Формирование здорового образа жизни в детском саду. Учебно-методический материал на тему: Формирование правил ЗОЖ у дошкольников

Татьяна Рыгалова
Здоровый образ жизни в детском саду и дома

Здоровый образ жизни в детском саду и дома

Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности . До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда . Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека . Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Формирование любви к здоровому образу жизни , к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья - одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, - детского сада . Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий : утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание, разнообразные дидактические игры , способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих ребенка заботиться о своем здоровье . Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни .

Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе , поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Разнообразие питания . В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты. При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).

Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды : чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма .

Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта : спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду . Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят , тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель. Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.

Формирование интереса к оздоровлению . Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни . Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.

Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша , и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка .

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных.

В нашем детском саду с 7 по 11 ноября проходила акция "За здоровый образ жизни". Цель:формировать убеждения и привычки здорового образа.

Проект «Здоровый образ жизни» Проект «Здоровый образ жизни» Руководитель проекта: воспитатель Макарова О. Ю. Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.

«Мы за здоровый образ жизни!» «У кого есть здоровье, у того есть все» - гласит арабская пословица. В настоящее время наиболее важной и.

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни детей. Задачи: продолжить воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, следить.

Выступление - отчёт на педсовете в ДОУ. Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни детей

О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье.
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья. Понимание, сущность мотивации здорового образа жизни требует осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни».
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.
Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальны) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1.Соматическое здоровье-состояние организма человека, индивидуального развития.
2. Физическое здоровье-уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое развитие – состояние психической сферы.
4.Нравственное здоровье- установка мотивов поведения человека.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным».
Старший дошкольный возраст – подготовка к этапу осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью, время формирования представлений о факторах, влияющих на здоровье человека; формирования установки на здоровый образ жизни.
Целью нашей работы по формированию здорового образа жизни было:
Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни.
Задачи:
-Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
- Воспитание культурно- гигиенических навыков;
-Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.

Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека;
С целью оздоровления и укрепления здоровья воспитанников в группе проводится оздоровительная работа в соответствии с программами:
Комплексная «Радуга» Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под рук Т.Н.Дороновой
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина, «Здоровье» В.Г.Алямовская
Воспитательная работа по ЗОЖ осуществляется в следующих разделах познавательного развития:
1. «Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья – мое богатство.
2. «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.
3. «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.
4. «Я и мир вещей». Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.
5. «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
Т.Б.Филичева, Г.Б.Чиркина
Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующих снижению заболеваемости детей:
-витаминотерапия
- босохождение
- дыхательная гимнастика
-Самомассаж
-пальчиковые игры
-Закаливающее мероприятие «Контрастные ножные ванны»
- специальные корригирующие упражнения
Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на:


Реализуется индивидуальный подход на основе диагностики физического развития и журнала здоровья, который включает основные показатели состояния здоровья ребенка.
В группе сложился системный подход к организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми.
Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на :
- На возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
- Вариативности методов и форм обучения;
- Оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
- Использование наглядности и различных форм представления информации;
- Создание эмоционально благополучной атмосферы.
В своей работе используем пособие Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», где учили детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе, с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Большое внимание в работе с детьми уделяли формированию навыков самообслуживания. Рассматривая одежду, объясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
Проводили беседы:
1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.
2) «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, закрепляли правила ухода за кожей. Даём детям элементарные сведения о своём организме, формируем у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, зубами, кожей). Учим видеть красоту и пользу в чистоте и опрятности, через беседы: «Личная гигиена», «Чистота и здоровье», «Чтобы быть здоровым» и др.
3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщали детей к регулярным занятиям физкультурой. Так же в своей работе широко используем обучающие презентации: «Я и моё тело», «Мы разные люди», «Глаза», «Правила личной гигиены», «Удивительные превращения пищи» и др.
Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Также учили быть осторожными при контакте с незнакомыми людьми, с бездомными животными, обучали основным правилам безопасного поведения на улицах.
Читали сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовали, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя дома, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старались помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду?. Большое внимание уделяем закаливанию детей «Контрастные ножные ванны». Провела занятие: «Мое тело», «Чудо - вода», «Где прячется здоровье?».
Выясняли какие продукты полезные, т.к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провела игры: «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?», «Кто что любит». Через игры, беседы даю знания о полезной пище, «Экскурсия в продовольственный магазин», создания панно вместе с детьми. Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми на прогулке. Отдаём предпочтение подвижным играм, которые способствуют тренировке носового дыхания, улучшению дыхания в целом. В этих целях мы используем такие игры, как «Филин», «Подуй на шарик», «Ваньки –встаньки», «Лети пёрышко», «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», повороты.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводили работу с родителями: беседы групповые и индивидуальные. Совместно с родителями провели родительское собрание на котором был поднят вопрос по ЗОЖ. Выставлялись для родителей папки – передвижки по теме "Здоровье".
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.
Список использованной литературы
1. Т.Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: «Мозаика-синтез», 2006
2. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва ТЦ Сфера, 2004
3. Т.А. Шорыгина. Беседа о здоровье. Творческий центр г.Москва, 2008

Ленара Казакова
Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Понятие «здоровье » имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения : «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями, физиологическими резервами жизнедеятельности , нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых ) .

Понятие «здоровый образ жизни » однозначно не определено : П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом Г . П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская и др. здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения : например, медико-биологическая; но резкой грани между ними нет, т. к. они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума .

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека , особенно детей дошкольного возраста .

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом .

Поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (учебная, спортивная, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно -педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни , формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья .

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ .

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья ,

то особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни :

правильное питание;

соблюдение правил личной гигиены;

закаливание организма;

рациональная двигательная активность;

полноценный сон;

сохранение стабильного психического состояния.

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья . Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Необходимо уделить серьезное внимание культурно - гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании .

Эффективным средством укрепления здоровья человека является закаливание.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов :

постепенность;

систематичность;

комплексность;

учет индивидуальных особенностей.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы , а именно утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики после дневного сна, физкультурных минуток, минуток здоровья , элементов релаксации, и т. д., закладываются физические, психические и нравственные качества детей , воспитываются самостоятельность и творчество.

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья , спортивные праздники .

Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей , и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников .

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне.

Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен .

К одним из главных условий здоровья относится нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил :

Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.

За 1-1,5 часа до сна следует уменьшить поток активных впечатлений телевизора, радио. За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять. Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут. Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.

Психологическое здоровье является важным фактором здорового образа жизни , определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей : биологических и социальных.

Термин «психологическое здоровье » введен И. В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного, и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека - это творческий,

жизнерадостный , веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь , находится в постоянном развитии.

По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину) .

Для сохранения психологического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей . Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима .

В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей , потребности быть здоровым , беречь и укреплять здоровье , ценить счастье здоровья .

Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями.

Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша , и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка .

Педагоги и родители должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации. Только полезному для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Формирование здорового образа жизни - это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей , они должны применять в реальной жизни . Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов .

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека , полноценного выполнения социальных функций и достижения им активного долголетия.

Список использованных источников

1. Айзман, Р. И. Физиологические основы здоровья / Р . И. Айзман, А. Я. Тернер. – Н.: 2001. – 524 с.

2. Берсенева, З. И. Здоровый малыш . / З. И. Берсенева. - М.: 2005. – 32 с.

3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет / А. С. Галанов. - М.: 2006. – 96 с.

5. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: 2006. – 479 с.

6. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ / Н. И. Крылова. - М.: 2009. – 218 с.

7. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М . Н. Кузнецова. - М.: 2002. – 64 с.

8. Никифорова, Г. С. Психология здоровья / Г . С. Никифорова. – П.: 2003. – 607 с.

9. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И . М. Новикова. – М.: 2010. – 96 с.

10. Омельченко, С. А. Взаимодействие социальных институтов общества в формировании здорового образа жизни детей и подростков / С . А. Омельченко. – Л.: 2007. – 352 с.

11. Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. – М.: 1997. – 374 с.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

Постепенность;

Систематичность;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
  • формирование понятия "не вреди себе сам"

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес

Спортивно-театрализованный праздник "Богатырские состязания"

(Для детей подготовительной группы)

Цели: учить передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию, развивать у детей организационные навыки, настойчивость в достижении цели, расширять зону общения и взаимодействия, способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей.

Спортивный инвентарь и оборудование: детские стулья, большие мячи, гантели, палки, ленточки, скамейки, 2 метлы, воздушные шары, стойки, 2 тазика с водой, яблоки, "Избушка на курьих ножках".

Действующие лица: ведущая - инструктор по физкультуре, Илья Муромец, Баба-Яга, Елены Премудрые (жюри)

Ведущая - Привет, друзья!

Дети - привет!

Ведущая - как настроение?

Дети - отличное!

Ведущая - поиграем?

Дети - да!

В. - предлагаю сегодня устроить богатырские состязания - пусть мальчишки покажут нам свою силу и удаль! Скажите!- а кто самый главный богатырь - Илья Муромец. Вот к нему мы и отправимся в гости! Согласны? Тогда занимаем места (дети рассаживаются на стулья, поставленные в шахматном порядке).

В. - чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься! Занимайся, детвора! В добрый путь - Физкульт - Ура!

Танцуйте сидя и стоя на стульях.

(Звучит музыка, входит Илья Муромец).

И.М. - уж вы гости, еси добры молодцы, богатыри земли нашей! Привет вам, да поклон низкий от меня И.М., да сотоварищей моих - Добрыни Никитича, да Алеши Поповича. И вам поклон низкий, девицы - красавицы. Услыхал я про сильных, могучих богатырей и решил испытать вашу силушку богатырскую. Станем - ка, богатыри, насупроть друг друга, да разомнемся перед состязанием серьезным.

В. - все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Ну, тогда не зевай, не ленись! На разминку становись!

Разминка с гантелями.

И.М. - а теперь нам надо придумать названия командам. Пусть слева будут "Богатыри", а справа "Добры молодцы". Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Василисам Премудрым. (члены жюри - зав. д\с, методист, логопед, психолог).

И.М. - какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим как наши молодцы умеют держаться в седле. Приведите-ка мне моего боевого коня. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно.

Скачки на хопах.

И.М. - какие вы сказки знаете? А моя любимая сказка "Лягушка - путешественница". Следующий конкурс так и называется:

"Лягушка - путешественница"

И.М. - отгадайте-ка загадку?

"Без рук, без ног
Ходит и следов не видно" (рыба)

Следующее состязание называется:

"Рыбак и рыбки"

(за 30 сек. необходимо поймать как можно больше рыб)

И.М. - а теперь проверим вашу силушку, богатыри!

Уложи руку противника.

В. - Илья Муромец, ты нам загадывал загадки, а теперь мы тебе загадаем.

"Азбука движений"

(посмотри, подумай и отгадай букву)

И.М. - Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ну-ка назовите, кто это такие?

(звучит музыка, появляется баба-яга)

Баба-яга - здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А вот и я! Хочу вам предложить вот такой конкурс!

Бег в ступе с метлой, с преодолением препятствий.

Баба-яга - а сейчас хочу проверить, какие вы смелые. Змея Горыныча не испугаетесь, тогда начинаем!

Бой со Змеем Горынычем.

В. - приглашаю всех вас на "Веселый тренинг":

  • Колобок
  • Паровозик
  • Солдатик
  • Ладошки
  • Веселый чертенок
  • Цапля
  • Насос

И.М. - ну что ж убедился Я: силы и ловкости вам не занимать, значит, пора на серьезное испытание отправляться. Заточил Кощей Бессмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице. Надо их выручать! Но перед тем как отправиться в путь дороженьку, надо подкрепиться молодильными яблочками.

Молодильные яблочки.

(дети поочереди подбегают к тазу с водой, достают от туда без помощи рук яблоко и возвращаются к своей команде)

В. - а сейчас, чтобы отдохнуть, перевести дух, предлагаю выполнить упражнения для пальцев рук, которые называются:

"Мудры".

И.М. - а теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в царство кощеево и освободить Елен Прекрасных!

Полоса препятствий по карточкам.

И.М. - ну, молодцы богатыри. Показали свою богатырскую силу, да молодецкую удаль. Выходите Елены Прекрасные, вы свободны. Да спляшите нам, порадуйте глаз красотой своей!

Степ-аэробика.

(выступают Елены Прекрасные - девочки старшей группы)

И.М. - Елены Премудрые вам слово (слова, награждения, медали)

Баба-яга - приглашаю всех в "Трактир на курьих ножках"!

(дети выходят из спортивного зала, идут в изо - студию)

Дети - "Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом".

Избушка - вот мой слушайте приказ, в полтора десятка фраз. Улыбнитесь! Отвернитесь! Лягте на пол! Повернитесь на бочок, рот закрыли и молчок. Ручками похлопали, ножками потопали. А теперь все дружно встали и веселыми вновь стали.

Баба-яга - проходите, гости дорогие, отдохните, посидите, да умом пошевелите.

Баба-яга - хочу проверить какие вы внимательные дети? На все вопросы отвечайте "я", но слушайте внимательно:

  • Кто любит шоколад?
  • Кто любит мармелад?
  • Кто любит груши?
  • Кто не моет уши?

Баба-яга - ах, какой денек чудесный, не послушать ли нам песню!

Песня "Будем в армии служить".

Баба-яга -

В общем, милые мальчишки,
Мы откроем вам секрет:
Лучше вас на белом свете
Никого, конечно, нет!

Баба-яга - а теперь поудобней усаживайтесь, да отведайте моих пирожков, да напиточка.

В результате проделанной работы по программам мною были получены следующие результаты:

У детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.

Снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.

Итоговое обследование детей педиатрами показало, что при выпуске детей из детского сада в школу, группы здоровья изменились.

Дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.

Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

Литература.

  1. Автор: Золотых Ираида Николаевна - инструктор по физической культуре, Белгородская область г. Губкин, МДОУ "Детский сад комбинированного вида N2 "Ромашка".
  2. Автор: Исмагилова Альфия Ризвановна, воспитатель I квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 358 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке" Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.

Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод - формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома.

Cохранение здоровья детей является одной из наиболее важных и весомых стратегических задач развития государства в целом. Государственные мужи прекрасно понимают, что долголетие нации напрямую зависит от того, насколько правильно и ответственно человек будет относиться к здоровью собственного организма, начиная с раннего возраста. При этом упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на воспитание детей младшего возраста является именно поднятие уровня здоровья дошкольников, а также развитие у них желания вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод - формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома.

Какие факторы влияют на здоровье детей?

Здоровый образ жизни определяется сразу несколькими факторами, на каждом из которых хотелось бы заострить ваше пристальное внимание.


1. Рациональное питание

Принято выделять несколько моментов, которые должны учитываться, как родителями, так и работниками дошкольных заведений при формировании здорового образа жизни ребенка . И, прежде всего, это ежедневный рацион ребенка, который должен быть полноценным и разнообразным, а именно - включать в себя в необходимом количестве основные микроэлементы и полезные вещества, поскольку специалисты утверждают, что однообразное питание является вредным для здоровья человека.

Это связано с тем, что при однообразном питании ребенок не получает огромное количество жизненно необходимых ингредиентов, обеспечивающих его полноценное развитие. В результате чего, у дошкольника могут появиться различные расстройства, той или иной степени тяжести. Правильное рациональное питание имеет большое значение именно в детском и подростковом возрасте, когда как организм подрастает и развивается, а недостаток важных веществ может привести к дисбалансам в его развитии.

Помимо этого, следует обратить внимание на количество употребляемой пищи. Регулярное недоедание и переедание в процессе развития ребенка неизбежно приведет к ухудшению его самочувствия, а также к уменьшению продолжительности его жизни. В частности, недоедание приводит к недостатку питательных веществ, а переедание - это прямой путь к ожирению. Это заболевание, в первую очередь, нарушает работу сердечнососудистой системы, функций органов дыхания. Кроме того, достаточно часто при ожирении встречаются поражение печени и нарушение метаболизма, которые, в последствии, могут негативное повлиять на опорно-двигательный аппарат.

Меню детского сада учитывает все эти особенности питания детей, поскольку над его разработкой работали специалисты Института питания РАМН при участии ведущих диетологов страны, а соответствие объемов питания и качество продуктов контролируется сотрудниками СЭС и специальной комиссией, которая время от времени проверяет блюда, подаваемые детям. В домашних условиях родителям также следует придерживаться правил здорового питания и никогда не забывать, что во время еды противопоказано просмотр телевизионных передач, работа за компьютером, чтение и прочие действия, которые могут отвлекать ребенка от употребления пищи.

2. Физическое развитие

Наверняка, каждый знает о том, что даже абсолютно здоровый человек в самом расцвете сил, в жизни которого отсутствуют физические нагрузки (то есть, если он не занимается спортом или не делает зарядку), при самых незначительных физических работах значительно учащается сердцебиение и дыхание. Кроме того, доктора утверждают, что у таких людей чаще встречаются всевозможные заболевания и их самочувствие, в целом, неудовлетворительное. А все потому, что работоспособность сердца напрямую зависит от развития всей мускулатуры человека. Именно поэтому систематические физические нагрузки в детском саду позволяют укрепить опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую систему ребенка с раннего возраста. Также, физическая активность оказывает благоприятное влияние на нервную систему дошкольника.

Важно понимать, что ежедневные физкульт-минутки должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека, старающегося поддерживать свое здоровье в порядке. Еще лучше, если это войдет в привычку, как умывание и чистка зубов по утрам. Ну, а регулярные тренировки и посещение всевозможных секций могут стать залогом крепкого здоровья для каждого из нас. Сумев привить ребенку в раннем возрасте понимание того, что физические нагрузки обязательны для его здоровья, Вы можете быть уверены, что эта привычка сохранится и в будущем.


3. Сон и отдых

Для нормального функционирования нервной системы, впрочем, как и всего организма, огромное значение имеет своевременный отдых, а также полноценный сон. Еще академик Павлов указал, что сон защищает нервную систему человека от излишнего напряжения и переутомления. Поэтому стоит заботиться о том, чтобы сон детей дошкольного возраста был регулярным и глубоким. В частности, для детей младшего возраста очень важен тихий час, который в детском саду длится не менее 2-2,5 часов. И родителям необходимо придерживаться этого правила и дома, независимо от того, охотно ребенок ложиться отдыхать или нет.

Основные мероприятия для формирования ЗОЖ в детском саду

По мнению специалистов в дошкольных учреждениях основополагающими направлениями для формирования здорового образа жизни детей являются:

  • определение значения здоровья и здорового образа жизни человека;
  • стандартизация учебных нагрузок;
  • повышение уровня квалификации сотрудников дошкольной образовательной организации;
  • построение и введение инновационных мероприятий, направленных на охрану здоровья и укрепление здорового образа жизни детей ;
  • формирование адаптационной образовательной среды для дошкольников, которые имеют ограниченные физические возможности или затруднения в развитии;
  • формирование системы совокупной деятельности дошкольного учреждения и родителей для создания культуры здорового образа жизни не только дошкольников и их родителей, но и педагогов.

Подведем итоги

Из всего сказанного выше можно понять: формирование здорового образа жизни ребенка следует начинать именно с раннего возраста, а не откладывать это на потом, когда уже начнут проявляться основательные трудности со здоровьем организма из-за игнорирования элементарных правил. Умеренное рациональное питание, систематичные физические нагрузки, соблюдение режима дня и отдыха, позволят вам и вашему ребенку радоваться активной здоровой жизнью до самой старости.



Публикации по теме