Как работает система помощи на подъеме. Помощь при трогании на подъёме для машины

Весьма популярная опция, позволяющая даже новичкам, недавно получившим права на вождение, чувствовать себя вполне уверенно и комфортно даже за рулем большого, тяжелого внедорожника в условиях бездорожья, горных серпантинов и дорог с опасными подъемам и спусками.

Экстремальный спуск – процесс далеко не безопасный

Современное автомобилестроение предполагает создание и использование огромного количества опций, призванных облегчить работу водителя, создать для него максимально комфортные условия при вождении. И в этом плане система помощи при спуске, активируя которую водитель включает торможение, не позволяющее разогнаться на крутых горных склонах и опасных серпантинах , вполне оправдывает свое предназначение. Еще бы, ведь не давая, скажем, тяжелому внедорожнику разогнаться до критических в условиях экстремального спуска 15 – 20 километров в час, помощь при спуске до предела упрощает управление. И это позволяет водителю целиком сконцентрироваться именно на дороге.

Опции, задающие функциональный алгоритм тормозной системе – для всех условий езды

Подобные опции, позволяющие регулировать скоростной режим движения, оказываются весьма актуальными особенно в тех случаях, когда дополнительная помощь в управлении требуется новичку, для которого даже скатывание под гору может оказаться серьезным испытанием, во время которого есть шанс перегреть тормозные колодки (если по неопытности слишком долго держать тормозную педаль нажатой). Что уж говорить о том, насколько полезной может оказаться такая функция, как помощь при трогании на подъеме, с которым даже опытный водитель не всегда может справиться. Особенно если машина большая, тяжелая или груженая. Тем более что чисто технически, эти две функции весьма сходны.

В одном случае, необходимо, чтобы держала колеса в заблокированном состоянии до тех пор, пока автомобиль не тронется с места вперед, в гору (это система помощи при подъеме), в другом – частичная блокировка и активизация тормозной системы позволяет не дать разогнаться при резком и продолжительном спуске.

Маркировка у производителей разная, но функционально опции похожи

Как бы то ни было, опции, которые функционально предназначены для того, чтобы оказать водителю помощь при подъеме в гору, равно как и система помощи при спуске, весьма популярны. Правда, конкретного обозначения для нее на международном автомобильном рынке пока еще не существует, и каждый производитель достаточно произвольно маркирует их собственной терминологией.



Например:

  • Для европейских Фольксвагена, БМВ и Ровера принято обозначать ее буквами HDC (это помощь при спуске), и HHC (это – помощь при подъеме).
  • Японская Тойота называет свою систему, призванную оказывать помощь при трогании на подъеме маркировкой HAC (для обозначения системы помощи при спуске используется маркировка DAC).
  • Японский же Ниссан – DDS (спуск) и USS (подъем).
  • Корейцы (Хьюндай) обозначили систему автоматического торможения маркировкой DBS.

Как они работают

Однако суть и функциональность опции от названия не меняется, равно как и принцип работы. Предполагается, что тормозная система автомобиля активизируется на работу в определенном скоростном режиме и, скажем, помощь заключается в том, что если необходимо поехать в гору, то отпуская тормозную педаль, водитель не деблокирует тормозную систему полностью. И тогда машина не скатываться назад до тех пор, пока тормоза не «почувствуют» движение вперед. Тогда только тормоза «отпускают», и автомобиль трогается в гору без предварительного (даже малейшего отката назад).

Секрет конструкции – заранее заданный алгоритм интенсивности движения


Сама по себе конструкция этой опции может ощутимо различаться у разных производителей. Однако одинаков смысл: задается заранее предусмотренный алгоритм функционирования, который и при подъеме в гору, и при спуске под гору, автоматически активирует тормозные колодки в режиме наибольшего соответствия заданной программе.
Удобство и комфорт управления транспортным средством, снабженным подобной опцией, оценили уже давно многие миллионы автомобилистов во всем мире . И система помощи при подъеме, позволяющая даже новичку чувствовать себя уверенно за рулем даже на самом экстремальном горном серпантине, сегодня предусмотрена, наверное, на всех тяжелых внедорожниках. Да и на других автомобилях (седанах и прочая) система помощи при подъеме встречается достаточно часто.

Магическая кнопка – и можно смело въезжать в бездорожье

Обычно система представляет собой специальную кнопку, расположенную в салоне, которую водителю следует активировать перед тем, как въехать на участок бездорожья. И будучи активированной, она при подъеме в гору будет блокировать обратный ход колес, «отпуская» их только в том случае, когда будет обозначено движение вперед, при спуске же крутом не будет давать автомобилю разгоняться свыше пяти – пятнадцати километров в час. Что для крутого спуска под гору является оптимальной скоростью. При нажимании на кнопку давление в тормозной системе повышается до тех пор, активируя тормозные колодки, пока скорость автомобиля не будет соответствовать заданному алгоритму (при спуске). При подъеме же давление снижается постепенно с тем, чтобы удерживать автомобиль на подъеме в неподвижном состоянии до тех пор, пока он не тронется вперед.

Иногда забота инженеров-конструкторов о водителе кажется чрезмерной. Некоторых автолюбителей со стажем это может даже раздражать, однако нам это кажется чрезмерно эмоциональной реакцией. Нужно понимать, что многочисленные вспомогательные системы не выполняют за водителя работу, а только страхуют его, уберегая от ошибок, которые могут привести к самым разным последствиям. В , порождённой такой ошибкой, может оказаться любой человек, и, пожалуй, лучше, чтобы в этот момент вы могли надеяться на помощь «робота», спрятанного в вашем или чужом автомобиле.

Одной из таких систем является при трогании на подъёме. С момента появления её как опции на некоторых автомобилях водители спорят, нужна ли она, вообще, или это изыск для тех, кто не может чувствовать машину? Единственно верного ответа на этот вопрос дать невозможно, но учитывая, что в деле обеспечения безопасности на дороге всегда лучше переусердствовать, чем оставить что-то на самотёк, оставим упомянутой системе право на жизнь и подробнее взглянем на то, что она умеет.

Суть вопроса

Когда вам приходится останавливаться на подъёме, это проблема. Во время остановки приходится использовать , чтобы машина не скатывалась вниз, после остановки есть сложности с тем, чтобы тронуться наверх. Раньше для человека, который недавно сел за руль, это становилось настоящим испытанием. Но сегодня автомобильная промышленность предлагает интеллектуального помощника.


На самом деле система помощи при подъёме далека от упомянутых роботов и искусственного интеллекта. Как и всё в современном авто, она с течением времени упростилась до состояния «нечему ломаться», что заметно повысило её надёжность и отказоустойчивость. Этот ассистент, как и его ответвление - система помощи при старте на подъёме, пока не входит в стандартные пакеты оснащения, так называемую базу, но в качестве опции его предлагают всё больше и больше автопроизводителей. Зарекомендовав себя как безотказно работающий механизм, эта опция активной безопасности со временем станет обязательным атрибутом . Одним из первопроходцев технологии были японцы, в частности компания Toyota. Её система помощи при старте на подъёме HAC прошла через множество тестов, доработок и усовершенствований и сегодня по праву считается одной из лучших в мире. Но считать её единственной на самом деле нельзя. У каждого есть свои варианты реализации этой технологии, и они различаются не только названиями, но и технологическими нюансами работы. Впрочем, суть у них всё же одинаковая.


Смысл работы

Во время остановки на неровной поверхности, как правило при уклоне более 5%, система помощи при подъёме создаёт в тормозной системе давление. Вы давите на педаль тормоза, вакуумный усилитель передаёт сигнал клапанам и они синхронизированной работой набирают жидкость, создают давление и по необходимости стравливают жидкость, когда вы отпускаете педаль. Суть работы системы помощи при подъёме в том, что при выполнении некоторого списка условий (он незначительно различается от производителя к производителю) она активируется и оставляет закрытыми впускной и выпускной клапаны тормозной системы уже после того, как вы уберёте ногу с педали тормоза. Давление не падает, тормозные колодки остаются прижатыми, как если бы педаль всё ещё была вдавлена в пол, и машина, соответственно, остаётся на месте. Если у вас также активна система помощи при трогании на подъём, то, когда вы сядете в машину, запустите двигатель и включите передачу, вам не придётся выполнять ювелирной точности манёвры с педалями тормоза и газа. Ассистент не отключится, пока вы не начнёте движение.

Ценность системы помощи при подъёме в том, что она снижает использование стояночного тормоза, а соответственно, и его сопутствующий износ. Кроме того, она уменьшает вероятность возникновения аварийной ситуации. Помощь при трогании на подъёме может показаться ненужной опытным асам. Но как мы уже упоминали, она ещё не входит в базовое оснащение массовых моделей. Так что если вы полагаете, что можете без неё обойтись, просто не покупайте её.

Ещё одним неоспоримым плюсом системы помощи при трогании на подъёме является то, что она работает независимо от направления движения. То есть если вам придётся трогаться задом «в горку», то система будет работать. Это решает многие проблемы начинающих автомобилистов и становится отличным подспорьем для их опытных коллег.

Далеко не все знают, для чего нужна система помощи при трогании на подъеме HSА. Это достаточно новая опция, появившаяся сравнительно недавно. В связи с этим, немногие автолюбители видели, как это работает на практике. Из-за этого, возникает большое количество вопросов, а также сомнений в эффективности данной функции. Поэтому, при покупке нового автомобиля, люди просто отказываются от подобной опции. С одной стороны, это снижает стоимость, с другой, значительно снижает комфорт от поездки по городу. Где зачастую, приходится останавливаться перед светофорами именно на подъемах. Таким образом, экономить или нет решать вам.



Описание


Система помощи при трогании на подъеме HSА , по сути системой не является. Это часть системы стабилизации торможения. Включается эта функция при остановке на уклоне свыше 5°. Это позволяет уверенно стартовать на склоне даже новичку. При остановке на склоне и нажатии на педаль тормоза, срабатывают клапана, которые удерживают в рабочих цилиндрах давление. Открываются эти клапана только после нажатия на педаль газа, и набора мотором оборотов, необходимых для начала движения. Так достигается полностью безоткатный старт, даже при низких навыках вождения.

Такой функцией, предотвращающей ДТП, сейчас оснащаются самые современные модели от многих крупных производителей. Практически все они дают этой функции свои собственные названия. Например, HSА можно встретить на Toyota. У других компаний названия опции могут отличаться:

  • HHC – так обозначают эту систему немецкие производители;
  • Hill Holder – такое наименование можно встретить у Fiat, Subaru;
  • USS – это обозначение встречается у Nissan.
При покупке нового автомобиля обращайте внимание на наличие или отсутствие указанных обозначений.



Механическая коробка


Изначально, данная система предназначалась для использования совместно с автоматической трансмиссией. Впоследствии ее доработали, и стали применять на всех типах коробок. При этом, наименее удачным получилось сочетание HSА и механики. Дело в том, что данная система отмечает и реагирует на следующие факторы:
  • Нажатие на тормоз;
  • Отпускание тормозов;
  • Нажатие на газ.
То есть, она включается при нажатии на тормоз и остановке на склоне. При этом, отпускание колодок происходит при включении трансмиссии (отпускание тормозов) и наборе определенных оборотов. На механических КПП сброс давления может произойти при перегазовке на нейтрали. В результате, происходит откат машины назад, причем совершенно неожиданно для водителя, что может привести к ДТП.

Происходит это по причине неумения системы различать простую перегазовку и начало езды на механических коробках. Поэтому, в сочетании с механикой такая система не приобрела высокую популярность. Если вы все же купили автомобиль с механической трансмиссией, укомплектованный такой системой, то будьте крайне аккуратны при остановках на склоне.



Активация системы


Как уже говорилось выше, система помощи при старте на подъеме работает при уклонах свыше 5°. Но, при желании ее можно включить и при меньшем уклоне, например, при вынужденной остановке на лежащем полицейском. Для срабатывания системы необходимо просто выжать тормоз в пол до упора. При этом, произойдет активация HSА. Дальше все будет работать, как обычно.

Часто водители интересуются, будет ли работать эта система при движении назад. Настройки HSА позволяют использовать ее при трогании в горку назад. Это позволяет спокойно трогаться в горку на задней передаче.



Другие полезные системы


Помимо этой замечательной системы имеются и другие функции, которые помогают управлять автомобилем. Перечислим некоторые из них:
  • ETP – это система динамической стабилизации во время движения. По сути, описанная выше функция помощи при трогании, является частью этой программы. При необходимости помогает удерживать машину на выбранной траектории движения, путем притормаживания некоторых колес и управления АКПП;
  • HAH – автоматический ручник. Позволяет одним нажатием кнопки включить аналог ручного тормоза. Автоматически отключается при нажатии на педаль газа;
  • HDS – позволяет контролировать спуск с горы;
  • EBS – эта система позволяет в экстремальной ситуации значительно усиливать тормоза. Срабатывает в случае экстренного торможения, когда водитель по какой-либо причине недостаточно сильно нажимает на педаль тормоза.
Заключение. Современный автомобиль имеет большое количество полезных функций, значительно облегчающих поездку, особенно для неопытного водителя. Также имеется большое количество опций, повышающих безопасность. К таким относится система помощи при трогании на подъеме HAS. Благодаря ее наличию, даже совсем неопытный водитель спокойно поедет в горку безо всякого отката. Только нужно учитывать, что такая система работает не со всеми трансмиссиями.

Начинающие автомобилисты знают не понаслышке как бывает сложно трогаться на подъеме, особенно в условиях активного движения транспорта. Иногда отсутствие навыков в этом нелегком деле приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому некоторые автопроизводители позаботились о нас и с недавнего времени стали выпускать легковые автомобили с системой помощи при трогании на подъеме (по-английски HSA — Hill Start Assist). Такая опция входит, как правило, в комплектацию дорогих авто премиум-класса, но она оправдала себя сполна: это, безусловно, удобно, практично и безопасность на дорогах становится выше. Систему помощи HAS при трогании на подъеме уже используют такие крупные компании, как БМВ, Тойота, Фольксваген, Ниссан, Лада и др.

Принцип работы системы HSA в автомобиле

Обычно, система помощи HAS срабатывает при нажатой педали тормоза и при угле наклона более 5 градусов.

Это новшество предотвращает спуск или откатывание машины при трогании на возвышенность. Обычно механизм срабатывает при нажатой педали тормоза и при угле наклона более 5 градусов, но при желании величину можно изменить под показатель, который будет удобен владельцу автомобиля. Если водитель хочет продолжить движение вперед, он отпускает тормоз, при этом тормоз не отключится и машина останется стоять на своем месте в течение 2 секунд, пока не будет нажата педаль газа. Система Hill Start Assist дает возможность переключиться с одной педали на другую, не прибегая к помощи ручника. Таким образом этот процесс становится автоматизированным, что намного повышает удобство движения на холмах и склонах. Еще один плюс опции в том, что HSA можно использовать при трогании на подъеме задним ходом. Система HSA будет служить верным помощником в горных территориях при трогании в гору, в городском плотном потоке на светофорах, парковках и в . Умная опция не только устраняет проблему пробуксовки колес в начале пути наверх по скользкому склону, но и предотвращает спуск назад, если скорость машины слишком низка и она движется в обратном направлении под воздействием силы тяжести.


Последовательность нажатия педалей при трогании на подъеме

Первоначально система помощи предназначалась для автомобилей с , но спустя некоторое время была применена и для «механики». Но, к сожалению, не совсем успешно, а все дело в том, что система HSA не может распознать начальную отправную точку движения транспорта с механической коробкой переключения передач и потому не очень пользуется популярностью.
Система помощи на склонах — это дополнительное программное расширение, которое основывается на принципе динамической стабилизации и является лишь частью другой системы.
Активируется данная опция при следующих составляющих:

Система помощи на склонах — это дополнительное программное расширение, которое основывается на принципе динамической стабилизации.

  • двигатель автомобиля работает и заведен;
  • датчик определил показания уклона не менее 5 градусов (стандартное значение, которое можно изменить в большую или меньшую сторону);
  • нажата педаль тормоза.

Устройство имеет повторяющийся характер, в каждом этапе цикла задействованы впускные и переключательные клапаны, а в конце происходит полное их открытие, что приводит к движению машины вперед.
У каждого автопроизводителя свое название системы помощи при трогании на подъеме, поэтому не удивляйтесь, если встретите другие аббревиатуры, например HAC или HSA, HHC, Hill Holder, USS.



Публикации по теме