Как развивается ребенок в 2 месяца жизни. Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Самое интересное в конце второго месяца не то, что ребенок набирает от 60 до 1000 граммов, и вырастает на 3 см. Такие процессы происходят незаметно, но первая улыбка, которая становится его постоянным спутником – это настоящее чудо. Улыбка означает, что период новорожденности перешел на новый этап – развития, началось познание мира, приспособление к более высокому уровню. Малыш во сне улыбался и раньше, но на четвертой-пятой неделе его улыбка становится осмысленной и означает понимание, общение, диалог. А может быть и что-то большее, чего, мы, взрослые, знать уже не можем.

Так или иначе, на втором году жизни малыш предлагает миру 4 типа улыбок – от дружеской «Я хочу вам понравиться», до «Ура! Я справился с этой задачей!». Девочки и мальчики улыбаются по-разному, девочки уже с младенческой поры начинают кокетничать, поворачиваться в профиль. Еще одна реакция –это интерес ребенка к миру, типа «Что такое?». Он рассматривает предметы, а особенно лица, с пристальным вниманием, и никто из близких не сомневается, что малыш обладает интеллектом, а возможности его умственного развития просто огромны.

Развитие ребенка в 2 месяца

Нервная система малыша с первых минут рождения пребывает в состоянии развития. Врожденные рефлексы постепенно заменяются приобретенными, вырабатывается координация. Малыш может двигаться с места и даже упасть, поэтому не оставляйте его одного на краю кровати. Он с удовольствием изучает свои движения, разжимает кулачки и вытягивает ножки. В 2 месяца тонус должен уйти, ручки и ножки стать расслабленными. Он удерживает головку — почаще переворачивайте его на животик, так мышцы шеи развиваются лучше. Также равномерно переворачивайте его на бока, чтобы одинаково развивались мышцы.

По этой же причине полезно переставлять кроватку к противоположной стене, чтобы он смотрел в обе стороны.
В это время ребенок следит за движущимися предметами, интересуется мобилем, яркими пятнами и вообще видит дальше. Рассматривая предметы, он может еще косить глазками, так как лицевые мышцы почти неразвиты. Со временем это должно пройти. В это время дети отличают только черные и белые цвета, прислушиваются к голосам, звукам погремушки и сам издает звуки, почти поет.Эмоциональная окраска плача разная — когда он голоден или мокрый, звуки отличаются. Плач может внезапно прекратиться – он сам себя успокаивает сосанием пальчика или соски.Ночью сон продолжается 6 часов.

Кроме этого:
— он все тащит в рот;
— прикасается к предметам, которые ему нравятся;
— любит находиться на руках;
— улыбаясь, активно двигает ручками и ножками;
— плача сморщивает лоб и также делает активные движения.

Уход за ребенком в 2 месяца

Больше всего в это время придется уделять коликам в животике и вздутиям. При этом его крик пронзительный, он перебирает ножками и крутится. Во время кормления нужно следить, чтобы малыш не заглатывал воздух, держать его в положении под углом 45 градусов, чтобы воздух оставался вверху, а затем, переведя малыша в вертикальное положение, прижать животиком к своей груди. Снимает приступы коликов и укропная вода, поглаживание по кругу в области желудка и кишечника, теплый платок (проглаженный утюгом).

Перед кормлением малыш должен немного полежать на животе. Уход за кожей заключается в контроле над раздражениями и опрелостями, так как малыш мочится в день более 6 -8 раз. На голове может возникать чешуйчатая корочка, «гнейс». Ее удаляют тампоном с детским маслом. Купание проводится почти каждый день. На втором месяце на коже ребенка может возникнуть красная сыпь, если вы придерживаетесь правил гигиены, он проходит сама собой.

Питание ребенка в 2 месяца

В период 2 месяца основное питания малыша по-прежнему остается грудное молоко. Самый предпочтительный график – кормить ребенка по требованию. Не менее 6 раз в день. Ориентировочно определять количество молока можно по формуле — умножить вес на 1/6. Таким же образом рассчитывается объем кормления при искусственном кормлении. К концу месяца прибавка в весе составит еще 800 граммов, он подрастет на 2,5 см. По поведению малыша будет видно, насыщается ли он грудным молоком.

Если его голодный плач слышен чаще, чем через 2 часа — поступающего молока может быть недостаточно. Иногда перевозбужденные малыши отвлекаются от еды, не сосредотачиваясь на ней – посоветуйтесь с врачом, как лучше успокоить ребенка во время кормления. Сама мама должна быть сосредоточена на ребенке, независимо от того, грудью кормит, или из бутылочки. В одно кормление малыш съедает 130-150 граммов пищи, в сутки получается около 800-900 мл молока. Между кормлениями постепенно увеличивается интервал, и к концу 2 месяца уже достигает 3,5 часов, с большим перерывом ночью.

Режим дня ребенка в 2 месяца

Дневной сон двухмесячного малыша проходит 3-4 раза, в общем на него приходится 8, 5 часов, а в день всего получается 16-18 часов. Режим дня для разных детей может отличаться – это зависит от индивидуальных биоритмов. Кто-то больше спит днем, кто-то раньше встает утром – но в принципе, эти различия незначительны.

Чтобы прививать малышу правильный режим дня, старайтесь купать его и гулять с ним в одно и то же время, не задерживать кормление. Первое кормление обычно проводится в 6 утра, последнее — в 23-30. Ночью ребенок спит, некоторые дети даже не просыпаются. Какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой определяется по обстоятельствам, в зависимости от темперамента и характера малыша.

Занятия с ребенком в 2 месяца

В это время промежутки между кормлениями увеличатся, и вы сможете больше уделять внимания развитию ребенка. Сначала это будет 5-10 минут. А потом еще больше – 10-15 минут. Малыш любит разглядывать контрастные предметы – наденьте ему цветные яркие носочки. Надевайте поочередно на ручки манжеты – сначала на одну, затем другую, потом на обе. Малыш начнет понимать, как оставлять их в поле зрения. Также можете перемещать игрушки перед глазами ребенка, чтобы он мог отслеживать движение. Это помогает развитию зрительных способностей. Особенно полезны пищалки, привлекающие внимание не только цветом, но и звуком. Интерес вызовет и такая игрушка — тарелка с рожицей, на разных сторонах тарелки – рожицы с разными выражениями лица.

Переворачивая медленно перед глазами игрушку, вы увидите, как реагирует ребенок на разные рожицы. Также нужно развивать восприятие звуков с помощью погремушек. Пойте малышу песенки и разговаривайте с ним. Обязательно используйте движения головой вверх-вниз для развития соответствующих мышц. Так ребенок смотрит на предметы под разными углами. Поднимайте и опускайте его, кружите и при этом называйте движения. Входя в комнату – зовите малыша, так он научится ждать вас. И, конечно же, доставшееся нам в наследство бабушкино и мамино «сорока-белобока», перебирая пальчики, понравится и вашему малышу. Это полезно для развития речевых навыков. Беседуйте с малышом, он прислушивается на ваше «агу, агу», и отвечает чем-то вроде «агкх» и «эгх».

Игры и игрушки для детей в 2 месяца

Яркие разноцветные погремушки все больше захватывают внимание малыша. Однако не стоит показывать ему все сразу – это утомительно. Водите из стороны в сторону погремушки, издающие мелодичные звуки — малыш будет поворачивать головку. Вкладывайте и вынимайте колечки или разноцветные шарики в ручку. Подвешивая игрушки над кроваткой, делайте это повыше, чтобы малыш тянулся к ним, но не доставал. Меняйте игрушки время от времени, чтобы они не надоедали, затем возвращайте снова.

Предметы должны быть яркой формы, интересного цвета, легко двигаться. Кроме погремушек можно использовать массу предметов — например, можно смастерить игрушки из подвешенных консервных банок, или обклеенного со всех сторон пакета. Подвесьте их над кроваткой так, чтобы ребенок мог дотянуться и ударять руками по ним. Используйте разные картинки и рисунки, часто их меняйте. Чередуйте игрушки, показывайте их через некоторое время.

Медицинское наблюдение в 2 месяца

В 2 месяца нужно внимательно следить за повышенной возбудимостью, учащением мочеиспускания, облысением затылочка. Все это может свидетельствовать о недостатке витамина Д, Д-дефицитного рахита. Если подобные симптомы проявляются явно – нужна консультация врача, который назначит увеличение дозы витамина и изменение питания. Нервная система также может реагировать, особенно у тех деток, которые в утробе матери перенесли гипоксию — кислородное голодание. Выражается это плаксивостью, дрожанием ручек, подбородка, мышечном тонусе. Опирается малыш не на всю стопу, а на пальчики.

Лучше проконсультироваться у детского невропатолога, а затем идти к окулисту и ортопеду. Иногда причина проста — обычные привычки родителей, которые возвращаются к своему обычному ритму жизни с гостями, телевизором и так далее. Когда в доме малыш, лучше оставить мелодичную музыку, отказаться от постоянного телевизора и шумных гостей. Для бодрствования в 2 месяца уже одеваются ползунки. Не стоит кутать малыша при температуре около 22 °С. Шерстяные носочки одеваются только на прогулке, чтобы ребенок не простужался. Для закаливания можно оставлять малыша в комнате с голыми коленочками на 15-20 минут.

Малыш уже умеет просить о помощи при помощи плача, и не всегда взрослые могут понять, что ему не хватает. Хотя его могут раздражать громкие звуки, яркий свет, энергичные прикосновения, голод, и так далее. Язык младенческого плача понимать нелегко. Внимательно наблюдая за ребенком, мама понимает, когда ку него мокрые пеленки, или он устал.

Как успокоить малыша? Ответа на этот вопрос не знает никто. Но если дать малышу грудь, водичку или приложить его ладошку к своему телу, он успокаивается. Замечено, что деток успокаивает запах маминого тела, стук сердца и прикосновение к ее коже. Уберите в комнате избыточное освещение, покачайте малыша на руках или в коляске.

Старайтесь сопровождать свою речь богатой мимикой: поднимайте брови, раскрывайте глаза или прищуривайте их, двигайте губами. Ребенок быстро приобщается к языку жестов, эти движения очень полезны для него, хотя для взрослых могут показаться неестественными. Регулярное общение с малышом способствует его быстрейшему развитию.

Сегодня вашему малышу 2 месяца. Это ваша новая дата, новый рубеж. Ещё недавно вы были беременны, а сегодня держите на руках крошечного карапуза! Вы уже почти научились понимать своего малыша, он вовсю вас узнает и обожает бывать у вас на руках. Сейчас он не только спит и ест, но и пытается общаться с окружающим миром. Ваш ребенок растет стремительными темпами. К концу третьего месяца вес малыша может увеличиться в полтора - два раза по сравнению с весом при выписке.

Что новенького

Режим дня в этот период у него состоит из чередующихся трех фаз: сон, кормление, бодрствование. И затем - снова сон.

В фазы бодрствования ребенок большую часть времени активен. Все больше растет его интерес к внешнему миру. Он обращает внимание на окружающие звуки, прислушивается к ним, обследует комнату глазами, выискивая новые зрительные образы. Увидев какой-то новый объект, малыш задерживает на нем взгляд и выражает свою радость. Для этого возраста свойственен так называемый комплекс «оживления», когда малыш ярко реагирует на появление знакомых и любимых ему людей - улыбается, начинает гулить, активно болтать ручками и ножками. Об этом мы подробно говорили в прошлом месяце.

/planer/index/14/m2

В этом месяце ваш малыш обязательно порадует вас первой осознанной улыбкой. Если раньше его улыбки они были сонные и мимолетные, то теперь они становятся осознанными и выражают положительные эмоции и удовольствие. Чаще всего малыш улыбается, если видит родное лицо мамы или папы.

К концу второго месяца жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами в поле его зрения. Например, интересуется мобилем, подвешенным над кроваткой. Он может видеть дальше, чем раньше (предметы на расстоянии более 50 см). Ребенок с интересом рассматривает мамино лицо. Из-за того, что мышцы лица еще недостаточно развиты, малыш может косить глазками. Не пугайтесь, со временем это скорее всего пройдет. Малыш не различает цветов, кроме черного и белого.

Чем отличается зрение грудничка от зрения взрослого человека

Дети начинают видеть с рождения, они рождаются с этой способностью. В первые 2–3 месяца дети различают лишь черно-белые картинки, все остальное представляются им оттенками серых тонов.

Такая особенность связана с устройством человеческого глаза. В сетчатке глаза находится ряд клеток, называемых «колбочки» и «палочки». Палочки позволяют видеть лишь черно-белые предметы и рисунки, а колбочки дают возможность видеть цвета и их оттенки. Когда ребенок рождается, у него активнее работают палочки, поэтому он все видит в черно-белом цвете.

Для развития хорошего зрения малышей рекомендуется использовать черно-белые картинки. Их может быть сколько угодно. Картинки вполне допустимо нарисовать самим с помощью черного фломастера или маркера, карандаша, гуаши, акварели или туши, а можно скачать готовые рисунки.

Картинки можно сделать различного размера: 10х10 см либо размером со страницу А4. Черно-белые рисунки могут содержать изображения любых предметов: овощей и фруктов, геометрических фигур, деревьев, схематических изображений лиц, цифр, букв и т.д. Размеры черно-белых схем можно выбрать различные, поскольку предметы в окружающем мире тоже отличаются по размеру.

Полезно знать

Для развития хорошего зрения у новорожденных располагать их следует на расстоянии тридцать сантиметров от глаз новорожденных: в течение первых двух месяцев дети лучше всего фокусируют зрение именно на этом расстоянии.

Когда ребенок рассматривает черно-белые схемы, происходит установление взаимосвязей между нейронами, которое больше всего активизируется к восьми месяцам и продолжает оставаться на таком же уровне до четырех лет. Было замечено, что малыши, с которыми занимаются по черно-белым рисункам, проявляют больше внимания, спокойствия в период бодрствования. Стимуляция зрения благоприятна для развития детей.

Сколько, когда и какие черно-белые картинки для новорожденных демонстрировать, ребенок подскажет сам: он и интересом будет рассматривать одни черно-белые рисунки и пробегать взглядом по другим лишь изредка. .

Как выглядит ребенок в 2 месяца








Физическое развитие ребенка в 2 месяца


Лежа на спине, поднимает руки вперед (с 2 месяцев) и вверх - выше плеч (в 2,5 месяца). Ладони чаще раскрыты, реже - сжаты в кулаки. В положении на животе произошли определенные изменения. Ягодицы плоские, а не приподняты кверху, .

С 2 месяцев можно вкладывать в руку ребенку погремушку - во время непроизвольных движений руки погремушка начинает греметь, а ребенок - искать источник звука взглядом. Таким образом, тренируется взаимная координация зрения и движений рук.

Легкий мелкий тремор подбородка или руки у здорового ребенка в начале 2‑го месяца жизни может отмечаться только изредка, при резком возбуждении ребенка.

Внимание!

Если этот тремор крупноразмашистый, грубый, бывает часто, вызывается незначительным возбуждением ребенка, пеленанием и другими повседневными ситуациями, то необходимо обратиться к неврологу.

Тест
Тяните ребенка из положения лежа в положение сидя. Поместите свои большие пальцы поперек ладоней ребенка и захватите своими кистями его руки. При таком подтягивании в 2,5 месяца ребенок только немного запрокидывает голову назад.

К 2,5–3 месяцам малыш не только тянет руки в рот и сосет палец, но и потирает ими глаза, теребит свою одежду, перебирает пальцами край пеленки или одеяла, ковыряется в одежде. Ребенок часто рассматривает свои ручки.

Психическое развитие ребенка в 2 месяца

В возрасте двух месяцев ребенок хорошо следит за движением перемещаемой вами игрушки или вашего лица не только взглядом, но и поворачивая при этом голову в нужную сторону. Старайтесь использовать игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание своего малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?».

С 2,5 месяца ребенок начинает активные действия с игрушкой - он не только рассматривает ее, но и направляет к ней свои руки и начинает ее касаться. Для этого начиная с 2,5 месяца расстояние до подвешенной игрушки должно быть несколько ближе, чем вытянутые руки ребенка. Проще всего подвесить на цветных лентах две погремушки (шарики диаметром 5–7 см на кольцах диаметром 10–15 см) справа и слева от ребенка. Если игрушка висит достаточно низко, то ребенок случайно задевает ее ручками, радуется, выпрямляет ручки и снова касается игрушки. Игрушка должна легко приходить в колебательное движение. Сама игрушка с этого возраста должна быть привлекательна не только для рассматривания, но и для касания: в погремушке лучше иметь шарик с неровной, интересной для касания поверхностью. Можно сделать или купить шерстяной, тряпичный шарик. Попробуйте подвесить колокольчик. Хорошо подвешивать специальную конструкцию из двух - четырех игрушек: одна‑две фиксируются непосредственно на веревке или перекладине, одна‑две свисают вниз на резинках, ниточках, ленточках. Проще всего купить в магазине игрушек специальное подвесное устройство «коромысло», «арку», «дугу» - «кронштейн-трапецию» (круглую или трапециевидную стойку, которую можно надежно прикрепить к кроватке, манежу) с уже подвешенными игрушками. Свисающие на цепочках погремушки подвешиваются так, чтобы ребенок при спонтанных, еще не координированных движениях рук мог случайно их касаться. Когда он касается нижних игрушек, то верхние игрушки начинают двигаться и звенеть. В результате у малыша формируется сложная рефлекторная связь - слухо‑зрительно‑двигательная. Игрушки обязательно должны быть хорошо освещены. Окулисты советуют даже дневной сон ребенка проводить при ярком освещении. По их мнению, постоянная стимуляция глаз светом предотвращает развитие близорукости.

Предречевое развитие ребенка в 2 месяца

На 3‑м месяце жизни все чаще гулит. Гуление - это произношение певучих и протяжных гласных звуков («а», «о», «у», «э») и их сочетаний с небольшой примесью нечетких согласных. Начинает гулить и агукать при положительном эмоциональном состоянии в одиночестве, а не только в ответ на заигрывание взрослого.

Денверский тест в 2 месяца


Грубые движения - Лежа на животе, поднимается на руках

Тонкие движения - Следит взглядом за предметами, находящимися перед глазами

Речь - Гулит (воркует)

Как кормить ребенка в 2 месяца

Приоритет - грудное вскармливание. Только грудь. Или только смесь. Грудью кормим по требованию. Не забывайте вашему малышу по прежнему от вас требуется ваше тепло, ласка. Не бойтесь давать грудь, если малыш плачет, а вы только что его кормили, возможно он просто хочет утешиться у груди. К тому же кроха ещё настолько мал, что процесс становления лактации сейчас идет полным ходом, и это только пойдет на пользу вам обоим.

Полезно знать

2-месячный малыш кушает порядка 800–900 мл молока в сутки, съедая в одно кормление 130–150 граммов.

Интервал между кормлениями постепенно увеличивается. В возрасте от 2-х до 3-х месяцев ребенок обычно сам выбирает себе перерыв между кормлениями в 3,5 часа. Ночной перерыв может быть гораздо больше.

В этом месяце вы можете открыть что-то новое в поведении своего ребенка, когда его кормите. Теперь он сосет не постоянно, а может по несколько раз отрываться и смотреть на ваше лицо. Это не должно служить причиной для прерывания кормления, просто немного потерпите, пока малыш опять повернется и возьмет грудь.

Возможно на третьем месяце частота ночных кормлений снизится, и ваш ночной отдых станет более полноценным. А вот количество срыгиваний меньше не становится, происходят они после каждого кормления и совершенно нормальны, если малыш по возрасту набирает вес. Также нормально, если ваш малыш НЕ срыгивает. Далеко не все дети делают это.

О смешанном вскармливании


Если доля смеси в рационе ребенка составляет примерно половину суточного объема пищи, значит, малыш находится на смешанном вскармливании. При таком вскармливании режим питания остается свободным. Докорм малышу дают после прикладывания к обеим грудям и проведения контрольного взвешивания. Если объем докорма небольшой, кормите малыша с ложечки, при большом объеме лучше использовать бутылочку с соской.

Об искусственном вскармливании

Если все же у вас не получилось сохранить грудное вскармливание (ГВ), да, к сожалению такое бывает по разным причинам, то возможно вам пришлось перейти на искусственное вскармливание (ИВ)

Каков режим кормлений при ИВ? Кормление по требованию или по желанию младенца (актуальное при грудном вскармливании) обычно не подходит для искусственного: женское молоко уникально, оно «умеет» подстраиваться под нужды малыша, а состав молочной смеси всегда одинаков. Поэтому нужно соблюдать определенный режим питания, чтобы не перегружать желудочно-кишечный тракт и почки младенца излишками белков, жиров и углеводов.

Индивидуальные рекомендации врача с учетом особенностей ребенка помогут вам скорректировать даже искусственное вскармливание: если малыш не съедает предлагаемый объем смеси в течение одного кормления, возможно, ему требуются более частые кормления, но меньшими порциями. В этом смысле (максимальный учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, определенных с помощью специалиста) можно говорить о частичном «свободном вскармливании».


  • Для детей первых месяцев жизни рекомендуется 6–7-разовое кормление - через 3 или 3,5 часа, желательно с 6–6,5-часовым перерывом на ночь соответственно. Искусственные смеси дольше задерживаются в желудке, поэтому ребенок раньше переводится на 5-развовое питание - после введения первого прикорма (примерно в 5–5,5 месяцев) рекомендуется кормить малыша молочными смесями 5 раз в день. Искусственничков лучше кормить по расписанию: до 1 месяца - когда попросит, но до 10 раз в день.

  • 1–3 месяца - около 7 раз.

  • 3–4 месяца - около 6 раз.

  • С 4 месяцев до года - около 5 раз в сутки. Если по расписанию не получается - не стоит морить чадо голодом и смотреть на часы, кормите чаще, но понемногу.

Как одевать ребенка в 2 месяца

Если ребенок до сих пор рос преимущественно в пеленках, то сейчас пришла пора изменить его одежду - на время бодрствования ему необходимы ползунки. При температуре в комнате в зимнее время 21–22°С нет никакой необходимости надевать поверх ползунков шерстяные носочки, хотя их можно использовать во время прогулки. Укутывание малыша приводит к тому, что он потеет и легко простужается при сквозняках. При указанной выше температуре помещения можно во время бодрствования надевать ребенку короткие штанишки, носочки или гольфы. Пусть побудет с голыми коленками сначала 10–15 минут, а потом и весь период бодрствования.

Какой стул у ребенка в 2 месяца и сколько он писает

Мочеиспускания по-прежнему частые, однако ребенок способен спать сухим и при пробуждении подавать сигнал матери. Стул может быть как 5–8 раз в день, так и один раз в день и даже через день.

Сколько спит ребенок в 2 месяца


На третьем месяце ребенок может спать всю ночь, не просыпаясь, до 6 часов подряд. Дневной сон укорачивается, уменьшается и общая продолжительность сна.

В возрасте 2–3 месяцев ребенок спит 16–18 часов в сутки, из них ночной сон составляет около 8ч 30м. Днем малыш спит 3–4 раза.

Уход за ребенком в 2 месяца


  • Умывание. Уход за малышом начинается с ежедневных гигиенических процедур. Каждое утро нужно умывать малыша - протирать тампоном, смоченным в простой теплой воде. Меняйте тампоны, потирайте ему глазки - у малыша уже работают слезные железы.

  • Чистите ватными жгутиками ушки и носик. Остригайте ногти по мере вырастания, закругляйте х, чтобы малыш не царапался.

  • Купание. Процедуры должны проводиться ежедневно до кормления, при температуре 36–37 градусов, с мылом нужно мыть только 1–2 раза в неделю.

  • Проводите закаливающие процедуры и массаж, обтирания, обычно с такими упражнениями знакомят в детской поликлинике.

Как играть с ребенком в 2 месяца

Колокольчик

В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки

Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун

Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки

Продолжаем изучать стихи, потешки. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам «гугуканьем».

«Части тела» с 2 месяцев

Вот, например, замечательная игра для умывания «Где ты, носик?» Умывая или купая малыша, рассказывайте или напевайте потешку и при этом касайтесь называемых частей лица крохи. Можно дотрагиваться до щечки и носика своим пальцем или взять ручку малыша и подносить ее то к носику, то к ротику… Если у вас не дочка, а сыночек, замените последнюю строчку. Например, можно сказать: «Вот умыли мы сыночка!» А через какое-то время кроха будет с удовольствием сам показывать вам, где у него щечка, а где носик и ротик.

Нужно ли идти в поликлинику в 2 месяца? Прививки в 2 месяца.

Вас ожидает ежемесячный прием врача-педиатра. Диспансеризации в этом месяце нет. В следующем месяце вам предстоит сделать прививку АКДС, пройти педиатра и невролога, сдать анализы.

Видеоблог - 2 месяца

Вес/Режим/Умелки

Животик в 2 месяца

Развитие ребёнка на 2 месяце жизни полно открытий. Зрение и слух улучшаются, физические навыки усложняются. Малыш становится коммуникабельным и активным.

Темп развития ребёнка явление индивидуальное. Существует некоторый общий знаменатель, объединяющий родителей и отвечающий на вопрос - как развивается ребёнок в 2 месяца жизни. Таким знаменателем являются навыки ребёнка в 2 месяца.

Что должен делать ребёнок в 2 месяца

Возможности ребёнка в 2 месяца следует рассматривать в плане физическом и психологическом.
Малыш к двухмесячному возрасту переживает следующие изменения:

  • Два месяца - время, когда кроха может самостоятельно и уверенно поднимать голову. Более того, лежа на животе, малыш поворачивает голову на звук.
  • Координация движений обретает чёткость. Это связано с исчезновением повышенного мышечного тонуса. Теперь ребёнок совершает попытки дотянуться до видимых предметов, делая произвольные движения конечностями.
  • Изучение окружающего мира и прежде всего себя. Малыш подолгу может наблюдать за своими руками и ногами, трясти вложенной в его руку погремушкой.
  • Ребёнок в 2 месяца агукает. Эти первые звуки гласные. Пока ещё они короткие и непродолжительные. Кроха издаёт их и прислушивается сам. Вскоре эти звуки сменят слоги.
  • Осуществляет попытки переворачиваться с бочка на спину, и у него это получается.
  • Может различать день и ночь, реагирует на изменение погодных условий. Знает время отхода ко сну, просыпается приблизительно в одно и тоже время. На смену погоды может реагировать длительным плачем, тревожным сном или чрезмерной активностью.

Иногда родителям кажется, что ребёнок в 2 месяца пытается сесть. Это не совсем так. Кости, мышцы и суставы малыша совершенно не готовы к подобному воздействию. Спешить не нужно. Вертикальное положение расширяет границы видимости, но двухмесячному малышу это сейчас не нужно. Чтобы ребёнок сел в положенное время, необходимо как можно чаще выкладывать его на живот. В таком положении при поднятии головы, грудной клетки, рук и плеч будут укрепляться мышцы, которые необходимы для освоения навыка сидения. Поэтому на вопрос: можно ли сажать ребёнка в 2 месяца, ответ категорический - нельзя.

Как видит ребёнок в 2 месяца

При рождении зрение ребёнка достаточно развито. Поэтому отсутствие или присутствие света не остаётся без его внимания. Первые дни всё окружающее видится малышу как в тумане. Что видят дети в 2 месяца? Кроха может видеть большие предметы, расположенные недалеко. Расстояние видимости крохи до 30 см. Поэтому лицо мамы, которая кормит, он запоминает быстрее всего. В двухмесячном возрасте ребёнок способен различать объёмные и плоские, вогнутые и выпуклые предметы. Глаза малыша ещё косят, но это скоро пройдёт. Обычно к полугодовалому возрасту положение глаз нормализуется.
Зрение ребёнка в 2 месяца выходит на новый уровень, потому что появляется способность концентрировать внимание на неподвижном предмете. Родителям интересно, какие цвета различают дети в 2 месяца? Первые месяцы жизни малыш видит белый и чёрный цвет. Поэтому игрушки и предметы черно- белого цвета привлекают детское внимание. Только такое контрастное сочетание ребёнок наблюдает до 3 месяцев. После появляется способность различать некоторые основные цвета.
Достижения ребёнка в 2 месяца имеют большое значение на дальнейшее развитие. Своевременно полученные навыки гарантируют успешное выполнение следующих задач и целей.

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

Еще лет двадцать назад этот вопрос вызвал бы у всех недоумение: что же делать такому крохе, если в 2 месяца он еще и голову-то держать как следует не может? Но сегодня специалисты с уверенностью утверждают: занятия с малышом нужно начинать как можно раньше, чтобы его слуховые, зрительные и двигательные навыки успешно развивались. Для этого существуют специальные игры и гимнастика.

Малыш в 2 месяца еще много спит, но уже интересуется игрой

Развиваем зрение

В 2 месяца малыш уже умеет фиксировать взгляд на определенных вещах в комнате. Начните обучать кроху следить за подвижными предметами. Для этого возьмите яркую погремушку, привлеките внимание ребенка к ней при помощи звука, а затем медленно отведите игрушку сначала в одну сторону, на расстояние не более полуметра от глаз ребенка. Кроха должен перевести взгляд вслед за вещью. После переместите ее в другую сторону. Такое упражнение является прекрасным средством для профилактики косоглазия.

Уделяйте этому занятию не более 30 секунд, чтобы не утомить грудничка.


Развитие зрения с помощью рассматривания

При любых признаках недовольства прекратите игру. В 2 месяца ребенку еще сложно даются длительные занятия.

Как только описанное выше упражнение будет освоено, можно задавать игрушке другие направления (вверх-вниз, по кругу и диагонали).

Другая незатейливая игрушка поможет малышу тренировать зрение и научиться различать эмоции на лицах. На картонном круге диаметром 20 см изобразите две рожицы – веселую и печальную. Круг закрепите на деревянной или пластмассовой ручке. Показывайте крохе поочередно (но не слишком часто) то одну, то другую сторону. Малыш со временем будет отвечать рожице теми же эмоциями, что выражает она.

Развиваем слух

В 2 месяца ребенку в ручки можно давать погремушки, мелодичные звуки будут привлекать его внимание при любом движении руками. Мама может привлекать внимание малыша, погремев игрушкой вне поля зрения крохи. Ребенок будет искать источник звука и поворачивать в его сторону головку. С той же целью можно использовать не только погремушки, но и музыкальные игрушки и просто динамики компьютера. Каждый раз передвигайте их в новое место, чтобы развивать слуховые навыки крохи.


Развитие слуха осуществляется путем издавания звуков со стороны

Полезно обращать внимание двухмесячного крохи на различные бытовые звуки (мяуканье кошки, журчание воды, звуки за окнами).

Любые манипуляции, проводимые с малышом в повседневной жизни, будь то купание, одевание, кормление, сопровождайте комментариями, похвалами. При этом следует немного наклоняться к личику крохи, чтобы он видел вашу артикуляцию и запоминал. Можно даже просто ласково разговаривать, склоняясь над ребенком, пока он бодрствует. Это укрепит эмоциональную связь мамы и малыша, а также поможет и самой маме отвлечься от повседневных забот.


После 2-х месяцев малыш уже отвечает улыбкой на обращение

Если ребенок начинает издавать звуки, повторяйте их за ним. Затем можно приступить к протяжному, распевному произнесению гласных, широко открывая рот и активно шевеля губами. Такая усиленная артикуляция поможет крохе в освоении своего речевого аппарата.

Развиваем двигательную функцию ручек и ножек

Всевозможные потешки и прибаутки для самых маленьких сопровождайте поглаживаниями пальчиков и ручек. Такие занятия помогут двухмесячному крохе чувствовать свои ручки и научиться самостоятельно управлять ими. Играйте в «ладушки», вкладывая в ладошки малыша предметы разной фактуры. Правда, придется сначала помогать маленькому исследователю удерживать предметы в ручках.

Игра с пальчиками - это и массаж, и развитие моторики, и общение

Яркие носочки, надетые на ножки малыша, несомненно, привлекут его внимание и заставят начать исследование. Можете также использовать разноцветные куклы, надевающиеся на руки взрослых.


В 2 месяца дети уже могут концентрировать внимание на несколько секунд

Развесьте над кроваткой яркие, интересные игрушки разной формы, так, чтобы кроха имел возможность дотянуться до них. Не стоит показывать ребенку, как нужно их хватать. В один прекрасный момент он и сам догадается это сделать. Только выбирайте не слишком громкие и утомительные игрушки. Меняйте расположение игрушек, передвигая их то к ручкам, то к ножкам, для развития активности всех конечностей.

Зарядка для ребенка в 2 месяца

Наиболее удобным временем для проведения гимнастики является первая половина дня, когда ребенок выспался и не голоден, но и не сразу после еды. Выполняйте следующие упражнения:

  1. Положив кроху на столик для пеленания или диван (лучше, если это будет твердая поверхность), совершайте движения его ручками вверх и вниз, в стороны и скрещивайте на груди.
  2. Переверните малыша на животик, пусть учится держать головку. В два месяца ребенок должен удерживать голову силой мышц в течение 15 секунд.
  3. Побоксируйте кулачками своего чада.
  4. Возьмите в свои руки его ножки в районе щиколоток и «покатайтесь на велосипеде».
  5. Сгибайте к животику и разгибайте в прямое положение ножки младенца.
  6. Держите ребенка под мышки, приподнимите над поверхностью столика так, чтобы он мог потихоньку отталкиваться от нее ножками.

Зарядка в 2 месяца - обязательный элемент развития

Все упражнения делайте в умеренном темпе, не совершая резких движений, чтобы не испугать кроху. Если вы видите какое-то недовольство со стороны малыша, отложите выполнение гимнастики на некоторое время.

Как играть во время повседневных дел

Чтобы развивать умения двухмесячного малыша, не обязательно каждый раз выделять для этого специальное время, занятия можно проводить, не отвлекаясь от обычных дел.


Игра с малышом в 2 месяца уже очень интересна
  • Во время кормления можно развивать зрение и тактильные ощущения крохи. Оборачивайте ее в чехлы разных цветов и фактур при каждом кормлении. Ребенку будет интересно потрогать ее.
  • Играйте в «ку-ку» при каждом удобном случае. Прячьтесь от крохи за полотенцем, одеялом или пеленкой и неожиданно выглядывайте с улыбкой и возгласом «ку-ку». Такая игра несказанно веселит малышей.
  • Когда ребенок не одет, можно поочередно дышать на различные участки тела. Тепло от маминого дыхания поможет крохе научиться чувствовать разные части своего тела.

Заниматься с малышом в возрасте 2 месяцев должна не только мама, но и папа, можно подключить и бабушек с дедушками.

Такая практика поможет ребенку наладить эмоциональную связь со всеми взрослыми в семье, а самим взрослым этот опыт подарит волшебные мгновения близости с малышом и радости за его достижения.



Публикации по теме