Какие драгоценности российских монархов хранятся в алмазном фонде московского кремля. Большая императорская корона екатерины второй

Большая Императорская Корона. В настоящее время Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации. Большая императорская коронаРоссийской империи - главный символ власти российских монархов.


Это невозможно в силу ряда причин: бриллианты царской короны имеют устаревшую огранку. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом. Корона изображена у ног императрицы в ансамбле памятника Екатерине II в сквере у Александринского театра в Санкт-Петербурге.

Екатерина II, взойдя на трон после не успевшего короноваться Петра III, заказала знаменитую Большую Императорскую корону, которой в будущем коронуются все её потомки (ныне в Алмазном фонде). До революции сохранилось лишь 2 из таких корон. Кроме того, до определенного периода аналогично разбирали и «венчальные короны» невест, хотя потом стали короноваться одной сохранившейся.

Императорская венчальная корона (1840/1884) - бриллиантовая венчальная корона работы знаменитой петербургской фирмы «Болин». Корона Елизаветы Петровны (1742) - была выполнена ювелиром И. Г. Цартом, которому помогали русские и иностранные мастера и ученики.

Отзывов (2) на «Короны российской империи… (13 фото)»

Герб увенчивает Финляндская корона. Этой короны на самом деле не существует, но в силу Высочайшего Повеления от 1857 года она должна была изображаться в гербах Финских губерний и города Гельсингфорса (ныне Хельсинки). Но в Финляндских сочинениях герб Великого Княжества был представлен короной западноевропейских Великих Княжеств. Т. LXX. - СПб., 2013. - С. 102–114; Быкова Ю. И.. К вопросу об авторстве коронационных регалий императрицы Анны Иоанновны // Московский Кремль в государственной жизни России.

Часть экспонатов для проекта предоставлена российскими архивами и крупнейшими музеями, в том числе Эрмитажем, но основная их масса впервые за несколько десятилетий покинула Оружейную палату. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета - благородная шпинель величиной 398,72 карата. Неудивительно, что эта корона стала главной имперской регалией – ей были коронованы все российские императоры. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г. Сейчас представлена а собрании Алмазного фонда России.

Также как и корона, держава была изготовлена для коронации императрицы Екатерины II Великой придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом. Шапка Мономаха - главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России.

Была изготовлена в 1682 году для «дуэтного» венчания юного Петра I на царство – настоящая же шапка Мономаха была на голове его брата Ивана V. Судя по всему, больше этой шапкой никто не пользовался. В центре каждого «городка» - крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон - «шапок».

Сегодня эта корона венчает герб Астрахани. Была переделана из серебряной короны Петра I, в которую ювелиры вмонтировали около 2500 алмазов, рубинов. Этой же короной 20 лет спустя короновалась императрица Елизавета Петровна. В 1822 г. бармы были найдены царскими археологами и отданы в Оружейную Палату.

Копия, изготовленная компанией «Смоленские бриллианты» в 2012 году. Авторы не ставили задачу точно повторить оригинал. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти. В русском царстве использовались Шапки Русского царства, в частности, для коронаций - Шапка Мономаха.

Также в Российской империи использовалась Древняя царская корона, которая на самом деле не существует. Входит в комплект к Большой императорской короне. Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора. Она составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Да, корона вдовы Петра Великого была разобрана, лишена драгоценностей, которые пустили в дальнейший оборот. В Оружейной палате сохранился каркас из позолоченного серебра. Венец Петра II хранился в казне год, после чего его превратили в набор камней и ценнометаллического лома. Анна Иоанновна сохранила императорскую корону, но взлетевшая на трон Елизавета велела изготовить новый венец. Помимо того, что традиция ещё не сложилась, изящная дочь Петра не могла стерпеть, чтобы на её прелестную головку возложили тяжёлую, старомодную штуку, годную только для мужиковатой кузины. И получила для коронации прелестный ажурный венец. Но и его разобрали.

Двадцать лет не было необходимости что-то изобретать, но после смерти Елизаветы Петровны жена нового императора, Екатерина Алексеевна, заказала погребальную корону. Её изготовил швейцарец Экарт, но ошибся размером. Исправил ошибку француз Позье, закрепив венец винтами на челе усопшей и не имевшей более возможности протестовать императрицы. Умения обоих ювелиров пригодятся через несколько месяцев, когда в июне 1762 года совершится государственный переворот. Бецкой, один из заговорщиков, намекнув Екатерине на свою особенную роль в её воцарении, получил как милость ответственность за всё, что будет на императрице во время коронации. И взялся за дело. Поручив Экарту и Позье изготовить новую, невиданную, Большую корону, Бецкой разрешал бесконечные споры двух ювелиров, поставлял им из сокровищницы сотни драгоценных камней и десятки жемчужин, находил золотой и серебряный лом. Именно он предложил увенчать корону невиданным лалом, привезённым из Китая ещё при Алексее Михайловиче. Камень считали рубином, однако это близкая к нему благородная шпинель. Как бы то ни было, красив он невероятно.

Коронационный портрет Екатерины II. Стефано Торелли, между 1763 и 1766 годом

Ювелиры и хлопотливый Бецкой подарили императрице шедевр. Тончайшая вязь, стремительные лавровые и дубовые ветви, камни и жемчужины, искусно встроенные в ажурную конструкцию, — всё это превращало Большую корону в символ нового царствования, обещавшего быть светлым, бодрым и разумным. По сравнению с предшественницами вес её был невелик — около двух килограммов. Как ни странно, преемственность и наследственность этого атрибута власти утвердил Павел Петрович. Причём дважды. Он не только сам венчался короной, изготовленной для нелюбимой им матери, но и посмертно короновал ею низложенного Екатериной отца. С тех пор сто лет российские императоры венчались одной и той же Большой короной. Последний раз её видели на голове самодержца при открытии Первой Государственной думы. Во время Великой войны её вместе с другими драгоценностями эвакуировали из Петрограда в Москву.

Сокровища разделили на «исторически ценные» и прочие

Но вот революция… В 1920 году декретом Ленина создаётся Государственное хранилище ценностей — Гохран. В том же году другим декретом организуется продажа драгоценностей за границу. Но это пока реквизированные, «не царские», золото-бриллианты. В 1922 году под руководством знаменитого профессора минералогии Александра Ферсмана работает комиссия, описывающая содержимое ящиков, привезённых в 1914 году в Оружейную палату. Там и Большая корона.

Тогда же сокровища разделили на «исторически ценные» и прочие, которые можно было распродавать. В 1923 году часть ценностей оказывается в Чите. Многое исчезает. Коллекция истончается по двум направлениям: государственная распродажа и воровство. И воруют не страстные монархисты и не агенты иностранных разведок, как это мило показано в завершающем фильме трилогии о «Неуловимых мстителях». Там хитроумный штабскапитан Овечкин (артист Джигарханян) прикидывается то часовщиком, то чекистом, то пролетарием и похищает корону Российской империи.

Но ещё более хитроумные Данька — Ксанка — Яшка — Валерка при помощи раскаявшегося рецидивиста Нарышкина возвращают сокровище народу. Нет, воровали и распродавали настоящие пролетарии и чекисты. В 1925 году коллекция царских драгоценностей насчитывала более семисот предметов, в 2017-м их было менее двухсот… Большая императорская корона уцелела. Показавшись на выставке 1925 года, она не уехала ни к Арманду Хаммеру, ни в какую-нибудь сверхтаинственную коллекцию. Она просто скрылась от народа, который был торжественно объявлен её хозяином. С 1967 года корону снова можно видеть в Алмазном фонде. Так лучше. Надеюсь, она не придётся впору никакой голове.

Изображение для лида: Wikipedia.org

Изображение для анонса материала на главной странице: ok.ru

24 марта 2014, 14:10

До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения августейшим особам создавали лучшие мастера тех лет. Ювелиры Романовых развивали модные направления, придавали им национальные черты. Как только появлялись новые тенденции, они тот час же учитывались, но роскошью и композиционным решением часто превосходили европейские аналоги.

Большая императорская корона. Была заказанна Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.

По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казённые драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.

Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий – времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки – грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием – типична для старинных индийских камней.

Скипетр. Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб – двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный – по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.

У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранён октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет лёгкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIII в.

Неизвестно, что было с этим камнем, пока им не завладел правитель Персии Надир-шах, после его смерти алмаз выкрали второй раз и камень оказался в руках купца из Джульфы в Армении Григория Сафраса. Сафрас поместил камень в банк Амстердама, позднее продал камень племяннику своей первой жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который впоследствии перепродал алмаз графу Орлову. Орлов подарил камень Екатерине II.

Малая императорская корона. Малая императорская корона представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства, которое было создано для того, чтобы осуществить коронацию супруги Александра II – Марии Александровны. Ювелир Зефтиген, изготовил эту уникальную корону в 1856 году по эскизам сделанным Л. Д. Дювалем еще в 1797 году.

Для того, чтобы изготовить корону понадобилось 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 алмазов, ограненных огранкой роза, несмотря на такое большое количество, вес алмазов составил 9 карат. На изготовление малой короны ушло 256,96 граммов серебра и 2,26 граммов золота.

В общем корона весила 378,39 граммов, а высота ее всего 13 см. Диаметр нижней части малой короны российской империи составил всего 12 см. Чтобы она держалась на голове, ее прикрепляли к прическе специальной шпилькой. По своей форме малая императорская корона напоминает большую корону российской империи, украшенную благородной шпинелью. Поражает своей красотой бриллиантовое кружево в серебряной оправе.

Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного. Бриллиантовой цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из двадцати съёмных звеньев. В ней чередуются розетки с вензелем Павла I и с Андреевским крестом и двуглавым орлом.

Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трёх звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I, эта цепь, вне всякого сомнения, была создана в первой половине XIX века.

Императорский венчальная корона. Бриллиантовая корона - часть подвенечного наряда Великих княгинь. Императорский венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро.

Свадьба принцесса Елизаветы Гессенской и Рейнской с Великим князем Сергеем Александровичем, 1884 г.

Венчание Их Императорских Величеств, 14 ноября 1894 г.

Бриллиантовая диадема с розовым бриллиантом. Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом – единственная из диадем 19-20вв., находящаяся в России. До начала 20 века использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Почти треугольная форма диадемы до сегодняшнего дня сохранила название «кокошника».


Большая диадема императрицы Александры. “Lovers knot” диадемы, мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста) с 113 жемчужинами.

Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом.

художник Н.Бодаревский портрет Александры Федоровны

на открытии Гос.Думы

Жемчужная диадема работы К. Болина. Вторая жемчужная диадема была создана К.Болином в 1842 г. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин. В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его.

Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос (правительство Филлипин пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион).


Диадема и ожерелье из парюры императрицы Марии Федоровны. Диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Фёдоровны в начале 1880х годов. Все жемчужины – из хранилища кабинета Его Величества – поражают безукоризненной правильной формой и изумительным блеском.

Справа – брошь из парюры из этой же папюры. В центре – браслет из трёх ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймлённого бриллиантами. Слева – брошь с жемчужиной, окаймлённой бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже – подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.

Ожерелье Великой княгини Марии Павловны . Колье, выполненное Картье в 1900 г. для великой княгини Марии Павловны, с шестью нитками жемчуга и двумя большими императорскими орлами, усеянными бриллиантами.

Сollier russe. Русское колье предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Ещё один свадебный подарок дочери Александра II – роскошная бриллиантовая tiare russe (русская тиара). Эту тиару унаследовала дочь Марии Александровны, королева Румынская Мария.


Мария герцогиня Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская, в русской тиаре.

Диадема с бирюзой (Фаберже, 1890-е гг.) Бриллиантовая диадема с 54 бирюзовыми кабошонами в золоте и серебре принадлежала Императорской семье России, утрачена во время революции.

Диадема с сапфирами. Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Мотив цветков василька, переплетающихся линий и королевской лилии – пример эклектики 1890-х гг. Подобные мотивы использовались еще в 1870 гг. ювелирами Бушерон в рубиновой диадеме 1878 г.


Изумрудная диадема с чередующимися арками и бантами в стиле рококо. Диадема из парюры, заказанной императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже в 1900 г. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты – южно-африканского происхождения). Все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырехугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.


Императрица Александра Фёдоровна с венцом на голове запечатлена на портрете, написанном Н.К. Бодаревским в 1907г

Диадема "Русское поле". Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19в. Для вдовы Павла I императрицы Марии мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре. Она была причислена, согласно завещанию Марии Федоровны, к числу коронных драгоценностей после ее смерти.


Большая сапфировая диадема. Классицизм и ампир, как его позднее проявление – это большая сапфировая диадема. Предположительно, работа мастерской Дювалей. Большая сапфировая диадема (реконструкция) могла вернуться в Россию после смерти дочери Павла I Александры. Аналогичная по рисунку диадема принадлежала королеве Нидерландов Софии (супруга Вильгельма III), но вместо 5 сапфиров между стилизованными ветвями лавра были закреплены геммы. Известно, что нидерландский вариант украшения создан в мастерской Дювалей, следовательно, и сапфировая диадема, хранившаяся в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, вышла из знаменитой мастерской. Эскиз подобного композиционного решения хранится в ГИМе, а в 1902 г. великая княгиня Елена Владимировна получила от матери диадему, созданную Картье, мотив которой очень напоминает дювалевские произведения.

Сапфировая папюра. Состоит из сапфировой диадемы-кокошника и броши.

История кокошника с сапфирами восходит к первой половине XIX в. В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Фёдоровне, урождённой принцессе Фpедеpике-Луизе-Шаpлотте-Вильгельмине, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы, в честь их восшествия на Российский престол. Кокошник дополняла великолепная сапфировая брошь с подвесками.

Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Фёдоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урождённой принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе её сравнивали с Екатериной II. При жизни мужа Мария Павловна кокошник не носила и только после его смерти в 1909 году решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съёмными и могли носиться, как броши. Картье лично передал это уникальное ювелирное изделие заказчице в Санкт-Петербурге.

В 1910 году великой княгине захотелось иметь корсажное украшение, которое составило бы парюру с полюбившимся ей кокошником. Она снова предоставила Картье несколько украшений с тем, чтобы ювелир разобрал их и использовал камни в новом изделии (на снимке – внизу). В качестве центрального элемента украшения ювелир использовал овальный сапфир массой 162 карата.


Великая княгиня Мария Павловна в сапфировой парюре. Портрет кисти Бориса Кустодиева. 1913 г.

— главный символ власти российских монархов, ею венчались на царство все российские самодержцы, начиная с основательницы Эрмитажа Екатерины II в 1762.
Пышность и великолепие всегда отличали русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства.
Настоящим мировым шедевром ювелирного искусства стала Большая Императорская Корона. Ей нет равных среди европейских коронных ценностей. Создана она была для коронации Екатерины II в 1762 году Иеремией Позье при участии других мастеров. Работа над Короной продолжалась два месяца и осуществлялась без применения высоких технологий. Оригинал Большой Императорской Короны выполнен из серебра и золота, инкрустирован бриллиантами (4936 штук), украшен жемчужинами (75 штук), венчает Корону редкий драгоценный камень ярко красного цвета – благородная шпинель величиной 398,72 карата.
Последний раз корона использовалась в государственных мероприятиях по своему прямому назначению в 1906 году — на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II.
В наши дни оригинал хранится и его можно увидеть только в Алмазном фонде Российской Федерации в Москве на территории Кремля.

В честь 250-летия всемирно известного музея Официальная Гостиница Государственного Эрмитажа и ювелирная группа «Смоленские бриллианты » дарят Вам уникальную возможность прикоснуться к историческому величию России. Блистательный век Екатерины, роскошь и изящество Императорской России, блеск и слава подлинного Санкт-Петербурга. Ощутите неповторимую атмосферу в , в которой искусно слились прошлое и настоящее!
В эти дни в свободном доступе на территории гостиницы настоящий ювелирный шедевр наших дней от русского ювелирного бренда – реплика Большой Императорской Короны, созданная смоленскими ювелирными мастерами!

Вот какими словами охарактеризовал современное воплощение Большой Императорской Короны главный хранитель алмазного фонда России Евгений Гапанюк: «Не поворачивается язык назвать этот шедевр репликой. Это самостоятельное произведение ювелирного искусства самого высочайшего уровня, созданное с явной любовью к России и уважением к ее великой истории. Нельзя не отметить великолепное звучание изумительных смоленских бриллиантов».
Новая Большая Императорская Корона интересна тем, что современные технологии позволили применить весь арсенал технических возможностей и создать произведение ювелирного искусства 21 века. Беспрецедентный ювелирный проект был осуществлен ОАО «ПО «Кристалл» и ювелирной группой «Смоленские бриллианты» с использованием российских бриллиантов, ограненных по идеальным параметрам классификации Triple и DoubleExcellent. Игра и блеск бриллиантов знаменитой «русской огранки» с их идеальной геометрией, симметрией и качеством полировки поверхностей позволили максимально показать природную красоту алмаза в современном воплощении Короны.
Реплика Большой Императорской Короны создана в ознаменование полувекового юбилея алмазообрабатывающей отрасли России, флагманом которой является смоленское производственное объединение «Кристалл» и 10-летия его дочерней структуры – ювелирной группы «Смоленские бриллианты». Появление новой Короны приурочено к целому ряду знаменательных исторических юбилейных дат, выпавших на 2012-2013 годы: 250-й годовщина коронации императрицы Екатерины II, 400-летие династии Романовых и 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года.
При создании реплики авторы не ставили задачу точно повторить оригинал, простое копирование не позволило бы продемонстрировать технологический прогресс и высшую степень мастерства, достигнутого ювелирами и огранщиками в наши дни. Реплика Большой Императорской Короны стилистически повторяет оригинальное изделие, но по многим параметрам превосходит его.
Над новым ювелирным шедевром на протяжении полугода трудились более 60 смоленских мастеров. В воссозданной смоленскими мастерами Большой Императорской Короне использовано 11 352 бриллианта идеальной огранки и высочайших качественных характеристик. Корона изготовлена из белого золота, сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами из 74 натуральных крупных жемчужин белого цвета. Корону венчает редкий по величине ювелирный камень благородного рубиново-красного цвета – природный рубеллит (турмалин), массой 384.71 карата. Новое драгоценное чудо предстает перед публикой, по-настоящему ослепляя блеском и игрой камней!
Также на территории гостиницы Эрмитаж в ювелирном салоне «Смоленские бриллианты» Вы можете увидеть и другие уникальные изделия ювелирных мастеров из Смоленска. Это прекрасная возможность приобрести искусные изделия и реплики знаменитых сокровищ! Соприкоснитесь с живой историей и богатствами России!
В рамках проекта «Смоленские бриллианты в Эрмитаже» впервые воплощены нереализованные подлинные эскизы фирмы Фаберже из фондов музея. Эскизы брошей, подвесок, колье, диадем, колец, запонок, различных аксессуаров фирмы К. Фаберже – исполнены на высочайшем профессиональном уровне и отражают практически весь спектр художественных вкусов и предпочтений состоятельной публики рубежа XIX-XX веков. Воплощение в жизнь некоторых из них мастерами ювелирной группы «Смоленские бриллианты» является интересным экспериментом, позволяющим оживить проекты художников-ювелиров, пожалуй, самой известной российской ювелирной фирмы прошлого столетия. Созданные по этим уникальным эскизам изделия коллекции «Неизвестный Фаберже», а также коллекция «Золото Скифов» (реплики золотых вещей скифского времени из собрания Государственного Эрмитажа) – представлены в новом салоне ювелирной группы «Смоленские бриллианты» на территории гостиницы.
Вы никогда не мечтали – подобно царской привилегированной особе – провести ночь в роскошных покоях Эрмитажа? Отпраздновать в дворцовых интерьерах знаменательное событие своей жизни или провести приятный вечер с изысканными блюдами и напитками в кругу друзей в атмосфере императорской резиденции, наслаждаясь чарующими звуками живой музыки? Теперь впервые это стало возможно — подарите себе незабываемые мгновения в уникальной гостинице знаменитого музея – в единственной в мире официальной гостинице Эрмитажа.
Приходите в гостиницу Эрмитаж и Вы своими глазами «вживую» увидите величественное сияние коллекционного произведения ювелирного искусства – потрясающего воплощения Большой Императорской Короны от «Смоленских бриллиантов»! Ваши незабываемые мгновения в дворцовых интерьерах в сиянии тысяч бриллиантов Короны!
Кроме того для Вас в гостинице Эрмитаж:
— «Золото Скифов» и «Неизвестный Фаберже» из серии «Из Сокровищницы Государственного Эрмитажа», другие эксклюзивные ювелирные коллекции от «Смоленских бриллиантов»;
— прекрасные избранные изделия из фарфора от Императорского фарфорового завода;
— бронза, скульптура, альбомы, репродукции, сувениры и другая эксклюзивная официальная продукция Эрмитажного магазина!
И наконец, также для Вас — уникальные номера, Императорская кухня в ресторане «Екатерина Великая», разнообразие блюд в ресторане «Микеланджело», уютный Лобби-бар с широким выбором закусок и напитков, 8 потрясающих залов для проведения праздничных и деловых мероприятий, потрясающая панорама Санкт-Петербурга с просторной террасы, живая музыка и многое другое. Лучшие традиции русского гостеприимства и подлинная атмосфера настоящего Санкт-Петербурга! Ещё одна жемчужина в коллекции Эрмитажа – Искусство гостеприимства, гостиница Эрмитаж.

На обратной стороне открытки надпись:
"Серебро, бриллианты, жемчуг, шпинель
Высота с крестом -27.5 см
1762 год. Мастер И. Позье
Алмазный фонд СССР".

Имперская регалия с 1762 до 1917 г.
Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см.
Масса короны - 1993,80 грамм.
В верхней части большой короны, сверкает замечательный алый камень. Это красивая шпинель, весящая 398,72 карата.

Это редчайший темно-красный камень исключительной чистоты и прозрачности, своеобразной восточной огранки, который только немного подшлифован из-за неровностей поверхности и желания сохранить ее неправильные внешние очертания.

(Для интересующихся минералогией: Шпинель - сложный оксид магния и алюминия MgAl2O4. Сингония кубическая, тексаоктаэдрический класс симметрии m3m (4/m 3 2/m). Пространственная группа Fd3m. Раньше шпинель относили к «алюминатам», но выяснилось, что кристаллическая структура этого минерала соответствует структуре окислов).

Один из семи исторических камней Алмазного фонда.

Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца.
Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры - В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин. Время реставрационных работ - 454 часа. (Справка из Википедии)

Еще из Википедии:"Большую императорскую корону российской империи по праву можно назвать шедевром ювелирного искусства. В создании этого шедевра участвовали придворный ювелир Георг-Фридрих Экарт и мастер бриллиантовых дел Иеремия Позье. Корона была создана в 1762 году специально для того, чтобы провести коронацию императрицы Екатерины II. Задачей Экарта было создать эскизы короны, а Позье должен был заниматься непосредственным подбором камней.

Перед мастерами было поставлено одно условие, что головной убор не должен быть тяжелее двух килограммов. С такой задачей Позье и Экарт успешно справились, так как вес готового изделия составил 1993,8 грамм.

Не смотря на всю сложность изделия, корона российской империи была создана за сравнительно короткий срок – за два месяца. Интересно, что форма была выбрана в духе восточных традиций. Корона состоит из двух серебряных полушарий, которые должны были символизировать соединение Востока и Запада. Лавровая ветвь в нижней части является символом славы, а дубовые листья и желуди показывали крепость и прочность власти. Если говорить о размерах, то можно отметить, что высота короны составляет 27,5 см., а длина нижней окружности короны составляет 64 см.

В это ювелирное изделие было вставлено более пяти тысяч драгоценных камней. Среди них было 4936 ограненных алмазов. Общий вес этих бриллиантов составил 2858 карат. Помимо бриллиантов использовался жемчуг – для того, чтобы подчеркнуть красоту бриллиантового кружева, было вставлено в два ряда 75 крупных матовых жемчужин. Из драгоценных металлов для изготовления короны примялось серебро и золото. Венчает корону редкий драгоценный камень – благородная шпинель, красного цвета. Вес камня составляет 398,72 карата.

Интересно, что после императрицы Екатерины II большой короной российской империи проводились коронации Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.

Можно смело сказать, что эта корона стала самой знаменитой из всех предшествующих и последующих. В 1984 году этот шедевр ювелирного искусства был отреставрирован. Этим процессом занимались ювелиры В.В. Николаев и Г.Ф. Алексахин, а также художник В.Г. Ситников. На сегодняшний день большая корона российской империи представлена в числе уникальных экспонатов Алмазного фонда России. Вместе с короной российской империи можно увидеть другие императорские регалии - императорский скипетр и императорскую державу".

Сегодня Большая Императорская корона является символом Алмазного фонда России.

Илл. к АЛМАЗНЫЙ ФОНД СССР.1968 ГОД.



Публикации по теме