Проверить авто на наличие залога в банке. Как проверить машину на залог в банке.

Приобретая автомобиль на вторичном рынке, нужно понимать, как узнать в залоге машина или нет. Ведь согласно статистике, половина новых машин покупается на заемные деньги. К этому можно добавить б/у автомобили, находящиеся в залоге, причем не только у банков, но и у частных лиц. Как видите, риск получить такой подарок к покупке достаточно велик. Причем, ни один суд не примет вашу сторону.

Обязательства наложены на автомобиль, а не на владельца. Поэтому, банк спокойно отнимет у вас машину, и продаст ее с торгов. Он получит свои деньги, а вам останется самостоятельно разбираться с продавцом, если только сможете его найти. Но, даже разыскав человека, не факт, что вы вернете деньги. Поэтому, лучше всего избежать покупки проблемного автомобиля.



Признаки залога


Как узнать в залоге машина или нет? Это вопрос довольно сложный. Далеко не всегда можно определить на глаз, есть ли обременение на автомобиле. Существует несколько способов проверки, но учтите, что ни один из способов не даст точного ответа. Поэтому, лучше использовать их комплексно. Начать следует с изучения признаков залога, таковыми могут являться следующие факты:
  • Отсутствие оригинала ПТС . По сути, получить дубликат проблем не вызывает. Человек просто идет в ГИБДД, пишет заявление об утере, и получает дубликат. Наличие дубликата должно приводить к сомнениям и тщательной проверке, возможно, окажется, что человек действительно потерял документы. Но, лучше перестраховаться. См. статью " ";
  • Возраст машины менее 3 лет . Обычно на погашение автокредита дается именно такой срок, иногда он может составлять 5 лет. Но, именно короткий период владения должен стать тревожным звоночком;
  • В ПТС имеется отметка «приобретена по договору комиссии». Это разновидность автокредита, лучше такого автомобиля избегать. Или перед покупкой тщательно проверять машину ;
  • Низкая стоимость . Это может говорить о необходимости продать машину в самые короткие сроки, а если с момента покупки прошло не так уж и много времени, то это может наводить на неприятные мысли;
  • Обязательно спрашивайте о документах на куплю-продажу. Обычно договор хранят вместе документами на авто. Если человек отказывается показывать договор, то возможно там указано, .
Обратите внимание, что далеко не всегда опознать кредитное авто можно по таким косвенным признакам. Машины, заложенные в ломбардах, не будут иметь никаких внешних признаков. То же можно сказать об автомобилях, которые являются обеспечением по долговым распискам физических лиц. Поэтому, желательно проверить машину с помощью доступных средств.



Реестры


В нашей стране с июля 2014 года имеется реестр движимого имущества, находящегося в залоге. По идее, здесь можно найти всю информацию о наличии обременения на автомобиле. Но, далеко не все банки своевременно передают туда данные. В законе нет строчек, об их обязанности передавать эту информацию. Конечно, проверить там обязательно можно, но также имеет смысл обратиться и к другим ресурсам.

В первую очередь, посетите ресурс www.gibdd.ru/check/auto/ . Здесь можно узнать обо всех наложенных по закону ограничениях. Достаточно ввести . Но здесь отмечены автомобили, которые уже засветились в судах или у приставов. Просто залоговые машины сюда обычно не попадают.

Также существует несколько коммерческих ресурсов, которые за деньги или бесплатно предоставят вам, имеющуюся у них информацию по заложенному имуществу. Но, при этом проблема в том, что каждый из таких ресурсов сотрудничает только с частью банков. Поэтому, придется для надежности проводить проверку по нескольким ресурсам. Это даст большую гарантию найти залоговое имущество. Помимо этого, здесь можно проверить нахождение машины в залоге по обычным кредитам.

Обычно достаточно для поиска ввести VIN-код. Большая часть ресурсов платная, это следует учитывать. Но, по качеству поисков от бесплатных они не отличаются. Для большей надежности необходимо проверить машину на 3-5 ресурсах. По опыту автолюбителей только такое количество сервисов даст оптимальный результат. Причем, даже банк-партнер этого ресурса не всегда может предоставлять своевременно информацию о залоговом имуществе. Зато, на другом сайте об этом автомобиле вполне можно узнать всю информацию.



Заключение


Возможность без особых проблем брать кредиты, дала большой рост спроса на разные товары, в том числе и на автомобили. Сейчас автокредит не редкость (см. статью " "). Также не редки случаи продажи залоговых автомобилей.

Поэтому, вопрос, как узнать в залоге машина или нет, довольно популярен у населения. К сожалению, государство не очень активно вмешивается в работу по созданию единой базы залогового имущества. Передача туда данных дело добровольное, поэтому до сих пор автолюбителям приходится самостоятельно искать такую информацию перед покупкой.

Пока машина не находится под залогом, ее собственник может распоряжаться ею, как пожелает. Но у мошенников пользуется популярностью следующая схема:

  • взять кредит;
  • сделать дубликат ПТС;
  • продать машину;
  • уехать.

В результате покупатель рискует остаться без машины, которой может быть погашен чей-то долг. Из статьи узнаем, как проверить машину на кредит или залог и не попасться в сети мошенников.

Что нельзя делать с автомобилем под залогом?

При помощи залога обеспечиваются кредитные выплаты. Чаще всего залог оформляется еще тогда, когда производится покупка. Но также иногда выдача других кредитов предполагает залог транспортного средства.

Когда заключается договор залога, банку в большинстве случаев отдается на хранение паспорт технического средства как гарантия того, что данным имуществом он распоряжаться не будет.

Однако обойти этот пункт мошенникам ничего не стоит. Ведь одной базы по транспортным средствам, находящимся под залогом, просто не существует.

А что же банки?

Возникает вопрос о том, почему же банки не борются с такими вещами. А очень просто. Для них неважно, у кого будет отобрана машина, если долг не погасится. И если покупатель, приобретая транспортное средство, не знал о том, что оно находится под залогом, это не освобождает его от вероятности взыскания в пользу банка. Обычно так и происходит: продавец не выплачивает кредит, банк машину забирает. Даже если обратиться в суд, дело обычно заканчивается в пользу банка. Поэтому не праздным является вопрос: как проверить машину на кредит или залог?

При честной продаже заложенного автомобиля обращаются в компанию, которая занимается выкупом таких машин, договорившись с будущим покупателем о том, что он погасит кредит, а разницу между стоимостью автомобиля и кредитной суммой возвратят продавцу.

Как распознать, что автомобиль находится под залогом? Косвенные признаки


Большинство способов того, как проверить машину на кредит или залог, являются косвенными. Однако при совпадении всех их в совокупности можно с большой долей вероятности предполагать имеющийся залог на имущество.

Итак, обычно подозрительными бывают следующие обстоятельства.

  1. Вместо оригинала при сделке продавец предоставляет дубликат ПТС. Конечно, даже при оригинальном ПТС нет гарантии того, что автомобиль не находится под залогом. Многие банки не требуют этот документ, а просто снимают копию. Ведь и без него спокойно можно продать машину с дубликатом. Поэтому эта мера уже не имеет смысла.
  2. Автомобиль продается в течение 3 лет после покупки. Это может свидетельствовать о том, что он был куплен в кредит. Ведь обычно кредит на покупку машины выдается на срок не более трех лет.
  3. Низкая цена для данного класса автомобиля, находящегося в идеальном состоянии и с маленьким пробегом.
  4. Запись в паспорте ТС, что по договору комиссии — это и есть кредит.
  5. Продавец не может предоставить документы, которые подтверждают факт покупки машины. Но даже такой договор не гарантирует отсутствие мошеннических действий, так как автомобиль может быть несколько раз перепродан.


Как распознать, что автомобиль находится под залогом? Прямые признаки

Существуют и прямые признаки, свидетельствующие о залоге.

Так, об этом говорит запись в кредитной истории продавца. Но законных способов на сегодняшний день просто нет. Поэтому верить в добытую незаконным путем информацию не всегда стоит. Ведь даже сами банки иногда не могут найти кредиты на человека, кому собираются выдать залог. А продавец сам вряд ли раскроет истину.

Бывает, что в полисе КАСКО указан банк как и есть информация об автокредите.

Но, опять-таки, если этих прямых признаков нет, это еще не значит, что машина чиста. Как проверить машину на кредит или залог? Ведь она может быть заложена не только в банковском учреждении, но и в ломбарде, и даже у частного лица. В таком случае является невозможной проверка авто на кредит.

Надежные способы: как проверить ТС на залог


С точки зрения теории конечно, можно обратиться во все функционирующие на территории России банки с запросом: нет ли у них такого-то автомобиля, находящегося под залогом. Однако реализовать эту процедуру на практике нереально. В то же время банк вовсе не обязан выдавать информацию о клиентах, он даже не имеет права разглашать эти данные.

Конечно, чувствуется необходимость в создании единой базы заложенных машин. И такие дискуссии ведутся уже несколько лет. Но пока ситуация остается неизменной.

Самый надежный способ проверить машину на кредит - это обращение на платную проверку авто в дилерский центр. Но даже в этом случае не будет стопроцентной уверенности того, что машина не обременена долгами. Их база банков и центров не включает все без исключения учреждения данного типа. Но крупные центры, по крайней мере, гарантируют, что авто не куплено у них и их партнеров.


Есть компании, гарантирующие, что после того, как проверить машину на кредит или залог перед покупкой у них, можно быть уверенным в ее свободном состоянии. Если они предлагают проверить авто по базам ГИБДД, знайте, это обман. В ГИБДД не ведется учет автотранспортных средств, находящихся под залогом. О нем знают только банк и заемщик. Поэтому никто не может дать 100% гарантию. А если такое кем-то обещается, то это свидетельствует об обмане.

Что делать, если автомобиль под залогом?

Безусловно, когда выясняется такая ситуация, приятного от нее мало. Добросовестный покупатель в большинстве случаев узнает о залоге лишь тогда, когда банк решает взыскать автомобиль за неуплату.

Первый вариант, который приходит на ум, - это подать в суд. Может такое случиться, что сохранить машину все же получится. Также можно оспорить арест и продолжать пользоваться движимым имуществом.

Если же дело будет проиграно и автомобиль отберут, покупатель вправе потребовать возмещения уплаченных средств у продавца. Конечно, речь не идет о том, чтобы с ним договариваться. Ведь не для того же мошенник устраивал это все, чтобы в конце добровольно отдавать деньги. А может быть, он и собирался оплатить кредит, и вы никогда бы не узнали о его существовании, но реализовать это не удалось. Вполне возможно, что кредиторов набралось немало, и придется еще ожидать своей очереди.


Тогда решение суда может быть принято в пользу добросовестного покупателя. Суд обяжет вернуть деньги, а вот получить их, даже имея на руках решение, сложно.

Обычно подобные продавцы не имеют никакого имущества, откуда можно было бы получить взыскание. Некоторые, правда, идут в таких ситуациях на такие же схемы, просто продавая автомобиль. Но это скорее бессовестный поступок и, конечно, незаконный. Доказать его сложно, так как постановление на еще должно дойти до ГИБДД. И если успевают уложиться в этот промежуток, то можно сказать, что некогда добросовестный покупатель превратился в такого же мошенника. А последний покупатель, в свою очередь, приобретет право требования денежных средств у предпоследнего. У него появятся реальные шансы в том случае, если он докажет, что его продавец знал о решении суда. Однако, если почта работала так же медленно, как и всегда, то доказать, что продавец знал о наличии обременения, бывает невозможно.

Как не стать жертвой мошенников?

Итак, подытожив все вышесказанное, как узнать, машина в кредите или нет? Проверка должна проводиться обязательно. Ведь покупатель рискует в данном случае намного больше, чем продавец. При выявлении обременения покупатель рискует лишиться и денег, и уже своего транспортного средства.

Схема мошенничества такова, что сначала у покупателя не возникает никаких подозрений:

  • кредит в банке оформляется на подставное лицо под обеспечение ТС;
  • авто выставляется на продажу по выгодной цене;
  • еще два-три месяца кредит погашается, а после этого поступления прекращаются;
  • инициируются розыскные мероприятия;
  • выясняется новый владелец ТС, но и у него автомобиль можно изъять.


Надежная проверка

Как проверить машину на кредит или залог? Надежные способы следующие:

  1. Если автомобиль застрахован по КАСКО, проверьте, есть ли там данные о наличии выгодоприобретателя.
  2. Посмотрите на самый первый договор: там указано, продавалось ТС в кредит или нет.
  3. Желательно, чтобы был оригинальный ПТС.
  4. Желательно иметь платежные документы при покупке машины.

Заключение

Если вы решили купить авто, бывшее в употреблении, в договоре купли-продажи обязательно укажите реальную стоимость. Тогда, если будет судебное разбирательство, вы получите больше шансов на возвращение денежных средств полностью.

Таким образом, на сегодняшний день нет 100% способов того, как узнать, что машина не в кредите. Кредиты, тем не менее, можно распознать по косвенным признакам и лучше отказаться от покупки при наличии их совокупности.

Особенности банковского автокредитования

Прежде всего вам нужно понять несколько важных вещей, чтобы уяснить суть проблемы, ее отличие от подобных неприятностей и всю глубину таящейся в ней опасности. И поверьте, я вас не пугаю, а просто хочу довести всю правду, которая, в этом деле пока что далеко не на нашей стороне, к великому сожалению.

Итак, вот что вы должны себе предельно ясно представлять:

  • Первое: кто же продает автомобили в кредит;
  • Второе: отличия кредитного обременения автомобиля от остальных.

Кто на самом деле продает автомобили в кредит?

Машины в кредит непосредственно продают в основном автосалоны, но при этом они обязательно, так или иначе, сотрудничают с банками, т. к. более-менее серьезный современный бизнес без банковского посредничества малореален.


Mitsubishi Lancer Evolution Взял тут: drive2.ru/r/mitsubishi/574127/

Автомашину человек приобретает в автосалоне, там же оформляет кредит и вносит стартовый платеж. И внешне, особенно учитывая рекламные призывы, все выглядит так, как вроде бы автомобиль предлагается в долг самим автосалоном, ну а банк ему немного в этом помогает.

На самом деле все совершенно не так! Конечно, такие вещи никакая реклама афишировать не будет, да и сами менеджеры не станут особо распространяться на этот счет без прямого требования конкретных ответов. Дело в том, что в действительности вы берете автомобиль в долг именно у банка, а вот салон тут фактически играет роль помощника-распорядителя. Автомобили ведь продают производители, которым сразу нужны живые деньги для поддержки производства.

Посредниками выступают авторизованные дилерские центры, автосалоны и подобные похожие заведения, но основную или же вообще всю финансовую нагрузку при автокредитовании несут банки. А главное что? Правильно – финансы! Значит, кто главный из всей этой троицы? Конечно, банки! Банк, в партнерстве с автосалонами-дилерами, выкупает у производителей автомобили и потом перепродает их в том же партнерстве по кредитным программам.


Mitsubishi Lancer Evolution Взял тут: drive2.ru/r/mitsubishi/574127/

И именно банки, выступающие в качестве финансистов бизнеса, разрабатывают основу таких программ, по которым потом работают салоны, выдавая их как бы за свои предложения. И по всем подписанным бумагам, даже несмотря на регистрацию в ГИБДД, настоящий хозяин кредитного транспорта банк, и он будет им являться до полного погашения кредита. Т. е. фактически человек, взявший автокредит, ездит на чужом автомобиле, невзирая на немалые суммы платежей. Так это устроено, хотя и кажется с виду каким-то абсурдом.

А теперь внимание!

Документация по автокредиту всеми банками составляется таким образом, чтобы в случае форс-мажоров финансовые убытки самих банков касались в самой минимальной степени. И такое понятие, как справедливость в этих документах совсем не учитывается т. к. даже сама честность тут и та весьма условна.

И какой из всего этого главный для вас вывод? А тот, что если человек , неважно новый у автодилера или Б/У у первого (второго, третьего и т. д.) хозяина, то он ему не принадлежит даже несмотря на имеющийся ДКП (договор купли-продажи) со всеми остальными документами и авто у вас всегда может отнять банк-собственник, которому абсолютно безразлично кто и на каких условиях является владельцем кредитного транспорта в любой точке времени. Этого важного вопроса я еще коснусь ниже.

Отличия кредитного обременения автомобиля от залогового

Шаг второй: проверка машины по интернету

Схема исследований по интернету на подозрение в кредитности авто та же, что и для залоговых.

  • Портал Федеральной нотариальной палаты РФ – на предмет нахождения в реестре движимого залогового имущества;
  • Vin.Auto.ru проверка проходит по ограниченному числу банков. Но проверить на всякий случай стоит;
  • Портал Федеральной службы судебных приставов – на предмет судебных производств;
  • Mycar-info.ru - проверка по базе НБКИ (национальное бюро кредитных историй). Услуга платная.

После подобных проверок (при личной встрече и по интернету), если ничего нехорошего не «всплыло», то уже можно делать вывод о том, что машина скорее всего без юридических проблем.

Шаг третий: проверка по финансовым учреждениям

Но если вы все еще сомневаетесь, или были обнаружены какие-то подозрительности, а вы все еще не хотите отказываться от сделки, то при необходимости, можно продолжить проверку через финансовые учреждения посредством работы с каждым банком по отдельности либо с бюро кредитных историй (БКИ).

Для кредитных машин и для залоговых методы исследования одинаковы.

Бюро кредитных историй

Проверка по бюро кредитных историй (при наличии кода субъекта). Код субъекта вам может предоставить хозяин авто или же вы можете его самостоятельно получить по паспортным данным продавца на сайте Центробанка через процедуру восстановления .

  • НБКИ (национальное бюро кредитных историй) - имеет самую крупную базу о заёмщиках и работает с 1000 банков. Как запросить информацию здесь я писал выше;
  • Эквифакс - также является крупным игроком среди БКИ;
  • Кредитное Бюро Русский Стандарт - хранится вся информация о заёмщиках банка Русский Стандарт. Информация имеющаяся здесь может отсутствовать в базах других БКИ;
  • Объединённое кредитное бюро - является партнёром Сбербанка России. Кредитные истории располагаемые данным бюро также могут отсутствовать в базах других БКИ;
  • Государственный реестр бюро кредитных историй – каталог всех БКИ в РФ с контактными данными на сайте Центрального Банка России.

Имейте ввиду, что организации перечисленные выше бесплатно услуги не предоставляют.

Проверка по банкам:
  • Банки.Ру - справочник поможет вам в работе со списками и контактами банков.


Mitsubishi Lancer Evolution Взял тут: drive2.ru/r/mitsubishi/574127/

Учтите, что в разных банках политика предоставления доступа к их реестрам залогов может существенно различаться: от полной закрытости для посторонних лиц и до предоставления сведений по простому онлайн-запросу через тикет, или в телефонном режиме.

Нюансы по ПТС

Как я уже писал, при выдаче автокредита многие банки имитируют документальный залог, оставляя у себя в сейфе паспорт транспортного средства (ПТС) на время погашения кредита и якобы для упреждения мошеннических продаж авто без своего ведома.


Mitsubishi Lancer Evolution Взял тут: drive2.ru/r/mitsubishi/574127/

На самом деле эта мера мало чем может помочь в качестве стимулятора добросовестной выплаты долга. А беспокойство о незаконной продаже у банков не особенно острое т. к. они, как уже писалось, могут забрать авто не обращая внимание на то, кто им владеет. В дополнение ко всему КАСКО обеспечивает им покрытие расходов в случае порчи залогового имущества.

Более того, нет ни одного законодательного акта, который бы регламентировал такое изъятие ПТС. И некоторые банки открыто соглашаются с этим, не забирая паспорт у автозаемщика, отчего они практически ничего и не теряют и даже наоборот набавляют процент за «повышенный» риск.

Поэтому ПТС мошенник может иметь на руках и не прибегая к разным хитростям, наподобие оформления дубликата или просьбы о временном пользовании. На сегодня, т. к. многие люди уже наслышаны о всяких схемах, предусмотрительные мошенники специально оформляют автокредиты в банках, которые не изымают ПТС.


Mitsubishi Lancer Evolution Взял тут: drive2.ru/r/mitsubishi/574127/

Конечно, тот факт, что этот документ настоящий, оригинальный и не дублированный, прекрасно, но далеко не достаточно для убеждения в честности владельца.

Почему кредитное авто опаснее залогового

Вот тут я попытаюсь внести окончательную ясность в этот вопрос, который весьма мало освещен и многие люди даже не догадываются о различиях в уровнях опасности кредитного и залогового транспорта.


Mitsubishi Lancer Evolution Взял тут: drive2.ru/r/mitsubishi/574127/

Дело тут вот в чем. Как вы уже знаете, залоговые машины могут и не быть кредитными. А раз так, то юридически полное право собственности все же на стороне добросовестного приобретателя, у которого есть соответствующий документ это доказывающий (ДКП).

У заемщика-то банк через суд запросто отнимет залог т. к. имеется кредитный и залоговый договор, но вот если у этого заемщика автозалог купило другое лицо, соблюдая всю положенную , то начиная с 1 июля 2014 г. шансов у банков поубавилось.

Вышла новая редакция Гражданского кодекса, где прописано право добросовестного покупателя не возмещать убытки банкам, если есть возможность доказать, что покупатель прилагал какие-то усилия для проверки юридической чистоты автомобиля. Вот так! Правда, данное положение еще не утверждено как следует, но это дело времени.


Mitsubishi Lancer Evolution Взял тут: drive2.ru/r/mitsubishi/574127/

А в случае с кредитными автомобилями ситуация совершенно иная. Ведь вы помните, что они до погашения долга, согласно кредитному договору, юридически являются собственностью банка. Вот поэтому суды всегда и становятся на их сторону – имеется документ о собственности банка (кредитный договор), который аннулирует любые более поздние ДКП.

Даже в случае, когда судьям по-человечески жаль потерпевших, они все равно, под контролем банковских юристов, будут вынуждены выносить «несправедливые» решения – у них нет законодательных рычагов для иного. Вот когда всех кредиторов юридически обяжут вносить в базу Нотариальной палаты все данные о залогах, тогда этот казус и будет разрешен. Работа в этом направлении идет.

Я надеюсь, что в этой статье мне удалось полностью завершить тему о залоговых и кредитных проверках автотранспорта, обозначив различия и опасности для каждой из них.

Как проверяли авто на кредитность вы и какими способами пользовались? Расскажите мне о них и о ваших впечатлениях в комментариях. Это необходимая информация мне нужна. Ну и конечно, если она окажется полезной и интересной дополню ею статью с указанием вашего авторства.

Что ж, друзья, на этом статью я заканчиваю, а вам советую подписаться на мой блог и активно делиться статьями через соцсети, наполняя инфосферу русского интернета ценной информацией, что без сомнения, дело доброе и полезное.

Безопасных вам сделок и интересного пути на дорогах!

Комментариев к статье: 6

    Иван

    14.10.2016 | 03:41

    Законодатель четко определил в поправках ст 352п.1п.п.2 снятие залога если лицо возмездно приобрело и не знало и не могло знать о залоге. Какая разница залоговая машина или кредитная? Договор займа, кредита заключается на сумму денег не зависимо на что они взяты. Если на приобретение авто, соответственно идет плюсом договор залога авто в обеспечении денежного обязятельства. В птс вписывается собственник согласно договору купли продажи. Соответственно наконец то закон повернулся в пользу граждан. Но надо следить за практикой судов. Вот собственно практика суда в этой части: rospravosudie.com/court-s...s/act-535225967/

    Ответить

    1. Илья

      18.10.2016 | 16:00

      Здравствуйте, Иван.

      Спасибо вам за выражение вашей точки зрения на странице моего блога.

      Ваш комментарий не является вопросом, но я тоже отвечу на него по частям.

      1) «Законодатель четко определил в поправках ст. 352, п.1, п. п. 2 снятие залога если…»

      К сожалению, Иван, законодательству РФ (как и всех других стран СНГ и большинству стран мира) еще очень и очень далеко до четкости и ясности как в общих чертах, так и частностях. И это не мое мнение, а честная и полезная официальная позиция российской Фемиды, т. к. это позволяет не почивать на ниве очковтирательства, а далее совершенствовать законодательство, что делают все цивилизованные страны.

      Так вот, эта фраза: «четко определил», как раз к указанному вами подпункту № 2 совершенно не относится, т. к. именно этот подпункт является наиболее туманным и многозначным из всей статьи. Не даром именно на него отсутствуют комментарии – не потому, что он предельно понятен, а потому, что его интерпретация может занять объем средней книги.

      2) «…лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога»

      Именно в этой части и кроется подвох – при наличии грамотной юридической поддержки со стороны ответчика, доказать то, что истец «не должен был знать» во многих случаях очень проблематично, особенно, когда шаблоны договоров по автокредитам специально и целенаправленно создаются очень грамотными юристами, с обязательным учетом именно данного пункта.

      И пресловутый мелкий текст тут лишь самая старая и простая ловушка из многих других, на которую, тем не менее, до сих пор ловится масса людей.

      3) «Какая разница залоговая машина или кредитная?»

      Тут ответ простой – разница большая. На этот счет можно написать отдельную большую статью и я не стану этого делать в комментариях, но отмечу, что даже сам кредит на машину так и называется – «Автокредит» (что уже отличие), который стандартно включает и автозалог. То есть, это особенный вид кредитования. Например, вы пришли в банк за потребительским кредитом, но банк отказал, а вот автокредит он вам вполне может выдать – и это далеко не единственная разница. То есть, ваше «Договор займа, кредита заключается на сумму денег не зависимо на что они взяты.» не соответствует действительности – очень даже зависит на что они взяты, и при крупных суммах попробуйте вы только отказать менеджеру в предоставлении информации о том, на что берете деньги – он моментально внесет кардинальные коррективы по решению: повысит проценты вдвое или откажет в кредите.

      4) «В ПТС вписывается собственник согласно договору купли продажи»

      Ну конечно вписывается, банку нет надобности вписывать себя в ПТС кредитной машины. Почему? А потому, что она, машина эта, банку также без надобности. Ему нужна не ваша машина, а деньги за эту машину + прибыль. Вот поэтому запись в ПТС ваша, а деньги за машину банка. То есть, на первом месте у банка деньги, а сама машина как обеспечение кредита его не очень интересует – железом владеете вы, а стоимостью этого железа владеет банк. И эту стоимость он запросто может пересчитать, в свою, естественно, пользу, если банку придется забирать машину назад по неуплате.

      Вместе с машиной, даже если она в хорошем состоянии, кроме самих процентов, придется добавить еще – авто с записью в ПТС от реального владельца, а не дилера, считается уже БУ, со всеми последствиями для оценки.

      Я думаю, вы в курсе отличий между собственником и владельцем? В случае с кредитной машиной вы по ПТС являетесь полноправным владельцем, но только условным собственником, т. к. настоящий собственник – банк. Как это понять? Банку, как я уже говорил, принадлежат деньги за авто, которое его служащие могут и в глаза не видеть. Банк – это финансист, а не автомагазин. Поэтому все права собственности на все железо ваше, а на то, что оно стоило в новом своем состоянии – банка. Эту тонкость мало кто из потребителей понимает.

      Иначе говоря, если между вами и банком будет суд, то банк отнимет у вас свои деньги тем, или иным образом. Но, в то же время, если вы, как несостоятельный плательщик, пожелаете погасить долг банку не указанным в договоре автомобилем (вернее его остаточной стоимостью – т. е. уже только часть долга), а чем-то другим, что подходит для подобного погашения, то приоритет останется за вами – суд присудит железо вам, а деньги банку и банк особо против не будет, если замена полноценна.

      Пример: вы не можете платить кредит деньгами, но и машина вам нравится, и вы отдавать ее не желаете. И у вас есть дача. Тут можно даже без суда поменять залог, если банк признает дачу по оценке стоящим возмещением. Но если возникнут проблемы и суд, то приоритет владения железом всегда ваш, а не банка, при условии если у вас имеется что-то другое, чтобы покрыть все то, что требует банк: дорогое имущество, недвижимость, ценные бумаги, драгоценности, антиквариат, произведения искусства и т. п.

      5) «Но надо следить за практикой судов.»

      Совет этот хорош для любой страны и для любого юриста (не простого гражданина, конечно), но если брать Россию, то только в качестве полезного дополнения – не более. Почему? А потому, что в РФ не существует практики прецедентного права. Если вы юрист, то вы должны знать, что это такое и какую важность это имеет в отношении ценности этого самого отслеживания судебной практики.

      Для читателей поясню: прецедентное право – это наивысшая степень судебной ответственности в рамках всей судебной системы государства. Даже не все развитые страны могут позволить себе такую роскошь, как прецедентное право.

      Оно означает то, что одно отдельно взятое окончательное судебное решение имеет силу ИСТОЧНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА! Иначе говоря, отдельные судебные решения могут прямо влиять на установленные законодательные нормы страны, вплоть до полной отмены затрагиваемых статутных нормативов или таких же прецедентных решений.

      В России, к сожалению, повсеместно внедрено лишь статутное право (классическое законодательное) и отдельные решения судов могут браться для других производств только в качестве рекомендаций, примеров, или в качестве «принятых во внимание» случаев. На сами решения суда судебные прецеденты в РФ совершенно не влияют – судья может вынести любое устраивающее его (или того, кто дал ему взятку) решение, которое можно подогнать под соответствие статутного права.

      Есть еще постановления Верховного суда РФ (точнее, его Пленумов по отдельно взятым сложным вопросам), но опять же, эти решения ПВС РФ имеют силу только более авторитетных рекомендаций судам и не более.

      Что это означает? А то, что если между банком и судом есть «взаимопонимание», то водителю повернуть дело в свою пользу на основе каких-то отдельных решений будет очень тяжело или же совсем невозможно – любой суд РФ, при вынесении своих решений, имеет абсолютно полное право не учитывать и не брать во внимание любые прецеденты, причем без пояснения причин.

      Вот такие дела.

      Всего вам доброго, уважаемый Иван, еще раз спасибо за заинтересованность и высказывание собственной точки зрения на проблему.

      Ответить

    Константин

    29.11.2016 | 15:05

    Здравствуйте.

    В случае кредитного авто собственником является банк. То есть этот банк должен быть вписан в ПТС?

    Ответить

    1. Илья

      12.01.2017 | 11:46

      Здравствуйте, Константин.

      Собственником кредитного авто является автозаемщик – на него регистрируется машина и оформляется ПТС. Если в ПТС вписан банк, то это уже не автокредит. Банку принадлежит лишь стоимость кредитного автомобиля, а не он сам. Просто это такая схема, когда кредитное авто одновременно является залоговым обеспечением автокредита. Но это просто шаблон – вы вправе согласовать с банком иные условия залогового обеспечения предоставив другое ценное имущество, и не обязательно движимое.

      Банку нужны деньги, т. е. прибыль с их оборота, а не сами автомобили.

      У банков есть разные программы кредитования. У разных банков они могут отличаться в частностях, но основная их масса по своей сути идентична, т. к. это все уже давно отработанные схемы с Запада, адаптированные под наши условия. Разрабатываются, конечно, и чисто наши программы, но в банковском кредитовании почти все что можно было придумать, давно придумали.

      Это я к тому, что программа банковского автокредитования как раз такая обкатанная со всех сторон старушка. И разными банками планеты она, адаптированная под законы и рыночные условия страны, применяется повсеместно с не очень значительными отличиями во второстепенных деталях.

      Так вот, для программ банковского автокредитования общепринято то, что кредитное ТС переходит в юридическую собственность владельца-автозаемщика. В полную юридическую собственность, только с кредитным обременением. А полная юридическая собственность автомобиля подразумевает владение полным пакетом документов на него, включая и ПТС, конечно, на ваше имя.

      Вы можете подумать: а почему банки такие глупые и подвергают себя повышенному риску? Неужели они не могли использовать схему, когда в ПТС вписан банк? А они и используют – это называется банковский автолизинг, когда вы не являетесь собственником используемого авто. Но это совсем другая программа. И у банков их множество, для каждой есть своя клиентская ниша, приносящая прибыль. Пока программы приносят прибыль, они будут применяться, несмотря на возможность мошенничества.

      Ну а то, что многие банки берут в «залог» ПТС – это больше психологический прием, стимулирующий клиента к порядочности. При желании это препятствие можно обойти.

      Ответить

    Константин

    10.03.2017 | 16:48

    Здравствуйте.

    Я не шибко разбираюсь в юридических вопросах))) Но у меня такой вопрос:

    Ну, предположим, купил я кредитный авто. Через некоторое время все всплыло и машину банк забрал себе. Естественно ни один «кинутый» автовладелец с таким положением веще не смирится. Ну лично я бы подал жалобу в прокуратуру о мошенничестве. Это же и есть мошенничество со стороны прежнего владельца, продавать кредитный авто и не платить по кредиту. Соответственно ему светит «уголовка». Тогда какой смысл продавать кредитный авто?

    Ответить

    1. Илья

      28.03.2017 | 23:46

      Здравствуйте, Константин.

      У вас интересный вопрос, который волнует многих, кто сталкивался или слышал о махинациях с кредитными авто. И вы совершенно правы, считая, что осознанная продажа обремененного автомобиля по сути считается разновидностью мошенничества.

      Но большинство юристов ограничивается более скромным определением. Примерно таким: «в деянии могут быть усмотрены признаки элементов мошенничества». И все как один советуют не тратить время на бесплодные попытки инициировать возбуждение уголовного дела, а сосредоточиться на расторжении ДКП и возврате денег за авто.

      То есть предлагается бороться с последствиями мошеннических действий, признавая, что мошенник должен остаться без наказания.

      При этом юристы абсолютно правы, т. к. если вы не послушаете их и упрямо отнесете заявление в полицию или в прокуратуру, то скорее всего получите отказ в его принятии, и иногда не в совсем вежливой форме. Отповедь обычно звучит так: «полиция не коллекторская контора – разбирайтесь кто кому должен в суде».

      Однако некоторые потерпевшие, после отказа в принятии заявления, шли дальше и обжаловали отказ в прокуратуре или в суде на основании ст. 124 и 125 УПК. После этого заявление принимали, но потом все равно отказывали в возбуждении уголовного дела по ст.159 УК («мошенничество») на основании отсутствия состава преступления или отсутствия доказательной базы.

      Общая же позиция судов такова, что вопрос о привлечении к уголовной ответственности за продажу авто, обремененного кредитной залоговостью, рассматривается с перспективой серьезного наказания в случаях, если сумма залога превышает 1 млн 500 тыс. рублей. В судебной практике не раз было и такое, когда потерпевший причислялся к виновнику, т. к. продавец утверждал, что покупатель был в курсе ситуации с авто. И невозможно было доказать, что он действовал не в сговоре с продавцом.

      Жуликоватые «толкачи» кредитных машин прекрасно знают, что в самом худшем случае строгое наказание им не грозит, поэтому и не боятся обманывать. В самом деле, ведь в развитых и странах Запада человека могут гуманно посадить (и садят) в тюрьму просто за банальную смотку пробега. А тут игнорирование явного жулья на основании трудностей по доказательной базе. Будем надеяться, что в будущем законодательство как-то более серьезней отнесется к проблеме «кидков» автомобилистов по кредитным машинам.

      Всего вам доброго, Константин.

      Ответить

Далеко не каждый автолюбитель может позволить себе покупку нового автомобиля. Некоторые опытные водители уверены, что не стоит переплачивать за новые модели в автосалонах. Действительно, распространено мнение, что лучше взять нестарый подержанный седан, который впоследствии можно будет продать, не теряя в цене.

Но в последнее время на городских авторынках множество кредитных автомобилей – реклама «выкуп залоговых авто в один день» на слуху. Что делать, если купил машину, которая в залоге у банка, о каком законе нужно знать в 2016 году россиянам? Читайте об этом здесь.

Кто и почему продает залоговое авто

Автомобиль, на котором лежит обременение, является предметом кредитного договора. До погашения долга он может быть продан в связи с финансовой несостоятельностью заемщика. Вариантов погашения может быть два:

  1. заемщик сам продает машину и гасит долг. Это возможно только с согласия кредитора и при полном его участии. Зачастую банки, особенно являющиеся частью автомобильной корпорации (КИАФИНАНС, ТОЙОТАБАНК и т.д.), предоставляют свои выставочные залы с целью рекламы и выгодной продажи, по итогам которой погашается кредит и оставшуюся сумму (если она имеется) отдают заемщику.
  2. машину, которая является залогом в банке, продают судебные приставы-исполнители. Такая продажа происходит без согласия кредитополучателя, принудительно, в общем порядке, определяющем продажу конфиската. Назначается аукцион, где выставляется к продаже автомобиль по стоимости, которую определит оценщик. В дальнейшем, если машина не была куплена на первом аукционе, ее цена постепенно снижается. Для граждан, которые хотели бы приобрести конфискованные машины на торгах, привлекательной кажется дешевизна. Действительно, стоимость автомобиля в конечном итоге может быть ниже средней для определенной модели на 20-50 %. Вместе с тем, риски все же есть – иногда сделка может быть признана незаконной:
    • когда было вынесено заочное решение, которое впоследствии было отменено;
    • когда восстановлен срок обжалования уже давно вступившего в законную силу решения;
    • когда имущественные требования заявляются супругами, нетрудоспособными родственниками, детьми и т.д., которые ранее не знали о конфискации автомобиля и т.д.

Таким образом, прежде чем покупать автомобиль, который отобрали за долги, нужно крайне внимательно, лучше с юристом, изучить документы, историю продаж конкретного транспортного средства, соблюдение процедуры аукциона и т.д.

Эти рекомендации не только для тех, кто хочет выгодно приобрести машину и интересуется аукционами и конфискатами в поисках выгодных предложений. Быть внимательным и знать действующие законы следует всякому, кто собирается купить подержанное ТС.

Купил автомобиль, а он в залоге у банка

Такая ситуация – страшный сон любого водителя. Неприятность может поджидать как в виде искового заявления, пришедшего по почте, так и визита судебных приставов, которые пришли для составления описи арестованного имущества, то есть автомобиля.

Несмотря на то, что добросовестные водители не знали о том, что машина находится под обременением, суды принимали сторону банка, обратившегося с требованием о взыскании и ходатайством об изъятии предмета залога у нынешнего владельца. То, что нынешний владелец заплатил немаленькую сумму за покупку и не ведал о проблемах предыдущего хозяина с кредитными организациями, во внимание не принималось.

Но такая практика была до недавнего времени. С увеличением кредитной загруженности населения стало слишком много тех, кто купил «кота в мешке», то есть кредитный автомобиль, остался и без средства передвижения, и без денег. С учетом такой ситуации и массовыми жалобами от добросовестных приобретателей, попавших в сложные ситуации с залоговыми автомобилями, в некоторые нормы гражданского права были внесены изменения, впоследствии прокомментированные Верховным Судом РФ.

С июля 2014 года банк не вправе требовать обращения взыскания на автомобиль, находящийся у него в залоге, если на момент рассмотрения иска он является собственностью другого человека, который не знал об этих обстоятельствах при покупке. Такое правило прямо закреплено в ст. 352 ГК РФ, где сказано о прекращении залога с даты заключения договора купли-продажи с другим лицом.

При этом в рамках искового производства банк не лишен возможности обратиться с заявлением о взыскании задолженности по кредитному договору, но уже без обращения взыскания на машину, находящуюся в пользовании у третьего лица. Здесь будут действовать общие правила исполнительного производства – наложен арест на личное имущество должника, может иметь место вычет из заработной платы в размере до 50% и т.д.

Пример . 01.01.2015г. Сидоров А.А. взял автокредит в салоне продажи новых автомобилей, один миллион рублей под залог приобретаемого автомобиля TOYOTA. Часть стоимости Сидоров А.А. оплатил своими средствами, при этом ПТС находился у него. С июля 2015г. Сидоров А.А. перестал обеспечивать платежами кредит, в этой связи банк принял решение обратиться в суд. Одновременно с требованием возвратить долг в исковом заявлении было указано на необходимость обращения взыскания на автомобиль TOYOTA, являющийся предметом залога. В ходе судебного рассмотрения было установлено, что с марта 2015 года эта машина принадлежит Иванову С.С., на основании договора купли-продажи от 01.03.2015г. Таким образом, еще в марте 2015 года Сидоров благополучно продал машину Иванову, не поставив в известность последнего о наличии кредитного обязательства. При этом Иванову было передано ПТС, в котором об обременении отметки не было. Также в суде было установлено, что Иванов знал о возможности бесплатно проверить машину по реестру, что он и сделал – покупаемого транспортного средства в нем на 01.03.2015г. не числилось.

Вместе с тем, судебным решением от 02.02.2016г. исковые требования банка были удовлетворены частично. Требования о взыскании суммы кредита с начисленными процентами были удовлетворены, однако в удовлетворении ходатайства об обращении взыскания было отказано. Так, судом в решении было указано, что ввиду изменений в Гражданском Кодексе РФ, правоотношения, как кредитные, так и по договору купли-продажи, возникли после 01.07.2014г., в связи с чем залоговое право с момента перепродажи автомобиля Иванову С.С. было прекращено. С Сидорова А.А. было взыскано 928000 рублей, впоследствии исполнительный лист был направлен по месту трудоустройства для отчислений на счет истца 50% от общего заработка.

Из примера мы видим, что ПТС осталась на руках у заемщика, что бывает не так часто. В основном, банки перестраховываются и оставляют оригинал ПТС у себя, выдавая покупателю, который является стороной по кредитному договору, только копию.

Но и в этом случае заемщик может продать автомобиль с обременением – достаточно подать заявлением в ГИБДД об утере ПТС, взамен выдадут дубликат, имеющий практически такую же юридическую силу, как и оригинал.

А как на практике

На практике часто возникает вопрос – какое решение примет суд, если кредитное обязательство возникло до 01.07.2014г., а покупка кредитной машины состоялась после этой даты?

Действительно, ранее судебные решения по таким делам могли быть разными, большинством из них машины все же истребовались из добросовестного владения. Позже Верховным судом РФ были даны четкие правоприменительные рекомендации, согласно которым по договорам купли-продажи, заключенным после 01.07.2014г., залоговое право предыдущих автокредитов прекращается . При этом значения, когда был заключен кредитный договор, не имеет.

А вот если кредитный договор и продажа были до указанной даты, тогда новому владельцу стоит только посочувствовать – банк имеет полное право машину забрать. Впоследствии можно будет подать иск к продавцу о возмещении издержек, убытков и т.д., но на это потребуется потратить много времени, сил и денежных средств (госпошлина, оплата независимой оценки, услуг юриста и т.д.).

Таким образом, в настоящее время закон защищает тех, кто купил залоговое авто и не знал об этом, но все же мы рекомендуем перед покупкой подержанного автомобиля произвести тщательную проверку, чтобы не столкнуться с неприятностями. Тем более, что возможность для такой проверки сейчас есть.

Изучаем «историю» автомобиля

С 2014 года все автолюбители имеют возможность проверить любой автомобиль (который уже купили или только собираются купить) на наличие обременения. Для этого был создан единый реестр залогового имущества, где с помощью заполнения определенных данных можно проверить юридическую чистоту будущей сделки.

Прежде чем рассказать о том, по каким критериям можно «вычислить» находящуюся в залоге машину, обратим ваше внимание на то, что проверка по реестру – это в большей степени не право, а обязанность будущего покупателя .

Так, при разрешении спора об обращении взыскания на автомобиль, находящийся у нового владельца и при этом числящийся залогом по ранее заключенному кредитному договору, условием для прекращения бремени при продаже является добросовестность нового покупателя.

Иными словами, у вас не заберут автомобиль, если, приобретая его, вы не могли знать и не знали о залоге. В противном случае, вне зависимости от даты сделки, судебное решение состоится в пользу банка.

Пример . Алексеев В.В. приобрел 01.01.2015г. автомобиль по договору купли-продажи у Соколова М.М. Впоследствии Алексеев В.В. был вызван в суд как заинтересованная сторона, поскольку автомобиль являлся залоговым и банк, ввиду неплатежеспособности Соколова М.М., просил обратить взыскание на предмет залога – OPEL ASTRA. Представитель банка мотивировал свое ходатайство тем, что сведения о нахождении в реестре нотариата об указанном автомобиле были сразу же после заключения кредитного договора, то есть еще до заключения сделки купли-продажи. Кроме того, покупка была произведена по заверенному ПТС, оригинал отсутствовал, а также в договоре продажи не было пункта о том, что предмет сделки не находится под обременением. Таким образом, банком была оспорена добросовестность нового владельца. И действительно, Алексеев В.В., при наличии возможности, не стал проверять, не в залоге ли машина, не обратил должного внимания на факт отсутствия оригинального ПТС, в связи с чем его доводы о добросовестности судом приняты во внимание не были, взыскание на автомобиль было обращено, несмотря на заключение договора купли-продажи после 01.07.2014г.

Проверка по реестру

Как проверить автомобиль на залог в банке? Необходимо зайти на портал reestr-zalogov.ru – официальный сайт, созданный при участии Федеральной нотариальной палаты. Этой площадкой пользуются и нотариусы, и банки, предлагающие автокредиты. Варианты проверки следующие:

  • выбрать вкладку «информация о предмете залога», кликнуть «транспортное средство» и вбить VIN машины. Считается, что проверка машины по вин-коду является самой достоверной, поскольку в данном случае проверяемый автомобиль максимально идентифицирован с помощью уникального номера;
  • если вин-код вам неизвестен (например, вы еще не видели машину, но желаете заранее ее «пробить»), то можно попробовать вбить в строку «поиск по ключевым словам» любые данные, известные вам об автомобиле или владельце;
  • можно использовать вкладку «информация о залогодателе», где заполнить известное вам имя и фамилию продавца, проверив наличие у него залога.

После того, как вы самостоятельно проверили машину на кредит и убедились в отсутствии обременения, нужно обратиться к любому нотариусу за справкой об этом. Нотариус повторно просмотрит единый реестр и перепроверит информацию – так вы получите подтверждающий документ о юридической чистоте покупаемой машины и перестанете сомневаться в том, что, быть может, неправильно воспользовались сервисом.

Кроме того, что необходимо проверить машину на залог, рекомендуем получить и другие важные сведения:

  • зайти на сайт ГИБДД и проверить запрет регистрационных действий на покупаемое транспортное средство – при наличии такого запрета оформить на себя машину будет невозможно. На этом же сайте можно проверить розыск и штрафы;
  • внимательно прочитать предлагаемый вам договор купли-продажи: там должен быть пункт о ненахождении предмета договора в залоге, под арестом и т.д.;
  • проверить подлинность ПТС. Мы рекомендовали бы отказываться от сделки, если оригинал ПТС отсутствует. В то же время, на практике имеют место случаи, когда покупается машина у близкого человека и нет оснований не доверять. В таких ситуациях нужно понимать, что впоследствии машину будет трудно продать;
  • всегда хранить все чеки, квитанции о внесении первого и последующих взносов за автомобиль – они могут понадобиться в любой момент.

Если при соблюдении всех перечисленных условий вы все-таки стали участником в судебном разбирательстве, где банк требует у вас, несмотря на вашу порядочность, вернуть заложенное транспортное средство, заявляйте самостоятельные требования в рамках этого же процесса. В своем заявлении нужно будет просить суд о прекращении права залога на основании изменений в ст. 352 ГК РФ, вступивших в силу с 01.07.2014.

Несколько лет назад ситуация начала меняться в пользу добросовестных приобретателей. Был принят закон, предусматривающий создание реестра уведомлений о залогах движимого имущества. Оператором данного реестра стала Федеральная нотариальная палата (ФНП). А в 2014 году вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, согласно которым машина остается у покупателя, если тот заручился справкой нотариуса, что машина не значится в реестре.

Поскольку при создании реестра в него предусматривалось внесение сведений о любом движимом имуществе, находящемся в залоге, у юристов возникли определенные опасения, что в законе предусмотрели не все, что исполнять его банки будут крайне неохотно, так как за регистрацию уведомлений надо платить, что есть подводные камни, которые еще дадут о себе знать.

Правда, большая часть сомнений никак не связана с автомобилями, имеющими, как известно, уникальный идентификационный код (VIN). А вот станки, например, которые также частенько становились предметом залога, порой никак не отличить друг от друга. Ведь на них даже может не быть заводского номера. Впрочем, нас сегодня интересуют прежде всего транспортные средства.

Новая система защиты добросовестного приобретателя заработала довольно быстро. Банки стали добровольно передавать сведения о кредитных авто нотариусам, те вводили информацию в базу данных. И на сегодняшний день подавляющее большинство автомобилей, приобретенных в кредит, уже значится в реестре.

Регистрация уведомления о залоге является нотариальным действием, за совершение которого взимается 600 рублей. Уведомления о залоге движимого имущества могут быть представлены нотариусу в виде документа на бумажном носителе, подписанном заявителем собственноручно в присутствии нотариуса, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Суды меняют практику

Судебная система тоже освоила новшество. А там, где судьи еще действовали «по старинке», их поправляли вышестоящие инстанции. Так, например, Липецкому областному суду, выступавшему в качестве апелляционной инстанции, одному из первых пришлось изменить решение районного суда и отклонить иск банка, требовавшего забрать машину у добросовестного покупателя. Ведь тот вовремя обратился к нотариусу и получил справку, что авто в момент его покупки в реестре не значилось.

А недавно действие нового принципа – добросовестный приобретатель не обязан отдавать машину, на которой «висят» чужие долги – подтвердил и Верховный суд России, рассматривавший конкретное дело о возврате кредитного авто. Однако «добросовестным» покупатель считается только в том случае, если перед сделкой он получит выписку у нотариуса.



Суд обозначил в своем определении, что главным фактором при рассмотрении спора является Реестр уведомлений о залогах движимого имущества: если автомобиль в нем значился, то банк может судиться за него уже с новым покупателем, если нет – все претензии снимаются.

После решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда изменилась практика и в других судебных инстанциях.

Прозрачный механизм

«Реестр уведомлений о залогах движимого имущества на деле выполняет очень важную задачу – защиту интересов добросовестного покупателя, если тот, конечно же, обратился к нотариусу с целью обеспечить свои законные интересы, – сказал президент ФНП Константин Корсик. – Более того, этот реестр столь же эффективно защищает и законные интересы залогодателя. А судя по структуре регистрируемых уведомлений о залогах, можно сказать, что он с успехом выполняет и функцию регулирования залоговых отношений, делая их более прозрачными. Это необходимо и бизнесу, и обществу, и государству. А нотариат делом доказывает свою способность создать и развивать такие востребованные механизмы без использования бюджетных средств».

Механизм оказался действительно очень полезным. Он позволяет каждому самостоятельно проверить облюбованную машину. Для этого нужно зайти в созданный ФНП и регулярно пополняемый нотариусами Реестр уведомлений о залогах движимого имущества (сайт https://reestr-zalogov.ru/). Там информацию можно искать как по VIN-номеру транспортного средства, так и по данным о залогодателя. Но даже если авто в реестре отсутствует, не торопитесь подписывать договор купли-продажи. Нужно подтвердить кредитную чистоту машины выпиской, полученной у нотариуса.

«Бывает, что банки вовремя не вносят в реестр сведения об автомобиле, ставшем предметом залога, так как внесение сведений в реестр не является обязательным и срочным. Простая проверка на сайте, если VIN машины окажется в Реестре уже после перепродажи, гарантией в таком случае быть перестает. А вот удостоверенная нотариусом выписка из реестра, что в отношении продавца не имеется сведений о том, что он закладывал автомобиль – гарантия того, что за долги предыдущего владельца машину у вас не отнимут», – поясняет начальник юридического отдела ФНП Александр Сагин.

Сколько нужно выписок?

Нотариус проверяет не сам автомобиль, а его владельца. В вопросах, которые регулярно направляют в ФНП, нередко просят добавить в выписку из реестра еще одно поле для поиска – VIN. Однако ФНП разъясняет, что «выписка формируется на основании форм, утвержденных Минюстом России. Данное поле не предусмотрено в приказах Минюста России». Таким образом, небольшая лазейка для мошенничества все-таки остается.



Предположим, что Вы хотите купить машину у гражданина А. Нотариус выдает вам справку, что А. не закладывал данную машину. Но в ПТС имеются сведения, что А. недавно сам купил машину у Б. Если вы не просите выдать еще одну выписку относительно имущества Б., то можете попасть впросак. Потому что машину в кредит мог купить именно Б. Эти сведения в реестре имеются, но вы их не запросили. И как раз Б. может оказаться мошенником. Тогда как А. просто не подстраховался при покупке, а затем узнал, что машина заложена, и решил побыстрее от нее избавиться. В случае, если автомобиль неоднократно перепродавался, имеет смысл либо запросить выписки обо всех предыдущих владельцах, либо вначале самому тщательно проверить сведения на сайте и при малейших подозрениях, что машина все-таки была в залоге, просто отказаться от покупки. Хотя не исключен и другой вариант – Б. успел погасить кредит, и А. купил уже «чистое» авто.

Как бы то ни было, реестр залогов служит интересам законопослушных граждан. И потому не стоить экономить копейки при покупке дорогостоящего имущества. Услуги нотариуса наверняка обойдутся дешевле, чем судебные разбирательства.



Публикации по теме