Что необходимо вожатому в лагерь. Что вожатому взять с собой в лагерь

Что вам стоит взять с собой? Всё! Всё, что бы вы не взяли - оно вам может пригодиться на смене!

Именно по этим вещам, по нашему мнению, можно обнаружить вожатого где угодно - краски, скакалка, кофе и, конечно же, галстук!)) Но ведь у каждого свое представление этого набора, потому что все мы абсолютно разные! А, значит, пришло время для нашего интерактива - "Вожатский набор"!

Если вы впервые едете в лагерь не в качестве отдыхающего, а в качестве сотрудника – вожатого или воспитателя на отряд, вам полезно будет иметь под рукой следующий список необходимых и желательных в лагере вещей.

Сразу оговоримся: есть лагеря, где очень хорошая материальная база, а значит, часть списка можно смело вычеркивать, не рискуя попасть впросак. Есть вожатые (как правило, отработавшие не одну смену), которые могут обойтись без большей части перечисленных здесь вещей, но если вы новичок в этом деле, лучше перестраховаться.

Список вещей универсальный:

  • Паспорт и санитарная книжка (без бумажки ты – букашка…), справка о присвоении идентификационного кода, и если есть – трудовая книжка и свидетельство пенсионного страхования, а также страховой медицинский полис.
  • Вожатский блокнотик и вожатская ручка - без этого, как без рук. Желательно, чтобы он был всегда при вас. Если строевки с карманами нету, можно придумать какую-нибудь сумочку на шею или пояс. Если учесть, что туда можно будет положить и мобильный телефон и кучу разных мелочей, такая сумочка становится необходимостью.
  • Магнитофон (как вариант - mp3-плеер и колонки помощнее) - очень приятная вещь. Можно использовать в ежедневной побудке детей и в их ежедневном отбое. Естественно, нужно брать с собой кучу различной музыки. Если вам нравится группа Ленинград или ваш любимый альбом МС Вспышкина называется "Секс"- воздержитесь. Детям эта музыка тоже может нравится, но мы все-таки должны нести детям разумное-доброе-светлое. Для младшего возраста очень хорошо идут детские песенки. Еще пригодятся для всяких игр мидишки - мелодии без слов.
  • Ноутбук - заменит половину снаряжения современного вожатого: можно и музыку на выступления "нарезать", и почитать конспекты и шпаргалки вожатого, и подготовить отчет для администрации... да много ли для чего нужен:) если есть и выход с интернет, то вообще замечательно (тогда вычеркиваем магнитофон)
  • Песенник (тетрадка или книжка со словами популярных песен) и диск с музыкой и минусовками (если не на чем играть самим, обратитесь к ди-джею);
  • Пригодится удлинитель и переходник для евророзеток:)))
  • План-сетки. Удобно вешать такую план-сетку на стенку вожатской или сдавать ее (заполненую!) начальству, бланки расписаний дежурств детей по комнатам.
  • Игры. Те, которые в план-сетке написаны. Прорюханные и с материалами для их немедленного проведения. Список игр можно взять с данного сайта. Такие игры как бокс, Любовь с первого взгляда, крестики-нолики и тд не требуют знания местности лагеря (в отличие от Шерлока Холмса или Бинго), поэтому подготовьте задания для них еще перед отъездом в лагерь. И напишите список игр, которые не требуют подготовки (прятки, выше-ноги-от-земли и тп) в вожатский блокнотик - в стрессовой ситуации они могут вылететь из головы, а вот из блокнотика им вылететь сложнее.
  • Тетрадочку в которой написано чем еще детей можно развлекать.
  • Бумага.- Бумага.- Бумага.- Бумага. Да, именно так - четыре раза (если у вас младший возраст, то все шесть раз.) Потому что бумаги понадобится ровно в четыре раза больше, чем вы хотели взять с самого начала. Это незаменимый материал для поделок и рисования, так что его не бывает много. Берите как минимум пачку. Не надейтесь, что вам все дадут на месте - лагерь выдаст вам бумагу в количестве двух альбомчиков для рисования по 10 страниц.Только ватманов дают, как правило, много. Ну или так, чтобы хватало - из дома волочь гигантские листы - это просто утопия. Хотя часто канцелярию выдают уже после оформления отрядного уголка.
  • Цветная бумага. Если только чуть-чуть. Потому что из белой бумаги можно сделать цветную, а из цветной ничего не сделаешь. Так что берите по минимуму. Сюда же можно вписать и гофру - удобный материал.
  • Картон. Полезнее всего белый. И старые открытки (для тех же целей, потому что выданного все равно будет крайне мало) Различные ненужные дома журналы, старая одежда и прочий «хлам» (которые можно порезать на костюмы, подарки и поделки);
  • Веревка или толстые нитки, пуговицы, палочки от мороженого, обрезки тканей и прочее (для тех же целей);
  • Старая косметика или грим (для выступлений или детям на растерзание)
  • Карандаши-ручки-фломастеры-краски-кисточки-точилку-стирательную резинку. Берите всего по немножку. Если есть возможность - побольше. И попрощайтесь с этим всем - домой вы привезете в лучшем случае набор огрызков карандашей... На моем опыте, в лагерях обычно нет перебоев с красками, но их выдают только на энный день приезда, после того, как прошли открытие и оформление отрядного уголка. Учтите, что отдавая детям что-то для рисования, вы прощаетесь с этим, поэтому для личных нужд возьмите простые карандаши, стирательную резинку, точилку, ручку... Короче часть того, что вы дадите детям.
  • Краски и всякие пишущие и режущие предметы......
  • Скотч. Супернужная вещь. Заменяет скрепки и кнопки. Берите тонкий, широкий и двухсторонний. Широкого лучше больше. Мотка три. И не оставляйте его с детьми без присмотра, иначе получите скотчевую мумию из одного из них. Вариации: малярный скотч (позволяет клеить даже там, где нельзя), цветной скотч или сигнальная красно-белая лента (огораживать территорию, например)
  • Клей чтобы обклеивать плакатами вожатскую и не только вожатскую.
  • Скрепки и кнопки. Для тех случаев, когда скотч не может их заменить.
  • Несколько маркеров, стикеры, цветные карандаши, кнопки (писать записки и объявления, украшать отрядный уголок);
  • Ножницы
  • Клей "Момент" - ПВА и клей-карандаш безполезны, когда надо чтобы склейка держалась, а вот "Момент" схватывает хорошо. Кстати, прочитайте инструкцию - чтобы склейка удалась надо сначала намазать склеиваемые части, подождать немного, а потом только совместить. Иначе клей не сработает.
  • Заготовки для отрядного выступления. Если отряды 7-8, то лучше заранее все придумать, а потом ненавязчиво пихнуть детям. Придумать надо как минимум название отряда и отрядное выступление, какие-то костюмы. Учтите, что выступлений на смене будет несколько, поэтому стоит придумать несколько сценок. Можно вспомнить старое или поискать в интернете идеи.
  • Чайник-кипятильник. Чайник должен быть один - для вожатских чаев. Если в вожатской будет стоять чайник, то увеличивается риск устроить себе чаепитие посреди рабочего дня, а это ой как пожирает время, которое вы можете провести с детьми. Поэтому лучше не искушать себя и других. И тем более не стоит держать чайник для того, чтобы детям наливать чай и заваривать им лапшу бп. Наличие чайника у детей исключается строгой вожатской ревизией.
  • Всё от комаров. Фумигатор для вожатской и мазь для леса. То есть для тела.
  • Конспект данного сайта – может очень пригодиться, если вы добросовестно его вели! (еще лучше сохранить на ноутбук)
  • Свечку для для анализа дня. И вообще стоит продумать, как будут проходить свечки (огоньки, круги, анализ дня) и какой материал вам может понадобиться кроме свечек.
  • Спички или зажигалка (добывать огонь… чтобы зажечь, например, свечку);
  • Книжку на ночь (детям читать, естественно). Лучше всего подойдут короткие рассказы. Для младших детей и детей среднего возраста рекомендую сказки народов мира (особенно хороши итальянские сказки). Еще есть такой любимый детьми жанр, как страшилки. Смотрите, чтобы они не напугали детей, обращайте страшилки в комедию например интонацией чтения.
  • Книжки с играми и сценками для разных возрастов (будете знать, чем занять детей, когда нет общелагерных мероприятий);
  • Сборник легенд, притч или сказок (зависит от возраста детей – чтобы им что-нибудь почитать на ночь);
  • Гитару. Подумайте о том, какие песни вы будете петь детям. Среди старших хорошо пойдет и Кино, и современный рок, и совсем детские песенки. А вот совсем мелким лучше подобрать репертуар повеселее.
  • Ткань, бантики, нитки, швейную фурнитуру - может быть после смены вы привезете всё домой, но если на смене вам понадобится сделать костюм для выступления, отличительные феньки для отряда или материалы для огоньков, вы будете жалеть об оставленных дома тряпочках-ниточках.
  • Призовые фенечки. То, что можно давать детям за победу: игрушечки, чупсы... То что дешево и весело одним словом.
  • Одежда. Тут вы сами разберетесь, ну а примерно чуть ниже... Не забудьте только про кепку от солнца и покрывало для пляжа.
  • теплая кофта с длинным рукавом или куртка (на случай похолодания);
  • 3-4 майки с коротким рукавом, 2 пары шортов, сменное нижнее белье, спортивный костюм, джинсы и пижама или ночная рубашка (необходимый минимум одежды);
  • Взять с собой купальник (плавки). Бандану и темные очки (кепка отбрасывает тень на лицо, потом на фотографиях вместо себя Штирлица какого-то видишь).
  • Удобную обувь, пары три-четыре. По порядку: кроссовки (кеды), сланцы, босоножки (они же сандалии, как вариант еще – домашние тапочки, ходить в корпусе). И туфли, да-да, парадно-выходные, ведь отдых в стиле шоу - дефиле, показы, концерты, праздники… Естественно, чем смогут, помогут, но чтобы быть на высоте… Решайте сами!
  • Джинсы для дискотеки. Штаны для походов (если будут таковые). Парадную тенниску. Комплект носков: темные, средние, белые.
  • Нитки (белая и черная) и 2-3 иголки (пришивать все оторванное у себя и детей). Нет, много иголок, потому что в лагере они часто ломаются и быстро кончаются.
  • Зубная щетка, зубная паста, мыло в мыльнице, мочалка, шампунь, гель для душа, пемза и полотенце (и другие необходимые гигиенические принадлежности);
  • Бумажные носовые платки и влажные салфетки (вытирать потекшую ручку, мокрые руки или кофе, пролитый на стол);
  • 2-3 ручки, 2-3 простых карандаша и толстенький блокнот (вести дневник вожатого и делать другие полезные записи и зарисовки на планерках); Нет, лучше кучу авторучек(все равно все потеряются), рулон обоев, веревку и мыло:)
  • Кружка, ложка, вилка и ножик (пить кофе, когда нельзя спать, а также иногда есть всякую всячину быстрого приготовления), а также кипятильник (если в лагере не дают чайник);
  • Телефон, для связи с миром, ну а если рации-пятикилометровки для себя и напарника – так вообще шик!!!
  • Свисток - пригодится для игр, для построения отряда, для каких-нибудь прикольчиков. А ещё можно взять с собой дудку (ну такую как у футбольных болельщиков) чтобы с помощью её сбивать пионеров в кучу, особенно в лесу – удобно, забавно и горло бережет.
  • Вообще, еще нужна бывает туалетная бумага
  • Аптечка (йод, зеленка, перекись водорода, бинт – широкий и узкий, вата, активированный уголь, анальгин, нашатырь и пластырь и те лекарства, которые необходимы вам, если таковые есть);
  • Будильник
  • Фотоаппарат с комплектом запасных батареек (запечатлевать незабываемые моменты жизни отряда);
  • Несколько грамот (наградить в конце смены самых-самых в отряде).
  • Распечатки игр. Если какая-то игра предполагает расходные материалы(бумага А4, скрепки, нитки), тоже взять.
  • Деньги, чтобы было чем скидываться на дни рождения и т.д.!

Некоторые вещи понадобятся только вожатым младших отрядов, некоторые – только старших. Работа на младших и старших отрядах имеет определенные различия, что отражается и на списке необходимых вожатому вещей. Так что же брать с собой дополнительно, если вы заранее знаете, с каким возрастом придется работать?

Список вещей для вожатого младших отрядов:

  • Пара носовых платков (придется частенько утирать слезы и сопли);
  • Несколько воздушных шаров (на случай дня рождения малыша неплохо было бы украсить корпус или его комнату);
  • Книжка со сказками или детскими рассказами (читать что-то на ночь придется обязательно);
  • 1-2 настольные игры (если остались от младших сестер-братьев – дети будут довольны);
  • Конверты (в них можно складывать деньги, которые родители отдадут на сохранение именно вам, а не самому ребенку - если конечно это разрешено в вашем лагере).

Список вещей для вожатого старших отрядов:

  • Книжки с популярными психологическими тестами (подростки очень любят узнавать о себе что-нибудь новое);
  • Брошюры по здоровому образу жизни и с информацией о наркомании, СПИДе и т.д. (вам придется проводить беседы, а так – все материалы будут под рукой);
  • Тройник (розеток часто бывает мало, а вам и детям нужно зарядить мобильный, вскипятить воду или подсушить волосы).

Это самые основные вещи, которые мало зависят от лагеря и его материально-технической базы. Может вам пригодиться и

  • Фонарик, если туалет находится не в домике, а ночью вдруг понадобится до него добраться;
  • Стиральный порошок – если его не выдают в лагере; средство от комаров (или тараканов – по специфике лагеря)
  • Туалетную бумагу - уже говорили. :)
  • И так далее. В любом случае, все предусмотреть невозможно, но подстраховаться будет не лишним!
  • Помните: человек, который хочет стать хорошим вожатым, а таким является интересная и талантливая личность, на 75% заполняет свои сумки материалами для работы с детьми, и лишь 25% - это его вещи.
  • Желание работать и любовь к детям

Многие хотя бы раз в детстве ездили в летний лагерь. У большинства, хотя и у не у всех, остались положительные впечатления. Поэтому неудивительно, что, став старше, некоторые стремятся вернуться в лагеря, но уже в качестве вожатых. Как же это сделать? Как стать вожатым в лагере? И какими качествами нужно обладать, чтобы справиться с этой работой?

Почему вожатый?

Работа с детьми может быть разной. Психолог, врач, воспитатель в садике, учитель в школе, спортивный тренер, аниматор. Все эти профессии имеют различные плюсы и минусы, свою специфику и, разумеется, они будут интересны разным людям. Но есть деятельность, в какой-то степени объединяющая все это - работа "вожатый в лагере". Она позволяет получить совершенно уникальный опыт неформального общения с детьми, научиться ладить с ними, понимать их и находить к каждому подход. На их примере можно изучить, как формируются отношения между людьми, и это будет полезно, к примеру, социологам. Кроме всего прочего, это очень интересное занятие, которое позволяет компенсировать отсутствие некоторых знаний огромным запасом энтузиазма. Но как стать вожатым в лагере?

Необходимые знания и качества

Прежде всего это, пожалуй, харизма. Невозможно хорошо выполнять обязанности вожатых, не умея заинтересовать детей, завоевать их расположение и любовь. Далее это ответственность. Работа "вожатый в лагере" предполагает постоянный контроль за детьми, что, однако, не означает жесткого ограничения в самовыражении.

Необходимо также обладать рядом качеств. Характеристика вожатого лагеря должна включать такие слова, как "стрессоустойчивость" и "умение находить подход к самым разным характерам". Необходимы и основные знания педагогики и конфликтологии. Стоит сказать, что при этом профильное образование желательно, но необязательно, ведь можно пройти специальные курсы, которые дадут все необходимые сведения.

Есть очень жесткое правило для тех, кого интересует, как стать вожатым в лагере. Претендент должен быть совершеннолетним и иметь санитарную книжку. Вряд ли найдутся родители, готовые доверить своего ребенка тому, кто сам еще не взрослый по закону. Утешением для тех, кто пока не дотянул до 18, но очень хочет получить подобный опыт, может служить возможность поработать помощником вожатого, к ним возрастные требования менее жесткие.

Как устроиться?

Как правило, задолго до начала в педагогических вузах распространяют все необходимую информацию о том, как стать вожатым в лагере. Тем же, кто никак не связан по специальности с детьми, придется находить контакты самостоятельно. Сделать это можно, связавшись с администрацией лагеря по телефону или найдя объявление о наборе на сайте. Разумеется, еще один способ - с указанием желаемой должности, но вероятность звонка от администрации детских комплексов отдыха минимальна.

Не стоит отчаиваться, если до начала лета устроиться не получилось. Достаточно часто вакансии открываются и в июле-августе, когда кто-то просто устает выполнять обязанности вожатых или покидает место работы по личным причинам. Поэтому стоит мониторить рынок труда в желаемом сегменте на протяжении всего сезона. Но, разумеется, лучше сделать все заранее и без спешки. Тогда, возможно, будет даже выбор, поехать к морю или остаться, например, в средней полосе.

Обязанности

До того как стать вожатым в лагере, нужно понять, что предполагает эта работа. Фактически это круглосуточное общение и поддержка детей. На самом деле это вряд ли можно назвать отдыхом, даже если лагерь расположен на берегу теплого моря. Это настоящая работа, к тому же непростая. Вожатые занимаются в основном воспитательной и организационной работой: следят за чистотой комнат и организуют уборку, помогают персоналу лагеря, принимают участие в планировании и реализации различных мероприятий как на уровне отряда, так и в по всему лагерю. Кроме того, именно вожатый несет ответственность за детей, когда они выходят за территорию. В общем и целом это связующее звено между администрацией и отдыхающими. Но это формально.

Карьера

Разумеется, работать только на опыт, зная, что никаких перспектив в этой области нет, совершенно неинтересно. Но это не совсем так. Даже у вожатых есть надежда на карьерный рост.

Для начала стоит сказать о том, что работа на этой должности может быть включена в что может быть существенным при расчете трудовой пенсии.

Кроме того, существует такая должность, как "старшая вожатая", как правило, в школах, а не в лагерях, что еще ближе к работе учителя. Преимуществом перед преподавательской деятельностью в данном случае является необязательность высшего профильного образования, а также опыта. Старший вожатый занимается общей организацией учебного процесса и всесторонним развитием воспитанников, а также контролем их безопасности.

Со временем, разумеется, можно выйти на еще более высокий уровень. Получив соответствующее образование, можно продолжить педагогическую деятельность, совмещая ее с воспитательной. Выбор профессии зависит от многих факторов, а вожатый - прекрасная попытка самоопределения, которая позволит оценить свои силы и умения в деле взращивания следующих поколений и развития их талантов.

Смежные профессии

Не стоит забывать, что работа "вожатый в лагере" - в первую очередь педагогическая, воспитательная. А выбор деятельности, предполагающей тесный контакт с детьми, достаточно широк. Поэтому даже если не удалось побывать вожатым, можно все равно найти способ заняться любимым делом. Воспитатель, репетитор, гувернер, няня - конечно, эти профессии не совсем похожи на то, чем занимаются педагоги в детских лагерях, все же не всегда предполагают специальное образование, но помогают найти свое призвание.

Впервые, постарайтесь собрать максимальное количество информации о нем. Как располагаются корпуса, столовая, медкабинет, кабинеты администрации, комнаты вожатых и другие стратегически важные пункты; распорядок дня , официальные и неофициальные традиции, количество отрядов и примерный возраст детей в них - все это облегчит вашу дальнейшую работу. Узнать все это не столь сложно - сайты лагерей, официальные странички в соцсетях вам . Также некоторые лагеря организуют предварительные сборы, на которых можно "вживую" познакомиться с будущим местом работы и проживания.

"Спокойствие, только спокойствие!" Эти слова должны стать вашим главным девизом на эту смену. Это касается общения не только с детьми, но и с администрацией лагеря, напарником (вторым ), родителями детей... Кстати, о родителях. В некоторых с родителями все вопросы решают воспитатели, а значит не забываем уточнить и этот момент.

И вот, лагерь выбран, вся необходимая информация собрана. Что же дальше? А дальше необходимо определиться с желаемым возрастом детей. Как же решить, на какой отряд записаться в вожатые? Какой возраст наилучший? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку у каждого возраста свои особенности, свои сложности и бонусы. Здесь вам помогут книжки по возрастной психологии, а также великое множество тематических сайтов.

Необходимая одежда и документы В зависимости от лагеря оба этих набора могут отличаться, и порой существенно, но все же есть и неизменное. Из документов - это , выписка об имеющихся прививках. Из одежды - головной убор, штаны (спортивные или джинсы), легкая обувь, футболки-майки и пара теплых вещей. Ведь даже в самых жарких странах случаются деньки, не забываем также о ночных кострах с отрядом и, конечно же, планерках, которые зачастую проходят после отбоя.

Итак, подготовка закончена. Или нет? Если есть такая возможность, стоит изучить план-сетку предстоящей смены еще до начала самой смены. Так вы сможете примерно продумать каждое из мероприятий, спланировать свою работу. Если же с фантазией и креативностью у вас совсем туго, подготовьте заранее один-два варианта номеров на каждое из выступлений. И тогда в останется лишь доработать эти варианты вместе с детьми и как следует отрепетировать. Также заранее можно продумать и название отряда, девиз, отрядный уголок. Велика вероятность того, что план-сетку вы впервые увидите лишь в лагере, в начале смены. В таком случае не отчаивайтесь, а постарайтесь узнать о традиционно проводимых в лагере мероприятиях. А дальше действуйте по изложенной выше схеме.

Несколько слов об отрядном уголке. Это именно то, о чем стоит побеспокоиться заранее. Продумать примерный эскиз, оформление, расположение элементов. Некоторые заготовки можно сделать дома и привести с собой в лагерь. Это могут быть как всевозможные для оформления, так и различные "листы именинников", "экраны настроения" и прочее. В каждом лагере вожатым выдаются канцелярские принадлежности: краски, кисти, цветная бумага, ножницы, - но их всегда катастрофически не хватает. А значит, стоит позаботиться об этом "на берегу". Также стоит позаботится и об оформлении общей отрядной комнаты (коридора, веранды), ведь голые стены - это так скучно!

И вот вы в лагере. Документы и одежда в порядке, канцелярии набрано с запасом, отрядный уголок красиво оформлен, название и девиз отряда детьми выучены, к мероприятиям готовы. Что дальше? А дальше все просто. Приглядываем за детьми, выслушиваем их проблемы, помогаем, организовываем всевозможные игры в любую свободную минуту. Об играх с детьми, кстати, тоже стоит позаботиться заранее. Как и о музыке и костюмах для номеров. И, самое главное, не бойтесь просить помощи! У других вожатых, у , администрации - у всех членов дружного лагерного коллектива!

Материал из Летний лагеря

"Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый - тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное - чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание -"понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "произвести второе впечатление".

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это смена деятельности".

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию "без разрушительных последствий".

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность .
  • Общечеловеческая внятность . Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение , терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость . Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры . Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком . Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину . Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество . Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд . Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем . Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого - сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж - это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого! Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний - это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр . В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах , но стабильным в отношении к делу!

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям "Давайте покричим... насчет 1,2,3" хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

Поездка в лагерь - первая вылазка ребенка во взрослую жизнь: жесткого контроля нет, вокруг - такие же безбашенные ровесники и мир, полный страшного и веселого. Что творят дети вдали от родительских глаз, кто следит за их безопасностью и какие воспитательные меры принимает руководство - рассказывают вожатые самарских лагерей. Бонус - комментарий психолога: к чему может привести летний отдых и всем ли детям лагерь идет на пользу.

Татьяна Картошкина

Вожатая в лагере «Орленок»

Я откликнулась на вакансию вожатой за три дня до окончания набора сотрудников. Никакого собеседования со мной не проводили: пришла, заполнила документы и все - можешь работать.

Мне достались дети самого противного возраста: 11-12 лет. Как и в любом коллективе, без ссор не обходилось. Один мальчик довыпендривался и ему сломали ногу. В лагерях, когда что-то такое происходит, сразу вызывают скорую и полицию, чтобы зафиксировать, что это не нападение вожатого.

На следующий день по громкоговорителю меня и мальчика, который был инициатором драки, вызвали к директору. Он шел весь белый, перепуганный, дрожащим голосом шептал, что его посадят. Я чуть ли не смеюсь, успокаиваю его, а он уже все, думает, - прощай школа, суши сухари, маман. В кабинете директора парень разрыдался. И мне пришлось этого огромного бугая выше меня ростом обнимать, как котенка, и успокаивать на руках.

Самыми трудными детьми были не хулиганы, а те, кого притащили в лагерь насильно. Такие постоянно плачут, сидят одни. Сначала уговариваешь их что-то делать, а потом просто руки опускаются. Ну вот что сделаешь: сдашься и перестанешь уговаривать, скажут, что были плохие вожатые и неинтересная смена, продолжишь, - другие дети обидятся, что с кем-то носятся, а с ними нет.

Александр Шаров

(фамилия и имя изменены)

Вожатый лагеря «Колос»

В прошлом году в лагере была старшая воспитательница, которая считала нормой отнимать у ребенка телефон за непослушание и пугать байкой про пиковую даму, которая придет и накажет его. Спорить с этим маразмом было бесполезно, так как она была нашим начальником и считала, что лучше всех знает, как обращаться с детьми. Все остальные воспитатели были хорошими - мы вместе устраивали детям игры, потому что развлекательной программы практически не было. Иногда дети веселили себя сами - старшие отряды могли вечерами выпить и покурить.

Однажды я поймал ребенка из своего отряда на краже: пытался стащить телефон из чужой сумки. Начальству докладывать не стал, потому что их методы воспитания не разделял. Вместо этого попытался сам поговорить с мальчиком. Не знаю, помогла ли моя беседа, но после этого он мне больше на краже не попадался. Я довел смену до конца, потому что были дети и руководители, к которым я хорошо относился, не хотелось оставлять их одних.


Наталья Кириллина

Вожатая в лагере «Волжский Артек»

Я поехала в лагерь, чтобы пройти университетскую практику и поначалу была сильно запугана. Однокурсники рассказывали, что дети теряют контроль и могут сотворить что угодно: переспать друг с другом, напиться, подраться.

Мне попался один из старших отрядов: дети 12-14 лет. В первый же день двух мальчиков застукали с сигаретами. Пришлось вместо «свечки» проводить воспитательную беседу, которая, как ни странно, подействовала: до конца смены ребята больше не косячили. За три недели в лагере я поняла, что главное - поставить себя перед детьми, и дальше все пойдет как по маслу.

С детьми надо быть осторожными буквально до каждого слова. Один раз уговаривала девочку поесть известным способом «Ложечка за папу, ложечка за маму», а она мне в ответ: «У меня нет мамы».

Вообще, работа вожатого наполнена форс-мажорами. Один мальчик перепугал нас тем, что ушел гулять по лагерю, пока ребята уже готовились ко сну. Решил устроить «ночной дозор». Если ребенок потеряется или с ним что-то случится, вся ответственность ляжет на вожатых. К счастью, его быстро нашли - и ничего более серьезного в моей смене не происходило.


Кирилл Коваленко

Вожатый в лагере «Волжский Артек»

Я приехал в лагерь не по своему желанию, а на педагогическую практику. К практикантам начальство относилось хуже, чем к вожатым, которые ездили туда каждый год - если им многое прощалось, то нам за пьянку на «королевскую ночь» отказались подписывать дневники практики и оштрафовали. При этом условия жизни были так себе - тесная вожатская на четырех человек. Радовался только, что кормили вкусно и всегда предлагали добавку.

Среди вожатых не очень много парней, и от этого к тебе относятся с большим вниманием. Не всегда в хорошем смысле: в нашей смене был парень, который делал почти все - возился целый день с детьми, сам мыл полы, а его совожатые в это время филонили. Я же с криками, что не мужское это дело, уборкой корпуса не занимался никогда.

Дети мне попались в возрасте 11-13 лет. Спокойные ребята, практически не ссорились. Самой страшной бедой было потерять первую лагерную любовь, не больше. Ребята практически сразу разделились на два лагеря: социально активных и не очень, и всю смену особо не пересекались. Мне повезло, что конфликтов не было - вожатые уровня «практикант на одну смену» не способны предотвращать серьезные проблемы. Нам под силу разве что устранять последствия.

«Большая деревня» попросила семейного психолога внести ясность, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в лагерь и как понять, поможет ли эта поездка стать ребенку более общительным или навредит.

Важно учитывать, что отдых в летнем лагере будет ребенку в радость, если он умеет позаботиться о себе как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Он легко справляется с гигиеническими правилами, умеет обратиться за любой помощью ко взрослым, знает, как самого себя утешить или подбодрить, владеет несколькими способами разрешения конфликтов и споров со сверстниками. Возраст, в котором ребенок обретает такую самостоятельность. может быть очень разным - кто-то уже в восемь лет способен к этому, а кто-то и до пятнадцати не освоил эти умения.

Отмечу, что смена в детском лагере не изменит ребенка, но станет лакмусовой бумагой, которая покажет родительские «недоработки». Так, если ребенка направляют в лагерь потому, что он малообщительный и боится сверстников, то обрушившаяся на него необходимость круглосуточно общаться и дружить может травмировать. В условиях обычной жизни ребенок был необщительным не просто так, а по каким-то причинам: особенности внешности, личности, просто сниженная потребность в общении. Географическое перемещение в летний лагерь этих причин не устраняет. Родители, отправляющие таких детей социализироваться, могут только усугубить замкнутость и обязательно столкнутся с отрицательной эмоциональной реакцией, которую нельзя игнорировать.

Если ребенок плачет и просится домой, стоит посоветоваться с воспитателями и вожатыми, прислушаться не к его слезам и просьбам, а к тому, как он объясняет свое желание. Главное - при принятии решения думать о ребенке, а не о своих интересах.



Публикации по теме