Как понять, что ребенок страдает от недостатка родительского внимания? Материал (класс) на тему: Почему важно уделять внимание своему ребенку.

Екатерина Денибекова
«Как важно уделять внимание детям!» Консультация для родителей

«Чтобы вырастить ребёнка счастливым, нужно тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени». Эстер Селс дон

Я очень часто вспоминаю эту цитату!

Действительно, в первую очередь ребёнку необходима родительская забота , а самое главное любовь и внимание ! Самое главное – каждый ребенок должен чувствовать, что он любим родителями ! Только в этом случае он будет чувствовать себя счастливым. Мы же часто из-за нехватки времени «откупаемся» «отговариваемся» от детей подарками и дорогими игрушками. Но возникает вопрос : А заменят ли они живое общение, подарят ли столько позитива и радости, как совместные игры?

Порой во время прогулки на детской площадке мысли мамочек находятся, где-то далеко. Одни продумывают меню обеда и ужина, другие размышляют над тем, как успеть проверить уроки у старшего, выгладить кучу белья, кто-то с головой уходит в социальные сети…. а дети сами по себе, сами себя развлекают, как могут! Ведь так и происходит-дадим ребёнку лопатку в руки, а сами где-то далеко, в своих мыслях, бытовых делах. Отгуляли и бегом домой!

А вы только представьте, сколько было б счастья у ребёнка, если вы с ним поиграли! Сколько восторга вы бы увидели в детских глазах! Достали игрушки, настроили башен, дорог и гаражей, разложили посудку и тут папа бы присоединился и вот идеальный вечер в кругу семьи, а самое главное ребёнку столько радости бы доставили!Если он не будет чувствовать любви родителей , то и не будет чувствовать себя счастливым. А это очень важно для его развития , становления полноценной личностью.

И потом ребёнок не помеха в домашних делах, привлекайте и его к домашним делам, если папа взялся за какую-то работу по дому, то пусть он попросит ребенка оказать ему посильную помощь, то есть подержать какой-либо инструмент. Если же вы хотите пожарить картошку, тогда попросите ребенка помочь вам, а взамен после приготовленного ужина пообещайте поиграть с ним в его самую любимую игру. Если вы собираетесь за покупками, скажите ребенку, что вам очень необходима его помощь.

Я уверена, что совместными играми и временем, проведённым вместе, невозможно избаловать ребёнка, а вот сделать счастливее-вполне! Просто сумейте оторваться от домашних хлопот на 20-30 минут и побыть со своим ребёнком! И тёплые объятия Вам обеспечены! Ваша ласка, поцелуй, объятия могут заменить ребенку буквально все, потому что в первую очередь вы даете ему опору в жизни.

Публикации по теме:

Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка. Чем полезны сказки? Во-первых, сказки развивают.

«Как помочь эмоциональным детям». Консультация для родителей Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные.

Сегодня я бы хотела поделится своими мыслями о том как важно уделять время детям, любить их, играть с ними. Конечно же мы все приходим.

Консультация для родителей «Как развить внимание у ребенка» Консультация для родителей. «Как развить внимание у ребенка» Уважаемые родители! Помните, что внимание - важный психический процесс. Это.

Консультация для родителей «А можно ли тренировать внимание?» А можно ли тренировать внимание? Я, как педагог, в своей работе много внимания по вопросам воспитания детей уделяю сотрудничеству с семьями.

Консультация для родителей «Что важно знать о ребёнке третьего года жизни, чтобы понимать его?» Очень часто у родителей возникает такой вопрос. Маленький несмышлёныш ведёт себя так, что волей – неволей, ради его же собственного благополучия,.

Консультация для родителей «Что важно знать о ребенке трех лет, чтобы лучше понимать его» (О кризисе ребенка трех лет) Наконец-то вашему ребенку ровно три года. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает, разговаривает. Ему многое можно доверить, ваши требования.

Недостаток внимания родителей к своему ребенку нередко психологи называют главной причиной его проблемного поведения, такого как: воровство, агрессия, замкнутость и депрессия, повышенная тревожность, болезненная обидчивость, жестокость по отношению к животным и пр. Столь разные проявления, а корень зла один – недостаток внимания. Так ли это на самом деле?

Примеры из школы жизни свидетельствуют о том, что зачастую и повышенное внимание не приводит к успешному результату, несмотря на все старания родителей окружить ребенка безусловной любовью и безграничным вниманием. То ли родители неправильно внимание оказывают, то ли что называется «переборщили».

Воспользуемся знаниями новейшего направления в психоанализе — системно-векторной психологией, дабы разобраться в истинных причинах негативного поведения ребенка. От правильной постановки диагноза зависит — излечится больной или нет, так и с поиском причин поведения человека – докопаться до сути дела — означает найти действенное решение проблемы.

Между недостатком и избытком

«Вы своему ребенку мало внимания уделяете, вот он так себя и ведет – всеми ему доступными способами привлекает к себе внимание»

«Ваш ребенок неуправляем и избалован? Не надо было ему много внимания уделять!»

Так как же ? Как отыскать «золотую середину» между недостаточностью внимания и его избытком? Хорошо бы, конечно, иметь некий прибор, эдакий внешний индикатор родительского внимания — зазвенит колокольчик или лампочка красная замигает и родителям становится понятно – мало или много внимания они дали ребенку, становится понятно, что делать.

Пока не изобрели такой прибор, родителям приходится выбирать: либо уделять внимание чаду «на глазок», доверяя своей интуиции, чужим советам, либо изучать психологию. Точнее сказать, системно- векторную психологию, которая на сегодня и есть отличный путеводитель по правильному воспитанию детей для родителей и воспитателей.

Первым делом – дифференцировать

Важно не столько соизмерять количество единиц родительского внимания, сколько по-разному его проявлять к каждому конкретному ребенку. Все дети разные. Разные не только по внешним признакам, которые мы с легкостью различаем: блондин или брюнет, высокий или низкий, толстый или худой. Разные и по внутренним особенностям, которые без психологических знаний мы не различаем.

Мы видим и наблюдаем: один ребенок с рождения активный, подвижный, другой – спокойный, медлительный, первый легко идет на контакт с незнакомыми людьми, а второй от одной мысли об этом впадает в истерику. Почему так? Мы ищем сходства с поведением родителей, своей родни в детстве, если не находим, то разводим руками – «ни в мать, ни в отца». Как же воспитывать такого ребенка, непонятного и непохожего?

Системно-векторная психология объясняет: каждый ребенок рождается с особыми внутренними чертами, определяющими его характер, ценности, тип мышления, поведение – векторами. Вектора не передаются по наследству, поэтому дети и родители по свойствам своего психического могут существенно различаться друг с другом.

Соответственно, рекомендация психолога «побольше уделяйте внимания ребенку» и не работает. Родителям кажется, что они и так достаточно уделяют внимания ребенку или начинают, судя по себе, проявлять еще больше внимания, но негативное поведение ребенка не меняется – он так и не получает того, что ему действительно нужно. Его не понимают. Не могут удовлетворить истинных потребностей. Неудовлетворенность, все издержки неправильного воспитания и выливаются в итоге в негативное поведение ребенка, осуждаемое родителями и обществом.

Спрашивать же ребенка: «Что тебе надо, что тебе не хватает?» тоже не всегда неэффективно – мало кто из взрослых осознает истинные причины своих внутренних состояний и поведения, что уж говорить о детях. Мало ли что они думают, о том, что им надо, о том, что они хотят, вовсе не факт, что это реальность, а не ложные представления, навязанные кем-то – этим, собственно говоря, и отличается сознательное от бессознательного. Возможность заглянуть на самое дно души.

Познай свое дитя

Восемь векторов существует в природе, их сочетания в одном человеке и создают неповторимую личность. Природный потенциал заданный каждому ребенку требует развития и реализации, так как изначально вектора нам даны в базовых свойствах. В каком окружении окажется ребенок, какие условия для его развития будут созданы родителями от этого, в конечном счете, зависит его жизненный сценарий.

Агрессия, воровство, депрессия, истерики ребенка – показатели, прежде всего, неправильного воспитания. Свидетельства о том, что родители выбрали не подходящие методы для его воспитания. В чем конкретно ошиблись и как это исправить – у каждого случая своя предыстория. Общая рекомендация – различать детей по их векторам, узнать, как устроена детская психика.

Пример из жизни

В начальной школе стали жаловаться на мальчика, который начал воровать у одноклассников письменные принадлежности, конфеты. Семья более чем обеспеченная. Мама и папа занимают высокооплачиваемые должности. Психолог и сделала вывод: «родители мало внимания уделяют ребенку». Мама бросила работу, сосредоточилась на сыне, но покражи не прекратились. Мальчик изворачивался, прятал сворованное, лгал, что это не он, потом при предъявлении доказательств его вины пытался оправдаться, говорил, что сам не знает, почему он это сделал.

Мама слезно плакала: «Что тебе не хватает? У тебя все есть! Как тебе не стыдно!». И в качестве решения проблемы и избавления от общественного позора семьи, вырастившей «ребенка – вора» она перевела сына в другую школу. Решила начать с чистого листа. Однако проблема «из прошлого» не заставила себя долго ждать и в новом месте, с новым коллективом сверстников.

Недаром системно-векторная психология говорит нам о том, что если не заглядывать вглубь психического ребенка, то борьба с последствиями душевной травмы будет неэффективной. Дети с кожным вектором склонны к воровству. В архетипичных свойствах кожного человека присутствует потребность создавать запасы, подбирать все, что плохо лежит и припрятывать. Дальше кожный вектор развивается, с воспитанием приходит понимание своего и чужого, усвоение закона, существующих ограничений. Если кожный ребенок находится в стрессе, не чувствует себя защищенным, то нередко он снимает свое негативное состояние именно с помощью покражи.

Первый случай воровства мальчика – он подобрал упавшую ручку одноклассницы и припрятал ее к себе в пенал. Он еще не усвоил понятия «мое – чужое», необходимо было ему это просто спокойно объяснить. Но родители помимо возмущения, наказали его физически, что для кожного мальчика – стресс. Правильно, который снимается покражей. Это глубинный механизм самосохранения, заложенный в бессознательном. Припрятанная вещь, дает некую иллюзию защищенности кожному человеку во внешнем мире, так как его жизненные ценности – материальные. Когда мама бросила работу, ограничила сына во всем, продолжала лупить его, то проблема воровства не могла решиться от проявления такого рода родительского внимания.

Это один из тысячи случаев неправильного воспитания ребенка, непонимания его внутренних свойств. Хотелось бы, чтобы было наоборот – один негативный пример из тысячи позитивных. Хотелось бы, чтобы как можно больше родителей стали психологически грамотными. Хотелось бы, чтобы родители помнили народную мудрость: «маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки» и сделали все возможное, дабы предотвратить появления проблем (решать проблемы гораздо тяжелее, нежели их пресечь на корню). Благодаря тренингу по системно-векторной психологии это более чем реально и доступно для каждого.

Статья написана по материалам тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Родители могут искренне любить ребенка, но при этом не уделять ему достаточно внимания. Причины, на первый взгляд, самые уважительные: изнуряющая работа, обеспечивающая достаток и уверенность в завтрашнем дне, всепоглощающая забота о младшем члене семьи, напряженная учеба... Для ребенка такая ситуация не просто мучительна – опасна: неудовлетворенная потребность во внимании родителей порождает у него вереницу негативных представлений о самом себе, окружающих и мире в целом. Предупредить формирование ошибочных суждений вроде «Я недостоин любви», «Мои чувства и желания не имеют значения» легче, чем исправлять их в будущем. Каково значение родительского внимания для ребенка? По каким признакам взрослые могут понять, что маленький человек страдает от его недостатка? Существуют ли простые способы решить проблему? На вопросы портала ответила психолог Екатерина Гончарук (г. Москва).

На кону – счастливая жизнь

Внимание родителей – это один из понятных для ребенка языков любви (наравне с тактильным контактом и словами), поэтому недостаток внимания близких людей он воспринимает очень болезненно. Психолог Екатерина Гончарук объясняет, каковы жизненные перспективы такого ребенка:

– Тот, кто с детства чувствует себя недолюбленным, обречен на постоянную борьбу за место под солнцем и рано приходит к убеждению: «Любовь можно только заслужить». С малых лет такой человек примеряет на себя разные роли и маски, подстраивается под окружающих, стремясь получить от них порцию внимания, и не знает, какой он настоящий, каковы его истинные потребности и стремления. Если родители (как правило, бессознательно) регулярно транслируют ребенку мысль: «Мы любим тебя за то, что ты такой, как мы хотим» или предъявляют к нему непомерные требования, эмоциональная дистанция между ними и ребенком увеличивается. Результатом плохого контакта и обоюдной потери доверия часто становятся серьезные проблемы в семье в период полового созревания сына или дочери. Так, подросток может попасть в дурную компанию, начать курить, употреблять алкоголь, пристраститься к наркотикам, вступать в беспорядочные интимные отношения. Не получая позитивного внимания, он ищет хотя бы негативного. Ребенок, который смирился с мыслью, что сам по себе он недостаточно хорош, что любовь и внимание можно только заслужить или купить (например, с помощью денег, подарков), либо превращается в перфекциониста, который всю жизнь своими успехами и достижениями пытается доказать родителям, что он достоин их любви и внимания, либо становится жертвой заниженной самооценки и нередко до конца своих дней исповедует принцип «Не высовываться!».

Самоощущение и картина мира человека, который с первых дней жизни получал достаточный объем внимания близких, совершенно иные. Психолог Екатерина Гончарук поясняет:

– Ключевая установка «долюбленного» ребенка, который получает достаточно позитивного внимания родителей, звучит так: «я – ОК, ты – ОК». Такой ребенок растет в дружественном мире, верит в себя, легко вступает в контакты с окружающими, без особых сложностей находит друзей, быстрее учится договариваться и сотрудничать, в целом более оптимистичен. В сущности, способ и особенности взаимодействия с родителями как с первым социумом в жизни каждый человек переносит на остальных людей.

Внимание любой ценой…

– О том, что ребенку недостает внимания родителей, можно заподозрить, если он часто болеет (у него снижен иммунитет); замкнут, с трудом идет на контакт со сверстниками и взрослыми; обнаруживает болезненную привязанность к матери; демонстративно нарушает установленные правила и границы, регулярно устраивает себе праздники непослушания; ведет себя агрессивно, с охотой ввязывается в детские драки; осознанно сквернословит. Однако важно знать: указанные проявления могут быть вызваны не только нехваткой родительского внимания, но и другими причинами, – предупреждает Екатерина Гончарук. – Поэтому в каждом конкретном случае нежелательного или тревожащего поведения ребенка родителям лучше обратиться за консультацией к психологу.

Попытка ребенка получить внимание родителей проходит несколько стадий:

  • Желание позитивного внимания и поиск путей его завоевания. Ребенок ходит за мамой по пятам, не отпускает ее от себя, ноет, проникновенно заглядывает в глаза, перебивает, начинает «хулиганить», когда мама общается с кем-то, кроме него.
  • Неудовлетворенность результатами и усиление методов воздействия. Резкие действия, крики, нарушение границ и правил обычно позволяют маленькому человеку получить порцию негативного внимания .

Если ребенку не удается обратить на себя внимание взрослых с помощью плохого поведения, он выбирает одну из следующих стратегий:

  • «тихоня» оставляет попытки «урвать» долю родительского внимания, становится пассивным, постепенно отдаляется от мамы и начинает жить жизнью «вещи в себе» (при этом взрослые часто не замечают, что ребенок замкнулся);
  • «борец» мстит за невнимание с помощью агрессии, оскорблений. Месть иногда сопровождается стремлением получить хотя бы негативное внимание матери и отца.

– Выбор ребенком того или иного способа обратить на себя внимание зависит от того, на какие уловки ранее повелся родитель в подобных случаях. Большое значение также имеет темперамент. Ребенок экспериментирует, пробуя разные варианты и изучая реакцию взрослых, – объясняет психолог Екатерина Гончарук.

Как общаться с ребенком

Беспокоиться не о чем, если…

Напоследок психолог Екатерина Гончарук перечисляет признаки, по которым можно понять, что потребность ребенка во внимании матери и отца удовлетворена:

– У ребенка появляются собственные дела, он хочет побыть и поиграть один, без участия родителей. Если говорить в целом, такой ребенок растет дружелюбным и спокойным, легко идет на контакт, доверяет взрослым. Начиная с годовалого возраста (или чуть раньше) он без слез и истерик остается в компании знакомых взрослых, если мама ненадолго отлучилась из дому.

Беседовала Ирина Барейко

Главным в отношении родителей и детей является то, чтобы добиться того, что нужно и полезно для развития ребёнка, для того, чтобы он стал хорошим человеком, – и в то же время не воевать с ним, не портить с ним отношений. А это достигается тем, что родители постоянно подчёркивают своим отношением к детям: мы – Одно Целое, Семья, у нас ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, мы живем ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чрезмерная занятость родителей

Введение 2

§1. Изучение основных проблем взаимоотношений

Родителей и детей. 5

§2. Анализ значения межличностных отношений

(родители - дети). 9

§3. Определение объективных и субъективных причин

недостатка внимания со стороны родителей. 12

Глава II. Практическая часть. 14

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение № 1 20

Приложение №2 21

Рецензия 22

Введение

Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для самого ребенка.

Участие родителей в жизни ребёнка является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Таким образом, в общении с родителями происходит начальный период становления индивида.

Реализация всей системы отношений человека осуществляется именно в общении. Общаясь, у ребенка складывается определенное мировоззрение, он учится строить отношения с окружающими. Действительно, общение является жизненной необходимостью. Но современные дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Актуальность данной работы заключается в том, что чрезмерная занятость родителей в жизни детей рассматривается как одна из важнейших проблем современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без активного участия родителей в жизни ребёнка невозможна социализация индивида. Без активного участия родителей невозможно создание полноценного члена общества.

Целью исследования является изучение проблемы участия родителей в жизни детей.

В связи с поставленной целью были выработаны и решены следующие задачи:

1.Изучение основных проблем взаимоотношений родителей и детей.

2.Анализ значения межличностных отношений (родители - дети).

3.Определение объективных и субъективных причин недостатка внимания со стороны родителей.

Объектом исследования являются учащиеся школы №21 и их родители.

Предметом исследования является взаимоотношения родителей и детей.

Методы исследования - анализ периодической литературы, статистической информации, проведение анкетирования учащихся школы №21 и их родителей.

Гипотеза – главным в отношениях родителей и детей является взаимопонимание и доверие.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Взаимоотношения родителей и детей.

§1. Основные проблемы взаимоотношения родителей и детей.

Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты, да и задачи осознанной нет - "возиться с ним". А уж когда пошел в школу, то и подавно: "Вырос уже". Поэтому подросток в основном слышит стандартные вопросы: "Поел?", "Погулял?", "Уроки выучил?". И если все в порядке, общение прекращается, ребенок остается наедине со своими заботами и интересами, а то и бедами. А детям трудно примириться с родительским невниманием.

Зачастую они прямо попросят маму или папу "посидеть", "поиграть", "погулять", и нередко получают отказ. И вот тогда они находят более верный способ привлечь внимание: непослушание. То сын за телевизор сядет вместо уроков, то одежду не повесит, то магнитофон включит на полную катушку. Родители отвлекаются от своих дел, сыплют замечаниями: "Почему опять...", "Сколько раз тебе...". Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Из данного контекста возникает вопрос: «Какие претензии предъявляют современные подростки своим родителям?» Подростки не говорят о строгости, излишней опеке, недостаточной свободе и т.п. Их волнует чрезмерная занятость родителей, частое их отсутствие, недостаточное внимание с их стороны. Большинство подростков хотели бы чаще беседовать с родителями и в первую очередь сожалеют о том, что не могут свободно поговорить с ними обо всем.

Таким образом, подростки ставят на первое место не только свободу, а и необходимость более тесного общения с родителями.

Причинами чрезмерной занятости родителей являются ряд объективных и субъективных факторов, связанных как с личностными качествами родителей, так и с общественной сферой.

Анализируя основные факторы, мы в своей работе поднимаем ряд актуальных причин этого явления:

Засилье телевизионных программ и новых компьютерных игр, интернет;

Трудная материальная жизнь;

Нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;

Неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых;

Чрезмерная занятость родителей.

Современность выделяет как одну из основных причин отсутствия полноценного общения в семье является интернет – зависимость как у подростков так и у родителей.

Без Интернета сейчас нельзя представить себе полноценное существование современного общества, поэтому нужно искать альтернативу решению сложившейся проблеме интернет - зависимости у детей.

Если ребенок, особенно подросток, очень много времени проводит за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество.

Для ребенка характерно стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет ему удовлетворять потребности, которые по каким-то причинам не могут удовлетвориться в реальной жизни. Мы привыкли играть в ролевые игры с самого детства. Эти игры являются частью познавательной деятельности человека. Когда ребенок играет в ролевую игру, то он сознательно принимает на себя роль взрослого человека (мамы, папы, бабушки или дедушки), тем самым он удовлетворяет бессознательную потребность в познании мира, который его окружает. По мере взросления ребенок заменяет ролевые игры на интеллектуальные, но все же потребность принять на себя роль другого человека сохраняется. При помощи виртуальной реальности эту потребность можно удовлетворить в компьютерной игре.

Родители не должны оставлять без внимания своих детей, тогда интернет - зависимости можно избежать. Им стоит постоянно общаться со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

Еще одной не мало важной проблемой является трудная материальная жизнь в семье. Так как карьера и финансовые проблемы могут негативно сказываться и влиять на взаимоотношения родителей со своими детьми.

Исследователи университета Миссури постарались выяснить, как финансовые проблемы родителей и следующие за ними психологические расстройства, влияют на их отношения с детьми.

Ученые обнаружили, что те родители, которые испытывают финансовые затруднения, имеют меньшую эмоциональную связь со своими детьми, а их дети, в свою очередь, менее склонны к проявлению социально направленного поведения, такого как помощь другим или добровольное участие в чем-либо. К таким выводам пришла команда исследователей университета Миссури под руководством профессора Густаво Карло.

"Финансовое положение конкретной семьи зависит от всё большего количества общественных факторов, а финансовые проблемы могут привести к депрессии, которая вредит отношениям между родителями и детьми".

"Когда родители в депрессии, это неизменно сказывается на их взаимоотношениях со своими детьми". Исследовательская команда советует, родителям всё же не забывать о своих детях и как можно больше времени проводить со своими детьми.

Но, к сожалению, и нтересы детей и взрослых во многом могут не совпадать. Дети хотят играть, бегать, шуметь, кушать конфетки и поменьше трудиться. Взрослые хотят, чтобы дети учились, ели манную кашу, были дисциплинированными и внимательными. Что же нам делать? Неужели мы обречены на постоянную конфронтацию с детьми?

Каждая мама и каждый папа, несомненно, хочет, чтобы в их доме царила атмосфера любви и доверия. Но как быть с детьми подросткового возраста, ведь они хотят быть самостоятельными, уже имеют свое мнение и часто действуют вопреки нашим добрым советам? Непонимание между родителями и детьми подросткового возраста возникает во многих семьях, не зависимо от материального положения, религии и места проживания.

Родителям следует искренне интересоваться жизнью своего ребенка. Это не означает, что они должны полностью разделять интересы подростка, слушать его любимую музыку и играть в его компьютерные игры, но, тем не менее, уважать его увлечения.

Родители должны серьезно относиться к тому, что имеет большое значение для ребенка, даже если на их взгляд это не заслуживает внимания вообще. Им необходимо найти время для своего ребенка и заняться общим делом, таким, которое привлечет их. Если они начнут делиться некоторыми своими мыслями, спрашивать мнение ребенка, то очень скоро им будут доверены сердечные переживания.

Таким образом, родители смогут своевременно оказать помощь и поддержку необходимую детям. Помощь родителей – это, прежде всего их внимательное отношение к своим детям, заинтересованность в его друзьях, интерес к жизни класса, школы. Огромную роль играет создание дома спокойной обстановки, уважения к труду каждого члена семьи, забота о старших, об отдыхе. Подростку необходима совместная деятельность с взрослыми. Он может быть помощником в домашних делах. Родители могут привлечь ребёнка к своим увлечениям или разделить его увлечения. Именно совместная деятельность облегчает контакт с подростком, рождает духовную близость. В совместных занятиях не только родителям открывается характер ребёнка, но и они лучше узнают своих родителей.

Мы живем в слишком занятое время, когда многие родители забирают работу домой, уезжая из офиса, и это оказывает негативное влияние на их отношения с детьми.

Весь процесс развития ребенка от первых дней жизни и до конца подросткового возраста проходит под влиянием общения. Начиная общаться с одним близким взрослым, а затем, включая в круг общения все большее количество, как взрослых, так и сверстников, ребенок впитывает, анализирует, а затем и критически оценивает багаж знаний, накопленный многими поколениями людей.

Чрезмерная занятость родителей, в условиях которой родители стремятся обеспечить дитя всеми материальными благами, но не уделяют внимания духовному воспитанию, не обеспечивают столь необходимой детско-родительской связи, приводит к тому, что такие дети чувствуют эмоциональную отверженность со стороны родителей и подвергаются опасности в поисках недостающего тепла и ласки вне дома.

Родители очень часто корят себя за то, что мало уделяют времени детям или не научили их что-то правильно делать. На самом деле каждый родитель в каждый данный момент делает для ребенка то, что считает хорошим и полезным, а если совершает ошибки, то только потому, что его никто не научил, как это сделать иначе.

Вторичная занятость родителей, их чрезмерная загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, способствуют тому, что дети большую часть времени оказываются, лишены родительского внимания и контроля. Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении и сегодня важно говорить о значимости тесных взаимоотношений родителей и детей.

§2. Анализ значения межличностных отношений (родители - дети).

Основная проблема, которая стоит очень остро, это чувство вины, мучающее родителей из-за того, что они в силу своей занятости уделяют детям недостаточно времени.

Занятость современных взрослых - один из признаков нашего времени. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью - предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Зачастую можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности – занятые родители. Ускоренный темп жизни, профессиональная занятость работающих родителей, которым не всегда хватает времени не только на общение с ребенком, но и на выполнение домашних дел.

По вечерам занятые родители обязательно находят какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Чаще ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, выпускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Занятые родители покупают ему много красивых интересных игрушек или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами.

Вот ребенок играет в одиночестве в своей комнате или в своем детском уголке. Родители дома, но ребенок не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами.

Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого страдает. Ведь игры, какими бы занимательными ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.

Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность, гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного и необычного! Ребенку просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями. Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции...

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный ребенок с радостными блестящими глазами подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!»

Папа, не отрываясь от чтения, говорит: «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается: «Папа, ты даже не посмотрел! ». Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: «Какой красивый!». Мальчик просит: «Папа, а давай немного вместе порисуем». А в ответ слышит: «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай», - и включает телевизор. Дальнейшие уговоры папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слёз, плетётся в свою комнату.

Данная ситуация вовсе не единична, варьировать ее можно до бесконечности: на месте папы может оказаться мама, на месте мальчика – девочка, вместо телевизора может быть утюг, мягкий отказ может смениться грубым окриком или подзатыльником. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию вашего ребенка, но и его здоровью.

Заметив, однако, что в данной ситуации важное и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Занятые родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе.

Ребенок должен понять, что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять: если мама перестанет стирать или готовить ужин и пойдет с ним играть, от этого будет плохо всем и ему самому тоже – придется ходить в грязной одежде, остаться голодным.

Ребенок должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие – родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут хотя бы немного отдыхать, они могут серьезно заболеть.

Родителям необходимо стараться понять своего ребенка, а не оценивать только его поступки. Так закладывается основа взаимного доверия между родителями и детьми. Поскольку они заняты на работе, к тому же у них есть еще и домашние дела, им следует каждый день выделять время для полноценного общения с ребенком. Ценность общения измеряется не количеством времени, проведенного вместе, а его качественными характеристиками, которые выражаются во внимании, уважении, понимании.

§3. Определение объективных и субъективных причин недостатка внимания со стороны родителей.

Ребенок или карьера? Казалось бы, странный вопрос. Как можно выбирать между этими одинаково важными и неотъемлемыми сторонами нашей жизни? Однако наши стереотипы давно разделили детей и работу на два абсолютно противоположных мира. К сожалению, сегодня получается, что это два взаимоисключающих друг друга понятия.

У работающих родителей свои проблемы, о которых мы и хотели бы сейчас поговорить. Проблема, которая стоит очень остро, - это чувство вины, мучающее родителей из-за того, что они в силу своей занятости уделяют детям недостаточно времени.

Бывает, что чувство вины у родителей возникает как защитная реакция. Им кажется, что их главная задача - обеспечить высокий материальный уровень жизни для ребенка, чтобы он мог учиться в престижной школе, отдыхать на лучших курортах. Но все равно в глубине души родители понимают, что уделяют ребенку мало внимания, а, следовательно, никак не могут отнести себя к числу хороших родителей.

Ребенку важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности.

Чувство душевного покоя оттого, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

Ведь ребенок с ранних лет привык сам решать свои «проблемы», заранее зная, что мать или отец всё равно ответят ему, что именно некогда, что у них нет времени на подобную ерунду. Изо дня в день, слыша такие ответы родителей, видя их постоянную спешку, невозможность или нежелание оторваться от своих проблем и забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и не пытается даже сблизиться с родителями.

Создать понимание того, что родители тоже имеют право на свои интересы, заботы, - означает сформировать у ребенка собственную целеустремленность в будущем. Ребенок должен преодолеть свой эгоизм, научиться принимать и отдавать любовь, а не просто требовать. Ему достаточно знать, что о нем всегда помнят и любят.

Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?

"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос часто встречается в анкетах для родителей. Однако, если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями, и было ли ему это приятно: "Мы ходили в луна-парк, а затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в самолете..." Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе (в психологическом смысле слова), для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.

Ребенку необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Несколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.

Заключение

Главным в отношении родителей и детей является то, чтобы добиться того, что нужно и полезно для развития ребёнка, для того, чтобы он стал хорошим человеком, – и в то же время не воевать с ним, не портить с ним отношений. А это достигается тем, что родители постоянно подчёркивают своим отношением к детям: мы – Одно Целое, Семья, у нас ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, мы живем ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ.

Кстати, такие родители всегда с любопытством относятся к внутреннему миру своих детей, играют с ними. Поэтому ребёнок не видит в маме только Надзирательницу и Домомучительницу. Не считает, что от взрослых исходит только негатив.

Конечно, родители имеют право на конфликты с детьми, имеют право их наказывать, в том числе и достаточно строго. Однако это совсем не обязательно портит их с детьми отношения. Если они видят в детях союзников и не считают изначально, что они будут противиться всему, что полезно, и значит, их нужно всегда подталкивать и заставлять, – то могут позволить им быть строгими и требовательными. Дети это воспримут как должное, хотя и могут обидеться в первый момент.

Дети и родители – действительно разные. Родители очень многое видят по-разному, и это неизбежно. Превратиться во взрослого ребёнок не может: он может им стать – но для этого нужны долгие годы. Вовсе не нужно скрывать от детей, что многое родители понимают не так, как они. Но при этом очень важно не забывать: это их дети, их лучшие друзья на всю жизнь. Они должны с ними сотрудничать.

Дети будут помогать им сами, потому что это приятно, потому что это возвышает человека в собственных глазах – когда он кому-то помогает, а тем более – маме и папе.

Это, в сущности, очень легко. Не нужно только противопоставлять себя детям. Мы живём вместе и должны решать все проблемы вместе. И тогда всё будет хорошо: и у нас, и у них.

Список литературы

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: Аргументы и факты, 1993. - С.12-27.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2005. - С.57-72.

Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М: Гардарики, 2001. - 480с.

Зверева О.Л. Семенная педагогика и домашнее воспитание. - М: Академия, 1999. - С.5-21.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 312с.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М: Просвещение, 1989. - 255с.

Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер, 2000. - 988с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М: Академия, 1998. - 425с.

Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1993. - 442с.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М: Академия, 1994. - 189с.

http://www.astromeridian.ru/psy/zanjatye_roditeli.html

Приложение №1

10 заповедей для родителей.

Януш Корчак

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

He требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Приложение №2

Правила общения с ребенком:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.




Публикации по теме