Что делать детям с 10 лет. Примерное меню десятилетнего школьника

Постепенно с этого возраста ребенок вступает в чрезвычайно сложный и эмоциональный период - переходный возраст. На фоне физических изменений, происходящих в теле ребенка, происходит изменение уровня гормонов, меняется эмоциональный фон и психология. В этом возрасте возникает еще один кризисный период, который нужно правильно пережить.

Дети в этом возрасте уже относительно самостоятельны, они уже не столь сильно привязаны к матери и отцу, не так сильно от них зависят. Они всеми силами пытаются проявлять свою независимость. В связи с тем, что зачастую мнение родителей расходится с их видением мира, могут возникать элементы агрессии в поведении. Зачастую это оборачивается противостоянием между ними и родителями. Дети пытаются самовыражаться, ведя себя в противоположность тому, что от них просят родители. Добавляет в копилку сложного поведения еще и переменчивое настроение в связи с колебанием гормонального фона - настроение может меняться без видимых на то причин, и переживать по поводу этого не нужно.

Как воспитывать ребенка в 10 лет

Далеко не все родители сейчас не знают, как воспитать девочку 10 лет или ровесника-мальчика. В попытках вырастить из своего малыша человека доброго и положительного, родители зачастую проявляют чрезмерное усердие.

Одной из самых частых проблем в воспитании становится обилие всевозможных запретов и слов «нет». Дети активно продолжают познавать мир, и такие запреты для них крайне тяжелы психологически. Ребенок просто не может их выдержать и постоянно их нарушает. В итоге приводится все к тому, что родители считают, что их запреты не имеют для ребенка смысла и значения, и что дети не хотят их слушаться.

Другой ошибкой в воспитании своих детей являются сравнение детей с другими, упреки или крики. Нельзя кричать на ребенка, важно все объяснять спокойно и без истерик. Старайтесь меньше ругать ребенка, и больше хвалить, и категорически запрещено в негативном тоне сравнивать ребенка с другими, унижать его достоинства - ребенок каждый по-своему уникален.

Психология детей 10 лет - в чем особенности

Вопрос о том, как правильно воспитывать мальчика или девочку 10 лет крайне сложен. В этом возрасте происходит некоторое эмоциональное отдаление и охлаждение отношений между детьми и родителями. Особенно видны различия в отношении мальчиков к мамам, и девочек к папам. Особенно сложно данный период может протекать в тех семьях, где ребенка воспитывает только один родитель. В этот период у ребенка должен быть близкий человек из взрослых его пола (для девочек мама, тетя бабушка), для мальчиков - отец, брат, дядя), кому он может доверить свои переживания и страхи, с кем может доверительно говорить. Психология мальчика 10 лет или девочки особенная в этот период, дети не совсем еще осознают, что происходит с их телом и настроением, могут формировать комплексы. В связи с этим, чтобы сформировать позитивное отношение к своему телу, стоит уделить внимание занятиям спортом. Детям важно находиться в коллективе и общаться с ровесниками, иметь друзей, родителям сейчас нужно вести себя так, чтобы они были для детей предметами для подражания. Особенность психологии детей 10 лет, особенно если это мальчики, зачастую толкает их на необдуманные поступки или нарушение правил безопасности. Важно, чтобы родители могли донести до сына или дочери, чем чреваты те или иные действия и поступки, к чему они в итоге могут привести.

Кричать и ругаться, сажать ребенка под арест при его проступках - не выход из ситуации, это только оттолкнет детей от вас.

Естественно, детям нужно давать определенную свободу, но понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 10 лет или девочка. Детям важно ощущать свою самостоятельность и доверие к ним родителей.

Симптомы кризиса у детей 10 лет - как выявить и преодолеть

Наряду с более ранними, этот возраст у детей также кризисный. С одной стороны, они уже относительно взрослые для принятия решений и ответственности за них, с другой стороны - не имеют жизненного опыта. В виду этого в переходный возраст у мальчиков в 10 лет или девочек могут возникать сложности в общении со взрослыми или детьми, замкнутость, неуверенность в себе и другие проблемы. Родителям важно в этот период проявить участие и ненавязчиво предлагать помощь в преодолении этого периода.

Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие ребенка в 9 лет характерно тем, что он стал не только более уравновешенным, но и ответственным, он хорошо разбирается во многих вопросах и больше понимает. Развитие ребенка 11 лет характерно тем, что подросток активно начинает изъяснять и отстаивать собственную точку зрения, его мнение превалирует над мнением окружающих и кажется единственно верным. Также развиваясь, ребенок 12 лет «отвоевывает» личное пространство и самоутверждается. Чтобы развитие ребенка в 10 лет и на протяжении всего подросткового периода проходило безболезненно и правильно, родителям стоит понимать изменения, происходящие в организме и сознании их ребенка и уметь своевременно к ним адаптироваться.

Физиологическое развитие подростка

Несмотря на раннее развитие современного молодого поколения, все же период полового созревания принято относить к 10-13 годам. Физиологическое развитие ребенка в 9 лет обычно протекает без каких-либо ярко выраженных метаморфоз. А вот ребенок 10-12 лет обычно уже вступает в стадию подростковых изменений, которые затрагивают не только организм, но характер и самосознание. У некоторых детей данный период проходит безболезненно, другие же переживают массу волнений и трудностей. Так как избежать данной «перестройки организма», запрограммированной природой, не удастся, важно быть осведомленным о ее особенностях. Ведь многие дети не могут понять своего состояния и происходящего и поэтому на данном этапе помощь должны оказать родители.

  • Развитие ребенка 10 лет. Десятилетний ребенок только вступает в подростковый период. У девочек физиологические изменения в организме происходят обычно раньше и быстрее, чем у мальчиков. В большинстве случаев гормональная перестройка сопровождается резкой сменой эмоций, возникновением выраженного интереса к противоположному полу, активным формированием межполовых отношений. С началом полового созревания в кровь усиленно поступает половой гормон.
  • Развитие ребенка 11 лет. Примерно к 11 годам девочки начинают прибавлять в массе тела, тогда как у мальчиков пока не наблюдается существенных изменений в весе. Нередко в этом возрасте проявляются и первые признаки личностный изменений, ребенок становится вспыльчивым, отдаляется от родителей.
  • Развитие ребенка 12 лет. Происходит развитие вторичных половых признаков и перераспределение жира на теле. У мальчиков резко увеличивается размер яичек, происходит ломка голоса, появляются волосы в интимных зонах, случаются ночные поллюции. У девочек также появляется волосяной покров в интимной зоне, растет грудь, очерчивается фигура. Главным авторитетом для ребенка в этом возрасте являются сверстники, у подростков снижается интерес к учебе, могут меняться ценности и увлечения. Ребенок может присоединиться к молодежной субкультуре. Этот возрастной период является подготовительным этапом к общественно-половым отношениям, поэтому родителям следует обсуждать волнующие подростка темы и просто непринужденно беседовать о семейных, межличностных и половых отношениях.
  • Развитие ребенка 13 лет. В этот период происходит так называемый скачок роста, когда подросток быстро вытягивается. Продолжается увеличение массы тела, мальчики могут весить от 38 до 50 кг, а девочки 43-52 кг. У мальчиков происходит наращивание мышечной массы, а у девочек продолжает формироваться женская фигура.

Что могут сделать родители, для правильного развития ребенка 10 лет и на протяжении всего подросткового возраста? Во-первых, со стороны родителей требуется понимание и соблюдение дружеского тона общения. Нужно продолжать беседовать с ребенком, причем не читать нотаций, а вести диалог, разговаривая тогда, когда ребенок открыт к общению. Важно не только обсуждать различия между мужчинами и женщинами и обговаривать нюансы межполовых отношений, но и показывать ребенку различные аспекты социальных отношений. Не стесняйте обсуждать с ребенком и сексуальные аспекты, импульсы и влечение, помогая ему разобраться в себе. Если ребенок не желает выходить на откровенные разговоры, можно предлагать ему качественную литературу и фильмы на данную тематику. Родителям важно понимать, что в этот период ребенок активно познает себя и пытается выстроить новые отношения с окружающими, следует помочь ему найти гармонию между собственным и общественным.

Психологическое развитие ребенка 10 лет и 11-13 лет

К десяти годам ребенок выглядит действительно повзрослевшим, а к 12-13 годам практически полностью заканчивается формирование личности ребенка. В этот период важно сохранить связь между родителями и детьми, так как она именно в это время наиболее слабая и хрупкая, ведь ребенок готов слушать кого угодно, только не родителей.

Для развития ребенка 10 лет характерно повышение коммуникабельности и самостоятельности. Ребенок легко заводит знакомства, уютно чувствует себя в компании сверстников, проводит много времени с друзьями. Все попытки сократить общение ребенка будут восприняты с негодованием, поэтому запреты здесь не помогут. Свои просьбы и пожелания выражайте не в ультимативной форме, а в виде дружеских советов или констатации факта.

Для правильного психологического развития ребенка 11 лет необходимо ему предоставить большую степень свободы. К примеру, можно отправить его в хороший пионерский лагерь, здесь он может безопасно отдохнуть без родительского контроля.

Психологическое развитие ребенка 12 лет характеризуется отдалением от родителей, подросток пытается «огородиться» от окружающих. В этот период важно ослабить контроль, но ни в коем случае не убирать его. Разговаривать с ребенком следует методом ведения переговоров и достижения компромиссов.

Развитие ребенка 13 лет относится к периоду большей психологической стабильности, у подростка уже сформированы основные ценности и взгляды на жизнь, он имеет собственные убеждения и готов считаться с мнением близких. Понимая особенности развития ребенка 13 лет, родителям важно относиться к нему, как к равному, учитывая его мнение и пожелания, но все же продолжайте соблюдать правила, заведенные в семье и воспитывать ребенка.

Период, начиная с 10 лет, это время начала периода полового созревания. В течении которого из маленького ребенка формируется угловатый подросток. Это происходит на протяжении длительного времени, но первые изменения заметны уже сейчас. Изменяется как внешность ребенка, так и его эмоциональная сфера, особенности общения.

В своем развитии дети в этом возрасте имеют некоторые особенности, хотя в целом этап характеризуется и многими общими чертами. Так, девочки и мальчики начинает физически активно расти и развиваться, у них активно прибывает рост и вес. Зачастую, развитие девочки 10 лет по скорости превышает таковое же развитие мальчиков 10 лет.

Девочки опережают своих сверстников-мальчиков по росту, развитию физически, что можно наблюдать на примере класса ребенка. На фоне крупных и достаточно рослых девочек, мальчики кажутся совсем детьми. Но эти различия постепенно будут устраняться по мере роста детей и их дальнейшего развития.

Развитие ребенка в 10 лет имеет определенные особенности - организм начинает накапливать питательные вещества, для предстоящего вскоре скачка роста. Силу этого дети могут начать активно прибавлять в весе. Если в этот период не взять под контроль питание, возможен набор лишнего веса, от которого впоследствии будет сложно избавляться.

Исходя из изменений физического состояния, могут возникать особенности психологические - дети могут стесняться своего тела, переживать из-за тех изменений, которые с ними происходят.

Что должен уметь ребенок в 10 лет

В этом возрасте ведущие в жизни ребенка является учебная деятельность, которая отнимает много физических и эмоциональных сил. За счет активной учебы у детей расширяется кругозор, формируется теоретическое мышление, сознание. Также возникают способности к анализу и планированию как своих повседневных дел, так и будущих перспектив. Для того, чтобы формировалась четкая потребность в обучении, формируется определенная мотивация, в этом возрасте дети должны обладать умениями самостоятельного обучения, сохранения в своей памяти больших объемов информации, ее полноценного и адекватного воспроизведения, полноценного использования своих знаний.

Дети в этом возрасте должны уметь качественно и полностью выполнять порученные им задания. Так, что должна уметь девочка или мальчик в 10 лет? В этом возрасте они способны активно помогать родителям по хозяйству - уборка, посуда, частично приготовление еды, поддержание порядка, уход за домашними животными, поход в магазин.

Ребенок должен полноценно справляться со всеми бытовыми вопросами, оставаясь дома один, он должен проявлять компетентность во многих опросах бытового и социального плана. Дети этого возраста должны легко общаться в коллективе, но предпочитают в общении детей своего пола. Снижается потребность в материнской опеке и защите, но особенности поведения ребенка в этом возрасте еще сильно зависят от матери воспитания родителей.

Сколько весит ребенок в 10 лет

В этом возрасте дети начинают активно расти и прибавлять в весе. Прибавка массы тела в 10 лет может составлять до 4-5 кг и более, в зависимости от особенностей телосложения, роста и наследственности, особенностей питания.

В среднем, норма веса девочки в 10 лет составляет от 23 до 42 кг, в зависимости от роста и особенностей развития по таблицам ВОЗ. При этом росте девочки к 10 года может составлять от 130 до 150 см. При этом, основные показатели развития мальчика также имеют границы колебаний. Так, норма веса мальчика в 10 лет составляет от 25 до 44 кг, во время как его рост может колебаться от 132 до 147 см.

Воспитание на характер ребенка оказывает решающее влияние. Только изучение индивидуальных особенностей ребенка позволит в дальнейшем воспитать и перевоспитать его характер и получить желаемый результат. Воспитание ребенка 10 лет – довольно сложный процесс. Дети в 10 лет уже внимательно наблюдают за жизнью родителей, анализируют и примеряют все поступки взрослых на себя.

Основные проблемы воспитания молодежи

Мир для молодежи порой оказывается довольно сложным. У ребенка десяти лет может быть друг, но отношения в школе чаще всего становятся соревновательными и сложными. Более развитые дети могут попасть под влияние друзей из своего круга общения. Нередко дети намеренно отгораживаются от совместного времяпрепровождения с семьей. В процессе воспитания ребенка 10 лет взрослый должен помнить, что в этом возрасте он начинает формироваться как психологически, так и физиологически. Дети в этом возрасте расправляют крылья, а родителям надо позволить им проявить свою независимость.

Основная проблема воспитания молодежи заключается в том, что в этом возрасте у детей резко ухудшается поведение. Они упрямы, драчливы, намеренно показывают себя с худшей стороны, проявляют неприкрытую агрессию. Дети всеми способами пытаются показать свою независимость, пытаются освободиться от контроля и опеки со стороны взрослых. Огромное влияние на формирование индивидуальности в данный период имеют и внутрисемейные отношения.

При воспитании ребенка 10 лет взрослые могут почувствовать эмоциональное охлаждение, которое проявляется в отношениях дочерей с отцами, а сыновей с матерями. В неполных семьях все силы одного родителя направлены на ребенка. А это может вызвать эмоциональные и психологические проблемы.

Пути воспитания характера ребенка 10 лет

Ребенок десяти лет будет рад, если взрослые будут считать его достаточно взрослым, чтобы самому решать какие-то свои жизненные проблемы.

Однако полностью правильно организовать жизнь без помощи родителей ребенок конечно не сможет. Поэтому во время беседы с ребенком взрослый должен найти решение, которое устроит всех.

В процессе воспитания ребенка 10 лет можно предложить ему составить план, в котором будет предусмотрено время, необходимое для увлечений, отдыха, для школьных дел и домашних дел.

Для воспитания характера ребенка можно посоветовать выделить два-три дела. Он будет следить за выполнением этих конкретных дел, например, за уборкой в своей комнате. Однако не стоит перегружать ребенка, иначе он не справится с поставленной задачей, а это вызовет бурю протеста.

При воспитании ребенка 10 лет не стоит следить за каждым его шагом, как в более раннем возрасте. Но в этот период нужен тесный контакт родителей с учителями, со школой, с друзьями дочери или сына.

Чтобы добиться желаемого поведения важно, чтобы ребенок сам захотел этого. При появлении у ребенка стремления к переменам надо помочь ему выбрать верный путь исправления своего поведения. При этом надо внимательно следить за успехами сына или дочери, а в случае необходимости помогать ему, поощрять, постоянно поддерживать в нем желание измениться, веру в свои силы.

Когда родители в процессе воспитания ребенка 10 лет все ему позволяют и ни в чем ему не возражают, то в результате может вырасти самовлюбленный, упрямый эгоист, который не будет признавать никаких авторитетов.

В этом возрасте дети уделяют много внимания своей одежде, прическе. Поэтому очень важно в этот период привить им правильное понимание элегантности. Необходимо объяснить ребенку, что в основе элегантности лежит аккуратность, простота и умение подобрать одежду так, чтобы она прекрасно подчеркивала индивидуальность.

В настоящее время питание школьников состоит из сплошных перекусов на бегу в перерывах между уроками, секциями и кружками. Причины тому – неправильно организованное питание, не заложенное в семье разумное отношение детей к приему пищи и вообще к здоровому образу жизни. В отличие от взрослого организма детский начинает быстрее реагировать на недостаток полезных веществ и переизбыток ненужных, что имеет крайне негативные последствия. Питание десятилетнего ребенка должно быть строго регламентировано для обеспечения полноценного развития растущего организма, нормальной работы нервной, эндокринной системы, предупреждения заболевания глаз и развития анемии, а также чтобы сформировать нормальную социальную и физиологическую адаптацию. Только в этом случае ребенок будет здоров, вынослив и меньше будет уставать.

Для нормальной работы нервной системы и особенно мозга с пищей должны поступать ненасыщенные жирные кислоты и витамины А, D и Е, их содержат нерафинированное льняное, подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир. Достаточно добавлять ежедневно 1–2 ст. л. смеси этих масел в салаты или овощное рагу.

Обязательна растительная пища. Чтобы организм получил полный набор всех витаминов, нужно съедать не менее 4 фруктов среднего размера (яблоки, груши, апельсины, персики и т. д.) и грамм 300–400 любых овощей.

Должны быть включены в рацион зелень, приправы, специи, бобовые, семечки и орехи, листовые и травяные чаи. Готовить надо салаты, овощные супы, овощные нарезки, гарниры из тушеных овощей.

Очень полезны для растущего организма каши: гречневая, овсяная, перловая, пшенная, которые можно использовать каждый день как гарнир или как самостоятельное блюдо, добавляя к ним сливочное масло и сухофрукты. Круп в день рекомендуется употреблять до 50 г. А вот в макаронах пользы мало, желательно съедать не более 20 г в день.

Важным и ничем не заменимым продуктом для детей являются яйца. Давать их можно десятилетнему ребенку каждый день по 1 шт.

Мясо ребенок должен есть ежедневно, т. к. это чистый белок животного происхождения, который обеспечивает полноценный рост, хорошую работу мозга и иммунной системы. Мясо есть лучше в первой половине дня, подойдет говядина, мясо птицы и кролика. Объем в день – не менее 150 г. Потребности в животном белке выше у детей, занимающихся спортом, и у мальчиков по сравнению с девочками.

1–2 раза в неделю вместо мяса на обед следует давать рыбу (150–200 г). В морской рыбе содержится больше йода, чем в речной.

Молоко и молочные продукты ребенок должен есть каждый день. Объем молока или кефира можно доводить до ½ л в день, творога – 100 г, сыра – 10 г. Следует обратить внимание на срок хранения (он не должен превышать 2 недели) и на содержание добавок и консервантов (они дают дополнительную нагрузку на почки и печень, заставляют их работать в усиленном режиме). Одним словом, тем он безопаснее и полезнее для детского организма.

Суточная потребность в витаминах ребенка в 10 лет:

  • А – 1,5 мг;
  • В1 – 1,4 мг;
  • В2 – 1,9 мг;
  • В6 – 1,7 мг;
  • РР – 15 мг;
  • С – 50 мг.

Режим питания

Полноценный завтрак придаст силы и обеспечит энергией на весь день.

За сутки с питанием в организм 10-летнего ребенка должно поступать в среднем 2300 ккал.

Белки, жиры и углеводы в соотношении 1:1:5, а именно: 80 г белков (50 % животного происхождения), 80 г жиров (20 % животного происхождения) и 350 г углеводов.

Пища должна поступать в организм через 4–4,5 часа.

Горячее питание ребенок должен получать не менее 3 раз в день.

С завтраком ребенку следует употреблять 25 % пищи от дневной нормы, с обедом - 30–35 %, с полдником – 15 %, с ужином не более 25 %.

Сытный и полноценный завтрак должен присутствовать обязательно! Научно доказано, что дети, которые каждый день плотно завтракают, более развиты интеллектуально, у них лучше память и они не страдают избыточным весом, а вот у детей, которые утром голодают, начинают переедать во время обеда и ужина, в организме нарушаются обменные процессы и энергия идет на образование жировой ткани. Также плотно завтракающие дети реже страдают простудными заболеваниями.

Оптимальными продуктами для завтрака являются злаковые каши, вареные яйца и омлет, молочные продукты и фрукты.

Следующий прием пищи должен состояться до 12 часов дня, так называемый второй завтрак. Важно объяснить ребенку, что во время уроков мозг активно работает и нуждается в дополнительном объеме энергии. Это может быть фрукт, овощной салат или творожный сырок.

В период с 12:30 до 13:30 активно работают органы пищеварения и пища усваивается лучше, это время является наиболее подходящим для обеда. Все, что попадет в желудок, будет хорошо усваиваться и удовлетворять организм в накопившихся потребностях. Обед должен состоять из первого, второго и третьего, но ни в коем случае не из булочек, пирожных, бутербродов, чипсов, лапши быстрого приготовления.

Между обедом и ужином ребенок должен съедать полдник. Это может быть какой-то овощной гарнир или блюдо из творога, омлет или просто фрукты и ягоды.

Не позднее 19 часов, примерно за 2 часа до сна ребенку лучше всего предложить ужин (творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу).

В приеме пищи есть одно правило: есть надо медленно, прожевывая каждый кусочек. Лучше всего не вести за едой бесед, особенно воспитательных. Любой негатив или ссора тормозят выделение пищеварительных соков и пища будет усваиваться хуже. Желательно принимать пищу в одно и то же время, если нет такой возможности, приучите ребенка носить в рюкзаке перекус, приготовленный дома (свежие фрукты или сухофрукты, сырок или творожок, просто замечательно если это будет гарнир с котлетой в контейнере или термосе с широким горлом, предназначенным для твердой пищи).

Каких продуктов следует остерегаться


Нездоровая пища вредит желудку, печени, почкам, приводит к гиповитаминозам и повышает риск развития сахарного диабета.

Необходимо полностью исключить из детского рациона так называемые продукты быстрого приготовления (чипсы, сухарики, лапша из пакетов). В своем составе они имеют много соли, усилителей вкуса и консервантов, в свою очередь почки и печень, пытаясь избавить организм от этих вредных веществ, получают большую нагрузку, что впоследствии может привести к серьезным заболеваниям. Поэтому ребенку стоит объяснить, какой вред они приносят организму, а не просто ругать и запрещать их есть.

Нежелательно часто давать детям бутерброды, пирожки, булочки, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, хлопья, палочки и фигурные изделия из кукурузы.

  • Во-первых, эти продукты сильно влияют на поджелудочную железу, приводя к колебаниям уровня сахара крови.
  • Во-вторых, сказываются на нервной системе. Доказано: чем больше школьники потребляют подобных продуктов, тем хуже они переносят стресс и чаще страдают депрессией.
  • В-третьих, это приводит к быстрому отложению лишних килограммов, которые перегружают работу сердца и почек, увеличивают риск развития сахарного диабета.

Также имеются данные, что крахмал, пройдя термическую обработку, выделяет вещества, способствующие развитию онкологических заболеваний, а из жиров получаются вещества, оказывающие воздействие, сходное с механизмом наркотической зависимости.

Эти продукты бедны витаминами и минералами, а ведь только 10 % детей этого возраста имеют полную витаминную обеспеченность. Столько же детей страдают авитаминозом, треть детей имеют недостаток одного-двух витаминов. Внешние симптомы недостатка витаминов легко обнаружить: это кровоточивость десен, трещины губ, сухость и шелушение кожи. При недостатке кальция происходят нарушения в костной и мышечной системах, что может способствовать развитию сколиоза, остеопороза, кости становятся хрупкими. Недостаток железа приводит к малокровию, недостаток йода – к снижению интеллекта и заболеваниям щитовидной железы. Поэтому контролировать питание детей надо очень строго.

Интересно знать! Регулярное употребление высокоуглеводных продуктов повышает риск развития алкоголизма. Ученые провели исследование с крысами, которые сидели на углеводной «школьной» диете с бедным содержанием витаминов и минералов. В итоге выяснилось, что такое питание способствовало развитию алкоголизма у крыс, а при переводе на рациональное полноценное питание потребность у крыс в алкоголе снижалась на 50 %.

Примерное меню десятилетнего школьника

  • 1 вариант:

Завтрак: омлет 100 г/крупяная каша 200 г, хлеб 50 г и чай с молоком и сахаром 240 мл.

Второй завтрак: салат из свеклы с зеленым горошком 100 г/морковный салат с сыром 100 г.

Обед: борщ 200 мл, хлеб 50 г, тушеные овощи 200 г, котлета 100 г, чай – 240 мл.

Полдник: кефир или молоко 200 мл/любой фрукт.

Ужин: тушеные овощи 200 г/творожная запеканка 180 г, отварная курица 100 г, ягодный кисель 240 мл.

  • 2 вариант:

Завтрак: каша 200 г/творог 100 г с сахаром 5–10 г, молоко 200 мл.

Второй завтрак: свежие огурцы или помидоры 200 г.

Обед: суп с фрикадельками 200 мл, картофельные/мучные оладьи 200 г со сметаной 20 г, фруктовый сок 200 мл и печенье 50 г.

Полдник: печеное яблоко 1 шт./кефир 200 мл.

Ужин: овощной салат 200 г, рыба 100 г, компот 240 мл.

  • 3 вариант:

Завтрак: нежирный творог 100 г, молоко/компот из яблок 200 мл.

Второй завтрак: любой фрукт/овощной салат 200 г.

Обед: молочный суп 200 мл, картофельное пюре 150 г, рыба 150 г, салат из свеклы 150 г, чай 240 мл, печенье 50 г.

Полдник: творожный сырок с сухофруктами/фрукт.

Ужин: салат из свеклы со сметаной и яйцами 200 г, овощной сок 200 мл.

Перед сном ребенку также можно предложить стакан кефира или йогурт.

Диета для детей 10 лет с избыточным весом и ожирением

На заметку! От лишнего веса на территории постсоветского пространства страдает около трети населения, половина из них не достигла 18 лет. За последние двадцать лет ожирение увеличилось в два раза у детей в возрасте с 6 до 11 лет. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), на планете 155 млн детей школьного возраста страдают ожирением. В странах Европы 10–30 % школьников в возрасте 6–11 лет имеют лишний вес. А в США и Австралии частота ожирения детей дошкольного возраста за последние 10 лет выросла на 70 %, притом больше у мальчиков. Кстати, ожирение у мальчиков развивается в 1,5 раза чаще, чем у девочек, и у городских детей в 2 раза чаще, чем у сельских.

Последствия ожирения крайне неприятны, и это повод задуматься, пока не поздно: чаще всего дети, которые страдали ожирением в детстве, и во взрослой жизни имеют лишний вес.

Правила питания:

  • Режим питания должен быть дробным (до 6 раз в день), чтобы организм не успевал проголодаться.
  • Общая калорийность должна составлять 80 % от возрастной, т. е. не более 1700 ккал.
  • Основная масса пищи должна приходиться на период до 14:00;
  • Ужин не позднее 19:00.
  • Приучить ребенка есть медленно, понемногу.
  • Ограничить ребенка в приеме жидкости – не более 1,6 л в сутки (учитывая супы, каши и свежие фрукты и овощи).
  • Отдавать предпочтение молочнокислым продуктам (творогу, кефиру, йогурту и сметане), лучше обезжиренным, от жирных и сладких молочных продуктов следует отказаться.
  • Есть больше клетчатки.
  • Сначала отучить ребенка от переедания и только затем постепенно переходить к диете в течение 1,5–2 недель.
  • Нельзя практиковать голодную диету, чтобы не заставлять голодать юный мозг.
  • Ну и конечно, контролировать двигательную активность: сидеть за компьютером и телевизором не более 2 часов в день.

Исключить:

  • Кондитерские изделия и любые сладости, кроме меда.
  • Легкоусвояемые углеводы и компенсировать их белками животного происхождения (молоко, творог, яйца и мясо).
  • Ограничение жирной пищи, из жиров лучше использовать сливочное масло.
  • Жареное, соленое и копченое.
  • Манная и овсяная каша не чаще 1 раза в неделю.
  • Отказаться от макарон.
  • Сухофрукты и бананы заменить несладкими яблоками, грушами.
  • Жирные сорта мяса.
  • Сладкие напитки, особенно газированные по типу фанты и кока-колы.
  • Уменьшить на 50 % суточную норму потребления сахара и хлебобулочных изделий.

Зато можно расширить рацион за счет: 250–300 г овощных супов, 150 г мяса (птицы, говядины) или 150 г рыбы или морепродуктов, 200 г обезжиренного творога, молока (кефир, простокваша) до ½ л ежедневно, сыра 50 г, 1–2 яиц (3 раза в неделю), гречневой и перловой каши.

А вот овощи есть можно в большом количестве. В меню рекомендованы все виды капусты (150 г), редис, свежие огурцы и томаты, салат, кабачки и (овощей, кроме капусты, до 400 г), тем не менее картофеля не больше 250 г в день, а в неделю максимум 1 кг. Фрукты следует есть несладкие и объемом до 450 г в день. Сахара – 10 г.

Дополнительно к диете должна прилагаться ежедневная физическая нагрузка, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Рекомендуется снижать массу тела по ½ кг в месяц и не более 7 кг в год.

Таблица калорийности продуктов


Приучайте малышей с детства к правильной еде и нормам здорового питания, старайтесь, чтобы дома для них всегда было что-то приготовлено, чтобы дети могли разогреть сами обед. Приучите брать еду с собой в школу или на иные занятия в контейнере, убеждайте их не отказываться от школьного питания. Заложенное вашими совместными усилиями правильное питание и разумный рацион станут основой здоровья для ваших детей.




Публикации по теме