Дидактическая игра цель 1 младшая группа. Дидактические игры в группе раннего возраста

Развивающие игры для детей 1 младшей группы.

«Шарики»

Цель игры:

Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточки возьмем

И шар по цвету им найдем

«Волшебное поле»

Цель игры:

Игровой материал:

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна

Очень круглая она

Тот кружок наш разделен

Четыре цвета включает он

И ребята с ним играют

Все цвета, там изучают

Зеленый, красный

Желтый, синий

Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка

У нас сияет ярко

Вот беда случилась с ней

Потеряла часть лучей

Лучи ребятки соберут

Все в порядок приведут

Станет радуга опять

Пуще прежнего сиять.

«Бабочка»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.

Появилась перед нам бабочка

Бабочка – красавица.

Будем с бабочкой играть,

Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Загадочные пуговки»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас

Помогут нам они сейчас

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдем.

«Карусель»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук,

Развитие различать предметы один – много.

Игровой материал:

Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры:

Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.

Закрутилась карусель,

Ну давай играть скорей.

Кубик ставим на свой цвет,

Будет правильный ответ?

«Яблонька»

Цель игры:

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,

Разные яблочки собирать

«Волшебные колпачки»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие слухового внимания,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячемся от дождика»

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

Игровая ситуация: "В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

«Давайте познакомимся!»№1

Цель : закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова. Материал : кукла. Ход игры К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться. Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно! Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?»№2

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье. Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Найди листочек».№3

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства. Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя. Ход игры Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

«Оцени поступок».№4

Цель : с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность. Материал : сюжетные картинки. Ход игры Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи».№5

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя».№6

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя. Материал : мяч. Ход игры Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Да или нет».№7

Цель : формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет. Ход игры Воспитатель предлагает поиграть в игру. Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Ласковое слово».№ 8

Цель : учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье. Материал : мяч. Ход игры Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».№ 9

Цель : учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие. Ход игры Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова».№ 10

Цель : учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность. Материал: котик, сумка. Ход игры Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Помоги зайчику».№ 11

Ц ель : продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность. Материал : игрушечный зайчик. Ход игры Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Лишний предмет».№ 12

Цель : учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление. Материал : красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера. Ход игры Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети

их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

«Что нам осень принесла?». № 13

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь. Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень». Ход игры Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

«Зимние развлечения». № 14

Цель : закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года. Материал : сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения». Ход игры Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

«Весна». № 15

Цель : закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление. Материал: мяч. Ход игры Воспитатель бросает детям по очереди мяч. Воспитатель. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое? Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

«Времена года». № 16

Цель: учить детей называть времени года по их признаками, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание. Материал : большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей. Ход игры На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свое время года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картине.

«Когда это бывает?» № 17

Цель : учить детей называть времени года по их признакам; развивать мышление, память, внимание. Материал: картинки с временами года, загадки о временах года. Ход игры Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях, Лед на реках

Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода, Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая, Все мертвое оживает, Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет, Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Что похоже на солнышко?»№ 18

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форме, цвете, развивать зрительную память, логическое мышление. Материал: солнышко, предметные картинки. Ход игры На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только одну картинку, которая похожа на солнце (например: яблоко, мяч, вишня, апельсин). Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они взяли именно эту картинку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко».)

«Что где растет?». № 19

Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность. Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

«Далеко- близко» №20

Цель : учить ориентироваться в пространстве; находить и называть предметы, находящиеся на разном расстоянии.

Ход игры : предложить детям на рисунке или на местности определить местонахождение того или иного предмета и назвать его.

«Кто что ест?». № 21

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных. Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

«Громко - тихо» №22
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа . Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход : Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

«Животные и их малыши». №23

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание. Материал : серия картинок «Домашние животные с малышами». Ход игры Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

«Кто где живет?». № 24

Цель : учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе. Материал : наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; бабушка; дом. Ход игры Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса кого, животных или птиц они воспроизведут. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко!" Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик. Игра проводится несколько раз, затем она осложняется тем, что угадывает не воспитатель, а сами дети.

« Помири ежиков» № 25

Цель : Развитие умения группировать предметы по величине и цвету.
Материал : Изображение трех ежиков, разных по величине. Три яблока большого размера, три поменьше, три маленьких, красного, желтого и зеленого цветов. (вырезаны из картона)
Ход игры: В начале игры рассказать, что семейка ежиков – папа, мама и сынок - отправились на прогулку. Вдруг увидели большое дерево – яблоню, а под ним много яблок. Стали они между собой спорить, кто какое яблоко будет есть. Предложить ребятам помирить ежиков.
А)раздать яблоки в соответствии с размером ежика

(большое – большому, поменьше ежику - поменьше яблоко, маленькому – маленькое)

Б)раздать яблоки каждому ежику определенного цвета

(большому – только красные яблоки, поменьше ежику – желтые, маленькому - зеленые)

«Подбери по размеру » №26

Цель: Различать у детей умение различать предметы по размеру, соотносить предметы по соответствующему размеру.
Материал: Карточка с изображением цветов большого, среднего и маленького размеров. Набор бабочек, большого, среднего и маленького размеров.
Ход игры : Предложить ребенку выбрать на карточке самый большой цветок и насадить на него большую бабочку, затем цветок поменьше и насадить бабочку поменьше и наконец- выбрать самый маленький цветок и насадить на него самую маленькую бабочку.

«Подбери по цвету » № 27

Цель: Закрепление у детей знания основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.
Материал : А) Карточки с изображением трех сарафанов основных цветов (красный, зеленый, синий) Три кармана соответствующего цвета.
Б) Карточки с изображением трех домов основных цветов (красный, зеленый, синий)
Три крыши соответствующего цвета.
Ход игры : Предложить ребенку (пришить) к зеленому сарафану карман зеленого цвета (красного, синего); домам подобрать крышу соответствующего цвета

«Большие и маленькие мячики» №28 .

Дидактическая задача . Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача . Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило . Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры . Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

«Построим башню». № 29

Цель: закрепить понятие «устойчивый - неустойчивый». Материал: кубы разных размеров. Ход игры: Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше - меньше, а еще выше - совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

«Что катится?» № 30

Цель : познакомить ребенка с формой предметов. Материал : шарики, кубики. Ход игры: Организуйте веселую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик . Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик - нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

«Кто как кричит?» № 31 Цель : Различать животных по звукоподражаниям,учить малыша копировать голоса животных.

Покажите картинки животных и попросите показать, например, котенка. Спросите: «Как котенок мяукает?» Таким же образом обыгрывайте другие картинки. Материал: мышка, утенок, лягушка, корова, кошка. Ход: В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. - Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) - Ква-ква - чей это голос? (Лягушки.)

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)

«Назови животных на картинке» №32

Цель: учить узнавать животных по их внешнему виду и называть их Показывая малышу разных животных, попросите называть их. В дальнейшем можно усложнить задачу: спросите, где обитает то или иное животное, чем питается, попросите рассказать о его особенностях: хвосте, ушах, хоботе и т.д.

«Назови предмет» № 33

Цель : развивать умение детей узнавать и называть предметы. Обогащение словаря.

Показывая малышу иллюстрации с различными предметами, попросить назвать их. В дальнейшем можно усложнить задачу: спросите, для чего этот предмет нужен.

«Найди пару» №34

Цели: 1. Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.

2. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

3. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара».

Оборудование : альбомный лист с двумя одинаковыми картинками (для прочности-заламинировать), два шнурка, парные картинки. Описание игры:

Вариант 1 Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч и это мяч. Два мяча-пара». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары, нанизывая их на шнурочки. Игра заканчивается, когда все пары нанизаны на шнурок.

Вариант 2 Один набор картинок раздается играющим. Другой остается у педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет. Пару нанизывают на шнурочки.

Вариант 3 Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка - нанизывает картинку на шнурочки. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.

«Выставка игрушек» №35.

Цель : обогащение словаря, развитие зрительной памяти. Рассмотрите вместе с малышом картинки, представленные ниже. Назовите каждую: «Вот кубик, вот машина…». Затем попросите малыша показать игрушку: «Где кукла? Покажи куклу». Пусть он укажет на нее пальчиком. Попросите малыша принести игрушки, которые он видел на картинках.

Игра «Солнце или дождик?»№ 36

Цель . Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход : Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

«Высоко-низко»№37 Цель игры: научить ребят определять расстояние до предмета (высоко – очень высоко – низко – очень низко), использовать в речи соответствующие слова. Вызывать радость от игры в коллективе сверстников. Развивать внимательность и умение сосредотачиваться на определенном предмете. Оборудование: 2–3 наиболее любимые игрушки среднего размера. Ход игры: воспитатель предлагает детям сыграть в игру, в которой они будут определять, на каком расстоянии от них находятся подготовленные игрушки. Руководитель просит ребят встать в ряд, а одного из них – разместить несколько игрушек в комнате таким образом, чтобы расстояния до них были различными. Далее дети говорят, какая игрушка находится высоко (ребенок не может ее самостоятельно достать), а какая – низко (игрушку можно взять, не прилагая особых усилий). Когда дети хорошо усвоят данные понятия, то можно ввести новые: «очень высоко» (невозможно достать даже воспитателю) и «очень низко» (находится на полу). Таким образом, при помощи сравнения ребята легче усваивают материал. А для его закрепления можно провести небольшое соревнование, в котором дети должны при помощи вопросов (как высоко или насколько низко расположена игрушка?) определить местонахождение искомого предмета. Подобным образом можно ввести такие понятия, как «далеко – очень далеко», «близко – очень близко». Такую игру можно проводить не только в комнате, но и на улице. При этом понятия «далеко» и «очень далеко» будут иными, чем в комнате

«Догадайся, что звучит 1» № 38
Цель:
Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход : Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Догадайся, что звучит 2» № 39 Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход : Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они

звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Назови, что видишь»№40

Цель: учить различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять основные признаки (это дом – он высокий, в нём живут люди и др.)

«Кто что делает?»№ 41

Цель: учить называть действия детей, учить подбирать действия к существительным. Оборудование : предметные и сюжетные картинки Ход игры : На столе воспитателя лежат сюжетные картинки с одним действием (изображениями вниз) Воспитатель вызывает ребенка. Тот выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено, показывает всем.

«Кому что нужно?» №42 Цель : Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, учить называть инструменты. Знакомить с профессиями. Ход игры . Взрослый раскладывает перед детьми модели ремесел (кузнец, плотник, крестьянин) и просит детей подобрать к ним необходимые орудия труда. Вариант . Взрослый загадывает загадки об орудиях труда, дети отгадывают и показывают карточку с данным орудием труда, обосновывая свой ответ. Вариант . Ведущий показывает орудие труда, а играющие объясняют кто его изготовил (Пример: ведущий показывает топор, а дети объясняют, что лезвие из металла, его сделал кузнец, а рукоятку из дерева, ее сделал плотник) .

«Назови дерево».№ 43 Цель : учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе. Материал: деревья на уличной площадке. Ход игры Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева. Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается, пока дети не устанут.

Дидактические игры

для младшей группы

Дидактические игры для детей 2-4 лет

Автор: Кривошеева Ирина Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»
Представляю четыре игры.
Игры предназначены для детей от 2 до 3 лет. Способствует развитию мелкой моторики, вниманию, логике.
Данные игры будут полезны для детей младшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.
Игры изготовлены из бросового материала (разноцветные крышки от пластиковых бутылок, старые пластмассовые кубики), схемы (из белого картона и цветной бумаги).
Цель: закреплять знания детей о цвете, размере предметов.
Задачи:
- Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру.
- Формировать навык самостоятельно раскладывать по схеме.
- Развивать у детей мышление, память, развитие мелкой моторики рук.
- Учить чередовать геометрические фигуры по цвету
- Развивать воображение и творчество детей.

Дидактическая игра «Выложи узор по схеме»

Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку или детям схему. По ней он должен выкладывать рисунок из цветных пробок нужно размера и цвета. Для усложнения берутся крышки разного диаметра и цвета.

Дидактическая игра «Подбери серединку к цветку и бабочке»

Ход игры:
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это... (Бабочка)
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть цветочек или бабочку. У каждого цветочка и бабочки можно снять середину (сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним)
А теперь дети самостоятельно подбирают цветку (бабочке) серединку. По мере освоения детьми игровых, предметных действий им предлагается действовать самостоятельно.

,


Для изготовления следующих дидактических игр, я использовала старые пластмассовые кубики. Вырезав из них разные геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Подбери колеса к машине»

Ход игры:
Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.
Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»


Ход игры:
Воспитатель предлагает детям сделать, скажем, гусеницу, показать ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое.
Можно, например, складывать домик, меняя его размер, форму, цвет, или добавляя детали.
Занимаясь геометрическим конструированием, дети должны двигаться от простого к сложному.

,

,

,

Кристина Галочкина
Картотека дидактических игр (первая младшая группа)

1. Дидактическая игра "Кто где спрятался?"

Цель :формировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. Оборудование : любое животное (игрушка) .Описание игры. Взрослый прячет игрушку на стул,за дверь, около шкафа и т. д. После того, как ребенок нашёл игрушку, взрослый спрашивает : "Куда спряталась игрушка? (под стол) . Правильно!Игрушка под столом". Взрослый выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом : "Куда ты спрятал игрушку?"

2. Дидактическая игра «Подбери петушку пёрышко»

Цель : формировать у детей умение различать основные цвета : красный, жёлтый, зелёный и синий,

Материал : ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета.

Участники : дети 2-3 лет, воспитатель.

Ход игры :На магнитной доске располагается красивый петушок без хвоста. Рядом на столе положим перья для хвоста четырёх основных цветов : красное, жёлтое, зелёное, синее.

Воспитатель показывает детям петушка с ярким пышным хвостом. Объясняя, что первый петушок тоже хочет иметь яркий хвост и просит малышей подарить ему пёрышки : красное, зелёное, синее, жёлтое (показывает) .

"Вначале пёрышко подарю я, - говорит воспитатель. -Петушок, какое пёрышко тебе подарить?"

"Красное" - отвечает петушок.

Воспитатель крепит пёрышко.

"Пусть Оля подарит мне зелёное пёрышко", - просит петушок.

Если ребёнок вдруг ошибся, петушок кукарекает : "Ку-ка-ре-ку! Хочу другое перо. Хочу перо зелёное!" (так продолжается до конца игры)

В заключение дети любуется красивым петушиным хвостом. "Красивый у меня хвост!" - радуется петушок. "Очень-очень красивый!" - подтверждают дети и воспитатель.

"Петушок доволен, - говорит воспитатель, - давайте послушаем про него стихотворение :

"Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он : "Здравствуй!"

На ногах его сапожки,

На ушах висят серёжки,

На головке - гребешок,

Вот какой он, петушок!"

(Г. Бойко. «Петух» )

3. Дидактическая игра "Ёжики"

Цель : закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным.

Материал : ёжики четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, прищепки тех же цветов.

Участники

Ход игры :Воспитатель читает детям сказку "Не хочу носить колючки! " и показывает им ёжиков.

"Не хочу носить колючки! "

Мы знаем, что ежик – колючий зверек. Многим это не нравится, но что поделать : таким уж он родился. Как надел свой колючую кофту, так и ходит в ней зимой и летом, никогда не снимает. И все бы ничего, да только жить с колючками не всегда приятно. Играет, например, ежик с друзьями в догонялки, а колючки вдруг – раз! – как уколют белочку, и друг уже обиделся. А ведь ежик совсем не виноват!

Или гуляет он по лесу, а на шубку листочки все время цепляются – и никак их потом не сбросить. Так и приходится ходить всю осень в разноцветном кафтане. Да мало ли еще чего… Потому-то недавно так и произошло : надоело ежику колючки на себе носить.

– Не хочу быть колючим! – сказал он. Сбросил ёж свой кафтанчик, спрятал его в норку – и пошел гулять без иголок.

Бежит ежик по тропинке, радуется : как хорошо гулять без колючек. Травка гладит его по спинке, тихонько щекочут, и никакие листочки не стараются зацепиться. Вдруг видит ежик – грибок растет. Хотел он его, как и раньше, сорвать и на спину положить, вот только ничего не получилось. Раньше грибок за иголки держался, а теперь – плюх! – и все время на землю падает.

– Ну, ничего, – подумал ежик, – забегу за грибком позже.

Долго он гулял по лесу и все не мог нарадоваться : как же хорошо ему теперь живется! Только вдруг показалось ежику, что мелькнул за деревьями рыжий хвост.

– Лиса! – испугался он и тут же свернулся в клубок. – Пусть теперь попробует подойти – я ее мигом колючками…

И тут он вспомнил, что одежка его дома осталась, и теперь защитить маленького зверька от коварной и злой лисички совсем некому.

– Ай-яй-яй! Что же я наделал? – заплакал ежик и побежал скорее в свой дом прятаться. Бежал и дрожал от страха, а когда оказался в норе, надел свой колючий кафтанчик – и сразу спокойно стало.

– Ну уж нет, лучше я буду колючим, – подумал ежик. – А друзья мои на меня обижаться не будут – они же мои друзья!

Так еж понял, что любит свои колючки и больше не хочет с ними расставаться.

Непослушные звери перепутали свои иголки и теперь не могут разобраться для какого ёжика какие иголки. Давайте поможем ежатам и подберем для них иголки по цвету их ножек.

(Дети прикрепляют прищепки к ёжикам)

4. Дидактическая игра "Назови ласково. "

Цель : Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Оборудование : Картинки с изображением животных.

Описание игры : Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением , животного, например волка и спрашивает что это? (волк) . Затем просит ребенка назвать волка ласково (волчонок) .

5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель : закреплять умение детей называть животное; развивать зрительную память, внимание.

Материал : «волшебный мешочек» , животные (лисичка, волк, медведь, белка, заяц, еж)

Участники : дети 2-3 лет (вся группа , воспитатель.

Ход игры :Воспитатель предлагает детям по очереди достать из «волшебного мешочка» животное, назвать его. Воспитатель может предложить, не заглядывая в мешочек, найти то, что он скажет. По очереди играют все дети.

6. Дидактическая игра «Бабочки»

Цель

Материал : изображение поляны с цветочками (красного, синего, зеленого и желтого цвета, бабочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета)

Участники : дети 2-3 лет (4 человека,педагог.

Ход игры:У каждого ребенка по бабочке.

Воспитатель просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета) . Воспитатель спрашивает малышей : «Куда ты посадил бабочку?» (На желтый цветок) ;

Затем воспитатель просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т. д. «Куда посадил красную бабочку?» (под красный цветочек)

Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель отвечает за него.

7. Дидактическая игра «Строим дом для животных»

Цель : закрепить знание красного цвета, учить ставить один кубик на другой.

Материал : кубики красного цвета.

Участники : дети 2-3 лет, воспитатель.

Ход игры :Заходит воспитатель, держит в руках красивую коробку с кубиками и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка) . Загадывает загадку :

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья,

Очень они разные,

Желтые, красные,

Зеленые и синие,

Все дружные и сильные.

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться. (Кубики)

Предлагает посмотреть, что в коробке : (Кубики)

Посмотри Алёша (например, какие красивые кубики.

Какого они цвета? (Красного)

Что из них можно построить? (башня (например) .

Давай поиграем в очень интересную игру, которая называется, построим башенку.

Дети строят башенки, говорят у кого башенка получилась аккуратнее,выше.

(Вариант такой игры – брать на каждое занятие по конструированию кубики определенного цвета, чтобы дети постепенно запоминали все основные цвета).

8. Дидактическая игра «Разноцветные ведёрки, накорми животных»

Цель : закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук.

Материал : ведёрки четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, крупа гречки и риса.

Участники : дети 2-3 лет (4 человека, воспитатель.

Ход игры :-Какие ведёрки стоят на столе? (красное, зелёное, синее и жёлтое)

Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одно ведерко. Вы должны угадать, какого ведёрка не стало.

Ответить надо так : «Не стало красного (например) ведёрка» (упражнение повторить 4-5 раз) .

Воспитатель насыпает гречку в одно ведёрко. Внимательно смотрите и обратите внимание, в какое ведро я насыпала еду для животных.

9. Дидактическая игра «Наведем порядок с зайкой»

Цель : Познакомить детей с кругом. Дать понятие, что круг - это общая форма некоторых предметов.

Оборудование : Фигурки или игрушки зайцев, колесо, пуговицы, кукольные тарелки.

Описание игры : Жил-был заяц Васька. Вот пошел зайка в лес, и видит колесо лежит. Захотелось ему его домой оттащить, да не знает можно ли, вдруг оно чье-то. Летит мимо сорока, видит заяц в раздумье. А сорока все обо всем знала. И говорит зайцу : «Забирай колесо, оно ничье» . Хотел заяц колесо поднять, но не смог, очень оно тяжелое. Как же быть, как колесо домой отнести? (ответы детей) Если дети не догадаются сами, взрослый показывает, как надо докатить колесо. Вот прикатил заяц Касьян колесо домой, а дома его встречают зайчиха с зайчатами. Увидели зайчата колесо и говорят : «Где ты такую большую пуговицу взял?» «Какая же это пуговица, это же тарелка» - говорит зайчиха. «Это не пуговица и не тарелка, это колесо» - говорит заяц Васька. Но зайчиха и зайчата не соглашаются с зайцем. Зайчата кричат : «Пуговица» . Зайчиха кричит : «Тарелка» . Вот так и спорили зайцы, потому что не знают, что общего у колеса, тарелки и пуговицы. А как вы думаете, что общего у этих предметов. Дети рассматривают колесо, пуговицы, кукольные тарелки (ответы детей) . Выслушав ответы детей, взрослый делает вывод : «У всех этих предметов одинаковая форма, они круглые. Все круглые предметы катятся». Давайте покажем зайцам, что форма этих предметов одинаковая. Дети обводят предметы пальчиком, рисуют круг пальчиком в воздухе.

10. Дидактическая игра «Чей малыш?»

Цель : знакомить детей с животными и их детенышами, упражнять в умении соотносить карточки с взрослым животным и с малышом.

Материалы : карточки с разными цветами , карточки с изображением животных.

Участники : дети 2-3 лет (4 человека,воспитатель

Ход игры : Дети берут по одной карточке с взрослым животным , каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение детеныша этого животного, который ему соответствует.

11. Дидактическая игра «Большой медведь - маленький медведь»

Цель : Учить различать и называть размеры предметов : большой, поменьше, маленький. Тренировать умение различать три медведя и называть цвета. Оборудование : фланелеграф, фигурки трех медведей разного размера : большого, среднего и маленького; на каждого ребенка по три квадрата разного размера и цвета.

Ход игры : Помните сказку про трех медведей. Давайте пойдем к ним в гости. Взрослый привлекает внимание детей к фланелеграфу, где медведи расположены в ряд, но не по порядку. Как выдумаете, кто из них папа-медведь? А почему вы так думаете? (потому что, он самый большой) Где мама-медведица? Какая мама-медведица? (поменьше) А где Мишутка? Какой он? (самый маленький) Взрослый предлагает детям еще раз показать самого большого медведя, медведя поменьше, самого маленького медведя, расставляет их по порядку, проговаривая размер. А давайте сделаем медведям подарки. У каждого из вас на столе лежат по три коврика. Подумайте, какой коврик вы подарите папе- медведю. Почему? Какого цвета этот коврик? Какой коврик подарите маме-медведице? Почему? Какого он цвета? Какой коврик подарите Мишутке? Почему? Какого он цвета? Сложите свои коврики так, чтобы их удобно было нести. Сначала возьмите самый большой коврик, на него положите коврик, поменьше, а сверху должен лежать самый маленький коврик. А теперь принесите свои коврики медведям. Дети несут коврики к фланелеграфу.

12. Дидактическая игра «Сундучки для медведей»

Цель : Продолжать учить различать и называть предметы по размеру : большой, поменьше, маленький.

Оборудование : на каждого ребенка по три кубика разного цвета и размера. Описание игры : Взрослый напоминает детям, как они ходили в гости к медведям и подарили им коврики. Медведи написали письмо, в котором благодарят малышей за подарки, а также просят ребят подарить им сундучки, в которые они будут складывать вещи. На ковре лежат кубики разного цвета и размера (по комплекту на каждого ребенка) Вот сколько много у нас сундучков. Одинаковые они или разные? (разные) Чем они отличаются друг от друга. Выслушав ответы детей, взрослый уточняет, что сундучки отличаются цветом и размером. Взрослый просит выбрать по сундучку для каждого медведя. Какой сундук вы выбрали для папы-медведя? Ребенок называет цвет и размер сундучка, например : большой, синий. Почему выбрал такой сундук? Какой сундук выбрали для мамы-медведицы; для Мишутки? Аналогичные игры можно провести, используя другие игрушки : матрешек, кукол, зайцев и т. д. Предложите детям подобрать для них тарелки, платья, стулья, мячики, шарики и т. д.

13. Дидактическая игра «Узнайте животного по описанию.»

Цель : совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию ; развивать внимательность, память, мышление.

Материал : предметные картинки с домашними животными.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Воспитатель. у этого животного есть голова, уши, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой , показывает ее детям, а дети знаками отвечают : согласны они или нет.

14. Дидактическая игра «Кто что ест» .

Цель : закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал : предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным .

15. Дидактическая игра «Кто как кричит» .

Цель : развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал : набор игрушек «Домашние животные» .

Ход игры :Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает : кто это, где живет, как кричит.

16. Дидактическая игра «Животные и их малыши» .

Цель : учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал : серия картинок «Домашние животные с малышами» .

Ход игры :Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

17. Дидактическая игра «Кто где стоит» .

Цель : учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево» , «вправо» , «у» , «перед» , «за» , «наверху» ; развивать мышление, память.

Материал : картинки с изображением домашних животных, дом.

Ход игры : Воспитатель показывает картинки животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т. п.) . Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает : «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

18. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные» .

Цель : учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал : наборы игрушек : «Домашние животные» , «Дикие животные» ; елки; дом.

Ход игры :Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

19. Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель : Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход : (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки) . Кто это? Собака лает громко : «ав-ав» . А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза) . (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки) . Кто это? Кошка мяукает громко : «Мяу-мяу» . А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики ) . Отгадайте, кто в этом домике живет : «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку ) . Как она лаяла? (ответы детей) .

Отгадайте, кто в этом домике живет : «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

20. Дидактическая игра «Отзовись»

Цель : Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход : Воспитатель : Это кошка (показ картинки ) . Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки ) . Как она гавкает? А ее детеныш – Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

20. Дидактическая игра Дидактическая игра «Чей хвост»

Цель : Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.

Дидактический материал : Карточки с изображением разных животных, а также их хвостов.

Ход игры : Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями . Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.) .

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов) . Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними .

Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф .

Кар тот ека

дидакти ческ их и г р.

1 мл ад ша я гру ппа .

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существует три вида дидактических игр:

1. Игры с предметами или игрушками.

Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

2. Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

3. Настольно-печатные.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

Олины помощники.

Цель: Образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход:

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.

Что это? (Это ноги).

Они Олины помощники.

Что они делают? (ходят, бегают, танцуют)

Почтальон принёс открытку.

Цель : Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.

Ход:

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель :

Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке? Правильно, Мишка.

Что он делает? Да, барабанит. (и т.д.)

Усложнения:

Эта открытка с изображением Мишки, адресована Ане. Аня, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Саше. Кто изображён, что делает?

Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

Что за предмет?

Цель: учить правильно, называть предмет.

Ход:

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, называет его.

Разноцветный сундучок.

Цель: Учить детей называть предметы.

Ход:

Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

Волшебный кубик.

Цель : Учить чётко,произносить звуки, подражать голосам животных.

Ход:

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:

- «Вертись, крутись, на бочок ложись».

Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней стороне кубика (например - самолёт), произнести соответствующий звук (У- у- у).

Помоги мишутке найти свою тарелку.

Цель : Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).

Ход:

Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой), затем спрашивает:

Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую) - Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)

У кого какая шубка.

Цель : Учить детей видеть характерные особенности животных и птиц.

Ход:

Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.

Эхо.

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход:
Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.

Паровоз.

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука « У».
Ход:
Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

Лошадка.

Цель : Учить правильно, произносить звук «И».

Ход:
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок. кар ти нки и куб ики .


Цель: Развивать умение детей, из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.




Публикации по теме