Детская зависть: как реагировать? Как помочь ребенку преодолеть зависть.

Как помочь детям справиться с завистью, не сделав ее постоянной спутницей на всю оставшуюся жизнь?

Об этом моя сегодняшняя статья, уважаемые читатели. Здравствуйте!

Как правило, первые проявления детской зависти наблюдаются в старшем дошкольном возрасте. Наверняка многим взрослым доводилось быть свидетелем такой ситуации, когда несколько товарищей объединяются против одного, который вышел на прогулку с очень красивой, дорогой и очень желанной для многих детей игрушкой. А игрушка дружно объявляется «дурацкой», «неинтересной», «некрасивой», «только для малышей».

Какие советы можно дать родителям, столкнувшимся с проявлением детской зависти?

Что делать, если вы заметили, что ваш ребенок завидует другим детям?

Прежде всего, подумайте, что могло вызвать у ребенка данное чувство, проанализируйте ситуацию, постарайтесь определить причину детской зависти.

Если зависть малыша вызвана желанием обладать чужой игрушкой, иметь такую же игрушку, как у другого ребенка, постарайтесь объяснить малышу, что это чужая вещь, но он может попросить разрешение у хозяина поиграть с ней.

Если ребенок маленький, то на помощь, как и во многих других случаях, может прийти переключение его внимания на что-либо более интересное. Например, родитель может показать, какую интересную игру можно организовать с уже имеющимися у малыша игрушками или просто любыми окружающими его предметами.

И, безусловно, самым волшебным средством будет ваше родительское внимание к своему ребенку, которое вы окажете ему, организовав совместную веселую и увлекательную игру, .

Можно, конечно, и купить малышу понравившуюся игрушку, порадовать его новым подарком. Но не стоит забывать, что приобрести все игрушки, которые есть или могут появиться у других ребят, не возможно, да и не нужно. Это также необходимо пояснять ребенку доступным образом. Хотя, иной раз, покупка желаемого кажется таким простым, быстрым, легким и очевидным средством от зависти.

На мой взгляд, очень важно приучать ребенка ценить то, что у него уже есть. Ведь и с уже имеющимися игрушками можно организовать интересную игру. Кроме того, вещи, игрушки имеют еще и другую ценность: вложенный в них труд, например. Или игрушка может быть с любовью, с самыми теплыми чувствами подарена ребенку дорогими ему людьми.

Кстати, в таких ситуациях на помощь родительским объяснениям очень удачно приходят детские художественные произведения: сказки, рассказы, мультфильмы. Помните, как в сказке про цветик-семицветик девочке Жене захотелось, чтобы все игрушки стали ее, и чем это закончилось?..

Если зависть вашего ребенка к кому-то вызвана популярностью , вниманием, которое тот ребенок получает от окружающих, помогите малышу разобраться в характере своих взаимоотношений с товарищами. Научите его , подскажите, как вызвать интерес у ребят, как завоевать авторитет. Помогите ребенку увидеть свои сильные стороны, свои плюсы, свои способности. Подскажите, как их развить еще больше. Поддержите ребенка в его увлечениях, интересах и позитивных устремлениях.

Не стоит навязывать ребенку свое мнение, свое представление о том, что интересно, престижно, перспективно. Если ребенок будет заниматься нелюбимым и не интересным ему делом, то вряд ли добьется хороших успехов. А это – еще один повод для зависти другим, более способным, талантливым, успешным.

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми, ни для того чтобы подчеркнуть его достоинства, ни для того чтобы указать на его неудачи. Ведь вы не желаете своим детям приобретения «мании величия» или «комплекса неполноценности», с глубоко затаившимся, горьким и разрушительным чувством зависти. Учите ребенка испытывать радость от того, что сегодня он научился чему-то новому, что сегодня он сделал то, что вчера ему было еще не под силу. Сравнивать стоит только прошлые и нынешние достижения самого ребенка, поддерживая его и в его успехах, и в его неудачах. Научите его относиться к неудачам как к полезным урокам, благодаря которым, приложив еще больше старания, он сможет добиться еще лучшего результата в интересующей его деятельности. Пусть ребенок получает радость от процесса творчества, независимо от того, каких результатов в той или иной деятельности добиваются другие. Как говорят, без оглядки на других.

Дети еще не умеют скрывать своих эмоций и истинных желаний так, как взрослые. Поэтому, не закрывайте глаза на проявление негативных чувств вашим ребенком, не оставляйте его переживания незамеченными. Ведь сейчас, когда проблема, пусть порой совсем незначительная, еще лежит на поверхности, с ней гораздо легче справиться. Особенно, если помощниками в этом выступают любящие и внимательные родители.

Если не обращать внимания на детскую зависть, может случиться так, что она ребенка и во взрослом возрасте станет мешать и ему самому, и окружающим. А повод для зависти можно найти абсолютно всегда и везде. Кто-то может оказаться богаче, кто-то способнее, кто-то красивее и тому подобное. Постоянное недовольство собой и своей жизнью, обиды на окружающих просто будут помехами на пути к обретению своего счастья, не дадут человеку радоваться жизни, а могут и напрямую негативно повлиять на его здоровье.

А ведь некоторые считают, что детской зависти вообще не стоит придавать особого значения. Выбор за вами, уважаемые родители. Но, по-моему, в деле воспитания вообще нет ничего неважного.

Успехов вам в воспитании ваших замечательных, любимых, а главное – счастливых детей!

А если, уважаемые взрослые, чувство зависти является тем чувством, от которого вы хотели бы избавиться сами, предлагаю вам ознакомиться со статьей " "

Как часто ваш ребенок закатывает истерику при виде яркой игрушки в руках у сверстника? Или, еще хуже, ломает чужую вещь и обзывает ее владельца нехорошими словами? Подобное поведение - это не каприз и не баловство. В большинстве случаев оно спровоцировано завистью.

Проявления зависти

Далеко не в каждой ситуации взрослым удается распознать детскую зависть, поэтому плохое поведение малыша они списывают на невоспитанность. «Какой гадкий мальчик! Испортил машинку друга! Не научили тебя родители хорошим манерам», — отчитывает воспитательница нашкодившего ребенка.

Увы, она не понимает причину, побудившую мальчика на такой поступок. Это зависть. Ребенка захлестнули эмоции, в голове замелькали мысли: «Какой классный грузовик! Мне бы такой! Почему у Петьки есть, а у меня нет? Петька дурак! Сейчас я ему устрою!»

Самостоятельно понять причину своего раздражения, контролировать чувства и подавлять последующую реакцию ребенок пока что не умеет. Вот и совершает неблаговидные поступки под действием негативных эмоций.

«На мой взгляд, детская зависть от взрослой ничем не отличается. Разве что она более открытая, откровенная и непосредственная.

Эмоции и чувства, которые дети и взрослые испытывают при зависти, одинаковы. Но внешние проявления при этом разные.

Взрослый научился себя контролировать и может скрыть свою зависть, но у ребенка самоконтроль еще не развит. И если его никак не обучали относительно внешних проявлений зависти, он будет проявлять ее без всякого стеснения. Чем меньше ребенок, тем ярче эти проявления, вплоть до истерики и агрессии», — говорит Виктория Филиппова, специалист в области оценки человеческого потенциала и развития талантов.

В качестве примера эксперт предлагает разобрать несколько ситуации.

№ 1 Зависть вопреки здравому смыслу

В семье празднуют день рождения старшей дочери. Младшая в курсе, что сейчас будут поздравлять сестру, вручать ей подарки, восторгаться ею. Она понимает, что это чужой день рождения, что у нее будет свой, а значит, и ей приготовят кучу подарков.

Но когда вокруг сестры начинают водить хоровод, когда вручают подарки и оказывают всяческие знаки внимания, у младшей девочки случается истерика.

Отсюда вывод — можно заранее поговорить с ребенком, объяснить предстоящую ситуацию, и он вроде бы все поймет, но проконтролировать спонтанную эмоцию у него не получится.

Для него возникшее чувство зависти схоже с обидой, он думает: «Обидно, что сейчас все достается не мне». И это при том, что подарки, которые дарят старшей сестре, младшей не очень-то и нужны. Так, имениннице вручили мольберт для рисования, а ее сестра этим совсем не увлекается. Просто ей тоже хочется получить подарок, ведь он — знак внимания, символ родительской любви.

№ 2 Зависть, побуждающая к разрушению

Часто зависть приводит к бессознательному или осознанному вредительству. У моего среднего сына большая компания друзей примерно одного с ним возраста (6-8 лет). Как-то дедушка привез нам игрушку — автомат Калашникова из «Детского мира». Очень красивый, как настоящий! А еще саблю, пистолет и военную амуницию.

Мальчишки тут бегают с оружием попроще. Буквально за несколько дней они поломали все новые игрушки моего сына из зависти. Как будто бы нечаянно уронили на камень, как будто бы случайно оторвали ремень, на котором висел автомат.

Но на самом деле таким образом проявилась их зависть. Сработал принцип «У меня такого нет, так пусть и у него не будет!»

Гораздо проще и спокойнее, когда у всех детей все примерно одинаковое: деревянные ружья, пластиковые пистолеты.

Бывает, что зависть проявляется в такой браваде: «Ой, это не модно! Отстой! Это не круто!» Бравирующий ребенок на самом деле очень хочет это иметь, но по какой-то причине не может. Вероятно, родители не считают нужным и полезным покупать ту или иную игрушку, напиток, конфеты. И ребенок, чтобы не показать свои истинные чувства, демонстрирует, что это ему не нужно, и таким образом обесценивает.

Анастасия Мордкович, психолог-педагог, считает, что детская зависть, в отличие от взрослой, проявляется к объекту, который вызвал это чувство.

Взрослые могут завидовать материальному положению конкретного человека, но при этом относиться к нему хорошо. Ребенок же, завидуя игрушке сверстника, будет проявлять по отношению к нему агрессию.

Еще одна особенность детской зависти, по мнению Анастасии Мордкович, — она может распространяться на предмет целиком. Например, ребенок, которого не покатали на пони, говорит: «Ненавижу этих пони!»

Зависть и возраст ребенка

В разные годы жизни дети по-разному проявляют свою зависть. Меняется и предмет зависти. По словам Натальи Фесенко, создателя и руководителя международного института развития будущего, дошкольники буквально «зеркалят» поведение родителей. Поэтому, если вы сами завидуете друзьям или коллегам, будьте осторожны — ребенок может взять с вас пример.

«В основе зависти лежит эмоция гнева. Зависть сигнализирует о желании получить что-то очень значимое. У малышей зависть может принимать форму ревности. Если ребенок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, то старается привлечь внимание к себе. Ребенок, окруженный родительской заботой, без труда переключает свой объект внимания, а не зацикливается на объекте собственной зависти», — говорит Наталья Фесенко.

В школьные годы потребности ребенка трансформируются. Он также нуждается в любви и признании, но теперь еще и ориентируется на сверстников.

Наталья Фесенко отмечает, что в этот период дети начинают завидовать популярности своих друзей и одноклассников. И если это добавить к проблемам, не решенным в дошкольные годы, получается слоеный пирог из зависти и раздражения.

«Ребенок становится тревожным, недовольным, вызывает жалость к себе, а впоследствии вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему, иногда пресекая негативные проявления подобных чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, начинают запрещать, злиться на ребенка. А ребенок не удовлетворяет свою потребность в признании и любви со стороны родителей, при этом напряжение увеличивается», — комментирует эксперт.

Родительская помощь

Как же действовать, если ваш ребенок завидует, а вы не хотите усугубить ситуацию и спровоцировать проблемы в будущем?

Во-первых, поймите, что зависть — это нормальное чувство. Стыдить и ругать за него не нужно. Но и пускать все на самотек — не лучшая идея.

Виктория Филиппова рассказала, что к ней на прием часто приходят взрослые, мечтающие избавиться от своих болезненных состояний, в частности зависти, с которыми не научились работать в детстве.

Эксперт предлагает клиентам направить негативную энергию в другое русло. И человеку важно понять, на чем еще он готов сконцентрировать свое внимание. Однако с ребенком такой прием не сработает.

«Лучше всего детям помогает сказкотерапия. Расскажите историю про мышонка, который завидовал коту, и ничего хорошего из этого не вышло. И как все наладилось, когда мышонок понял, как приятно быть самим собой. Важно объяснять ребенку эти чувства, разрешить их испытывать и научить проживать. Ребенок должен понимать — за то, что он завидует, его не накажут. Любой человек имеет право испытывать такое», — говорит Виктория Филиппова.

А еще очень важно помочь ребенку найти его истинные ценности и потребности. Так, в ситуации с завистью младшей сестры к старшей, которой подарили на день рождения мольберт, родителям нужно спросить: «Почему ты расстроилась? Ты же хотела велосипед, а не мольберт. Или ты теперь любишь рисовать?»

Кроме того, мамы и папы могут рассказать ребенку, как быть счастливым без определенных вещей, как при этом вызвать у друзей уважение и стать душой компании.

«Объясните, что быть „крутым“ можно не за счет игрушки, а благодаря умению быстро бегать, танцевать, считать до тысячи или веселить друзей. Это поможет уменьшить проявление зависти, в том числе и в зрелом возрасте», — отмечает Виктория Филиппова.

При этом не отрицайте потребность ребенка, особенно если речь идет о подростке, в вещи, которая кажется вам нелепой, ненужной. Иногда нам не понять, какое значение дети придают определенным предметам, и обесценивая их желания, мы наносим серьезную травму.

«Поразмышляйте об истинных потребностях вашего ребенка, проявляя спокойный интерес. Поговорите, когда буря эмоций утихнет. Признайте потребности ребенка и подскажите, как ему осуществить свое желание. Учите ребенка использовать чувство зависти в качестве толчка к определенным действиям», — рекомендует Наталья Фесенко, создатель и руководитель международного института развития будущего.

Психолог-педагог Анастасия Мордкович соглашается с тем, что при благоприятном развитии ситуации зависть может служить стимулом для достижения цели.

В ином случае она провоцирует формирование убеждений на долгие годы, а то и на всю жизнь. Так, ребенок, завидующий школьным успехам одноклассников, начинает считать, что все отличники — зануды, все богатые — плохие, если родители покупают игрушки — они хорошие.

В этой ситуации Анастасия Мордкович советует разделить предмет и объект. Отличники зануды? А ты тоже зануда, когда получаешь «пятерки»? А бывают зануды, у которых плохие оценки?

Как можно чаще и доверительнее общайтесь с ребенком. Не злитесь из-за того, что со своей завистью и спорными желаниями, он не соответствует вашим представлениям об идеале. И не забывайте, что любая эмоция сына или дочери — это повод лучше разобраться в их мыслях, чувствах и поступках.

Детская зависть: как реагировать?

Реакция родителей в этих случаях нередко ограничивается увещеваниями: «Завидовать нехорошо», «у тебя все и так есть», а то и «значит, ты еще не заслужил». Такое отношение лишь усугубляет зависть ребенка. А это недоброе чувство может не только сильно отравлять жизнь, но иногда и толкает на нелицеприятные поступки.

Как правильно реагировать?

Прежде всего, как и любое другое чувство, зависть требует признания и принятия. Для ребенка же зависть еще более естественна, чем для взрослого. Ведь мировосприятие ребенка по своей природе эгоцентрично. Малышу кажется, что мир существует ради него. А если это оказывается не так, ребенок воспринимает такое положение вещей болезненно. Кто-то другой лучше танцует, знает больше стихов, выше прыгает, кому-то другому покупают самую желанную игрушку или угощение - как же так? Обида за такую несправедливость обращается на обладателей желаемого, оборачиваясь злобой.

Прежде всего, это сомнение в собственной ценности , ощущение себя обделенным чем-то. «У него есть, а у меня нет», «он умеет, а я нет» - все это трактуется психикой ребенка как «я недостаточно хорош». В этот момент очень важно поддержать в ребенке веру в себя. Чаще всего для этого достаточно просто сместить акценты. Не нужно принижать достижения другого ребенка, лучше напомните своему, в чем же хорош он сам , и скажите о том, что у каждого человека есть свои таланты, обладать же всеми одновременно невозможно.

И, конечно же, нужно учить ребенка использовать чувство зависти в собственных целях, как толчок к развитию . «Завидуешь другу, что он такой сильный? Давай подумаем, как можно добиться того же». Записаться в секцию, перенять опыт друга, просто регулярно заниматься делом, в котором так хочется достичь успеха - с такой зависти нередко начинается путь настоящих мастеров. И в силах родителей помочь ребенку сделать это чувство конструктивным.

Немаловажно и следующее наблюдение. Ребенок, который очень сильно завидует материальным ценностям других, часто страдает от недостатка родительского внимания, заботы и искреннего участия. Механизм прост - ребенок компенсирует игрушками и подарками недостаток внимания , и, видя у другого малыша новую игрушку, жаждет получить тут же такую же в подтверждение родительской любви. Ребенок, который окружен родительской заботой, обычно без труда переключает свое внимание на другой предмет, а не зацикливается на объекте зависти.

Не стоит забывать и о том, что ребенок часто приучается завидовать именно в семье. Если родители постоянно обсуждают между собой, какая замечательная дача у друзей в отличие от собственной, как родственникам удалось пристроить ребенка в такую хорошую школу или же, наоборот, злорадствуют, сравнивая свои успехи с чьими-то еще - все это приучает ребенка именно так смотреть на мир, ревностно сравнивая «свое» и «их» и стараясь выделиться во всем.

Мы сами формируем чувство зависти у ребенка и тогда, когда постоянно сравниваем успехи и качества с успехами и качествами его сверстников. Такой акцент в воспитании неизбежно приводит к тому, что ребенок начинает завидовать реальным и мнимым успехам других детей, недооценивая свои собственные.

Лучшая прививка от зависти - умение быть счастливым и ценить то, что имеешь. «Какой же уютный у нас дом !», «как повезло нам жить в таком красивом месте!», «у нас такая дружная семья» - как часто вы говорите подобные фразы? Учитесь радоваться сами и учите этому своих детей - тогда «черная» зависть обязательно обойдет вас стороной!

Душа человека не способна радоваться успехам других людей, чужому счастью. Каждый живет своими интересами и радуется только своему счастью. Люди завидуют всему: красивой внешности, достатку и даже чужому несчастью, как это не парадоксально. Зависть, подобно опухоли, которую нужно убрать. Корни ее далеко уходят в детство.

Зависть – это патология, согласна церковных канонов – это грех в любом проявлении. Задача родителей не допустить стойкого чувства зависти у своего ребенка.

С детской завистью сталкивается каждый родитель

Детская зависть – это естественный этап развития. к 3-4 годам начинает активно общаться со сверстниками, братишками, сестренками. В это время и начинает проявляться чувство зависти. Раньше малышу казалось, что весь мир вертится вокруг его одного, а тут, оказывается, есть и другие дети, которых еще и хвалят и игрушки у них другие какие-то особенные…

У маленького ребенка зависть не стойкое чувство, и чтобы оно не поселилось в детской душе родителям нужно помочь малышу открыть собственные таланты. Ребенок, обладающий каким-либо талантом, уверенно себя чувствует и знает себе цену, а значит, и завидовать другим ему не захочется.

Если у ребенка возникло чувство зависти

Мир детства такой неповторимый и чудесный! Каждый живет в своем мире и думает, что мир существует лично для него. Когда что-то меняется в детском мире, малыши воспринимают это болезненно.

Хочу такую же машинку…

Дети часто просят игрушки, увиденные у других детей. Попросил куклу или машинку, а через минуту забыл. Это мимолетное желание и завистью это не назовешь. Но бывает, малыш просто «завис» на желании иметь, к примеру, собачки или велосипеда, здесь уже помощь требуется.

Игнорировать просьбу ребенка нельзя и тем более доказывать 2-3-х летнему малышу, что зависть плохое чувство. Постичь такую истину он еще не в состоянии, а вот в его душе поселится .

Что же делать? Пообещать купить! Если игрушка слишком дорога, и вы не в состоянии ее купить, найдите альтернативу, то, что вам по карману. Только обязательно сдержите обещание.

Непереносимый успех

Бывает, малыш не верит в себя, считая, что кто-то лучше него. Родителям в этом случае стоит постараться превратить негатив в позитив. Непременно нужно выяснить причину зависти и вместе с ребенком выработать план действий, а потом следить за четкостью его исполнения пока малыш не достигнет желаемого успеха.

Никакого сравнения

Никогда нельзя сравнивать свое чадо с другими детьми. Это благоприятная почва для зависти и губительна для дружбы. Вряд ли кому-то понравится сравнение ни в его пользу.

Можно ставить в пример другого ребенка, рассказав, как тот старался и в результате добился успеха. И уверить малыша в том, что если он постарается, и не будет лениться, у него все получится и даже лучше.

Чужой пример заразителен

Иногда родители сами за собой не замечают, как учат свое чадо завидовать. Каким образом? Когда в присутствии ребенка не по доброму обсуждают покупки соседей, карьерный рост сослуживца.

Довольно часто бывает, что мама спрашивает у дочери: «Доченька ты была сегодня на линейке самая красивая»? Или: «Ты в классе умнее всех, не правда ли»?

Это и есть не что иное, как сравнение, приводящее к зависти.

Малыша надо учить радоваться тому, что он имеет. Задача родителей донести до ребенка, чтобы он понял то, что он завидует чужим вещам, а другие малыши завидуют ему и возможно хотели бы получить то, что имеет он.

Не стоит желчно высказываться в адрес других людей, лучше поставить цели и задачи и добиваться их упорством и трудом.

Зависть умело обернуть в хороший стимул

Завидуешь Соне или Пете, что он лучше рисует или бегает? Добейся больших успехов!

Чувство зависти можно обернуть в хороший стимул!

Запомните

Отзывчивый и добрый малыш никогда не будет завидовать. Малышу с детства нужно прививать чувство сострадания, чтобы он понимал не только свою боль и свою радость, но и боль других, чтобы умел радоваться за других.

Часто зависть ребенка вызвана не хваткой любви со стороны родителей. Подумайте об этом!

Посмотрите еще

Достижение всех мыслимых успехов и обладание всеми желаемыми благами - задача для отдельного человека невыполнимая. Это бесспорный факт, и многих он с возрастом перестает раздражать. Многих, но не всех. Не редко бывает, что чье-то превосходство - физическое, интеллектуальное, материальное и какое угодно еще - вызывает у другого жгучее и неприятное чувство, имя которому - зависть.

Как любое недоброе чувство, зависть непродуктивна. Она точит и озлобляет человека, но нисколько не помогает на его жизненном пути. Если мы замечаем за собой этот недостаток, то стараемся его преодолеть, не впадать в бессмысленную неприязнь к людям, в чем-то нас обогнавшим. И детей своих стараемся вырастить людьми независтливыми.

Дети более искренни, чем мы, взрослые. Вернее, более открыты. Они еще не научились бороться со своими чувствами, скрывать их. Потому часто бросаются в глаза провления детской зависти. Возникает невольный вопрос: неужели эта черта свойственна всем детям и не перерастет ли она со временем во взрослую недоброжелательность?

Детская зависть существенно отличается от взрослой хотя имеет близкую природу. В основе ее лежит сосредоточенность на собственной персоне, которую во взрослом человеке мы определяем как себялюбие . Мироощущение ребенка по своей сути эгоцентрично. Не обладая достаточным социальным опытом, развитыми мо ральными чувствами и волей, ребенок распространяет свои желания на все, что попадает в поле его зрения. Малышу кажется, что мир существует ради него. Это не недостаток, а естественная возрастная особенность. Нарушение такого мироощущения воспринимается малышом очень болезненно. Как же так - кто-то другой лучше рисует, более ловко прыгает, знает больше песенок и сказок? И самое обидное - красивые наряды, заманчивые лакомства и яркие игрушки достаются кому-то еще. Малыш расценивает это как большую несправедливость, сильную обиду. И обида обращается на тех, кто сумел в чем-то малыша обойти. В лучшем случае у ребенка портится настроение, в худшем - портится отношение к «обидчику». Появляется неосознанное желание наказать последнего, ущемить, унизить. Не здесь ли лежат истоки наших взрослых предрассудков: очень красивая - значит легкомысленная, богат - значит нечист на руку и т. п., и как следствие: пусть от нее уйдет муж, вот уж она тогда поплачет, а мы порадуемся восторжествовавшей справедливости; пусть вдребезги разобьется импортный лимузин - наверняка нечестно нажит... Однако нелегко жить с такими чувствами, правда? Злость еще никому не приносила счастья.

Дети растут, и большинство из них с годами изживают детский эгоцентризм. Но как предотвратить накопление ребячьих обид на "несправедливое" распределение благ? Ведь по мере накопления таких переживаний портится характер, искажается мироощущение.

Ответ кажется очень простым. Надо постараться предотвратить возникновение ситуаций, в которых ребенок чувствует себя обойденным . Этот простой ответ верен, но лишь отчасти. Действительно, задумаемся: достаточно ли сил и средств прилагаем мы к тому, чтобы наш ребенок радовался жизни и ее благам? Давно ли мы радовали его новой игрушкой, лакомым гостинцем? Жизнь родителей полна своих, взрослых забот, и какакие-то потребности ребенка порой просто выпадают из виду. Вроде бы можно найти и время, и деньги, чтобы доставить малышу удовольствие. Вот только все руки не доходят. Если действительно дело обстоит так, то все поправимо. Но это лишь частичное решение проблемы. Полностью желания ребенка невозможно предугадать и удовлетворить. Рано или поздно его растущие запросы наткнутся на предел материальных возможностей родителей. И снова закрутится механизм недовольства. Тем более, что вам одним придется соревноваться со всем светом. У Ани красивая кукла, у Лены нарядное платье, а Таню родители летом возили к морю... А превзойти хочется всех! По силам ли вам это?

Давно замечено: «Тоскуя о том, чего у нас нет, мы не пользуемся тем, что имеем». Пожалуй, именно в этом древнем афоризме заложено зерно той воспитательной стратегии, которой предотвращается и изживается зависть.

Возникает обычная ситуация: ребенок видит у товарища интересную игрушку и хочет такую же. Если можете, купите ему ее. Но не превращайте это в жизненный принцип. Таким образом можно решить одну частную задачу, но не проблему в целом. Главное - научить ребенка ценить то, что ему доступно. Ведь наверняка и ему кто-то завидует! Постарайтесь помочь малышу организовать свою игру так, чтобы он радовался тем вещам, с которыми реально имеет дело. Если пытаться растолковать ребенку ценность его собственных книжек, игрушек и т. п., то он может и не принять такого объяснения, возбужденный новым впечатлением. А вот если не пожалеть времени и привлечь малыша к реальной игре, ценность знакомых предметов станет для него явной и ощутимой.

Но зависть может порождаться не только «меркантильными» соображениями. Ребенок (да, пожалуй, и взрослый) ревниво относится к чужим успехам и преимуществам, в том числе и таким, которые не связаны с приобретением желанных предметов. Ведь нередко человек завидует чужим достоинствам, которых он сам, кажется, лишен. Зависть такого рода также может стать тормозом на жизненном пути. Но она может обратиться и в здоровое стремление конкуренции, когда чужие достоинства подстегивают желание их превысить.

Если вы видите, что чьи-то успехи ребенок воспринимает обостренно, постарайтесь, чтобы его чувства приобрели позитивную окраску. Чем тайно желать кому-то поражения, лучше попробовать честно обогнать его на этой дистанции. Если же именно в этой сфере ожидать успеха явно не приходится (ведь люди наделены разными способностями: в чем-то один превосходит другого, а в чем-то - наоборот), надо выбрать тот путь, который в большей мере позволяет надеяться на успех. Поощряемый к здоровому соревнованию и чувствующий одобрение собственных успехов ребенок не станет исподтишка злиться на товарищей.

Представим себе человека, которого не терзают муки зависти. Каков он? Ясно, что такой человек научился удовлетворять свои потребности доступными средствами, добиваться своих целей в честной борьбе. Он знает себе цену и не испытывает чувства неполноценности. Лишь к зрелому возрасту человек достигает таких достоинств. Удастся ли это ребенку, зависит от вашей поддержки.



Публикации по теме