Что делать, если ваш ребенок – изгой в классе? Мой ребенок изгой.

а кто-то сидит в одиночестве и слышит в свою сторону только упреки и насмешки?

Вопрос, на который однозначно ответить никто не может. Но пускать эту проблему

на самотек нельзя.

Как узнать о том, что ребенок изгой?

Не всегда дети открыты и могут рассказать о своих проблемах в общении со сверстниками и детьми со двора.

Иногда дети замыкаются и у них тяжело выведать, хоть какую ни будь информацию, и потому родитель должен

всегда обращать внимание на своего ребенка, и его поведение. Никогда нельзя забывать, что дети бывают

крайне жестоки и самая главная задача – это помочь ребенку выйти из этой ситуации.

Первые признаки:

  • Ни с кем из одноклассников не общается после уроков.
  • Приходит со школы в постоянно опущенном настроении.
  • Может плакать, запираясь в комнате или ванной.
  • Приходит с поломанными или разорванными вещами.
  • На теле синяки и ссадины.
  • Часто пропадают вещи.
  • Не хочет разговаривать про одноклассников.
  • Любыми способами пытается избежать похода в школу или на улицу (не путаем с простой ленью).
  • Стает агрессивным, закрытым и грустным.

Заметив такие симптомы, не надо бежать сразу с допросом, а постепенно подготавливаем к этому разговору ребенка

и себя. На разговор нужно уделить много времени, 5 минут однозначно не хватит.

Причины

Чтобы помочь, необходимо для начала разобраться с самой сутью проблемы. Факторы, которые вызывают

плохое отношение к ребенку:

  • Необщительный. Дети всегда на перерывах общаются, и если один из детей игнорирует общение,

то постепенно он становится изгоем, его просто-напросто пытаются выжить из класса.

  • Не опрятно выглядит. Грязная одежда, плохо пахнет и т.д.
  • «Не такой как все». Косоглазие, заикание, хромота и т.д.
  • Боится постоять за себя. Ребенок, который хоть раз даст себя унизить или обидеть, в дальнейшем всегда

будет подвергаться насмешкам, унижениям и побоям.

  • Ребенок все доносит родителям и учителям, из-за этого у одноклассников часто возникают проблемы.
  • Денежное неблагополучие семьи.

Но бывает, что ребенок не является изгоем, а он просто непопулярен в своем классе. Этот факт тоже

может приводить ребенка к огорчению и нежеланию ходить в школу.

Как помочь ребенку выйти из ситуации

Если ребенок не хочет открыться и рассказать о возникших проблемах, то нельзя откладывать решение

этой проблемы на завтра или послезавтра, а то и через год, нужно действовать немедленно, потому что

не все дети могут выдержать натиск одноклассников, и все это может закончиться суицидом.

Самым лучшим вариантом это поход к специалисту, который постепенно выведет на откровенный разговор

и найдет варианты решения проблемы. Если нет таких средств, то всегда можно обратиться к бесплатному

психологу в школе или педагогам за помощью. Но педагогам не всегда известно о взаимоотношениях в классе,

тем более что это может происходить только после уроков. Чтобы ребенок не рассказал, никогда не нужно идти

на разборки с криками и угрозами к детям и к их родителям. Нужно взять в себя в руки и начинать решать проблему

с умом, что бы ни усложнить жизнь ребенку.

Этапы помощи ребенку:

  • Уход за внешним видом ребенка;
  • Поход в кино, музей или другое место, где бы он хотел побывать.
  • Развивать чувство юмора.
  • Приложить усилия к исправлению речи или внешних отличий.
  • Не оскорблять и не унижать.
  • Научить защитить себя, не кулаками, а словом.
  • Записать на занятие по танцам, музыке, рисованию и т.д. Они помогут ребенку отвлечься от проблем, снять стресс и стать более уверенным в себе.

Самое главное не перестараться с количеством занятий, нужно помнить о том,

что ребенку нужно свободное время для себя. Если ребенок однозначно отказывается ходить в эту школу,

то задумайтесь о том, чтобы поменять школу. Здоровье и счастье детей зависит только от родителей

и нельзя перекладывать свою ответственность на педагогов,

и других родителей. Самым главным способом решения проблем — это быть ребенку лучшим другом,

к которому можно обратиться в любой ситуации и не услышать в свою сторону тысячу упреков.

Глава из книги М.М. Кравцовой "Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой.", вышедшей в свет в издательстве "Генезис". 2005.

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рас-сеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

* Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сде-лать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

* Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет1).

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при-выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими) 2).

Иногда родители бывают правы - в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоцировано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами "разобраться" с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Пре-следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример "разреше-ния" конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила "разбираться" с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка привыкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослыла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

* Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей - это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: "Пяти-шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволительно. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом нападал на товарища вместе со всеми". Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется "дружить против кого-то". Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик - куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними - пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит "подливать масла в огонь", обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.

В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.
Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по-смотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе (обращение психолога к родителям)

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 5 "Б"".

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым: Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. На-пример, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, на-пример, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

Быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом;
- проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность;
- и самое главное - оказать поддержку своему ребенку.

Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: "Он неусидчив". Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, обащаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего негативного прогноза. "Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча..." и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребенок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: "Опять ты говоришь, глупости!" Приклеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка - он именно такой:

Неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася", из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но "кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала: "Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!"". И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой. Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

В детстве мне очень нравились сказки замечательной финской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, пристально вглядевшись в его "испуганные глаза-тарелки", признала, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: "Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всегда, что бы ни случилось". Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное -уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть...

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ребенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.
Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это - шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно ска-зать ребенку: "Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (обижаться) на тебя!"
Друзья детей

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей - весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка - это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно кри-тиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: "И что же, Петя тебя не подождал?", "А Таня тебя чем-нибудь угостила?", чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Тихая, мечтательная Настя дорожила дружбой с бойкой и самоуверенной Машей, которая постоянно руководила ею, заставляла подчинятся себе. Чуть что было не по ней. Маша угрожала Насте, что не будет с ней дружить. Настя часто расстраивалась из-за этого, но, по мнению ее мамы, продолжала "плясать под Машину дудку". Так было до тех пор, пока Настя не пошла в школу, где у нее появились новые подруги, - она увидела, что отношения можно строить и по-другому, без шантажа и угроз, на равных. Настя стала более критично относиться к Маше. На мой вопрос, что ей больше всего не нравится в сверстниках, Настя сказала: "Не нравится, когда заставляют делать то, что не хочу, и говорят: "Тогда не буду с тобой больше играть!" Вот моя подруга Маша так делает". Я поинтересовалась, почему же она продолжает с ней общаться. Настя ответила: "Маша много чего придумывает, с ней интересно".

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы - во дворе или кружках, где его принимают и ценят, - то отсутствие признания в школе его не травмирует.
Как помочь ребенку в выборе друзей (обращение психолога к родителям)

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей - не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно на-учить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Первый - это клоун . Такие дети, хоть это и удивительно, самостоятельно подставляют себя под насмешки одноклассников. Они попросту отгораживаются от детского коллектива, так как не желают жить по правилам, принятым в данном социуме, которые им не по душе. Обычно такие дети очень развиты, и это качество позволяет им никогда не доводить до критической точки конфликтную ситуацию. В какой-то момент они могут попросту совершить какой-то нелепый поступок или сказать что-то забавное. Стоит отметить, что для детской психики такой тип наименее травматичен.

Второй психотип называется «белая ворона» . В отличие от уже знакомых нам «клоунов», такие дети не в состоянии управлять ситуацией, ведь существуют какие-либо внешние факторы или причины, делающие их совершенно непохожими на других. Зачастую это дети другой расы, религии, этнической группы. По этой причине их цвет кожи, одежда, да и внешний вид в целом могут стать своеобразным барьером, который отгораживает их от сверстников.

Самый тяжелый психотип - это антагонист . Антагонистами становятся те мальчики и девочки, которые из-за ситуации в семье или воспитания ведут себя в высшей мере эгоистично, считают себя умнее всех и лучше всех в классе. Обычно поведение таких детей надменное, они регулярно настраивают сверстников против себя, поскольку постоянно подчеркивают свою уникальность и превосходство. Такие дети могут унижать, оскорблять всех одноклассников.

Однако неважно к какому типу относится ребенок-изгой. В любом случае существует общая черта характера, которая объединяет всех таких деток - это неспособность конструктивно мыслить. Дети-изгои не понимают, по какой причине они стали изгоями, не планируют никак исправить сложившуюся ситуацию. В основном в своих бедах они обвиняют одноклассников, а о своем поведении даже не думают.


Итак, что же делать, если ваш ребенок изгой? Для начала родителям стоит поговорить с ребенком начистоту, узнать, что происходит у него в классе. Не стоит делать никаких выводов до тех пор, пока ситуация не прояснится. Кроме того, можно поговорить с учителями. Возможно, так вы сможете посмотреть на проблему по-другому. Однако при этом разговоре ваш ребенок не должен присутствовать, идеально, если он вообще не будет о нем знать. В противном случае ребенок может поменять свое отношение к педагогу.

Не нужно обещать ребенку, что вы непременно накажете его обидчиков. Вмешательство родителей в конфликт может попросту усугубить уже сложившуюся ситуацию. Дайте ребенку возможность самостоятельно справится с проблемой, таким образом кроха станет куда более сильным и научится защищать себя.

Важно понимать: скорее всего та причина, по которой ваш мальчик или девочка стал изгоем в классе, кроется в самом ребенке. Детский коллектив - это просто индикатор, который позволил рассмотреть проблему. Нужно постараться создать дочке или сыну условия, которые помогут ему избавиться от комплексов. К примеру, если ваш малыш любит рисовать в одиночестве и вообще не стремиться с кем-то общаться, то постарайтесь записать его в художественную школу или кружок рисования. Там он сможет найти друзей со схожими интересами. Старайтесь приглашать детей в гости - ваш сын или дочь обязательно отблагодарит вас за это. Вот увидите, ребенок вскоре избавится от комплексов и в итоге в его классе воцарится мир и покой.

Приветствую, дорогие читатели и гости моего блога. Сегодня хочу затронуть больную тему. Наверняка многие родители сталкивались и сталкиваются с тем, что их ребенок изгой в классе, другими словами его обижают, избегают и недолюбливают одноклассники.

И если такие проблемы постоянные, а не эпизодические, то Вам следует задуматься о том, что у ребенка в характере есть такие черты, которые не дают ему уживаться в классе. Какие это черты?

Он - отверженный?

Ребенок, который отвергнут одноклассниками испытывает чувство одиночества и ненужности; у таких детей занижена самооценка; они неуверенные в себе, а так же, очень озлобленные на людей, окружающих его. Довольно часто такие детские проблемы плохо влияют на будущее. Уже став взрослым, человек все время оглядывается на проходящих мимо людей и думает: а не смеются ли над ним, что они о нем думают, как воспринимают, как-то не так смотрят?

Такие дети крайне тяжело воспринимают любой конфликт, так как постоянно подозревают, что одноклассник хочет специально его унизить и «уронить» в глазах других ребят. Постоянное подозрение нервирует и мешает нормальной жизни, учебе, общению.

Он - обидчивый?

Такие детки воспринимают любой смешок или шутку одноклассников всерьез, принимая, как личное оскорбление. К примеру, он споткнулся, ударился лбом во время игры с другим ребенком или что-то еще... Случайный смех друзей и все - конфликт начался.

Родителям следует объяснить ребенку, что если всерьез обижаться на смех и шутки, то можно к окончанию школы скопить внушительную коллекцию обид на ребят.

Такие дети, могут сами подшучивать над одноклассниками при этом, болезненно реагировать на все - не понравившиеся ему - шутки со стороны друзей и одноклассников. НО, ребятам приметив это, наоборот начнут подшучивать, чтобы нарочно сделать обидчивому другу больно. В особенности, если заметят, что одноклассник во время обиды, еле-еле сдерживает слезы...


Могут подшучивать над фамилией, над не выговоренными буквами или словами, над слабостью, неуклюжестью, ... Если ребенок замешкался у доски, когда отвечал на вопрос учителя, то ребята будут вспоминать и это, долго передразнивая его и вспоминая, как именно он стоял, что писал и как давал ответ.

Он - высокомерный?

Такое ребята быстро замечают и никогда не прощают! Даже, мстят... И проблема кроется не в одноклассниках, а в самом ребенке, ведь относясь к другим «с высока» он за собой этого не замечает. А когда одноклассники что-то ему говорят или передразнивают, то просто считает, что над ним издеваются и придираются.

Ребенок - зеркало своих родителей. И если он высокомерный, значит и в доме такие же отношения. Он часто слышит от родителей, что они самые лучшие, всегда правы, а все вокруг, лишь пешки. Учителя в школе - малоимущие, одноклассники (немного отклонюсь, для тех кому нужна информация — , тогда читайте) - недоумки, гости в квартире - незваные налетчики, которых никто не ждал.


Ребенок слышит, да запоминает, а потом следует самовнушение... Ведь так говорил папа, так говорила мама... А они лучше знают, они всегда правду говорят. Лох тот, кто не может нанят репетитора , придурок тот, кто не может решить эту задачку, слабак тот, кто не смог отжиматься на физкультуре...

И что же получается, ребенок смотрит на одноклассников и преподавателей свысока. И вскоре начинает замечать, что в классе у него с общением проблемы.

Он - выскочка?

Таким детям недостаточно просто общения, просто того, что его приняли в компанию. Надо чего-то большего! Быть всегда в центре, быть лидером. Но, как правило, «трон» уже занят кем-то или же имеется несколько конкурентов, которые так же, стремятся занять его. И чем больше в классе таких стремящихся к лидерству, тем жестче атмосфера и тихоням тут не «ужиться». Таким ребятам сложнее достичь победы - быть звездой в классе, а если уж и получилось, то с каждым днем, удержать позицию все сложнее.

Если выскочку не пустили «в центр», то он начнет привлекать внимание по-другому. Например, наглостью, экстравагантностью, нелепыми шутками... Кстати, шутками привлечь внимание проще-простого, вот только слава шута «не греет» и он начинает придумывать что-то другое...

Он - не принял этику класса?

Как такое возможно? Например, класс заранее договорился не пользоваться на контрольной шпаргалками, чтобы за оценки никому не было обидно. А вот этот ребенок, согласился со всеми, но все сделал по-своему. В итоге, получил отличную отметку не используя свои знания. следовательно это приводит к разборкам после уроков.

Такой злостный нарушитель, рискует быть постоянно избитым, не принятым в компанию и... отвергнутым. Ссоры с одноклассникам могут быть настолько серьёзными, что родителям придется подыскивать новую школу для чада.

Он - требовательный?

Такой ребенок постоянно ждет, что кто-то из одноклассников и преподавателей все сделают за него. Друг должен его защищать, сосед по парте давать списывать, учительница не вызывать к доске, когда он не выучил урок... Должны делиться конфетами или булочками, на перемене играть только в то, во что он хочет, причем, обязательно поддаться и проиграть... Разговаривать только с ним и если решено прогулять урок, то друзья должны следовать за ним...


А вот сам он, на подобные жертвы, не готов! И чаще всего, такие ребята - выходцы из таких же семей! Как правило, у родителей ребенка мнение о людях такое же, причем, давным-давно переросшее в культ! Кстати, разбираться с ребенком, почему у него в школе ссоры со сверстниками, они считают - что это пустая трата нервов, времени и просто неуместно.

Он - застенчивый?

Тихоням в школе «живется» не сладко. Вроде бы не дерется, никого не высмеивает, ни с кем не ссорится и друзей тоже нет. А все почему? Просто его не замечают. Он тихий, он застенчивый, он стеснительный, боязливый. Ребята считают, что и доверить такому человеку ничего нельзя! Он растеряется в нужный момент и «провалит все дело»!


Такому ребенку не доверяют роль в школьном театре, не зовут играть в эстафеты, участвовать в школьных олимпиадах. И у него просто нет возможности, чтобы проявить свои достоинства и знания. А ведь, как правило, тихони - ответственные дети и очень послушные!

  • Надо поговорить с ребенком в тихой обстановке. Понять причину и разобраться в конфликтах.
  • Узнав причины, не предвзято оценить их и разложить на составляющие.
  • Разобраться в собственных, семейных, отношениях. Скорее всего, «корни растут» отсюда!
  • Если проблемы ребенка произрастают из семейных отношений, значит, пришло то время, когда следует всей семьей сходит к психологу.
  • Если причины ссор с одноклассникам никак не связаны с семейными отношениями, значит, разобравшись в проблеме, ребёнку надо тихо и доходчиво объяснить, что в его поведении не так.
  • Надо и папе, и маме, и самому ребёнку продумать план действий, как искоренить ошибки в поведении и общении.
  • Не ругать и не кричать на ребенка, ведь то, что он не умеет общаться со сверстниками, вовсе не его вина! Это беда родителей! Не смогли воспитать, упустили момент!
  • Видя, что ребенок со школы пришел избитым или униженным - тянуть нельзя! Любое промедление ведет к новым издевкам и обидным прозвищам.
  • Идти в школу и при одноклассниках и преподавателях решать проблему ребёнка - глупость. После этого, ребенка могут прозвать «ябедой», «маминым сынком», «слабаком.» Он сам должен решить свои проблемы, с невидимой помощью родителей.

Ели вашего ребенока избегают в классе, то надеюсь статья поможет решить данную проблему. Главное не отчаиваться и не падать духом, из любой ситуации есть выход! Буду благодарен, если статья оказалась полезной, то поделитесь ей в социальных сетях. А так же подписывайтесь на ленту блога. Пока!

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить))

Дети-изгои

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям.

Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы сможете стать великим».

Марк Твен

Взрослые, отдавая ребенка в детский коллектив, мечтают, чтобы он был дружелюбно принят, комфортно себя чувствовал, успешно развивался и рос. Ребенок, также хочет быть «своим» в группе сверстников, стремится к признанию и позитивной оценке. Проблемы взаимоотношений наших приёмных детей, поступающих в новые для себя детские коллективы по месту жительства замещающей семьи, зачастую ещё сложнее.

Приемный ребенок, вырванный недавно из среды, представляющей угрозу для его жизни и здоровья, долго находится в состоянии напряжения. Он внутренне ожидает агрессии и опасности со стороны окружающих, готов к отпору критичного внимания сверстников и взрослых, либо «нападает» сам. Настороженность и недоверие мешают ему сконцентрировать внимание, принять положительный настрой, усвоить на должном уровне информацию учителя, запомнить тему. Поэтому и отвечает он неуверенно, и ожидает подвоха по отношению к себе. Еще и одет «с чужого плеча». Вот вам готовый букет причин, чтобы стать изгоем.

В этой ситуации приемному ребенку нужен педагогически мудрый и грамотный взрослый, который понимает важность фактора модной одежды в детской и подростковой среде, умеет развести проблемно-конфликтную ситуацию, показать ребенку важность умения наладить дружеские отношения и многое другое.

По просьбам специалистов системы охраны детства этот выпуск методической рассылки мы и посвятим проблеме детей-изгоев, проблеме адаптации и взаимодействия ребят детском коллективе.

Данные материалы будут полезны специалистам, осуществляющим сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а так же специалистам детских интернатных учреждений.

Материал поможет приемным родителям лучше понять особенности отношений в детской группе и школьные переживания детей, найдут подсказки, как помочь ребенку быть смелым, не бояться быть не таким, как все.

  1. Дети - изгои: психологическая работа с проблемой .

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить.Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?

Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им, по каким-либо причинам, не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться . Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, "обиженные жизнью". Согласно Альфреду Адлеру, "часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т.п." Иногда зачинщиками становятся и вполне благополучные ребята. Они настолько уверены в своем превосходстве, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать, чем-то не угодивших им, сверстников. Такая позиция детей во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. Эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы проливает), но и активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жертвы, которая сама виновата.

Существует излюбленный миф, в который порой верят и взрослые, и дети: пострадавшие сами провоцируют недоброжелательное к себе отношение, но так ли это.

Кого устраивает такая ситуация? Если в основе любого преследования лежит стремление самоутвердиться и выделиться и тем самым завоевать авторитет в группе сверстников, то главные провокаторы ситуации - это инициаторы и преследователи жертвы, а не сама жертва. Инициаторы и преследователи жертвы - это часто дети, пережившие в прошлом физическое или эмоциональное насилие, а возможно и в настоящем подвергающиеся насилию в своей семье, а на одноклассниках, которые не могут за себя постоять, они просто отыгрываются. Нередко такому поведению преследователь учится у своих родителей или у других членов своей семьи. В таких семьях часто принято обговаривать, осуждать, нелестно высказываться об окружающих (знакомых, соседях, родственниках, друзьях), и ребенок просто копирует поведение взрослых, привнося в школьный коллектив такие же нелестные разговоры о ком-то из одноклассников. Ведь в подростковом возрасте так легко завоевать авторитет, унижая и оскорбляя того, кто не может тебе ответить.

Инициаторами травли могут стать:

Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

Дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

Дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на "своих" и "чужих" (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

Максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).

Зачинщиков отличает высокая самооценка, высокий уровень притязаний и стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания, или же стремление добиться справедливости:

«Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебниками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обидные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно - случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя. Похожий тип поборника справедливости описан в повести В.К. Железникова "Чучело". Это, не знающая пощады и снисхождения - Железная Кнопка».

Преследователи.

Как уже отмечалось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые, по отношению к своим близким, дети становятся тиранами для, не сделавшего ничего плохого лично им, сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: "Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул". Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей, таким образом, само утверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова "Чучело" кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. "Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется".

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

Они - несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.

Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).

Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).

Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого, не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: "Я и не подумал об этом").

Неуверенны в себе, очень дорожат "дружбой", оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

Трусливы и озлоблены.

Жертвы.

Есть много подходов, мнений по поводу того, кто может стать ребенком-изгоем. Большинство исследователей сходятся в одном - любой ребенок сегодня может стать изгоем в детском коллективе . Некоторые дети в одном коллективе могут быть лидерами или принятыми, а, попав в другой - становятся изгоями. Так, например, девочка три года ежедневно подвергалась травле одноклассников лишь потому, что у нее не было мобильного телефона.

Кто и почему становится изгоем? Изгоем в классе, в коллективе, в обществе?

Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, особенных... «Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос»… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости - масса!

Возьмем самое распространенное, что может не понравиться или

семь причин стать изгоем :

1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки и т.д.)

2. Проявления энуреза, энкопреза (недержание) и др..

3. Тихость и бесконфликтность, не умение за себя постоять.

4. Чрезмерная опека ребёнка со стороны взрослых, демонстрируемая на глазах других.

5. Частые пропуски занятий в школе (здесь уже дети следуют за взрослым-учителем, который «беспокоится» о должном уровне посещаемости в классе).

6. В начальной школе — ребёнок слабо успевающий, в среднем звене и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник».

7. Ябеда, стукач.

Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и зарекомендовать себя в новом коллективе.

Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».

Согласно многим психологическим исследованиям, в первую очередь детей привлекает или отталкивает внешность сверстника. На популярность среди сверстников могут также влиять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом, «не принимаемые» дети не всегда необщительны и недружелюбны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Плохое к ним отношение постепенно становится причиной соответствующего их поведения: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необдуманно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят "выскочек" - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.

Интересно, что причиной травли может стать все, что угодно. Только в одном случае истиной причиной насмешек будет желание показать свое превосходство, а в другом - причиной травли станет зависть.

Нередко дети, ставшие предметом травли и насмешек, растут во вполне благополучных семьях, где им с раннего детства внушается мысль о том, что к людям нужно относиться так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Оскорблять и унижать других нельзя, потому что так себя ведут только недостойные и плохие люди. Драка и кулаки - это не способ решения проблемы, нужно все решать мирным путем, объясняя людям их неправоту. Дети, выросшие на таких, казалось бы, общечеловеческих ценностях, часто не могут дать отпор преследователям и зачинщикам: не могут ответить грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление, хамством на хамство, не могут дать сдачи, если к ним применено физическое насилие. Ребенку-изгою трудно преодолеть, внушенные с раннего детства, стереотипы и дать отпор преследователям. Хотя именно этому, их нужно учить. Такие дети долгое время (годы) могут регулярно подвергаться эмоциональному и физическому насилию сверстников. Нередко учителя могут занять позицию сверстников и учувствовать в травле такого ребенка, полагая, что он сам виноват в том, что к нему так относятся. Если ребенок не получит поддержку ни от учителей, ни в своей семье, ситуация для ребенка-изгоя может закончиться суицидом (таких случаев известно немало).

Ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе - любое дитя уникально и обладает своими достоинствами .

Но ребенку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания.

2. Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.

3. Радуется, если заболел.

4. Не знает или не желает никому позвонить, чтобы узнать домашние задания.

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости.

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения.

7. Приходит из школы взвинченным, нервным.

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает».

9. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.

Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во что бы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда. Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой. Обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле. Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…

В 85% случаев становятся изгоями в классе дети тех родителей, которые сами не смогли в свое время решить аналогичную проблему . И вроде бы неуверенность наследоваться не может, но способы реагирования на проблемы бессознательно копируются нашими детьми с нашего поведения, хотим мы того или нет .

А значит, если мы не в состоянии адекватно помочь ребенку, возможно, сможет помочь другой человек: родной дядя, психолог, двоюродный брат… Надо использовать любые возможности. И не пускать дело на самотек.

Как помочь ребенку, ставшему изгоем?

1. Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель . А у первоклашек - на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у того что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

2. Если среди одноклассников найдется защитник жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно, если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале .

3. Если помочь ребенку-изгою выработать новые стереотипы поведения . Ребенку следует объяснить, что его молчание на издевательства одноклассников только усиливает их желание оскорблять его еще больше. Нужно научить ребенка правильно реагировать на ситуацию, «давать сдачи обидчикам» как в словесной форме, так и физически. Если ребенка избивают (желательно устроить ребенка в спортивную секцию, где его научат приемам самообороны). Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации травли нельзя молчать, плакать, убегать, а следует спокойно указать обидчикам на имеющиеся у них недостатки. Так же можно воспользоваться замечательным советом Владимира Набокова: «Лучшая реакция на вражескую критику - улыбнуться и забыть». Этот совет больше подойдет сильным личностям, которые могут быть выше любой агрессии и хамства. Те, кто умеют держать удар и вовремя давать отпор нападающим не могут быть предметом травли.

4. Учитель должен в обязательном порядке присекать травлю кого-бы то ни было в детском коллективе. Именно при попустительстве или прямом участии в траве учителя, дети-изгои подвергаются травле. Учитель должен объяснить детям, что в каждом человеке есть и достоинтства, и недостатки. Те, кто способен в другом разглядеть положительные черты, тот умен и мудр, а те, кто способен видеть в окружающих только их недостатки - поверхностны и глупы. Так же следует объяснить детям, что люди всегда становятся такими, какими их хотят видят окружающие. Учителю следует отдельно проработать ситуацию и разобраться с зачинщиками и преследователями жертвы, при необходимости вызвать их родителей в школу, и совместными усилиями объяснить детям, что такое надменное и оскорбительное поведение в коллективе недопустимо.

5. Детей-изгоев, обладающих ярко выраженными способностями (например, к музыке, живописи, математическими способностями и др.) следут отдать в школу, где такие способности будут оценены по достоинству - например, отдать ребенка в музыкальную, художественную, физико-математическую школу. Возможно ребенок, как в сказке “Гадкийутенок” просто попал не в свой круг. Общаясь с детьми с аналогичными способностями, он обретет надежных друзей и поддержку учителя.

6. Родителям следует разобраться, что стало причиной непопулярности их ребенка и попытаться ее устранить. Может, ребенок выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Следует заинтересовать каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалиста. Недооценивает себя? Необходимо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Родители должны подчеркивать достоинства своего ребенка при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывать, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.

Условно к детям-изгоям можно отнести детей, которые мало общаются в коллективе, у них мало друзей, они не любят участвовать в общественной жизни класса (школы), часто не принимают участия в коллективных играх, но это не значит, что их не принимают сверстники, нет, это их собственный выбор. Такие дети редко бывают предметом травли одноклассников, которых они легко могут поставить на место, но у них могут возникать серьезные конфликты с учителями. Они самодостаточны и мудры не по годам …- это дети-индиго .

Наиболее характерные признаки детей-индиго:

С детства не общителен, почти не имеет друзей.

Имеет яркие врожденные способности к точным наукам - математике, программированию, а также - к музыке.

Не чувствует кровного родства и часто конфликтует с членами семьи.

Противопоставляет себя другим людям, уверен, что он - избранный.

У него высокий уровень интеллекта, нестандартное мышление (он часто находит лучший путь решения поставленной задачи).

У него очень развита интуиция, он остро чувствует фальшь.

Обладает экстрасенсорными способностями.

Дети-индиго предпочитают общаться только с себе подобными. Для них не существует авторитетов. В школе они могут сильно преуспеть в предметах, которые им нравятся, а на остальные предметы вообще не обращать никакого внимания. Такие дети часто не подчиняются общим правилам, и делают только то, что считают нужным. Они не считаются с мнением коллектива, у них на все свое собственное мнение. Такой ребенок может легко уйти с классного часа, полагая, что не должен тратить свое драгоценное время на выслушивание пустых и бессмысленных разговоров классной, чем может вызвать глубокое негодование учителя. Ребенок-индиго, если его оскорбит учитель, может легко поставить учителя в очень глупое и нелепое положение, высмеяв при всем классе не высокий интеллект учителя или другие негативные стороны его личности, которые действительно ему присущи.

Лучшее, что могут сделать родители для детей-индиго - это отдать их в школу для одаренных детей, или в школу, где уделяется большое внимание тем предметам, которые нравятся ребенку. Учителям следует быть внимательными к таким детям, не оскорблять и не унижать их, а спокойно и аргументировано объяснять свою позицию. Этим детям очень важно понимать, почему они должны что-то делать, зачем и кому это нужно. Без глубокого осознания: зачем и почему - дети-индиго могут отказываться от какой-то деятельности в школе, и особенно если это касается каких-то внешкольных мероприятий. Не стоит заставлять их участвовать в коллективных мероприятиях против их желания, пытаться вовлечь их в коллективную деятельность, игру, все равно ничего не получится.

Следует помнить, что детей-индиго рождается не более 3% и именно из них вырастают настоящие профессионалы своего дела, которые в будущем будут выкладываться на работе на все 150%. Именно они способны решить сложнейшие проблемы, которые существуют в современном обществе.

Буллинг (англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности и т. д.

Развитие современных средств связи, интернета, социальных сетей привело к тому, что травля школьников стала активно проявляться с использованием современных технологий. Ребенку-изгою начинают в большом количестве приходить сообщения на мобильный телефон, на электронную почту, на его страничку в социальных сетях с оскорблениями, угрозами. Используя программы “Фото-шоп” преследователи могут изуродовать фотографию ребенка-изгоя и разместить ее в социальных сетях, дать объявления от имени ребенка, оскорбляющее его и др. Нередко ребенка-изгоя избивают, снимая это на мобильный телефон, а потом выкладывают эту запись в социальных сетях. На основании таких видеосюжетов уже заведено не одно уголовное дело.

Родителям нужно быть внимательными к своему ребенку. Интересоваться у ребенка не приходят ли к нему сообщения на мобильный телефон, электронную почту, оскорбительного содержания или с угрозами. Такие урозы и издевательства могут сильно ранить ребенка, запугать его.Вычислить таких преследователей для правоохранительных органов сегодня не составляет большого труда, и порой следует к ним обратиться.

Рекомендуем посмотреть видеосюжет “Буллинг - троллинг и травля в соцсетях» (5 мин 32 сек) по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=woJkvhHdgoE вместе с детьми и обсудить его. Если после обсуждения у Вас возникнут подозрения, что кому-то из детей приходят угрозы и оскорбления следует обязательно разобраться в этой ситуации, поставить родителей в известность, оказать помощь и поддержку ребенку.

  1. Статьи Л.Петрановской «Детки в клетке» (1-5 части) можно читать и скачать по ссылке .

2. Статью «Педагогическая помощь детям-изгоям» можно скачать по ссылке http://festival.1september.ru/articles/594229/ .

3. Книгу М.М.Кравцовой «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» можно скачать по ссылке http://www.phantastike.com/link/age_psychology/deti_izgoi.zip .

http://forum-kharkov.com/content.php?r=237-deti-indigo-kto-oni-takie .

Публикации по теме