Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) по мотивам русской народной сказки в средней группе «Заюшкина избушка. Конспект занятия аппликация по мотивам русской народной сказке заюшкина избушка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Дюймовочка»

Конспект ОД по изобразительной деятельности в средней группе

Аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

«Избушка ледяная и лубяная»

Подготовила и провела

Воспитатель: Филиппова

Людмила Анатольевна

г. Выкса, 2017г.

Цель: создание на аппликативной основе разных образов сказочных избушек – лубяной для зайчика и ледяной для лисы.

Задачи :

Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша- треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек избушек- лубяную для зайчика и ледяную для лисы;

Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников;

Закрепить знание геометрической формы (квадрат, треугольник);

Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности;

Развивать творческое мышление и воображение;

Обобщить знания детей о доме, его частях;

Воспитывать интерес к народной культуре.

Интеграция разных видов деятельности. Предварительная работа.

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в исскустве (избушка лубяная – избушка ледяная, заяц добрый и доверчивый – лиса хитрая и коварная).

Занятие по аппликации «Домик из кубиков и кирпичиков» (освоение способа деление квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников).

Индивидуальная работа.

Демид, Ефим, Денис – навыки работы с ножницами, развитие мелкой моторики рук.

Материалы, инструменты, оборудования :

- иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; мольберт для показа;

Листы бумаги размером А4 белого цвета для фона, готовые детали для аппликации:

* 25-30 бумажных квадратов размером 9*9см для стен лубяных избушек – в теплой гамме (желтого, оранжевого цвета);

* 25 -30 бумажных квадратов размером 9*9см для стен ледяных избушек – в холодной гамме (голубого, синего цвета);

* 25-30 бумажных квадратов белого цвета для разрезания на треугольники – крыши обеих избушек 8*8см;

*50 бумажных квадратов размером 3*3см – для окошек (цвет разный);

* фломастеры, ножницы, клей, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки, кисточки, подставки под кисточки;

Персонажи кукольного театра – лиса и заяц.

Плакаты «Времена года», «Цветные пейзажи», «Цвет. Радуга»

Комплект иллюстраций «Сказочные домики».

Литература.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»

Содержание изодеятельности.

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у меня есть сказки (показываю книги русских народных сказок: «Теремок», «Курочка ряба» «Колобок»,
«Репка» и др.). Что, это за сказки?

Ответы детей.

Воспитатель : Вам эти сказки хорошо знакомы, они вам нравятся?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто герои этих сказок?

Ответы детей. Животные

Воспитатель: Правильно, животные.

А вот сегодня мы будем вспоминать другую сказку, тоже про животных.

А какую сказку, и какие животные, вы сейчас отгадаете.

Но сначала присаживайтесь на стульчики.

2. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

Воспитатель: Слушайте внимательно первая загадка:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой,

Кто же это такой? (Заяц).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

Как зовут её? (лиса)

У него есть гребешок.

Кто ж такой… (Петушок).

Воспитатель: Молодцы, отгадали всех животных, а догадались какую сказку мы будем вспоминать? Там есть животные: лиса, заяц и петух, а еще собаки, волк, медведь.
Ответы детей.

Воспитатель: Я вам подскажу (показываю иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»), это сказка «Заюшкина избушка». Вспомнили?
Ответы детей

Воспитатель: Какая избушка была у зайчика?

Дети: лубяная

Воспитатель: А у лисы?

Дети: ледяная

Воспитатель: Что же произошло с героями этой сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вам не жалко лисичку, которая осталась без дома?
Ответы детей.

Воспитатель: А давайте сделаем избушки: лубяную для зайчика и ледяную для лисы, чтобы лиса и заяц жили по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек?
Ответы детей.

Воспитатель: Но сначала перед ответственной работай, давайте разомнемся.

3. Ознакомление с новым материалом

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).

Будут жить звери в нем. (Приседают)

4. Первичное осмысление закрепление материала на практике.

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на свои места. Приступим к строительству наших домов. Но сначала давайте выясним, из чего состоит наш дом.

Дети: из стен, крыши, окон.

Выставляю на мольберте лист бумаги (основу для композиции), рисую на доске контурную схему постройки – стена – большой квадрат, крыша – треугольник, окно – маленький квадрат. На основе этой схемы начинаем моделировать варианты избушек.

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру они похожи? (стены на большой квадрат, крыша на треугольник, окна на маленький квадрат).
У вас на столах лежат стены из цветной бумаги для наших домов.

Воспитатель: ? (показываю большой квадрат желтого или оранжевого цвета. Быстро приклеиваю его на композиционную основу слева).

Дети: Стены для домика зайчика

Воспитатель: Что это за деталь и для чьей избушки она подойдет ? (показываю большой квадрат голубого или синего цвета. Быстро приклеиваю его на композиционную основу справа).

Дети: стены для домика лисы

Воспитатель: Что же не хватает у наших домов. Какой части дома?

Дети: крыши

Воспитатель: А как можно сделать крышу?

Дети: разрезать квадрат пополам, по диагонали, с уголочка на уголок.

Воспитатель: Правильно. Берем квадрат белого цвета и разрезаем его по диагонали на два треугольника. Из одного квадрата у нас получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят к обеим избушкам – ледяной и лубяной. Потом их можно раскрасить любым цветом.

Воспитатель: А зачем нам маленькие квадраты?

Дети: для окошек

Воспитатель: окошки к избушкам могут быть разного цвета – это зависит от светильников и штор.

Воспитатель: Посмотрите, как обрадовались зайчик и лисичка. Согласны им помочь?

Дети: Да.

5. Деятельность детей.

Во время выполнения работы детьми, обратить внимание на детей: затрудняющимся с выполнением - повторить и уточнить творческую задачу;

Демид, Ефим, Денис – обратить внимание на то, как держат ножницы.

По мере выполнения работы предложить детям раскрасить крыши домиков. Нарисовать в окошках зайчика и лисичку, смотрящих друг на друга

6. Подведение итогов организованного вида деятельности.

Воспитатель : Но, вот наши дома готовы. Ребята, а сейчас давайте поселим в наши дома лисичку и зайчика. Как вы думаете рады они своим новым домам?

Дети: Да

Воспитатель: Вы, такие молодцы, постарались и у вас получились такие замечательные дома.

Наталия Романова

КОНСПЕКТ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА »

Задачи : развивать отгадывать загадки, формировать навыки эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать яркие выражения героев сказки, совершенствовать навыки работать в коллективе, развивать умение создавать на аппликативной основе (стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окно - маленький квадрат) разные образы сказочных избушек - лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к народной культуре.

Предварительная работа. Чтение и пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка » , рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в искусстве (избушка лубяная - избушка ледяная ; заяц добрый и доверчивый - лиса хитрая и коварная).

Занятия по аппликации «Домик из кубиков и кирпичиков» (освоение способа деления квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников).

Оборудование. Листы тонированной бумаги голубого цвета для фона, готовые детали для аппликации : 25-30 бумажных квадратов размером 7x7 см - 10x10 см для стен лубяных избушек - в тёплой гамме (жёлтого, бежевого, оранжевого, терракотового цвета, 25-30 бумажных квадратов размером 7x7 см - 10x10 см для стен ледяных избушек - в холодной гамме (голубого, бирюзового, синего, светло-фиолетового цвета) ; 25-30 бумажных квадратов белого цвета для разрезания на треугольники - крыши обеих избушек ; 50 бумажных квадратов размером 2x2 см - 3x3 см - для окошек (цвет разный) ; шаблоны зайца, лисы; дополнительный материал - цветные карандаши, ножницы, клей, клеевые клеенки, щетинные кисти, салфетки бумажные и матерчатые.

Персонажи кукольного или настольного театра - лиса и заяц, петушок.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в театр? (ответ детей)

А в какой театр вы с родителями ходили?

Давайте вспомним какие театры есть в Москве – это детский театр эстрады, театр кукол, театр теней, театр кошек Куклачева.

(стук в дверь) .

Игровой момент. Раздается стук в дверь, воспитатель показывает игрушку котика с волшебным сундучком и говорит, что он пришел к ним в гости. Котик здоровается с детьми и задает им вопросы :

Вы меня узнали, кто я?

А что у меня в руках?

А что в сундучке лежит, вы знаете?

Я не простой котик, меня зовут кот Барсик. Я люблю рассказывать детям сказки. И сундучок у меня не простой, а волшебный. Там сказки живут.

Хотите узнать какие?

Садитесь на стульчики. (Пытается открыть сундучок, но не может.) Что-то ничего у меня не получается. Наверное, мы забыли сказать волшебное слово. Какие волшебные слова вы знаете? (После ответов детей сундучок открывается.) Прежде чем рассмотреть то, что есть в сундучке, отгадайте загадки.

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее. (игрушка лисы.)

По полю прыг-прыг,

По снегу тык-тык.

(игрушка зайца. }

Детям спать не дает (игрушка петуха.)

Как вы думаете, из какой сказки эти звери : лиса, заяц, петух? И, правда, это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка » , по которой мы делали с вами театрализованное представление. А сейчас мы вспомним его :

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.

Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!

Какая избушка была у зайчика ? - лубяная, она из лубочков, т. е. из деревянных досок. Лубяной - значит деревянный. Слова дети повторяют хором и индивидуально.

А у лисы? (Ледяная.) Это дом изо льда.

Что сделала лиса? Какая она была?

Кто хотел помочь зайцу? Помогли? А почему не помогли? (Струсили,

испугались лису).

Кто же помог зайчику? Как он говорил.

Какой был петух? Смелый, храбрый, добрый.

Чем закончилась сказка?

Воспитатель : Сейчас мы с вами мимикой покажем героев сказки; лису, когда она выгоняла зайчика (сердитая) ; зайчика, когда его выгнали из избушки (печальный, грустный) ; лису, когда ее гнали собаки (испуганная) .

2-я часть :

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз - подбросим.

Два - поймаем.

Три - уроним.

И. сломаем Загибают пальчики, начиная с большого.

«Лепят» , меняя положение ладоней. Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком. Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх. Приседают, ловят воображаемый снежок.

Встают, роняют воображаемый снежок. Топают.

Воспитатель : Ребята, а давайте помирим лисичку и зайчика, пусть они живут дружно, не ссорятся. Как мы это можем сделать? (сделать домики для них из цветной бумаги)

Воспитатель : Правильно, сделаем аппликативные избушки : лубяную для заюшки и ледяную для лисы , чтобы лиса и заяц дружно жили по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек.

Из каких частей состоит дом? (стена, крыша, окна) .

Выставляю на мольберте лист бумаги (основу для композиции, стена - большой квадрат и спрашиваю у детей :

На какую геометрическую фигуру похожа стена? крыша - треугольник, окошко - маленький квадрат. Показываю большой квадрат жёлтого (оранжевого, бежевого, терракотового) цвета и спрашиваю, что это за деталь (часть постройки, и для чьей избушки она подойдёт ?

Быстро приклеиваю стену заюшкиной избушки на композиционную основу (справа или слева) . Затем показываю большой квадрат голубого (синего, бирюзового, светло-фиолетового) цвета. Повторяю вопрос и приклеиваю стену лисьей избушки .

Как можно сделать крышу?

Правильно, возьмем за два кончика и соединяем, проглаживаем и по линии сгиба разрезаем. Показываю квадрат белого цвета и разрезаю его по линии сгиба на два треугольника.

Из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят к обеим избушкам - ледяной и лубяной . К тому же, их можно раскрасить любым цветом. Показываю прямоугольник. Это окошки. Чтобы получить два окошка из прямоугольника я складываю его пополам, точно соединяю края, пальчиком проглаживаю по линии сгиба, разрезаю- получилось сразу 2 окошка.

Повторяем и уточняем творческую задачу - на листе бумаги сделать картинку-аппликацию «Была у зайчика избушка лубяная , а у лисы ледяная» : стены избушек сложить из квадратов разного цвета, две крыши сделать из одного квадрата (разрезать по диагонали и раскрасить, а окошки из прямоугольников.

Но прежде, чем начать работать, вспомним правила :

Ножницы берем за два кольца кончиками вниз, держим двумя пальцами (указательным и большим) .

Перед тем, как приступим к наклеиванию, нужно наметить детали на листе.

Кисть держим в правой руке, намазываем детали только на клеенке.

Поворачиваем деталь на лист бумаги клеем вниз.

Сверху прикрываем салфеткой, примакиваем лишний клей.

Сейчас я раздам ножницы и можно приступать к работе.

Дети наклеивают на бумагу.

Вопросы : Как получить окно, крышу? Как убрать лишний клей? Кто будет жить в твоей избушке ?

Чем ты будешь украшать полянку?

Ребята, зайчик и лисичка увидели, какие вы домики красивые сделали и захотели там пожить. Раздаю на тарелочках шаблоны зайчиков и лисичек.

Анализ работ.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие красивые у нас получились домики. Расскажите, про свои дома. (Ответы 2-3 детей) . Теперь лисичка и зайчик будут дружно жить в своих домиках.

Оформление выставки.


Сабурова Ольга Александровна
Воспитатель МБДОУ №183 г.Краснодар

Тема: избушка ледяная и лубяная
Программные задачи
1. учить детей создавать на аппликативной основе (дом - большой квадрат, крыша - треугольник. Окно - круг) разные образы сказочных избушек - лубяную для зайца. Ледяную для лисы.
2. закрепить способ разрезания по диагонали квадрат с целью получения двух треугольников.
3. направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности.
4. развивать творческое мышление и воображение.
5. воспитывать интерес к народной культуре.

Материалы
1. листы бумаги формата А4 для фона (тонированные).
2. готовые детали для аппликации 8-10 квадратов размером 7-7см квадратов для стен лубяных избушек (оранжевого цвета).
3. 8-10 квадратов 7-7 см для стен ледяных избушек (голубого цвета).
4. 8-10 квадратов 7-7см для крыши ледяного домика (белого цвета), 8-10 квадратов для крыши лубяного домика (коричневого цвета).
5. 16-20 кругов для окон двух домов (желтого цвета).
6. дополнительный материал-вата, салфетки белого цвета для имитации снега.
7. ножницы с тупым концом.
8. салфетки бумажные и матерчатые.
9. клей пва в розетках, кисточки для клея.
10. настольный кукольный театр «заюшкина избушка».
11. краска гуашь - белого цвета, кисточки для рисования №6.

Предварительная работа
Чтение сказки, показ кукольного театра. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа заяц - добрый, лиса - хитрая, коварная.
Плакаты:»времена года», образец аппликации.

Ход занятий
Воспитатель рассказывает детям сказку «заюшкина избушка», разыгрывает диалог с помощью персонажей кукольного театра.
Провести с детьми беседу о рассказанной сказке.
В - кто были герои сказки?
Д- заяц, лиса, петух, волк, медведь.
В – заяц какой?
Д- добрый, доверчивый, глупый.
В- какая лиса?
Д- хитрая.
В- кто помог зайцу выгнать лису из домика?
Д- петух.
В- чему учит сказка?
Д- добро побеждает зло.
Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию: избушку лубяную и избушку ледяную для зайца и лисы. Предложить детям квадраты двух цветов для двух домиков, квадраты для крыш 2 цветов, круги для окон, ножницы, клей, салфетки. Потом спросить у детей как можно сделать снег на крышах и земле и крышах.
Д- можно приклеить вату или салфетку.
Дети делают имитацию снега из ваты и салфеток.
Провести с детьми физминутку « два хлопка».
Потом предложить детям нарисовать зайца.
В- дети зимой заяц какого цвета?
Д- белого.
Предложить детям краску белого цвета, баночки с водой, кисточки для рисования.
Дети рисуют зайца.
После рисования выложить работы детей для рассматривания и анализа. Спросить у детей чья работа им больше понравилась и чем?

Светлана Мухамадрахимова
Конспект занятия по аппликации «Заюшкина избушка»

Тема «Зима. Дикие и домашние животные»

Аппликация на тему : «Заюшкина избушка "

Доминирующая образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Физическое развитие» .

Интегрированные задачи :

образовательные : учить детей с ДЦП создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек - лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Учить самостоятельно выбирать исходный материал и средства художественной выразительности.

развивающие : развивать мелкую моторику, продолжать развивать пинцетный захват "зажимать бумагу между большим и указательным пальцем". Развивать творческое мышление и воображение.

совершенствовать двигательные навыки, развивать ловкость, восприятие цвета.

воспитательные : воспитывать интерес к народной культуре, воспитывать усидчивость, желание довести работу до конца.

ВИДЫ детской деятельности : познавательно - исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, игровая, трудовая.

Предварительная работа : чтение и пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка » , рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в искусстве (избушка лубяная - избушка ледяная ; заяц добрый и доверчивый - лиса хитрая и коварная).

Оборудование и материал : на листе бумаги белого цвета готовые домики. 5-10 бумажных полос 7x0,5 см. в тёплой гамме (жёлтого, бежевого, оранжевого, терракотового цвета, 10-15 бумажных квадратов размером 2х2 см. для стен ледяной избушки - в холодной гамме (голубого, бирюзового, синего, светло-фиолетового цвета) ; дополнительный материал – синтепон, фольга, конфетти, обрезки бумаги, фантики, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, клеевые карандаши, салфетки бумажные и матерчатые. Пальчиковые куклы : лиса, заяц, собака, бык, петух.

Воспитатель : Какое сейчас время года? Какой месяц? На улице холодно или тепло? Какую одежду надевают люди в холодную погоду? А как вы думаете, животным тепло или холодно зимой? Что их согревает? Каких животных вы знаете? (Ответы детей : волк, медведь, заяц, лиса) .

Вспомним русскую народную сказку «Заюшкина избушка » .

Воспитатель рассказывает отрывок из русской народной сказки «Заюшкина избушка » .

избушка ледяная , а у зайца - лубяная. Лиса и дразнит зайца :

У меня избушка светлая

Физминутка

Заяц беленький сидит

И под кустики глядит

Наклонился вправо – пусто

Наклонился влево – пусто

Не растет зимой капуста

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть,

Хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки согреть

По сугробам лесным

Лисонька шагает

И пушистым хвостом

Следы заметает

Воспитатель предлагает детям создать декорации сказочных домиков : избушку лубяную для зайки , ледяную для лисы, показывает, уточняет представление детей о том, из чего сделаны и как выглядят избушки лисы и зайца .

Выставляет на мольберте домики, начинают моделировать варианты декорирования избушек и включает детей в подбор материалов.

Например, спрашивает детей, из каких материалов можно сделать крышу лубяной избушки (Ответы детей : солома, ветки) . На крыше заюшкиной избушки лежит солома , но можно укрепить ее ветками. А крышу ледяной избушки ? (Снег, лед) . Воспитатель показывает детям материал для наклеивания : кусочки синтепона, фольгу, кусочки органзы, веточки и предлагает детям выбрать что подходит к избушкам - ледяной и лубяной и наклеить материалы на домики.

Затем демонстрирует детям пальчиковые куклы зайца и лисы, чтобы дети представили себе, как выглядят лиса и заяц, выглядывающие из окошек своих избушек .

Повторяет и уточняет творческую задачу –создать декорации к сказке «Была у зайчика избушка лубяная , а у лисы ледяная» и предлагает обыграть сказку с помощью персонажей пальчиковых кукол.

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная , а у зайца - лубяная. А лиса и дразнит зайца :

У меня избушка светлая , а у те6я тёмная! У меня светлая, а у тебя темная.

Пришло лето, у лисы избушка растаяла .

Лиса и просится к зайцу :

После занятия .

Сочинение сказки на новый лад.

Публикации по теме:

Младший дошкольный возраст (3-4 года)"Заюшкина избушка"Карахтанова Татьяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Заюшкина избушка» (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка»,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе «Заюшкина избушка» Лиса выходит из домика, закрывает его на ключ и ключ вешает на шею. Ведущий и дети обращаются к Лисе и просят ее отдать ключ от домика.

Елена Самойлова. Конспект НОД по конструированию из конструктора на тему: «Заюшкина избушка» Программные задачи: Продолжать учить детей.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «Заюшкина избушка» Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей.

КОНСПЕКТ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

Задачи: учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать яркие выражения героев сказки, работать в коллективе, создавать на аппликативной основе (стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окно - маленький квадрат) разные образы сказочных избушек - лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к народной культуре.

Предварительная работа . Чтение и пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в искусстве (избушка лубяная - избушка ледяная; заяц добрый и доверчивый - лиса хитрая и коварная).

Занятия по аппликации «Домик из кубиков и кирпичиков» (освоение способа деления квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников).

Оборудование. Листы тонированной бумаги голубого цвета для фона, готовые детали для аппликации: 25-30 бумажных квадратов размером 7x7 см - 10x10 см для стен лубяных избушек - в тёплой гамме (жёлтого, бежевого, оранжевого, терракотового цвета), 25-30 бумажных квадратов размером 7x7 см - 10x10 см для стен ледяных избушек - в холодной гамме (голубого, бирюзового, синего, светло-фиолетового цвета); 25-30 бумажных квадратов белого цвета для разрезания на треугольники - крыши обеих избушек; 50 бумажных квадратов размером 2x2 см - 3x3 см - для окошек (цвет разный); шаблоны зайца, лисы; дополнительный материал - вата, обрезки бумаги; цветные карандаши, фломастеры ножницы, печатки, гуашь, ватные палочки клей, клеевые клей, щетинные кисти, салфетки бумажные и матерчатые.

Персонажи кукольного или настольного театра - лиса и заяц, петушок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1-я часть (стук в дверь).

Игровой момент. Раздается стук в дверь, воспитатель показывает игрушку котика с волшебным сундучком и говорит, что он пришел к ним в гости. Котик здоровается с детьми и задает им вопросы:

  • Вы меня узнали, кто я?
  • А что у меня в руках?
  • А что в мешочке лежит, вы знаете?
  • Я не простой котик, меня зовут кот Мурлыка. Я люблю рассказывать детям сказки. И сундучок у меня не простой, а волшебный. Там сказки живут.
  • Хотите узнать какие?

Садитесь на стульчики. (Пытается открыть сундучок, но не может.) Что-то ничего у меня не получается... Наверное, мы забыли сказать волшебное слово. Какие волшебные слова вы знаете? (После ответов детей сундучок открывается.) Прежде чем рассмотреть то, что есть в сундучке, отгадайте загадки.

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее... (игрушка лисы.)

По полю прыг-прыг,

По снегу тык-тык.

(игрушка зайца.}

Детям спать не дает?(игрушка петуха.)

Как вы думаете, из какой сказки эти звери: лиса, заяц, петух? И, правда, это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку «Заюшкина избушка» (складывает игрушки в сундучок и закрывает его). Давайте все вместе скажем дружно: «Раз, два, три! Сказка, оживи!».

Драматизация сказки.

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!

Какая избушка была у зайчика? - лубяная, она из лубочков, т.е. из деревянных досок. Лубяной - значит деревянный. Слова дети повторяют хором и индивидуально.

А у лисы? (Ледяная.) Это дом изо льда.

Что сделала лиса? Какая она была?

Кто хотел помочь зайцу? Помогли? А почему не помогли? (Струсили,
испугались лису).

Кто же помог зайчику? Как он говорил.

Какой был петух? Смелый, храбрый, добрый.

Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Сейчас мы с вами мимикой покажем героев сказки; лису, когда она выгоняла зайчика (сердитая); зайчика, когда его выгнали из избушки (печальный, грустный); лису, когда ее гнали собаки (испуганная).

2-я часть: (слышится плач лисы).

Воспитатель: Кто это плачет? Посмотрите, лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам ее жалко? Да, она осталась без избушки. Чем мы можем ей помочь? У

лисы была ледяная избушка - она растаяла. У зайчика лубяная – она сохранилась. Давайте помирим лисичку и зайчика, пусть они живут дружно, не ссорятся. А поможет нам песенка «Как положено друзьям».

Танец «Как положено друзьям».

Чем ещё мы можем помочь лисичке?

Давайте сделаем аппликативные избушки: лубяную для заюшки и ледяную для лисы, чтобы лиса и заяц дружно жили по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек.

Из каких частей состоит дом? (стена, крыша, окна).

Выставляю на мольберте лист бумаги (основу для композиции), стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окошко - маленький квадрат. На основе этой схемы начинаем моделировать варианты избушек, и включаю детей в подбор материалов. Например, показываю большой квадрат жёлтого (оранжевого, бежевого, терракотового) цвета и спрашиваю, что это за деталь (часть постройки), и для чьей избушки она подойдёт? Быстро приклеивает стену заюшкиной избушки на композиционную основу (справа или слева). Затем показывает большой квадрат голубого (синего, бирюзового, светло-фиолетового) цвета. Повторяю вопрос и приклеиваю стену лисьей избушки. Как можно сделать крышу. Показываю квадрат белого цвета и разрезаю его по диагонали на два треугольника, как показано на схеме.

Из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят к обеим избушкам - ледяной и лубяной. К тому же, их можно раскрасить любым цветом. Показываю прямоугольник. Это окошки. Чтобы получить два окошка из прямоугольника я складываю его пополам, как показано на схеме, точно соединяю края, пальчиком проглаживаю по линии сгиба, разрезаю- получилось сразу 2 окошка. Они могут быть разного цвета - это зависит от светильников и штор.

Посмотрите, на столе лежат квадраты разного цвета для домиков, есть вата (ведь лисичка с зайчиком будут дружить, наверное в снежки станут играть, их можно сделать из ваты), ватные палочки для того чтобы нарисовать снегопад или что-то ещё, карандаши, фломастеры, кисти, разные печатки для украшения.

Повторяем и уточняем творческую задачу - на листе бумаги сделать картинку-аппликацию «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная»: стены избушек сложить из квадратов разного цвета, две крыши сделать из одного квадрата (разрезать по диагонали и раскрасить), а окошки из прямоугольников.

Кому бы вы хотели сделать избушку? Какой тебе понадобится квадрат?

Договоритесь, кто из вас будет делать крышу, а кто окошечки.

Но прежде чем начать работать вспомним правила.

Ножницы берём за два кольца, держим двумя пальцами (указательным и большим). Прежде чем приступить к наклеиванию, нужно наметить детали на листе. Кисть держим в правой руке, намазываем только на клеёнке. Поворачиваем на лист бумаги клеем вниз. Сверху прикрываем салфеткой, примакиваем лишний клей.

Приступаем к работе.

Дети наклеивают на бумагу.

Вопросы:

Как получить окно, крышу?

Как убрать лишний клей?

Кто будет жить в твоей избушке?

Чем ты будешь украшать полянку?

Ребята, зайчик и лисичка увидели, какие вы домики красивые сделали и захотели там пожить. Раздаю на тарелочках шаблоны зайчиков и лисичек.

Лисичка приглашает вас поиграть с ней в игру.

Игра « По лесной лужайке разбежались зайки».

По лесной лужайке разбежались зайки.

Сели зайчики в кружок, роют ложкой корешок.

Вот, какие зайки, Зайки-побегайки!

Вот бежит лисичка - рыжая сестричка.

Ищет, где же зайки, Зайки-побегайки?

А сейчас лисичка и зайчик хотят внимательно рассмотреть домики. Лисичка с зайчиком рассказывают, почему им понравились домики.

Оформление выставки.




Публикации по теме