Конспект НОД «Мои друзья» с детьми старшей группы. Конспект занятия для детей старшей и подготовительной групп «Мои друзья всегда со мной

Цель: учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Развивать коммуникативные способности дошкольников.
Продолжать формировать у детей понятия «друг» и «дружба». Повторить пословицы и поговорки о дружбе.
Воспитывать доброе, уважительное отношение между детьми в процессе общения.
Материал и оборудование: магнитофон, песня «Вместе весело шагать…» и «Голубой вагон»; мяч; микрофон; картинки схемы для рассказа о друге; цветик - семицветик.
Ход занятия. Дети входят под музыку «Вместе весело шагать…» Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну Дружбы.
Часто взрослые вам говорят: «Нужно быть дружными, дружно жить». Подумайте хорошенько и скажите, что значит «дружить»? Вспомните, кто как дружит в детском саду или дома, что вы делаете, чтобы дружба была хорошая. Кто может ответить на вопрос, поднимите руку, а отвечать надо в микрофон по очереди.
Ответы детей.
Воспитатель выслушивает и поощряет ответы детей. Если кто - нибудь ошибается, просит подумать ещё или обращается к другому ребёнку: «А как ты думаешь?»
Воспитатель: Многие дети правильно рассказывают, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что – нибудь хорошее, и не только своему другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.
Тот, кто хорошо дружит, - не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо. Он старается сам объяснить, товарищу, если тот нарушил правило в игре, а не жалуется воспитателю. Если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, покажи ему, научи.
Воспитатель продолжает: Чтобы попасть в страну Дружбы надо пройти трудный путь. Вы готовы?
Садитесь в поезд, и мы отправимся в волшебное путешествие.
Звучит музыка «Голубой вагон».
Воспитатель: Первая станция: «Стихотворная». Сейчас Алина прочитает стихотворение. Девочка читает:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Воспитатель: Так бывает, что играли, играли и поссорились. Как же могут помириться девочки? Подскажите, пожалуйста.
Ответы детей.
Воспитатель: Я пойду и помирюсь,
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу:
«Играть давай!»
А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, немного покачаетесь и уступите качели другим ребятам.
Послушайте стихотворение «Качели», которое прочитает Максим

Представьте, качели – ковёр-самолёт,

На нём отправляюсь в далёкий полёт.

Лечу над полями, лечу над рекой,

А вам на прощанье махну я рукой!

Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе

Я дам полетать на волшебном ковре.

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?

Ответы детей:

Кто жаден, тот в дружбе не ладен.

Для милого дружка и серёжка из ушка.

Старый друг, лучше новых двух.

Нет друга, так ищи; а нашёл, так береги

Друзья познаются в беде и другие.

Воспитатель: Молодцы. Рассаживайтесь в вагоны, поедем дальше. Следующая станция: «Сочиняй-ка».

Надо придумать рассказ о друге. Рассказывать надо по порядку. Вам помогут картинки схемы. Сначала надо сказать: как зовут вашего друга (картинка ребёнка), в какие игры вы играете вместе (картинка мячик) и почему ты с ним дружишь (пустая картинка).

Выслушать рассказы двух, трёх детей.

Воспитатель: Садитесь в поезд. Поехали.

Следующая станция: «Поиграй-ка». Вы знаете, что иногда некоторые дети не умеют себя хорошо вести и поэтому их нельзя назвать друзьями. У меня есть мяч. Встаньте в круг. Поиграем в игру: «Что такое хорошо и что такое плохо…» Я буду говорить плохое качество человека, а вы наоборот хорошее. Воспитатель говорит: злой – это плохо (кидает ребёнку мяч). Кому перекинули мяч, ловит его и отвечает: добрый – это хорошо. Воспитатель называет такие качества, как грубый, трусливый, грязнуля, ленивый. Дети соответственно отвечают: ласковый, смелый, чистюля, трудолюбивый.

Воспитатель: С каким вы хотели бы дружить ребёнком?

Ответы детей.

Следующая игра: «Это я». Воспитатель задаёт вопросы, а дети дружно должны ответить на них, хлопая в ладоши:

1. Кто из вас сюда принёс песни,

Шутки, смех до слёз?!

2. Кто мороза не боится,

На коньках бежит, как птица?!

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

3. Кто из вас, скажите братцы,

Забывает умываться?!

4. Кто, играя в волейбол,

Забивает в окна гол?!

Дети: И не я, и не я, и не все мои друзья.

5.Кто из вас не смотрит хмуро,

Любит спорт и физкультуру?!

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

5. Кто из вас в трамвае тесном,

Уступает старшим место?!

Дети отвечают.

6. Есть, ребята, между вами, те,

Кто помогает маме?!

Ответы детей.

Воспитатель объявляет музыкальную паузу. Надо найти себе пару и потанцевать под песню: «Вместе весело шагать…»

Затем предлагаю детям продолжить путешествие.

Воспитатель объявляет станцию: «Волшебную» и спрашивает:

Зачем надо быть вежливыми, что это значит?

Дети пытаются ответить.

Воспитатель предлагает разыграть сценки:

1. Девочка и прохожий.

Девочка хочет узнать у незнакомого человека время. Покажите, как это надо делать?

Вызвать двух детей. Они показывают, как надо это сделать. Остальные наблюдают, и определяют как выполнено задание.

2. Мальчик пришёл в магазин. Ему хочется купить шоколадку.

Как надо говорить с продавцом. Покажите.

Двое других детей показывают, остальные оценивают правильность увиденного.

Воспитатель: А друг должен быть вежливым? А зачем надо быть вежливыми?

Ответы детей (в микрофон).

Воспитатель: И конечная станция: «Сюрпризная».

Закройте глаза, не подглядывайте. (Вношу цветик – семицветик). А вот и сюрприз! Пока мы с вами играли, у нас вырос цветик - семицветик. На его лепестках написаны «Правила Дружбы». Если вы их будете выполнять, у вас всё будет хорошо. И вы станете настоящими друзьями. А правила для вас мы попросим прочитать гостей.

Гости читают для детей правила дружбы.

В заключении ребёнок читает стихотворение:

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как травы с лугом,

Как ветер- -с морем,

Поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами…

Цель: закрепить понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;

развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;


развивать умения аргументировать свою точку зрения;

формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)

содействовать формированию дружного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Тема: «Мои друзья».

Цель: закрепить понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;

развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;

помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами;
развивать умения аргументировать свою точку зрения;

формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)

содействовать формированию дружного коллектива.

Ход НОД.

Дети сидят в кругу. Взявшись за руки.

Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

Ребята, давайте произнесем нашу речевку:

Детский сад - наш добрый дом,

Хорошо нам будет в нем.

Вместе будем мы играть.

Веселиться, рисовать.

Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая их одна на другую, и говорят девиз: «Один за всех и все за одного».

Ребята, сегодня мы будем говорить о дружбе. Давайте все вместе споем знакомую, хорошую песню, которая называется «Песня о дружбе».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг:

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит-

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить водой»,- шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь-

Вот что значит настоящий лучший друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту-

Вот что значит настоящий, верный друг.

Дети, о чем говорится в этой песне? (ответы детей).

Что такое дружба? ? (ответы детей).

А у нас в группе дети умеют дружить? (ответы детей).

Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он. (Рассказы детей о друзьях по желанию.)

Дети, а бывает такое, что друзья ссорятся? ? (ответы детей).

Кому нравится ссорится с друзьями? ? (ответы детей).

Что надо делать, чтобы не ссориться? (ответы детей).

(Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать…)

А теперь рассмотрим картинки с иллюстрациями следующих ситуаций.

Ситуации.

1. Мальчики играют в мяч, а девочки стоят рядом и плачут.

Вывод: (ответы детей).

2. Мальчик играют с красивой игрушкой девочка сидит рядом.

Вывод: (ответы детей).

3. Девочки читают одну книжку.

Вывод: (ответы детей).

4. Мальчики качаются на качели.

Вывод: (ответы детей).

5. Дети построили из песка высокую башню.

Вывод: (ответы детей).

6. Девочки разделили яблоко пополам, едят вместе.

Вывод: (ответы детей).

Дети, догадались, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.)

А если у кого нет друга, можно его найти? (Можно.)

Послушайте, что говорит русский народ о дружбе.

Нет друга - так ищи, а нашел- береги!

Настоящий друг познается в беде.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Дружба – самое дорогое сокровище.
Дружба- дороже денег.
Без друга в жизни туго.

Физкультминутка

«Жук».

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке

Жу –жу-жу-,жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Кто догадался, отчего стало скучно детям? (Оттого, что они поссорились, не хотели делиться игрушками, не уступили друг другу, не организовали общую игру, стали играть по одному. А играть одному скучно, неинтересно.)

Правильно! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом.

А сейчас давайте представим себе вот такие ситуации.

1. Два друга, Миша и Витя шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступит Миша? Что он сказал Вите? (Ответы детей).

2. Две подружки, Марина и Аня, пришли в школу. Стали готовиться к урокам, и вдруг выяснилось, что Аня забыла учебник дома. Начался урок, учительница дала задание списать с учебника задачу.

Марина сидела и выполняла задание , а Аня рядом плачет, потому что Марина сказала, что каждый должен списывать со своего учебника, и не дала ей книгу. Как вы думаете, можно назвать Аню и Марину подругами? Почему? Как бы поступили вы? (Ответы детей).

Ребята, вы знаете очень много детей во дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьям? (Нет).

Знакомых очень много, а друзей мало. А кто знает, отличаются знакомые от друга? (Ответы детей).

Какие чувства связывают настоящих друзей? (Дружбы, взаимопонимание, миролюбие, взаимовыручка, взаимопомощь, доверие, любовь…)

Молодцы, ребята! Очень много есть книг о дружбе и друзьях. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
- Значит, друзьями могут быть не только сверстники.

Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей.

(Кошка Муренка «Серебряное копытце», кот Матроскин и пес Шарик «Трое из Простоквашино». Конек- Гарбунок «Конек- Гарбунок, Серый Волк «Иван- Царевич и Серый Волк» Золотая рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке», Щука « По щучьему велению» , Собаки «Пожарные собаки»…)

Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья животные? (Ответы детей.)

Можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать для того, чтобы цветы стали нашими друзьями? (Ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять). А как вы думаете: что нужно делать, чтобы весь лес стал твоим другом? (Оберегать его, охранять, не ссорить, не рубать деревья, не ломать ветки не рвать цветы, не пугать зверей.)

Дети, а с книгой дружить можно? (Ответы детей). Как нужно дружить с книгой? (Читать книги, беречь их, чинить, если порвались).

Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.

Правила:

Уступать.

Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить.
Не злиться.
Не жадничать.
Помогать друг другу.
Быть честным.

Быть вежливым, внимательным.
Итог. Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза . - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Давайте протянем своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.


Цель: формирование представления у детей понятия о дружбе.

Задачи:

  • Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми
  • Создавать теплое, радостное настроение, способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость
  • Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, двигательных – в процессе музицирования
  • Закреплять знания пословиц о дружбе
  • Содействовать развитию у детей памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью различных игровых ситуаций
  • Развивать общительность и коммуникабельность
  • Воспитывать в детях умение по настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми

Интеграция ОО: коммуникация, познание, социализация, художественная литература, музыка.

Материал и оборудование:

  • аудиозаписи песен музыка Гладкого, «Здравствуйте ладошки» , «Если весело живется, делай так» , «Дружба» ансамбль Барбарики
  • цветок, сделанный из бумаги; маркеры; клей; смайлик – улыбка.

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку Гладкого «Ничего на свете лучше нету…» и садятся на стулья, поставленные по кругу.

Психолог: - Доброе утро ребята! Давайте поздороваемся, передавая мяч по кругу, друг с другом разными словами приветствия и назовем своего соседа ласково по имени.

Психолог: - Поиграем в игру «Ласковые руки - добрый взгляд - приятная улыбка» . Положите свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотрите ему в глаза и улыбнитесь. И так по кругу.

Психолог: - Поиграем с вами в игру «Здравствуйте ладошки» слова и музыка М.Картушиной (музыкальное сопровождение)

В зал заходит Лентяйка.

Лентяйка: Что здесь так шумно? Спать мне не даете!

Психолог: А ты кто?

Лентяйка: Я? Ой, я бы сказала. Но мне лень разговаривать!

Психолог: Да ты лентяйка!

Лентяйка: Да!

Не привыкла я к порядку, делать не люблю зарядку.
Не люблю трудиться, а люблю лениться.
И даже веселиться мне бывает лень,
Только бы лениться, лениться целый день!
И всех вас я своей ленью заражу!

Читает заклинание

Чтобы даже лучик солнца не пробрался к Вам в окно.
Вы, мальчишки и девчата, сладко спите целый день.
Вас накроет покрывалом и споёт вам песню Лень!

Психолог: (зевает) Ребята, кажется, я заразилась ленью. Ой, и вы начинаете лениться! Нужно скорее прогнать лень, пока не стало слишком поздно! Я знаю одно заклинание.

Для этого нам нужно стать всем около своих стульчиков и повторять за мной.

Звучит подвижная игра – песенка "Если весело живется делай так" (музыкальное сопровождение)

Психолог: Вот ребята мы и победили с вами лень! (Садятся на места)

Лентяйка: Я тоже, тоже хочу веселиться! Я больше не хочу лениться! Вот только веселиться мне не с кем, ведь друзей у меня нет!

Психолог: Не расстраивайся, мы с ребятами будем с тобой дружить. Садись с нами рядом.

Лентяйка: Я очень хочу с вами дружить, вот только я столько ленилась, что забыла, что такое дружба.

Психолог: Не грусти, наши ребята расскажут тебе, что такое дружба.

Психолог: Ребята, ведь вы все любите смотреть мультфильмы и слушать сказки? Вспомните героев, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.

Чебурашка и …
Белоснежка и …
Малыш и …
Чип и.

Маша и.
Сестрица Аленушка и.

Психолог: Есть много пословиц о дружбе. Я вам буду читать первую часть пословицы, а вы должны ее закончить:

  • Нет друга-ищи… (нашел-береги)
  • Не имей сто рублей… (а имей сто друзей)
  • Крепкую дружбу … (и топором не разрубишь)
  • С хорошим другом горы свернёшь, с плохим… (горя хлебнёшь)
  • Сам погибай, а … (товарища выручай)
  • Старый друг лучше … (новых двух) .

Лентяйка: Спасибо! Теперь я поняла, что значит дружить! (Расстраивается) Раньше у меня было много друзей, и мы с ними весело играли! Вот только как играть… (чешет затылок) я что – то не очень хорошо помню.

Психолог: Давай играть с нами, и ты все обязательно вспомнишь! А я как раз знаю интересную и веселую игру.

Дети под музыку разбегаются и бегают в любом направлении. Музыка заканчивается, на сигнал, «Ты не спи и не зевай, быстро пару выбирай!» встают парами, с тем с кем стояли изначально.)

Лентяйка: Ребята, А вы много знаете добрых и волшебных слов? А вот сейчас мы и проверим!

Психолог: Поиграем в игру «Вежливые слова» .

Дети передают мяч по кругу и каждый называет вежливое слово. (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста и т.д.)

Психолог: Молодцы, много вежливых слов знаете!

Психолог: Неужели ты опять ленишься!

Лентяйка: Нет же! Я просто хочу еще немножко поиграть!

Психолог: Давайте вместе сделаем следующее упражнение.

Физ. минутка:

Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней смотри.

Психолог: В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят, но никто не обижается, так как они умеют договариваться друг с другом. Тогда давайте попробуем придумать правила, зная которые вы сможете сохранить вашу дружбу и не будите ссориться. И запишем их на лепестки цветка. (Предложения детей.)

  1. Делись игрушками.
  2. Не обзывай друга.
  3. Помогай в трудной ситуации.
  4. Улыбайся другу.
  5. Не злись на друга.
  6. Не ломай игрушки друга.
  7. Сохраняй тайны друга.
  8. Чаще улыбаться, быть приветливым.
  9. Помогайте тому, кто нуждается в помощи.
  10. Не отбирать игрушки.
  11. Не жадничать.
  12. Говорить вежливые слова и др.

Психолог: Как вы думаете, с чего начинается дружба. (с улыбки) .

Давайте в центр нашего цветка наклеим смайлик – улыбку.

Психолог: Давайте возьмемся за руки и скажем.

Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всегда будет хорошо,
Будет радостно, светло!

Психолог: «Я предлагаю вам свою дружбу» и передам ее по кругу. Нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло» , т.е. я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Психолог: Молодцы ребята! На этом наше занятие заканчивается. И под веселую песню «Дружба» ансамбля Барбарики пойдемте в группу.

Тема: «Спасти заколдованную принцессу» занятие на развитие творческого воображения детей в старшей группеД/О № 40 «Балдаурен» воспитатель: Вивтоненко Наталья Ивановна
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказок. Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе. Ожидаемые результаты:1. Дети не будут бояться ошибиться при высказывании своих мыслей.2. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.3.Подымется на более высокий уровень фантазия, воображение, мышление.
Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями. Кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, клубок из ниток, игрушка – заяц, одеяльце, домик – теремок, кукла – Принцесса, предметные картинки к игре «Теремок» на каждого ребенка, модели к сказке «Козел и лиса», яблоки.
Ход занятия:
Утренний круг: В круг скорее становитесь, Крепко за руки держитесь, 1-2-3-4-5 Сказку будем начинать.

Воспитатель: Я сегодня принесла вам чудесный сундучок
1-2-3 чок-чок отворяйся сундучок. Отварился сундучок, Появился тут клубок.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, для чего нам нужен клубок? Воспитатель: как он нам может помочь?Дети: указать дорогу, поможет попасть в сказку, поможет найти какой - то предмет.Как такой клубок называется?
Дети: волшебный.
Воспитатель: ой, и правда, ожил наш волшебный друг и зовет всех вместе в путь. Куда же нас клубочек ведет.
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
Воспитатель: посмотрите, какая красивая вуаль, что же спрятано за ней? Можно я одни глазком посмотрю. Ребята, скажу вам, что это не живой предмет, попробуйте отгадать.
Проводится игра «Данетка»
Дети: это книга?
Воспитатель: нет.Дети: это игрушка?Воспитатель: нет.
Дети: может кукла?Воспитатель: нет. Дети: это домик?
Воспитатель: да!
(Воспитатель снимает вуаль) Воспитатель: в одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая фея. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко - накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу?
Ответы детей. (Пример: «победить злую фею», «решить задания»)
Чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: Да.
Воспитатель: Смотрите, нас клубочек зовет за собой, что же он хочет нам показать?
(подходят к дереву и находят конверт) это письмо от Доброй Феи (читает письмо)
Чтобы расколдовать принцессу, вы должны выполнить задания, и только тогда она пробудиться ото сна.
Вот первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?Уши у кого - длинней?В огороде ест морковку,и капустную листву,удирать умеет ловко,Если встретит вдруг лису...Сильно глазками косит,всех боится и дрожит...
Дети: Заяц
Воспитатель: правильно. Клубочек снова зовет за собой. Обращает внимание на зайку, сидящего под деревом. Смотрите, да ведь это зайка. Он весь мокрый и грустный. Если мы сможем ему помочь, то мы выполним первое задание и откроется первое окошко в замке. Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
(Обсуждение с детьми противоречий в погоде)
Воспитатель: что хорошего в дожде? (Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя, можно бегать по лужам босиком) Воспитатель: а что плохого в дожде? Дети: можно простудиться и заболеть, ели долго будет идти дождь, погибнут деревья, животные и птицы.
Воспитатель: значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь - это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …
Воспитатель: а что хорошего в солнце? (Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло, можно на речке купаться, загорать…) Воспитатель: А что плохого может быть в солнце? Дети: когда жарко - голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
Воспитатель: выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое. Как мы можем помочь зайцу?
Дети: высушить, согреть одеяло, посадить на солнышко.
Воспитатель: давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. Ребята, а кто мне назовет сказки, в которых главный герой заяц?Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц - хваста» и т.д.
Воспитатель: мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, окошко в замке открылось. И нас клубочек приглашает присесть на ковер. Садитесь на ковер, а я прочту загадки:
Борода, да рожкибегут по дорожке. (Козел)
Длинный хвост, сама – краса,Это рыжая …(Лиса)
Воспитатель: узнали название сказки?Дети: «Козел и лиса»
Воспитатель: а второе задание такое, надо рассказать сказку «Козел и лиса», используя модели, если мы выполним задание, откроется второе окно в замке. Как вы думаете, кто из вас выполнит это задание? (выбирается один ребенок рассказчик) Воспитатель: каким голосом лиса просила спрыгнуть козла в колодец?Дети: добрым голосом, ласковым.Воспитатель: каким тоном разговаривала лиса в колодце с козлом?Дети: грубым голосом.Воспитатель: чему учит сказка?Дети: век живи, век учись.Воспитатель: какие модели использовала Катя при рассказывании сказки?Дети: оранжевый круг – это лиса. Она рыжая по цвету. Треугольник – это козел, он серый по цвету и голова похожа на треугольник.Воспитатель: на какую фигуру похож хозяин? Дети: он высокий с веревкой в руках похож на прямоугольник.Воспитатель: клубочек предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка:
Вот мы репку посадили.И водой ее полили,А теперь ее потянем,И из репы кашу сварим.И будем мы от репкиЗдоровые и крепкие.

Воспитатель: смотрите, второе окошко в замке открылось. Снова нас клубочек зовет в путь. Он нас привел к теремку. Нам надо выполнить третье задание. Вы помните сказку «Теремок»? Давайте вспомним, что же там случилось?Дети: разные животные приходили в теремок по очереди и просились жить. Воспитатель: поиграем в эту сказку? Дети: да.Воспитатель: только игра будет у нас другая. Из вас получить картинки с изображением предметов и будете играть за тот объект, который вам достанется. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?- Я, хозяйка теремка. А ты кто?- Я, домбра. Впусти меня, будем вместе жить. Хозяйка: входи. - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, домбра, а ты кто?- Я, балалайка.- Если скажешь, чем ты на меня похож, то впущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и домбра, и балалайка сделаны из дерева, есть струны. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
Воспитатель: вот и третье задание выполнили, окно открылось. Ребята, снова нас клубочек приглашает на ковер. Нам надо выполнить последнее задание, чтобы открыть дверь в замке. Я расскажу вам сказку «Красная шапочка». Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка: - Не Желтая, а Красная- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
- И пошла Красная шапочка к бабушке, отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
- Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
- Не медведя, а волка.
Волк предложил свою помощь.
Он отправил Красную Шапочку по длинной дороге.
Когда пришла Красная Шапочка к бабушке, волк пил чай с бабушкой.
Нет, он ее съел.
Охотники волка отпустили в лес.Они вспороли волку живот и освободили бабушку.
Воспитатель: вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Аленушка – сестрицы,Унесли братишку птицы.Высоко они летят,Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,И была та девочка не больше ноготка.Кто читал такую книжку,Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,Необычный, деревянный,Он имел предлинный нос.Что за сказка? - Вот вопрос. (Буратино)
Она красива и мила,А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда -Где воды напиться.Очень вкусная водаВ ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) (показ слайдов при отгадывании загадок)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки.
Воспитатель: Что мы сегодня сделали хорошего?Дети: помогли принцессе проснуться. Воспитатель: а как мы помогли?Дети: мы выполняли задания.Воспитатель: как вы думаете, мы справились с заданиями?Дети: да, все окна и двери открылись и принцесса проснулась. Кто нам помогал выполнять задания?Дети: клубочек.Воспитатель: ребята, а давайте мы нашего Зайку подарим Принцессе, чтобы ей не было скучно, она с ним будет играть, вы согласны?Дети: да.(Заключительные слова воспитателя)Воспитатель: не даром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душаИ на любые испытаньяСогласны храбрые сердца,В не терпеливом ожидании, Благополучного конца. Воспитатель: Попрощаемся с гостями, скажем до свидания!

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. И наша группа не является исключением. Мы стараемся создать благоприятные условия для воспитания нравственных чувств у детей с помощью различных методов: игр, упражнений, бесед, чтения рассказов.

Уважаемые родители, воспитатель предлагает вам ознакомиться с одним из проведенных ею занятий по нравственному воспитанию.

Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»

Цель: Научить детей осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения. Развивать дружеские взаимоотношения , уточнять представления детей о том, что значит «уметь дружить», познакомить с пословицами и поговорками о дружбе, закреплять знание цветов. Воспитывать у детей умение сопереживать, быть отзывчивыми.

Материалы: Игрушка Буратино, запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», клубок ниток, карточки с изображением фрагментов сказок.

Предварительная работа : Заучивание стихов про дружбу и друзей. Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативной игры «Клубочек», рисование на тему «Мой лучший друг».

Ход занятия:

1. Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, представляете. Прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела?

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино).

Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад.

Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок?

Буратино: Не знаю, просто так.

Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком.

Буратино: Ой, как интересно!

Проводится игра «Клубочек» (по кругу)

Посмотрите ребята, на клубочек. Сейчас я возьму его, конец ниточки оставлю у себя, а клубок передам Диме, со словами « Дима, ты мой друг», а Дима, держась за ниточку, в свою очередь передаст клубок своему другу, при этом тоже, назвав своего друга. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей, помогая им. Во время игры дети слушают запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»).

Воспитатель: Посмотрите, ребята ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. Видите, какая красивая получилась у нас паутинка дружбы.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок?

Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину.

Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг».

Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать.

Воспитатель : Дима, а у тебя есть друг?

Дима: Да. У меня есть друг, его зовут…

(спросить несколько детей)

Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями?

Дети : (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…

Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)

Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…

Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?

Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях…

Дети читают стихи о дружбе.

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Друг - это тот, кто тебя понимает.

Друг - это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда

Друг остается с тобой навсегда.

Лишь другу ты можешь доверить секрет,

Ведь между друзьями предательства нет.

И тот, у кого миллионы друзей,

Намного богаче всех королей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, какие есть пословицы о дружбе:

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Воспитатель: Буратино, ты понял, о чём говорили ребята? Молодцы, вы хорошо рассказали, как надо дружить. Тот, кто хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил придумает, как его развеселить

Игра «Да-да-да, Нет-нет - нет» (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают хором, если «да» - поднимают руки вверх, и подпрыгивают, если «нет» - руки остаются опущенными и приседают).
1. Сильные руки бросятся в драку (нет-нет - нет)
2. Добрые руки погладят собаку (да-да-да)
3. Умные руки умеют играть (да-да-да)
4. Добрые руки будут обижать (нет-нет-нет)
5. Ласковые руки умеют лечить (да-да-да)
6. Сильные руки будут дразнить (нет-нет-нет)
7. Будем крепко мы дружить (да –да - да)

Font-size:14.0pt">
Восп-ль:

Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим,
Всем нам будет хорошо,
Вместе радостно, легко.

Дети садятся на свои места.

3. Игра "В мире сказок".
(Дети определяют по карточкам название сказок, героев сказок и рассказывают, как им помогла дружба).

Буратино: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Мальвину. Мне так хочется побыстрее всё исправить, извиниться.

Воспитатель: Ребята, давайте подарим Буратино на память рисунки своих друзей и отдадим клубочек. Он отдаст его Мальвине, помириться с ней, научит своих друзей нашим замечательным играм. До свидания, Буратино! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.



Публикации по теме