Расшифровка кмб осаго. Проблемы определения кбм (скидки за безубыточное осаго)

Любой начинающий водитель после получения водительского удостоверения считается потенциально опасным водителем, так как не имеет водительского стажа, а если его возраст ниже 23 лет, то вдвойне. Поэтому при расчете стоимости полиса ОСАГО с таким водителем будет примерно в 2 раза дороже, чем с водителем, чей стаж больше 3 лет и возраст более 23 лет. Разберемся, что же такое все-таки КБМ? КБМ – коэффициент бонус-малус – коэффициент, который повышает или понижает стоимость полиса осаго, то есть определяет скидку. Многие водители вообще не знают, что им предназначена скидка за безаварийное вождение и водительский стаж. Стандартный КБМ 1 – многие агенты и страховые ведут расчет, исходя из этого коэффициента. По законодательству, если водитель отъездил год без аварий, то страховая компания, где был застрахован этот человек, должна подать в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) данные о нем, и при заключении следующего полиса ОСАГО его КБМ должен быть ниже на 5% от стоимости. И так каждый год. Максимальная скидка равна 50%. То есть надо 10 лет отъездить без аварий. И самое важное, следить за тем, чтобы страховая компания подавала данные в РСА о Вашем безаварийном стаже. Основными причинами, почему КБМ не начисляется:

Первой причиной является смена водительского удостоверения. Следует понимать, что страховая компания данные по всем водителям и страховщикам передает в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). И если, например, была замена прав по причине смене фамилии для девушек, потере, истечении срока действия, то данные из РСА по той или иной причине могут не подгружаться, таким образом вы можете честно отъездить 10 лет без аварий и после этого поменять права, и обнаружить что после замены прав вы потеряли скидку в 50 % и Ваш КБМ стал равен 1.

Второй причиной, могут быть ошибки, которые могут внести страховые компании при оформлении полиса, тогда получится, так что вы теряете страховой год, поэтому все Ваши скидки уничтожаться, так как одним из условий предоставления скидки является непрерывное страхование и вот Вы опять потеряли скидку.

Третьей причиной, и это основная причина высокого КБМ – это аварии. Если вы попадаете в ДТП то КБМ увеличивается, это как бы санкции, которые применяют страховые компании за ДТП, которые произошли по Вашей вине. Тут стоит отметить, что ДТП, в которых виновник не вы никак не влияют на Ваш КБМ, и в конце страхового периода вы получите скидку, как будто аварии не было.

Стоит отметить, что в зависимости от значения КБМ водителю присваивают определенный класс. То есть если вы страхуетесь первый год, то Ваш класс равен 3, а далее в зависимости от того есть у Вас аварии или нет, Ваш класс повышается или понижается соответственно.

2. Как понизить КБМ

Заявка на понижение КБМ

Перед отправкой, проверьте правильность заполнения контактных данных.


Заявка на понижение КБМ

* - обязательные поля

Выгодно ли понижать КБМ

Чтобы оценить насколько выгодно понижать КБМ, давайте рассмотрим пример. Допустим вы имеете 2ой класс КБМ, то есть сам коэффициент равен 1.4 (например, вы попали в аварию и Вам повысили коэффициент) и Ваша стоимость страховки ОСАГО составила 15000 рублей. Далее вы обратились к нам в компанию, и наши сотрудники понизили Вам КБМ всего на 1 класс и теперь значение коэффициента равно 1, тогда новая стоимость страховки будет 10715 рублй! ТО есть вы сэкономили 4285 рублей, согласитесь деньги не малые. Причем данное значение КБМ сохраняется за Вами, то есть в следующем году стоимость страховки, при условии безаварийной езды будет такой же или меньше!

Я думаю Вы убедились, что понижать КБМ выгодно.

Гарантия результата

Как проверить нашу работу? – очень просто существует масса сервисов для проверки КБМ в базе РСА. После выполнения процедуры понижения КБМ, которая занимает от 1 до 3 рабочих дней, вы проверите свой КБМ в базе и увидите, что он действительно понизился! Мы всегда за клиента и дорожим нашей репутацией!

3. Что дает низкий КБМ

Низкий КБМ дает скидку на стоимость ОСАГО в любом регионе России и любой страховой компании. Поэтому необходимо следить, чтобы страховщики всегда учитывали Ваш КБМ и Вашу скидку. Посмотреть значения КБМ и классов им соответствующим вы можете в таблице ниже. А также по таблице вы можете вычислить количество лет, которое Вам понадобится, чтобы получить ту или иную скидку. Но зачем ждать? Когда можно понизить КБМ в нашей компании.

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс на конец годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего договора ОСАГО.
0
Страховых выплат
1
Страховая выплата
2
Страховые выплаты
3
Страховые выплаты
4 и более
Страховых выплат
M 2.45 0 M M M M
0 2.3 1 M M M M
1 1.55 2 M M M M
2 1.4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0.95 5 2 1 M M
5 0.9 6 3 1 M M
6 0.85 7 4 2 M M
7 0.8 8 4 2 M M
8 0.75 9 5 2 M M
9 0.7 10 5 2 1 M
10 0.65 11 6 3 1 M
11 0.6 12 6 3 1 M
12 0.55 13 6 3 1 M
13 0.5 13 7 3 1 M

4. Понижение КБМ после ДТП

Высока вероятность, что за время управления автомобилем, вы рано или поздно попадете в ДТП, в котором вы будете виновником. Это вполне нормально, и я думаю многие из нас проходили через это. Если вы уже пережили этот неприятный момент, то знаете, что страховые компании после ДТП накладывают санкции и стоимость страховки увеличивается на следующем страховом периоде. Это происходит в следствие увеличения КБМ. Однако мало кто знает, что стоимость страховки можно снизить даже в этом случае. Мы понижаем коэффициент КБМ даже после ДТП. Вы можете проверить это заполнив заявку выше.

5. Цены на снижение КБМ

Стоимость понижения КБМ в нашей компании зависит от того, на какое количество классов Вам необходимо понизить КБМ. Ниже приведена таблица, которая поможет Вам оценить примерную стоимость услуги. В случаях, когда КБМ небходимо понизить после ДТП расчет выполняется индивидуально.

В расчетах полиса обязательного страхования используется коэффициент, существенно влияющий на размер скидки при определении конечных затрат на автомобилиста. КБМ ОСАГО – это так называемый коэффициент безаварийности, определяющий риск наступления страхового случая по каждому конкретному водителю. Год, проведенный за рулем без единой выплаты по страховке, позволяет повысить уровень скидки на следующий год.

Значение коэффициента КБМ

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент «бонус-малус» и определяется на основании статистики за прошедший год. Значение КБМ рассчитывается в зависимости от класса водителя, его опытности и аккуратности вождения.

Без определения класса узнать точно КБМ и проверить его на соответствие будет невозможно. Водитель, знающий, как определяется КБМ по классу вождения, может контролировать присваиваемые значения. Ввиду частых претензий относительно неверно назначенной скидки, регулярная проверка показателя позволит избежать неприятных разбирательств со страховщиком, когда придет пора покупки нового полиса.

Если автомобилист только сел за руль и не имеет никакой истории вождения, согласно действующему регламенту, присваивается третий класс вождения с КБМ 1,0.

В зависимости от дальнейшего поведения водителя на дороге, класс может быть повышен или понижен, что повлияет на размер дальнейшей скидки.

  1. Каждый год без ДТП при отсутствии выплат по ОСАГО повышает класс вождения, соответственно скидка уменьшается.
  2. При попадании в ДТП у водителя-виновника аварии понижается класс, а сумма страховки следующего года становится выше.

Как рассчитывается

Общий алгоритм расчета выглядит следующим образом: каждый год без аварий для водителя означает рост скидки на 5%. В результате десятилетнее вождение без страховых возмещений даст водителю 50-процентную скидку на покупку полиса. Сокращение расходов по ОСАГО вполовину – максимально возможная экономия, на которую может повлиять показатель «бонус-малус».

На определение КБМ оказывает влияние не только наличие или отсутствие возмещений при ДТП, но и их количество. Когда начинающий автомобилист получает 3-й класс, спустя год безаварийных поездок его класс повысится до 4-го и так далее. Максимальный класс вождения, который может быть присвоен автомобилисту – 13-й, при котором КБМ составит 0,5 или 50-процентная скидка.

Если в течение года автомобилист неоднократно становился виновником ДТП, скидка аннулируется, а вместо нее включается повышающий коэффициент. Согласно утвержденной законом таблице соответствия расчетов КБМ и класса вождения, максимально стоимость полиса увеличивается на 145% от исходного значения.

Примерный расчет по соответствию КБМ и класса водителя выглядит следующим образом:

Особенности расчета

Определение конечной стоимости страховки требует учета некоторых нюансов:

  1. Если заключается договор по страховке прицепа, показатель «бонус-малус» равен не менее 1,00.
  2. При эксплуатации автомобиля с транзитными номерами (для оформления страхования на период пути к региону, в котором будет производиться регистрация авто), либо при оформлении полиса для перемещений по стране на временной основе, КБМ равен единице.
  3. При расчете полиса, в список допуска которого включено несколько лиц, значение КБМ определяется по автомобилисту с минимальным классом вождения.
  4. Неограниченная страховка требует определения показателя скидки с учетом безаварийной статистики автовладельца.

Как проверяется

Иногда страховщик (умышленно или по халатности сотрудников) допускает ошибки в присвоении КБМ конкретному автомобилисту. Поэтому так важно научиться проверять значение «бонуса-малуса» самостоятельно.

При наличии доступа к интернету, это может сделать абсолютно любой водитель. Существует множество интернет-ресурсов, которые основываются на информации, хранимой в единой базе РСА. Чтобы минимизировать возможность технической ошибки, рекомендуется обращаться к проверенным официальным источникам Российского общества страховщиков (РСА).

Проверка представляет собой простейшую процедуру, при которой в окно поиска вводят сведения об интересуемом автомобилисте:

  1. Определяют, относится ли владелец к физическому или юридическому лицу.
  2. Определяют тип требуемого договора (с ограничением допуска или без него).
  3. Вводят данные на автомобиль.
  4. Если полис на одного водителя, вводят полное ФИО, дату рождения, а также данные его удостоверения. Указывают день, следующий после истечения действующего договора.
  5. Если полис без ограничений, в отдельном окошке вводят ФИО, паспортные данные на владельца, 17-значный номер VIN.
  6. Далее необходимо поставить отметку о согласии на обработку персональных сведений. При отсутствии VIN-номера делают аналогичную отметку и нажимают кнопку проверки.

Не всегда результат проверки удовлетворяет страхователя. В случае появления сомнений относительно присвоенного КБМ, за разъяснениями необходимо обратиться в компанию, с которой подписывается договор. Потребуется предпринять меры, чтобы добиться восстановления показателя.

Исправление коэффициента

Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.

Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.

При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.

На видео об исправлении КБМ

Зачастую страховщика, который допустил ошибку, уже не существует, поэтому исправить КБМ не получится. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется проводить проверку КБМ в полисе ежегодно, при оформлении нового договора страхования.

Сейчас на рынке обязательного автомобильного страхования в народе ОСАГО, творится просто «черти что». Если в 2007 – 2009 годах, как я помню, можно было легко и просто застраховаться, то сейчас ЭТО ПРОСТО НЕВОЗМУТИМО СЛОЖНО! Конечно, правительство старается навести порядок путем покупки электронного полиса, но работает, как оказывается это не во всех компаниях, хотя вроде как с 2017 года обяжут всех. Но для того чтобы застраховаться обычному рядовому водителю, нужно обязательно знать свой класс водителя или как его называют страховщики свой коэффициент бонус-малус (сокращенно КБМ). А вот с этим у 90% водителей складывается большая проблема! Хотя вроде бы как все элементарно! НО я решил вам рассказать, как его реально рассчитать самому. Информация очень полезная, так что читаем, добавляем в закладки …

Собственно что больше всего бесит. У меня была страховка ОСАГО в компании «ЖАСО», очень долго страховался в этой организации - имею безаварийный стаж, около 9 лет! Пролонгация полиса в этой компании, для таких водителей как я, происходила максимум за полчаса. ТО есть подъехал и оформился еще на год, быстро и удобно. Но вот вся проблема в том, что компания с 2016 года перестала заниматься страхованием именно по ОСАГО, а все дела передала в «СОГАЗ». Решил я позвонить туда, на что мне было сказано – сегодня вы уже не успеете (я звонил в 13.00), приезжайте с утра перед открытием за час, тогда возможно вы сможете застраховаться этот день! ОХРЕНЕТЬ! Типа очереди просто огромные – ЛЮДИ ПО ДВА ДНЯ СТОЯТ! И что самое обидное это практически в любой организации, без разницы куда звонить. Я мониторил рынок весь день

Электронное ОСАГО

«Ладно» - подумал я, сейчас же начали применять электронный полис ОСАГО. Я человек прогрессивный с интернетом на «ТЫ», думаю легко и просто застраховаться. Но не тут-то было, практически все компании, только пролонгируют ОСАГО через официальные сайты, а вот речь о том чтобы заказать новый, для вновь обратившегося – ТАКОГО НЕТ! Просто жесть какая-то. Обидно до глубины души.


Поэтому у меня возник такой вопрос – вот правительство повысило цены в два с лишним раза на ОСАГО, а реально стало еще хуже. Раньше в 2008 – 2009 годах, застраховаться проблем не было! Пришел и уже через полчаса у тебя полис на руках! Сейчас что изменилось ТО? Ответьте мне пожалуйста, и почему нет в законе никакой статьи которая обрисовывала бы строки оформления полиса, например не более 30 минут или в обязательном порядке через интернет. Получается это очередное ГИБДД, где можно ждать инспекторов до места аварии часами!!! Такое ощущение что - элементарную процедуру специально усложняют, ГДЕ КОНТРОЛЬ ВЛАСТИ???

Ладно, думаю с 1 января 2017 года, РЕАЛЬНО НАСТУПЯТ ПРОДАЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ! То есть как вижу это я – зашел на сайт, заполнил форму на сайте, рассчитался с карты или электронных денег и распечатал полис у себя дома! Если остановит инспектор ГИБДД, то проверка в базе «РСА» (Российский Союз Автостраховщиков) и если нет подделки, поедете дальше. ДУМАЮ, ЛЮДИ ПРОСТО СКАЖУТ СПАСИБО И УЙДУТ ЭТИ НЕ ОБОСНОВАННЫЕ ОГРОМНЫЕ ОЧЕРЕДИ!

А пока нет НОРМАЛЬНЫХ калькуляторов на сайтах компаний, давайте будем пользоваться калькулятором на сайте РСА, все же это контролирующая организация.

Как рассчитать ОСАГО?

Собственно все просто, заходим на сайт РСА и видим надпись «Калькулятор ОСАГО». Переходим и видим много не сложных полей. Таких как:

  • Владелец ТС
  • Тип ТС
  • Мощность двигателя
  • Срок договора
  • Период использования
  • Класс водителя
  • Несколько пунктов о регионе и городе
  • Далее информация о водителях, если два или три то вбиваем всех


Собственно внизу выходит сумма, которую вам нужно заплатить. НО ЗАПОМНИТЕ ЭТО РЕКОМЕНДУЕМАЯ БАЗОВАЯ СУММА, ТО ЕСТЬ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ МОЖЕТ СВЕРХУ ДОКРУТИТЬ СВОИ ПРОЦЕНТЫ!

Вы даже можете распечатать расчет и обратиться с ним в страховую, но есть непонятный пункт - А ИМЕННО «КЛАСС ВОДИТЕЛЯ». Что это такое и откуда его брать? Давайте разбираться

Класс водителя ОСАГО на сайте РСА или КБМ

Собственно рассчитать этот класс водителя не сложно! А если говорить правильно, то это - коэффициент «Бонус-Малус» . Почему он так называется да все просто – если вы катаетесь год без аварий, то вам дают «Бонус» - 5% скидки на следующий год, а если попали в аварию (или две - три) то вас наказывают, увеличивая коэффициент страховки (это понятно «Малус»).

Теперь понеслась полезная информация для тех, кто не понимает, как его рассчитывать, смотрим вот эту табличку КБМ.


В ней всего 15 уровней, начинаются с «M», дальше от «0» до «13» включительно.

Собственно, если вы начинающий водитель - только что сдали на права, то для вас будет действовать самый максимальный КБМ, это нулевой уровень , коэффициент для вас будет 2,3! Просто вдумайтесь, то есть если ставка на ваш авто к примеру 4000 рублей, то вам нужно будет заплатить 4000 Х 2,3 = 9200 рублей.


Прокатались мы год, без аварий, вам присваивается «1» класс водителя. И если смотреть в таблицу, то КБМ будет равен - 1,55


Третий год безаварийного стажа – «3» класс водителя, КБМ – 1


Если будете соблюдать правила и кататься 15 лет без аварий, то максимальный класс водителя это «13», возможная скидка 50%! То есть вам КБМ – 0,5. Значит если базовый тариф на ваш авто, к примеру, 4000 рублей, вы заплатите всего 2000 рублей, не плохо правда?


Вот так и рассчитывается класс водителя, который характеризуется КБМ. Но что делать, если вы совершили аварию, причем по вашей вине?

Повышающий расчет

Тут также все просто, опять смотрим таблицу, здесь есть как повышающие, так и понижающие коэффициенты.

Предположим, что вы являетесь дисциплинированным водителем со стажем в 8 лет, ваш класс водителя «7» (ведь есть еще и нулевой уровень) значит, ваш КБМ равен – 0,8


НУ такое случается, вы попали в одну аварию, причем по вашей вине, то есть страховая компания выплачивала деньги за поврежденный автомобиль, не важно сильно поврежденный или просто «чиркнутый бампер», тогда на следующий год для вас будет действовать повышающий КБМ из таблицы это четвертый столбец (одна выплата) – вам присуждается «4» класс водителя. Если вы совершили две аварии за год, тогда пятый столбец – «2» класс, а вот если три и более аварий – присуждается штрафной КБМ, класс «M».


Что такое класс «M» - это штрафной индикатор, обычно так страховщики обозначают проблемных водителей, те кто постоянно бьет свои авто. Как видите у него самый большой коэффициент – 2,45


От себя скажу начинающим водителям (нулевой класс) очень сложно выбраться из этого уровня, то есть пока вы не умеете водить, есть большая вероятность, что вы чиркните какой-либо авто и угодите в штрафной «M» класс. Поэтому осторожность и еще раз осторожность.

Переход в другую компанию и КМБ

Многие переживают при переходе из одной компании в другую за свою скидку, правильнее нужно сказать за свой класс или показатель КМБ. Однако беспокоиться здесь не о чем. При переходе ваша бывшая компания должна вам предоставить ваш показатель КМБ. Если они уперлись и говорят что это якобы секретная информация, то ее можно узнать у представителей РСА (Российского Союза Автостраховщиков), ведь там сейчас должна храниться вся ваша страховая история.

Поэтому страхование при переходе в другую компанию должен начаться именно с показателя на конец предыдущего года. Допустим, вы ушли с «5» классом, значит должны и начать именно с него.

Кстати, сейчас на многих страховых полисах указывают ваш КБМ на конец периода, это также информация для нового страховщика.


Так для справки закон об ОСАГО начал работать с 1 июля 2003 года, так что те кто страхуется с этого года и являются безаварийными водителями запросто уже накопили на 50% скидки.

Правда только ваших слов для страховой будет не достаточно, нужно бумажное подтверждение, тут либо бывшая компания, либо старый полис ОСАГО (с отметками), либо информация от РСА.

Сейчас небольшое поясняющее видео, смотрим.

В настоящее время практически всем автовладельцам известно, что при расчете ОСАГО применяется, так называемый коэффициент бонус-малус («бонус-малус» переводится с латинского как «хороший-плохой») или Кбм. Некоторые попросту называют его «скидкой», забывая, что Кбм учитывает не только безубыточность (бонус), но и наличие выплат по вине страхователя (малус – штраф за неаккуратное вождение). Также при определении Кбм используется термин «Класс страхователя».

Кбм для каждого водителя – величина индивидуальная и зависит от его страховой истории. Для наглядности приведем таблицу, которая регламентирует определение Кбм и едина для всех страховых компаний. Она составлена таким образом, что зная класс каждого водителя при заключении , можно, в зависимости от числа произошедших по его вине в течение года ДТП, определить, какой Кбм он получит при страховании на следующий год.

Таблица 1. Класс бонус-малус.

таблица скроллится вправо
Начальный класс КБМ (по предыдущему договору) Значение КБМ Класс КБМ по новому договору по окончанию срока действия предыдущего договора, после
0 страховых выплат 1 страховой выплаты 2 страховых выплат 3 страховых выплат 4 и более страховых выплат

Когда водитель заключает договор автострахования ОСАГО впервые, ему присваивается 3 класс (Кбм= 1). Затем за каждый безаварийный год ему предоставляется 5%-ная скидка, а его класс увеличивается. Если же по его вине происходят аварии, «классность» понижается, а Кбм, соответственно, увеличивается.

  1. Страхователь имел Кбм=0,85 (6 класс, скидка 15%). По его вине произошло 1 ДТП, и пострадавшему была произведена выплата. На следующий год при заключении договора ОСАГО он будет иметь 4 класс и Кбм=0,95 (скидка 5%).
  2. Начинающий водитель с Кбм=1 стал в первый год вождения виновником ДТП. На второй год страхования он, вместо скидки в 5%, получает повышающий Кбм = 1,55. А если он снова попадет по своей вине в аварию, на третий год страхования полис ему будет рассчитываться с Кбм=2,45.

Из истории Кбм

С момента введения обязательной автогражданки в 2003 году и вплоть до 2008 года класс страхователя был «привязан» исключительно к транспортному средству. То есть когда водитель приобретал новый автомобиль и приходил оформлять полис ОСАГО, то он автоматически терял все свои скидки. Ситуация получалась абсурдная: понятие «страховая история» не существовало, и Кбм не выполнял своей основной функции – поощрять аккуратное вождение и стимулировать безаварийность «бонусами». В марте 2008 года все-таки был учтен опыт других стран и система «бонус-малус» кардинальным образом изменилась. С этого момента класс стал присваиваться каждому водителю в индивидуальном порядке, сохраняясь при покупке другого авто. И сейчас, если даже вписанный ранее в чужой полис водитель впервые становится автовладельцем, он имеет полное право рассчитывать на уже «заработанную» ранее скидку.

Как определить Кбм, если в полис ОСАГО вписано несколько водителей или страховка оформлена «без ограничения лиц, допущенных к управлению»?

Если в полис вписывается несколько человек, Кбм для расчета его стоимости берется по тому водителю, чей Кбм максимален. Поэтому, когда к компании солидных и опытных мастеров вождения дописывается водитель с небольшим стажем, нужно быть готовым, что страховка существенно увеличится в цене. Немногие понимают и еще один важный момент. В случае аварии Кбм повышается только у того, кто управлял автомобилем в момент ДТП, и был признан инспекторами ГИБДД виновным. Остальные, вписанные в страховку водители, благополучно сохраняют свои скидки. И если на следующий год виновника в полис не вписывать, общая скидка по нему станет, как и полагается, на 5% больше.

Если же страхователь оформляет договор на условии, что к управлению авто допущены любые водители, Кбм определяется по собственнику ТС. При этом неважно, кто собственник, это может быть и бабушка на деревне, в жизни не державшая в руках руля. Просто при «неограниченном» полисе ОСАГО больше ни к кому, кроме собственника для определения Кбм не «привяжешься». Страхователь – не в счет, потому что страхователь – это лицо, которое платит страховой компании деньги и определяет условия страхования.

Проблемы Кбм

Когда в Закон об ОСАГО были внесены изменения, касающиеся Кбм, в первый момент показалось, что обязательное автострахование в России стало более цивилизованным: добросовестность за рулем поощряется, недисциплинированность наказывается рублем. Все справедливо. Но оказалось, реальность далека от совершенства.

В теории все выглядит замечательно. Любой автовладелец в состоянии хотя бы приблизительно определить свой Кбм, основываясь на собственном опыте ОСАГО: количестве лет страхования, количестве страховых случаев и таблице, приведенной выше. А как быть сотрудникам компаний, страховым агентам и брокерам? Идеальной для определения Кбм может служить только та ситуация, когда водитель все годы (или хотя бы последние несколько лет) страховался в одной и той же компании, и в базе данных про него есть любая информация. Если же человек пришел из другой СК, с Кбм возникают проблемы.

С одной стороны все просто – по предыдущему полису всегда можно вычислить прошлогоднюю скидку и добавить еще 5%. Но где гарантия, что в предыдущей компании за водителя не было выплат? Поверить ему на слово? Несерьезно. До тех пор, пока страховые компании усиленно держат в секрете данные на своих страхователей и упорно не желают создавать единой базы данных, неразбериха с Кбм будет продолжаться. Даже злостному нарушителю правил дорожного движения, который то и дело доставляет кому-нибудь на дороге неприятности, ничего не стоит каждый год перебегать из одной компании в другую и с честными глазами требовать очередную скидку за безаварийность.

Описанная ситуация, конечно, крайность, но скрыть пару-тройку выплат труда никому сегодня не составляет. Благо, что страховщиков, занимающихся ОСАГО по-прежнему чересчур много, даже несмотря на то, что ежегодно рынок автострахования навсегда покидают десятки компаний. А бывает, что автовладелец и готов представить справку о безубыточности, справедливо претендуя на скидку, но, увы, его страховая компания лишилась лицензии. Другой страхователь даже не интересуется какими-то «бонус-малусами», покупает каждый год новое авто и страхуется в салоне, как в первый раз, ни на что не претендуя.

Еще одно нередкое явление – это, когда в полис вписан водитель со стажем, предположим, 6 лет, а общая скидка по страховке составляет 40%. Ну, очевидно, что никак не может быть у человека с таким стажем скидка 40%, максимум – 25%. А вот страхователей, имеющих 1 класс или самый низкий – М, совсем немного, хотя аварий на наших улицах происходит предостаточно. И все эти факты в совокупности именуются беспорядком.

Впрочем, в настоящее время серьезные страховые компании стали более жестко относиться к «пришлым» со стороны страхователям. Некоторые требую принести справку из предыдущей компании, что год был безаварийным, другие предоставляют скидку только, если страхователь дополнительно оформит ДСАГО, третьи придумывают еще какие-нибудь меры. Если же клиент не собирается идти за справкой, не хочет принудительное ДСАГО, не согласен страховаться без скидки, ему просто говорят «до свидания». Но такую политику ведут крупные компании. Мелкие страховщики, делающие ставку исключительно на ОСАГО (и в дальнейшем, как правило, разоряющиеся), готовы ухватиться за любого, и поэтому усиленно заманивают к себе клиентов максимальными скидками.

Еще надо заметить, что причина избегать по возможности повышающих коэффициентов кроется не только в российской привычке обманывать. Если бы страхование ОСАГО в нашей стране «работало» полноценно, без сбоев, задержек и постоянного занижения выплат, у страхователей не было бы повода относиться к страховщикам неуважительно.

В заключении

Из всего вышесказанного, очевидно, что система «бонус-малус» в нашей стране практически не выполняет возложенной на него Правительством задачи – более объективно оценивать степень риска и страховой тариф по ОСАГО. Человеческий фактор пока остается главным критерием определения Кбм для каждого конкретного водителя. Один клиент убедителен до невозможности, другой похож на мошенника. Одни агенты раздают скидки по поводу и без, лишь бы застраховать и получить комиссионное вознаграждение, другие, наоборот, делают вид, что понятия Кбм вообще не существует и усиленно «ловят» клиентов, не имеющих о нем представления. И так далее.

В настоящее время решение о создании Единой базы данных по ОСАГО, наконец-то, было принято законодательно, и к концу 2012 года страховые компании обязаны ввести в единую базу информацию обо всех своих клиентах. Если это будет реализовано, и с 2013 года общая для всех страховщиков база начнет функционировать. Возможно, тогда проблемы с определением Кбм навсегда уйдут в прошлое.

Каждому водителю о том, как узнать свой КБМ по ОСАГО, нужно задумываться еще до оформления самой страховки. Во-первых, стоит все же расшифровать эти загадочные буквы, чтобы понять, что они означают. Дело в том, что тарифы расценок на ОСАГО могут быть утверждены не самими страховщиками-кампаниями, а правительством страны. И чтобы узнать цену полисов, нужно базовый тариф умножить на ряд коэффициентов-поправок. Существует даже специальный калькулятор ОСАГО, размещенный на некоторых сайтах в интернете. Среди них и КБМ – коэффициент бонус-малус. Он предназначен для поощрения водителей, не попадающих в аварийные ситуации. И это резонно.

Почему человек, на протяжении многих лет всячески избегающий ДТП и старающийся ездить по правилам, должен платить столько же денег за страховку, сколько и тот, который постоянно влипает в разные дорожные истории? Также коэффициент призван и наказать оных водителей, по чьей вине случаются ДТП, методом повышения цены на данную страховку.

Как узнать свой КБМ по ОСАГО , и в одном, и в другом случае?


Класс страхователя и КБМ


Говоря о подобном коэффициенте и его вычислении, страховщики обычно склонны употреблять данный термин, вышеприведенный. От класса напрямую зависит и скидка на ОСАГО. К примеру, если водитель был застрахован впервые, то его класс – 3-й, а сам КБМ будет равен 1. Впоследствии, за каждый год безаварийной езды водитель при оформлении страховки получает скидку – в размере 5-и процентов. А коэффициент бонус-малус становится равным, соответственно, 0,95 (после года), 0,90 (после 2-х лет), 0,85 (после трех).

Причем, страховщики предусмотрели и минимальный порог сокращения оплаты за страхование – 50%. Это вполне резонно, так как некоторые водители всю свою жизнь предпочитают не нарушать правила дорожного движения и не попадать в аварии. Таким образом, у этих добропорядочных и ответственных граждан через определенное время скидки бы составляли 100%!

Так что максимальным КБМ считается 0,50. Чтобы достичь такого максимального результата, нужно «всего лишь» не попадаться в ДТП на протяжении 10 лет.



Потеря скидок и наказывающие наценки


Данные коэффициенты на скидки можно потерять в один миг, если вы в последующий страховой период попадаете в аварию или становитесь виновником дорожно-транспортного происшествия. Тогда все ваши накопительные скидки прогорают и КБМ снова становится равным единице. Если же вы начали страховаться не так уж давно, либо имеете в своем резерве скидку, весьма незначительную, то в случае не совсем осторожной езды и дорожных приключений с участием ГИБДД вам не только уберут скидку, но и повысят стоимость самого полиса на следующий отчетный период, как неблагонадежному водителю.

Что является, на взгляд многих добропорядочных поклонников руля, вполне резонным: ездишь плохо и с риском для себя и окружающих – заплати больше за страховку!

Сколько аварий происходит по вине недобросовестности и неумелости водителей? Так что, справедливость в этом смысле, при подписании документов на оплату, будет восстановлена, и вы просто заплатите большую сумму. Плохо только то, что справедливые весьма санкции будут применяться к нерадивым, если только пострадавший участник ДТП обратился за выплатой страховой суммы именно в вашу компанию.

Но случается, что (при незначительных повреждениях в особенности) он может махнуть рукой на страховую компенсацию именно от фирмы, а попытаться и получить ее от виновника случая по личной договоренности. Тогда и ГИБДД обычно не вызывается, и страховщики не фиксируют протоколы. Стороны расходятся довольные друг другом, а скидка ОСАГО (коэффициент бонус-малус) остается при своих показателях, так сказать, нетронутым.

Еще один важный момент : КБМ не учитывают при заключении страховки на прицеп. А если вы страхуете транспортное средство имеющее транзит или вы сами – гражданин иностранного государства, то вам его также не вычислят.

Таблица


Комментарии к таблице


Как уже было сказано, свой КБМ на следующий год страхования очень просто можно рассчитать по вышеприведенной таблице. В первой горизонтальной строчке – класс водителя на начало срока страхования, коэффициент КБМ, количество страховых выплат от 0 до 4-х и выше. Буква «м» означает максимальный коэффициент, который рассчитывается штрафникам.

Итак, рассмотрим пример (строчка в таблице выделена жирным шрифтом). Водителю в самый первый страховочный год присваивается 3-й класс (найдите цифру 3 в первом столбце). Соответственно, его КБМ (смотрим во 2-м столбике) будет соответствовать 1, и никоим образом не влиять на сумму страхового взноса. При вождении без ДТП (третий столбик – 0 страховых выплат вверху) ему будет присвоен 4-й класс.

И на следующий страховой год КБМ будет рассчитываться уже по 4-му классу (0,95, то есть скидка 5%). А вот, если водитель становится виновником дорожно-транспортного происшествия и будет осуществлена одна страховая выплата, то ему присваивается 2-й класс (КБМ – 1,4, то есть плюс 40%).

Если это произошло дважды и более раз за отчетный период, то КБМ становится максимально возможным – 2,45! А вот если пройдет еще один безаварийный год, то 3-й класс и право не переплачивать за страховку снова возвращается. В положительную сторону скидка идет до 13 класса. КБМ – 0,5, то есть скидка на страховочный полис составляет 50%. Но, если водитель с таким высоким присвоенным рангом попадает в ДТП, то его класс сразу понижается до 7-го, а коэффициент в следующем году страхования становится 0,8.


Несколько водителей


Интересно, а как узнать свой КБМ по ОСАГО, если список водителей машины состоит из нескольких лиц? Здесь при расчете не выводится среднее арифметическое, а берется за основу наибольший КБМ. Например, в ОСАГО записаны три водителя, у двоих из которых КБМ – 0,6 (скидка 40%). У третьего – 0,9 (скидка – 10%). КБМ общий для полиса будет составлять 0,9, то есть – минус 10% от стоимости. Кстати, чтобы не сломать голову при расчете коэффициентов, существуют специальные сайты (их несколько) где представлены калькуляторы вычисления КБМ.

Чтобы воспользоваться калькулятором и получить нужную информацию (обычно это занимает всего минуту), надо ввести соответствующие данные: ФИО водителя (водителей), нумерацию водительского удостоверения. Также можно и распечатать полученные данные для кампании-страховщика.



Публикации по теме