Как передать эмоции в тексте.

Существует несколько видов речи. Они различаются по степени выразительности. Кроме того, каждый вид речи имеет характерные приемы, которые используются для придания ей выразительности. В ряде случаев, речь вообще не выразительна. Она может выражать обобщенные понятия, содержать перечисление признаков предметов или явлений.

Речь, которая передает чувства

Отдельно выделяется тип речи, при котором слова используются для выражения чувств. Даже описание предмета изобилует яркими образами, сравнениями и другими приемами. Создается ощущение, что речью «рисуют» яркую картину, которую можно представить в своем воображении. Именно для этого в речи используются различные приемы. Такую речь называют картинной. Она имеет следующие признаки:

  • в такой речи всегда много прилагательных. Они подчеркивают свойства предметов, ощущений, чувств. За счет использования прилагательных передаются цвета, эмоции человека. Речь окрашивается яркими красками;
  • обилие сравнений. Сравнения создают образы. Они воздействуют на воображение и формируют картину, которую и хотел создать автор. Поэтому, сравнения играют очень важную роль;
  • если говорить об устной речи, но в картинной речи часто используются вспомогательные элементы. Это мимика и жестикуляция. Движение мышц лица, тела помогает передать мысли говорящего. Они становятся более наглядными и понятными слушателям.

Таким образом, речь, при помощи которой удается передавать свои чувства, называется «картинной». Действительно, рисуется картина того или иного события. При помощи описанных приемов можно даже рядовое событие представить, как нечто яркое и незабываемое.

Другие методы картинной речи

В устной речи большое значение имеет темп речи, разнообразные голосовые приемы. Например, искусственные паузы или, наоборот, учащение темпа речи, создает нужные образы. Это передает эмоции. Ведь они отлично выражаются при помощи голосовых эффектов. Именно интонация делает предложение вопросительным или восклицательным. Ведь в устной речи невозможно обозначить интонацию или смысл сказанного при помощи знака препинания.

Объятия - это наверное, самый распространенный способ показать вашу любовь к своим близким. Объятия могут помочь вам укрепить узы между Вами и Вашим партнером и сделать вас счастливее и здоровее. Различные способы, которыми пары обнимаются имеют различные значения. Вот несколько способов обнимать кого-то и их смысл.

Поддерживать зрительный контакт во время объятий

Если Вы и Ваш партнер поддерживаете прямой зрительный контакт в течение длительного периода времени, пока Вы обнимаетесь, это означает, что у вас подлинная и прочная связь. Отношения у вас крепкие и, вероятно, нерушимые, так как вы можете видеть глубину души друг друга. Этот способ обнимать кого-то, означает глубокую любовь и глубокую близость.

Обнимает сзади

Объятие кто-то сзади дает ощущение защиты и безопасности. Человек, который держит другого сзади исполняет защитную роль и обеспечивает комфорт и стабильность для своего партнера. Эта позиция подчеркивает важность заботы и доверия, пары в отношениях. Но если при том, что партнер обнимает Вас сзади Вы испытываете чувство непонятной тревоги, стоит проанализировать Ваши отношения, чего Вы боитесь? Достаточно ли доверия между Вами?

Объятия с неким расстоянием между Вами

Если вы стараетесь держать большое расстояние друг от друга, возможно, пока вы двое чувствуете себя неуютно и неприятно в обществе друг друга. Не стоит себя заставлять, ограничьте общение с таким человеком. Это положение означает, что отсутствует определенность в ваших отношениях. Обнимаясь таким образом, вы показываете, что ни один из вас не хочет быть рядом с другим человеком.

Тереть чью-то спину, прижимаясь

Этот тип обнимашек - говорит о надежности. Если Вы обнимаете спину партнера, Вы показываете ему, что Вы всегда будете рядом, и он может на Вас положится. Партнеры всегда могут рассчитывать на помощь друг друга. Эта позиция является напоминанием о том, насколько вы заботитесь друг о друге.

Похлопывание по спине

Если присутствует похлопывание по спине, при объятиях это означает, что вы заботитесь о духе товарищества и дружбы с другим человеком. Эта позиция показывает, что Вы не ищете уединения, романтики и близости в ваших отношениях. Вместо этого, вы делаете акцент на Ваше доверие и сочувствие к другому человеку. Когда вы обнимаете таким образом, это означает, что Вы не заинтересованы в переходе Ваших отношений на новый уровень.

Кладете руку на плечо партнера

Этот вид объятия имеет утешительную природу, а не романтическую. Если вы положили ваши руки вокруг плечей другого человека, это означает, что вы можете опереться на этого человека. Эта позиция означает дружбу, которая не предполагает каких-либо любовных чувств между вами. Вы и человек, которого вы обняли большие друзья, которые всегда могут рассчитывать на поддержку друг друга.

Обнимайтесь почаще и будьте счастливы!

Любая из историй, приведенных в главе 1, является хорошим примером поведения, которое, скорее всего, направляется зеркальными нейронами. Вот еще одна: Хэл Марковитц проводил исследование мартышек Дианы, живущих в неволе, и оно показало, что для этих животных характерно поведение, которое требует проявления сочувствия. Особей научили вставлять жетон в специальное отверстие, чтобы получить пищу. Самая старая самка в группе так и не смогла этому научиться. Ее партнер наблюдал за неудачными попытками и после третьей неудачи подошел к ней, поднял жетоны, которые она уронила, вставил их в машину и дал ей возможность получить еду. Очевидно, что самец оценил ситуацию и пришел на помощь своей подруге, видя, что у нее ничего не получается. По-видимому, он понял, что она хочет получить пищу, но не может самостоятельно достать ее. Он мог бы сам съесть эту пищу, однако оставил ее своей самке. Не было никаких доказательств того, что такое поведение каким-то образом было выгодно ему, кроме того, что он просто хотел помочь. Сходным образом, ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг, Германия) обнаружили, что живущие в неволе шимпанзе помогают другим получить пищу. Если шимпанзе видит, что его сосед не может дотянуться до пищи, он откроет его клетку, чтобы тот смог получить еду. Наличие зеркальных нейронов также помогает объяснить, почему макаки-резусы не станут принимать пищу, если другая обезьяна будет из-за этого страдать. Также эго объясняет проявление сочувствия среди мышей, которые сильнее реагируют на болезненные стимулы после того, как видели другую мышь, страдающую от боли.

Наиболее очевидный способ высвобождения эмоций - это их непосредственное выражение людям, вовлеченным в проблемную ситуацию. Но мы понимаем теперь, что до того, как мы приступим к этому, нам будет полезно высвободить излишек эмоций. Возможно, нам также придется прибегнуть к сомососредоточению для получения более полного представления о том, что происходит с нами самими. Многие наши чувства могут стать предметом продуктивного обсуждения. Однако все будет зависеть от того, как мы это сделаем и для какой цели.

Гнев, чувство вражды, обида и разочарование могут легко стать разрушительными факторами в общении. Однако эти же самые эмоции, которые зачастую рассматриваются как негативные, могут стать горючим для позитивных перемен, если мы мудро воспользуемся их энергией. Например, ваш гнев по поводу нарушения си-

стемы коммуникации может быть направлен на достижение более надежной системы для передачи информации. Следующие вопросы и цели помогают более рациональному самоконтролю и управлению эмоциями:

Почему я чувствую это? Что вызвало эту реакцию? Что произошло? Затронули ли действия других мою чувствительную струнку?

Пользуйтесь гневом как горючим для перемен.

Что я хочу изменить? Ваши эмоции говорят вам о том, что вы хотите и чего вы не хотите. Используйте их для внесения перемен в вашу жизнь. Каких перемен вы хотите? К сожалению, люди часто злоупотребляют эмоциями для того, чтобы доказать, что виноваты не они, а другие и тратят свою энергию на бессмысленные обиды.

Что мне нужно для того, чтобы распрощаться с этим чувством? Иногда нам нелегко расстаться с эмоцией, овладевшей нами. Если вы рассердились на Ивана, вы можете продолжать сердиться на него; и если у вас было с кем-то тяжелое столкновение, вы можете затаить обиду. В идеале, эмоции должны сделать свое дело и покинуть вас. Затаенная обида приносит мало пользы. Что поможет вам расстаться с ней? Быть может, вам просто нужно высказаться? Вы хотите получить извинение? Или увидеть, что другая сторона прилагает усилия для исправления положения?

Чья это проблема, в конечном счете? Какая часть ее принадлежит мне, а какая им? Быть может, вас сердит беспорядок в комнате вашего сына. Если вы хотите что-то найти там, это ваша проблема. Но поскольку это его комната, беспорядок в ней - в основном - его проблема. Если ваш супруг сидит часами нателефоне, разговаривая со своими деловыми партнерами, проблема становится вашей, если вам не хватает времени для общения с ним. Но это его проблема, если ему не хватает времени на дру-, гие дела, которые он сам решил сделать. Если кто-то не поступает так, как вам хотелось бы. Чья это проблема? Ваши приемы общения будут более эффективными, если вы возьмете на себя полную ответственность за свою сторону проблемы, только иногда выступая с предложениями в отношении их стороны. В тех случаях, когда границы ответственности за проблему расплывчаты, есть вероятность, что какая-то одна сторона будет вмешиваться в нее более агрессивно. Одна из частых проблем супружеской жизни -это принятие одной стороной завышенного уровня ответственности за образ жизни другой. Такое непропорциональное распределение ответственности приводит нередко к затруднениям, выдажающимся в непрерывных попреках.

В чем заключается невысказанный смысл ситуации в нашем восприятии? Быть может, это: «они не любят меня» или «они не уважают меня»? Выводы, к которым мы приходим на основании поведения других, приводят нередко с чрезмерной эмоциональной реакции с нашей стороны. Если кто-то обошелся с вами резко, вы можете подумать, что он не считает вас достойными его внимания. Если кто-то выйдет, хлопнув дверью, вы можете подумать, что он не любит вас больше. Если вы понимаете, что ваша реакция на высказанные аспекты ситуации может быть нереальной и связанной с вашими собственными предубеждениями, вы будете способны остановить ее вовремя и попытаться выяснить, не ошиблись ли вы.

Если вы решили высказать свои чувства и отношение к какой-либо ситуации, вы можете сделать это более эффективно при соблюдении следующих условий:

1. Избегайте стремления наказать другую сторону или обвинять ее в чем-то. Примите тот факт, что вы ответственны за ваши чувства. Если вы намерены предпринять какие-то действия, поверьте, нет ли в них элементовмстительности. Возлагаете ли вы на кого-то вину за ваши чувства? Поступки людей есть их поступки, наши чувства по их поводу есть наши чувства. Есть тонкое, но существенное различие между «вы сердите меня» и «когда вы поступаете так, я сержусь».

2. Ставьте себе целью улучшение ситуации. Бурные эмоции указывают на необходимость перемен. Убедитесь в том, что ваши действия приведут к улучшению положения.

3. Настройте себя на соответствующее выражение ваших чувств. Если что-то причиняет вам боль или сердит вас, вы имеете право сказать об этом (подавление чувств может поставить ваши отношения под угрозу). Следите, однако, за тем, как вы это делаете: сочли ли бы вы это за нападки на вас, если бы нечто подобное было сказано вам? Хорошо продуманное заявление о ваших чувствах незаменимо для выражения гнева -и боли (см. главу 4, «Оптимальное самоутверждение»).

4. Ставьте целью улучшения взаимоотношений и диалога. Люди не знают вас, пока они не знают ваших чувств. Когда вы говорите с другим человеком о ваших отрицательных или положительных эмоциях, вы делитесь с ним чем-то чрезвычайно ценным - возможностью узнать вас ближе. Когда кто-то делится с. вами своими чувствами, он предлагает вам такой же дар. Относитесь к нему бережно.

5. Стремитесь к тому, чтобы избежать повторения подобной же ситуации. Если кто-то не звонит, хотя обещал сделать это, вы можете испытывать чувство беспокойства или обиды. Правильное управление эмоциями означает также действия, предотвращающие повторение ситуации.

Объясните им свои чувства: скажите, что вам не нравится в данной ситуации: объясните, как вам хотелось бы, чтобы с вами обращались; разрешите проблему. Таким образом вы обеспечите соблюдение собственных интересов и одновременно сохраните отношения.

Любая из историй, приведенных в главе 1, является хорошим примером поведения, которое, скорее всего, направляется зеркальными нейронами. Вот еще одна: Хэл Марковитц проводил исследование мартышек Дианы, живущих в неволе, и оно показало, что для этих животных характерно поведение, которое требует проявления сочувствия. Особей научили вставлять жетон в специальное отверстие, чтобы получить пищу. Самая старая самка в группе так и не смогла этому научиться. Ее партнер наблюдал за неудачными попытками и после третьей неудачи подошел к ней, поднял жетоны, которые она уронила, вставил их в машину и дал ей возможность получить еду. Очевидно, что самец оценил ситуацию и пришел на помощь своей подруге, видя, что у нее ничего не получается. По-видимому, он понял, что она хочет получить пищу, но не может самостоятельно достать ее. Он мог бы сам съесть эту пищу, однако оставил ее своей самке. Не было никаких доказательств того, что такое поведение каким-то образом было выгодно ему, кроме того, что он просто хотел помочь. Сходным образом, ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг, Германия) обнаружили, что живущие в неволе шимпанзе помогают другим получить пищу. Если шимпанзе видит, что его сосед не может дотянуться до пищи, он откроет его клетку, чтобы тот смог получить еду. Наличие зеркальных нейронов также помогает объяснить, почему макаки-резусы не станут принимать пищу, если другая обезьяна будет из-за этого страдать. Также эго объясняет проявление сочувствия среди мышей, которые сильнее реагируют на болезненные стимулы после того, как видели другую мышь, страдающую от боли.

И, наконец, есть свидетельства того, что антропоморфизм может быть врожденным бессознательным механизмом восприятия мира в целом, а не только других животных. Недавние исследования, проведенные Андреа Хеберлейн и Ральфом Адольфсом, показывают, что область мозга, называемая амигдалой, задействуется, когда мы сообщаем намерения и эмоции неодушевленным объектам или событиям, например, когда говорим о «разгневанных» погодных явлениях или «бьющихся волнах». Хеберлейн и Адольфе изучали пациента по имени SM с поврежденной амигдалой и обнаружили, что SM описывал фильм с движущимися фигурами в совершенно асоциальных и геометрических выражениях, хотя у него было нормальное визуальное восприятие. Их исследование предполагает, что за «чыовеческую способность антропоморфизировать отвечают те же нейронные системы, что и за основные эмоциональные реакции». Мое понимание этого исследования и мой собственный опыт работы с животными говорят мне, что «мы чувствуем и поэтому антропоморфизируем». И что мы запрограммированы видеть намерения и ментальные состояния, похожие на человеческие, в событиях, в которых они могут и не иметь места.



Антропоморфизм - это намного более сложное явление, чем мы могли бы ожидать. Вполне может оказаться так, что на вид такое естественное стремление человека наделять эмоциями животных - не пытаясь утаить от себя «истинную» природу животных - на самом деле может отражать очень точный способ познания. И это полученное знание, которое поддерживается большим количеством серьезных научных исследований, необходимо нам для принятия этических решений от имени животных.

Глава 6

Моральный выбор: что нам делать с тем, что нам известно

Этика в западном мире до сих пор регламентирует отношения человека к человеку. Но такая этика ограничена. Нам необходима безграничная этика, включающая также и животных. Наступает время, когда людей начинает изумлять тот факт, что человеческий вид просуществовал так долго, прежде чем осознал, что бездумный ущерб, причиняемый жизни, несовместим с настоящей этикой. Этика в своем абсолютном проявлении распространяет ответственность по отношению ко всему, что несет в себе жизнь.

Альберт Швейцер,

«Воспоминания о детстве и юности»

Совершенно ясно, что нам многое известно об эмоциях животных. Несмотря на очевидность того, что еще многое необходимо узнать, даже уже имеющихся знаний должно быть достаточно, чтобы способствовать переменам в нашем обращении с животными. Нам необходимо привести это знание в действие. Нельзя продолжать жить так, как раньше, и поступать с нашими спутниками в этом мире гак, как мы делали это всегда. Мы должны задуматься о том, что многие животные испытывают страсти, страдают - они чувствуют любовь и боль, - а затем пересмотреть все способы обращения с животными в нашем обществе и решить, что правильно, а что нет. Когда мы поймем, что было неправильно, нам стоит поработать над этим, чтобы изменить ситуацию.

Животные - эго друзья, с которыми мы делим свой дом. Это наша пища. Они демонстрируются в наших зоопарках и живут в научных лабораториях. Они также «свободно» живут в дикой природе, на окраинах человеческой цивилизации, которая постоянно вторгается в их жизнь. Мы должны пересмотреть все сферы жизнедеятельности и решить, заботимся ли мы о животных должным образом. Чаще всего, нет, и у нашего общества есть множество причин, чтобы стыдиться того, как мы взаимодействуем с другими животными. Мы постоянно недооцениваем и замалчиваем их способность чувствовать.

Способность животных чувствовать - это главная причина лучше заботиться о них. Вопрос чувствительности очень важен и бросает нам

Вызов, но нам также нужно научиться четко отделять чувства от знания. Благополучие основывается на том, что животное чувствует, а не на том, что оно знает. Разве имеет какое-то значение - понимают ли обезьяны в зоопарке, крысы в лаборатории или коровы на фермах, что происходит вокруг них или с ними самими, если они могут чувствовать боль и испытывать страдание? В этих ситуациях животные полностью зависят от нас, и их поведение говорит нам, когда они здоровы и счастливы, а когда им больно или грустно. Они не могут позвонить по телефону 911 в случае экстренной необходимости и полностью зависят от нашей доброй воли и милосердия. Животные, когда им плохо, безусловно, не могут согласиться с этим. И они всегда открыто протестуют, если им причиняют страдания. Их боль так легко увидеть, но так часто она игнорируется.

Когда я читаю лекции, некоторые слушатели начинают защищаться и обращают внимание на все те случаи, когда люди дейапвшпыъно заботятся о животных. И это правда. Многие люди решаются на лишние труды и хлопоты, заботясь, вскармливая и спасая животных, и тому есть много замечательных примеров. Однако я хочу подчеркнуть, что слишком часто всего, что делается ради «благополучия» животных в нашем обществе, просто недостаточно. Люди часто проводят грань между «умными» животными и «глупыми». Особенно это заметно на уровне исследовательских институтов, где забота о животных обычно заметно ухудшается, когда их содержание перестает быть целесообразным и менее «выгодным» для «научного прогресса». Это плохо. Мы обязаны наилучшим образом обеспечить благополучие всех животных все время и не должны использовать их для опытов. Совсем.

Размышления о науке и животных привели к значительным изменениям за последнее столетие. Всего каких-то 100 лет назад писателей и натуралистов, которые приписывали животным «личности», поносили, называя «жуликами-натуралистами». Это движение возникло с подачи Джона Берруфа и активно поддерживалось Тедди Рузвельтом. Их целью были такие натуралисты, как Эрнест Сетон-Томпсон, Уильям Дж. Лонг и Джек Лондон. Считалось, что наука должна быть объективной и свободной от ценностей, а смешение «фактов» с этикой, ценностями и эмоциями было табу, поэтому такие «презренные натуралисты», как Лондон и ему подобные, обвинялись в сентимента- лизации науки. Их очерки о природе считались вымыслом.

Но это было тогда. Сегодня нам известно больше. Мы знаем, что «объективная, свободная от ценностей» наука на самом деле отражает определенный (и не всегда этичный. - Ред.) набор ценностей. Мы знаем, что результаты научных исследований должны влиять на наши действия в этом мире; в противном cvy4ae наука станет бессмысленным упражнением. Мы также знаем, что животные испытывают чувства и страдают, и это происходит так близко от нас и в поистине глобальных размерах. Этика с большой буквы «Э» должна присутствовать в наших дискуссиях по поводу того, как мы взаимодействуем с другими животными. Я понимаю этику так, как понимал ее Сократ. Этика - наше представление о том, «как мы должны жить». Она требует критической оценки того, кто мы есть и что мы делаем, равно как и представление о том, кем мы хотим быть. Этика помогает нам выбрать наилучший способ действия из нескольких вариантов, когда имеющаяся у нас информация недостаточна, обусловлена или противоречива. Мы можем не достигнуть того идеала, который представляли себе, но его необходимо сформулировать, чтобы иметь руководство для принятия наилучших решений.

Когда дело касается наших взаимоотношений с животными, этичным будет изменить наше обращение с ними в соответствии с нашими новыми представлениями о том, кто они такие и что они значат для нас. Мы знаем, что животные это не вещи, существующие для нашего удобства, это личности, у которых есть мысли и чувства, пусть не всегда понятные нам, и они заслуживают уважения и внимания. Мы не имеем права подчинять их или доминировать над ними ради своих корыстных целей - чтобы за счет их благополучия улучшить свою жизнь. Более того, сами являясь сознательными, чувствующими существами, мы способны увидеть чьи-то страдания и потому обязаны уменьшать их везде, где это возможно. Принимая решение помогать животным, мы добавляем сострадание, а не жестокость в этот «раненый мир», как назвал его эколог Пол Ерлих.

Мы можем сделать многое, и большей частью - относительно легко. В этой главе описываются некоторые из таких позитивных действий, а также дается краткая оценка текущей ситуации с животными в лабораториях, зоопарках, на фермах и в дикой природе. Но прежде я бы хотел кое-что добавить о действии и сомнениях.

ПРИНЦИП ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Природа науки такова, что она никогда (хорошо, почти никогда) не дает полные и недвусмысленные ответы на вопросы, но ученые единодушны в том, что большинство, если не все животные, которых мы используем для своих целей, для еды, или для развлечения, или для научных целей, являются чувствующими существами. Самое простое опредмение чувств у животных - это «чувство,

которое имеет значение».

Джон Вебстер,

«Чувства животных и их благополучие»

Поскольку неопределенность никогда не исчезнет, все решения о будущем, большие или маленькие, всегда должны приниматься в отсутствие этой определенности. Ожидание того, что неопределенность когда-нибудь испарится, это скрытое одобрение «статус кво», а часто оправдание для того, чтобы его поддерживать.

Неопределенность - это не препятствие для прогресса, но, на самом деле, сильный стимул и важная составляющая креативности.

Генри Поллак,

«Неопределенность в науке не определившийся мир»

Генри Поллак говорил о требующейся от нас позиции по отношению к изменению климата, но его замечание так же хорошо применимо к изучению эмоций и чувств у животных. Поллак описывает явление, которое многие ученые называют «принципом предупреждения» и которое ежедневно направляет действия людей во всем мире, хотя они не всегда могут осознавать, что используют этот принцип. По существу, этот принцип предполагает, что недостаток определенности не может быть оправданием для того, чтобы откладывать действие. Иногда нам приходится действовать, полагаясь на свои лучшие убеждения, потому что мы можем никогда не собрать «все» факты, и если будем ждать абсолютной ясности, то можем никогда ничего не сделать.

Что касается эмоций у животных, я считаю, что нам известно все, что нужно, и намного больше, чем кажется, для того, чтобы изменить прямо сейчас наш способ взаимодействия с ними. Возможно, мы никогда не узнаем, что происходит у животного в сознании или в сердце, но нам это и не нужно. Как общество, мы должны спросить себя: что причинит больший ущерб? Какими могут быть более серьезные последствия? Обращаться ли нам с млекопитающими, птицами, рыбами и рептилиями так, как будто они владеют всем спектром чувств и эмоций, поскольку уже обнаружены некоторые из этих характеристик у животных? Или продолжать причинять вред животным, имея при этом в виду, что каждый вид обладает чувствами и богатой эмоциональной жизнью, такой же, как у человека? И морские свинки, и слоны, безусловно, оценят нашу верность принципу предупреждения.

Однако некоторых людей лишает мужества признание того, что животные обладают чувствами, потому что тогда к ним вдруг приходит осознание, как жестоко с животными сегодня обходится общество. Когда мы чего-то не знаем или «не знаем чего-то по общему мнению», нам легче избавиться от чувства вины или угрызений совести из-за негуманного отношения, которому подвергается большое количество

Животных. Это характерно и для ученых, о которых я рассказывал в главе 5, и для простых людей, администраторов зоопарков, служащих продовольственных компаний. Но когда основание для сомнений становится слабее или стирается, человеку остается только отрицать ведь, не признавая богатую эмоциональную жизнь животных, мы не станем и осуществлять принцип предупреждения и изменять способы обращения с ними.

Большинство людей, включая ученых, будут действовать только тогда, когда уверены в чем-то. Мы любим все контролировать. Но в этом с\ожном мире так трудно найти определенность. На самом деле мы мало знаем даже о причинах обычной простуды, не говоря уже о том, какие серьезные проблемы со здоровьем вызывает жизнь рядом с электролиниями высокого напряжения... Однако мы стараемся не идти на неоправданный риск. Но, как общество, мы неоправданно рискуем жизнями и благополучием миллионов животных каждый день. Отчасти мы делаем это потому, что животные вовлечены в очень значимые аспекты нашей жизни - от пищи на наших столах до лекарств, и мы не видим никакого другого выхода. Решения, которые бы учитывали чувства и ощущения животных, слишком сложно себе представить; кажется, что это потребует слишком больших жертв с нашей стороны. Но мы должны сделать что-то, кроме отрицания проблемы. Как Генри Поллак подсказывает нам, наши сомнения и беспокойство должны стать топливом нашей креативности. Бесспорно, должны существовать способы позаботиться о животных и в то же время удовлетворить потребности общества. Даже если мы не всегда сумеем достичь идеального баланса, мы определенно должны использовать для этого любую представившуюся возможность. Животные, как минимум, заслуживают такого уважения, и это должно стать одним из требований нашей этики.



Публикации по теме