Квурт Ростислав. Пионерский лагерь "Юный космонавт"

В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии романтические. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.

Профессия эта относительно «молодая». Она появилась во второй половине двадцатого века, практически одновременно с зарождением космической отрасли. Еще в 1959 году в нашей стране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 года уже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт». Хотя в Соединенных Штатах Америки людей этой профессии продолжают называть астронавтами.

Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года.

К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос - это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» - невесомость. При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими. Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях.

Если в первые годы космической эры космонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то в наши дни в эту профессию приходят и инженеры, и ученые, и врачи. На космической орбите проводятся различные научные эксперименты, осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты и даже налаживается производство различных материалов, которые можно изготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга.

Профессия космонавт – это профессия не только дня сегодняшнего, но и профессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И уже строятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательные аппараты в космос запускают не только государственные организации, но и частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Пока это очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой из нас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты с высоты космической орбиты.

Юный космонавт.

В детстве многие мечтали

В звёздный космос полететь.

Чтоб из этой звёздной дали

Нашу землю осмотреть.

Повидать её просторы,

Реки, горы и поля,

Глянуть в умные приборы,

Доказать – живу не зря.

Полетать по звёздной черни,

Осмотреть леса, моря.

Не наврал ли нам Коперник,

Что вращается земля?

Космонавты, вон, летают,

Возвращаются назад.

Все «героя» получают,

Ходят звёздами блестят.

А вот я не понимаю,

Почему я не герой.

Так же, как они летаю,

Я ведь парень боевой.

Круглый год, весной, зимою

В космосе летаю я.

А космический корабль мой

Называется - ЗЕМЛЯ!

XII Молодежные Николаевские Чтения состоятся 21 марта 2019 г. на базе Мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева. Заявки и аннотация работы на участие принимаются до 11 марта 2019 года по электронному адресу: [email protected]. Информационное письмо

Юные космонавты отряда «Кондор» им.В.А. Соловьева СОШ №» г. Шумерля –участники конкурса «Земля из космоса»

«Земля из космоса» – это ежегодный всероссийский конкурс для школьников по работе с изображениями Земли из космоса. Конкурс проводится группой компаний «СКАНЭКС» с 2000 года под названием «Живая карта». С 2016 года конкурс проходит при поддержке государственной корпорации по космической...

У юных космонавтов проходят зачетные сессии

С 11 по 20 февраля 2019 года проводится республиканская зачетная сессия юных космонавтов. Ежегодно отряд юных космонавтов «Кондор» им. В.А. Соловьева МБОУ «СОШ №6» г. Шумерля пополняется новыми участниками, желающими участвовать в республиканском движении юных космонавтов «Нас зовут космические...

Школьники из Чувашии осваивают космические образовательные технологии в Зимней школе МГУ им. М.В. Ломоносова

Ракетостроение, спутникостроение, радиотехника – эти образовательные модули Зимней космической школы МГУ позволили ребятам из шумерлинской гимназии раскрыть свои технические способности и таланты, и сориентироваться в выборе будущей профессии из сферы наукоемких технологий, в которых особенно...

Космической державе - космические кадры: школьники из Чувашии - призеры ХIII международных юношеских научных чтений им. С.П.Королева

Учащиеся шумерлинской гимназии №8 приняли участие в ХIII международных юношеских научных чтениях им. С.П.Королева и I Международном фестивале космодизайна «Встречи на звездном мосту», организованных при поддержке Госкорпорации «Роскосмос».

Юные космонавты готовятся к зачетной сессии

С 11 по 20 февраля 2019 года состоится республиканская зачетная сессия юных космонавтов, в которой примут участие члены отрядов юных космонавтов, не имеющие категории «Мечтатель». Сессия проводится в форме тестирования по шести блокам: астрономия, летчики-космонавты, история космонавтики, служим...

Объявляется республиканский конкурс детских творческих работ «Дорога к звездам»

Объявляется республиканский конкурс детских творческих работ «Дорога к звездам». Конкурс проводится в два этапа: 1 этап – районный, городской; 2 этап – республиканский согласно Положению. Работы победителей муниципального этапа и заявки для участия в республиканском этапе принимаются до 7 марта...

Команда Чувашии – участник XXXVIII Всероссийского конкурса «Космос»

Сборная команда школьников Чувашии, юные любители космоса, приняли участие на XXXVIII Всероссийском конкурсе «Космос», посвященном памяти лётчика-космонавта А. А. Сереброва, который состоялся в г. Королёв Московской области. Финал Конкурса проводился при поддержке Госкорпорации «Роскосмос», ВАКО «...

Это было ярко, здорово, активно! Обучающиеся Гимназия №8 г. Шумерля стали участниками III Всероссийского патриотического Форума космонавтики и авиации «КосмоСтарт 2018» и профориентационной акции «Дни Роскосмоса»

20 - 21 ноября пять обучающихся МБОУ «Гимназия №8» города Шумерля стали участниками III Всероссийского патриотического форума космонавтики и авиации «КосмоСтарт» и профориентационной акции «Дни Роскосмоса» в Санкт-Петербурге. Более 500 талантливых представителей российской молодежи - обучающиеся 9-...

Состоялся III республиканский фестиваль спорта юных космонавтов

20 ноября 2018 года на базе Цивильской школы №2 состоялся III республиканский фестиваль юных космонавтов «Через тернии к звездам!». Фестиваль проводится в третий раз в рамках республиканского смотра-конкурса отрядов юных космонавтов Чувашской Республики и направлен на укрепление здоровья и...

20 ноября 2018 года в Цивильском районе состоится III республиканский фестиваль юных космонавтов «Через тернии к звездам» в зачет республиканского смотра-конкурса отрядов юных космонавтов Чувашской Республики в 2018-2019 гг. К участию приглашаются учащиеся 6-8 классов (12-14 лет), члены отрядов...

Обучающийся МБОУ «Гимназия №8» города Шумерли на IV Всероссийском молодежном космическом фестивале «КосмоФест Восточный»

В г. Благовещенск прошел IV Всероссийский молодежный космический фестиваль «КосмоФест Восточный» при поддержке Госкорпорации «Роскосмос», Федерального агентства по делам молодежи, а также при участии Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение...

Светлана Щеголькова
Развлечение по физической культуре «Юный космонавт» (подготовительная группа)

Развлечение по физической культуре «Юный космонавт »

(подготовительная группа )

Интеграция образовательных областей : «Физическая культура » , «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» .

Виды детской деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная.

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Учить детей способности планировать, изменять способы выполнения двигательных действий применительно к условиям.

Расширять объём знаний о космосе .

Формировать у детей двигательную культуру .

Развивать умение выражать через телесные движения собственные представления, образы; способность к импровизации. Развивать воображение , творческие способности, фантазию.

Развивать физические качества

Оздоровительные задачи :

Совершенствовать двигательные навыки, развивать психические способности, укреплять здоровье детей.

Воспитательные задачи :

Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Воспитывать положительные эмоции, проявления артистизма, эмоционального подъёма.

Оборудование :

Музыкальное сопровождение,

Ведущий :

В темном небе звезды светят,космонавт летит в ракете .

День летит и ночь летит, и на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, шар земной – наш дом родной.

Мчатся ракеты к дальним мирам - к подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня мечтам- тот цели своей добьётся

Яркие звезды в небе горят, как они манят в дорогу ребят!

Дети :

Мы пришли на космодром . Посмотрели мы кругом -

Видим белую ракету высотой с огромный дом.

Вышел из неё пилот, посмотрел на звездолёт

И сказал : «Привет, ребята! Вот и смена нам растёт!»

Вы скорее подрастайте!Тренируйтесь, закаляйтесь!

Космонавтов наш отряд будет вас увидеть рад!

Чтобы космонавтом стать и к далёким планетам летать -

Нужно ловким, сильным быть! С физкультурой очень дружить !

Ведущий :

Ребята! Я предлагаю вам поступить в школу юных космонавтов .

Дети :

Мы лётчиками смелыми быстрее стать хотим.

В ракетах настоящих мы в космос полетим .

Над нами звёзды светлые зажгутся в вышине

И скоро все мы будем на Марсе и Луне.

Школу юных космонавтов собираемся открыть ,

И хотим сегодня вместе в эту школу поступить.

Ритмическая гимнастика : «Земля в иллюминаторе»

Ведущий :

Стать космонавтом – точно знаем - задача трудная для всех!

Соревнованья начинаем и твёрдо верим в ваш успех!

Командам- приготовиться к соревнованиям! Занять свои места! Поприветствуем команды : «Звездочёт» и «Спутник»

Задание 1.

«Построй ракету» .(дети по очереди, преодолев полосу препятствия, берёт мягкий модуль и ставит в обруч, возвращается без задания к команде.)

Ведущий :

Всё готово для полёта – руки вперёд – вверх.

Ждут ракеты всех ребят – соединяем пальцы над головой.

Мало времени до взлёта – маршируем на месте

Космонавты , встали в ряд! – прыжком – ноги врозь, руки на пояс.

Поклонились влево, право – наклоны в стороны

Отдадим земной поклон – наклон вперёд

Вот ракета полетела – прыжки на двух ногах вверх

Опустел наш космодром – присели .

Задание 2.

«Выбери маршрут» (дети прыгают змейкой между препятствиями)

Задание 3.

«Восстанови текст телеграммы»

Дошколёнок! Не забудь : в космонавты держишь (путь) .

Главным правилом у нас- выполнять любой (приказ) .

Космонавтом хочешь стать ? Должен много – много (знать) .

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд) .

Только дружных звездолёт может взять с собой (в полёт) .

Задание 4.

Космос – это таинственный мир звёзд и планет.

А у каждой из планет.

Свой характер и секрет.

«Звёздный букет» (капитаны команд выбирают из разложенных на столе картинок «Планеты» и «Звёзды» .

Задание 5.

Космонавт –такого слова не было среди многих тысяч слов.

Привезли его на землю – лётчики - Гагарин и Титов.

«Выход в открытый космос » (дети по очереди пролезают в «Тоннель» ).

Задание 6

«Космическая невесомость » (дети ползут по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках, затем кружатся и встают на одну ногу, удерживая равновесие)

Ведущий :

Летит в космические дали стальной корабль вокруг Земли,

И хоть малы его окошки, всё видит он как на ладошке,

Степной простор, морской прибой, а может быть и нас с тобой!

Наше космическое путешествие подходит к концу! Всем вручаем медали и принимаем в школу юных космонавтов . Мы проводили конкурс среди мальчиков : «Хочу быть космонавтом . Ребята с родителями делали поделки, рисунки, аппликации. Но по решению жюри- победителем стал Колесников Максим. Его папа служил на Байконуре- где запускают космические корабли . Они с папой предоставил нам фотоальбом на тему : «Космос » . И сам Максим был в планетарии и смотрел на настоящие звёзды! Поэтому мы его выбираем капитаном космического корабля ! Поздравляем!

Чтобы вспомнить пионерское лето моего детства, надо вспомнить солнечное утро, череду автобусов перед агентством аэрофлота, волнительное ожидание отъезда.
Дорогу в пионерлагерь мне проложила мама: один из её учеников был из семьи авиаторов, отдыхал там, собирался ехать в очередной раз. А потому, лето 1973 года стало для меня решённым: путёвка с изображением самолёта была куплена и торжественно уложена на рояль. Я часто подходил к ней, брал в руки, изучал надписи. Листок мелованной бумаги сулил расставание с привычной жизнью...

"Юный космонавт" - место отдыха детей работников гражданской авиации, уютно означилось посреди узких улиц посёлка Шувеляны. "Улицы" - сказать слишком патетично: было что-то длинное, змеевидное, пыльное... саманные заборы-стены по бокам, виноградная лоза и опасливые кошки... идешь, как в пенале...

Пространство нашего летнего досуга делилось на "до", и на "после столовой".
"До" - это админкорпуса, плац для отрядных отстраиваний и штакетник "родительской площадки".
"После" - это спортивный выгон для игры в волейбол и устроение летнего кинозала с надписью на фронтоне: "Спорт нам поможет - силы умножит!".

Каждый вечер, после спартанского ужина в пахнувшей железом столовой, всё наше лагерное сообщество с энтузиазмом отправлялось "смотреть кино".
Наиболее сметливые, для полноты созерцания, успевали прихватить с собой куски чёрного хлеба, натертые чесноком с солью.
К нашему кинотеатру примыкало жилое подворье и всякий раз, к началу каждого из сеансов, над боковой стенкой зала возникал ряд голов соседствующих киноманов, бесплатно готовых к просмотру очередной киинокартины. Если фильм им не нравился, то можно было наблюдать забавную очередность их последовательного исчезновения.

Там, "в кино", на осыпающейся мелом поверхности экрана, я впервые увидел "Серенаду солнечной долины" и почему-то запомнил политический детектив послевоенных годов "Секретная миссия".
Сцена кинозала запомнилась также КВН-овскими состязаниями, где я играл несколько ролей, причём из них следующие: а) "Первый блеющий баран". Вел за собой, к сцене, остальных баранов; б) "Насреддин иранский". Был в чалме; в) "Незадачливый пионер". Этот пионер решил спать в постели в обуви (актуальная проблема для лагеря) и я, по ходу действа, сорвал громогласный хохот всей аудитории.
Помню ещё, как приезжал кто-то по лётной части; выступал на сцене, рассказывал про авиацию, космос... в конце встречи одевал всем желающим на голову гермошлем.

Между жилыми корпусами, беседками и теннисным кортом рос инжир. Инжир!.. Его полуспелые плоды нашли у "юных космонавтов" неожиданное применение: надо было выдавить на ладонь их вязкое содержимое и долго замешивать с зубной пастой (ценилась апельсиновая "Буратино"), чтобы на выходе, после долгих терзаний, получалась вожделенная жевательная резинка.

Внутрилагерная жизнь подчинялась писанным законам, соблюдение которых было неукоснительным.
Наиболее скучным был "послеполуденный сон". Надо было спать часа два-три, до "первого ужина".
Это было дело нелёгким. Очевидно, зная об этом, в палаты приходила "фигура" из административно-воспитательного состава. Со словами: "Спать будем?" - "фигура" подходила к каждой кровати и больно перехватывая руку в предплечье, устраивала каждого неспящего в положение "сон".

Товарищ Яшар и товарищ Зема... Отрядные вожаки.
Товарищ Яшар был бакинским пижоном: носил усы "а-ля Мулявин", джинсы-клёш, а также был большим приверженцем вина и магнитофонных записей. Товарищ Зема - девушка с каре тёмных волос... была спокойной, доброй, ласковой...

Смотр марширующих лагерей!.. Это действо происходило перед Дворцом Азизбекова в Мардакянах.
Помню, как долго перед этим мы тренировались шагать на родном плацу. Как в одно солнечное утро, погрузившись в "алабаш", поехали демонстрировать своё умение на слёте пионерских здравниц Апшерона.
Шагаем... Подскакивает товарищ Зема и возбужденно подсказывает: "Печатайте шаг! Печатайте шаг!"-
По завершении лагерных смотрин, нас ведут во Дворец Культуры, где я посмотрел увлекательный фильм: "Человек проходящий сквозь стену" (он действительно проходил через неё).

Очень сильно отложился в памяти выезд на побережье (встреча Солнца!)
Ранним утром нас привезли к скалам; рыбаки... цветная галька... песочный анклав у пенящегося моря... Для завтрака располагаемся по периметру разложенного одеяла. Едим хлеб, яйца, луковицы.
Мимо, плавно покачиваясь, проходят в бикини две купальщицы. Товарищ Яшар, остроумно сообразивши, попадает в одну из них песчаным снежком...
Посещаем мардакянские дворцы бывших нефтяных магнатов. Здесь отдыхал Есенин. Здесь меня удивили цветная роскошь стеклянных витражей и пронзительный, мяукающий крик павлинов.

Приморский пляж... Вообще-то, его обретение всегда было связано с волнующим ожиданием, радостными сборами (не забыть надувной жилет и самодельный пароход!) и последующим семейным выездом на электричке (счёт станций в пути: Беюк-Шор, Сабунчи, Разина); и вот теперь, казеное посещение мне в тягость.
Строем возвращаемся обратно в лагерь; я - замыкающий, несу через плечо тяжёлый громкоговоритель, который меня очень занимает.

"Весёлые старты"! Мы приехали в соседний "Костёр" и прыгаем. После - обед с макаронами по-флотски и просмотр концертной программы. Помню: белёсое, выстиранное небо над лагерем, огромное пространство в вышине...

Выходные дни - "родительские дни". Весь день все внимательно прислушиваются к вещающему мегафону начальника лагеря: "Такой-то такой-то, подойди к родительской беседке, к тебе приехали родители"... Первый осознанный разрыв с домом - первая печаль. В будние дни, дежуря, с радостью отправляюсь подметать кирпичный пол родительской территории.

Дружу с интеллигентным мальчишкой. Говорим обо всём. Собирается после смены поехать на Гёк-Гёль. Обещаю ему рассказать легенду об этом озере, содержание которой забыл (или никогда и не знал). Придумать не получается. Он всё просит рассказать...
Почему-то хочет подружиться со мной одна девочка. Она берёт меня за руку и мы ныряем в кущи дерев... Помню прикосновение её теплой, влажной руки...
Хожу в необычной, цветастой, зашнурованной футболке, которую мне отец привёз из Венгрии. Выслушиваю по этому поводу критическое резюме от одной из лагерниц: "Тоже мне, как попугай!" - Почему?!..

Конкурс рисования. Все сосредоточенно рисуют. Я изобразил нечто скучное, невыразительное, подсмотренное в собираемой коллекции марок. Меня не вывесили. На выставочном стенде понравился рисунок стартующей ракеты с бурными клубами дыма понизу.

Нахожу в песке, около столовой три рубля. Потом, в Баку, покупаю на них два пульмановских вагона с надписью "DDR" - начало моей железной дороги...

Выявление талантов. Сидим в круглой деревянной беседке. Больше дурачимся. Наконец, рождается "женское вокальное трио". Потренировавшись где-то за кустами, девочки демонстрируют свои певческие способности. По завершении запева, они, эффектно разворачиваясь в разные стороны, исполняют припев: "И тогда, любой из нас не против, Хоть всю жизнь служить в военном флоте..." В тот год обрела популярность мелодия: "Люди встречаются, люди влюбляются, женятся..." Эхо этой музыкальной истории часто разносится по всему лагерю...

Какой удивительный запах был в камере хранения, где сберегались нехитрые пожитки лагерников!
Хранил там свой скарб и я.
Помню, как вдыхая аромат всего, копошусь в своём бауле. Мамин аэрокосмический ученик (он был в мою смену) тоже полез на полку за своим чемоданом.
В открытую дверь доносится сообщение из радиоточки: "...товарищ Брежнев прибыл с официальным визитом в США..." Далее случается ошеломительный по своему взрывному энтузиазму эпизод. С воплем: "Боинг! Сейчас будут показывать Боинг!" - мамин школяр скатывается вниз и мгновенно исчезает в дверях склада... Сейчас, я знаю, он водит самолёты в Америку...

Товарищ Зема мягко обнимает меня, улыбается и что-то тихо напевает... У меня обмирает сердце... Шумит теплый ветер, шумят деревья, дрожат солнечные тени...

А мы, всем лагерем, пели песню слова из которой никак не могу вспомнить:

Кто шагает с весёлыми песнями,
Чьи глаза так задорно блестят,
..............................
Это лагерь "Юный космонавт!



Публикации по теме