Как покрасить натуральный шелк домашних условиях. Как покрасить шелк – советы

Крашение натуральными красителями - древнее искусство, которое переживает в последние десятилетия новый рассвет и входит в моду в разных кругах.

Я не химик, и натуральными красителями начала заниматься недавно, поэтому буду писать по простому, как практик. Поэтому заранее прошу прощения у профессиональных химиков, если в тексте будут какие-то смысловые ошибки о технологии крашения, обычно такие вещи раздражают профессионалов, знаю по себе:).

Постараюсь описать общие принципы работы с красителями, самые простые и распространенные красители, которые использовала самостоятельно, чтобы их можно было применить любому заинтересовавшемуся этим ремеслом.

В первую очередь натуральное крашение популярно зарубежьем, в странах Европы, в среде сторонников экологического движения, среди историков - реконструкторов, среди любителей всего натурального опять же зарубежем.
У нас в стране мне пока не попадалась информация о фирмах, или людях - не реконструкторах, которые бы занимались натуральным крашением, ну разве что обрывочная информация о лабораторных опытах в классах с уклоном на химию.

Изначально древние и не очень древние люди для крашения использовали те растения, которые произрастали в данной местности, под влиянием развития торговых путей и моды появлялись новые красители, новые цвета.

Общая информация - для окраски натуральными красителями стоит использовать только натуральные ткани, желательно чтобы в составе был 1 материал, то есть только хлопок, только лен, только шелк, или только шерсть.
Разные материалы по-разному впитывают краситель, и цвет может получится неровным, если ткань смесовая, а синтетика не красится практически никакими растительными красителями.
Крашение натур.красителем - это химические процессы, поэтому для хорошей окраски имеет значение масса факторов - температура воды, кислотность воды, свежесть раствора для окраски, время прокраски, наличие или отсутствие закрепителя (обычно это квасцы, например алюмокалиевые), посуда, в которой красят, чистота ткани.

Если что-то сделать неточно, ничего страшного не произойдет, но есть риск получить другой оттенок цвета, тусклый и малопривлекательный цвет, или просто слабый цвет.
Любое КНК (крашение натуральным красителем) стоит начинать с маленького образца и маленькой порции красителя. Так вы получите опыт покраски, а так же убедитесь в составе ткани, а так же при необходимости в чистоте красителя (что актуально в случае индиго). Если в составе ткани есть синтетика, то цвет будет неровный, бледный, или вообще будут белые пятна.

Добавлю, это не самое дешевое и быстрое развлечение.
Технология крашения включает в себя:
- подготовку воды - вода желательно должна быть мягкая, хотя можно взять обычную из под крана, или кипяченую
- подготовку сырья для покраски - купили, измельчили, замочили, нагрели или прокипятили
- подготовку ткани - ткань постирать, чтобы была чистая, причем лучше мылом, стиральный порошок может повлиять на цвет, при необходимости отделить, и замочить на несколько часов, чтобы напиталась водой - для лучшей окраски
- посуда должна быть металлическая или эмалированная. Ни в коем случае ни алюминиевая. При покраске ткани посуда должна быть в 20 раз больше веса ткани. Если взять посуду меньше - может быть окраска пятнами, то есть неровная. При покраске ниток посуда может быть поменьше. В любом случае при покраске нужно постоянно помешивать посуду с красителем и тканью или нитками.
- некоторые НК (натуральные красители) не требуют закрепления, то есть они дают стойкий цвет даже при длительном кипячении или вымачивании без дополнительных химических веществ.
-некоторые НК при добавлении закрепителей, или квасцов дают другой цвет, более насыщенный, яркий, стойкий, поэтому в краску добавляют квасцы
- в качестве закрепителя чаще всего используются алюмокалиевые квасцы, медный или железный купорос, и много других веществ, которых сложно найти и купить, поэтому указываю именно эти. Так же как закрепитель можно пробовать использовать соль, соду, уксус.
- окрашеную ткань или нитки после окраски выжимают аккуратно, и подвешивают, чтобы вода стекла, и нитки высохли.

Натуральные красители бывают разной стойкости, некоторые смоются за сезон, некоторые могут держаться столетиями. Я постараюсь указать устойчивые.
В большинстве своем натуральные красители менее яркие, насыщенные, или же окраску нужно повторить несколько раз для получения желаемого цвета.
Проще всего получить желтый, коричневый, серый, оттенки бордового и сиреневого цветов.
Зеленый, красный, синий, а так же хороший черный получить сложнее.

Зеленый можно получить, например, корой дуба с железоаммонийными квасцами, или некоторыми видами мхов с квасцами. или сочетанием синего и желтого красителя.Черный так же можно получить, например, дубом с железным купоросом.
Примеры:
сверху - некрашеный шелк
слева с низу - крашение шелка дубовой корой и луковой шелухой
справа в низу - ягоды жимолости

потом мне захотелось поэкспериментировать, желтый - это очень быстрое крашение белого шелка в коре крушины, а зеленый - ягоды жимолости покрасила сверху той же крушиной и закрепила купоросом, получился зеленый, но не очень насыщенный


при окраске мокрые нитки гораздо темнее, чем сухие, например зеленый шелк мокрый выглядел почти черным

Синий дает индиго, вайда красильная. Индиго найти сложнее, и с ним тяжело работать, нужны дорогие химикаты, и кроме того его часто подделывают.
Красный дают кошенильные жучьки, корни марены красильной - которые тоже тяжело найти и не просто получить нужный цвет.
У меня синий и красный пока не получались.

Вообщем натуральное крашение вещь интересная, увлекательная, но иногда непредсказуемая.

Я в работе пробовала:
- кору крушины - коричневый или желтый
- кору дуба - коричневый или черный с квасцами
- траву пижмы - желтый на хлопке или льне с квасцами
- цветы ромашки - желтый с квасцами
- цветы календулы - оранжевый с квасцами
- кожуру грецкого ореха - коричневый
- шелуху лука - коричневый, оранжевый, желтоватый, можно с квасцами
- ягоды черники - фиолетово-синий, можно с квасцами
- ягоды жимолости - фиолетово-сиреневый
- марена красильная - красно-кирпичный, можно с квасцами
- шкурки граната - светло-коричневый, без квасцев
- листья березы - светло желтый

Много пока не красила, но из того, что получалось - получались такие цвета

шкурки граната

ягоды жимолости разного времени крашения

первый - дуб, все остальные - лук, разного времени окраски

с лева на право
жимолость+крушина
2 шт. крушина с разными закрепителями
2 шт. крушина
дуб с купоросом
дуб

Лен, хлопок, шерсть или шерсть одними и теми же красителями дают разные оттенки.
Ткань и нитки одного состава так же могут иметь разные оттенки.
Натуральное крашение - это всегда эксперимент.У меня в планах крашение натуральными местными красителями, и поиск наиболее стойких, и интересных по цветам и оттенкам.
Если кому-то будет интересно, могу покрасить что-то на заказ, только никак с ценой этой работы определится немогу

Вещи со временем теряют привлекательный вид. Причиной является несоблюдение правил ухода и воздействие внешних факторов. Непрактично выкидывать хорошую одежду только из-за того, что она стала менее яркой. Достаточно проявить немного фантазии и творческого подхода, чтобы краски засияли по-новому. Химическая промышленность предлагает обширный ассортимент анилиновых красителей. Однако покрасить ткань в домашних условиях возможно и с применением доступных средств.

В первую очередь следует сопоставить реальные возможности и желаемый результат. Не все типы тканей можно самостоятельно покрасить. Легче поддаются обработке натуральные и смешанные полотна: хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые. Синтетику невозможно качественно восстановить в домашних условиях. Ее волокна не способны впитывать анилиновые красящие компоненты. Цвет наверняка изменится, но после первой стирки вещь полиняет.

Синтетические волокна красят специальными красителями по особой технологии. Единственный выход из ситуации - обращение в химчистку.

Как выбрать краситель

В свободной продаже выбор красящих составов обширный. Различают порошкообразные, кристаллические, жидкие и в виде пасты. Воздействие химии дает стойкий результат при условии грамотного проведения процедуры. Если есть сомнения в получении положительного результата, лучше пользоваться натуральными красящими средствами. Пусть они менее интенсивны, но экологически чистые и безопасны для здоровья.

Варианты натуральных красок для ткани:

  • Придают коричневый оттенок светлым полотнам: табак, луковая шелуха, слабый кофе или чай, дубовая кора, хна, басма, корица.
  • Зеленый цвет получают с помощью: шпината, черемухи, ягод можжевельника, щавеля, листвы бузины.
  • Хорошо чернит крепкий натуральный кофе.
  • Красный: ягоды бузины, свекла, черника, волчья ягода.
  • Синяя гамма: краснокочанная капуста, ежевика, шалфей, соцветия иван-да-марьи, семя лебеды.
  • Оранжевый: куркума, кора яблони, чистотел, облепиха.
  • Желтый: зира, куркума, полынь, свежая морковь, корни крапивы, тополиные почки, кожура апельсина, кора и листья березы.

Подбирать краситель нужно в зависимости от степени восстановления, первоначального цвета и типа ткани . Материал определяют по отдельно выдернутым и подожженным волокнам. Искусственный шелк, хлопок и лен быстро воспламеняются. Шерсть и натуральный шелк начинает тлеть.

Немаловажно учитывать цель домашней реставрации. Сильно застиранные и выгоревшие вещи нуждаются в большей концентрации красящего вещества, нежели белые. В последнем случае достаточно взять натуральный либо химический краситель в малом количестве, чтобы с первого раза все получилось. Иногда следует повторить процедуру повторно. Так, даже белая футболка сразу не станет черной.

Правила окрашивания изделий

Перед началом работы, следует ознакомиться с некоторыми советами по окрашиванию:

  1. Изделия предварительно очищают от стойких пятен. При необходимости используют пятновыводитель, остатки которого устраняют путем стирки и глажки - иначе не получится равномерно прокрасить ткань. Если грязь не поддается, прибегают к темным тонам. Светлые красители не смогут скрыть пятна на поверхности. Пуговицы и металлические украшения убирают.
  2. Перед окрашиванием вещи кипятят в содовой воде. Для шелка добавляют нашатырный спирт — 0,5–0,7 г на один литр воды.
  3. Подходит эмалированная или огнеупорная емкость. Помешивают деревянной или пластиковой длинной палкой.
  4. Рекомендуют до и после покраски поместить ткань в раствор квасцов, чтобы закрепить конечный результат. Подобный прием называют протравой. Идеально подходят: любые квасцы, сернокислая медь или цинк, столовый уксус, рассол квашеной капусты, муравьиная кислота. Рецепт протравы: на литр воды берут 2–10 г вещества. Изделие взвешивают, чтобы понять расход протравы. На каждые 100 г ткани понадобится не менее трех литров раствора. Кипятят не менее 30 минут, после вынимают изделие, и без отжима погружают в краситель.
  5. Длительность окрашивания зависит от типа ткани, желаемой насыщенности цвета, количества добавок в жидком составе и температуры. Шерсть и шелк поддаются быстрее и легче. Раствор интенсивно кипятят на протяжении 50–60 минут, в конце вливают уксус. Для вискозы, льна и хлопка не подходит слишком горячая вода - она замедляет процедуру покраски и увеличивает время. Оптимальная температура - не выше 85 °C. Для закрепления краски в конце добавляют 1–2 ст. ложки поваренной соли.
  6. Цвет распределится равномерно, если соблюдать соотношение веса ткани и красящего раствора в пропорции 1:20. Для окрашивания джинсы и льна в краску сначала всыпают немного кальцинированной соли, а затем растворяют. Яркие разводы на поверхности получают путем скручивания ткани в жгут и фиксации.
  7. Закрепляют краситель уксусом либо солью, чтобы изделия не линяли в дальнейшем. Их добавляют в холодную воду при полоскании в конце процедуры.
  8. После покраски вещи сразу развешивают. В противном случае образуются пятна и потеки.
  9. Важно перед окраской испробовать средство на отдельном куске ткани.
  10. Исключит риск поражения кожи рук использование резиновых перчаток. Перед началом работы открывают окна для проветривания.

Не стоит волноваться, если изделие в мокром состоянии выглядит темнее, чем задумано. После просыхания все придет в норму. Неравномерный окрас выравнивают путем погружения в горячую воду со стиральным порошком. Чтобы одежда не подгорела, на дно рекомендуют разместить деревянную доску. Шерстяные вещи не сушат в подвешенном состоянии, а раскладывают на горизонтальной поверхности. Посуду, в которой красили, в дальнейшем нельзя использовать для приготовления еды.

Как видно, домашний процесс цветовой реставрации сложен. Он требует предельной осторожности и соблюдения точных пропорций. Необходимо учитывать наличие аллергической реакции на используемые натуральные и химические компоненты.

Чтобы окрашенная вещь долго радовала красивым внешним видом, не забывают про дальнейший уход. Недопустимо прямое попадание солнечных лучей во время сушки - это ведет к выгоранию. Первые несколько раз после окрашивания вещи стирают отдельно порошком для цветных тканей, а при полоскании добавляют уксус.

Я могу подсказать специалистов кто красит на заказ натуральными красителями. сама я не рискну, уж очень ответственность велика:)

Про закрепители. в каждом отдельном случае они разные. например, для окраски индиго закрепители уже в самом кубе содержатся.

А для крашения мареной обязательно используются квасцовые закрепители - протравы называются. в зависимости от желаемого цвета - используются алюмокалиевые квасцы, хромкалиевые или другие. все они придают ализарину - красящему элементу марены - разный оттенок. есть хорошо описанная отработанная методика. крушина также при разных квасцах дает разный цвет - желтый или зеленый. при крашении черникой закрепители - лимонная кислота или мыло (щелочь) - смотря в какой цвет вы хотите чтобы антоциановый краситель обратился - малиновый или синий.

Раньше квасцы получали из глины, из мочи, из болотной воды, красильщики короче говоря имели дело со всякой дрянью. У нас есть чистые химические вещества, порадуемся!

Для всяких травок - чтобы получить зеленый цвет можно закреплять цвет содой, при крашении луковой шелухой закрепляют солью и содой. При крашении травками или дубовой корой, грецкой корой или коркой граната - без всего получается коричневый цвет, с протравой железным купоросом - черный в сизый и серый. Краситель - таннин.

Шелк наиболее хорошо красится, иногда ему даже не надо закрепителя. Для мягких способов крашения шелка закрепитель - молочная обезжиренная сыворотка.

Шелк перед крашением надо простирать, потом уже не трогать руками. Часто в краситель опускаем сухой шелк.

Часто после крашения вынимаю ткань и после отжмки лишь слегка споласкиваю холодной водой, не прополаскивая нормально - вешаю "созреть" - тщательно расправив, даю высохнуть. тогда уже закрепляю и стираю без фанатизма.

Куркумой или натуральным шафраном получается стойкий потрясающий золотистый цвет - закрепитель - спирт.

Золотистый цвет также дает акация, крушина, пижма, ромашка (все разные оттенки).

Как краситель можно использовать конский щавель, чернику, ежевику, черноплодную рябину, крапиву, тысячелистник, пеларгонию (лишайник).

На шелке красивый оттенок можно получить с помощью луковой шелухи.

Шерсть по способности впитывать краситель стоит на втором месте. На третьем - хлопок, на четвертом - лен. Лен труднее всего покрасить в интенсивный цвет.

Если охота покрасить шелк и шерсть вместе - сначала красьте шелк,а потом уже шерсть - шерсть из раствора весть краситель забирает.

При крашении можно красить в одном растворе шелковые тряпочки по очереди - получится разные оттенки, от ярких к бледным.

Классические алюмокалиевые квасцы (не путать со жжеными аптечными) во первых ядовиты, во вторых пары их летучи и ядовиты.

Так что перчатки, проветривание, не попадало чтобы лишний раз на кожу, все хорошо перестирывать, ванну и баки мыть после всего хорошо.

Растительного сырья надо столько же по весу, сколько сухой ткани.

квасцы - обычно рассчеты по весу 2-3 %

соды и соли не больше 10 %

квасцевание бывает предварительное, одновременное и последующее. то есть Вы можете замочить шелк перед крашением в растворе квасцов. и не давая ткани высохнуть, тут же бухнуть в горячий раствор отцеженного растительного отвара.

Вы можете сразу в прокипевший отвар бухнуть квасцы и начать варить там ткань.

а можете сначала отварить в отваре ткань, а потом ее не прополаскивая бухнуть в горячий раствор квасцов.

суть квасцов в том, что они заставляют краситель садиться на волокна ткани.

то есть ализарин марены, например, окрашивает прекрасно ткань и без квасцов, но он менее стоек, кроме того квасцы вляют на молекулу красителя, и краситель становится из краснофиолетового алым в рыжий (алюмокалиевые) или синефиолетовым (хромкалиевые).

марена. купить реально в аптеке. это аптечное растение. так же как и крушина.

аптечная марена несколько хуже чем индийская, шелк замечательно красит, а вот шерсть и лен очень плохо. для таких тканей мы покупаем индийскую у реализаторов. можно у них же купить готовые наборы для крашения натуральным индиго, кору и цветы акации, кору ореха грецкого и гранатовую кожуру. из солнечного Узбекистана. у них же можно купить уже готовые окрашенные натурально узбекские и индийские шелка нужной толщины и скрутки - в мотках и бобинах.

индиго. очень стоек. цвет от темно синего до голубого. сам краситель экономичен - его надо всего то несколько процентов от веса ткани, но он зато дорогой. если марена стоит 80 р 100 г, то индиго стоит 3000 р. сто грамм.

самые стойкие и дорогие красители - это кошениль и кермес. все - красные.

кармин стоит 10000 р сто грамм. их тоже можно заказать.

О том, как покрасить ткань в домашних условиях и как это сделать правильно мы и расскажем в нашей статье. Все о красках для шерсти, шелка, хлопка и чем можно покрасить синтетические и натуральные материалы в домашних условиях.

Лучшим способом обновления старых вещей, которые выцвели, выгорели на солнце, испачкались или просто надоели, является покраска.

Подготовка к покраске ткани

Перед тем как выбрать, чем можно покрасить ткань, следует изучить все нюансы, связанные с эти процессом:

  1. Изделия светлых тонов можно окрасить практически в любой цвет. А вот яркую одежду окрашивают только в темные цвета или же ее придется предварительно обесцветить.
  2. Следует заранее изучить состав материала, поскольку от этого непосредственно будет зависеть результат окрашивания. Лучший результат получается при покраске натуральных материалов, а вот синтетика нередко и вовсе не окрашивается.
  3. Покраска ткани возможна только в том случае, если вещь чистая, то есть перед нанесением красителя ее нужно постирать.
  4. Перед тем как покрасить одежду ее нужно взвесить. Это позволит правильно определить количество красителя.
  5. Окраска тканей производится в дистиллированной воде. Обычную водопроводную воду придется дополнительно смягчить содой (1 чайная ложка соды на 10 литров воды).

После того, как все подготовительные мероприятия с одеждой выполнены, можно приступать непосредственно к подготовке красителя. Чтобы покрасить изделия в домашних условиях рекомендуется использовать такие виды краски для ткани как фабричные водорастворимые и натуральные (природные). Фабричные красители выпускаются в разных формах, например, в виде порошка, пасты или гранул.

Чем можно покрасить ткань?

Если не брать во внимание состав материи, покрасить изделие можно следующим образом:

    1. В стакан воды насыпать сухой порошковый краситель, растворить его и процедить через марлю.
    2. Добавить краситель в металлическую миску с подготовленной одеждой и влить столько горячей воды, чтобы она покрыла вещь полностью.
    3. Емкость с изделием и красителем поставить на плиту и довести жидкость до кипения. Одежду нужно постоянно переворачивать, чтобы материя прокрасилась равномерно. Через 20 минут от начала кипения в воду добавляют соль (от 2 до 5 столовых ложек). Это нужно для того, чтобы цвет стал более насыщенным.

Это домашняя интерпретация того, как красят ткани на производстве. Оценивать полученный цвет изделия нужно не сразу, как только ее покрасили, а после высыхания. Результат во многом зависит от того, насколько правильно было подготовлено исходное сырье.

Важно! Емкость, в которой производилось окрашивание фабричным красителем, больше нельзя использовать для приготовления пищи.

Окрашивание зависит от типа ткани. Так, для шерсти используют, как правило, кислотные красители, а в воду в процессе покраски добавляют кроме соли еще и уксус. Его же используют и при полоскании окрашенного шелка, что позволяет лучше закрепить цвет на материи. Перед тем, как покрасить синтетическую ткань, нужно заранее взвесить все «за» и «против». Покрасить такой материал очень сложно. Иногда краска и вовсе не ложится, а просто стекает с одежды как с целлофана. Если же покрасить все-таки необходимо, тогда лучше заранее выбрать подходящую дисперсную краску.

Более безопасным и естественным считается окрашивание ткани натуральными красителями.

Для его получения используются овощные, фруктовые и ягодные соки. Чтобы результат был стойким, при подготовке красителя натуральное сырье смешивают либо с солью, либо с уксусом. В целом, результат окрашивания зависит от того, насколько интенсивным был цвет овощного или фруктового настоя, что свидетельствует о достаточном количестве красящего пигмента в нем.

Покрасить ткань в домашних условиях: плюсы и минусы

Перед тем, как покрасить ткань в домашних условиях, необходимо заранее оценить все «плюсы» и «минусы» домашнего окрашивания.

Преимущества (плюсы) состоят в следующем:

    • для домашнего окрашивания используется анилиновая краска для хлопчатобумажной ткани, которая позволяет покрасить изделия легко и быстро даже новичку в этом деле;
    • обновление и восстановление вещей, возвращение старых изделий к жизни;
    • получение интенсивного стойкого цвета;
    • безопасность процедуры окрашивания (особенно при использовании натуральной краски для хлопковых тканей на основе овощных и фруктовых соков). Общие совету по уходу за материалами Вы можете прочитать в разделе " ".

Отрицательные моменты домашнего окрашивания:

  • покрасить одежду не так просто, как кажется на первый взгляд, и полученный результат окрашивания не всегда совпадает с тем, что ожидаешь увидеть;
  • первые 2-3 стирки одежда очень сильно линяет, да и после этого в воду придется добавлять уксус, чтобы краска не вымывалась;
  • краска для хлопчатобумажной ткани предназначена только для хлопка и других натуральных материалов и очень плохо окрашивает синтетику.

Перед тем как покрасить вещь следует обязательно изучить инструкцию к красителю. Это позволит добиться действительно хорошего результата от проведения запланированной процедуры.

Видео по окрашиванию:

  1. Любую ткань, и шелк в том числе, перед процедурой покраски следует привести в чистый вид. Попавшие на вещь загрязнения, пыль будут препятствовать ровному наложению краски. Слегка стряхиваете изделие, опускаете его в таз или ванну с теплой водой, которую сильно не нагревают. Шелк – деликатная ткань. Стирать ее рекомендуется вручную. Сильно не сжимая, не перекручивая. Мыло можно взять не только твердое хозяйственное, а и жидкое. Деликатно действует на шелковую ткань и стиральный гель. После стирки вещь выполаскиваете в нескольких чистых водах. Остатки мыла или порошка тоже не желательны: смажут результат процесса покраски.
  2. Перед тем как покрасить шелк, можно постирать его и в стиральной машине. Стирать шелк можно в автоматическом режиме. Самом деликатном. В комплекте с малыми оборотами выжимания.
  3. После стирки шелк лучше просушить, хотя можно дальше работать и с мокрым. Все равно придется опускать его в воду.
  4. Посуда для окраски шелка выбирается с эмалированной поверхностью. Желательно, чтобы вы запаслись сразу достаточным количеством теплой и холодной воды и не бегали потом, рискуя сорвать процесс покраски.
  5. Наливаете в выбранную емкость теплую воду. Засыпаете туда краску. Какую? Про искусство батика слышали? Заглянув в специальный магазин, где в продаже имеются краски для разных типов ткани, спрашиваете для шелка. Того оттенка, который хотите получить. Учитываете и предыдущие особенности шелкового рисунка. На темные, черные вещи светлая краска вряд ли ляжет, как положено. Придется взять с запасом, чтобы провести покраску повторно. На всякий случай.
  6. Краску разводите по инструкции. Перед тем как покрасить шелк имейте в виду, что не всегда добавить красителя побольше – это есть хорошо. Шелковую нежную ткань риску лучше не подвергать.
  7. Если вы собираетесь не просто окрашивать шелк, а разрисовывать его (это и есть популярное искусство рукоделия), предварительно вещь прополаскиваете в солевом растворе, не выжимая, высушиваете. Правда, на такой основе ярких красок не получится. Потому так приветствуется пастель. Зато держаться будет прочно и не даст контурам расплыться.
  8. Искусственный шелк придется еще и прокипятить в красящем растворе.
  9. На завершающем этапе шелк ополаскивают в прохладной воде с добавлением уксуса (столовая ложка на ведро воды). Это для закрепления краски и придания изделию блеска.


Публикации по теме