Где должна стоять верба в квартире. Приметы про вербу

У древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Называли вербу «перуновой лозой», в честь бога Перуна, своего главного божества. Так как именно верба оживает первой, после зимы и ее ветки покрываются мягкими и пушистыми сережками, она являлась обязательной участницей всех весенних обрядов. В отваре из веточек вербы купали детей, чтоб они были здоровы. Считалось, что верба способна сохранить домашний скот, защитить от молнии, уберечь урожай от грызунов и непогоды.

Впоследствии языческое почитание вербы переросло в весенний христианский праздник - Вербное воскресенье. По библейской легенде, иудейский народ встречал Христа, въезжающего в Иерусалим ваями, то есть ветками иерусалимской ивы или финиковой пальмы. В честь этого верба стало обрядовым деревом воскресенья шестой недели Великого Поста, названного Вербным воскресеньем.

  • В старину верили в волшебную силу вербы. Чтобы сохранить посевы, ее сажали в поле. Считалось, что если бросить ветку вербы против ветра, то можно усмирить бурю. Чтобы остановить град, надо было выбросить ветку вербы во двор. Чтобы остановить пожар, надо кинуть ветку вербы в огонь. Чтобы усмирить грозу, ветки вербы жгли в печи «что­бы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».
  • Пучок весенней вербы в доме – это очень древний оберег. Он способен продлить жизнь всему живому в доме.
  • Наши предки верили, что верба может указать на ведьм и колдунов. Так, если в Великую субботу, бросить веточку вербы в печку и после этого к вам постучится женщина, с просьбой дать огонька взаймы, то она и есть ведьма.
  • Бесплодным женщинам советовали есть почки вербы, предварительно осветив ее в церкви. А чтобы предохраниться от лихорадки, надо было съесть девять вербных сережек.
  • В то же время, старая и дуплистая верба считалась проклятым деревом. Старая верба, в отличии от молодой, как насос выкачивает силы из всего живого, что находится рядом. Поэтому нельзя сажать ее рядом с домом. По белорусским преданиям, нельзя было пить воду, набранную под вербой, в период от Вербного воскресенья до Пасхи. Считалось, что после освящения вербы в церкви, черти, которые отогревались на ней весной, падали в воду под вербу.
  • В народе существует и такая примета: кто посадит вербу у дома своими руками, тот себе заступ готовит. Подразумевается, что когда из посаженной вербы можно будет сделать лопату, то человек, посадивший ее, умрет. Правда, данная примета довольно щадящая, так как верба растет довольно долго и человек, посадивший ее, скорее всего умрет от старости.
  • Молодая верба – дерево донор. Она способна поглощать отрицательную энергию, снимает боль. При психической неуравновешенности, истерии, неврозах, депрессии необходимо прижаться к дереву позвоночником, либо обхватить его руками на 10-15 минут, не более. Снять боль можно и небольшими кусочками ствола вербы. В старину так лечили ревматизм, зубную и головные боли.

С давних времен и до наших дней существует традиция: придя домой из церкви, где были освящены ветви вербы, отхлестать ими домашнюю скотину и малых детей, говоря при этом: «Верба, хлест, бей до слез!». Считалось, что это охранит от болезней и добавит здоровье.

Можно ли сажать вербу на участке

Сажать вербы нельзя — плохая примета: «Кто вербу сажает — на себя заступ готовит» . То есть умрёт, когда из вербы можно будет черенок для лопаты сделать.

Есть православные праздники, особо любимые народом. Таков день входа в Иерусалим Иисуса Христа. Люди бросали ему под ноги ветки пальмы. Так на Востоке встречали важнейших лиц. В наших местах используют обычно вербу.

Но всякий раз возникает проблема: куда девать после праздника эти пушистые веточки? Просто так в мусорку их не выбросишь. Они освящены в церкви. Стоят дома за иконами, возле распятий, около каминов, печей. В стойлах домашних животных. Или в сосудах с водой. Верба охраняет все ваше жилище от разных напастей, болячек, ссор. И так целый год.

Главное - не согрешить

Однако вовсе не все осведомлены, что делать с вербой после Вербного Воскресенья. Принято считать, что она не теряет свои чудесные лекарственные свойства до весны следующего года.

Как поступить правильно? Освободиться от веток прошлогодних в праздник или накануне его? И когда нести на освящение вновь срезанные? Это не формальные вопросы. Люди хотят поступать по правилам. По законам церкви. Чтобы лишний раз не согрешить.

Итак, что делать с веточками вербы после Вербного Воскресенья? Можно собрать их все вместе и пустить в речку, озеро, ручеек, прудок. Пускай плывут себе с миром.

Также некоторые люди предпочитают высохшие за год веточки вербы просто сжечь. Однако внимание! Пепел необходимо рассыпать там, где его не будут топтать ни проходящие люди, ни животные. Не возбраняется еще высыпать пепел в речку.

Посадить новое деревце

Вы все еще озабочены проблемой, куда девать вербу после Вербного Воскресенья? А как вам такое предложение? Вербы стояли у вас в вазочке. Вы меняли воду время от времени. И веточки дали корни. Самое лучшее (и красивое!) - посадить на полянке в лесу или где-то около реки. Пусть растет, тянется к солнцу. Радует людей. И может, эта верба опять будет освящена людьми в церкви.

Вообще вербочки можно хранить несколько лет подряд. Однако каждую весну встречать праздник лучше со свежими веточками.

В память об ушедших

В наших краях есть традиция, которая живет веками. Если ей следовать, то у вас никогда не возникнет раздумье, что делать с вербой после Вербного Воскресенья.

Известен такой ритуал. Соседи, родственники обычно знают, что какой-то человек доживает последние дни. И в день похорон прошлогоднюю освященную вербу помещают ему в гроб. Иные престарелые люди сами скапливают старые веточки, чтобы на похоронах их уложили к ним в могилку.

Рекомендуем и такой способ, если вы раздумываете, куда девать вербу после Вербного Воскресенья: необходимо ее веточки поджечь и обойти с ними дом. При этом читайте молитву. Так очищают квартиру, дом от всего плохого.

Совсем неплохо принести отслужившие веточки священнику в церковь. Там их потихоньку сожгут, читая молитвы при этом.

В лесу, рядом с другими

А вот тоже неплохая разновидность решения вопроса о том, что делать с ветками вербы после Вербного Воскресенья. Для тех, кто затрудняется с ответом и не знает, как ему быть, можно предложить такой вариант - унести ветки в лес. Уложить меж кустов растущей, новой, свежей вербы.

Если у вас в доме печь, то очень хорошо разжигать ее именно старой и хорошо просохшей веткой. И потом выпекать куличи. Прошлогодней, старенькой вербой многие люди дома обметают углы. А потом веточки бросают в огонь, сжигают их, прежде поблагодарив их за службу.

Еще старой вербой, между прочим, колодцы обсаживали. Для чего? Чтобы не проникли в воду никакие злые духи.

Интересно, что именно из Белоруссии пошла традиция, когда родители часто били вербой своих собственных детишек, чтобы хорошо росли и были здоровы. С этой же целью повсюду хлестали и скот, и взрослых людей. Ульи пчел били по три раза. А потом те шли на свои огороды или в поля. Там трижды били ветками землю. Также втыкали веточки в грунт. Наконец, отправлялись бить и хлестать могилки своих близких.

Чудесные свойства

Что же за службу несли эти скромные лесные красавицы после того, как их освятил священник?

Традиционно первый обряд после возвращения из церкви таков: всех родственников и домочадцев слегка бьют (или похлопывают) освященной вербой, для их же здоровья.

Так же поступают и с домашней живностью. Ведь что делать с вербой после Вербного Воскресенья - вопрос решенный. Ничего. Пусть находится в доме. Все должны впитать эту чудную силу обновления. Соки весны и возрождения природы.

Еще свойство - верба прекрасно оберегает дом от злых, негативных духов, любой нечисти.

В доме подросли невеста или жених. Что делают с нашей вербой? Ее в срочном порядке высаживают в огород. Как только росток приживется, значит, скоро свадьба будет.

Вербой еще гонят животину на поля в Юрьев день. Считалось, что при такой «обработке» она будет здоровой и начнет хорошо набирать вес, размножаться.

А вот еще вариант того, что делать с вербой после Вербного Воскресенья. Бездетным девушкам и женщинам советовали сдабривать пищу почками вербы, которую освятили в церкви. Это помогает. Также говорили использовать их как профилактику от разных болячек.

Купают больных детишек - надо бросить и вербу в воду. Ее почки клали в хлебцы для скотины и в кашу для всей большой сельской семьи.

Против грома, грозы

Люди сильно верили: освященная верба прекратит грозу, избавит от града, грома. Надо лишь махать веточкой в сторону туч.

На пожарах вербу бросали в огонь. Зачем? Чтобы уменьшить его разрушительную силу.

Любой трус, мечтающий стать должен был, придя из церкви в Вербное Воскресенье домой, забить в стену небольшой кол - от освященной вербы. Конечно, это мгновенно не превращало сверхосторожного человека в героя. Но в любом случае это изымает из души его природную робость.

Не только листьям и всей ветке люди приписывали мощную лечебную силу, но и ее сережкам. Их съедали сразу по девять штук. От лихорадки - наивернейшая панацея. А те, кто простыл, заболел каким-то недугом, глотали почки вербы. И это избавляло их от злой лихорадки, сильной боли в горле, хронического бесплодия. Так верно служила людям освященная верба.

Теперь о сроках. Когда именно освободиться от старой вербы? Тут выбирайте то, что вам больше подходит. Можно непосредственно в сам праздник вынести, допустим, вербочкины ветки в лес. Разрешается сделать это и в Вербное Воскресенье. Или сразу после этого большого дня. Благо, что вариантов для этого мы предложили много.

Надеемся, что в следующее Вербное Воскресенье, что делать с вербой, вы уже будете знать очень хорошо.

Лазила на просторах инета и наткнулась на интересную статейку. . .

Магия вербы.

Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Поэтому освященную вербу хранили в доме в течение целого года, ею выгоняли скот в поле, вешали ее ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба, первой среди других растений, оживает после зимней спячки природы. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.

Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».

Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. А также как лечебное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Народные приметы и поверья.

* Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
* Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
* Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
* Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
* Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
* Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
* С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
* В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
* Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

Верба является деревом, поглощающим отрицательную энергию, поэтому она хорошо снимает боль, если прислониться к дереву больным местом. При депрессии, неврозах, истерии к стволу вербы прижимаются либо позвоночником, либо обнимают дерево руками. Обниматься с вербой нужно не более 10-15 минут в день. Если нет возможности ходить к растущему в природе дереву, то можно использовать в домашних условиях небольшие кусочки ствола вербы. В старину таким способом лечили зубную, головную боль, ревматизм, фурункулёз, ангину. Но и кусочки ствола вербы держать на больном месте более получаса не рекомендуется, так как можно потерять много энергии.

Наши предки верили, что если пойти в глухую чащу леса, куда даже в самый ясный день не проникают лучи солнца, отыскать там вербу, сделать из нее дудочку, то ее звучание может развеселить любую «царевну Несмеяну».

А еще наши предки сводили на вербу свою болезнь. Для этого страждущий опоясывался соломенным поясом, а потом поздно вечером, скрываясь от людских глаз, шел к молодой вербе и опоясывал ее снятым с себя соломенным поясом и произносил заговор.

Освященную в церкви вербу хранят до следующего Вербного Воскресенья, как защиту от злых духов и болезней.

Есть еще одно чудесное проявление мистической сущности вербы, называемое верующими одним из Божьих чудес. Православные рассказывают о том, что в ночь с 3 на 4 декабря за 15-20 минут до полуночи (а это церковный праздник Введения Богородицы во Храм), покрытые льдом почки вербы стремительно набухают и раскрываются, издавая хорошо слышимые щелчки. Говорят, чем сильнее мороз, тем громче трещит верба.

Бывает, что на некоторых ветках даже появляются листочки. А после полуночи почки снова закрываются - теперь до весны. Многие люди стараются уловить момент и сорвать распустившиеся ветки - они приносят их в местные храмы или ставят в воду дома.

Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая верба, особенно освященная в Вербное воскресенье, защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая верба считается прибежищем чертей, водяных и других «нечистых» и местом, куда можно отсылать болезни.

Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и др. ритуалах. Сербы заплетали из Вербы венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной». Восточнославянские магические формулы типа «расти, как верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками Вербы и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание.

Хлестанье вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, ставили за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, «чтобы на будущий год быть забеременеть, т.е. выйти замуж и родить ребенка. Опоясывали вербным прутиком подойник, «чтобы прибывало молоко».

В Пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками «помлазками», а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из вербы; победитель назывался «королем».

На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали Вербу и разрывали ее на части.

В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28.XII), называемый иногда «днем битья», мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.

Сербские додолы нередко наряжались почти исключительно в ветки вербы и ходили с вербой или с вербовыми палками в руках.

Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. В русских поверьях верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град.

Белорусы ставили при граде пучок освященной вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки вербы, клали их на подоконник.

Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, «чтобы она рассеялась».

Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.

Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а вербой.

В Белоруссии с освященной вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.

Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, «чтобы не болела спина», витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

У поляков больной передавал свою болезнь вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; верба засыхала, лихорадка проходила.

У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: «Я обвенчал свою болезенку с вербочкой». При этом на вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

Сербы вновь выученный заговор сначала произносили «на вербу», а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, «чтобы заговор так же легко принялся, как принимается верба».

Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов и тени.

Сербы - боснийцы говорили, что верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука и ее проклял святой Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался.

Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что верба - злое дерево: по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

По представлениям белорусов, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в «лозе», а после вербного воскресенья на клене и в жите).

Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (по другому Вилы) живут на вербах и других деревьях.

По белорусским верованиям, черти весной «отогреваются» на вербе, а после того, как вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую вербу.

Но, наверное, больше всего благодарные люди любят вербу за то, что она пробуждает в их душе весну и наполняет радостью, несмотря на снег и утренние морозы. Ведь если расцвела верба, то скоро недовольно кряхтящая старушка зима закинет за плечи свой скромный узелок и отправится в далекие края, а к нам придет юная и прекрасная Весна! И верба первой рассказывает нам об этом.

Люди давно заметили, что контакт с вербой помогает успокоиться, расслабиться и даже снимает головную боль. Почки и веточки вербы обладают и другими, поистине чудесными свойствами. Максимум их силы приходится на Вербное воскресенье, которое в 2015 году отмечается 5 апреля.

Магические свойства вербы

«Эх, была бы у меня волшебная палочка!..» - порой мечтательно восклицаем мы, и даже не догадываемся, что этой самой палочкой могла бы стать обыкновенная веточка вербы. По старинному весеннему обряду, если коснуться вербным прутиком человека, к нему перейдет живительная сила растения, с которой любые трудности преодолеваются намного легче. Если же вербочка решила вас похлестать (а в старину именно так и говорили: «Не я бью, а верба бьет!»), принимайте это с радостью в душе - ведь дерево дарит вам здоровье, красоту и защищает от любых невзгод.

Согласно древней традиции, вносимых за порог дома веточек вербы должно быть столько, сколько в доме жильцов, чтобы у каждой веточки был «хозяин», чью энергетику она бы подпитывала. Перед тем как поставить вербу в вазу или стакан с водой, позвольте домочадцам внимательно рассмотреть и потрогать веточки - пусть каждый почувствует свой оберег. После этого следует перевязать прутики красной шерстяной ниткой и поставить на видном месте.

Кстати, верба пожалует любой сосуд, кроме тех, что выполнены из металла или пластика: эти материалы сковывают движение ее энергии, не давая распространиться по дому. Понаблюдав за «поведением» своей веточки, можно кое-что узнать о будущем. Пустившая корни верба сулит здоровье и процветание. Если попросить ее о чем-то, а затем посадить, то она непременно исполнит желание. Засохшая веточка - знак того, что вам угрожала какая-то напасть, но верба вовремя нейтрализовала потоки отрицательной энергии - волноваться не о чем!

Веточками вербы также можно проводить обряд очищения дома: собрать прутики в пучок и подмести им пол, после чего весь мусор сжечь. Считается, что таким образом верба поможет установить в жилище мир и покой.

Веточка вербы - амулет против робости

Верба заботится не только о физическом здоровье человека, но и о его эмоционально-психологическом состоянии. Неуверенным в себе, стеснительным людям она помогает преодолеть робость и справиться со страхом перед окружающим миром. Для этого освященную в Вербное воскресенье веточку нужно повесить на стену и всякий раз, чувствуя волнение перед каким-то событием или встречей, прикасаться к этому пушистому амулету. Такой контакт придаст решительности и настроит на благоприятный исход дела.

Принесенные в дом весной веточки вербы можно хранить целый год, а по истечении этого срока - либо сжечь, либо бросить в проточную воду. «Покинувшая» жилище верба напоследок заберет с собой весь негатив, который накопился за год, и свежим веточкам будет легче «работать». Не поленитесь самостоятельно сходить в лес за вербой - окунитесь в атмосферу пробуждающейся природы. Выберите те веточки, которые покажутся вам самыми симпатичными, и не забудьте мысленно поблагодарить дерево!

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.



Публикации по теме