История искусства вязать крючком. История развития вязания крючком и спицами в России

Введение

а) Актуальность работы.

Сейчас рукоделие для женщины стало приятным развлечением. Современные женщины не занимаются кройкой и вязанием, а покупают всё в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства - вязание крючком. Вязание крючком просто и доступно каждому!

Вязание крючком позволяет уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее долги даже среди моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

Моя цель связать крючком салфетку для мамы.

  • в) Задачи.
  • 1. Узнать всё о вязании крючком
  • 2. ТБ с вязанием крючком (Технологический этап)
  • 3. Вредно ли вязание крючком фауне (Экологическое образование)
  • 4. Реклама, эмблема

Историческая справка о вязании крючком

Давайте вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к 3000-ию до нашей эры.

V веке вязание хорошо развито на Востоке. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев - вязаному берету - уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение.

Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидно актуальностью. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли по Европе, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.

Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.

В России вязание крючком распространилось с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы - различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

История

Вязание крючком – очень известное и старинное ремесло. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин. Теперь уже редкий мужчина возьмет в руки спицы или крючок. Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в 16 веке. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.
Вязание крючком – процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные и привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Ручная работа очень ценится. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности.
Вязание крючком позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства. Этот способ вязания применяется и для вывязывания отдельных элементов, украшений, например, пуговиц, воротников, и для создания целой одежды, к примеру, платьев, свитеров, и для получения элементов интерьера, например, салфеток, скатертей, подвесок для горшков с цветами и так далее.

Вязание крючком известно издавна.

Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием.

По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) - «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.

Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.

Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.

Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.

В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». В её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под каким либо именем”.

Плотное вязание крючком по кругу

Выбор инструментов

Строение вязального крючка

Короткий крючок - основной инструмент при вязании крючком. Коротким крючком можно вязать в прямом и обратном направлении (прямое вязание) или по кругу, когда петли вывязываются рядами, идущими только в одном направлении, начиная от центра круга.

По качеству вязальные крючки бывают:
- металлические,
- пластмассовые,
- деревянные,
- костяные.

Их выбирают по толщине пряжи.

Крючки бывают:
- короткие (12-15 см) для обычного вязания,
- длинные (30 - 45 см),
- толстые,
- тонкие (№ 1-6).

Для вязания нитями разной толщины следует подбирать и крючки соответствующих размеров.
Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть.

Основная часть крючка - головка, по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. Для работы с нитками разной толщины нужно иметь набор крючков от № 1 до № 6. Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание.

Ручка крючка должна быть легкая, чтобы не утруждать руку при вязании. Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы. Чтобы хорошо захватывать нить и не расщеплять ее, крючок должен быть в 1,5-2 раза толще нити. Для вязания изделия из шерстяной или толстой пряжи используют толстые крючки (№ 2 - 6). Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 - 1,5) вяжут ажурные легкие изделия (кружева, салфетки). Иногда для получения ажурного рисунка берут тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. Иногда для получения ажурного рисунка берут тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. Для вязания используют пряжу: шерстяную, полушерстяную, синтетическую, гарус, краше, льняную, катушечную нить № 10, 20 и штопку. От правильного подбора крючка в значительной мере зависит качество вязания. Поэтому, прежде чем начать вязать изделие, свяжите небольшой образец, чтобы убедиться, что крючок выбран вами правильно.

Технология вязания по кругу

Условные обозначения

Петля подъема

Воздушная петля

Полустолбик

Столбик без накида

Столбик с накидом

Полустолбик и столбик без накида

Полустолбик (ему соответствует 1 петля подъема) Применяется при вязании края изделия, чтобы он был ровным и плотным, и при соединении фигур. Вяжут его так: крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают крючком рабочую нить и протягивают ее непосредственно через петлю ряда (цепочки) и петлю, лежащую на крючке.

Столбик без накида еще называют коротким столбиком (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Опять захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, лежащие на крючке.

Вяжем круг

Техника

1) Связать цепочку из воздушных петель (рис. 1,2,3), ввести крючок в первую петлю цепочки, захватить рабочую нить (рис. 5) и протянуть ее через обе петли на крючке (рис. 6). Сделать 1 воздушную петлю подъема.

Придерживая кончик нити и получившееся кольцо из воздушных петель средним и большим пальцами вместе,обвязывать кольцо (вводя крючок под кольцо) столбиками без накида (рис. 7).

3) Обвязав кольцо столбиками без накида, ввести крючок в первую петлю начала ряда, захватить рабочую нить и протянуть ее через обе петли на крючке (рис. 8).

Техника выполнения прибавок для получения ровного плотного круга

Чтобы не получить цилиндр, чтобы край круга не заворачивался, а был плоским и ровными необходимо запомнить правила выполнения прибавок:

1) Первый ряд выполняется столбиками под кольцо.

2) Второй ряд вяжется по 2 столбика в каждый столбик предыдущего ряда.

3) В третьем ряду между группой столбиков (2 столбика в каждый столбик предыдущего ряда) в каждый столбик вяжется 1 столбик, в четвертом ряду - 2, в пятом ряду - 3 и т.д., прибавляя по 1 столбику с каждым рядом.

При этом места прибавок не должны располагаться друг над другом, чтобы круг был ровным и не превратился в многоугольник.

Соответственно в каждом ряду будет прибавляться одно и тоже количество воздушных петель.

Более наглядно на схемах это выглядит следующим образом. На рис. 9 изображен круг выполненный столбиками без накида, на рис. 10 круг, выполненный столбиками с накидом.

рис. 9

рис. 10

Прячем начало и конец рабочей нити

Чтобы изделие аккуратно было выполнено, начальный кончик нити необходимо прикладывать к кольцу из нити или воздушных петель и обвязывать столбиками по кругу. Таким образом кончик нити будет пролегать под рядом столбиков. Оставшийся кончик ниточки аккуратно обрезать ножницами.

Когда закончите вязание, оставьте подлиннее кончик рабочей нити, вденьте его в иголку и мелкими стежками протяните с изнаночной стороны. Лишнее обрежьте. Получится очень аккуратная изнаночная сторона.

Правила выполнения кругового вязания

1. При обвязывании кольца в начале вязания круга, крючок вводить под кольцо.

2. Начинать каждый ряд с петель подъема. Петли подъема имитируют столбик и считаются первым столбиком ряда! Заканчивать ряд соединительным столбиком в первую петлю подъема. Этот прием не даст вязанию пойти по спирали!

3. В схемах кольцо из нити обозначается кругом в центре, если же в кругу стоит число, то кольцо выполняется из воздушных петель (цифра в кругу означает количество воздушных петель).

4. Равномерно выполнять прибавки.

5. Аккуратно спрятать начало и кончик рабочей нити.

6. Для кругов с оборками выполнять большее количество прибавок, чем для плоского круга.

Длинные петли и вязание по кругу

Свяжите цепочку, а на ней ряд столбиков без накида. Поверните вязание, перед провязыванием второй петли цепочки перехватите полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведите под рабочую нить и немного оттяните ее на себя. Перехватите полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящийся на большом пальце, был подведен к крючку, и провяжите столбик без накида, после чего освободите большой палец из петли. На полотне окажется закрепленная длинная петля. Затем подхватите полотно правой рукой, большим пальцем левой руки оттяните рабочую нить, образовав из нее петлю, и закрепите ее провязыванием следующего столбика без накида. Так вяжите до конца ряда. Следующий ряд свяжите столбиками без накида - это закрепляющий ряд. Далее чередуйте эти ряды.

Вязание по кругу: Для выполнения прихваток необходимо уметь вязать круг. Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком в колечко. Затем, вводя крючок в колечко и подхватывая нить, свяжите 8 столбиков без накида. Соедините первый и последний столбики полустолбиком. В каждом следующем ряду равномерно увеличивайте число провязываемых столбиков так, чтобы их число было равно числу указанному на схеме.
Каждая замкнутая линия на схеме обозначает ряд, а цифра указывает на число столбиков в данном ряду.

Как ухаживать за вязанными изделиями.

1. Если Вы при ВТО изделия ручной вязки немного подпалили его поверхность, не отчаивайтесь. Подпалина исчезнет, если приложить к ней на четверть часа срез сырой луковицы.

2. Чтобы детские варежки или перчатки не потерялись, соедините их цепочкой из воздушных петель и проденьте ее через рукава.

3. Для стирки цветных изделий из шерсти, ангоры, мохера никогда не используйте стиральные порошки, содержащие отбеливатели.

4. Самое лучшее средство для стирки "деликатного” трикотажа -это мыльная стружка (2 г на 1 л воды).

5. Чтобы при стирке отстирать все пятна, поступите следующим образом: разведите в тазике с водой моющее средство, причем раствор может быть немного более концентрированным чем обычно. Внимательно осмотрите все изделие и пропитайте участки с пятнами раствором моющего средства. Оставьте изделие на 15 минут, а затем стирайте, как обычно.

6. Воротник гольф пуловера не вытянется при стирке, если сделать по краю наметку широкими стежками суровой ниткой. После стирки просто удалите нить.

7. Если Вы подозреваете, что пряжа может полинять во время стирки, то постирайте изделие, как обычно, и положите на сутки в холодную воду без моющего средства. При этом на поверхности волокон образуется тонкая пленка краски, которая долго сохраняет свой цвет.

8. При стирке изделий из ангоры добавьте в воду для последнего полоскания чайную ложку глицерина. Это придаст мягкость.

9. Никогда не вешайте изделия из ручного трикотажа в шкаф на вешалку. Их хранят сложенными на полке. Но чтобы трикотажное полотно оставалось пушистым, не стоит складывать их слишком плотными стопками.

10. Если молния стала "заедать”, натрите ее мылом.

11. Рельефные узоры не отпаривают утюгом, иначе они вытянутся или станут плоскими.

12. При полоскании изделий из шерсти вода для первого полоскания обязательно должна иметь ту же температуру, что и вода для стирки, иначе шерсть может скататься.

13. Петли для пуговиц вытянутся не так быстро, если смазать их с изнанки бесцветным лаком для ногтей.

14. Изделия из белой шерсти снова станут белоснежными, если их прополоскать в воде, куда добавлено немного боракса.

15. Частая стирка разрушает деревянные пуговицы. Поэтому перед стиркой их оборачивают алюминиевой фольгой или пленкой для пищевых продуктов, что препятствует их намоканию.

16. Цветная вышивка снова станет яркой, если перед глажкой обмакнуть лицевую сторону изделия в воду, куда добавлен уксус, и положить на чистую ткань.

17. Трикотажные вещи следует всегда стирать вручную, не тереть, а только мягко сжимать их. Если при стирке тереть трикотажное полотно, на нем могут появиться катышки.

18. Перед стиркой можно покрыть перламутровые и цветные пуговицы бесцветным лаком для ногтей. Тогда они не потускнеют под воздействием моющею средства.

19. Трикотажные вещи нельзя замачивать надолго. И пусть лучше вода будет холодной, чем чересчур горячей, поскольку при стирке в горячей воде трикотажные изделия садятся и сваливаются.

20. Если после стирки изделие выглядит мятым, а Вы не решаетесь его прогладить, снова намочите и разложите на полотенце, сверху накройте сухим полотенцем и дайте высохнуть.

21. Трикотажные вещи следует стирать в мягкой воде. Если вода жесткая, добавьте в раствор для стирки 1 чайную ложку питьевой соды.

22. Если изделие требуется накрахмалить, то сначала расправьте его на горизонтальной поверхности, а затем сбрызните раствором крахмала. Вот старинный рецепт этого раствора: 2 чайные ложки картофельного крахмала на 1 л воды. Однако значительно проще использовать крахмальный раствор в аэрозольной упаковке.

23. Никогда не выкручивайте изделия из трикотажа после стирки, заверните их в полотенце и затем расправьте

24. Высококачественную пряжу из шерсти и шелка лучше всего стирать детским шампунем или пеной для ванны.

25. Никогда не вешайте трикотажные изделия для просушки: они растянутся и утратят форму

26. Чтобы изделия из мохера и ангоры оставались пушистыми, стирайте их яичным шампунем для волос. Когда вещи высохнут, положите их в пакет и поместите на 2 часа в морозильник. Затем аккуратно выньте и дайте им оттаять.

27. На Вашем трикотажном изделии появились катышки? Ни в коем случае не обрывайте их, а воспользуйтесь специальной щеткой для удаления катышков.

28. Если изделие мало, то, вытягивая его, Вам не удастся сделать его больше: через некоторое время оно снова примет первоначальную форму.

Вязаные вещи нужно хранить в сложенном виде на полке в шкафу, ни в коем случае нельзя вешать на плечики! Убирая вещи на длительный срок, предварительно надо удалить все пятна, выстирать и использовать специальные средства против моли. Есть одна особенность хранения ШЕРСТИ ЛАМЫ И АЛЬПАКИ. Она не выносит нафталин. Поэтому, против моли использую природные средства, лаванду, табак или кедр.
Стирать вязанные вещи надо в теплой воде при температуре до 40С, мягкими (без БИОактивных и отбеливающих веществ) моющими средствами. При стирке нельзя допускать резких механических воздействий. Отбеливание, грубая стирка, отжим приводят к потере товарного вида изделия. Стирка в горячей воде, кипячение, сушка приводят к сильной усадке или нарушению связей в химических волокнах, после чего они теряют форму и сильно растягиваются, в частности пропадает эффект резинки.
Вязаные изделия ИЗ ШЕРСТИ рекомендуется стирать в теплой воде с добавлением мягкого моющего средства, тщательно полоскать, отжимать через полотенце и сушить в разложенном виде, избегая при этом прямых солнечных лучей. Изделия из пряжи с маркировкой "suрerwash" можно подвергать машинной стирке по специальной программе при температуре воды 30 С. При стирке изделий из шерсти никогда не применяйте смягчающие опаласкиватели!
Изделия С АНГОРКОЙ нельзя стирать, а лучше даже не мочить, приемлема только химическая стирка. Вообще, среди специалистов бытует мнение, что изделие из ангорки - вещь до третьей стирки. Однако необходимо оговориться, что вещи, связанные из очень дорогой пряжи с ангорой служат годами.
Изделия из ХЛОПКА нельзя стирать в горячей воде, т.к. он сильно "садится", а также долго сохнет.
ЛЕН не сжимается при высоких температурах и не садится, но имеет особенность сильно мятся, потому требует деликатного хранения.
Если при стирке Вы сильно трете и выкручиваете изделие из ВИСКОЗЫ, то рискуете получить так называемые "усы" - т.е. концы отдельных разорванных волокон, может также появиться эффект "мшистости", это когда таких разорванных кончиков много
КАПРОН, НЕЙЛОН, СИЛОН, ДЕДРОН имеют сильную неустойчивость к воздействию света - желтеют и становятся жесткими и ломкость при многократных стирках. Особую ценность этих волокон и нитей представляет высокая формоустойчивость. Они не теряют форму при мокрой и сухой эксплуатации.
Изделия из качественного АКРИЛА практически не "сваливаются”, имеют малую усадку, удобны в носке: легкие, теплые, слабо пелингуемые под верхней одеждой.
Есть некоторые виды пряжи, на этикетке которых существует информация о возможности стирать в стиральной машине.
Сушить изделия следует в расправленном виде на горизонтальной поверхности, при комнатной температуре, вдали от отопительных приборов.
Гладить изделия из шерсти и её смесей, рекомендуется через влажную хлопчатобумажную ткань умеренно нагретым утюгом (до 130*С), изделия из хлопка гладят с изнаночной стороны при температуре не выше 200*С. Изделия из химических и смешанных волокон д110*С

23.06.2013 Обновлено 31.01.15

История вязания крючком

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. История нашей планеты рассказывает, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие, связанное, как полагают специалисты, тонкими металлическими спицами.

В Египте сохранились экземпляры вязаных вещей IV и V веков нашей эры. Детский носок из цветной шерсти был связан сравнительно сложной техникой: большой палец отделен от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан - коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

В XII веке вязание в Европе превратилось в домашнюю работу.

В XIII веке во Франции это уже доходная отрасль промышленности: вяжут шляпки, перчатки, фуфайки, капюшоны, чулки.

В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, в 1612 году Пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми эти артели конкурировать уже не могли.

Но вязальное машинное производство развивалось очень медленно. Только в XIX веке его действительно механизировали.

Существовало одно время мнение, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком - ведь вязание на спицах по структуре вязаного полотна очень схоже с машинным.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

Из тончайших ниток шерсти, шелка, льна в золотых руках мастериц рождались красивые скатерти, покрывала, занавески, шали, кружева и другие предметы одежды и украшений.

...И В НАШЕ ВРЕМЯ

Как часто вы встречаете своих сверстников в школе, на празднике, на улицах в вязаной одежде. Глядя на многие вещи, сделанные руками самих ребят, испытываешь чувство восхищения - чего только не умеют вязать юные мастера! Каждодневные и нарядные костюмы, платья, пальто, шали, спортивные изделия - все это они придумали и исполнили сами.

Очень интересные выставки творчества проводит Московский Дворец пионеров, где экспонируются работы учащихся. На них отбирают по районам лучшие изделия. А сколько таких выставок устраивается по всей нашей стране, во всех республиках!

Все они имеют свой национальный стиль с учетом народных традиций и современности. Будущие художники, модельеры, мастера прикладного искусства начинают рукодельничать еще в школе. Да вы и сами, наверное, не раз встречали на отдыхе, на пляже, в парке, даже в транспорте увлеченных вязанием и взрослых и детей.

Однажды я побывала в московском детском саду № 619. Воспитательница подготовительной группы Алла Анатольевна Хмара проводила занятия по труду. Некоторые дети лепили из пластилина, другие рисовали, а за несколькими столиками сидели девочки и мальчики и вязали крючком. Перед ними в коробках лежали разноцветные клубочки ниток и уже связанные шарфики, шапочки, сумочки, юбки, тапочки для кукол. Дети сидели прямо, не горбились, правильно держали крючок - и маленькие руки вязали петельку за петелькой. Было видно, что они в этом деле не новички и уверенно выполняют свою работу.

В беседе с ребятами выяснилось, что больше всего им хочется связать что- нибудь в подарок маме, папе, бабушке, младшим в семье. Я подумала: как хорошо, когда рядом с детьми такая воспитательница, как Алла Анатольевна, которая своей увлеченностью может привить детям любовь к вязанию.

Ведь очень важно помочь всем найти себя в том или ином виде творчества.

Возможно, и вы, ребята, мечтаете быть педагогами-воспитателями, а чем интереснее и увлеченнее вы расскажете детям о мире творчества, чем большему их научите, тем прекрасней этот мир будет и в них самих.

Кружки рукоделия - это одна из форм эстетического воспитания. Вязание крючком способствует развитию трудолюбия, внимания, аккуратности, терпеливости, воспитывает художественный вкус.

А как приятно связать что-либо в подарок своим близким и друзьям!

Если вы любите рукоделие и хотите научиться вязать крючком, то наша книга поможет вам в этом.

Свое исследование я решила начать с изучения истории вязания крючком и истории возникновения вязаной игрушки.


Вязание крючком относительно молодой вид рукоделия. Первое полотно датируется 16 веком. Первое письменное упоминание этого вида рукоделия найдено в мемуарах 1899г. Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

В нашей стране вязание крючком появилось в 19 веке . Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок.

Постепенно вязаные изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола.

История возникновения вязаной игрушки

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду 10-15 веков. В это время игрушки делали из подручного материала – дерева, кожи, глины, ткани. С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, коней, медведей, которые прививали любовь к природе и окружающему миру. Они кроме забавы еще служили оберегами.

Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа.

Проходили годы, и игрушки из глины постепенно утрачивали свою актуальность. Их место занимали вязаные игрушки. Они очень мягкие и приятные на ощупь. А глиняные фигурки превращались в простые сувениры.

Вязаные игрушки крючком не только красиво смотрятся. Важная особенность состоит в том, что у вас есть возможность полностью контролировать процесс изготовления изделия.

1.2. Исследование ассортимента мягкой игрушки в магазинах нашего города

Составив предварительно план исследования , я решила пройтись по магазинам.

Я хотела найти ответы на следующие вопросы:

  • Из какого материала изготовлены мягкие игрушки?
  • Что используется в качестве наполнителя?
  • Какова страна – изготовитель мягкой игрушки?
  • Сколько стоит мягкая игрушка в магазине?
  • Продаются ли в магазине вязаные игрушки?

У меня получился следующий результат:

Мягкие игрушки стоят от 500 рублей и выше . Они сделаны из трикотажной, хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной ткани, искусственного меха, велюра и бархата. В качестве наполнителя используется синтепон, синтепух, поролон.

Некоторые игрушки набиты пористым пенополистеролом – это пенопластовые шарики диаметром 2-7 мм. Страны – изготовители – Китай, Германия, Италия, Великобритания . Во время своего исследования в магазинах города я не встретила ни одной вязаной игрушки.

1.3. Разработка идей

Изучив историю вязания крючком вязаной игрушки и проведя исследование видов игрушек в наших магазинах, у меня возникло несколько идей по изготовлению изделия.

Идея 1

Можно связать мягкую игрушку в виде диковинного животного. Исследуя ассортимент мягких игрушке в магазинах, я видела игрушки в виде смешариков из мультфильмов и других фантастических животных необычных цветов.



Идея 2

Можно связать игрушку традиционной формы – это зайчики, кошечки, собачки, медвежата. Такие игрушки прививают любовь к природе.




Идея 3

Идея традиционной игрушки мне понравилась больше, и я решила связать игрушку по гороскопу. Моя мама родилась в год обезьяны, и я решила связать маленькую игрушку-талисман. Это будет хороший подарок ей на новый год. Он, надеюсь, ей понравится и будет служить оберёгом.

2.1. Критерии, которым должна удовлетворят игрушка

  • форма игрушки традиционная – голова, туловище, лапы.
  • отделка простая – из доступных материалов, в соответствии со своей фантазией.
  • изготовлена из недорогой экологически чистой пряжи.

2.2. Инструменты и материалы

Для работы мне понадобятся следующие инструменты и материалы:

Пряжа натуральная шерстяная.
Ее можно купить в магазине, но я распущу старый папин вязаный свитер и свяжу игрушку из нее.

Вязальный крючок, номер которого подбирается под толщину пряжи. Толстая игла с широким ушком для сшивания деталей игрушки. Набивной материал.

Для набивки можно взять кусочки ваты или ненужные лоскутки, но они плохо распределяются по изделию, быстро сбиваются и при намокании теряют форму. Поэтому я выбираю синтетический материал – синтепон. Он практичнее, легче и имеет больший объем.

Введение

Я занимаюсь вязанием крючком с 3 класса. На уроке технологии мы вязали крючком и мне понравилось. Освоить технику вязания крючком очень просто, было бы желание. С этим может справиться и ребёнок. Помню, в детстве, я связала крючком свою первую шапку. Мне было лет девять. Она была смешная, большая, бесформенная. Конечно, я её не носила, но с тех пор прикипела к этому делу. Вязаные вещи выглядят очень эффектно, не обычно и сейчас всё реже встречаются и поэтому дорого ценятся. Вязание крючком - процесс увлекательный.

Ни что так не украшает дом, как вещи, сделанные своими руками. Красивые вязаные салфетки, скатерти, дорожки придают ему уют. Результаты всегда красивы, изделия, связанные крючком, могут стать отличным подарком. Вещи, связанные крючком отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью. Вязать крючком очень просто, достаточно немного терпения для того, чтобы научиться основным приёмам вязания. Вязание крючком - процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные и привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Ручная работа очень ценится. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности. Вязание крючком позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства.

Для вязания крючком потребуются лишь нитки и крючки. Нитки подойдут самые разные: и шерстяные, и шелковые, и хлопчатобумажные. Крючки тоже бывают разными. Они могут быть изготовлены из пластмассы, металла, кости, дерева. Толщина у них разная, самый маленький размер - 1 мм, самый большой - 8 мм. Чем тоньше крючок, тем мельче и изящнее узор. Но надо учитывать, что толщина пряжи тоже имеет значение. Крючки, диаметр которых от 3 до 6 мм подходят для вязания вещей из толстой синтетической или шерстяной пряжи. А тонкие крючки, диаметр которых от 1,5 до 2,5 мм подойдут для мулине, гаруса, ириса. Толщина крючка выбирается такой, чтобы была в два раза больше, чем толщина выбранной нити.

История вязания крючком

Вязание - самый популярный вид рукоделия, известный с древнейших времён. Найденные археологами вязаные вещи относят к III-V векам нашей эры. Но, видимо, вязание, как и любое ремесло, постепенно развивалось задолго до этого. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин. Теперь уже редкий мужчина возьмет в руки спицы или крючок. Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в 16 веке. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки. В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.

Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.

В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В V в. вязание процветает на Востоке и примерно в IX в. попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в XVI в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.



Публикации по теме