Интересные рождественские рассказы для детей. Как рассказать детям о рождестве

ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Детям о Рождестве Христовом

Белгород-2014

История Рождества Христова

Рождество - пожалуй, самый радостный христианский праздник. Рождественская радость не омрачена ничем. Родился не просто Человек, но и Бог.

Иисус - и Человек, и Бог одновременно.

Дева Мария со своим мужем, Иосифом, жила в городке Назарет (он существует в Израиле и сейчас). Из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе, они пошли в Вифлеем. Согласно указу императора, для облегчения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как и Мария, и Иосиф были дальними потомками царя Давида, они направились в Вифлеем. Вифлеем находится буквально в паре километров от Иерусалима, а вот от Назарета это довольно далеко - примерно 170 километров. Сложно представить, каких трудов стоило Деве Марии на последнем месяце беременности преодолеть такое большое расстояние.

Поскольку людей в Вифлеем пришло много, Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, а близких у них в городе, видимо, не было. Поэтому им пришлось заночевать в пещере - её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи - они были неподалёку. Пастухам явился ангел, который сказал им: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях.

А в это время где-то на востоке, далеко от Палестины, трое мудрецов (их называли волхвами) увидели в небе необычную звезду.

Они посчитали это знаком. Ведь волхвы знали, что в скором времени в мир должен прийти Царь Израиля. Волхвы не были иудеями, они были язычниками, но понимали, что такое глобальное событие коснётся всех народов (именно так, как мы знаем, и случилось - сейчас в мире нет ни одной страны, где нет хотя бы одной христианской общины). Поэтому, увидев в небе необычную звезду, волхвы отправились в Иерусалим, пришли прямо во дворец к правившему тогда царю Ироду и спросили у него - а где, собственно, они могут увидеть только что родившегося Иудейского Царя. Они, хотя и были мудрецами, но не могли предположить, что будущий, по их мнению, Царь родился не во дворце, а в хлеву.

Царь Ирод не знал, где находится Иисус, и был крайне встревожен известием восточных мудрецов. Ведь раз родился новый Царь, то старый, вроде бы, уже ни к чему. Он был очень жестоким и мнительным правителем, неслучайно его имя стало нарицательным. Однако волхвам Ирод своей тревоги не показал, вежливо проводил их из дворца и попросил, если они найдут новорожденного Царя, сообщить Его местонахождение.

Звезда привела волхвов к вифлеемскому дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Ладан и смирна - это благовония, которые тогда стоили очень дорого.

Поклонившись Христу, волхвы «…получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою», то есть не открыли Ироду тайну местонахождения Спасителя.

Жестокий царь, опасаясь конкуренции за трон и не найдя Того, Кто, как всем казалось, должен его занять, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Однако Иисуса в тот момент в городе уже не было.

Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

Святое семейство находилось в Египте до тех пор, пока царь Ирод не умер. Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф поселились в Назарете.

Символы Рождества Христова

Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа.

Звезда Рождества - Вифлеемская звезда - звезда, которое по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к Его вертепу.

Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелие, как благая весть о рождении Иисуса Христа. Согласно Писанию, в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Звезда.

Волхвы - люди, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были "мудрецы", мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.

Дары Волхвов – три подарка, которые поднесои Иисусу волхвы: золото, ладан и смирну (драгоценные благовонные масла).

Принесённые волхвами дары имеют следующее символическое значение:

Золото - царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;

Ладан - дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником;

Смирна - дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего.

Ясли Христовы - ясли (кормушка для домашних животных) в которую, согласно евангельскому рассказу, Богородица как в колыбель положила новорожденного младенца Иисуса.

Рождественский Сочельник - в сочельник 6 января православные христиане активно готовятся к грядущему празднику. А само Рождество Христово для православных христиан наступает 7 января. По строгим давним традициям верующие должны отказываться от пищи до появления в небе первой звезды. Первая звезда является символом звезды Вифлеемской, и, когда она загорается в ночном праздничном небе, тогда подается на стол традиционное блюдо – сочиво. Сочиво – это постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов. Поэтому и название такое у этого дня – сочельник.

Традиции православного Рождества

Рождество - день рождения сына Божиего у Девы Марии - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа.

Пост

Перед самим праздником православного Рождества принято соблюдать 40-дневный Рождественский пост, и даже рождественский стол подразумевает под собой приготовление 12 постных блюд.

Рождественский Сочельник (коляда)

Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда» (в народе «калитка») – наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядки, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов. Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток. Существовала народная примета: «Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб».

В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество носят по домам кутью, прося хозяев её отведать, или просто поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают сладости.

Накануне Рождества детям читали евангелие или рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять христославов считалось грехом для хозяев. Этот обычай называли колядованием - по одной из версий, в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни - колядками.

Украшение елки

С стародавних времён символ Вифлеемской звезды используется как украшение Рождественских праздников, как на улице, так и в интерьере.

Вифлеемская путеводная звезда - традиционное ёлочное украшение, которое ставят на верхушку рождественской ёлки. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками.

Рождественские подарки

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.

Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым, а дети способны лишь снисходительно принимать дары? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.

Елки для птиц

Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.

Рождественный вертеп

Дети традиционно колядовали и ходили по домам с рождественскими представлениями - «вертепами». Вертеп представлял собой небольшой ящичек, раскрашенный в разные цвета, который представлял собой переносной кукольный театр, где укрепленные на оси персонажи изображали библейский сюжет рождения Христа. За свое выступление, песни и колядки дети получали угощение, сласти и подарки. В некоторых селах, особенно на западе Украине, эти традиции соблюдаются и по сей день.

Святки

С Рождества начинаются Святки - сплошные праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются гуляньями, посещением родных и друзей, маскарадами.

Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

Придание о Рождественской елке

Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

- Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары,- говорила, обращаясь к маслине, пальма.

- Возьмите и меня с собой! - робко промолвила скромная елка.

- Куда тебе с нами! - окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

- И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? - прибавила маслина. -Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.

- Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.

С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!"

Но ангел сказал ей:

- В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

- Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».

Вот эта красивая легенда и является родоначальницей современной Рождественской Елочки.

Рождественские колядки

Сеем, веем, повеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Вы Христа прославляйте,

Угощенья нам давайте!

***

Нынче Ангел нам спустился

И пропел: «Христос родился!».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

***

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

***

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!

***

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.

***

Коляд, коляд, колядушек -

Хорош с медком оладушек!

А без меду - не таков,

Дайте, тетя, пирогов!

Вам звоночками позвоним

С пожеланьем и поклоном.

Мы пришли колядовать,

С Рождеством вас поздравлять!

***

Знают взрослые и дети:

Для добра живем на свете!

Днесь святое Рождество,

На планете торжество!

***

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христово.

Много лет из года в год

Праздник этот радость льет.

Славьте Бога, стар и мал,

Он Спасителя нам дал!

***

Щедрик-Петрик,

Дай вареник!

Ложечку кашки,

Наверх колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей!




Чуть менее чем в течение века Рождество на наших территориях было отменено как праздник. Но до этого времени его праздновали на протяжении нескольких тысяч лет, поэтому, традиции укоренились в создании народа навечно. Именно поэтому, сегодня Рождество – это не только официальный праздник, это праздник в душе каждого верующего человека.

История праздника Рождества связана с событием рождения в Вифлееме Иисуса Христа. Это один из самых главных праздников для христиан всего мира. В настоящее время католики и протестанты праздную Рождество по своему календарю 25 декабря, а православные, согласно своему календарному стилю, 7 января.

Очень интересны , о которых более подробно вы сможете почитать по ссылке.

Краткая история Рождества

Рождество: история светлого праздника для детей или для взрослых обязательно должна быть известна, хотя бы в общих чертах. Но любопытен тот факт, то христиане праздную Рождество не раньше IV века. Это значит, что дата праздник напрямую не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа. Изучение религиозных текстов дает основание полагать, что его рождение произошло даже не зимой.

Но 25 декабря как дата Рождества была установлена Римской Церковью в IV веке и с тех пор праздник отмечают именно в этот день. Некоторые считают, что такая дата была выбрана, потому что этот день еще с языческих времен считался днем «Рождения Солнца Непобедимого». Позднее стали толковать, что, так как месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелия, а он должен был находиться среди людей полное количество лет, то Христов должен был быть зачат в тот же день, когда распят. Если отсчитать от 25 марта 9 месяцев (именно на 25 марта приходилась еврейская Пасха), то получалось именно 25 декабря.




Православная церковь, соединила праздник Рождества и Крещения Господня (6 января) под общим названием Богоявление. Армянская церковь и по сей день праздную именно праздник Богоявления, и делает это 6 января.




История праздника Рождество неразрывна с главными символами, которые прошли сквозь столетия и до сих пор имеют сакральный смысл для каждого верующего человека.

Основные символы Рождества Христова:

Ожидание. Прошло пять с половиной тысяч лет с момента сотворения мира, а грехопадение человека сильно извратило его душевные силы. Это сулило обществу разложение и тлен. Человечество увидело, что не может само себя спасти. Именно поэтому люди стали ждать Спасителя, который искупит грехи.

Свет. Пришествие Христа на землю в религиозной философии сравнимо свету, который не только спас земную жизнь, но и озарил вселенную. Именно поэтому в празднование Рождества важное значение играют свечи, в особенности, церковные свечи.

Звезда Рождества. Каждая история возникновения праздника Рождество Христово говорит о том, что в день Благовещения Божией Матери над Вифлеемом зажглась звезда. Именно за этой звездой, чтобы приветствовать Иисуса Христа, Спасителя человечества, отправились волхвы с дарами.



Перепись. Иудея, где родился Иисус Христос, в то время входила в состав мощной и беспощадной Римской империи. Император Август, чтобы упорядочить налогообложение в огромной империи, провел перепись населения. Мария и Иосиф записались в том городе, откуда происходили их предки – Вифлееме.

Вифлеем сам по себе является важным символом праздника. Потому что пришествие Христа свершилось именно там. Если Вифлеем открыл для Спасителя земные ворота, то Иерусалим приготовил ему крест.




Зима и ночь. Считается, что Христов родился в очень снежный день, когда на земле была полночь и так темно, что сложно было что-то разглядеть. Но именно в этот период совершался переход с коротких дней на длинные летние дни. Символично, что Христов родился именно в этот период.

Пещера. Пока Вифлеем спал глубоким сном, ночью, Христос начал появляться на свет. Но Марии и Иосифу было сложно найти пристанище, потому что все двери были закрыты. Они нашли пещеру, где смогли укрыться от стужи. Христос родился на свет в пещере, а не в царских палатах. Это тоже является символом кротости и смирения для многих верующих.




Пастухи. В ночь рождения Христа все спали, только пастухи стерегли своих овец. Они увидели яркий свет, который разливался вокруг, и очень испугались. Но явился ангел и сказал, чтобы пастухи не боялись, а пошли рассказывать людям о великой радости, о том, что ныне родился Христос Господь.

Поклонение волхвов. Согласно Евангелию, первыми Христу поклонились мудрецы-волхвы. Волхвы – это не сильные мира сего, это философы и мудрецы. Мудрецы искали истины, и нашли ее у колыбели Иисуса Христа. Одни из даров волхвов – золото в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см дошли до наших дней (иногда используются для освещения воды). Также сохранилось около 70 благоухающих бусинок, которые перемешаны из ладана и смирна. Хранятся дары в греческом монастыре на Афоне и очень редко вывозятся на стены монастыря.




Избиение младенцев. Царь Ирод, которому волхвы рассказали о рождение Спасителя, послал воинов, чтобы они убили всех младенцев в Вифлееме. Ирод хотел, чтобы народ не признал Иисуса Христа как Спасителя, чтобы власть Ирода на земле как всемогущего царя не была оспорена.

Праздник мира. Древнее предание гласит, что в течение года, в который родился Христос, на земле не было войн. Господь подарил человечеству мир, он даровал сердцам покой.




Такова история праздника Рождество и его главные символы. Как и двадцать веком тому назад праздник остается личным, очень важно участие в нем каждого человека, который открывает для Бога свою жизнь и сердце. В период рождественских празднований, за шумными застольями и горой подарков важно не забывать о душе и мудрости. Рождество Христово началось давно, но и по сей день оно бесконечно продолжает в людских душах.

Для детей младшего и среднего школьного возраста. Рассказы М. Зощенко, О. Веригина, А. Фёдорова-Давыдова.

Ёлка

В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел рождественскую ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

Она мне однажды сказала:

— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке. Я говорю:

— Лёля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока. Лёля говорит:

— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.

Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко. Я говорю:

— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю. Лёля говорит:

— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

Я ей говорю:

— А я, Лёлища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки. Лёля говорит:

— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату. Лёля говорит:

— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.

Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:

— Все входите.

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка. Наша мама говорит:

— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

Лёля сказала:

— Это Минькина работа. Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:

— Это меня Лёлька научила. Мама говорит:

— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:

— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

И я сказал:

— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

И та мама удивилась моим словам и сказала:

— Наверное, ваш мальчик будет разбойник. И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:

— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

И та мама сказала:

— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.

И тогда ещё одна, третья мама, сказала:

— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

И моя сестрёнка Лёля закричала:

— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.

И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:

— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

И тогда все гости стали уходить. И наша мама удивилась, что мы остались одни. Но вдруг в комнату вошёл наш папа. Он сказал:

— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:

— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

Сидит бабушка у окна, ждёт-пождёт внучку Агашу — всё нет её... А на дворе уже вечер поздний и мороз лютый.

Всё прибрала бабушка тайком от внучки и ёлочку крохотную устроила, сластей купила, куклу простенькую. Давеча, как снаряжала девочку, говорила:

— Приходи скорей назад от господ, Агаша. Я тебя порадую.

А она в ответ:

— Я у господ останусь. Меня барышня звала на ёлку. Мне и там хорошо будет...

Ну хорошо, так и ладно. А бабушка всё-таки ждёт — может, одумается девочка и вспомнит её. Ан внучка-то и забыла!..

Идут мимо окна прохожие, в заиндевелые окна не разобрать их; скрипит от мороза звонко под их ногами снег: «Кры-кры-кры...». А Агаши нет и нет...

Давно добивалась Агаша к барышне в гости попасть. Когда барышня Катя больна была, Агашу всё из подвала к ней требовали — утешать барышню да забавлять... Никого из детей к барышне не пускали, только Агашу...

И очень сдружилась барышня Катя с Агашей, пока больна была. А выздоровела — и будто и нет её...

Только как-то под Рождество встретились на дворе, барышня Катя и говорит:

— Будет у нас ёлка, Агаша, приходи. Повеселись.

Вот-то обрадовалась Агаша! Сколько ночей не

спала — всё думала о барышниной ёлке...

Хотела Агаша бабушку удивить.

— А меня, — говорит, — барышня Катя на ёлку звала!..

— Ишь, добрая какая!.. Да куда ж тебе идти? Там, поди, гости важные будут, нарядные... Звала — спасибо ей скажи, да и ладно...

Надулась Агаша, как мышь на крупу.

— А я пойду. Звала ведь!

Покачала головой бабушка.

— Ну что ж, сходи, проведай... А только бы горя какого тебе не вышло, обиды.

— Ещё чего!..

С сожалением глянула Агаша на бабушку. Ничего-то она не знает, ничего не понимает — стар человек!..

В сочельник говорит бабушка:

— Сходи, Агаша, к господам, снеси бельё. Да не засиживайся долго. Мне самой ни встать, ни сесть. А ты самовар поставишь, мы для праздника чайку попьём, а ужо я потешу тебя.

Агаше только того и надо. Забрала узелок — и к господам.

На кухню не попала. Тут её сначала отовсюду гоняли, а потом — кто кастрюлю сполоснуть даст, кто тарелки вытереть, — кто то, кто другое...

Уж вовсе темно стало. Стали гости к господам съезжаться. Пробралась Агаша в переднюю — барышню повидать.

А в передней — толкотня, суматоха — и гостей, гостей... И все разряженные! А барышня Катя — точно ангелок, вся-то в кружевах да в кисее, и золотые кудряшки по плечам рассыпались...

Агаша — прямо к ней бросилась, было, да вовремя её горничная за плечо ухватила.

— Ты куда? Ах, чумазая!..

Оторопела Агаша, забилась в уголок, выждала время, как барышня мимо пробежала, окликнула её. Оглянулась Катя, поморщилась, застыдилась.

— Ах, это ты?.. Повернулась и убежала.

Музыка заиграла — танцы пошли; хохочут в зале дети, вокруг ёлки нарядной бегают, сласти кушают, яблоки покусывают.

Сунулась, было, Агаша, в залу, — оттёр её кто-то из прислуг.

— Кш... ты... не суйся наперёд... Ишь, лезет... Однако барыня увидала, — подошла к ней, ласково взяла за руку.

— Иди, иди, милая, не бойся!.. Подвела к какой-то барыне старой.

— Это, — говорит, — Катина сиделочка! Славная девочка!..

И старая барыня улыбнулась Агаше, по головке погладила, шоколадную рыбку дала. Оглянулась Агаша, — ах, хорошо как!.. Не уходила бы отсюда...

Эх, вот бабушка бы посмотрела! А у них-то и холод, и сырость. Темно...

— Катя, Катя!.. — позвала барыня. — Твоя сиделка пришла!..

А Катя подошла, надула губки и говорит этак через плечо:

— А... это ты? Ну что, весело тебе?.. Фу, какая ты замарашка, — фыркнула, повернулась и побежала прочь...

Барыня добрая в передник гостинцев насыпала, до дверей проводила:

— Ну, иди домой, Агаша, бабушке кланяйся!..

И горько, и обидно с чего-то Агаше. Не того ждала: думала, барышня Катя прежняя будет, какой она во время болезни была. Тогда и болтала с ней, и ласкала её, и всяким сладким куском с ней делилась... А теперь, поди, не подступишься!..

Щемит больно сердце у Агаши. На глазах слёзы проступают, и не до гостинцев ей теперь, хоть они и есть, хоть нет, всё едино...

И тут тошно, и домой возвращаться неохота — бабушка, поди, спать уж легла или ворчать на неё будет, что долго у господ замешкалась... Ах, ты, горе какое!

Куда теперь деваться?

Спустилась вниз, слёзы глотает, — толкнула дверь ненавистную — и обомлела...

Светло в комнатке, уютно...

На столе маленькая ёлка стоит, и свечи на ней догорают. Ёлка-то откуда, скажи на милость?

Бросилась Агаша к бабушке — точно сто лет её не видела... Прижалась к ней:

— Бабушка, миленькая, золотенькая!

Обняла её старушка, а Агаша вся дрожит и плачет, а почему — и сама не знает...

— Заждалась я тебя, Агашенька, — говорит бабушка, — все свечи догорели. Ишь ты, загостилась как у господ, или больно ласково приняли?

Бормочет что-то Агаша — не разобрать — и плачет... Покачала головой бабушка...

— Полно тебе нюнить-то, ради праздника. Что ты, Господь с тобой!.. Говорила я — не ходи туда. Лучше в другой раз... А ты — всё своё. А ты глянь — ёлочка-то у нас с тобой какая кудрявенькая... А ты не держи сердце против них: у них своё, у тебя своё, — всякому зерну своя борозда... Ты у меня славная, ты у меня хорошая — победила ты барышню гордую!..

Хорошо говорит бабушка, ласково, утешливо.

Подняла Агаша зарёванную мордашку, посмотрела на бабушку и говорит:

— Барыня-то за руку меня в залу ввела, а барышня и знать не хочет...

— То-то, молодо-зелено... совестится — не знай чего... А ты, говорю, сердце не держи против неё, — одолей барышню-то... Вот и хорошо тебе - ах, как хорошо, по-Божьему!..

Улыбнулась Агаша бабушке.

— А ну её, — говорит, — пускай её!.. Я ничего...

Оглянулась Агаша, всплеснула руками.

— Ан самовара-то нет... Заждалась меня бабушка. Без чаю сидит, родненькая...

Бросилась в кухню, загремела ведром, загромыхала трубой...

Сидит бабушка. Улыбается — дождалась она внучку: сама, ведь, пришла, сама душу выложила — с бабушкой теперь и останется.

Как хорошо! — думала Катеринка, засыпая, — завтра Рождество и воскресение — можно не идти в школу и утром, до самой церкви, спокойно играть с новыми игрушками, которые кто-то положит под весёлую ёлку... Только вот и мне надо положить туда мой сюрприз — подарки для папы и мамы, а для этого надо будет проснуться пораньше».

И, топнув шесть раз ногой, чтобы не проспать шести часов, Катеринка свернулась калачиком и тут же заснула глубоким и радостным сном.

Но скоро, скоро что-то разбудило её. Она услышала со всех сторон от себя неясные шорохи, вздохи, шаги и какие-то тихие разговоры.

«На каком же это языке говорят? — соображала она. — Как-то ни на что не похоже, но я всё же понимаю — это значит: "Скорей, скорей, звезда уже светит!" О, да ведь это говорят о Рождественской звезде!» — воскликнула она и широко открыла глаза.

И что же? Комнаты больше не было. Она стояла под открытым небом, вокруг колыхалась сухая трава, блестели камни, дышал тихий, тёплый ветер, и по чуть заметным тропинкам тысячи зверей шли куда-то, увлекая её за собой.

«Где это я? — подумала Катеринка. — И почему здесь лишь звери? Что я делаю среди них? Или я тоже зверь? »

Она поглядела на свои ноги в белых сапожках, на свои руки и пёструю юбочку и успокоилась, что осталась всё той же, что раньше.

— Идти, так идти! — сказала она. — Но куда?

— Звезда... звезда... — пискнул кто-то рядом.

Катеринка подняла голову и увидела низкую,

светлую, блестящую, но не ослепляющую, а какую- то мягкую, добрую звезду.

«Рождество, — подумала она, — и мы идём к яслям. Но почему я, а не Николик, Ирина, Сандрик. Они же все лучше меня, и, уж, конечно, всех лучше крошка Майка».

— Лучше, лучше! — прозвенел кто-то у её уха.

— Лучше, конечно, — пискнула мышь у её ног, — но мы все, все за тебя просили!

«Мой Ангел, — подумала она. — Только он со мной да звери».

А вдали за деревьями уже мелькали огни Вифлеема, и мягко темнела пещера, на которую опускалась звезда.

— Почему же я здесь? — спросила Катеринка.

— Звери просили за тебя, — сказал Ангел. — Ты как-то спасла мышонка от кошки, а он укусил тебя. Ты вынула осу из воды, чтобы она не захлебнулась, и оса ужалила тебя. Звери не забыли своего греха перед тобой и захотели взять тебя с собой в свою самую светлую ночь. Но гляди...

Катеринка увидела спуск в пещеру и в ней высокие ясли. И внезапно такой свет залил её душу и такая радость наполнила её, что она уже ничего не спрашивала больше, а только низко-низко склонилась к ногам Младенца среди Ангелов, птиц и зверей...

Для всего мира Рождество Христово стало особо важным моментом в истории, поскольку стало причиной изменения летоисчисления на события, произошедшие до и после рождения Спасителя. Для такого великого праздника, как Рождество, история и традиции имеют огромное значение. Вместе с появлением Христа из недр иудаизма выросла новая религия, которая стала основой мировоззрения многих поколений людей, ведь Иисуса послал на землю сам Бог, чтобы он искупил грехи человечества и тем самым спас его.

Момент рождения Спасителя описывается не только в канонических, но и в апокрифических источниках. Но если в одних документах описывается история праздника Рождества Христова кратко, то более подробно оно освещается у Матфея и Луки.

  • Краткая история Рождества
  • Когда именно родился Иисус Христос?
  • Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Краткая история Рождества

История праздника Рождества Христова кратко для детей обычно описывается примерно так:

Повелел император Октавиан Август провести перепись населения на всей подчиняемой ему земле. А для удобства указал, чтобы все жители возвратились в родные города.

Иосиф был из рода Давида, поэтому вместе со своей женой Марией отправились они в Вифлеем. До родов Марии оставалось совсем мало времени, но лишь к вечеру пятого дня они добрались до места. Оба были изнурены тяжёлой дорогой, но не удалось им найти подходящего ночлега, ведь в Вифлеем на перепись прибыло очень много народу. Все постоялые дворы были уже переполнены, а цены за ночлег так подскочили, что бедному плотнику оказались не по карману. В результате долгих поисков Святое семейство нашло приют в пещере возле Вифлеема, в которую пастухи загоняли скот от непогоды. Здесь, в пещере, и наступила святая ночь, в которую на свет появился Спаситель. Мария спеленала его и за неимением люльки вынуждена была положить сына в ясли, наполненные сеном для кормления животных. История праздника Рождества для детей повествует также и о том, что божественного младенца с двух сторон согревали вол и осёл.

О великом событии рождении сына Бога первыми узнали пастухи. Ночную тьму вдруг разогнал дивный свет, пастухам явился сияющий ангел, который и возвестил им о приходе Мессии. Перед оторопевшими пастухами выстроилось всё небесное войско, исполнившее торжественную и радостную песнь. Когда это представление закончилось, пастухи увидели, что из одной из пещер пробивается яркий свет. Они вошли в эту пещеру, где и обнаружили Иосифа, Марию и лежащего в яслях младенца.

Повествующая про Рождество история праздника кратко подчёркивает, что хоть пастухи были неграмотны, всё же они тотчас уверовали, что стали свидетелями рождения не простого ребёнка, но Сына Божия, а свет Вифлеемской звезды не позволил в этом сомневаться.

Волхвы-мудрецы, жившие далеко на востоке, также пришли поклониться Младенцу. Они смогли предвидеть это событие, а увидев на небе путеводную звезду, тотчас отправились в путь. В библейских историях Рождества сказано, что пройти волхвам пришлось через несколько стран, но они предстали перед Мессией не с пустыми руками, а с дарами не просто для младенца, но для Царя: золотом, смирной и ладаном.

Царю Иудеи Ироду Великому также стало известно о предсказании пророков о появлении нового царя, которого он воспринял, как конкурента на престол своим наследникам. Поговаривали, что он даже пустился на хитрость, обратившись к волхвам и прося их указать место, где родился Мессия, чтобы пойти туда и поклониться ему. Но волхвам стало известно о злом замысле Ирода, поэтому они оставили в тайне от царя место рождения Иисуса. Далее краткая история Рождества омрачается, ведь Ирод пошёл другим путём – приказал убить всех младенцев, коим исполнилось не более двух лет. В результате погибло свыше 14 000 детей, однако, Иисусу удалось чудесным образом уцелеть – к Иосифу явился ангел, подсказавший ему, что нужно направиться в Египет. Туда и отправилось Святое семейство, где и дождалось вскоре смерти грозного царя.

Видео об истории Рождества Христова для детей:

Когда именно родился Иисус Христос?

История события Рождества Христова до сих пор вызывает споры у учёных. На дате 25 декабря настояла Римско-католическая церковь, и эта дата была принята Никейским Вселенским собором. Первые упоминания об отдельно празднуемом Рождестве появились в IV столетии.

Христиане долгое время не могли определиться с датой и статусом праздника Рождества. Как известно, первые христиане были евреями, а для них рождение больше ассоциировалось с несчастьями и болью. Поэтому они никак не отмечали рождение Христа. Более важным праздником считалась Пасха, на которую выпал и момент его воскресения. Когда же к христианству примкнули греки, то от них и пошла традиция и история праздника Рождества Христова.

Но откуда Рождество получило свою точную дату? У ранних христиан (конец II века – IV век) событие Рождества было связано с днём Богоявления, то есть, 6 января. Об этом примерно в 200 году писал Климент Александрийский. Но в середине IV века появились первые свидетельства выделения Рождества в отдельный праздник с датой 25 декабря. Есть версия, что тем самым новая религия пыталась вытеснить культ Непобедимого Солнца, который был широко распространён в Римской империи и отмечался он именно 25 декабря (в ту пору это был день зимнего солнцестояния). Такова возможная история создания Рождества.

Впрочем, даже само существование такой личности, как Иисус Христос вызывает сомнения у историков. И даже если он жил на самом деле, то большинство дат его жизни крайне туманны. Скорее всего, он мог появиться в 5-7 гг. до н. э. В 221 году от рождения Христа в календаре древнего историка Секста Юлия Африкана появилась дата 25 декабря. Позднее Дионисий Малый, бывший при папе архивариусом, подтвердил эту дату. Изучив хроники 354 года, он предположил, что Иисус родился во времена правления Цезаря и отнёс его к 1 году н. э.

Если опираться на писания в Евангелие, то осиявшая небо Вифлеемская звезда была не чем иным, как пролетавшей в это время возле Солнца кометой Галлея. Это событие должно было состояться в 12 году до н. э. Если учитывать проводившуюся в Израиле перепись населения, то тогда получается, что Иисус родился в 7 году н. э. Но маловероятными кажутся даты рождения после 4 года до н. э., поскольку и канонические, и апокрифические тексты сходятся в том, что Иисус появился во время правления царя Ирода I Великого, который умер в 4 году до н. э.

Не подходят поздние даты рождения и потому, что примерно определено время его казни. Если бы Иисус появился в нашу эру, то был бы казнён в слишком молодом возрасте.

В послании от Луки упоминается, что при рождении Христа пастухи спали в поле, но такое могло быть лишь летом или ранней осенью. Правда, если год удавался тёплым, то в Палестине и в феврале можно было пасти стада.

Почему дата Рождества не совпадает у разных конфессий?

Католики и большая часть протестантов отмечают Рождество 25 декабря по действующему ныне григорианскому календарю.

Иерусалимская, Грузинская, Русская, Украинская, Сербская и Афонская православные церкви, а также ряд восточнокатолических церквей празднуют Рождество также 25 декабря, но по «старому» юлианскому стилю, что по действующему григорианскому календарю сдвинуто на 2 недели до 7 января.

Александрийская, Антиохийская, Константинопольская (за исключением Афона), Болгарская, Кипрская, Элладская, Румынская и ещё ряд православных церквей придерживаются даты 25 декабря по новоюлианскому календарю. Он будет совпадать до 1 марта 2800 года с григорианским календарём, то есть, и у них Рождество совпадает с «католическим».

У древневосточных христиан Рождество совпадает с Крещением, образуя единый праздник Богоявления, отмечаемый 6 января.

Как Вы думаете, какая версия рождения Иисуса Христа наиболее вероятна? Верите ли Вы в библейские тексты, отмечаете ли Рождество? Расскажите об этом в комментариях .

Рождество - пожалуй, самый радостный христианский праздник. Рождественская радость не омрачена ничем. Родился не просто Человек, но и Бог. А значит, наша дорога к спасению стала открыта. Это трудно понять, но давайте попробуем разобраться и рассказать детям об этом христианском празднике — Рождестве Христовом…

Иисус - и Человек, и Бог одновременно. Каким образом Он родился как Бог - нам знать не дано. Так же, как мы не знаем, как произошло непорочное зачатие Девой Марией Своего Сына: Архангел Гавриил лишь принес Ей благую весть о будущем рождении Спасителя.

Зато мы точно знаем, что Христос родился как Человек, как один из нас, то есть - во плоти. Вот почему полное название праздника - Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Дева Мария со своим мужем, Иосифом Обручником, жила в городке Назарет (он существует в Израиле и сейчас). Из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе, они пошли в Вифлеем. Согласно указу императора, для облегчения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как и Мария, и Иосиф были дальними потомками царя Давида, они направились в Вифлеем. Поскольку именно в этом городе родился Давид - один из величайших правителей Израиля, из рода которого, согласно обетованию, то есть - обещанию Божию, и должен был произойти Мессия. Вифлеем находится буквально в паре километров от Иерусалима (cейчас - в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан), а вот от Назарета это довольно далеко - примерно 170 километров. Сложно представить, каких трудов стоило Деве Марии на последнем месяце беременности преодолеть такое большое расстояние.

Поскольку людей в Вифлеем пришло много, Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, а близких у них в городе, видимо, не было. Поэтому им пришлось заночевать в пещере - её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице», - пишет евангелист Лука.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи - они были неподалёку. Пастухам явился ангел, который сказал им: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:8-14).

Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Пастухи рассказали Марии о том, что сказал им ангел. Богородица была поражена, ведь ровно девять месяцев назад Ей являлся Архангел Гавриил и говорил точно такие же слова - о том, что у Неё родится Спаситель мира. Тот день мы сейчас отмечаем как праздник Благовещения. Позже Святое семейство перебралось в город - то ли освободились места в гостинице, то ли кто-то пустил их на постой, точно неизвестно. А в это время где-то на востоке, далеко от Палестины, трое мудрецов (их называли волхвами) увидели в небе необычную звезду

Они посчитали это знаком. Ведь волхвы знали, что в скором времени в мир должен прийти Царь Израиля. Волхвы не были иудеями, они были язычниками, но понимали, что такое глобальное событие коснётся всех народов (именно так, как мы знаем, и случилось - сейчас в мире нет ни одной страны, где нет хотя бы одной христианской общины). Поэтому, увидев в небе необычную звезду, волхвы отправились в Иерусалим, пришли прямо во дворец к правившему тогда царю Ироду и спросили у него - а где, собственно, они могут увидеть только что родившегося Иудейского Царя. Они, хотя и были мудрецами, но не могли предположить, что будущий, по их мнению, Царь родился не во дворце, а в хлеву.

Царь Ирод не знал, где находится Иисус, и был крайне встревожен известием восточных мудрецов. Ведь раз родился новый Царь, то старый, вроде бы, уже ни к чему. Он был очень жестоким и мнительным правителем, неслучайно его имя стало нарицательным. Однако волхвам Ирод своей тревоги не показал, вежливо проводил их из дворца и попросил, если они найдут новорожденного Царя, сообщить Его местонахождение.

Звезда привела волхвов к вифлеемскому дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11). Ладан и смирна - это благовония, которые тогда стоили очень дорого.

Поклонившись Христу, волхвы «…получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2,12), то есть не открыли Ироду тайну местонахождения Спасителя. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», - повествует евангелист Матфей.

Жестокий царь, опасаясь конкуренции за трон и не найдя Того, Кто, как всем казалось, должен его занять, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Однако Иисуса в тот момент в городе уже не было.

Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).

Святое семейство находилось в Египте до тех пор, пока царь Ирод не умер. Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф поселились в Назарете.

Оттуда и начался Крестный путь Спасителя. А от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

Составлено по материалам православного сайта «Пасха.ру»

Снег ровным покровом ложится на землю… Морозная звёздная ночь…

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» — несётся над Вселенной, — «Христос с небес, встречайте!» — весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род — вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное — ближе к Богу.

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

А вот рождественские открытки дореволюционной России:



Публикации по теме