Режимные моменты ср гр. Режимные моменты в средней группе: организация и проведение, пример планирования первой половины дня

Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Д/с №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения -

Г. Семилуки Воронежской области

Картотека режимных моментов

Выполнила Будина Елена Николаевна

2016 год

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил:

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

одежды, постели.

  1. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
  2. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  3. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  4. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  5. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывать время пребывания ребенка в детском саду.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.

2. Подготовка к завтраку, завтрак.

3. Игры и детские виды деятельности.

4. Организованная образовательная деятельность.

5. Подготовка к прогулке, прогулка.

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед.

7. Подготовка ко сну, дневной сон.

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

9. Игры, самостоятельная деятельность детей.

10. Подготовка к ужину, ужин.

11. Игры, прогулка, уход детей домой.

Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.

  1. Прием детей, осмотр, игры

Цель: Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми.

Прием детей воспитателем может осуществляться в группе или на участке. Самое главное - это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, не в настроении или не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое либо конкретное поручение.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся и улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём. Хоровод заведём.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят, ушки слушают,

Ручки хлопают, ножки топают.

Ура, мы проснулись!

Цель: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность организма, способствовать формированию правильной осанки.

Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

1. Упражнение начиная, все на месте зашагаем.

Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим.

Взгляд, ребята, тоже выше, может Карлсон есть на крыше.

2. Упражнение второе. Руки ставь за головою.

Словно бабочки летаем, крылья сводим, расправляем.

Раз-два, раз-два, дружно делаем все вместе.

3. Упражнение номер три, вверх немножечко смотри.

Руки вверх поочередно и легко нам и удобно.

Раз, два, три, четыре, плечи разверни пошире.

4. Очень любим упражнение:

Руки к плечам, круговые движения.

Раз - вперед, два - назад, физкультуре каждый рад.

5. Руки к бедрам, ноги врозь, так давно уж повелось.

Физкультура каждый день прогоняет сон и лень.

Три наклона делай вниз, на четвертый поднимись.

6. Гибкость всем нужна на свете,

Наклониться любят дети.

Раз - направо, Раз - налево, пусть окрепнет наше тело.

7. В заключенье, в добрый час,

Мы попрыгаем сейчас.

Раз, два, три, четыре, нет детей сильнее в мире.

  1. Умывание

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, после мытья рук не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место.

***

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики - Антошке,

Сашеньке - ладошки.

  1. Организованная образовательная деятельность

Цель: всестороннее развитие детей, передача педагогом ребенку знаний, умений, навыков.

ООД способствует формированию новых знаний, умению наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подражать его действиям. В результате совместной деятельности во время ООД у детей формируются положительные взаимоотношения. Воспитатель обеспечивает целостность образовательного процесса путем реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

При организации образовательной деятельности воспитатель использует динамические паузы, пальчиковые игры, которые снимают напряжение, помогают переключиться с одного вида деятельности на другой.

***

Жили-были зайчики Сжимают руки в кулачки, указ. и сред. - ушки .

На лесной опушке. Хлопают в ладошки .

Жили-были зайчики Показывают пальцами ушки.

В маленькой избушке Показывают домик, ладошки - большие пальцы .

Мыли свои ушки, Потирают ушки.

Мыли свои лапочки, Моющие движения кистями рук.

Наряжались зайчики, Двигают ладонями сверху вниз по туловищу .

Надевали тапочки. «Обуваются».

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

(Дети и родители выполняют

движения карандашом

в соответствии с текстом)

Цель: напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате, формировать у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании.

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда».

***

Раз, два, три, четыре, пять

собираемся гулять!

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку одевай. ***

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

*** Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки одевай. ***

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофточку

*** Деткам одевать.

Тушки-тутушки

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки ***

Чтобы ушки не болели

Быстро шапочку одели.

А потом и куртку

*** Для длительной прогулки.

Раз,два,три,четыре,пять

Собираемся гулять.

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький. ***

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

  1. Прогулка

Цель: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки.

***

В детском садике детишки -
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! - несется с горки Петя.
Два! - за ним летит Ванюша.
Три! - на карусели Ксюша.
А четыре! - в доме Коля.

Пять! - стоит с ведерком Оля.
Шесть! - с мячом играет Митя.
Семь! - с коня слезает Витя.
Восемь! - с куклою Наташа.
Девять! - рядом скачет Маша.
Десять! - по дорожке Федя Едет на велосипеде.

***

Птички, птички подходите -

Угостить мы вас хотим!

Ешьте сколько захотите

Мы вам зернышек дадим!

***

Свежий воздух малышам

Нужен и полезен!

Очень весело гулять нам!

И никаких болезней!

  1. Прием пищи

Цель: формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, умение аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.

При организации обеда воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий. Воспитатель следит за осанкой детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. При этом следует помнить, что насильственный прием пищи недопустим.

***

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Посадим на ложку

Капустку, картошку - и спрячем!

Попробуй, найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке - гляди!

***

Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Ведь обедать надо нам!

***

Чтобы быть ловким, веселым и сильным,
Детям всегда нужны витамины.
Сытные каши и спелые фрукты -
Самые важные в жизни продукты!

***

Капуста, морковка, томаты и лук
У нас в огороде успешно растут.
Каждый на свете попробовать рад
Этот полезный и вкусный салат!

  1. Подготовка ко сну

Цель: воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности, профилактика плоскостопия и закаливание.

Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность.

***

Поиграли, погуляли –

А теперь мы отдохнем.

Прежде чем пойти в кровать,

Надо вещи нам убрать.

Одежду снимаем, расправляем

На стульчик убираем.

***

Внимание! Внимание!

Отправляется поезд!

Со станции Топтушино!

До станции Кровать!

Скорей добраться надо нам!

И чу-у-уточку поспать!

***

Чтоб не болели ножки,

Пойдем мы по дорожке.

Любят наши ножки

Массажные дорожки.

***

На станции Вставайкино.

Проснешься – выйдешь сам.

И побежишь в Играйкино.

К друзьям и чудесам!

  1. Дневной сон

Цель: восстановление физиологического равновесия детского организма.

Дневной сон является одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка и помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Воспитатель способствует спокойной и расслабляющей обстановке в спальне, положительному отношению к дневному сну. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна.

***

В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрываем тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.

***

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают…

Цель: обеспечение плавного перехода от сна к бодрствованию, положительного эмоционального настроя, подготовка к активной деятельности.

Добрый день! Скорей проснись!

Солнцу шире улыбнись!

Такими словами приветствует воспитатель просыпающихся детей. Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.

***

Глазки открываются, легкий массаж лица

Реснички поднимаются,

Дети просыпаются, поворачивают голову вправо-влево

Друг другу улыбаются.

Дышим ровно, глубоко делают глубокий вдох и выдох, надувая и

И свободно, и легко. втягивая живот

Что за чудная зарядка – растирают ладонями грудную клетку

Как она нам помогает, и предплечья

Настроенье улучшает

И здоровье укрепляет.

Крепко кулачки сжимает, медленно поднимают руки вверх, быстро

Руки выше поднимаем. сжимая и разжимая кулаки.

Сильно-сильно потянись. вытягивают руки, потягиваются.

Солнцу шире улыбнись!

Потянулись! Улыбнулись!

Наконец-то мы проснулись!

Добрый день!

Пора вставать! встают с кровати

Заправлять свою кровать.

  1. Игры и детские виды деятельности

Цель: Развивать у детей интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игр; побуждать к активной деятельности.

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, организует предметно – пространственную среду.

***

По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

Завернем Аленку в теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

***

Маленькие гномики

Ловко строят домики

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стульчик смастерить.

  1. Уход детей домой

Воспитатель может проинформировать родителей о достижениях в развитии, успехах в группе, демонстрирует работы детей, хвалит ребенка в присутствии родителей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим вопросам. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

«Хорошие новости». Дети отвечают на вопрос: «Что хорошего произошло с ними за прошедший день в детском саду?»

Вопросы могут быть и другими: «Какое занятие было самым приятным для тебя сегодня?», «Какой интересный или смешной случай произошел с тобой сегодня?», «Как ты помог другу?».

Каждый ребенок должен высказаться и быть услышанным. Лучше, если дети будут высказываться по кругу, передавая из рук в руки какой-то привлекательный предмет (колокольчик, красивый шар и т.п.). Время высказывания (30 сек) должно быть ограничено звуковым сигналом.

«Волшебный ящик». Дети приносят из дома маленькие сюрпризы: мелкие игрушки, конфеты, орешки и т.п. и складывают в коробку. В конце дня каждый из детей может с закрытыми глазами вытащить один из сюрпризов и взять с собой домой. Воспитатель может сам раскладывать сюрпризы из коробки на колени детям или прятать их в складках одежды, пока глаза детей закрыты.

Использованная литература:

  1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова Л.П., Нилова Т.П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.
  2. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  3. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

В этом разделе находятся сетки режимных моментов в разных группах детского сада. В меню с правой стороны расположены ссылки на конкретную сетку - по возрасту или программе. Ниже мы приводим рекомендации по самостоятельной подготовке плана по проведению режимных моментов.

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

При планировании работы желательно заранее указать, где будет осуществляться прием детей воспитателем: в группе, коридоре или на участке. Во время утреннего приема необходимо создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либо конкретное поручение. Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе или на участке. Воспитатель проводит гимнастику, в плане записывается комплекс утренней гимнастики. Проводится организация умывания постепенно, небольшими группами детей. Детям можно напомнить правила поведения - они должны закатать рукава, намыливание рук и прочие процедуры должны проводиться над раковиной, дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту в умывальной комнате. Нужно следить за тем, чтобы дети пользовались только своим полотенцем и аккуратно вешали его на свое место после процедуры умывания.

Подготовка к завтраку, завтрак

Воспитатель должен отразить следующее: как накрыты столы к завтраку (дать оценку детям-дежурным). В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях. Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

Игры и подготовка к занятиям

В плане должна быть указана планируемые виды деятельности - с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями. Организовать с детьми беседу об их семье. Перед занятием имеет смысл провести с детьми в игру средней подвижности - на ловкость или координацию.

Занятия

Проводится занятие согласно перспективному плану, программное содержание и цели занятия указываются в плане. Знания полученные на занятии могут быть закреплены на последующей прогулке - в виде наблюдения или беседы.

Подготовка к прогулке, прогулка

Методика и содержание работы с детьми по воспитанию у них навыков одевания и культуры поведения при этом процессе должны быть прописаны в плане. Детям дается подробная установка на предстоящую деятельность - группа должна быть преведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате. Воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки очевидные детей в процессе одевания. Образовательные задачи тоже должны быть отражены в плане: названия одежды и ее назначение, так же как и названия отдельных деталей одежды закрепляются в процессе одевания, идет активизация словаря на тему «Одежда». Организация прогулки. Воспитатель берет на себя организацию интересной и разнообразной деятельности детей во время прогулки: дети должны быть ознакомлены с наличием игрушек и вспомогательного инвентаря, правилами обращения с ним. В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться. Проводится подвижная игра (название игры и её цели указываются в плане). Стоит привлекать детей к уборке участка. Организовать с детьми наблюдения за живой или неживой природой (в плане указывается объект наблюдения). За 30 минут до конца прогулки воспитатель переводит детей на более спокойную деятельность - проводятся наблюдения, словесные игры или беседы. Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность - от приведения участка в порядок до входа в группу. Дети должны ноги перед входом в детский сад, передвигаться тихо. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

Подготовка к сну, дневной сон

В процессе подготовка ко сну воспитатель следит за дисциплиной: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Воспитываются - бережное отношение к вещам, аккуратность, положительное отношение к дневному сну. Проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, следить за положением рук - руки должны находиться поверх одеяла.

Подъем, воздушные, водные процедуры

См. пункт «Подготовка к сну». Воспитатель следит за дисциплиной и порядком одевания детей в спальне: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны громко шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной. Воспитатель помогает детям в случае затруднений. Воспитывается самостоятельность и аккуратность.

Игры, самостоятельная деятельность

См. пункт «Игры и подготовка к занятиям».

Подготовка к ужину, ужин

См. пункт «Подготовка к завтраку, завтрак».

Игры, прогулка, уход детей домой

См. пункты «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей». Родители должны быть проинформированы (в присутствии ребенка) об его успехах в группе, демонстрируются работы детей. Воспитатель информирует родителей о проблемах и способах их решения. Отдельно стоит отметить момент ухода - необходимо напомнить ребенку о правилах хорошего тона, ребенок должен попрощаться с детьми и воспитателем. Воспитатель должен положительно настраивать детей на следующие посещения детского сада.

Конспект проведения режимных процессов в 1 половине дня в группе «Малыши» (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать).

Утренний прием

Цель : создать бодрое эмоциональное состояние на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.
Проведение :
За 10-15 минут прихожу в группу, проветриваю помещение, готовлю игрушки.
Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну, как дела? Будешь сегодня с нами играть?»
Затем завожу ребенка в группу и предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пошли за ней»).

Умывание

Цель: учить детей плавно подставлять руки под струю воды, растирать руки, пользоваться мылом, находить свое полотенце, самостоятельно вытирать руки, приучать не бояться воды.
Проведение:
В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, хотите, чтобы ваши ручки были чистыми? Давайте их помоем».
Веду детей в умывальник и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водичкой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
Льется чистая водица
Мы умеем с вами мыться
- Ставим под воду ручки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте ручки круговыми движениями.
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот такие ладушки
Ладушки - ладошки.
- Снова подставляем ручки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает ручки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места. Вот и стали чистыми наши руки!

Кормление

Цель: Обеспечить рациональное питание всех детей, учить их правильно есть, воспитывать еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи.
Проведение :
- «Дети, все, кто помыл ручки, садитесь за столы. Сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.
Все ровненько сидят,
Ножки вместе стоят,
Глазки в тарелку глядят,
Локти убраны со стола,
Тихо кушает детвора.
Дети! Пришел сегодня в гости


Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости-
Хороший Аппетит!
Всем приятного аппетита
Во время еды слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча.
Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.
Детей, которые не едят, пытаюсь убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не есть).
Тех ребят, которые едят медленно или не умеют есть, докармливаю отдельной ложкой.
Ребенку, который поел, говорю: «Даша, возьми салфетку и вытри ротик, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стульчик».

Подготовка к прогулке (одевание)

Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку все детей; сформировать правильную последовательность при одевании, развивать речь детей (закреплять название предметов одежды, действий).
Проведение:
Перед выходом на прогулку напоминаю детям посетить туалет. Затем беру подгруппу детей и мы вместе выходим в раздевалку.
Начинаю одевать детей на прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки., кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. Во время этого использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
Спрашиваю детей:
- Данила, а какого цвета у тебя штаны?
- Ваня, а что мы одеваем на голову?
Если дети не могут ответить, помогаю им.
Побуждаю детей одеваться самим: «Коля, покажи, как ты умеешь одевать штаны».
- Дети, чтобы одежда была чистой, нам нужно аккуратно гулять, не бегать по лужам.

Возвращение с прогулки (раздевание)

Цель: обеспечить своевременный приход с прогулки, формировать культурно-гигиенические навыки раздевания (аккуратно складывать вещи и класть их в шкаф, не толкаться возле шкафчиков), развивать речь (закрепить названия предметов одежды, действий).
Проведение:
Всех детей при входе в садик прошу вытирать ноги (показываю, как это нужно делать)
- Какие вы все веселые пришли с прогулки! Хотите пойти в группу поиграть? Давайте аккуратно разденемся.
Снимаю со всех детей шарфы и развязываю шапки, дальше предлагаю им раздеваться самим.
- Сначала снимаем куртку, затем шапку, кофту, штаны, ботинки, колготки и, наконец, носки.
Слежу за опрятностью детей после прогулки: «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала штанишки?» (чистые).
Обращаюсь и к другим детям: «Юля, а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»

Подготовка ко сну

Цель: создать спокойную атмосферу в комнате, закрепить культурно-гигиенические навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле стульев, обеспечить спокойный сон).
Проведение: Веду детей по очереди в туалет, затем в спальню.
- Ребята, сегодня мы так хорошо поиграли и наши ручки, глазки и ножки устали и хотят отдохнуть. Возьмите свои стульчики, и будем раздеваться. Дети, а все помнят, как нужно складывать свою одежду на стульчики?
Помогаю детям раздеваться. Первых в кроватку кладу детей, которые дольше засыпают.
Положим под спинку мягкую перинку
Сверху на перинку чистую простынку
Положим под ушки белые подушки.
И накроем одеялом,
Чтобы дети крепко спали.
- Ребята, кто разделся, ложитесь в кроватки и укрывайтесь одеялом.
Когда все дети лежат в кроватках, спокойным, тихим голосом говорю:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят -поспят, всему миру спать велят.
Теперь ложимся на бочок и закрываем глазки.
Приятных снов!
Во время сна детей слежу за ними (чтобы не раскрывались, чтобы не упали).

Конспект проведения режимных процессов в 2 половине дня в группе «Малыши»

Подъем и закаливание

Цель: обеспечить радостное и бодрое эмоциональное настроение детей после сна. Воспитывать положительное отношение к процессу подъема.
Проведение.

В 15-00 говорю спокойным голосом:
- Дети, вот вы и поспали, но уже пора вставать. Я думаю, что вам всем снились интересные сны.
К детям, которые не проснулись, подхожу и тихонько говорю, что пора вставать.
- Ребята, а теперь давайте каждый станет возле своей кроватки.
Провожу закаливающие процедуры:
- Дети, покажите свои ручки - «вот они», а теперь спрячем руки за спину - «где ручки»? «Вот они!» (Показываем ручки) Молодцы! Дети, а теперь посмотрите в это окошко (показываю окно), нету там ничего. А сейчас посмотрите в другое окно, там мы видим машину. Посмотрим опять в первое окно - ничего нету, а теперь во второе. Ребята, давайте с вами спрячемся за кроватки (приседаем возле кровати), а теперь покажем какие мы большие (встаем во весь рост). Какие вы молодцы! Большие уже выросли. Сейчас давайте возьмем с вами сандалики в руки и пойдем к своим стульчикам с одеждой.

Одевание
Цель: учить одеваться в правильной последовательности; побуждать к самостоятельности в процессе одевания, учить замечать и исправлять неопрятности в одежде, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Проведение:
Дети садятся на свои стульчики, я помогаю детям одеваться, соблюдая принцип постепенности: колготки, юбки и штанишки, сандалики, кофту. Во время одевания использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
Спрашиваю детей
- Ваня, а что ты сейчас одеваешь?
- Катя, а кто купил тебе такое красивое платье?
- Оля, скажи, пожалуйста, какого цвета у тебя кофта?
Если дети сами не могут ответить, помогаю им. Побуждаю детей одеваться самим.

Умывание:
Цель: продолжать обучать детей навыкам правильного умывания: закатывать рукава, мыть руки с мылом круговыми движениями, насухую вытирать их полотенцем, воспитывать аккуратность и организованность.
Проведение
Беру детей, которые едят медленнее, веду их в умывальник и говорю:
- Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
Ай лады-лады-лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Дружно улыбаемся.
Ставим под воду ручки, намочим их. А теперь возьмите мыло и намыливайте руки круговыми движениями (показываю). Снова подставляем руки под воду и смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает руки со всех сторон.
Полотенце Катино
Даша не возьмет.
С птичкой не спутает
Синий самолет.
Молодцы, дети, все такие чистые, красивые!

Кормление
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки еды, есть аккуратно, тщательно пережевывать пищу, учить пользоваться салфеткой, задвигать стул, благодарить за еду.
Проведение :
- Дети, все кто помыл руки садитесь за столы. Сядьте ровно, не горбитесь, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.
Все ровно сидят
Ножки вместе стоят
Локти убраны со стола
Тихо кушает детвора.
Всем приятного аппетита!
Во время еды слежу, чтобы дети ровно сидели, кушали молча.
В конце еды напоминаю каждому ребенку, что надо вытирать рот и руки салфеткой. Напоминаю, чтобы дети задвигали за собой стулья, благодарили, не мешали кушать другим.

(1.02.12 вторник)

1. Прием детей:

Цель: создать хорошее, бодрое настроение детям.

Прием: Игра «Паровоз»

Ход: Дети встают в замкнутую цепочку. Одному из детей даётся предмет, который удобно держать в руке. Дети хором начинают повторять слова: «Чух-чух-чух, стучат колёс, поезд мчит меня вперёд. Кто сойдет на остановке, тот нам спляшет и споёт ». Ребенок, у которого на последнем слове оказался в руках предмет, должен спеть, сплясать, присесть или пробежать.

2. Индивидуальная работа:

А ) Пальчиковые игры.

Цель: развивать моторику рук. Учить согласовывать слова с движением рук и пальцев.

Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит . Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок шевелит ими.

Листья падают в саду, я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Режимные моменты

средней группы «Солнышки»

МБДОУ«Улыбка»

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Во время утреннего приема необходимо создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либо конкретное поручение.

Подготовка к завтраку, завтрак

Воспитатель должен отразить следующее: как накрыты столы к завтраку (дать оценку детям-дежурным). В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи

Игры и подготовка к занятиям

Перед занятием имеет смысл провести с детьми в игру средней подвижности - на ловкость или координацию.

Занятия

Проводится занятие согласно перспективному плану, программное содержание и цели занятия указываются в плане. Знания полученные на занятии могут быть закреплены на последующей прогулке - в виде наблюдения или беседы.

Подготовка к прогулке, прогулка

Воспитатель берет на себя организацию интересной и разнообразной деятельности детей во время прогулки: В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться. Проводится подвижная игра (название игры и её цели указываются в плане). Стоит привлекать детей к уборке участка.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

Воспитатель должен подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи

Подготовка к сну, дневной сон

В процессе подготовка ко сну воспитатель следит за дисциплиной: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей.

Подъем, воздушные, водные процедуры

Игры, самостоятельная деятельность

Подготовка к ужину, ужин

Игры, прогулка, уход детей домой

Родители должны быть проинформированы (в присутствии ребенка) об его успехах в группе, демонстрируются работы детей. Воспитатель информирует родителей о проблемах и способах их решения. Отдельно стоит отметить момент ухода - необходимо напомнить ребенку о правилах хорошего тона, ребенок должен попрощаться с детьми и воспитателем. Воспитатель должен положительно настраивать детей на следующие посещения детского сада.

Создание режима дня в детском саду - обязанность воспитателя, которая является одним из важнейших аспектов в работе. Важно понимать, что несмотря на то, что именно педагог и младший воспитатель производят контроль режимных моментов в ДОУ и следят за их соблюдением, составить план и распорядок дня самостоятельно не получится.

Создание режима в детском саду по ФГОС

Абсолютно каждое дошкольное учебное заведение имеет собственный строй и режим. Режим дня распространяется на ребенка и помогает сбалансировать времяпрепровождения малыша на период его пребывания в ДОУ. Все режимные моменты в детском саду являются общедоступной информации, которая размещается на сайте садика, информационных уголках в группах.

Нет единственно правильного режима, и он может изменяться исходя из следующих параметров:

  1. Время работы дошкольного образовательного учреждения. В первую очередь при планировке режимных моментов учитывается время работы ДОУ. Рассчитывается планирование дня исходя из времени начала приема детей до закрытия образовательного учреждения.
  2. Возрастная группа детей. Для разных групп детей режимные моменты могут отличаться. То есть дети младших, средних и старших групп проводят свой день по разному: где-то увеличивается количество сонных часов, где-то прогулки или наличие свободного времени и прочего.
  3. Вынужденные поправки, связанные с праздниками. Подготовка малышей к выступлениям или утренникам требует от педагогов и организаторов большего времени для репетиций, что и может повлиять (на временной или постоянной основе) на составление режима дня.
  4. Наличие дополнительных типов обучения и развития на базе ДОУ. Некоторые детские сады советской или современной постройки имеют специализированные залы для занятий, плавательные бассейны, курсы актерского мастерства и прочее. Наличие таких дополнений может повлиять на режимные моменты в ДОУ, если это позволяет администрация и уполномоченные органы районного и городского советов.
  5. Региональное или религиозное направление. Российская Федерация - большая и многонациональная страна со свободой вероисповедания, поэтому нельзя забывать и о религиозных общинах, во владении которых могут присутствовать некоторые важные дополнительные правила и требования. Например, молитвы, соблюдения постов и прочее может быть включено в распорядок дня малышей.
  6. Сады для детей группы риска или с оздоровительным уклоном. Детские сады для детей с проблемами со здоровьем предполагают индивидуальные или групповые занятия для предупреждения развития заболеваний, лечение, своевременный осмотр медперсоналом учреждения. Подобные действия требуют организации режимных моментов в ДОУ с учетом потребностей малышей.

В качестве общего примера можно привести режимный распорядок дня средней группы в одном из государственных детских садов общего типа:

Режимные моменты

Время проведения

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры, самостоятельная деятельность детей

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами 1

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

Полдник 3

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка

Примечания:
1. Указана общая длительность, включая перерывы.
2. Второй завтрак не является обязательным элементом режима и проводится по желанию администрации и при наличии соответствующего решения. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049–13, второй завтрак включает напиток или сок и (или) свежие фрукты.
3. При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотнённого полдника с включением блюд ужина (см. СанПиН 2.4.1.3049–13).

Как можно увидеть в примере, режим работы детского сада 7:00–18:00. Это классическая схема с тремя (четырьмя) приемами пищи, дневным сном, прогулками, играми, обучением и т.д. В зависимости от типа садика, пожеланий и распоряжением администрации время проведения любых режимных моментов, их количество и порядок могут быть изменены.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Программа «Стратегическое планирование и управление ДОО» За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Кто составляет режим дня для детей

Любые режимные моменты в ДОУ по ФГОС являются тщательно проработанной и сбалансированной системой, которая учитывает уровень активности и развития ребенка определенного возраста. Разрабатывается общая система режима психологами, ведущими педагогами, медиками, специалистами по детскому воспитанию, диетологами и т.д. Также любые правила и режимы утверждаются отдельно на государственном, областном, городском и районном уровне. На правовом уровне к корректировке режима могут быть допущены только высшие органы управления и администрация детского сада. Самостоятельно изменять и кардинально перерабатывать режимные процессы в детском саду воспитатель не имеет права.

Стоит отметить, что довольно часто правовое поле этого вопроса кардинально отличается от действительности. Нередко можно встретить ситуации, когда начало режима ребенка переносится по вине родителей, на что повлиять педагог не может.

Простейший пример: начало рабочего дня 7:00, на которое уже запланирован прием работы и составлен план по распорядку игнорируется родителями или опекунами воспитанников. Опоздание всего на час требует от педагога принятия кардинальных мер по перепланировке и изменению режима. Отодвинув на полчаса–час начало дня, приходится сокращать другие обязательные процедуры: игры, зарядку, прогулки и прочее.

К сожалению, государство не регулирует вопрос изменения графика и режима, что усложняет работу педагогов. Тем не менее, цели и задачи режимных моментов в ДОУ , с поправкой на несоблюдение правил родителями не изменяются. Повлиять на ситуацию может только администрация дошкольного учреждения, но серьезные меры принимать нет практически никакого смысла.

Как приучить ребенка к режиму

Работа по созданию режимных моментов - обязанность не только воспитателей, но и родителей. Педагог должен донести родителям необходимость правильно спланированного дня, ведь режим является дисциплинарной мерой, которой нельзя пренебрегать. Ребенок должен соблюдать режим дня, как в садике, так и дома, на выходных и в праздничные дни без каких-либо исключений. В раннем возрасте основные режимные моменты в детском саду позволяют сформировать ответственность малыша, его предрасположенность к графику, обязанностям и прочему.

Для педагогов может оказаться проблемой создать оптимальные условия для нормального восприятия режима воспитанникам. При трудностях не стоит бежать за помощью к администрации или психологам. Главное, правильно настроить ребенка на предстоящее действие. Многочисленные педагогические пособия и методики говорят о том, что ребенку лучше всего воспринимать любые обязанности в игровой форме. Идеальным вариантом будет разработать ряд игр или стихов, которые поспособствуют обучению и привыканию к режиму. Рассмотрим режимные моменты в детском саду в виде таблицы, цель которых научить ребенка не только систематике выполнения действий, но и направлены на правильное выполнение этих обязанностей.

Режимный момент

Произведения

Утренняя зарядка

Мы шагаем на зарядку,
Утром - спорт по распорядку.
Наши майки и трусы
Замечательной красы!
Скоро каждый станет рослым
И расправит плечи вширь.
Скоро скажет каждый взрослый:
Наш ребёнок богатырь!

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!

Умывание

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Знаем, знаем, да-да-да,
Где здесь прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.

Приём пищи

Час обеда подошёл,
Села Машенька за стол.
Двери отперты и вот
Мама всех к столу зовёт:
Пса Арапку,
Кошку-царапку,
Курочку-рябку.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.

Ой, ладушки, ладушки,
Испечём оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут, поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели
И улетели.

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Мишке я перед едой
Лапы вымою водой,
Повяжу ему салфетку -
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Одевание

Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.

Укладывание

Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Стали детки засыпать.

Ай люли, ай люли,
Прилетели журавли.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип.
Вы, ворота, не скрипите,
Наших деток не будите.

Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки.
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки.
Стали галки ворковать
И качалоньку качать,
И качалоньку качать,
Стали детки засыпать.

Котик серый, хвостик белый,
Приди, котик, ночевать,
Наших деточек качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

Ой, баюшки, баюшки,
В огороде заюшки
Травушку щипают,
Деток забавляют.
И детки умные, очень разумные.
Спи-усни, спи-усни,
Крепкий сон тебя возьми.

Кошки, котятки по печке идут,
Нашему Петеньке сон несут.
Спускаются по облучкам,
Сон кладут по уголкам.
Бай, бай да побай,
Поскорее засыпай.

Пробуждение

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки - за капустку,
Мышки - за корку,
Детки - за молочко.

Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песню Юрочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.

Выход на прогулку

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ, топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Наблюдения на прогулке

Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

Дождик-дожлик,
Полно лить,
Малых деточек мочить!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Как по лугу, лугу,
По зелену лугу
Разливалася вода,
Расстилалася трава,
Расстилалася трава,
Трава шелкова.

Дождик, дождик, подожди,
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.
Сбил ограды, залил ров,
В стаде распугал коров.
Дождик, дождик, пожалей,
Хоть дороги не залей!

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Сел на ветку снегирёк,
Брызнул дождик - он промок.
Ветерок, подуй слегка -
Обсуши нам снегирька!

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!

Кто мяукнул у дверей?
- Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой, -
Мурка просится домой.

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок!

Я - весёлый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив, чив-чив!
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив, чив-чив!
Дни мои зимою тяжки -
Нет ни крошки, ни букашки.
Вот когда я молчалив,
Еле жив, чив-чив.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепёшки.

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну!

Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
- Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.

Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне вёдрышко!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Гуля, гуля-голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.

Пчёлка, пчёлка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси мне медок!

Как на горке - снег, снег!
И под горкой - снег, снег!
И на ёлке - снег, снег!
И под ёлкой - снег, снег!
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

Голуби, голуби,
Раз, два, три…
Прилетели голуби
Сизари.
Сели и нахохлились
У дверей.
Кто накормит крошками
Сизарей?

Подобные режимные моменты во второй младшей группе одного из государственных ДОУ позволили сконцентрировать внимание малыша на предстоящем действии и многократно увеличили привыкание новых детей к режиму. Стишки легко запоминаются детьми и радуют родителей, а воспитатель может спокойно проводить плановые занятия, согласно расписанию, не отвлекаясь на очередные разъяснения необходимости предстоящего или происходящего действия.

Вторым, не менее популярным и удобным для педагога способом обучить ребенку выполнять систематические режимные обязанности - использование профильного инвентаря в игровой форме. Рассмотрим как пример режимные моменты в средней группе по ФГОС в таблице с наименованием режима и общедоступным инвентарем:

  • Продолжать учить детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем.
  • Закрепить знания об отдельных предметах личной гигиены (мочалка, мыло, расчёска, зубная щётка, полотенце).
  • Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Обогащать запас потешек, стихов.
  • Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса умывания.

Оборудование

  • Мыльницы,
  • кусочки мыла,
  • полотенца на каждого ребёнка,
  • плакат «Правила умывания».

Вступительная часть

Воспитатель заводит детей в групповую комнату.
В.: Сейчас мы пришли с улицы. Погуляли, поиграли, переоделись, в шкафчиках сложили все аккуратно. Все дети выглядят аккуратными? Да, они заправили футболки в шорты, подтянули колготы, девочки поправили резиночки на волосах. Вот теперь вы все красивые и аккуратные.
Можем мы садиться за стол обедать? (Нет, не помыли руки).
Что будет, если не мыть руки? (Ответы детей).
Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, в организм не попали микробы, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены. А что же это такое? (Ответы детей). Гигиена - когда человек следит за чистотой своего лица, рук, тела, зубов.
Назовите предметы личной гигиены. (Мыло, мочалка, расчёска, зубная щётка, полотенце).
Когда необходимо мыть руки? (По мере загрязнения, после туалета, после прихода с улицы, перед едой).
Пальчиковая гимнастика.

  • Что же детям пригодится,
    Чтобы начисто умыться?
    Нам нужна водица.
    Что с рук грязь смывает?
    Мыло детям помогает,
    Чисто-чисто умывает.
    В умывальник мы идём,
    Мыло и полотенце сейчас найдём!

Основная часть

В умывальной комнате.
В.: Давайте расскажем, как правильно вымыть руки.
«Правила умывания» (плакат):

  1. Закатай рукава.
  2. Намочи руки.
  3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
  4. Потри ладони, тыльную сторону, между пальцами.
  5. Смой пену, не разбрызгивая воду.
  6. Вытри руки своим полотенцем.

Дети по 2 человека подходят к раковинам и начинают мыть руки.
В.: Какие друзья есть в нашей умывальной комнате? Правильно, это мыло.

  • У мыла есть забота,
    Мыло ходит на работу.
    Деток мылит, отмывает,
    Часто в гости приглашает.
    Приглашенье принимай,
    Мыльце ты не забывай.

А также полотенце.

  • Махровое, душистое,
    Мягкое, пушистое.
    Любит воду промокать,
    Где, что влажно вытирать.

И, конечно, водица.

  • Льётся чистая водица,
    Мы умеем сами мыться.

Запомните правило:

  • Руки мой перед едой,
    Грязные руки грозят бедой.

Заключительная часть

В.: Покажите свои ладошки. Какие вы все чистые и красивые! Теперь нам можно идти обедать.



Публикации по теме