Как самому научиться шить обувь. Принципы построения выкроек обуви

Некоторое время назад я вывешивал это описание у себя в журнале.
Вот, делюсь.. 8))

Оговорюсь сразу - я не профессиональный обувщик - 100% самоучка.
С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

У Вас в голове родился образ будущей модели...

Ноя. 1, 2006 | 07:53 pm

Самый первый этап - прорисовка задумки на бумаге.
Хотя зачастую - колодка сама подсказывает интересные решения.

Вот её мы и берём в руки. Это потрясающее ощущение!
Плавные обтекаемые линии завораживают и уносят фантазию за.. Хм.. Извините, увлёкся.. 8)

Чаще, я обтягиваю колодку тканью, но можно обклеить малярным скотчем.
Это нужно для того, чтобы нанести модельные линии на колодку (сама она делается из полиэтилена - не особо

порисуешь..).
Снимаем обтяжку и разрезаем её. Получилось нечто подобное выкройкам.
И вот теперь - переносим всё это добро на плотную бумагу. Прибавляем припуски на накладные швы, припуски на

затяжку (это те края верха, что подворачиваются под стельку и именно к ним клеется\пришивается подошва).

Берём лучшую кожу, испанскую\итальянскую\корейскую - наша, отечественная, хорошего качества попадается

крайне редко.
Переносим лекала на кожу. При необходимости "дублируем" детали тонкой подкладочной кожей - приклеивая её с

оборотной стороны с небольшими припусками, по 5-7 мм. Выполняем декоротивную отстрочку обувными нитками -

кручёный капрон или нейлон с влагостойкой пропиткой, припуски обрезаются в край.

Изготовление верха не требует особых навыков - всё как и при шитье сумок, может, разве что размеры не

привычны - детальки маленькие и,
естественно - зеркально-парные.
Поставили пряжечки, клёпочки и, о чудо! - верх готов.

Есть такой хитрый материал - кожкартон. Делается он из отходов кожевенного производства. Измельчённые

обрезки кожи смешиваются с клеевой основой и пресуется, как обычный картон. Материал прочный, влагостойкий.
Из него делают подпяточники, мыски и стельки для затяжки.

Вот и наша задача - вырезаем по форме следа колодки стельки. Край надо оконтовать той же кожей, что и верх.
Крепим их к следу колодки маленькими гвоздиками и промазываем клеем.

Особое слово о клее. Чаще всего используется "Наирит" или "Рапид".
Как показала практика - итальянский наиритовый - лучше.
Средняя стоимость - 100 руб.\литр

Промазываем клеем и припуски на затяжку у верха наших босоножек.
Клей высушиваем полностью - от 30 до 60 мин.,
ибо он работает в "горячюю" - т.е. перед склеиванием детали надо прогреть до 80-90*.
Накладываем заготовку на колодку, при необходимости фиксируем её гвоздиками в тех местах, где оставшиеся

дырочки не будут видны.
Специальными клещами (я использую обычные электромонтажные узконосые кусачки) затягиваем припуски на

заранее закреплённую стельку.
Образовавшиеся складки прибиваем гвоздями, излишки складок срезаем ножом. Оставляем на пару часов - для

схватывания клея.

Обтягиваем кожей каблук. Развёртка делается очень просто - мелом проходим по краям каблука - сверху

(широкая площадка для крепления к подошве) и снизу (место под набойку) и потом прокатываем им по коже.

Сшиваем без припуска - получается конус - "чулочек" - натягиваем его на каблук, сверху и снизу припуски

клеем, а всю поверхность "обжигаем" над огнём (можно зажигалкой или над газом) - кожа садится и плотно

облегает пластик.

Собираем всё это дело вместе.
Но прежде всего - вынимаем ВСЕ гвозди, которыми мы крепили заготовку.
К затянутой заготовке на клей крепим супинатор. Это такая железка для придания жёсткости пяточной части

обуви и чтоб каблук не "уходил" назад.
Первый признак - если у вас "болтается" каблук - сломался или плохо закреплён супинатор. Шилом прокалываем

стельку через отверстия в супинаторе - они нам понадобятся при креплении каблука.

Теперь подошва.
Я делаю её только из кожи. Использую толстый чепрак - 4-5 мм.
Ах да! Рант! Эти босоножки с рантом. Рант - это декоротивная оконтовка между верхом и подошвой. Рант

делается вкруговую или, как в нашем случае - только в передней и боковых частях - при наклеивании мы его

как бы "уводим"под свод стопы. Приклеиваем его. А вот теперь делаем шаблон для кожанной подошвы. По сути -

копия первой стелки (затяжной) но с припуском для ранта. Обязательно шкурим все поверхности кожи перед

промазыванием клеем.
Проклеили, высушили, нагрели, очень сильно прижали. Если требуется сделать подошву толще - наклеиваем добор

В размер передней части обуви - от мыса до свода стопы.
Для повышения прочности - прошиваем все слои суровыми нитками - и стельку, на которую мы затягивали верх, и

кожанные подмётки. Шило плюс обувной крючок.
Теперь приклеиваем профилактику - готовая пластина из высокотехнологичного полимера. Я использую

итальянскую, знаменитой фирмы "VIBRAM".
Излишки обрезаются ножом и весь боковой срез подошвы шкурится. Я это делаю вручную, в мастерских - на

шлифовальных машинах и отделочных фрезах.

Крепим на клей каблук. На стельку, с внутренней стороны клеим подпяточную металлическую пластину. Отверстия

на ней совмещаем с ранее наколотыми отверстиями в стельке. Тоненьким свёрлышком засверливаемся в каблук и

заворачиваем туда стальные калёные шканты (или шурупы, но только не строительные чёрные - они слабые).

Таким образом мы жёстко связали каблук с подошвой и супинатором.

Осталось сделать верхнюю декоративную стельку.
Вырезаем её из кожкартона и обтягиваем той же кожей, что и верх.
Вклеиваем её на место и радуемся своему творению!

Если обувь закрытая - в процессе сборки и посадки заготовки на колодку пяточная и носочная части

укрепляются "подпяточником" и "носком", соответственно. Служат они для того, что бы обувь держала форму и

не стаптывалась. Производятся эти штуки из формованного кожкартона.

Так же можно найти фактически любую готовую подошву, как мужскую, так и женскую - от спортивных фасонов до

классики.

Вывод - практически ЛЮБУЮ модель обуви можно сделать самому.
Дерзайте! 8)

ОБУВЬ ИЗ КОЖИ СВОИМИ РУКАМИ

Искусство создания модельной обуви очень сложно и здесь рассматриваться не будет.
Но сшить простую удобную обувь можно и самим, не имея большого опыта в этом.

Нам понадобится много разнообразных материалов, так как у каждого кроя свои особенности. Обычно обувь требует большого расхода кожи, но можно обойтись и незначительными запасами, используя небольшие кусочки.
Рассмотрим подробнее выбор сырья. Обувь можно мас-терить из драпа, меха, войлока и, конечно, кожи. Некоторые материалы прекрасно сочетаются, например, спилок и искусственный мех.

Для надподошвенных деталей желательно подбирать мягкие кожи или специально их обрабатывать до достижения нужной мягкости.
Для стелек годится довольно мягкая, неокрашенная юфть.
Если стельки двойные, то нижняя кроится из плотной прочной юфти, а верхняя, внутренняя — из мягкой юфти, меха или ткани.

О подошвах мы позднее расскажем подробнее, главное, не забывайте всегда ее дополнительно обрабатывать, для подкладки можно использовать трикотаж, шерстяные ткани, фланель, мех.

Чтобы обувь точно сидела на ноге, понадобится снять несколько мерок. Возьмите сантиметр и оберните самую широкую часть ступни у основания пальцев (1), ступню в месте наибольшего подъема (2), измерьте косой подъем кругом от подъема через пятку (3) и самое тонкое место - щиколотку (4).
Для более точного кроя измерьте длину, ширину ступни, расстояние от пальцев до подъема, выступ пятки, наибольшую высоту пятки.

Домашняя обувь служит для отдыха, поэтому она должна быть очень удобной.
Лучше оставляйте небольшие припуски, чтобы обувь была достаточно просторной.

Если вы имеете некоторый навык в обработке дерева, очень советуем сделать постоянную колодку по форме ступни. Это совсем несложно. Состругайте лишние участки на заготовке, учитывая свои мерки, и закруглите неровности шкуркой. Выпилите из доски колодку с очертаниями своей ступни. Она вам очень пригодится при отделке подошвы.

Еще и сегодня многие сапожники шьют обувь вручную и соединяют детали между собой с помощью дратвы. Для ее приготовления скручивают 2—4 нити пряжи, которые затем натирают варом и воском. Во время шитья вар заполняет отверстия, укрепляя шов. Но сейчас чаще используют для шитья очень прочные капроновые нити.
Для того чтобы сымитировать строчку, воспользуйтесь шилом с иглой на конце или обычным круглым шилом — в отверстие одновременно вводите две иглы.

Рассмотрим удобные и простые в исполнении «лапти» (а).
Эта мягкая легкая обувь выполняется из цельного куска кожи способом собирания в складки.
Стельку вырежьте отдельно.
Возможны различные формы носка.
Приблизительно выкройте цельный кусок кожи или соберите полотнище. Поставьте на него ногу, и после примерки сделайте поправки.
Если количество складок слишком велико, нужны небольшие клинья. Оставшиеся края можно оставить свободными или оплести. Мелкие густые складки выглядят лучше, но они должны располагаться не чаще чем через 1—1,5 см друг от друга.

Подготовьте прочный мягкий ремешок не шире 0,5 см.
Задник скрепите отдельным ремешком, свободный клин приклейте внутрь. Начертите выкройку, сшерфуйге припуск на подгибку, подогните и приклейте на 1 см.

Пристрочите стельку и сделайте прорези для ремешка.

Соберите "лапти" на ремешок, обратите особое внимание на красивое расположение складок спереди. Приклейте или пришейте одним из способов подошву.

Следующие модели тапочек более традиционны.
Самый про-стой вариант шитья — прикре-пить к подошве поперечную по-лоску. Ноту поставьте на стельку, сверху накройте полоской и приклейте ее к стельке, учитывая подъем ноги. Лишние края срежьте.
Эти операции проделываются сначала с бумажными деталями. Аккуратно разъединив их, вы получите выкройку.

Измерьте длину стельки по краю и приготовьте тесьму или кожаную полоску для канта. Концы полоски сострочите под углом 45°. Обработайте стельку кантом или оплеткой. Концы канта по всей длине сшерфуйте, чтобы утончить кожу, после этого можете пришить кант к стельке.

Оплетку можно выполнить из тонкого шнурка или плотных толстых ниток.

Тапочки с закрытым носком получаются теплыми.
Для изготовления выкройки можно воспользоваться какими-нибудь старыми тапочками, завалявшимися дома.
Распоров их по швам, обведите отдельные детали на бумаге и перенесите на кожу. Лучше воспользоваться цельными кусками кожи или неброским симметричных набором.
Тапочки с открытым задником показаны на рисунке.
Приготовьте подошву, стельку, две детали носка — верхнюю с декором и нижнюю — из того же материала, что и стелька. Склейте вместе обе детали носка, верхний край оплетите.
Эти тапочки тоже можно обработать кантом.
В этом случае верхний край носка обрабатывается или кантом или мехом. Из меха можно выкраивать и стельки.
Подошву со стелькой проложите поролоном (а лучше — ватином) и склейте. Соедините все вместе и оплетите лекальные края.

Тапочки с закрытым задником кроятся иначе.
Подошву, стельку, две верхние симметричные детали сделайте из кожи или из того же материала, что и стелька. Верхние детали соединяются двумя швами на носке и заднике.
На носке сначала придумайте и пришейте декор.
Детали подкладки соединяются так же, как и кожаные, и приклеиваются резиновым клеем к внешним. По внутреннему краю тапочки обработайте кантом. Склейте верхнюю часть тапочек со стелькой резиновым клеем на 0,5 см от края. Обработайте тапки кантом или оплеткой.

Наиболее подходящая кожа для домашних тапок-мокасин — замша или спилок. Тапок состоит из 5 деталей: передняя, две симметричные боковинки и язычок (а).

Язычок выкраивайте приблизительно и подгоняйте до нужной формы в последнюю очередь.
Внутренний тапочек из теплой подкладки выкраивается точно так же, но по высоте на 0,5 см меньше наружного.
Соедините между собой боковинки и переднюю деталь швом в разворот (б). Единый верхний край срежьте на нет.
Швы отстучите молотком. С изнаночной стороны к ним приклейте полотняные полоски чуть меньшей длины и расстрочите (в).
Соедините верхнюю часть тапка со стелькой выворотным швом. Обе детали сложите лицевыми сторонами внутрь и прострочите (г). Лучше всего выполнить строчку толстыми нитками вручную, прокалывая отверстия шилом.
Кожу смочите водой и отстучите края к подошве (д).
Выверните ботинок налицо и снова обколотите молотком. Вложите подкладку.
Приклейте накрепко подошву к стельке и обстучите разогретым молотком по всей поверхности. Подошву можно пришить, как указано на рисунке (е).
В передней детали сделайте отверстия пробойником в 2 мм и приблизительно соберите по ноге. Язычок наложите сверху и подгоните вплотную к передней детали ботинка, добавляя 3 мм на оплетку.
Прямой край сведите на нет, лекальную сторону проперфорируйте.
Соедините язычок с тапком оплеткой из кожаного шнурка (ж).
Проверьте, чтобы подкладка и кожаный тапок точно совпали, не образуя складок. Необработанный верхний край тапка подогните внутрь на 1 см, перекрывая край подкладки, и прострочите на 0,5 см по всей длине (з).
К подошве изнутри приклейте теплую стельку.
Обувь, подобную этой, носили еще в древности.

Теперь, рассмотрим несколько образцов летней обуви для улицы — сандалии.

Подошву выкройте, обведя свою ногу на бумаге. Можно воспользоваться резиной, пластиком или даже готовой подошвой. Наверняка у вас дома сохранились какие-нибудь старые босоножки. Очистите и отполируйте подошвы и приступайте к работе.
Если же вырезаете подошву из кожи, особое внимание обратите на прочность и пластичность материала.
Особенность сандалий в том, что они должны быть подняты на небольшой каблук, который препятствует быстрому истиранию подошвы на пятке.
Каблук можно вырезать из единого куска толстой кожи или соединить в два слоя.
Стороны склейте, очень крепко сожмите и оставьте сохнуть под грузом на сутки.
Чтобы поверхности лучше склеивались, зачистите внутренние стороны шкуркой. Каблук можно приклеить как к внешней, так и к внутренней стороне подошвы.
Склейте каблук с подошвой и положите на сутки под груз. Стельку вырежьте из юфти. Последующие операции выполня-ются однотипно для различных видов сандалий.

Сначала продумайте, как сандалии будут крепиться на ноге — ремешком, плетеными косичками, — и нарисуйте примерный эскиз.
Придумав свою модель или выбрав из предложенных нами, сделайте мерки по ноге.

Для этого вы-режьте бумажную полоску и обверните ею ступню в тех местах, где будут ремешки. Добавьте с каждой стороны по 4 см на припуски. Наметьте шилом на стельке места для продевания ремешков. Не надрезайте стельку ближе чем на мм от края.

Затем проденьте ремешки и туго подгоните сандалии по ноге. Не обращайте внимания, если мягкие стельки загнутся вверх.
Ремешки проклейте на изнаночную сторону стельки.
Перед этим припуски на изнанку обязательно сшерфуйте. Внутренние стороны стельки и подошвы зачистите шкуркой, склейте и оставьте под грузом на сутки.
Для ремешков подбирайте только очень прочную и мягкую кожу. Иначе они быстро перетрутся.

На рисунках мы предлагаем несколько вариантов сандалий. Некоторые из них созданы недавно, другие модели придуманы еще во вре-мена античности.

Обратите внимание на возможные плетения ремешков. Ремешки должны плотно прилегать к ноге, так как при носке кожа сильно растягивается.
Более крепкое соединение стельки и подошвы вам придется сделать вручную.
Шилом прокалывайте подошву с середины наискосок и пришивайте прочной капроновой нитью к стельке.

Домашние тапочки из толстых шерстяных носков можно сделать, пришив кожаные подошвы. Иногда их делают из новых носков. Но есть смысл усовершенствовать таким способом носки, у которых начинают протираться ступни.

Выкроим из голенища сапога две подошвы с припуском по краям 7—10 мм. Ровно пришить к носку подошву без специальной болванки вряд ли удастся. Вместо болванки попробуйте натянуть носок на ботинок меньшего размера.
Пришивайте подошву толстой суровой нитью зигзагообразным швом.

На шлепанцы, кроме двух кожаных деталей для верха, выкроенных из голенища сапога, пойдет то, что давно лежит в доме без дела: голенище старого валенка (для подошв), куски поролона (для мягкой прокладки), лоскуты сукна или драпа от старого пальто (для стелек).
Каким «бутербродом» располагаются эти детали в окончательном виде, показано в сечении А — А. Края деталей прикрыты окантовкой из кожаной полоски, образующей широкий рант.
Все это соединено крупными стежками с помощью двух игл, шьющих навстречу друг другу.

Простой крой закрытых домашних тапочек приведен на рисунке.

Но наибольший успех ждет домашнего обувщика в изготовлении мягкой обуви для малышей.

Очень просто выкраиваются кожаные тапочки-мокасины.
Здесь требуется проложить всего один шов по мыску. Надо затянуть его так, чтобы вдоль него образовались мелкие складочки. Можно сделать и по два шва на пятке, но для домашней обуви в этом нет необходимости.
Отделочная бахрома лучше выглядит на замше. Внутрь готовых мокасинов вклейте стельки, подложив под них подпятники из пористой резины.

Немного сложнее крой детских ботиночек, который разработали эстонские модельеры. Детали соединяются на мыске и пятке крупными крестообраз-ными стежками сквозь заранее приготов-ленные отверстия. Верхняя кромка ботиночек обшивается полоской мягкой кожи, замши или ткани. Используют и пуши-стый мех.

Шитье обуви — очень трудоемкое занятие. Но зато вы сможете максимально подогнать модель по своей ноге. Обувь, сделанная своими руками, и приятнее, и прослужит дольше.
Можно попробовать сделать и хорошую обувь для улицы — сделайте полностью верхнюю часть, а подошву укрепите в мастерской. Мы напоминаем вам, что соединять обувь следует только пластичными клеями, так как при носке обувь постоянно деформируется.
«Момент» очень пластичный клей, но подходит только для домашней обуви, так как боится влаги. В последнее время появилось много новых составов, способных накрепко приклеить даже толстую подошву.

Для публикации использованы работы Н. П. Коноплевой «Вторая жизнь вещей» и материалы, собранные В. И. Логиновым.

2 года назад я решил, что хочу научиться делать обувь своими руками.

Хочу рассказать, как я нашел отличное хобби и с каким сложностями сталкиваюсь в процессе обучения и производства. Внутри вас ждут картинки процесса, истории о том, как на самом деле устроен ботинок, а так же какое оборудование и инструменты необходимы.

Вот моя последняя пара. Все сделано из кожи, включая подошву и каблук.

Собственно, началось все с того, что в 2012 году я случайно наткнулся на видео, где мастер занимается пошивом. До сих пор помню этот момент! Тогда я уже плотно задумывался над хобби из разряда «сделать своими руками». На основной работе мне хватает интересных проектов, где я заинтересован только в результате, а вот процесс… В пошиве обуви я сам отвечаю за все: дизайн, крой, пошив заготовки, сборка, покраска, обработка уреза и так далее. Сам процесс очень сложный и это было как раз–таки одной из причин, по которой я решил заняться пошивом. Вообще, у этого дела есть куча профита, но об этом позже.

Далее я начал искать наставника или школы. Сложности началась уже здесь. Дело в том, что культура пошива в СССР была крайне низка! Не советское это дело - самому шить и продавать обувь. В основном все работали на крупных автоматизированных производствах, а мастерские были заточены под ремонт. Кроме того, книги, которые выпускались тогда, ориентированы именно для работников фабрик с кучей стандартов и гостов. В общем, ремеслом и не пахло. А после развала союза молодежь и вовсе забила на это. Естественно, мастера были, но к 2012 году им было уже далеко за 60 и в интернетах они не сидели и тем более не горели желанием с кем–то делиться опытом.

Но парень я настойчивый, хорошенько посёрфил и нашел несколько форумов обувщиков. Стоит заметить, что самый «живой» находится на Украине. Да и вообще, культура пошива там колоссальна. Возможно, потому что рядом Европа, где трудится куча потомственных ремесленников. Но опять таки, форум «живой» - по сравнению с другими. В вкратце - это одноклассники в квадрате со своей иерархией и сложными дядьками, считающими себя профессионалами высокой категории, с чем я не согласен). В общем, так получилось, что мне повезло и нашел я там мастера, который ответил на мои просьбы о помощи. В то время как остальные угрюмые просто открытым текстом говорили, что ничего не получится и тд. Короче странно там все.

Зовут этого замечательного человека Олег Заремба. Живет и работает в Киеве. Вот ссылка на его видео

Короче, если вы живете в Киеве и у вас будет желание заказать себе обувь – обращайтесь к нему. Это один из лучших мастеров. Я даже сейчас не могу поверить, что такой чувак мог просто так помочь левому челу из интернетов. Для сравнения, это все равно, что Стивен Кинг помог начинающему фантасту. Олег не только подсказал, где можно купить инструмент (в РФ его купить негде вообще), но и помог выбрать. Кроме того, человек совершенно открыто делится технологиями и дает советы, как избежать ошибки. Мы часто созваниваемся и обсуждаем проекты, я очень уважаю его и действительно благодарен. В феврале этого года должен был лететь к нему на «стажировку», но не сложилось. Подождем

Хочу так же заметить, что на фото изображена всего 10–ая пара. Я не отношу себя к мастерам высокой категории, я вообще еще новичок, но стремлюсь стать мастером. Это к тому, что в некоторых процессах или формулировках я могу ошибаться. Поэтому, если на форуме есть люди из обувной промышленности – не судите строго, лучше говорите как правильно. В общем, я знаю, что ничего не знаю, но и другие не знают и этого.
По моим оценкам, необходимо сделать 100 пар, чтобы действительно начать называть себя специалистом. Среднее время пошива у меня 1–2 месяца, так как занимаюсь этим в свободное от работы время и по выходным. Так же зависит от сложности сборки. К примеру, пару на фото я делал без малого 2 месяца.

Боковой урез на фото пока не обработан, в отличии от первой фото)

себестоимость пары по моим оценкам варьируется от 5 до 8 тысяч рублей (зависит от сортности кож как для верха, так и подошвы). Это на глаз, на самом деле я никогда считал, просто из ощущения сколько сделал и сколько потратил на это) В этой работе основная часть - это время производства. Кстати говоря, представьте какая маржа у премиальных брендов, типа LV, где все автоматизировано:)

Про инструмент в целом история такова. В Европе существуют производства, выпускающие профессиональный инструмент для работы с кожей, в том числе и для пошива обуви. Например, на фото нож слева для вырезания «губы стельки» (губа - выступающая часть стельки, за которую пришивается рант).

В России же, по причинам указанным выше, таких производств никогда не было. Поэтому все наши мастера работали с 2 ножами (типа как нож справа) и по принципу «сделай себе инструмент сам из того, что есть». Поэтому все что было под рукой – несколько ножей для кроя, да токмачи для обработки бокового уреза (торец подошвы). В интернете можно найти видео, как один умелец сшивает заготовки вручную (без швейной машинки), а чепрак (толстая, подошвенная кожа толщиной 4–5 мм) режется канцелярским ножом (правда менять лезвие нужно будет 10 раз). Но, я считаю что это бессмысленно, так как есть действительно крутые гаджеты, которые и облегчают работу и позволяют добиться максимальной эстетики.

Стоит так же заметить, что первая покупка инструментов была дорогим удовольствием. Все приобретал в Италии, заплатил порядка 70 тысяч рублей. Потом я купил первую партию кожи за 20 тысяч и заказал первую пару обувных колодок, это обошлось в 6000 рублей. Короче говоря, примерно 100 тысяч мне понадобилось для начала.

В общем, пока я определялся с инструментами, обувью и кожей, параллельно искал мастерскую здесь, в родном городе. Совет дал Олег – найти толкового спеца из ремонта и ходить к нему факультативно. Обходил я порядка 10 «сапожек» от ларьков до теплых «белых» помещений. Тут моя настойчивость опять принесла плоды. Я нашел человека, который 30 лет профессионально занимался ремонтом, но в качестве хобби шил простенькие пары. Короче, мы нашли друг друга. Виктор Иванович любезно разрешил мне бесплатно посещать его мастерскую, занять стол и работать в обмен на информацию из «интернетов» о технологиях и материалах.
Но вот незадача, Иванович, как и все нормальные сапожники, периодически уходит в алкогольный астрал. Поэтому, через какое–то время я решил организовать мастерскую дома и выполнять там все работы, кроме черновых, связанных с обработкой подошвы. Там нужен наждак, а это шум, пыль и грязь. Короче, сейчас у меня дома комната–мастерская (благо, есть возможность) и я спокойно занимаюсь любимым делом по вечерам. Но с Виктором мы по прежнем дружим и я захожу к нему практически каждый день, обсудить разные обувные новости и технологии. Честно говоря, я вряд ли смогу сделать полноценное производство дома, так как и фреза еще нужна. Поэтому, со временем скорее всего стоит задуматься над полноценной мастерской.
Сейчас мое убежище выглядит так:

Вообще, многие мастерские по всему миру работают не по одиночке. К примеру, кто–то специализируется только на колодках, кто–то на пошиве верха, а другие на сборке.
Вот я полагал, что буду заниматься только сборкой. Тем более что моделирование колодки это действительно отдельная песня и таких людей еще можно найти, да и работать просто - выслал размеры и пример фасона (фото пары), через месяц приехала откатанная пара. Остается сделать пробную полупару и проверить все размеры. Если есть проблемы - либо сточить (колодка из полиэтилена отливается сейчас, но есть и из дерева), либо доклеить участки кожи.
Но вот с пошивом заготовки случилась беда. Оказывается, во Владивостоке нет портных, которые на этом специализируются. Поэтому, пришлось мне самому садиться на швейную машинку:) до этого я видел их только по телевизору и в книжках. В общем, у Виктора была швейная машинка, которой он не пользовался ни разу (простояла просто 15 лет). Называется ПМЗ–378 класса, в народе «Солдатка». Она сделана для ремонта, не для пошива, но это хоть было хоть что–то. Хоть и похожа она на терминатора, называл я ее Жозефина))))))

Жозефина, нужно сказать, очень капризная машинка. То стежок, пропустит, что кожу надорвет транспортером. Кроме того, минимальный шаг стежка на ней примерно 3 мм, чего мне было недостаточно. Строчка смотрится очень здорово, когда на 1 см влезает минимум 4 стежка, но я хотел делать вообще 5–6.

В общем на этой красной паре она меня окончательно достала и я решил взять кредит на покупку промышленной швейной машинки для пошива деталей верха обуви.

Выбрать машинку было очень сложно. В основном я выбирал между китайскими брендами, которые этого не скрывают, и европейскими, которые скрывают что не китайские:)
В общем на этом рынке самый крутой вариант - это немецкая компания Pfaff. На самом деле и инструмент ручной немцы делают крутой, а так же другие гаджеты, которые вообще делают только немцы (о них позже). Вообще, я в очередной раз удивляюсь этой стране. Короче говоря, пфаф стоит вообще космических денег (от 150 тысяч рублей) и я быстро откинул эти идеи.
Основным моим желанием была функция тройного продвижения материала - это когда кожу двигает 2 ролика (верхний и нижний), а так же игла. Такая штука позволяет добиваться идеальной строчки, а так же обеспечивает легкость при работе.
Короче, мучая многих товарищей по цеху, я решил остановиться на чешском бренде Garudan. Вместе со столом и сервомотором, обошлось мне это дело а 62 тысячи рублей, сейчас она стоит 87 что ли:). Я успел летом еще не по такому курсу.
Котаны, помните ли вы это чувство, когда Дед Мороз приносил вам подарки под елку? Мне вообще сложно описать тот восторг, который я испытал при вскрытии коробки. Это была настоящая радость! Сейчас я готовлю тестовую полупару на правленную колодку, и с нетерпением жду новой пары!

А это в собранном виде

Как говорил выше, все начинается с колодки. Сперва снимаются размеры - длина стопы, обхват пучков, подъема и косового обхвата. Последний замер нужен на колодку ботинок, первых трех достаточно для колодки полуботинка. Кстати, только начав заниматься пошивом, я узнал от Виктора Ивановича, что «туфли носят женщины, а мужчины - полуботинки»! Во как!

Далее отправляю размеры колодочнику + скан стопы (обводка), а так же прикрепляю фото ботинок, которые я бы хотел сделать.
Колодочник моделирует колодку и отправляет на завод для производства. Моделирование стоит 5000 рублей, производство примерно 850. После получения колодки, начинается работа - колодка обклеивается малярным скотчем и наносится рисунок. Скотч является самым популярным решением, хотя я видел работы, когда колодка обтягивается холстом.
Вот фото моей работы с черными ботинками. Я стараюсь прорисовывать детально все элементы, чтобы лучше сделать лекала, многие не заморачиваются.

Когда колодка симметрична (а большинство таких), можно рисовать только одну сторону, а потом править модель, делая УРК (усредненная развертка колодки). Это на самом деле непростая операция, так как тебе нужно из 3D модель перевести в плоскость, чтобы потом все детали встали на свои места. Лишний материальчик срезается, и получается что–то вроде этого (другая модель).

Кстати, цель этой пары была такая - попробовать новый метод сборки, да и фасон «дерби» еще раз попробовать (это был второй)

Метод сборки называет Strom welt. Обычно я пользовался верхним способом - когда рант (welt) уходил под затяжную кромку. Сейчас же я хочу оставить его снаружи, пришив не просто строчкой, а декоративной, так называемой «косичкой» (goiser stich).

Фото косички (не мое, для примера, мое будет ниже).
Вообще, стоит заметить такую косичку круто делать из льняной вощеной нити толщиной 1,6–1,8 мм. Но дело в том, что в РФ я нигде не смог найти такое, даже посещая профессиональные магазины. Поэтому пока использую капроновую нить толщиной 1 мм. Самый главный минус заключается в том, что чем тоньше нить, тем меньше длина стежка. Иначе косичка будет не косичкой…. Короче, обычно я прошиваю рант с шагом примерно 8 мм, сейчас пришлось делать 5. Соответственно, времени потратил почти в 2 раза больше. Короче, ищу вощеную нить 1,6 мм. Обрабатывается воском для того, чтобы не было утяжки при обрыве. То есть даже если лопнет нить, вы этого не заметите очень долго - медленно будет расползаться, хотя тоже зависит от места обрыва

Как я говорил, модель снимается с колодки, а потом делается УРК. А уже после пилятся лекала (отмечено В2 на рисунке) для каждой детали. На заднем фоне видно книгу, в которой описывается технология какого–то итальянца, который изобрел самый оптимальный способ создания УРК.
На этом месте я бы хотел упомянуть еще одного человека, который помогает мне, отвечая иногда по 100 раз на тупые вопросы. Его зовут Андрей Кавешников, живет в Москве. Обувью занимается профессионально, так как работает на обувном производство. В свободное от работы время шьет обувь собственноручно. Многое знает и круто делает. Алексей и передал мне этот чудо–артефакт в виде книги знаний.
https://www.facebook.com/andrew.kaveshnikov

Вот, к примеру, набор почти всех лекал. Перфорация делается вручную пробойником. На лекале делаются отверстия диаметром 3–4 мм. А на самой детали еще добиваются отверстия между ними, поменьше - по 1 мм.
Иногда очень утомляет….

Наношу рисунок лекала на кожу.
Кожа верха - это КРС (крупный рогаты), на подклад лично я ставлю козленка - не краситься и очень мягкая. Сейчас почти вся обувь со свиной кожей внутри, это не айс.

Использую специальную серебряную ручку, легко стирается и хорошо видна. Вырезаю специальным ножом для этой операции. Нож классный, со сменным клинком.

Вообще, после того, как это фото увидел Алексей, я получил совет резать прям по лекалу, чтобы не тратить время и точнее делать заготовку. Я, честно, знал что так делают, но не решался. Все–таки этот процесс очень ответственен. Но сейчас принял решение кроить по этому способу

Для зигзага использую ножницы, сейчас ищу меньший размер. На производствах есть специальная машинка, похожа на швейную, которая существенно упрощает этот процесс.

Тоже самое делаю с деталями подклада, а справа лежит материал на межподклад, так как кожа верха мягковата, нужно уплотнить.

Помечаю линии для строчки, а так же начинаю пробивать мелкие отверстия…

Под перфорацию подкладываю кожу, чтобы был виден цвет кожи, а не покрашенный подклад. Работа рутинная, но стоит того! Внешний вид в разы круче. Полоски брусуются практически под ноль!

Склеиваю детали союзки и приклеиваю межподклад, готовлю к прошивке деталей верха. По краям кожа брусуется, чтобы переход был плавный. Для этого у меня есть еще одна машинка, о которой расскажу в другой раз, а то уже сплю.

Прошил

Клею тесьму, чтобы кант ботинка не растягивался

Сшиваю детали подклада (это и есть козленок). На пятке шкура выворачивается, чтобы не скользить.

Тесьма ставится для того, чтобы клей при затяжке не просачивался сквозь строчку. Клей там используется казеиновый, так же немецкий. Позже будет видно где именно

Прошил берцы к задней части подклада

Получилось вот так

Примеряю, смотрю, все ли сходится с рисунками лекала

Жозефина делает свои последние стежки

Срезаю лишнюю кожу на канте, получается такая история

Делаю предварительную затяжку, чтобы наметить место под рисунок на носу. На передней колодке видна небольшая линия между берцем и деталью союзке - все это вытягивается. Кстати, перед кроем шкура осматривается на предмет шрамов, чтобы они ни в коем случае не попали на детали - будут заметны 100%.

Тем временем пробую плести косичку

Результатом доволен

Пробую деформировать так, как будет при сборке. Появились морщинки в связи с тем, что рант толстый. Поэтому я его благополучно сделал тоньше.

Был 2,5 мм, стал вот такой

Пока заготовка формуется, решил вырезать стельки. Стельки делаются так же из чепрачной кожи, в основном берутся мягкие участки шкуры - шея, или пола (ближе к ногам). Я использую толщину 3,5 мм.

Тем временем заготовка сформовалась и пора делать рисунок на нос, лекало у меня уже было

Наметил и вручную выбиваю

Получилось неплохо)

Обязательно подкладку, иначе под перфорацией будет белая подкладка. Некоторые просто подклад красят, но повторюсь, на мой взгляд это не очень.

Котаны, на сегодня я хотел бы завершить экскурсию в чудный мир обувного дела. Завтра я начну рассказывать о том, как делается стелька, пришивается рант, подошва, да и вообще все остальное покажу!
А пока привет вам от блатана, которого я периодически выгоняю метлой, так как эта сволочь очень любит грызть титки к швейной машинке.

Здравствуйте.
Меня зовут Чеглок, я расскажу вам как можно сшить себе ботинки/сапоги с верхом из одной детали.
Вам понадобится:
-тонкая кожа на верх обуви- от 1 до 2 мм, по вкусу,
-толстая кожа (чепрак) на подошву- от 2 до 6 мм,
— ручки-линейки-карандаши-резинки в ассортименте,
-швейный гибкий метр,
-шило,
-иголки-нитки,
-ножницы,
-клей Момент, или подобный.

Первым делом нужно снять мерки с ноги. Мерки обязательно снимаются в носках, или в чем там еще вы хотите носить обувь. Схема снятия мерок:

Потом вырежьте из бумаги выкройку для будущей подошвы. Для простоты можно обвести обычную обувь или стельку.


Далее, с использованием остальных полученных размеров строим выкройку верха:

Есть еще один размер- периметр подошвы. Он должен совпадать верхним размером.
Чтобы немножко усилить передний край нам понадобится еще одна деталь. Чтобы получить ее выкройку нужно обвести тот край выкройки верха, где могла бы располагаться шнуровка. Получим следующее:

Теперь нужно вырезать детали из кожи. Обратите внимание на следующие вещи:
— сапоги у нас правый и левый, а потому нужно будет перевернуть выкройку, после того как обвели ее один раз;
-выкройки- без отступов, отступы нужно будет учесть уже на коже. Для подошвы- 2-3мм, для верха- 5 мм.
— проверить все на несколько раз.

Теперь берем шило и пробивает отверстия в подошве через 3-6 мм. Чаще на носках и пятках, на боках можно пореже.


Такие же отверстия пробиваем в верхней части.
Далее берем две иглы, нитку попрочнее, да еще и сложенную вдвое. Если нитка льняная (ура реконструкторам), то ее надо натереть воском, либо опустить в растопленный воск всю катушку.
Начинать удобнее от носка или от пятки, обязательно четко вымерять эти точки.


Затягивайте нитку от души, почти до предела. Простейший шов такой:

Есть более надежные, сложные и историчные швы. Называются «тачные». Кому интересно- почитайте, информация доступная.
Узелки лучше прятать между слоями- так они не будут мешать ни ноге, ни приклеиванию подошвы.
Когда низ пришит, сшивается боковой шов. Затем пришивается усиление поверх основного куска.


В процессе периодически примеряйте получающуюся обувку, дабы проверить на возможные ошибки.
Следующий этап- завязки. Можно сделать ремешки с пряжками, можно шнуровку, а проще всего- завязочки. Вырезается тонкая длинная полосочка из кожи, в голенище делаются вертикальные прорези, в которые она вставляется следующим образом:


Чтобы определить место, где стоит делать завязочки нужно просто завязать их поверх надетого сапога, и сместить туда, где будет удобно. А уже потом резать там прорези.
Осталось всего ничего- приклеить второй слой подошвы.
Вырежьте еще две подошвы, только с запасом не 2-3 мм, а 5-7.

Опять не забудьте про правую и левую. Возьмите клей, который у вас есть, и действуйте согласно инструкции. Запас увеличен с той целью, что ровно-ровно приклеить все равно не удастся, так что проще потом подрезать.
Когда высохнет клей- подрежьте.

Ситуаций, когда требуется сшить сапожки, немало. Например, для карнавального костюма, для утепляющей вставки в резиновые сапоги или для преображения любимой, но уже изношенной обуви. Самодельные сапожки-пинетки пригодятся на прогулке малышам, если они еще не ходят.

Из чего сшить и как украсить сапоги?

Домашняя обувь изготавливается из разного материала: флиса, велюра, трикотажа, войлока, вельвета и драпа. Тканью для пошива могут быть дубленки и свитера. В зависимости от того, какую материю выбрать, изделие получится держащим форму или мягким.

Сшитые собственноручно сапоги можно дополнить различными элементами: аппликацией, вышивкой, кружевом, бантиками. Прекрасно смотрятся сапожки с изображением мордочки животного: зайчика, собачки или котенка. Кроме вышивки, сходство со зверюшкой передадут отдельно выкроенные ушки, хвостик и усики. Для любителей гламура идеальная отделка - стразы или пайетки. Если обувь планируется дарить, то, проявив фантазию, можно изготовить вещь со смыслом, то есть учесть интересы адресата. Например, оформить в футбольной стилистике, с байкерскими элементами, в виде Миньонов - как угодно! Такой презент можно сделать к ко дню рождения или по другому поводу, и он будет вдвойне приятен.

Как сделать выкройку?

Чтобы результат порадовал, следует построить выкройку сапожек. Для удобства рекомендуется использовать пластичный материал, такой как полиэтилен. Если его нет, подойдет и бумага. Выкройка сапог из ткани строится разными способами:

Что нужно для работы?

После построения чертежа будущих сапог из ткани можно готовить необходимые материалы для пошива. В зависимости от модели понадобятся:

  • Основная ткань - верх сапог: флис, мех, велюр и т.д.
  • Подошва изготавливается из кожи, кожзама, плотной плащевки. Это может быть и основная ткань, главное, чтобы она не была слишком скользкой. В специализированных магазинах продаются подошвы для обуви хенд мейд, но они делают изделие тяжелее.
  • Утеплитель, например синтепон или силикон, не только убережет ноги от холода, но и будет держать форму голенища. Важный момент - не забывать делать дополнительный припуск на толщину материала.
  • Подкладочная ткань нужна как дополнительный слой, а также позволяет спрятать все швы внутри изделия. Детали подкладки выкраиваются из основной ткани или, если верх слишком плотный, из более тонкого материала. Если сапожки шьются из дубленки, то подкладка не нужна.
  • Понадобятся игла, капроновые нитки для ручного сшивания и швейная машина, если плотность ткани позволяет ее строчить.

Сапоги-угги для малыша

Изготовить домашние сапожки несложно. Для этого нужен лишь небольшой навык работы с иглой. Единственное условие - строго соблюдать инструкцию, как сшить сапоги из ткани. Выкройка предлагается для размеров 24-27. По необходимости ее можно подогнать на любую ножку, но стоит учитывать, что при изменении размера выкройка больше меняется по длине, чем по ширине.

Для угг потребуются:

  • Искусственная овчина 20 см при ширине 140 см: все по 2 шт.
  • Квадратный лоскут искусственной кожи со стороной 20 см: подошва 2 шт.
  • По желанию - декор.

Как сшить сапоги из ткани - пошаговая инструкция


Если сапоги изготавливаются вручную, то все швы можно сделать наружными, обметав их отделочными строчками.

Для этого пригодятся капроновые или джинсовые нитки. При пошиве сапог из других материалов все детали выкраиваются отдельно для подкладки и основной ткани. Чтобы подкладка впоследствии не выглядывала с лица, ее по всем срезам делают на 2-4 мм меньше, чем основные детали. Технология изготовления аналогична с пошивом меховых угг: сначала по отдельности сострочить верхнюю и внутреннюю детали, затем стачать верхние срезы, оставив небольшое отверстие для выворачивания.

Как сшить сапоги-чулки из ткани?

В нынешнем сезоне особенно актуальными являются сапоги-чулки. В производстве такие модели изготавливаются из тонких материалов: замши, нубука, плотной стрейчевой ткани и трикотажного полотна. Особенность таких сапог - плотное облегание ноги по всей длине. Если очень хочется обзавестись модными сапогами-чулками, можно переделать имеющуюся обувь. Первый вариант - обтянуть тканью верх ботинок, туфель или сапог.

Минус этого варианта - сложно выполнить без перекосов и заломов в районе подъема стопы. Или использовать только тонкую сильно тянущуюся ткань. Для работы понадобится сама переделываемая обувь, или текстиля, чтобы закрепить ткань на обуви.

Второй вариант - выпороть старое голенище из сапог и вместо него пришить новое из выбранного материала по оставшимся проколам от распущенной строчки. Для такой модели можно использовать выкройку легинсов, сделав желаемую высоту голенища. В верхней части сапог нужно пришить резинку для того, чтобы чулок не сползал.

Экстравагантный вариант - кружевные сапоги-чулки. Кружевом можно преобразить а также босоножки. Если материал не тянется, голенище делается свободным, но вверху его должна удерживать эластичная тесьма.



Публикации по теме