Чем играет ребенок в 10 месяцев. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

Каждый месяц в жизни малыша до года – это своеобразный этап взросления. Он растет очень быстро, развивается, и когда исполняется 10 месяцев ребенку, уже многое умеет. Родители пристально следят за состоянием отпрыска, контролируя его физические параметры и психическое развитие, радуются вместе с малышом новым достижениям и пытаются восполнить недостающие пробелы в образовании.

Рост и вес в 10 месяцев

В первые полгода жизни малыш развивается активно, прибавляя в среднем по 600-900 г и по 2-3 см за каждый месяц. Потом темпы замедляются из-за возросшей энергичности ребенка. Все индивидуально, но можно прийти к общим параметрам. Существуют нормы, в соответствии с которыми родители и педиатры определяют, нет ли отклонений в развитии малыша. Для данного возраста определены показатели, превышение или понижение которых должно насторожить. Согласно ним:

  1. Средний вес ребенка в 10 месяцев составляет 7,9-11 кг.
  2. Средний рост ребенка в 10 месяцев – 68-79 см для мальчиков, 66-78 для девочек. Погрешность – плюс-минус 3 см.

Питание ребенка в 10 месяцев


Родители подрастающего малыша пытаются дать ему полноценный уход, акцентируя внимания на правильном питании согласно возрасту. Введение прикорма к этому времени завершено. Рацион ребенка в 10 месяцев разнообразен, дневное питание полностью заменяется обычными продуктами: вводятся супы, рыбные и мясные блюда, десерты и т.д. Пищу предпочтительнее готовить на пару, варить или тушить, так она сохраняет все витамины. Ребенок переводится на общий стол, а по возможности мать докармливает его (не больше 1/4 от суточного объема) грудным молоком или смесями.

Грудное вскармливание в 10 месяцев

Питание малыша в 10 месяцев подразумевает прием грудного молока. Согласно режиму питания, малыш сосет грудь перед сном и получает необходимую дозу молока сразу после пробуждения. Такое утреннее кормление не является полноценным завтраком, спустя некоторое время следует каша или другие продукты из общего рациона. Вместо молока – если мать закончила кормить, или малыш является искусственником – можно давать кефир или адаптированную смесь. В 10 месяцев ребенку хватает от 2 до 6 прикладываний к груди.

Прикорм в 10 месяцев

Основной прикорм к десятимесячному возрасту уже введен, и в меню малыша появляются новые продукты с общего стола. Это растительная и молочная пища, мясо и рыба и др. Консистенция не обязательно должна быть жидкой, особенно если к этому моменту появляются первые резцы. Чем кормить ребенка в 10 месяцев, когда у него начали прорезываться зубки? Подойдут свежие фрукты: груши, яблоки, слива, банан. Кроме этого, в 9-10 месяцев вводится такой прикорм, как:

  • кефир;
  • (детский);
  • и блюда из мяса (фрикадельки, тефтели);
  • нежирная рыба;
  • яичный желток;
  • монозлаковые каши (с маслом);
  • травяные чаи.

Меню ребенка в 10 месяцев


Дети по-разному реагируют на введение в рацион новых продуктов, особенно маленькие аллергики. Поэтому меню в 10 месяцев для всех различается, но оно обширно, включает разнообразную пищу. Режим питания подразумевает около 5 приемов пищи, перерывы между которыми составляют до 4 часов:

  1. Ранний завтрак.
  2. Завтрак.
  3. Обед.
  4. Полдник (первый ужин).
  5. Ужин.

Когда 10 месяцев исполняется ребенку, в среднем за один день он съедает от 1 до 1,5 кг пищи. Объем каждой порции составляет 200-250 г. Но в зависимости от продуктов их дневная норма различается.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:

  1. Овощи, пюре – 200-250 г.
  2. Каша – 200 г.
  3. Кисломолочные – 200-220 г.
  4. Пюре фруктовое – 100-110 г.
  5. Желток – 1 шт. (1-2 раза в неделю).
  6. Мясо – 80 г.
  7. Соки – 60-70 мл.
  8. Рыба – 50 г.
  9. Творог – 50 г.
  10. Сухарик, белый хлеб, печенье – 10 г.
  11. Масло сливочное, растительное– 5-6 г.

Режим ребенка в 10 месяцев

Соблюдая правила ухода за малышом, родители стараются ввести оптимальный распорядок дня – сна и отдыха, питания, прогулок и ежедневных гигиенических процедур. Режим помогает жить в гармонии и полноценно высыпаться даже с маленьким ребенком в доме. Сколько спит ребенок в 10 месяцев? Днем, как правило, это двухразовый отдых длительностью около 60 минут:

  1. При условии раннего подъема (6-7:30) дневной сон придется на 11-12 часов.
  2. После обеда – второй отдых, около 15:00-16:30.
  3. Ночью кроха спит от 8 до 12 часов.

Рекомендуемый распорядок дня включает чередование периода сна и бодрствования. Утреннее время малыша сразу после пробуждения занято завтраком, играми, прогулками. После второго перекуса следует отдых, а затем – опять подвижные и развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, гимнастика, массаж. Не обязательно укладывать ребенка спать сразу после обеда, можно повременить час-другой, занимаясь спокойными делами, например, читать с ребенком развивающую литературу. После отдыха – снова прием пищи (первый ужин), игры и прогулки, перекус, купание и отход ко сну.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыш в 10 месяцев уже многое умеет и понимает. Он сильно вырос в физическом плане: научился координировать свои движения и продолжает развивать мелкую моторику, быстро ползает, а некоторые детки начинают ходить самостоятельно. В эмоциональном плане такой ребенок – уже личность. Дети становятся участниками общения с родителями, понимают сказанные им фразы, с радостью выполняют просьбы и негативно реагируют на неприятные им действия (например, подстригание ногтей). Этими навыками должен обладать малыш 10 месяцев, развитие мальчиков и девочек может отличаться:

  1. Девочки охотнее занимаются монотонными занятиями и опережают своих сверстников противоположного пола: быстрее осваивают , пользование ложкой, первые слова.
  2. Мальчики проявляют упрямство, стремятся с самостоятельности, поэтому могут рано начать ходить. Усидчивости им часто не хватает.

Нередко мамы и папы задаются вопросом: что должен уметь малыш в 10 месяцев? Главные навыки, которые осваиваются к этому времени, касаются физического развития. Координация движения развита, если нет отклонений.

Дети должны уметь:

  • брать предметы обеими руками;
  • подцеплять вещи двумя пальцами;
  • переступать, держась за каталку или руку;
  • ползать;
  • слезать с возвышенности и забираться на нее;
  • открывать дверцы и крышки;
  • находить нужные вещи среди других;
  • делать подражательные жесты руками;
  • повторять за взрослыми их поведение и звуки.

Как развивать ребенка в 10 месяцев?

Эмоциональное и физическое развитие детей полностью ложиться на плечи родителей. Они должны знать, как развивать малыша в 10 месяцев, чтобы привить ему необходимые умения и знания.

Соблюдение простых правил поможет малышу взрослеть гармонично:

  1. Необходимо оборудовать для ребенка простор для движения, позволять безопасно передвигаться по квартире, исследовать мир.
  2. Нужно вводить нормы поведения в доме и разумные запреты.
  3. В комнате ребенка должно быть место, куда он смог бы складывать свои игрушки.
  4. Гимнастические упражнения помогают крохе быстрее научиться ходить. Во время прогулки стоит выпускать его из коляски, удерживая за руки помогать переступать ножками.
  5. Очень важно общение на любые темы для закрепления лексики малыша.
  6. Чтению стоит уделять хотя бы немного времени ежедневно.
  7. Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия.

Игрушки для детей в 10 месяцев

Подрастающему малышу интересно узнавать окружающий мир. Делать это он может с помощью предметов, которые всегда под рукой. Полезно позволять ребенку:

  • переливать воду из емкости в емкость;
  • перебирать крупу на подносе;
  • пересыпать песок;
  • играть со шнурками;
  • рвать бумагу;
  • лепить из теста и глины.

Хорошо, когда дома есть интересные развивающие игрушки. С радостью десятимесячный ребенок занимается с такими предметами, как:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • машинки-каталки;
  • пупсы;
  • матрешки;
  • лейки;
  • посуда для кукол и другие игрушки.

Игры для детей в 10 месяцев


В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие. Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь. Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.

Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.

В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ваш малыш растет, а его скорости набирают оборот. Дети-гонщики – именно так можно охарактеризовать малышей в этот период. Что бы они ни делали – играли, путешествовали по дому – карапузы демонстрируют энергичность и расторопность. Детям доставляет наслаждение игра в «догонялки». Если мама при этом аплодирует и хвалит маленького бегуна, он может повторить свой «забег» на бис.

Для крохи не представляет труда различить настроение окружающих. С некоторыми особо наблюдательными малышами могут даже случаться приступы ревности. Ребенок может расплакаться, если в центре всеобщего внимания вдруг оказался кто-то другой. Примерно в этом же возрасте малыш лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте положить ему нелюбимую еду, как он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете крохе под кофточку какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет нижний край одежки, и игрушка выпадет.

Учимся понимать друг друга
С каждым днем малыш все лучше понимать значение слов. Когда у него спрашивают: «Где мама?», «Где папа?», он переводит взгляд с одного родителя на другого. Кроха уже выполняет простые команды и, услышав: «Дай мне ложку», протягивает ее. Но будет лучше, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратится с просьбой в то время, когда сынишка или дочурка смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно делать, он будет с удовольствием играть снова и снова.

Начиная соединять звучание слов с их значением, ребенок строит свой образный словарь. И хотя большая часть детского лепета может быть всего лишь звуковой игрой, малыш уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Первыми словами девятимесячного карапуза, скорее всего, будут слова, обозначающие близких людей, или те, которыми мама сопровождает привычные действия.

На этой очень ранней «разговорной» стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют бурным восторгом и повышенным вниманием к своему говорящему чаду, ребенок начинает понимать, что правильно употреблять слова. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.

В играх ребенок также стремится к взаимодействию с родителями. Огромную радость доставит крохе игра в «телефон». Возьмите игрушечный аппарат и по очереди с сыном или дочкой говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: «Привет, как дела? Ты кушаешь кашу?» Потом передает трубку ребенку и говорит: «Теперь поговори ты». Очень скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои «фразы», перед тем как положить трубку.

Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев
К 10 месяцам большинство детей хорошо ползает. Теперь же им предстоит освоить еще один вид передвижения – медвежью походку (на четвереньках). Это своего рода переходная ступень от человека ползущего к человеку прямоходящему.

Маневрировать между препятствиями малыш учится на вытянутых руках и ногах. Достигнув цели, ребенок осторожно выпрямляется и начинает шагать вдоль подходящих предметов. Такая тренировка полезна для его мускулов и суставов. Она помогает равномерно нагрузить ноги и стопы и постепенно выработать чувство равновесия.

Однако в то время, когда одни дети заметно проявляют свои новые двигательные навыки – стоят, передвигаются, вскарабкиваются на ступеньки, слезают с дивана, другие, по мнению обеспокоенных родителей, как бы застывают в своем развитии. Если ваш малыш относится ко второй категории, волноваться не стоит: у всех малышей бывают вершины и относительные спады.

Развитие детей 10 месячного возраста как нельзя лучше характеризует фраза «шаг назад – два шага вперед». Возможно малышу, быстро усвоившему новое, необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, и только потом освоить что-то другое.

Вижу, слышу, ощущаю…
Многие дети 10 месячного возраста уже выбирают себе любимую игрушку. Забытый в гостях зайчик или плюшевый медвежонок способен создать в семье кризисную ситуацию. Если ребенка в отсутствие старого «друга» стараются утешить новой игрушкой, она яростно отвергается. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность представляется важным событием в развитии крохи. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

Маленький человечек уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: звон ключей говорит карапузу о том, что пришел папа, а хлопнувшая дверь холодильника сообщает, что скоро ужин.

Ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но и немного умеет «планировать» свои действия. Если, например, перед его любимой машинкой поставить препятствие в виде другой игрушки, малыш оттолкнет игрушку в сторону и достанет автомобильчик. Нечто подобное проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи.

Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т.д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, его действия целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит.

Так же вы можете наблюдать у своего вашего чада еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать, как своеобразный вариант игры «в прятки». Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку.

Теперь, когда карапуз осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты» пряток». Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для крохи интерес, практически нет.

Занятия с ребенком 10 месяцев
Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.

Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.

Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.

Физическое развитие детей 10 месяцев
Покатите мячик к ребенку и, тогда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к крохе. Предложите другим членам семь присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как обратно сесть, помогите маленькому человечку, протянув ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите малышу возвращение в сидячее положение.

Дети любят следовать команды. Поддерживайте своего «подпрыгивающего» карапуза и командуйте ему: «Оп-оп!» Когда ребенок перестает прыгать, прекращайте командовать. Из этой игры может получиться забавная серия остановок и движений. Малыш будет получать удовольствие от слов, и в то же время такая игра будет полезной тренировкой для его мышц.

Марина Суздалева

Ваш малыш растет не по дням, а по часам. Идет уже десятый месяц его жизни, и вы, конечно же, стараетесь много и разнообразно заниматься с ним, играть в , делать гимнастику, слушать музыку, читать, выполнять зарядку для маленьких пальчиков и т.д. Уверена, что кроха практически ежедневно радует вас своими успехами, новыми открытиями и достижениями и, конечно, демонстрирует свое желание играть и учиться вместе с мамочкой. Давайте же поговорим сегодня о том, , используя эту его природную любознательность и стремление к знаниям.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев

Физическое развитие

Самостоятельно садится и сидит продолжительное время

Встаёт, ходит у опоры и с поддержкой

Координация

Осознанно действует двумя руками

Толкает мячик

Катает машинки

Социальное развитие

Проявляет интерес к детям

Копирует мимику и жестикуляцию взрослых

Смеётся над шутками

понимает простые просьбы и выполняет их

Развитие речи

Внимательно слушает речь взрослых

пытается повторять звуки и слова

произносит слоги типа «ба-ба», «ги-ги»

Моторика

Освоен «пинцетный захват», то есть может брать мелкий предмет
большим и указательным пальцами

С удовольствием играет с мелкими предметами: перебирает и
перекладывает их

Музыкально-ритмическое воспитание

С удовольствие слушает музыку

Пытается подпевать

Пританцовывает

Как развивать 10-месячного ребёнка в игровой форме

Предлагаем вашему вниманию подборку развивающих игр для закрепления необходимых навыков малыша.

Физическое развитие и координация

  • Крокет

Из картонной коробки из-под обуви вырежьте 3 секции в виде буквы «П» – это будут воротца. Поставьте их в одну линию на расстоянии примерно 30 см и катите через них небольшой мячик по направлению к ребенку. Попросите кроху катить мяч обратно к вам. Когда эта задача будет без труда удаваться ребенку, вы сможете поставить воротца в другое положение и продолжить игру. Побуждайте ребенка больше ползать, чтобы доставать мяч и катить его через воротца. Когда малыш станет уверенным «ходуном», вы сможете повторить эту игру с клюшками (их можно вырезать из плотной картонной коробки, использовать легкие гимнастические палки, ручки от игрушек-каталок и т.д.).

  • Ползком по наклонной плоскости

Продолжаем наши упражнения в ползании на наклонной поверхности. Теперь угол наклона при движении вверх может достигать 45 градусов. То, как развивать ребенка в 10 месяцев , во многом зависит от того, как вы развивали его в течение всех предыдущих месяцев. Если вы регулярно занимались гимнастикой, делали массаж и играли в развивающие подвижные игры, рекомендованные по возрасту, скорее всего, малышу уже будет под силу и спуск с «горы». Начните с незначительного угла и постепенно увеличивайте его по мере того, как кроха будет учиться перемещать центр тяжести и уверенно преодолевать это препятствие.

На прогулке стимулируйте малыша заползать на детскую невысокую горку – наградой ему станет скоростной спуск с горы на попе. Катание с горы, а также качание на разнообразных качелях-каруселях и полеты у папы на руках очень полезны для развития вестибулярного аппарата. Так что, если хотите, чтобы вашего ребенка не укачивало в транспорте, почаще заглядывайте на детскую площадку.

  • Снежки

Поиграйте с ребенком в «снежки» из скомканной бумаги. Это простое упражнение действует сразу в четырех направлениях развития. Сначала малыш вместе с вами усиленно мнет бумагу – это развивает мелкую моторику. Затем вы кидаетесь «снежками» друг в друга (или в неподвижную цель) – это развивает зрительно-двигательную координацию, а попросту говоря меткость. Малышу приходится двигаться, чтобы увернуться от «снежка» (вам придется подать пример, чтобы ребенок понял, что нужно делать), — а значит, мы даем нагрузку мышцам ног, спины и живота. Наконец, вы смеетесь и веселитесь во время игры — обогащается эмоциональная сфера.

Моторика и развитие речи

  • Подарки

Вы купили или смастерили для малышу новую игрушку? Преподнесите ее необычным образом, положив в несколько коробочек разного размера и формы. Для большего эффекта можно заполнить пустые коробки шуршащей бумагой, пакетами, серпантином и т.п. Малыш с большим удовольствием будет открывать коробки и искать игрушку. Порадуйтесь вместе с ним, когда цель будет достигнута. Хотя не исключено, что ребенка гораздо больше увлечет процесс «распаковывания» подарка.

  • 3 орешка

А может быть, и не три, и даже не орешка. Но мы играли в эту игру так: грецкие орехи в скорлупе заворачиваем в фольгу и предлагаем малышу их развернуть. Если кроха не заинтересовался орехами, заверните в фольгу что-то гремящее (например, контейнер от шоколадного яйца с горошиной внутри) – это подстегнет его любопытство. Со временем, когда движения крохи станут более тонкими, вы сможете «играть» в эту игру с вареными овощами, яйцами, фруктами – ребенок сможет самостоятельно очищать их от кожуры. Так что не упустите возможность воспитать себе настоящего помощника в кухонных делах!

  • Кукольный театр

Вы давно и регулярно читаете малышу сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок»? Что еще читать малышу первого года жизни вы можете узнать . А ваш малыш наверняка уже хорошо запомнил содержание своих любимых сказок и с большим удовольствием посмотрит коротенький спектакль в вашем исполнении.

Если вы любите рукодельничать, вы и сами получите массу удовольствия от процесса изготовления персонажей для вашего домашнего кукольного театра – их можно связать, сшить из фетра, сделать из папье-маше или пластики, вырезать из бумаги, задекорировать старые перчатки и т.д. Здесь все ограничено только вашей фантазией. Если же фантазировать вам сейчас некогда или не хочется, вы можете купить первый кукольный театр для Вашего ребенка (картинки кликабельны, ссылки ведут в интернет-магазин «Лабиринт»).

Выберите момент, когда ваш кроха расположен к созерцательной деятельности и начинайте ваше представление. Старайтесь не затягивать повествование и, конечно же, не стесняйтесь демонстрировать свои актерские способности, чтобы сделать спектакль ярким и интересным для малыша. Хорошо, если такие представления станут доброй традицией в вашей семье. Через некоторое время малыш сможет принимать активное участие в изготовлении персонажей и декораций для вашего домашнего театра, а вскоре уже он сам будет показывать свои первые кукольные спектакли – вам, своим друзьям или игрушечным зрителям.

  • Лепка из картофельного пюре

Как вы знаете, классические занятия творчеством – лепка, рисование, аппликация, поделки — на первом году жизни решают сразу несколько задач. Ребенок знакомится с различными техниками и материалами для творчества, на практике познает понятия цвета и формы, развивает силу и ловкость маленьких пальчиков, познает причинно-следственные связи, учится видеть знакомые образы в кляксах и т.д. Поэтому не упускайте возможность познакомить ребенка с каким-то новым способом «творчества».

Сегодня я хочу вам предложить занятие лепкой из картофельного пюре. Приготовьте и слегка остудите картофельное пюре. Положите его на тарелку перед ребенком и дайте ему разные продукты, которые он сможет использовать для украшения – например, кусочки овощей и фруктов, сыр. Пока малыш готовит съедобное панно для вас, вы на другой тарелке выложите что-нибудь симпатичное для ребенка. Потом картофельные картины можно скушать.

Музыкально-ритмическое воспитание

  • Музыка с мамой

Если вы еще не начали заниматься с малышом по методике Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой», то сейчас самое время это сделать. Попробуйте выполнять вместе с ребенком простые движения под музыку. Какие движения доступны десятимесячному малышу? Самостоятельно или с небольшой вашей помощью ребенок может выполнять повороты кистей («фонарики»), хлопать в ладоши, хлопать себя по животику, поднимать и раскачивать ручками над головой, наклонять и поворачивать головку, хлопать себя по коленочкам, греметь погремушкой или звенеть колокольчиком. В вертикальном положении с вашей поддержкой под мышки он может имитировать обычный и приставной шаг, полуприседания и наклоны в стороны.

Помните, что детки не сразу начинают повторять движения – им для этого может потребоваться много раз понаблюдать, как «танцуете» вы. Но вы можете ускорить этот процесс, если в занятиях поучаствуют другие взрослые или малыши. Договоритесь о таких совместных занятиях с вашими знакомыми мамами – это пойдет на пользу всем участникам.

  • Танцуют все!

Под музыку и песенки удобно делать зарядку с малышом. Пока еще в вашем комплексе упражнений много элементов пассивной гимнастики, но очень близок момент, когда кроха будет самостоятельно выполнять движения рядом с вами. А пока помогаем ему выполнять движения и поем ритмичные песенки:

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке, (ходьба на месте)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

Недавно стали мамой малыша?

По камешкам, по камешкам, (прыгаем, слегка продвигаясь на месте)

По камешкам, по камешкам…

В яму — бух! (приседаем на корточки)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом —

Здесь мы живем. (бежим в дом – на стул, на диван и т.д.).

Две веселые овечки

Две веселые овечки

Разрезвились возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

(Весело прыгаем)

Скачут белые овечки

Рано утром возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.

(Встаем на ножки, тянемся вверх.

Приседаем, руки опускаем вниз)

А потом кружились

(Кружимся)

И в речку свалились.

Светит солнышко

Светит солнышко в окошко, (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)

Потанцуем мы немножко

Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)

Так танцует мой дружок.

Потанцуем мы немножко

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)

Так танцует мой дружок.

Светит солнышко в окошко, («фонарики»)

Потанцуем мы немножко

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (топаем)

Так танцует мой дружок.

  • Концерт

Во многих крупных городах сейчас есть возможность посетить концерт живой музыки для взрослых вместе с маленькими детьми, начиная с шестимесячного возраста. Если можете, обязательно отправляйтесь на такой концерт. Посмотрите, как будет реагировать на музыку ваш малыш? Также как и при прослушивании записей? Уверена, что иначе, но почти наверняка, очень положительно.

Если же такой возможности у вас нет, попробуйте найти другой вариант познакомить малыша с «живым» звучанием музыкальных инструментов. Может быть, вы сами играете на пианино, гитаре, скрипке, аккордеоне? Может быть, кто-то из ваших друзей не откажется продемонстрировать свое мастерство у вас дома за чашечкой чая? Этот вариант особенно удобен, так как после «концерта» у крохи будет возможность как следует рассмотреть инструмент, потрогать его и даже самостоятельно извлечь из него какие-то звуки.

Возможно, где-то поблизости есть музыкальная школа – в ней как минимум 4 раза за учебный год проводятся отчетные концерты. Попробуйте договориться, чтобы вам разрешили присутствовать хотя бы на части концерта с малышом. Садитесь неподалеку от прохода, чтобы, в случае слишком шумной реакции ребенка, иметь возможность быстро покинуть зал (кстати, у меня есть отличная , которая поможет вам подготовиться к первому концерту с малышом и получить от этого мероприятия массу удовольствия).

На этом я заканчиваю беседу на важную тему «», потому что в ваших блокнотиках уже наверняка и так полно пометок «попробовать», «показать», «поиграть»… Постарайтесь реализовать на практике хотя бы какую-то часть их этих задумок, ведь в следующий раз я расскажу вам о новых играх и занятиях для вашего подросшего .

Предлагаю вам также посмотреть видео об особенностях развития малыша в 10 меяцев

Не теряйте времени, играйте и развивайтесь вместе с вашим крохой и с Клубом Увлеченных Мам!

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Главное достижение месяца - ползание на четвереньках. Окружающий мир становится теперь более доступным. У ребенка совершенствуется крупная и мелкая моторика, развивается мыслительная деятельность, речь приобретает коммуникативную функцию.

В 10 месяцев у многих детей появляется любимое занятие - танцевать под музыку, совершая пружинистые движения ногами. В этом возрасте груднички также любят бывать на природе, наблюдать за животными и птицами. Им нравятся активные игры, забавы с водой и песком. Малыши этого возраста какое-то время могут провести спокойно, разглядывая картинки в книжке или складывая кубики. Психологи рекомендуют поощрять разные виды развивающих игр - пассивных и активных. Однако перегружать десятимесячного малыша методиками раннего развития не стоит. Самая совершенная обучающая программа - окружающий мир, а лучший методист на свете - мама.

Моторные навыки

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Какие движения крупной и мелкой моторики у него закрепились, а какие только формируются?


В 10 месяцев малыш уже свободно перемещается по всему дому на четвереньках. Важно давать детям эту свободу, но при этом не забывать о мерах безопасности. Нужно внимательно осмотреть пространство на уровне глаз ребенка и убрать из поля видимости и досягаемости горячие, тяжелые, острые вещи, лекарства, средства бытовой химии. Кроме того, обязательно следует поставить заглушки на розетки, убрать провода, поставить крючки на шкафы с ценными, опасными и хрупкими предметами.

Особенности психоэмоционального развития

Психоэмоциональное развитие грудничка нельзя отделять от формирования его моторных навыков. Эмоции, чувства, интеллект, речь, зрительные, слуховые реакции и двигательная активность взаимосвязаны между собой.

  • Исследование предметов. Раньше малыш мог вращать игрушку в руках и не придавать особого значения ее форме, цвету, конструкции. Теперь все изменилось. В 10 месяцев дети умеют внимательно осматривать игрушку, различают ее крупные и мелкие детали. Например, если дать малышу куклу или мягкую игрушку, он будет показывать, где глазки, носик, ушки и т.д. В этом возрасте малышам интересны игрушки, которые можно собирать и разбирать, вкладывать и выкладывать, катать (пирамидки, матрешки, машинки, мячи). У детей этого возраста пока что недостаточно сил и понимания, чтобы разобрать какую-то игрушку на детали. Но им интересно, как устроен предмет, что у него внутри. Теперь малышу знаком не только цельный образ предмета, но он также узнает его по деталям.
  • Мыслительная деятельность. Грудничок начинает осознавать многие причинно-следственные связи между предметами и действиями. У него развивается воображение, зрительная, слуховая, кратковременная и долговременная память, пространственное восприятие, логика. Например, чтобы добыть пульт, который лежит на телевизоре, ребенок может сначала залезть на диван, а оттуда добраться до телевизора. Чтобы увидеть, что лежит на столе, необходимо попытаться взобраться на стул и т.д.
  • Коммуникативные навыки и понимание речи. Что может ребенок в 10 месяцев, когда общается с близкими людьми? У него работает эмоциональная сфера: малыш может выражать удивление, радость, заинтересованность, но также и протест, гнев, страх, обиду, настороженность. В 10 месяцев грудничок может вести «диалог» и хорошо понимать родную речь. Кроха выполняет просьбы, правильно называет части тела, знает имена своих близких, названия игрушек и предметов быта.
  • Страхи и недоверчивое отношение к незнакомцам. Осторожность по отношению к незнакомым людям начала проявляться примерно с 7 месяцев. Теперь даже самые открытые и общительные груднички осторожничают и не идут на руки к незнакомцам. Такое поведение объясняется формированием чувства безопасности и личностных границ. Дети начинают разграничивать людей на «своих» и «чужих». Также у них зарождается чувство симпатии: кому-то они улыбаются, а кого-то сильно боятся. Испугать малыша в этом возрасте может необычный вид (прическа, усы, борода, макияж, меховой воротник или шапка), а также резкие звуки и действия. Некоторые дети в этом возрасте все еще боятся звуков работающей бытовой техники (фен, пылесос, кухонный комбайн).
  • Копирование действий взрослых. Дети этого возраста смешно повторяют действия родителей. Иногда можно увидеть, как ребенок причесывается, красит губы, как мама. Также малыши пытаются в любой деятельности взрослых помогать им: месить тесто, мыть полы, «читать» журналы и т.д. Такую инициативу, если она безопасна, нужно только поощрять.

Удивительно, но чувство юмора закладывается у ребенка уже в этом возрасте. Его смешат многие неожиданные вещи: гримасы, звуки, необычные позы, животные, одежда и т.д. Вообще в этом возрасте малыш много улыбается и смеется.

Речевые навыки малыша в 10 месяцев

Какие речевые навыки ребенка в 10 месяцев закрепляются, а какие новые открытия в речи происходят?

  • Осознанное повторение слогов. Если усадить грудничка к себе на колени и четко произносить слоги, он начнет следить за артикуляцией и повторять слоги за мамой.
  • Осмысленное произнесение слогов. В 10 месяцев слоги «дай-дай», «ба-ба», «ма-ма», «ну-ну», «бах-бах» дети могут произносить с осмыслением и лексическим значением. Так появляются первые слова в речи.
  • Интонирование и сила голоса. Грудничок искусно владеет интонацией, выделяет слоги ударениями, паузами и силой голоса. Его лепет вплетается в ритмический рисунок родной речи.

Лепет - повторение однотипных, многотипных, закрытых, открытых слогов. Это важный этап доречевого развития грудничка, который формируется во втором полугодии жизни. Говорливость малыша зависит от его темперамента. Но также важно, чтобы с ним разговаривали взрослые: эмоционально, ласково, выразительно, с различной силой голоса.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Наиболее важные умения этого возраста: ребенок активно ползает на четвереньках, встает с опорой, уверенно сидит. Также развивается двусторонняя координация и мелкая моторика. Коммуникативные навыки, общение с близкими людьми, мышление, эмоции и речь заметно совершенствуются.

Распечатать

Малыш? В 10 месяцев ребенок по-прежнему растет и развивается, увеличивая число своих навыков, а также уровень интеллекта. Хотя умственное развитие ребенка 10 месяцев активизируется, увеличение его веса происходит все медленнее.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Уровень физического развития 10 месячного ребенка значительно улучшается:

  • 10 месячный малыш садится самостоятельно, даже если изначальное положение его тела – это лежа на животе;
  • большинство детей этого возраста сидит довольно устойчиво. Изредка теряя равновесие, они могут самостоятельно наклониться и достать упавшую игрушку, а также повернуться на источник звука;
  • малыш может кушать, сидя на стульчике;
  • малышу доступно держать в руках три предмета одновременно, но координации кистей пока недостаточно, чтобы свободно манипулировать этими предметами;
  • 10 месячный ребенок вполне способен положить или бросить игрушку, а не только уронить ее;
  • некоторые дети в этом возрасте любят «читать» - постигают трудное искусство перелистывания книжных страниц;
  • в 10 месяцев дети обычно уже умеют стоять, если рядом есть опора. Некоторым малышам даже удается простоять некоторое время без поддержки, впрочем, даже самые отважные ребята быстро садятся на попу;
  • подражая взрослым, малыши способны к жестам. Например, могут помахать ручками на прощание, или же спрятаться, закрыв лицо руками;
  • дети этого возраста проявляют больший интерес к подвижным играм. Например, могут самостоятельно толкнуть мячик, катать по полу машинку;
  • также, обычно дети 10-ти месяцев самостоятельно умеют пить из чашки-непроливайки.

  1. Даже если вашему ребенку 10 месяцев, а он до сих пор не пытается вставать и ходить самостоятельно, не стоит чрезмерно расстраиваться. Многие дети в этом возрасте передвигаются исключительно на четвереньках, а свои первые шаги делают ближе к окончанию первого года жизни.
  2. Меню ребенка пора разнообразить и усложнить. Предложите малышу, поевшему суп, второе блюдо. Также можно вводить в рацион детей 10 месяцев от роду хлеб.

Рост и вес в 10 месяцев

Малыш вырос на 1,5 см. и прибавил около 450 г. в весе. 10 месячные мальчики теперь весят 9,2-9,5 кг, а девочки 8,6 - 8,9 кг. Рост 71-72 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев

Отличительной чертой эмоционального развития 10 месячного ребенка является его желание социально взаимодействовать . Так, малыш может призывать вас к помощи, если у него что-то не получается. Например, может поднять вверх коробку, которую он не может открыть, демонстрируя, что нуждается в вашей помощи.

У некоторых детей в этом возрасте может проявляться сильная привязанность к неодушевленным предметам . Например, у малыша может быть любимая игрушка, соска или одеяло. Такие "маленькие друзья" обеспечивают ребенку чувство безопасности и успокаивают его печали, а при попытках разлучить малыша с любимым предметом можно натолкнуться на бурный протест.

Также для детей 10-ти месяцев характерно обострение чувства тревожности при появлении незнакомцев. Степень проявления этой реакции зависит от темперамента ребенка и связана со страхом быть украденным, расстаться с родителями и близкими. Но, повзрослев на несколько месяцев, малыш становится настолько любопытным, что страхи перед чужими людьми уступают место интересу малыша.

  1. Конечно, при нужен неусыпный надзор родителей. Но нужно внимательно анализировать сигналы, посредством которых малыш с вами общается. В случае «детских» проблем стоит предоставить ребенку возможность решить преследующую его задачу самостоятельно, прежде чем спешить на помощь. Это способствует эмоциональному развитию и воспитанию выдержки малыша.
  2. Добавьте к развлечениям ребенка игры перед зеркалом. По мнению психологов, это вызывает рост самосознания малыша и стимулирует понимание собственной личности.
  3. Уважайте право ребенка иметь свою любимую игрушку. Если малыш не позволяет играть с ней никому, это еще не означает, что у вас растет эгоист. Цените индивидуальность ребенка.
  4. Мягко подводите ребенка к знакомству с новыми людьми. Внимательно следите за выражением лица малыша, а также за языком его тела. Если малыш боится нового человека, знакомство рекомендуется отложить.

Интеллектуальное развитие ребенка в 10 месяцев

Интеллект ребенка 10-месяцев достаточно высок, чтобы малыш смог быстро найти игрушку, которую вы спрятали на его глазах. Ему не стоит труда найти погремушку, спрятанную вами в карман, или обнаружить игрушку под одеялом.

При условии, что вы много разговариваете с малышом, он в 10 месяцев на удивление хорошо понимает человеческую речь . Многие дети не только отлично понимают, что им говорят, но и сами активно вовлекаются в разговор, весело болтая и изменяя интонации голоса. Малыш может подчеркивать свою речь жестами, использовать вопросительные интонации, восклицания, утверждения. Некоторым детям удается в 10 месяцев произнести свое первое слово. Обычно, к радости родителей, это «мама» или «папа».

Дети в 10 месяцев понимают несколько простых команд, например, "дай", "возьми", и выполняют их. Любит развлекать себя, неоднократно повторяя услышанные звуки: кашель, хлопанье, хрюканье, слоги. Также малыш воспринимает новые звуки, например, издаваемые домашними животными, и может их имитировать. Ребенок в этом возрасте пытается четко говорить, а не только обратить на себя внимание. Может адресовать свой лепет конкретному человеку, и даже будет разочарован отсутствием ответа. В определенных ситуациях использует одни и те же звуки, что свидетельствует о формировании его речи.

Дитя в 10 месяцев от роду делает огромные успехи в процессах мышления. Развиваются познавательные способности малыша. Он начинает понимать понятия "внутри" и "снаружи", предусматривает повторяющиеся события и учится реагировать на новые ситуации. Его действия направлены на цель. Большинство выполняемых ребенком действий или выдаваемых звуков имеет свою причину.

Часто 10-ти месячные дети теряют интерес к грудному вскармливанию, ведь они ознакомлены с достаточным количеством вкусных «взрослых» блюд. Однако, отказавшись от груди на обед, малыш еще долго может просить материнское молоко вечером или ночью.

Советы для родителей:

  1. Поощряйте развитие ребенка, подарив ему новую цветную игрушку, изобилующую кнопками, ручками, и другими «секретами».
  2. Смотрите вместе книжки, показывая малышу на картинки, и озвучивая, что на них изображено: "это дом", "это кошка", "это машина", а затем попросите малыша показать пальчиком на дом, кошку, машину. Читайте ребенку сказки.
  3. Обучайте малыша простым жестам, например, протяните руку и скажите «дай».
  4. Сравнивайте перед ребенком простые предметы. Например, покажите ему два шара, отличающихся цветом, и расскажите об их отличиях.
  5. Старайтесь угадывать речь ребенка.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители 10-месячных малышей

Малыш покачивается и ударяется головой в стену

Как ни странно, такое поведение является нормальным для 10-месячного ребенка. Ритмичные движения завораживают детей, а также могут помочь в отключении (например, перед сном) или в борьбе с болью (когда, например, у ребенка ).

10 месячный ребенок кусает окружающих

Таким образом малыш тестирует свои зубки. Если вы будете действовать последовательно, ребенка можно быстро отучить от такого поведения. Каждый раз, когда малыш собирается вас укусить, нужно отойти и строго сказать, что так нельзя делать, потому что это больно!

Ребенок приостанавливает дыхание

Некоторые дети могут перестать дышать (даже до состояния посинения), например, во время плача, немало пугая этим родителей. Обычно малыши так делают в стрессовых для себя ситуациях, когда они недовольны, напуганы, или у них что-то болит. Но также быстро ребенок приходит в себя, потому что дыхание – это инстинктивный механизм, который слишком сложно остановить по своей воле.

Детские страхи

До сих пор смелый и отважный малыш может внезапно начать бояться многих вещей. Но это нормально, ведь малыш осознает опасности и учится их распознавать.



Публикации по теме