Головной убор фараона своими руками. Гардероб Новый год Шитьё Новогодний костюм "Фараон" Сутаж тесьма шнур Ткань Фольга

Кадр из х/ф "Фараон" (1966г. Режиссёр Ежи Кавалерович)

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.



Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен , возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером . Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством ). Корона Верхнего Египта – белая , в виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная , с высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент (па-схемти) . Атеф - белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет , которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш ) . Хемхемет (также известна как «тройная корона атеф») - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».


Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика - обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.


Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» - атрибут культа бога Амона - и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» - скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе. Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес – специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.


К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье , скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос : жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью. Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.





Фараон и его жена носили сандалии с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли. Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон. Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.


Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.



Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки , в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.


Пристрою костюм фараона на 7-10 лет. Орг. NYTKA. Цена 575 руб.

Традиции народов России. Народный костюм - руками детей

В конце января 2016 года ребята из детских домов, победители творческого конкурса "Шапочное знакомство" посетили вотчину Деда Мороза в Великом Устюге в рамках фестиваля «Рождественская мечта», проводимого благотворительным фондом MISSIA с 2009 года. Идея конкурса родилась в рамках программы фонда «Культурное наследие». В прошлые годы ребята успели познакомиться с орнаментами при росписи матрешек («Матрешка – образ»), вышивками на рушниках, а также элементами народных костюмов. В этом году...

Орг. - NYTKA. Костюм находится у организатора.575 руб. с %.

Костюм фараона на 7-10 лет. Новый с биркой. Цена 700 руб.

И маленькому ребенку, которому самое время играть в текстильные куклы-мешочки. И любому взрослому: в такой новогодний подарок вложена частичка души, и он запомнится надолго. Рассказываем, как сделать снеговика: пошаговый мастер-класс и выкройка куклы не испугают даже начинающих. Вам потребуется: 20×30 см микровельвета или флиса; 10×5 см ткани для печворка с рисунком; лоскут ситца для мешочка...

«Охотники за привидениями» - лагерь выходного дня на Хэллоуин...

ТРИ ДНЯ В ВЕСЕЛОЙ КОМПАНИИ С ПРИВИДЕНИЯМИ! 09-10-11 ноября 2012г. В лагере выходного дня вас ждет встреча с героями «Сумерек» - вампирами и оборотнями, Графом Дракулой и веселыми привидениями. Вы сможете своими руками изготовить маскарадные костюмы и украшения для комнат отдыха и зала. Узнать интересные исторические факты о празднике. И, конечно же, в эти 3 дня официально разрешено рассказывать детские страшилки. ПРОГРАММА ЗАЕЗДА: - Игры на знакомство «Кто не спрятался, я не...

Обсуждение

Замечательный получится осенний отдых, просто глоток свежего воздуха в череде трудовых будней. И детям радость - где еще так весело и необычно можно провести свои выходные дни вместе с папой или мамой, как не в Созвездиях.

23.10.2012 15:48:39, namibya

Обязательно приедем, спасибо организаторам за приглашение. Мы вместе с детьми уже были однажды в лагере выходного дня Созвездий, отлично и весело провели время, программа понравилась всей семье. Думаю, что и наши ноябрьские выходные пройдут также замечательно.

18.10.2012 15:32:26, Наталия012

Позвонила классная - нужно срочно....к среде... ну как обычно..... Она говорит - ну можно как в Снежной королеве. Девочки - это как? Плащ+котелок+белый шарф? Больше ничего в голову не идет. За картинки буду благодарна - а еще за идеи по хенд мейду.

Обсуждение

Посмотри фильм "Сказки старого волшебника",
[ссылка-1]
Или ещё вот Янковский в фильме "Обыкновенное чудо"
Котелок и белый шарф - это Джентльмен из команды КВН города Одессы... Шарф крупной вязки был у Янковского, серый такой. Ну и не котелок.
Ещё Оле Лукойе сказочник. Чудило с зонтиком.
Но вообще смотря какие сказки.
Имхо, сказочник - это такой не от мира сего человек в одежде свободного художника.

у меня была накидка (делали из подкладочной ткани темносинего цвета) и шапка-колпачек из ашана типа дедморозовского, только тоже синего цвета. В руках была волшебная палочка, тоже куплена в ашане в игрушках для девочек.

Девы, нужна ваша помощь. Хочу на новогодний карнавал себе на голову украшение типа "султана" - на эластичной повязке перо на лбу. Но. У меня прическа такая... с глубокой и густой челкой. И волосы непослушные. Если надевать эту штуку под челку - челка смешно распадается на стороны и вообще, все волосы торчат в разные стороны... Можно заколками подколоть, но у меня такие непослушные волосы, что все заколки расползаются минут через 5 после закалывания. И так я и буду весь праздник бегать и...

Обсуждение

А если этот султан нашить на шапочку-сеточку и натянуть на голову? Тогда челку можно сеткой придавить. А вообще султаны на голове крепят проволокой, которую выгибают на лбу, тогда вся конструкция сидит очень плотно и не съезжает.

если карнавал, то вполне уместна маска:) а к ней и перо приделать можно:

19.12.2011 04:05:32, arte

Сегодня в садике озадачили, что сынуля мой будет ветром на празднике осени, попросили придумать костюм. Ну мне видится какая-нибудь накидка. Но может у кого есть еще какие идеи интересные? И главное, чтобы сделать не сложно было, а то я не особо рукодельная))))

Ребенок радостно сообщил, что дали роль греческой богини и сделать костюм надо быстро и это просто. Учитывая, что я лет 20 ничего не шью, мне не просто. Поделитесь советами, может кто делал. Спасибо. В интернете пока нашла только одну статью, но как-то не впечатлилась.

Обсуждение

парео обмотать)) Дочка тоже недавно богиней была, мы так проблему решили

Я бы все таки посоветовала два полотна но не простыню, у последней складки будут жестковаты. Два прямоугольника длина равна рост ребенка примерно, скрепить на верху в двух местах оставив проем для горлрвины и свободно падающие плечевые швы, и боковые швы соединить от пола до талии, чтобы при движении голых ног не было, потом по талии перевезать шнуром красивым. Так как то надежнее. Но по цене все равно не бесплатно. Купить сатин полиэстеровый 170-300 руб за метр если посчитать длину полотна и их два в общем сумма выходит.
Для наглядности фото по сслыки на девушке в темном

а здесь без сшивания боков но мне кажется лучше их скрепить

вот здесь красиво перевязано и принцип тот же

Обсуждение

У меня есть такой вместе с рубашкой, если нужно, стучитесь)

может мой вариант подойдет???? берете широкую ткань(зависит от ширины ребенка) прошиваете средний шов, получается труба... покупаете резинку тонкую она выглядит как катушка ниток только резинка... на шпульку наматываете эту резинку... а верхняя нитка обычная.... и прошиваете сверху по кругу...длинна этой "резинки" как хотите по модели. и просто пришиваете лямочки, и обрабатываете низ. выглядит приблизительно так...[ссылка-1]

А в МЕТРО никто не ездил недавно? Вдруг обратили внимание, если ли там костюмы дракона? Мне на вечеринку надо, взрослый))). Или где можно недорого прикупить? Сейчас смотрела, что можно самостоятельно соорудить. Но, вот такое))))), как по ссылке, я точно не сделаю. Это же надо быть такой рукодельницей. [ссылка-1]

Обсуждение

имхо, можно купить зеленые или золотые,серебрянные лосины и к ним водолазку в тон, обычную фольгу, синтепон и полисилк в тон лосин с водолазкой. полисилк это тонкая фольга для упаковки подарков. из обычной фольги и ниток сформировать маску, из синтепона и ниток - хвост и лапки, полисилком и нитками обернуть (намять) морду, хвост, лапки. можно пайетки наклеить сверху, можно не клеить. хвост можно сделать на ленте на поясе.

Да, шикарный костюм, спасибо за ссылку. Особенно порадовало:))))):
"Дочка конечно в восторге,но устала его без конца мерить, т.к. я кроить не умею и все вырезала и подгоняла на ней. Потом опять исправляла и опять примеряла. В течении месяца где то."
Вот уж где терпения-то!!! Ради одного раза.

Дорогие рукодельницы! Может, подскажете идею - как сделать костюм Русалочки, точнее, как лучше обозначить хвост? Заранее благодарна любому полёту фантазии! :)))

Обсуждение

А я бы сшила не юбку, а брюки. Ребенку так удобнее будет, чем в узкой юбке:-). Брюки до колена в обтяжку, а от колена широченный клеш из другой ткани, лучше плиссированной. И клеш этот в форме половинок хвоста, т.е. по внешним боковым швам длиннее, чем по внутренним.

Карнавальный костюм для мальчика: мастер-класс с фото, минимум шитья и затрат

Обсуждение

Юбку такую сделать аккуратно довольно сложно, на поясе будет очень много ткани. если получится тяжелая, то с пуза малышки будет сползать вниз. И колется. Выглядит эффектно, конечно. Но лучше готовую купить.

Я сшила юбку-пачку к новогоднему утреннику по этому мастерклассу
Idaruki.com/view/odezhdi/yubka-pachka/#.VliWcvFhiSM
Отлично получилось!

Карнавальные костюмы для детей своими руками

Эти оригинальные новогодние костюмы для детей может без особого труда сделать даже начинающая мама-рукодельница. А если к процессу привлечь ребенка, то отличное настроение будет гарантировано вам обоим.

Корона для принцессы – мастер-класс с фото

Шила для ребенка подруги костюм "Мамы-жабы" для сказки "Дюймовочка" Можно посмотреть в альбоме, а можно и по ссылке

Карнавальные костюмы своими руками

Порадуйте детишек в Новый Год div id="3453306" class="c-messagephoto">

Сын на празднике в ДС будет, пардон, огурцом:) Это не может не радовать родителей, но вот с костюмом небольшая засада. В инете с ходу не нашла, вернее в наличии нигде нет. Вдруг у кого есть дома такая красота? :) Кто-то ж до нас когда-то был огурцом тоже:) ПыСы. Шить сама точно не буду, руки не из того места выросли.

Девушки, подскажите, пожалуйста, что делать!! Ребенка назначили Карлсоном, до концанедели обязаны предоставить костюм в сад. Все, что куплено заранее - человеки-пауки, пираты и бэтмэны - на помойку, срочно лепим костюм, который всего в одном виде присутствует в инете, страшный и дорогой! Подскажите, как быть, из чего соорудить пропеллер??? спасибо!

Новогодний костюм своими руками - к детскому празднику

Янкина группа в саду на празднике осени будет танцевать танец "Чунга-Чанга". Какой бы для этого костюм ей подобрать? Пока придумалась только самодельная юбка-американка из разноцветных сетчатых полос и с черным гимнастическим купальником (?). Хотелось бы еще каких-нибудь вариантов. И с волосами (длинные) что делать? Косичек наплести с разноцветными резинками? Или еще что можно придумать? Буду благодарна за идеи и картинки.

понадобился к школьному спектаклю чего надевать на семилетку - ума не приложу

Хэллоуин для детей. Веселые декорации.

Человеческой фантазии нет предела! Декорации на Хэллоуин можно сделать из разных подручных средств: ткани, бумаги, клея, из старого зонта, из пакетов, листьев, ниток и, конечно, тыквы. Все быстро, просто, недорого и очень эффектно. Самый простой способ провести весело Хэллоуин с детьми – это нарядить всю семью в добродушных и милых приведений, квартиру украсить в том же духе. Костюмы приведений смастерить очень просто. В старых белых простынях или кусках белой ткани нужно вырезать отверстие...

Костюм белочки своими руками.

Близится Новый год. К празднику я решила для дочки сшить костюм белочки своими руками. В результате получилось милое атласное платьице. Получившийся костюм белочки с лёгкостью можно назвать и костюмом лисички. Всё будут решать дополнительные аксессуары. Итак, кто не боится швейной машины, читайте описание далее. [ссылка-1]

нужен костюм для девочки в детский сад, к 12 апреля..в голову ерунда всякая лезит...накидайте что-нибудь))

Как сшить очень модные и нарядные платья для кукол.

Новогодний маскарад в домашней обстановке. Создаем праздничную атмосферу для детей, наполненную торжеством в ожидании чуда.

Как связать пончо и шапочку для маленькой модницы: схема, описание, фото.

Сделала к понедельнику костюм. Но праздник перенесли не неделю, и теперь хочу доделать. Крылышки меня разочаровали - получились незаметными. Сделаны из прозрачной офисной обложки, рисунок сначала черным фломастером, потом 3D-клеем. И след фломастера, и клей -прозрачные. Если делать окантовку из ткани - не знаю, как пленка перенесет большое количество дырочек, да и грубовато кант шириной 5 мм, а меньше - тяжело сделать аккуратно. есть вариант -приклеить нить-травку, но не уверена в клее, и...

Обсуждение

Может, пришить крылышки "вверх ногами"? В смысле - вот сейчас они висят. А если пришить кончик 5-10 см, положив крылья "снизу вверх", то тогда они будут висеть "отогнувшись", как листья у цветов:-) = будут более заметны.
Можно еще сквозь кромку пунктиром пропустить проволочку - но это надо эту проволочку подходящую иметь:-).
Краски витражные ПВА (Прилипала и т.п.) - ОТЛИЧНО ведут себя на любой форме. Кстати, в некоторых наборах белая после высыхания становится прозрачной с блестками:-).

не поняла, а нос у тебя куда приделывается? Его нужно на такую же шапочку лохматую.

Карнавальные костюмы Снегурочка. Снегурочка — желанная гостья на всех новогодних праздниках. Конечно, если вам хочется, то можно сшить красивую парчовую шубку с белой опушкой по подолу и рукавам. А если надо быстро сделать костюм Снегурочки, то вполне подойдет простенькое голубое, синее, серое или белое однотонное платьице или платье в горошек. На платьице нашейте шарики из ваты и мишуру. Сверху наденьте воротник, сделанный из ткани или из плотной бумаги, отделайте его белыми лентами, серебряным "дождем" и мишурой, яркими бусинками. Впереди нашейте на платье белую планку, украсьте ее, отделайте и манжеты. Главное украшение костюма — кокошник, его сделайте из плотной бумаги, укрась...

13.01.2011 23:10:40, Asforra

У моей дочери в садике мама одной девочки сделала супер костюм, помимо того что вы написали, на ноги и на руки были натянуты темные колгоки капроновые, а на голове был черный кучерявый парик с цветком в волосах, всем очень понравилось. И темный тональный крем на лице.

Карнавальный костюм для НГ на рост 134-140. Фараон. Состояние отличное, одевали 1 раз. Такой как по ссылке: Реальные фотки на модели:) могу выслать. Меняюсь на другой.

Причем не простого, а пиратского попугая. Девочки, очень нужны креативные идеи. Тема такая: у нас грядет пиратская вечеринка. Себе и мужу я костюмы придумала, а дочка, по замыслу, должна сидеть у папы на плече и кричать: "Пиастррры!" Кричать уже получается, а быть похожей на попугая пока не очень. Из карнавальных костюмов ничего подобрать не могу. Как может выглядеть костюм такого спутника пирата, как вы думаете? Буду благодарна за любые мысли на этот счет.

Сценарий праздника для детей - Слет Шпионов: конкурс шпионской пантомимы, чтения мыслей, конкурс тостов...
...Говорит - тут пирамида, древняя усыпальница старого умершего фараона.... А вот и сам фараон, он лежит в своей гробнице... Ведущий берет руку пугаемого и дотрагивается ей до разных частей тела фараона. Вот ступня фараона.... А вот щиколотки фараона... А вот колени фараона... А вот живот фараона... а вот сложенные руки фараона... а вот лицо фараона... А вот мозги фараона! С этими словами ведущий быстро опускает руку пугаемого в кастрюльку с макаронами. Эффект потрясающий!!! Орут почти все. Остальные жутко веселятся. Жетоны выдаются обеим группам. Киностудия попросила нас написать сценарий из жизни спецагента. Командам раздается по листу бумаги и ручке для написания с...

Древнее царство - это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.
В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник - «схенти». Схенти носили все - от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

Женский костюм

Женская одежда гораздо больше закрывала тело.
Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» - длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.
Рабыни ходили практически нагими.
Обувь

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.

Среднее царство (2000- 1700 гг. до н.э.)

Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной.
Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.

Мужской костюм

Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой, а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.

Женский костюм

Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтянок он становится более нарядным и украшается различными отделками, узорами. К началу Нового царства у знатных женщин вошли в моду тонкие прозрачные одежды - легкие драпированные покрывала, которые завязывались узлом под обнаженной грудью.

Костюм фараона

Одежду фараона определял старинный придворный церемониал.
Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.
Главным символом царской власти был урей - особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство - корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.

Корона фараона с уреем:

Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок - клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху - металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами - так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди.
Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте - в виде ступки красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.
Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение - золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей.
Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.

Костюм царицы

Одежда царицы также определялась придворным церемониалом. Она носила длинный плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом легкий плащ и драгоценное ожерелье.
Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо короны, царица носила диадему.

Костюм древнеегипетской царицы (калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаянсовых бус, парик, украшенный цветком лососа) и костюм фараона (схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей - символ плодородия):

Новое царство (1580-1085 гг. до н.э.)

В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое отражение и в их костюмах.
Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени - сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.

Мужской костюм

Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей. Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и плиссировку. В это время широко распространился новый вид одежды - «сусх», который состоял из калазириса и «синдона», большого куска прямоугольной ткани. Плиссированный синдон обертывали вокруг бедер поверх калазириса и завязывали спереди.
К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.
Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а поверх него - плиссированный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.

Женский костюм

В эпоху Нового царства калазирис по-прежнему в моде. Калазирисы знатных египтянок шились из дорогих прозрачных плиссированных тканей. Нередко их украшали чешуйчатым узором - рядами вышивки, имитирующей оперенье ястреба (кобчика) - символа Исиды. На плечи женщины набрасывали небольшие драпированные пелерины или большие покрывала, которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особым образом. Плиссировку стали располагать в различных направлениях, и это создавало совершенно новую ритмическую структуру одежды.
Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели.
Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.

Обувь

Если прежде египтяне ходили преимущественно босыми, то теперь и среди мужчин, и среди женщин обретают популярность сандалии, по-разному украшенные.
Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.
Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.

Костюм фараона (набедренная повязка с передником и накидкой из тонкой ткани) и костюм царицы (калазирис с передником из прозрачной плиссированной ткани; клафт):

Прически и головные уборы

Головные уборы и прически египтян Древнего и Среднего царства так же, как и обувь, служили более яркими признаками сословных отличий, чем одежда.
С древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.
Парики могли быть и двойные с воздушной прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором. Бороды, как правило, тоже брились. Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.
Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием.
Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин - с длинными и пышными спиральными локонами.
Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы - длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы, но либо полосатые, либо однотонные.
Знатные сановники носили клафт, а особо приближенные к фараону придворные - блестящую, богато украшенную повязку, которая спускалась с темени до плеч.
Юные наследники фараона носили парик с «локоном юности» - небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.
Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами.
Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.

Костюмы знатных египтян. На мужчине - схенти и верхняя прозрачная одежда с колоколообразной юбкой. На женщине - калазирис и прозрачная накидка, парик со множеством кос:

Украшения и косметика

Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки - зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет. Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица». Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.
Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.
Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.
Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове - золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.
Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.
Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.
В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.
Традиционным украшением египтян был ускх - широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.
Украшения египтяне хранили в ларцах.
Простые люди тоже любили украшения, но у них они были совсем недорогими - из керамики и бронзы.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.

В полный рост и во всей красе. С подарком, с улыбочкой и с огоньком в глазах))))

Вот такие подарочки у нас под елочкой)))

Вот примерно так. Это выкройка штанишек.

Обе детали сметать в том месте где написано "ШОВ",не отделяя друг от друга, развернуть только во всю ширину нужно заготовочку.

Вот, что получится если разложить детали. Таким образом, боковые стороны штанишек сшивать не нужно. Обе детали прикладываем лицом друг к дружке и сметываем по этим сгибам-шириночкам.

Вот что получится после сметывания. Остается только штанины прострочить,вставить вверху резинку. Низ штанишек я обработала и пришила тесьму с орнаментом, похожим на египетский узор.

Вот и тесьма и головной убор поближе.

Костюм изготовить очень просто.По большому счету сшила за пару часов. Ткань - сатин, белого цвета, мне понадобилось около двух метров, ширина 1,4 м. Для головного убора трикотаж в полоску, нашла только черный с золотом, но по-моему очень не плохо получилось, сочетается с тесьмой на рубахе. Очень торопилась и как всегда забыла фотографировать. Штанишки по любым широким джинсам кроим. Складываем джинсы пополам, боковую сторону прикладываем к куску сатина сложенного вчетверо, обрисовываем мелом с припусками на швы. Выкройку можно найти в любом поисковике, для рубахи тоже. Про рубаху: мы выбрали длину до колена и немного расклешенную книзу, рукав прямой до локтя. Низ, горловину и рукав обшила тесьмой, с орнаментом. С головным убором пришлось помучится. Все выкройки интернета мне не помогли, пришлось самой кумекать. Для начала по головке ребенка нужно сшить шапочку, желательно в обтяжку, чтобы не спадала, благо с трикотажем это легко сделать. Потом сшила нужной длины полоску(чуть ниже ключицы) и шириной около 5 см. Внутрь этой трубы-полоски вставила жесткую основу, чтобы полоска стала плоской и твердой. Ровно по центру шапочки пришила эту деталь, закрепила по бокам головы, а низ оставила свободными концами болтаться. По низу шапочки опять-таки пристрочила тесьму с орнаментом и в центре пришила змейку. Змея сделана из фольги. Одна деталь, сама змейка, просто скрутила в тугой жгут кусочек фольги, а вторая деталь - капюшон змеи. Обшила детали из фольги золотистым трикотажем и с помощью броши прикрепила к головному убору по центру. Обувь, любые пляжные сандалии, как можно более открытые, обшила той же тесьмой.

Удивительно, насколько плохо обстоит дело с материалами по истории древнеегипетского костюма. Даже за рубежом. На русском вообще нет ничего. Плоская книжка М. Мерцаловой по истории костюма, в египетском разделе которой по десятку ошибок на странице – не в счет. А между тем, ведь интереснейшая тема


Характерной чертой древнеегипетского костюма на протяжении всех тысячелетий его существования было поражающее своим изяществом искусство драпировки, куда более изысканное и чаще встречающееся, нежели удачная кройка ткани и шитье. Многочисленные свидетельства, позволяющие нам увидеть одежды египтян от фараона до крестьянина, это как многочисленные статуи и рельефные изображения, так и прекрасно сохранившиеся в сухом египетском климате подлинные образцы одеяний, париков, аксессуаров. Лен культивировался с древнейших времен, еще с эпохи неолита, а качественные образцы ткани, насчитывающие до 65 основных и 50 уточных нитей на квадратный сантиметр, порой превосходят продукцию современных ткацких станков. На сохранившихся одеждах-туниках зачастую изящной вышивкой покрыты контуры рукавов и отверстия для головы. О том, какие превосходные произведения принадлежали рукам египетских ткачей, чаще всего мужчин, мы можем судить по одеждам, сохранившимся в гробнице Тутанхамона и архитектора Ха, современника Аменхотепа II, богато расшитому поясу Рамсеса III из собрания Ливерпульского музея.

Одежды, найденные в гробнице архитектора Ха. 14 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Шерсть, обычно непопулярная, стала распространяться в Египте лишь в греко-римское время, так как исконно, как и кожа, считалась египтянами нечистым материалом. Древнейший образец хлопковой ткани, обнаруженный в Египте, также датируется временем римского владычества; шелк стал известен египетской знати лишь при Птолемеях.
Обычно одеяния и мужчин и женщин конструировались по принципу оборачивания фрагмента ткани вокруг тела и его закрепления с помощью поясов, лямок, пряжек и ювелирных изделий. Лишь изредка какая-либо часть костюма была действительно сшита. Основным цветом египетского костюма всегда был белый; использовавшимся материалом – тончайший, знаменитый во всем древнем мире лен. Именно материал и цвет костюма издревле отличали египтян от их соседей, «презренных народов Девяти луков», которые не брезговали неприемлемыми для канонов страны фараонов яркой расцветкой, орнаментами и кожей.

Иноземцы и их одеяния. Глазурованные плитки из дворца Рамсеса III в Мединет Абу. 12 в. до н.э. Лондон, Британский музей. Автор фото неизвестен.

Простая и лаконичная, одежда древнейших египтян с ходом истории становилась все более пышной и изысканной. Женский костюм был намного более консервативным, чем мужской и обычно у египтянина был значительно более богатый выбор стиля одежды, нежели у его супруги. В Древнем царстве мужчины чаще всего носили набедренную повязку или подобие юбки из куска льна, обернутого вокруг бедер и закрепленного самыми разнообразными способами. Древнейшие изображения подобного одеяния сохранились еще на памятниках додинастической эпохи. Длина набедренного опоясания на протяжении веков менялась, варьируясь от повязки, доходившей лишь до колена и до длинной повязки, прикрывающей ноги до середин икр. Если верхняя часть повязки туго обматывалась на талии, то ее нижний край, часто накрахмаленный, завершался впереди треугольным выступом. Набедренное опоясание вельмож зачастую было гофрированным; гофрировка издревле делалась египтянами с помощью особых досок с вырезанными рейками, меж которыми под пресс клали влажную ткань. Между тем крестьяне и ремесленники зачастую лишь повязывали бедра широким поясом со свисающим впереди длинным лоскутом ткани, или же вообще выходили голые. Длинные мужские плащи, закрывающие все тело и плечи в Древнем царстве были практически неизвестны. В отдельных случаях мужчины оборачивали тело в длинные куски ткани, закрывая лишь одно плечо.

Скульптурная группа Рахерка и Мересанх. Известняк, роспись. 26 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

Женщины в Древнем царстве и позже традиционно носили длинные прямые платья, закрывавшие тело от груди до голени. Такие платья также изготавливались из целого куска ткани, державшегося на теле за счет широких бретелей, часто закрывавших грудь. Обычно подобные платья изображаются облегающими, прекрасно передающими контур тела, хотя на практике, скорее, были не столь совершенными. Порой ткань платья расписывалась или же вышивалась бисером, бусами или амулетами. Поверх подобного платья в это время знатные дамы часто одевали полупрозрачные накидки, под которыми проглядывали украшения и контуры основного одеяния. Туники с рукавами были известны, тем не менее, уже с раннединастического периода, однако, судя по тому, что крайне редко встречаются на изображениях, не были популярны; более того, одеяния с рукавами носили практически только женщины.
В Среднем царстве короткое набедренное опоясание остается основным элементом мужского костюма, часто как внутренний элемент одежды, поверх которого надевалось длинное подобие юбки из более тонкой ткани. Верхняя повязка впереди была обычно длиннее, чем сзади и часто была плиссирована. Длинные повязки, завязывающиеся почти под грудью, также получили в эту эпоху широкое распространение, причем порой вельможи надевали сразу несколько таких одеяний.

Статуя неизвестного чиновника, изображенного в длинной тунике. Известняк. 19 в. до н.э. Бруклинский музей. (с) фото - Патрисия Лэймон Бэзилон.

Со Среднего царства в обиход входят и совсем просторные одежды, состоявшие из квадратного куска ткани, сложенного пополам; на сгибе делался вырез для головы, сбоку ткань подшивали, оставляя прорези для рук. Позже этот тип туники получит широкое распространение в Новом царстве. Во второй половине Нового царства широкое распространение получили длинные плащи, оборачивавшиеся вокруг тела, как одеяло.
В начале Нового царства древние формы костюма были заново переосмыслены и дополнены новыми деталями. При XVIII династии одежды для верхней части тела стали куда более изысканными, нежели раньше. Мужчины часто изображаются одетыми в широкие туники, сочетающиеся с обычными формами набедренных повязок. Самые короткие повязки достигали колен, длинные – касались нижней кромкой лодыжек. Известно, что для подобного опоясания требовался кусок высококачественной льняной ткани длиной 142 см и шириной 89 см. Такое одеяние зачастую было очень объемным. Иногда сверху на плечи набрасывалась накидка, которую драпировали вокруг левого плеча и стягивали сзади. Экземпляр такой накидки, сохранившийся в одной из фиванских гробниц, был выполнен из превосходного тончайшего льна и имел 188 см в длину и около 58 см в ширину. Позже в Новом царстве охотно носили и более объемные накидки, свободно закрывающие оба плеча.
Сдержанность и лаконичность, характерные для костюма начала Нового царства, постепенно сменились пышностью и невероятной декоративностью одеяний современников царей второй половины XVIII династии. Со времени правления Аменхотепа III все части одеяния были покрыты тончайшей плиссировкой, длинные туники обязательно закрывали ноги до нижней части лодыжек, а поверх традиционных элементов одеяния накидывались длинные полупрозрачные или же зимой, плотные накидки с рукавами. Туника часто подвязывалась широким поясом наподобие передника, часто плиссированным, обернутым вокруг ягодиц и стянутым впереди.

Знатная дама Чепу. Фрагмент росписи из гробницы Небамона в Фивах. 14 в. до н.э. Бруклинский музей.с) фото - Патрисия Лэймон Бэзилон.

Парик господина Аменмеса. Фрагмент рельефа из гробницы Именеминета в Саккаре. Известняк, роспись. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

С каждым поколением мода стремительно менялась, причем предпочтение отдавалось все более рафинированным и сложным формам костюма. В эпоху Рамессидов внешнее одеяние, похожее на длинную рубашку, небрежно подворачивалось кверху, из-за чего было видно находящееся под ним набедренное опоясание. Искусственный парик, сандалии из кожи, порой золоченой, или папируса, богатые ювелирные украшения и широкое ожерелье усех, жезл и посох дополняли внешний облик достойного египтянина Нового царства. Знатная дама могла украсить один из вариантов массивного парика живыми цветами лотоса и ароматическим конусом. В это же время рабочие, солдаты и бедняки довольствовались лишь традиционной короткой набедренной повязкой, удобной для повседневного труда.

Родственники художника Сеннеджема. Роспись из его гробницы в Дейр эль-Мединэ. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2005 г.

Женский костюм начала Нового царства состоял все из того же узкого длинного, но очень изящного платья, которое носили их предшественницы еще за века до них. Постепенно на женщинах появляются и длинные туники, подобные тем, что носили мужчины. К середине XVIII династии женский костюм претерпевает значительные изменения, став очень изысканным и нарядным. Несмотря на то, что для женского одеяния порой использовался такой же кусок ткани, что и для мужского, конструировалось оно иначе. Типичное женское платье изготовлялось из фрагмента хорошего льна как минимум 200 см в длину и 100 см в ширину, плиссированного и бахромчатого по краям. Отрез ткани оборачивался сначала вокруг нижней части торса, затем драпировался через плечи и в итоге завязывался особым узлом под грудью. Таким образом, без единого стежка создавалось пышное полупрозрачное одеяние, формой напоминающее изысканное платье, элегантное и практичное под палящим африканским солнцем.

Знатная семья. Факсимильная копия росписи из гробницы Ипуи в Дейр эль-Мединэ. 13 в. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Автор фото неизвестен.

Конечно же, особенно богатым и символичным, издревле было одеяние членов царской семьи. Все основные виды царского костюма а также многие виды царских корон и скипетров впервые засвидетельствованы на памятниках, отстоящих от нашего времени на пять-шесть тысяч лет. На палетке Нармера царь в образе могучего быка повергает вражескую крепость и преследует противников, спасающихся бегством; с древнейших времен привязывавшийся к набедренному опоясанию фараона бычий хвост демонстрировал силу царя. Змея–урей, дочь солнечного божества, на протяжении веков являвшаяся центральным символом египетского царского дома, помещается, свернувшись кольцами, на лбу повелителя. Короны, которые боги возлагают на царя во время коронации, - это не только знаки отличия его ото всех остальных смертных, но и сильнейшее магическое орудие, помогающее ему как в жизни земной, так и в жизни загробной, бессмертные символы, имеющие тесную связь с миром вышним. «Как счастливы те, кто видит царя в диадеме с чела Ра, - говорится в «Текстах пирамид», - в переднике, дарованном богиней Хатхор, перо (на короне) его – перо сокола (т.е. Хора)». Так, например, хеджет, Белая корона Верхнего Египта во многих текстах имеет тесную связь с луной и лунными божествами, такими как Осирис и Тот; более того, в «Текстах саркофагов» хеджет описывается как истинное воплощение самого Тота. Одновременно, Белая корона также символизировала Око Хора, змею-урей и нож из метеоритного железа, которые отражали своим пламенем и сиянием любых врагов богов и царя. Корона связывает царя с его предками и потомками, помогает в мире ином обрести просветление и, присоединившись к сонму бессмертных божеств, обрести новое существование среди нетленных звезд в северной части неба. Другая корона, уререт – «та, что делает великим», согласно «Текстам пирамид», не только способствовала его скорейшему воссоединению с божествами, но и давала ему право на власть и первенство среди просветленных духов. Текст «Книги мертвых» утверждает, что эта корона является великим символом Ра и Осириса: «Его диск, - это твой диск, его лучи – это твои лучи, его корона уререт – это твоя корона уререт, его величие – это твое величие, его восход – это твой восход».
Вместе с дешрет, красной короной Нижнего Египта, убор хеджет составлял па схемти – корону Обеих земель, наиважнейший и, наверное, самый распространенный на изображениях головной убор египетского царя.

Корона "па схемти", украшенная венком из уреев. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Головной убор «немес». Фрагмент ушебти Рамсеса IV. Известняк, роспись. 12 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

Головной убор немес, получивший столь широкую известность благодаря погребальной маске Тутанхамона и представлявший собой платок из плиссированной ткани, также был очень символичным. Как и короны, священная ткань, из которой изготовлялся немес, считалась воплощением сияния и света, а кроме того, цветовая гамма его золотых и лазуритовых полосок символизировала соответственно божественную плоть и божественные волосы.

Корона «атеф», установленная на классическом трехчастном парике. Фрагмент статуи Птаха-Сокара-Осириса. Дерево, роспись. 7 в. до н.э. Турин, Египетский музей (с) фото мое, 2004 г.

Царская головная повязка "хат", распространенная в ритуалах заупокойного культа. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Среди других распространенных головных уборов царя следует упомянуть большую корону атеф, состоявшую из белой короны Верхнего Египта, обрамленной двумя страусовыми перьями; атеф считалась особо парадным головным убором, который фараон одевал во время торжественных богослужений. За ней по значимости следуют корона хену, в которой перья и солнечный диск, укрепленные на платформе, сочетались с двумя видами бараньих рогов; корона хемхемет, особенно популярная в греко-римское время, состоящая из трех связок тростника и солнечных дисков, помещенных на бараньи рога и платформу.

Рамсес II в короне «хепреш». Диорит. 13 в. до н.э. 7 в. до н.э. Турин, Египетский музей (с) фото мое, 2004 г.

Как в битве, так и в мирное время фараон часто одевал синий кожаный «шлем» хепреш, на лбу которого вздымалась священная кобра или золотой «шлем» хаит, покрытый, как и хепреш, десятками маленьких кружочков, символизирующими солнце. На короткий синий «ливийский» парик ибес царь мог возложить , или же надеть корону чени, состоявшую из двух перьев, уреев и солнечного диска, установленных на бараньих рогах.

Корона хаит. Рельеф из храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото мое, 2003 г.

Корона «чени», установленная на немесе. Фрагмент скульптурной группы Рамсеса II, Амона и Мут. Гранит. 13 в. до н.э. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

"Ливийский" парик "ибес". Фрагмент статуи Тутмоса IV. Гранит. 15 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото мое, 1998 г.

Благодаря коронам царь не только получал равноправие с богами в ином мире, но и становился живым богом на земле; увенчав голову священными эмблемами, право на которые он получал во время коронации, он тотчас воссоединялся с божественной сутью своих небесных родителей.
Одеяния, которые носил царь, также очень разнообразны. Все они восходят к древнему ритуалу, во время которого культовую статую бога «оборачивали в свет», символом которого было освященное полотно. Основу царского одеяния составляла плиссированная набедренная повязка, шендит, которая засвидетельствована на самых древних изображениях египетских властителей.

Повязка "шендит" на царе, классические длинные платья на богинях. Скульптурная группа царя Менкаура с Хатхор и покровительницей нома. Граувакка. 25 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - insecula.com

Она дополнялась самыми различными передниками, зачастую изготовлявшимися из золота с использованием драгоценных камней и техники перегородчатой эмали; эти передники были подлинными шедеврами ювелирного искусства, их декорировка часто восходила к орнаменту риши – символическому изображению радужных перьев священных птиц или богинь, своими крыльями защищающих царственную персону. Набедренное опоясание могло комбинироваться с льняной рубашкой с короткими рукавами, иногда расшитой, а также с широкой полупрозрачной накидкой из плиссированного льна, закрывающей всю фигуру. Существовали и особые церемониальные одежды, такие, как, например, сохранившееся на рельефах храма Амона в Луксоре, роскошное «Хорово одеяние», имитирующее детали оперения священного сокола , одевая которое, царь Аменхотеп III магическим образом становился воплощением небесного божества. В гробнице Тутанхамона было обнаружено другое не менее уникальное дополнение к коронационному костюму фараона – т.н. золотая кольчуга Это церемониальное украшение состояло из массивного ожерелья усех, выполненного в технике перегородчатой эмали, к которому с помощью двух «лент», собранных из сотен ювелирных изображений перьев, крепилась фигурная пектораль и основная масса одеяния, состоявшая из множества золотых, лазуритовых, бирюзовых и сердоликовых бусин, также имитировавших божественное оперение.
Среди скипетров, постоянно встречающихся в руках египетских царей, отметим знаменитые хекет и нехеху – «крюк» и «плеть», также являвшиеся атрибутами бога Осириса, и скипетр хереп, использовавшийся для освящения даров, приносимых в храм и считавшийся воплощением бога Тота.
Не менее сложная и разнообразная символика лежала и в основе костюма египетских цариц. Одеяния супруг правителей Древнего царства поражают не только свои изяществом, но и лаконичностью: на ней длинное облегающее платье из льняной ткани, на голове – классический трехчастный парик, в основе которого порой скрывается небольшая диадема с изображением священной змеи.

Царь Менкаура с супругой - Хамерернебти II. На нем - опоясание "шендит" и платок "немес", на ней - длинное классическое платье и трехчастный парик. Граувакка. 25 в. до н.э. Бостон, Музей изящных искуccтв. (с) фото - MFA

Этот строгий и одновременно величественный костюм начнет претерпевать значительные изменения только в Среднем царстве. Появляется знаменитый «хаторический» парик, заканчивающийся на груди двумя характерными массивными буклями и придающий царице облик богини любви.

Один из ранних примеров "хаторического" парика. Статуя царицы Нефрет, супруги Сенусерта II. Гранодиорит. 19 в. до н.э. Каир, Египетскйи музей (с) фото мое, 1998 г.

В 1914 году в пирамидном комплексе Сенусерта II в эль-Лахуне было обнаружено погребение его дочери Сатхатхориунет. Среди выдающихся произведений ювелирного искусства, найденных в гробнице принцессы, особо следует упомянуть ее головной убор – массивную золотую диадему, украшенную цветами лотоса, выполненными в технике перегородчатой эмали, фигурой урея, инкрустированной полудрагоценными камнями и двумя стилизованными соколиными перьями. Диадема одевалась на парик, многочисленные косички которого были украшены небольшими цилиндрами из золотой фольги.

Реконструкция головного убора Сатхатхоиунет. Музей Метрополитен. Оригинал диадемы - золото, инкрустации, 19 в. до н.э. Каир, Египетский музей (с) фото - ancient-egypt.org

В эпоху Нового царства наиболее характерной короной «великой супруги царской» была шути. Этот колоссальный головной убор состоял из двух страусовых перьев, укрепленных на особой платформе - модиусе. Платформа в свою очередь помещалась на чеканного золотого коршуна, священную птицу богинь Нехбет и Мут, фигура которого сверху покрывала синий парик царицы; одновременно между перьев мог быть помещен еще и золотой солнечный диск.

Шути, широкое ожерелье "усех", скипетр хетес. Под париком видны собственные волосы, причесанные на прямой пробор. Фрагмент скульптурной группы Аменхотепа III и царицы Тейе. Глазурованный стеатит. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.

История короны шути уходит в глубокую древность: двумя перьями на рельефе, происходящем с Синайского полуострова, увенчана голова фараона Снофру, отца Хуфу. Два пера продолжают быть важным элементом царской иконографии как в Среднем, так и в Новом царствах. Только со времени правления XVIII династии, этот убор становится прерогативой главной царской супруги, выделяя ее из числа других цариц, обитательниц гарема. Также являющаяся атрибутом некоторых мужских божеств, таких как Амон, Мин и Монту, корона шути символизировала двойственные силы вселенной: запад и восток, Верхний и Нижний Египет, Шу и Тефнут, Исиду и Нефтиду, холмы горизонта, между которыми восходит солнце и, наконец, правый и левый глаз бога. «Твои два пера (шути) стремятся к небу. Да увидишь ты ими небеса, - говорится в одном из солнечных гимнов эпохи XVIII династии, - Восток твой – у твоего левого глаза, запад твой - у твоего правого глаза. Глаза твои - на голове твоей, как два пера».

Т.н. "круглый" или "нубийский" парик. Крышка канопы царицы Кийа. Алебастр. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото - SCA

В это же время головные уборы цариц, в основном младших, украшает изображение двух газелей, сюжет ранее известный только по изображениям и диадемам принцесс азиатского происхождения, так как при этих дворах газель почиталась в качестве эмблемы женщины царской крови. В Египте этот образ трансформировался в двойной символ Исиды и Нефтиды, отличительный знак дам из царского гарема. Самый древний памятник с изображением газелей, обнаруженный на территории Египта, это восхитительная диадема из электрума, обнаруженная в погребении гиксосской принцессы (XVI в. до н.э.) в эль-Сальхгийе (восточная Дельта), хранящаяся в музее Метрополитен в Нью-Йорке. По настоящему «варварское» с точки зрения египетского искусства украшение, диадема украшена чередующимися изображениями четырех газелей и цветов с острыми лепестками. В центре диадемы расположена голова оленя с массивными ветвистыми рогами.

Фрагмент диадемы гиксосской принцессы из эль-Сальхгийе. Электрум. 16 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Автор фото неизвестен.

Принцесса Сатамон. Фрагмент ее кресла. Дерево, золото, инкрустации. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) фото мое, 2000 г.

В эпоху XVIII династии диадемы уже только с двумя газелями встречаются на изображениях царицы Яхмес-Нефертари, дочерей вельможи Менна, ставших царскими наложницами, дочери Аменхотепа III принцессы Сатамон; при XIX династии – на изображениях принцесс дома Рамсеса II. Еще одна великолепная золотая диадема с изображением газелей, принадлежавшая одной из трех сестер - сирийских жен Тутмоса III и обнаруженная в их общей гробнице, также хранится в музее Метрополитен.

Реконструкция одного из головных уборов, найденных в гробнице сирийских жен Тутмоса III в Вади Куббанет эль-Кируд. Оригинал - 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Автор фото неизвестен.

Говоря о коронах египетских цариц, следует особо остановиться на так называемом «высоком синем головном уборе» Нефертити, который, со времени находки Людвигом Борхардтом в 1912 году уникального бюста царицы, широко известен, если не сказать знаменит. Справедливости ради следует отметить, что бюст из мастерской Тутмоса далеко не единственный памятник, изображающий царицу в ее парадном уборе.

Скульптурный портрет Нефертити в высоком синем парике. Совмещенные ракурсы. Известняк. 14 в. до н.э. Берлин, Египетский музей (с) фото - SMPK

Известно, что подобный убор украшался золотыми инкрустированными лентами, уреем, иногда перьями или символом Хатхор – коровьими рогами, между которыми восходит солнечный диск. На некоторых изображениях его поверхность покрыта стилизованными локонами, которые позволяют предположить, что это был парик синего цвета, цвета волос богов. Нефертити вовсе не была первой царицей, на чью голову одевался высокий синий убор. Корона подобной формы засвидетельствована на рельефных изображениях Тейе, супруги Аменхотепа III, представленной в виде сфинкса в храмовом комплексе в Седеинге (Нубия), где она была обожествлена и почиталась еще при жизни. Идентичность убора Тейе и убора Нефертити не вызывает сомнений. Кроме того, высокий головной убор носила еще одна царица – Мутноджемет, сестра Нефертити и супруга царя Хоремхеба.

Мутноджемет в облике азиатского сфинкса в высоком парике, украшенном цветами. Рельеф на престоле скульптурной группы Хоремхеба и Мутноджемет. Гранит. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Споры по поводу происхождения загадочного убора все еще не утихают. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является гипотеза о его азиатском происхождении. Прежде всего, самые ранние точные аналогии изображениям Тейе и Мутноджемет в виде крылатых женских сфинксов в высоких головных уборах сохранились на пластинах из слоновой кости, обнаруженных при раскопках города Мегиддо в Сирии. Исходя из контекста подобных изображений египетских цариц, можно заключить, что таким образом они рассматривались в качестве воплощения грозной дочери Ра, его Ока, которая в гневе удалилась в чужеземные страны и, умиротворившись, вернулась в Египет. Отметим также, что высокий синий парик, название которго, увы, нам не известно, кроме того, был спутником обожествленных при жизни цариц, занимавших особое место рядом с супругом; цариц, которые почитались не только как «великие царские супруги», но и как воплощенные богини. Знаменательным представляется и тот факт, что высокий синий головной убор просуществовал в иконографии египетских цариц недолго. Только эпоха Амарны и предшествующие ей годы изменили символику взаимоотношений царя и царицы, которые традиционно были теологически связаны с культами Хора и Хатхор. Амарна же представила царственную пару в виде Шу и Тефнут, непосредственных детей солнечного божества. Вслед за внутренним содержанием изменились и внешние формы проявления царской идеологии в искусстве, в результате чего и появился знаменитый скульптурный портрет Нефертити в высоком синем головном уборе.

Сохранилось огромное количество изображений одеяний египетских цариц. Их основой всегда было узкое платье из белого льна, которое подвязывалось красным поясом, символизировавшим богиню Исиду. На это платье часто надевалась полупрозрачная туника из плиссированной ткани, либо особая сетка из бус, которая при ходьбе издавала мелодичный звон, а кроме того, сама по себе часто являлась защитным амулетом: бусины в сетке имели форму самых различных священных знаков, зачастую складывавшихся в систему имен супруга «госпожи Обеих земель». В согнутой руке царица часто держит особый скипетр – хетес, имеющий форму удлиненного цветка лотоса.

Andrews С. Ancient Egyptian Jewellery. – London, 1996.
Craig Patch D. Tutankhamun’s Corselet: a Reconsideration of its Function.// BES 11 (1991/92), pp. 57-77.
Egypt Golden Age: The Art of living in the New Kingdom. – Boston, 1982, pp. 170-181.
Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, p. 189-193.
Goebs K. Some Cosmic Aspects of the Royal Crowns. // Proceedings of the 7th International Congress of Egyptologists, Cambridge. - Leuven, 1998, pp. 452-458.
Inventaire iconographique des statues en manteau jubilaire de l’époque thinite jusqu’à leur disparition sous Amenhotep III. // Hommages à Jean Leclant. Vol. I. – Le Caire, 1993, pp. 499-530.
Mysliwiec K. Quelques remarques sur les couronnes à plumes de Thoutmosis III. // Mélanges Gamal Eddin Mokhtar. Vol. I. – Le Caire, 1985, pp. 149-166.
Podgórski T. The Horus Dress as Represented in the Temple of Amenhotep III in Luxor.// Studies in Ancient Art and Civilization 4. - Krakow, 1992, pp. 27-31.
Russmann E. Vulture and Cobra at the King’s Brow. // Cheef of Seers. Egyptian studies in Memory of Cyril Aldred. – London, 1997, pp. 266-284.
Troy L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala, 1986.

Цит. с дополнениями по: Солкин В.В. Костюм // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.

Илл. наверху: Фрагмент статуи царицы Тейе. Глазурованный стеатит. 14 в. до н.э. Париж, Лувр. (с) фото мое, 2004 г.



Публикации по теме