Детский патронаж что. Посещения патронажной медсестры

Представления о патронаже новорожденного у большого числа сограждан довольно размытые. Особенно у тех, кто рожает впервые. Ожидание первого визита врача для них - стресс. Но так происходит лишь потому, что они точно не знают ни целей, ни процедуры, ни схемы проведения. А ведь на самом деле данная процедура достаточно полезна, и от нее не стоит отказываться без причин.

Специальные визиты медицинского персонала к матери с новорожденным дитя называют патронажем. Слово имеет французское происхождение и обозначает «покровительство». Оно хорошо раскрывает цель этой процедуры: государство помогает здоровому развитию и росту своего маленького гражданина.


Особенно важен патронаж в период до первого года жизни. Именно в это время проявляются основные особенности развития нового человека. В том числе и те, которые могут привести в будущем к каким-то проблемам. Также в этот период жизни делают немало прививок. Составление их календаря - одна из главных целей этой процедуры.

Если коротко, то патронаж - это тщательный осмотр новорожденного участковым врачом и медсестрой, во время которого матери дают рекомендации относительно правильного ухода, кормления и развития малыша.

Важность патронажа

Патронаж важен потому, что позволяет выявить любые болезни только что родившегося ребенка на самой ранней стадии, когда они еще не так опасны. Или определить патологии в развитии и максимально их ослабить.

Основные задачи

Родители иногда не вполне понимают, с какой целью патронируют. Ответ же на самом деле прост: цель этой процедуры - не допустить отклонений в развитии появившегося на свет маленького гражданина.

Сколько раз в месяц проводится патронаж?

Патронируют от четырех раз во время первого месяца жизни недоношенного ребенка до одного раза в полгода, если тот достиг возраста трех лет. Таким образом, схема составляется в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Цели и сроки первого патронажа малыша

Первичный патронаж новорожденного играет большую роль в последующем благополучном развитии малыша. Цели этого мероприятия, проводимого участковым терапевтом и медсестрой на дому у матери с ребенком, очень простые:

  • проконсультировать женщину относительно правильного ухода за младенцем;
  • помочь ей в послеродовой период;
  • дать рекомендации, касающиеся организации режима дитяти;
  • посодействовать в организации кормления малыша, включая грудное вскармливание;
  • осуществить профилактику распространенных болезней;
  • оценить общее состояние здоровья ребенка;
  • определить сроки профилактических визитов и календарь прививок .

Такой первый осмотр осуществляют в период от одного до трех дней после выписки роженицы (с момента сообщения об этом со стороны родильного дома).

Как проводится первый осмотр

Первый осмотр доношенного ребенка проводят по специальному алгоритму, называемому схемой.

Обязанности сестры

Обязанности медсестры по проведению патронажа - самые обширные. Именно она занимается большей частью процедур. В обязанности сестры входят следующие действия и процедуры:

  • осмотр дитяти;
  • проверка документов, выданных в роддоме;
  • заполнение первой карточки малыша;
  • оценка его нервно-психологического состояния;
  • оценка жилищных условий и общей семейной атмосферы;
  • уточнение и оценка характера вскармливания;
  • рекомендации по уходу за новорождённым, включая маникюр.

Медсестра сама занимается всеми необходимыми манипуляции и демонстрирует порядок матери. После этого позволяет осуществить их под своим надзором. Ведет при этом она себя как можно дружелюбнее, и демонстрирует готовность помочь.

Обязанности врача

Главная обязанность доктора во время первого патронажа - это квалифицированный осмотр маленького пациента. Он тщательно проверит наличие любых тревожных симптомов, сравнит развитие малыша с нормальными показателями и поможет матери составить календарь последующих обследований, а также прививок.

Второй и последующие патронажи

Патронируют детей по специальной схеме. Сроки проведения всех процедур рекомендованы специализированными медицинскими институтами. Частота патронажа сильно зависит от возраста ребенка. Так, в течение первой недели его жизни медики совершают визит дважды. В последующие недели частоту сокращают до одного раза за неделю.

С момента перехода ребенка в категорию грудничков и до трех лет схема патронажа выглядит так:

  • до полугода - дважды в месяц;
  • до года - раз в месяц;
  • от года до двух - раз в 3 месяца;
  • от двух до трех лет - раз в полгода;
  • после трех лет - раз в год.

При удовлетворительном развитии ребенка, после трех лет патронаж зачастую прекращают. В то же время, при обнаружении патологий осмотры осуществляют чаще.

Учет медицинской документации

Во время первого патронажного визита врач и медицинская сестра приносят с собой документ, называемый бланком патронажа. Существует установленный порядок его заполнения, пример которого легко получить в любой поликлинике. Эскиз также должен присутствовать на руках у медицинского персонала, посещающего маму с ребенком.

Основная работа по заполнению любых документов, относящихся к осмотру, лежит на враче и сестре. В то же время, есть ряд сведений, которые указывает мать. Речь идет о паспортных данных и адреса, с которых и начинается вышеупомянутый бланк.

Заполнение документов медсестрой

Определенную часть бланка осмотра заполняет сестра, а не родители или врач. Она касается сведений о здоровье родителей и ходе беременности. Часть бланка, предназначенная для заполнения медсестрой, называется «Акушерский анамнез».

Первым делом сюда вносят данные о том, какими болезнями страдала мать, переживала ли она выкидыши. Сообщают о том, переносила ли она аборты, и были ли угрозы прерывания перенесенной беременности.

Далее указывают, есть ли у матери какие-то вредные привычки. Также помечают, есть ли профессиональные риски или проживают ли родители в экологически неблагополучной местности. Вписывают и сведения о моменте первого крика ребенка - произошел он сразу или через какое-то время. На сестре лежит обязанность указать данные о прививках, а также об общем состоянии новорожденного малыша.

Заполнение бланка врачом

Определенную часть бланка заполняет, во время первого патронажа, не медсестра, а врач. Ему придется вписывать сведения о здоровье и самочувствии малыша. Первая часть бланка, заполняемая доктором, носит названия «Жалобы» и «Анамнез заболевания». Сюда вписывают все жалобы на самочувствие ребенка, на которые указывает его мать. Кроме того - сведения о болезнях и их лечение в стационаре, если таковое было сразу после появления на свет.

Следующая часть документа, заполняемая врачом, называется «Анамнез жизни». Сюда вносят все сведения, касающиеся характера вскармливания малыша, его психомоторного развития.

Особенности проведения процедуры

В некоторых случаях патронируют с определенными особенностями. Это может быть связано как со специфическим состоянием здоровья малыша (например, наличием наследственных заболеваний), так и с его недоношенностью.

Порядок проведения осмотров в двух вышеуказанных случаях подразумевает большую их частоту и внимание к наличию тревожных признаков.

Для грудничка с наследственными заболеваниями

Первые недели жизни новорожденного с подозрением на наличие наследственных болезней - особенные. В отличие от других, его не выписывают сразу же из роддома домой. Первым делом его кладут в стационар, где подвергают всестороннему обследованию. Выписку не производят до того момента, пока не станет доподлинно ясно, болен ли ребенок или здоров. И если болен, то чем конкретно.

Для ребенка, родившегося раньше времени

Первая особенность патронажа недоношенного ребенка - это его обязательное посещение врачом уже в первый день после выписки. Схема осмотра в общих чертах повторяет ту, которая предусмотрена для обычного малыша. Главный упор делают на частоту визитов. В первый месяц жизни недоношенного младенца врач посещает его не меньше четырех раз. А сестра - не реже двух раз в неделю, навещая каждые семь дней.

Пристальное внимание уделяют профилактике рахита. Эта болезнь довольно часто поражает детей, родившихся раньше положенного срока. Для того чтобы не допустить развития данной патологии, вводят витамин Д и осуществляют лечебные массажи. Не пренебрегают закаливающими процедурами.

При достижении двухнедельного возраста облучают лечебным ультрафиолетом. Срок диспансерного наблюдения для такого ребенка повышается до семи лет.

Можно ли отказаться от патронажа

Действующее законодательство разрешает отказаться от патронажа. Для этого требуется официальное заявление на имя заведующего поликлиникой, к которой приписан ребенок. Документ пишут в произвольной форме. Упор делают на перечень разумных причин, по которым родители не хотят видеть в своем доме медицинских работников.

Стоит понимать, что после удовлетворения данного заявления вся ответственность за здоровье новорожденного ложится на самих родителей. Они лишаются возможности получить квалифицированную консультацию на дому. В то же время, это не избавляет от прививок и других процедур.

Законодательное регулирование

Патронаж осуществляют по закону. А именно, в соответствии с законом «Об охране здоровья граждан», статья 37.1, и приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2010.

Заключение

Патронаж малышей - ответственная процедура. Благодаря ей вовремя выявляют целый ряд опасных болезней. А матери, родившие первый раз, получают квалифицированную консультацию. Но если родители не желают видеть медиков дома, то отказываются от нее.

Патронаж новорожденного — это тщательное наблюдение за ребенком на протяжении первых нескольких месяцев его жизни. Как правило, патронаж проводится достаточно активно и врач или медсестра самостоятельно посещают вас и вашего ребенка дома. После того, как вас выпишут из роддома, то справка о рождении ребенка будет передана в поликлинику, которая находится по месту жительства. Если же роды проходили дома или в другом роддоме, то женщина должна самостоятельно занести справку.

Патронаж новорожденного должен проводиться для всех детей без исключения. Стоит отметить, что сегодня есть большое количество частных клиник, которые также могут предложить патронажные услуги высокого качества. Несомненно все мамы хотят поскорее вернуться с ребенком домой. Когда это наконец-то случается, то женщины начинают нервничать, что они могут что-то делать не так и довольно часто просто не могут успокоить плачущего ребенка. Для того, чтобы молодые мамы могли набираться опыта и не совершали ошибки и было принято решении о применении специальной системы патронажа.

Кто проводит патронаж новорожденного

Патронаж новорожденного, как правило, проводит врач педиатр или же медсестра. Отвечают эти люди за разные задачи. Например, врач осматривает ребенка и оценивает его состояние здоровья. Если есть необходимость, то назначает лечение. За первый месяц жизни ребенка, врач должен посетить и осмотреть его три раза. При наличии проблем со здоровьем, количество визитов нужно увеличить.

Медсестра должна же в свою очередь рассказать молодой маме о том, как правильно кормить ребенка, купать, прогуливаться и закаливать. Кроме того она помогает скорректировать правильный рацион мамы и ласт всю необходимую информацию о приемах в поликлинике (расписания, номер телефона и так далее). За первый месяц жизни медсестра должна приходить к нему в среднем 3-5 раз.

Как именно проходит патронажный осмотр

Впервые медсестра и врач должны посетить ребенка через несколько дней после прибытия из роддома домой. Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то его необходимо осмотреть еще и в день выписки. В случае, если выписывать ребенка собираются в выходной день, то его должен осмотреть дежурный врач поликлиники для того, чтобы убедиться что с ним все в порядке.

Как правило, на следующий день после выписки к вам придет медсестра и расскажет все, что вам надо знать в первое время. На протяжении следующих десяти дней она будет приходить к вам еще три раза. Врач на протяжении месяца, с условием, что ребенок здоровый, будет осматривать его раз в неделю.

Как правильно подготовиться к патронажу

Основной задачей патронажа новорожденного ребенка есть оценка бытовых условий жизни и конечно же состояния здоровья самого малыша. Поэтому желательно перед приходом врача убраться в доме. Заранее нужно подготовить выписку из роддома, сертификат на прививки и список вопросов, которые вы бы хотели задать специалисту. Некоторые из врачей могут относиться к патронажу более, чем формально, а поэтому не нужно стесняться задавать вопросы и настаивать на том, чтобы вашего малыша тщательно осмотрели.

Также нужно для осмотра заранее приготовить пеленку и место, где можно будет осмотреть ребенка. Также вам понадобятся ватные палочки, перекись водорода, сменный памперс и блокнот, где бы вы могли записать важные для вас ответы на вопросы и расписание приема врачом в поликлинике.

Что осматривает врач при патронаже новорожденного

Во время осмотра особое внимание обращается на цвет кожи ребенка, ведь ребенок может страдать желтушкой. Которая проявилась уже после выписки из роддома. Кроме того врач обратит внимание на мышечный тонус, оценит рефлексы малыша. Важным моментом есть осмотр головы ребенка и состояние родничков. Также врач осмотрит пупочную ранку и расскажет вам в подробностях как нужно за ней ухаживать, а некоторые врачи или медсестры могут и показать весь этот процесс.

Не забывают во время патронажа и о женщине. Нужно обязательно осмотреть состояние молочных желез и дать все рекомендации по кормлению, которые бы помогли избежать развития лактостаза и мастита.

Патронаж медсестры в 1 месяц Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за новорождённым выполняют полностью, частично, не выполняют.

Проведена беседа по профилактике рахита, особенностям ухода за ребёнком, обучена комплексу массажа №1.

Жалобы: нет; на_____________________________________________________________

Исключительно грудное

Смешанное

Осмотр:

Пупочная ранка: чистая, мокнет, под корочкой.

НПР : кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете _______, вздрагивает при резком звуке ________, первая улыбка ________, пытается держать головку лёжа на животе ________.

3.Туалет новорождённого ежедневно; умывание водой 28 0 С;

7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито - чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 2 месяца Дата:

Социальная среда

Жалобы

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.

Осмотр:

Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________

НПР : следит взором за движущейся перед глазами игрушкой ______, прислушивается____

Улыбается в ответ на речь взрослого _______, хорошо держит головку, 1-2 минуты, в вертикальном положении_______________________________________________________.

1.Питание: исключительно грудное, по требованию.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 27- 28 0 С;

4.Выкладывать на животик перед кормлением, материнский (тактильный) массаж, с 1,5 мес.- комплекс массажа и гимнастики - № 1;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

8.Консультация специалистов: невролог, окулист, хирург, УЗИ в/о + тбс, ЭХОКГ, НСГ.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 3 месяца Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

2.1.Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

3.1.Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________

НПР : следит взглядом за игрушкой _______, прислушивается____

комплекс «оживления»________, хорошо держит голову лежа на животе, есть упор ног _________, случайно наталкивается на игрушку рукой _________, гулит _________________.

А с, А з, Э, Д о, Д р -

1.Питание: исключительно грудное, через_____ ч.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-36 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3. Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 26 0 С;

4.Комплекс массажа и гимнастики - № 2;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито- чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.

8.Консультация специалистов: невролог, ортопед, ЗРТ, ОАК, ОАМ.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 4 месяца Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов с 4- 6 мес., особенностям НПР в 4 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм № 1, 2. Однокомпонентные

Фруктовый сок _________________________ по ____________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь ________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, цвет __________, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна _____________________________________________.

НПР : узнает мать _____, поворачивает голову на звук ________, переворачивается со спины на живот ______, захватывает подвешенную игрушку ________, громко смеётся _______, длительно гулит _______.

А с, А з, Э, Д о, Д р -

Прикормы: однокомпонентные продукты ________________________________________

Прикорм № 1______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 25 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 5 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 2, особенностям НПР в 5 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Аппетит хороший, избирательный.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2 однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

НПР : отличает чужих от своих _____, различает интонации ______, поворачивается со спины на живот ______, стоит не подгибая ног, при поддержке под мышки _____________, чётко берёт игрушку ______, продолжает долго гулить ______________________________

А с, А з, Э, Д о, Д р Р а -

1.Питание: грудное, смешанное, искусственное (смесь ___________ по ____гр.) через_____ ч.

Прикормы: монокомпонентные, многокомпонентные ______________________________

__________________________________________________________________________

Прикорм № 2______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

Фруктовые пюре и фруктовые соки по 50 гр. (при полном введении прикормов №1 №2);

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 3;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 6 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 3, особенностям НПР в 6 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Грудное

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм:

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР : переворачивается с живота на спину _______, подползает _____________, свободно берёт игрушки из различных положений ________, произносит слоги(начало лепета)______________, снимает пищу губами при кормлении ____________________________________________.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 60 гр., мясо с ½ ч. л. до 20гр.

Прикорм № 3______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов: невролог, ОАК,ОАМ.

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 7 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 7 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша_________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток ____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ползает ________, перекладывает игрушку из руки в руку_____________________________

Многократно произносит слоги (лепечет)_________, на вопрос «Где?» -находит предмет _______, расположенный в определённом месте _________, пьёт из чашки, которую держит мама _______.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 70 гр., желток ¼ ч. – 1-2 раза/нед., мясо до 30 гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 8 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 8 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Мясо _________________________________по___________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: самостоятельно садится и сиди _________, самостоятельно встаёт у опоры и переступает, держась за барьер _______________, игрушками занимается долго _________________________,

Громко произносит слоги __________, по просьбе выполняет «ладушки», «до свиданья»_______.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 80 гр., мясо 10-30 гр., желток по ½ ч. через день, мясо до 40гр.+ субпродукты (печень), сухарик 10-15гр., горошек, укроп, лук., кефир детский до 200гр.

Рыбный прикорм с ______ ч. л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

6.Прогулки: ежедневно;

9.Консультация специалистов:

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 9 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 9 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ходит при поддержке за обе руки ________, действует с предметами по- разному ____

Подражает слогами, которые имеются в лепете ________, по просьбе находит предмет, достаёт его из массы игрушек ______, знает своё имя _______, умеет пить из чашки придерживая ее руками ____. Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 90 гр., мясо 10-30 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 34-33 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 23 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов: ОАК,ОАМ

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 10 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 10 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: влезает на невысокую поверхность и слезает с неё ___________________________,

Умеет открывать, закрывать, вкладывать один предмет в другой _________, подражает разным слогам взрослого __________, знает названия частей тела ______________________, пьёт из чашки _____________. Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 20- 40 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 32-31C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 22 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 11 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 11 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: стоит самостоятельно без опоры ________, накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки _________, произносит первые слова – обозначения ________, выполняет элементарные требования взрослых _________, сам пьёт из чашки_____________________

Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 40-50 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 30-29C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 21 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 12 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 12 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ходит самостоятельно _______________, произносит 8-10 слов ___________________, увеличивается запас понимаемых слов _________________, выполняет элементарные требования взрослых ___________________, сам берёт чашку и пьёт из неё _____________.

Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 50-60 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки, паровые котлеты) + субпродукты до 50 гр., рыба по 60 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 28-27C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 20 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

1. Алешина Е.И., Юрьев В.В. Практика вскармливания детей первого года жизни. СПб. -80с.

2. Афанасьева О. Детское питание. – М.: Эксмо, 2008. – 256с.

3. Боровик Т.Э., Ладодо К.С., Яцык Г.В., Скворцова В.А., Конь И.Я.: Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в российской Федерации/ Практика педиатра. Детское питание, март 2008. – режим доступа к журналу:http://medi.ru. – Загл. с экрана

4. Боровик Т.Э., Скворцова В.А., Нетребенко О.К. Прикорм в питании грудных детей. Педиатрия, 2008; 87(4): с.79-85

5. Вальман Б., Томас Р. Первый год жизни ребёнка/ пер. с анг. М.: Издательство БИНОМ, 2006.- 152с., ил.

6. Гурова М.М. Современные подходы к питанию детей /М.М. Гурова/ - Москва: МедЭкспресс, 2007.-147с.

7. Грудное вскармливание. Как обеспечить успех / Практическое руководство для медицинских работников/ ВОЗ.: Копенгаген, 1997. – 135с.

8. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребёнок от 0 до 7 лет. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.

9. Евграфова Л.Э. Практика грудного вскармливания: учебное пособие для студентов. – Архангельск, 2009. -82 с.

10. Ежова Н.В., Ермакова О.Э. вскармливание детей раннего возраста: Учебное пособие. – Мн.:Книжный Дом, 2005.- 3-46с.

11. Капранова Е.И. Основы вскармливания детей первого года жизни: учебно – методическое пособие /Е.И. Капранова и др./ - Ростов – на –Дону: Феникс, 2008.- с.87.: ил.

12. Кильдиярова Р.Р. Питание здорового ребёнка: руководство /Р.Р. Кильдиярова: - М.: – ГЭОТАР - Медиа, 2011. – 224 с. : ил.

13. Колмыкова А.С., Ткачева Н.В., Марочкина Л.И. и др. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 335с.

14. Конь И.Я. Детская диетология: достижения и проблемы /Педиатрия/2012/Том 91/ №3. – с.59-67.

15. Коровина Н.А., Захарова И.Н. К дискуссии по проблеме рационального вскармливания детей раннего возраста. Педиатрия. 2002 № 1. – с. 56-60

16. Крюгер А. Первый год жизни ребенка, М.: ООО Издательство Астрель», 2002. -317с.

17. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание от рождения до года. М.: Лабиринт Пресс, 2008. -240с.

18. Ладодо К.С., Дружинина Л. В. Детское питание от года до семи лет, 2008. -272с.

19. Макарова В.И., Плаксин В.А., Бабикова И.В. и др. Грудное вскармливание / методические рекомендации для студентов ФВСО. СГМУ.- Архангельск. 2006. – 40с.

20. Макарова В.И. Питание детей грудного возраста: учебное пособие/ В.И. Макарова, И.В. Бабикова, Н.Л. Избенко и др./ - Архангельск. 2003. – 35с.

21. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России, 2011

22. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы Сан ПИН 23.2.1940-05 «Организация детского питания» (с изменениями от 27.06.2008г.)

23. Фрэнсис М. 52 легких способа научить детей питаться правильно / Перевод с англ. Корняковой А.В. – М.:ЗАО Центрополиграф, 2008. – 8-10с.

24. Фрэнсис М. 52 лёгких способа научить детей питаться правильно. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.

25. 7. Шовкун В.А., Усейнова Н.Н. питание детей от рождения до года. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 22с.

С появлением малыша в семью приходят не только огромное счастье, любовь, забота, но и неотъемлемые чувства тревоги и страха. Как бы будущие родители ни были подготовлены к рождению и воспитанию своего маленького чуда, но без посторонней помощи, особенно медицинской, им не обойтись.

В роддоме, где круглосуточно есть медицинский персонал, наблюдение и консультирование, мама и родственники чувствуют себя уверенно, а вот только им стоит покинуть стены этого заведения и остаться один на один с ребеночком, может возникнуть паника, неуверенность и определенные страхи. Поэтому и существует патронаж новорожденного.

После выписки из роддома поликлинической службе передаются данные о новорожденном. Если семья меняет прописку или место жительства, то они в обязательном порядке должны самостоятельно сообщить о своем переезде и встать на учет в детскую поликлинику по месту фактического проживания. Это необходимо для возможности медицинских работников провести патронаж новорожденного. Образец необходимых документов всегда есть в лечебно-профилактическом учреждении. Маленькие дети обслуживаются вне зависимости от места прописки или города рождения.

Сроки патронажа новорожденных

Диспансеризация и первичный визит медицинского персонала должны быть произведены в первые три дня после выписки из родильного отделения и являются регулярными в течение первого месяца. Следует отметить, что на знакомство и осмотр новорожденного врач приходит совместно с медицинской сестрой, а впоследствии, при отсутствии на то весомых оснований, визиты медсестра совершает самостоятельно. Она держит участкового педиатра в курсе состояния малыша, заполняя также всю необходимую медицинскую документацию.

Как происходит патронаж?

Первый патронаж новорожденного, если малыш отнесен к группе риска, должен быть выполнен в первые сутки после выписки. Первую неделю визиты наносятся ежедневно, затем их кратность уменьшается, и при отсутствии отклонений в развитии ребенка и физиологических изменений последующие посещения проводятся на третьей и четвертой неделях жизни малыша.

Основные задачи

Первичный патронаж новорожденного преследует такие цели:

  • знакомство с новорожденным и его семьей;
  • проверка здоровья малыша и мамы;
  • оценка жилищных условий и социального статуса семьи;
  • обучение мамы основным правилам ухода за ребенком;
  • психологическая и консультативная помощь молодым родителям.

Безусловно, патронаж прежде всего заключается в оценке состояния здоровья и развития малыша. Для этого врач собирает подробный анамнез течения беременности и родов, возможных осложнений и патологических состояний, групп риска и хронических заболеваний у родителей и кровных родственников, проводит общий осмотр ребенка.

Затем врач приступает к непосредственному осмотру малыша. Особое внимание уделяется состоянию кожных покровов (их цвету, чистоте и наличию каких-либо высыпаний, опрелостей или ранок, особенно в складочках) и слизистых оболочек. Педиатр оценивает рефлексы, набор веса, особенности вскармливания, характер дыхания и сердцебиения, выраженность вздутия и характер испражнений. Дополнительно проводятся аускультация легких и сердца, пальпация живота, осмотр родничка и пупочной ранки.

Настоящий патронаж новорожденного дополняется осмотром и мамы. Особое внимание уделяется груди, и если ребенок находится на грудном вскармливании, - правильности прикладывания и активности сосания малыша. Одновременно даются рекомендации по питанию мамы.

Дополнительно медицинский персонал может поинтересоваться наличием домашней аптечки и ее составляющими и в случае необходимости порекомендовать дополнить ее необходимыми медикаментами неотложной помощи и средствами ухода за ребенком.

Патронаж медсестры заключается не только в помощи врачу и заполнении рутинной документации, но и в непосредственной работе и общении с новорожденным и его семьей.

Медицинская сестра расскажет и на практике покажет, как правильно обрабатывать пуповинку, чистить носик, ушки и глаза, как купать младенца и подстригать ногтики.

Подготовка родителей к патронажу

Патронаж новорожденного ребенка требует подготовки не только медицинского персонала, но и самих родителей. Каких-либо особенных действий, конечно, не требуется, но стоит купить бахилы и бумажное полотенце. Также запаситесь одноразовыми перчатками и дезинфицирующими средствами и без стеснений просите осматривать вашего малыша в них и следите, чтобы врач не забыл обработать свой фонендоскоп спиртом, который вы ему любезно предложите.

Подготовьте место для удобного осмотра ребенка. Лучше всего, если это будет пеленальный столик со свободным доступом к нему. Не менее важно хорошее освещение в комнате.

Соберите всю медицинскую документацию и подготовьте список интересующих вас вопросов, поскольку, когда дело дойдет до них, вы от волнения можете забыть то, что хотели спросить.

Заполнение медицинской документации

После проведенного осмотра и консультирования заполняется вся необходимая документация. На этом можно считать завершенным патронаж новорожденного. Образец представлен ниже.

В возрасте _______, на ____ день выписки из роддома № ____, мальчик(девочка) от ____ беременности, ________родился(-ась) доношенный(-ая)/недоношенный(-ая). Вес при рождении ______, вес при выписке ______, рост _______, окружность головы ________. Состояние ребенка после родов ______. Диагноз __________, лечение (если проводилось) _____________. Ребенок находится на вскармливании _______________. состояние пупочной ранки ______. Желтуха появилась на ______ сутки, не было. Группа крови и резус-фактор ___________ ребенка. Хронические заболевания матери ________________________________, отца ____________________________. Контакт по туберкулезу __________. Состояние молочных желез матери _________________________________________________________________.

Общий осмотр ребенка: состояние __________, температура тела ________. Кожные покровы _________________________, тургор тканей ________________, мышечный тонус ________________. Склеры _________, форма головы ___________________, большой родничок _______________________, малый ______________. Рефлексы новорожденного _________________________________________________________. Костно-мышечная система __________________________________________________, легкие _________________________, частота дыхания ______________, аускультация __________________________, сердце ____________________________, тоны сердца _______________, ЧСС ________, живот ____________________________, печень _______________, селезенка ___________, половые органы _________________.

Опорно-двигательная система _______________________________________________ Заключение ______________________________________________________________

Вакцинация ______________________________________________________________ Консультация по вскармливанию ___________________________________________________________ Подпись медсестры _______________ Подпись врача __________________________

Постнатальная адаптация

По прошествии первого месяца активный осмотр на дому прекращается, и родители самостоятельно имеют возможность посещать поликлинику совместно со своим малышом. В течение первого года жизни необходим ежемесячный контроль. Во время осмотра врач оценивает развитие ребенка (физическое, нервно-психическое), консультирует родителей по поводу режима дня малыша, его возрастных потребностей и этапов развития, проводит антропологические измерения (определяет вес и рост, окружности головы и грудной клетки), осуществляет профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития анемических состояний, рахита и других витаминодефицитов.

Патронаж новорожденного подразумевает под собой еще одну важную функцию - это соблюдение графика прививок.

Кабинет здорового ребенка

Неотъемлемой частью успешной диспансеризации грудничков является наличие так называемого кабинета здорового ребенка. Благодаря его работе молодая мама может получить необходимую консультативную помощь и знания о развитии ее малыша, принципах рационального питания и сроках введения прикормов, основных правилах закаливания и техниках проведения массажа и профилактических упражнений. В данном кабинете всегда достаточно необходимой литературы и наглядных пособий, что облегчит понимание процессов развития младенцев, принципов рационального питания и организации правильного режима дня.

Заключение

Патронаж новорожденного - это не только необходимая, но и полезная методика наблюдения за маленьким членом общества, обеспечивающая своевременную диагностику патологических состояний и предотвращающая их развитие, дающая знания и умения по уходу за малышом, вселяющая уверенность в себе и своих действиях, способствующая контролируемому уходу за ребенком и уберегающая молодых родителей от многих ошибок.

Роды – это важное событие в жизни каждой женщины, которое кардинальным образом меняет привычный уклад. Если роды первые, то молодая мамочка очень смутно представляет себе, какие новые заботы ждут ее по возвращении домой. В роддоме она находится под наблюдением персонала, но после выписки приходится целиком полагаться на свой личный опыт ухода за ребенком, которого нет. Для того, чтобы не оставлять молодую маму один на один с малышом и поддержать ее на первом этапе, проводится патронаж новорожденного.

Патронаж новорожденного представляет собой не что иное, как регулярное наблюдение малыша медицинскими работниками. Визиты врача и медсестры позволяют выявить ошибки, которые допускает молодая мама и помочь ей как можно быстрее наладить контакт с малышом. Нужно отметить, что патронаж новорожденного проводится бесплатно, вне зависимости от того, есть ли у мамы медицинский полис или нет. Сигнал из родильного дома поступает в поликлинику, к которой относится молодая мама, после чего врач и медицинская сестра планируют свой визит к малышу.

Кто проводит первичный патронаж новорожденного?

Первичный патронаж новорожденного на дому осуществляют как врач, так и медицинская сестра. У каждого из них разные функции. Так, посещение врача необходимо для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка и выявить возможные нарушения. Визиты врача особенно важны, если у малыша при выписке из роддома обнаружены какие-либо патологии, например, желтуха новорожденных. В этом случае врач назначит необходимое лечение и будет следить за изменением в состоянии здоровья ребенка. В течение первого месяца жизни, врач должен посетить малыша и маму не менее 3х раз.

Патронаж новорожденного медсестрой проводится вне зависимости от визитов врача. В отличие от него, она инструктирует молодую маму о том, как необходимо вести себя с малышом, о прогулках, кормлении, купании и прочих бытовых вещах. Медицинская сестра должна также информировать молодую маму о том, когда в поликлинике проводятся «грудничковые» дни, о необходимых прививках и пр. Патронаж новорожденного медсестрой осуществляется 3-5 раз в течение первого месяца. Патронаж новорожденного на дому избавляет молодую маму от необходимости посещать с малышом поликлинику в тот период, когда он наиболее уязвим к различным внешним влияниям.

Сроки патронажа новорожденного

Первый патронаж новорожденного на дому должен осуществляться не позднее, чем через 1-2 дня после выписки из роддома. Это может быть как патронаж новорожденного медицинской сестрой, так и врачом. Если у малыша обнаружена какая-либо патология, то патронаж проводится уже в день выписки.

Патронаж новорожденного медсестрой проводится 3 раза в течение первых 10 дней после выписки. Врач же осмотрит малыш еще, по меньшей мере, 2 раза, обычно осмотры происходят раз в неделю. Такие сроки патронажа новорожденного соблюдается в том случае, если у малыша нет особых проблем со здоровьем, если же они есть, то сроки патронажа новорожденного могут меняться, их определяет врач.

Что оценивает врач при первичном патронаже?

При первичном патронаже новорожденного, врач проводит тщательный осмотр новорожденного. Во время осмотра оцениваются такие показатели как цвет и состояние кожи, мышечный тонус, рефлексы, поза малыша. Специалист также внимательно осматривает голову малыша – ее размер, форму, состояние родничков. О состоянии здоровья также расскажут глаза (цвет белков, реакция на свет). Особенное внимание уделяется пупочной ранке. Врач объясняет, как нужно ее обрабатывать, чтобы она быстрее затянулась. Во время осмотра врач также оценивает наличие (или отсутствие) дисплазии у малыша с помощью специальных упражнений.

На первичном патронаже главным «клиентом», безусловно, является малыш, но и молодая мама также не остается без внимания специалиста. Врач оценивает состояние молочных желез на предмет выявления мастита или лактостаза, дает советы по правильному осуществлению грудного вскармливания.

Как правильно подготовиться к патронажу?

Нужно помнить, что во время визитов, врач и медсестра оценивают также и условия, в которых растет и развивается малыш. Поэтому очень важно, чтобы в квартире было чисто, лучше заранее провести уборку. Врач также потребует показать ему сертификат с прививками, чтобы удостовериться, что при выписке, ребенку сделали все необходимые прививки.

Перед визитом специалиста, нужно также подготовить место, на котором будет проводиться осмотр. Если у вас нет специального пеленального столика, то подумайте, где лучше расположиться, чтобы у врача было достаточно места для проводимых манипуляций, а также достаточно света, чтобы не пропустить каких-нибудь видимых симптомов. Для этих целей можно приспособить обычный стол, это будет намного удобнее, чем проводить осмотр на кровати или диване.

Для того чтобы первый визит врача прошел максимально продуктивно, нужно заранее подготовить вопросы, которые вы хотите задать специалисту. Если этого не сделать, то в нужный момент вы просто упустите из виду то, о чем хотели спросить, а врач не всегда может охватить все тонкости, интересующие молодую маму. Поэтому приготовьте заранее список вопросов и положите его на видное место.

Что касается препаратов, которые должны присутствовать на столе для осмотра, это: ватные палочки, перекись водорода, зеленка и подгузник для малыша. Если понадобится еще что-нибудь, врач сообщит об этом дополнительно.

Как вести себя по окончанию патронажа?

Патронаж новорожденного заканчивается, когда ребенку исполняется месяц. В этот период мама должна посетить своего участкового педиатра в поликлиники. Для малышей организованы специальные «грудничковые дни». Теперь такие визиты должны стать регулярными, на них врач сможет оценивать рост и развитие малыша и осуществлять необходимые назначения. В первое время можно брать с собой родственников, чтобы облегчить визиты в поликлинику с малышом.



Публикации по теме