность хода. Поэтому турбийон скромно скрыт под циферблатом. Посмотреть на него можно лишь через заднюю крышку.

Резонансные турбийоны наиболее сложны в изготовлении и обычно состоят из двух и более кареток с балансовыми регуляторами, расположенными на одной общей вращающейся платформе. При работе несколько балансов входят в резонанс, делая ход часов более стабильным. Изготовление и настройка таких часов требуют очень высокой квалификации, весьма дорогое по себестоимости, поэтому такие часы изготавливаются весьма небольшими сериями. Такие часы можно встретить в коллекциях Antoine Preziuso, Beat Haldimann…

Часы с турбийоном обычно не заявляются как сертифицированные хронометры, однако их точность укладывается в допуск +6 — 4 сек в сутки, что весьма неплохо для механических часов, но все же значительно хуже, чем точность даже простых кварцевых часов.

Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое. И еще меньше людей - несколько коллекционеров - могли сквозь заветное окошко на циферблате полюбоваться вращением этого хитроумного и загадочного механизма.
Турбийон – это усложнение, принцип работы которого заключается в особом устройстве узла баланса, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода часов.

Турбийон – очень красивое, но не вполне полезное устройство. Задумывался он для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Число деталей турбийона зачастую переваливало за сотню, причем каждая требовала подлинно филигранного исполнения.
Механизм имел достаточно большие для наручных часов габариты и отнимал много энергии, которая в сложных часах всегда дороже золота корпуса. Добавьте сюда хрупкость турбийона, и от него останется только звучное название, которое, кстати, переводится как "вихрь".

В результате приспособление, обманувшее силу притяжения, притягивало к себе только самых искусных часовщиков и самых богатых покупателей. Клонилось к закату второе столетие века турбийона, а количество произведенных механизмов все еще исчислялось десятками. Хотя даже более сложные в изготовлении репетиры имели куда более широкое распространение.
И дело даже не в том, что номинальная цена турбийона несопоставима с его практической ценностью. Часы с турбийоном покупают "за красивый глаз", а еще потому, что истинная стоимость коллекционной и престижной вещи выше адекватного ей денежного эквивалента. А коллекционных вещей не может быть много. То есть турбийонов намеренно производилось меньше, чем теоретически возможно.

О красивых и дорогих турбийонах часовщики вспомнили в конце ХХ века, когда часы превратились в статусную вещь и резко взлетели в цене. Тем более что в 90-х годах в часовое дело активно вторглись современные микротехнологии. Не смогли устоять перед высокоточным автоматизированным производством и турбийоны. Особенно отличилась швейцарская фирма Progress, которая на рубеже тысячелетий запатентовала турбийон новой конструкции Preciplus ("Сверхточный").

Число деталей механизма сократилось до 38, цена упала до 2-3 тысяч долларов, а само усложнение могло повторить судьбу, скажем, автоподзавода, которым оснащены 9 из 10 современных механических часов. Так бы все и вышло, не скажи свое веское слово Швейцарская часовая федерация. «Прогрессистам» не дали широко развернуться, но прецедент был создан. Теперь турбийоны присутствуют в марках, от которых еще десять лет назад никто не ожидал такой прыти. А грандам часового дела приходится считаться с тем, что самим фактом наличия турбийона теперь уже никого не удивишь.



Публикации по теме