Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук. Инновационная образовательная сеть "профессионалы"

Конспект занятия по ФГОС в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук ж»

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Задачи:

Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.

Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто поет такую песню?

Дети: Ж-ж-ж-ж - это песня жука

Воспитатель: Правильно. Ж-ж-ж-ж- это песня жука. (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука?

Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Жуки». Встаньте в круг и возьмитесь за руки.

За пределы круга выходят 6-7 детей. Они изображают жуков. (Желательно чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж).

«Круг – это большая комната с множеством окон, - объясняет педагог. – Люди ушли, и оставили окна открытыми. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

Воспитатель: Понравилась игра? Давайте, сыграем еще раз. (Повторяется несколько раз).

Воспитатель: Какая интересная игра. Вы, ребята, замечательно поиграли. А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?» Вы внимательно слушайте, я вам задам вопросы.

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел –

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Маринка не поймет:

Почему букет поет? Н. Головина

Воспитатель: Кто мне ответит, почему же букет пел?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите, я вам прочитаю рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался?

Воспитатель: Хорошо. Тогда я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу помогать.

Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

(Ответы детей)

Физминутка

Воспитатель: А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком. В группу к нам жук влетел.

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Игра инсценировка.

На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.

Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».

- Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шопотом, потом обычным голосом, потом громко).

Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).

Обиделся. (Удивляется Дружок).

Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).

Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).

Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).

Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»

Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).

Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?

«Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,

Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).

Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.

Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».

Спасибо, жучок. (Дружок).

Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали, и я порадую вас новыми загадками.

Воспитатель: Вы готовы внимательно слушать?

Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)

Воспитатель: Есть в загадке слова со звуком ж ? Назовите их.

Шагаешь-впереди лежит,

Оглянешься-домой бежит. (Дорога)

Воспитатель: Молодцы ребята. Запомните эти загадки и загадайте их дома родителям.

С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.

Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»

Игровое занятие по звуковой культуре речи в средней группе
«Волшебный мир звуков»

Задачи:
-Вызвать у детей интерес к слову, его звучанию;
-Обучать умению правильно и четко произносить в словах звуки (с),(ж),(з);
-Закреплять произношение звуков в разных словах;
-Совершенствовать произношение слов и словосочетаний;
-Научить детей замещению звука цветом;
-Уметь выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет;
-Проводить работу по развитию фонетического звука.

Часть 1.
«В картинной галерее»

Дети отправляются в картинную галерею.
(рассматривание картины «На лесной полянке»).

В: -Что мы видим на картинке? (деревья, лес, солнце, траву…)
-Кто играет на полянке?(показать животных: слоненка, поросенка, лисенка, сороку, собаку).
Вдруг прибегает на полянку маленький ослик (показать животное- игрушку) и говорит: «Вы тут прыгаете, играете, а вас мамы ищут!» Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал.

Дети помогают Ослику дать верные названия животных и их детенышей.

Дидактическая игра
«У кого кто?»

Слоненка ищет мама-(слониха);
Поросенка-…(свинья);
Лисенка-…(лиса);
Щенка-…(собака).

Воспитатель еще раз предлагает повторить слова- названия, дети показывают рисунки с изображением животных и их детенышей.

В:- Ребята, вам понравилась картина?
Д:- Да.
В:- Почти во всех словах был знакомый звук. Какой?

Дети отвечают.

На какую песенку был похож этот звук?
Д:- На песенку воды.

Часть 2.
«Игры на полянке»

В: (предлагает отгадать загадку)

Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук).

Отгадав загадку, дети отправляются на большую поляну, где проводится игра «Жук».
На ковре стоит «дерево», дети строятся в хоровод вокруг него.
Выбирается «жук»

Дети (хлопают в ладоши и произносят хором)

Жук, жук, пожужжи!
Где ты прячешься, скажи?

Жук: Жу, жу, жу, жу,
Я под деревом сижу.

(выбирается второй « жук»).

Дети: Жук, жук, покажись.
Надо мною покружись.

Жук: Жу, жу, жу,жу,
Я летаю и жужжу.

Игра повторяется 2-3 раза.

В: -Дети, давайте вспомним песенку звука (ж)
(произносится длительно звук (ж)).

Часть 3.
Отгадывание загадок.

В:- Ребята, посмотрите, кто сидит под деревом7
Д:- Зайчик.
В:- Как еще можно назвать это животное?
Д:- Зайчик, зайчишка, зайчонок, заинька.
В:- Что делает зайчик?
Д:- Сидит, смотрит, слушает.
В:- Скажите, какой зайчик?
Д:- Пушистый, красивый, веселый.
В:- А давайте сейчас построим для зайчика дорожку.

Часть 4.
Игра «Цветная дорожка»

Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком стоит поднос с разноцветными кружочками: желтыми, зелеными, синими (по 4 шт.)

В:- Перед вами лежат желтые, синие и зеленые кружки. Я буду называть разные слова. Если названное слово начинается со з

Предпросмотр страницы №1

Игровое занятие по звуковой культуре речи в средней группе

«Волшебный мир звуков»

Задачи:

- Вызвать у детей интерес к слову, его звучанию;

Обучать умению правильно и четко произносить в словах звуки (с),(ж),(з);

Закреплять произношение звуков в разных словах;

Совершенствовать произношение слов и словосочетаний;

Научить детей замещению звука цветом;

Уметь выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет;

Проводить работу по развитию фонетического звука.

Часть 1.

«В картинной галерее»

Дети отправляются в картинную галерею.

(рассматривание картины «На лесной полянке»).

В : -Что мы видим на картинке? (деревья, лес, солнце, траву …)

Кто играет на полянке?(показать животных: слоненка, поросенка, лисенка ,сороку, собаку).

Вдруг прибегает на полянку маленький ослик (показать животное- игрушку) и говорит: «Вы тут прыгаете, играете, а вас мамы ищут!» Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал.

Дети помогают Ослику дать верные названия животных и их детенышей.

Дидактическая игра

«У кого кто?»

Слоненка ищет мама-(слониха);

Поросенка-…(свинья);

Лисенка-…(лиса);

Щенка-…(собака).

Воспитатель еще раз предлагает повторить слова- названия, дети показывают рисунки с изображением животных и их детенышей.

В :- Ребята, вам понравилась картина?

Д :- Да.

В:- Почти во всех словах был знакомый звук. Какой?

Дети отвечают.

На какую песенку был похож этот звук?

Д :- На песенку воды.

Часть 2.

«Игры на полянке»

В: (предлагает отгадать загадку)

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (жук ).

Отгадав загадку, дети отправляются на большую поляну, где проводится игра «Жук».

На ковре стоит «дерево», дети строятся в хоровод вокруг него.

Конспект

Занятие по развитию речи в средней группе на тему:

«В мире звуков» (звуковая культура речи).

И.А. Бармина,

воспитатель

«В мире звуков»

Задачи:

Образовательные: Закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; поупражняться в произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук утрированно.

Развивающие: Активизировать словесно-логическое мышление, развивать слуховое внимание, артикуляцию и мелкую моторику. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Воспитательные: Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.

Предшествующая работа: работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с], [ш] в словах, разучивание инсценировки «поющий букет», артикуляционная гимнастика.

Материал к занятию: шапочки змеи, филина, лягушат, костюм «жука», панно «лесное озеро», корзина.

Раздаточный материал: предметные карточки на звук [ж], белые карточки.

Ход занятия.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Воспитатель: Солнышко утром вставало

Солнышко тучки считало

Посмотрело вверх,

Посмотрело вниз

Вправо, влево

(соответствующие движения глазами)

Глазками посмотрело

И закрыло глазки

Не хочется солнышку просыпаться

Пока у детей глаза закрыты появляется солнышко (ребенок в роли солнышка)

Воспитатель: Посмотрите какое солнышко к нам пожаловало!

Воспитатель, Солнышко и дети делают массаж лица

Личко солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения отс ередины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянимся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

Воспитатель: Солнышко ярко светит, погода замечательная, а хотите сейчас оказаться на лесном озере и посмотреть что там происходит? (Да)

тогда закрывайте все глаза и послушайте (звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесном озере (Открывается картина «Озеро», на экологическом экране)

С приходом весны лес наполнился различными звуками. А что вы слышали? (Весело поют птички)

А вот я услышаал как спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.

Как льется водичка? (с-с-с). Кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з). Я слышу квакают лягушки.

Лягушки: (девочки 3-4 человека)

Подходите к нам, лягушкам,

Тяните губки прямо к ушкам (улыбаются)

Воспитатель: Улыбнулись нам, подружки, большиглазые лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками

Артикуляционное упражнене «Лягушки»

Растяните свои губки,

Мы увидим ваши зубки

Потянете-потянете

Нисколько не устаните

А теперь изобразим как лягушки ловят комариков

Пальчиковая игра «Лягушата»

Рот пошире открываем

В лягушат мы поиграем

А теперь закроем рот

Лягушонок наш жует.

(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)

Воспитатель: На высокой сосне, в лесной тишине,

Добрый филин - у да у

Будем подражать ему.

Филин: (мальчик) Губы «Хоботом» тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Воспитатель: Ой, ребята, в этих кустах кто-то шевелится и шипит, похоже на веревочку. Кто это? (Змея) ш-ш-ш

Давайте и мы пошипим, сначало громко. Потом тише.

Змея: (девочка) Подражайте вы змее

С нею будьте наровне

Высуним языки спрячем

Только так, а не иначе

(артикуляционное упражнение и изображаем змею ладошками)

Воспитатель: Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-ж-ж». Чья это песенка? (Жука)

Проснулись майские жуки.

Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка, кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем круглые и добавим звук. (Показ артикуляции звука (ж))

Спойте псеснку жука не громко (индивидуально) и по подгруппам (девочки и мальчики)

А сейчас мы превратимся с вами в жучков.

п/и «Жучки» (физкультминутка)

День - жуки жужат и летают

Ночь - ложатся на спину и медлено шевелят руками и ногами.

Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. Сядьте на свои места за столы и посмотрите на картинки. Тихо и медленно, шепотом назовите что на них изображено и догадайтесь в названии какой картинки спряталась песня жука -ж- Когда найдете закройте эту карточку квадратом из белой бумаги. В каком слове живет ж? Выслушивает (10 детей)

А сейчас я вам прочитаю стихотворение В.Бирюкова

«Почему букет поет?»

Жук в рубашке полосатой

Полетел играть к ребятам

На цветок лиловый сел

Песню звонкую запел

Сока сладкого хлебнул

В колокольчике заснул

Да попал в букет к Маринке

и жужжит, жужжит в корзинке

А Маринка не поймет

Почему букет поет?

Почему же пел букет?

А хотите послушать и посмотреть рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и попав к девочке испугался. Я буду рассказывать, а девочки показывать. А вы нам когда я попрошу помогайте.

Инсценировка рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова

Вокруг нашего озера выросло много цветов (раскладывает цветы на ковре) Летел жук по свои делам и жужал:

Жук: - Жуть как пить хочется?

О чем жужал жук? (Хоровые и индивидуальные ответы детей). Увидел он лиловый цветок «обрадовался»: «-Тут я найду чем жажду утолить»

Залез в колокольчик и осмотрелся: «- Красиво, жить можно». Что прожужал жук? (Жить можно)

Попробовал усиками дно цветка и сказал: «- Сок! Вкусный.» Попил он и стало ему весело: «- Жить хорошо!» - запел жук. О чем запел жук? (Жить хорошо)

Пел, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов в корзинку и принесла домой, и вдруг раздалось жужание: «- Жуть! Куда я попал? Тут же люди живут». О чем жужал жук на этот раз? (ответ детей)

Ну вот, погуляли мы около озера, пора нам и в детский сад. Закрываем глаза, птички нам поют. Вот мы и опять в детском саду. Какие же звуки мы услышали на лесном озере?

Цель: обучение правильному произношению звука Ч.

Задачи:

  • познакомить со звуком Ч, уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах
  • развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание
  • закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах
  • воспитывать желание научиться правильно произносить звук Ч.

Методы и приёмы: словесные (художественное слово, объяснение, указание) ; игровые (артикуляционная гимнастика, игра на запоминание) .

Наглядный материал: картинки с изображением предметов со звуком Ч, карточки для раздачи с рисунками, имеющими звук Ч, интерактивное оборудование.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким, вы дога-дайтесь сами, послушав внимательно стихотворение:

Ручеёк, ручеёк,
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче.

Пить с печеньем,
С калачом,
И пирог испечём!
И, сверкая

Под лучами,
Засмеялся родничок,
Быстро прыгнул
С камня в чайник, -

Дал водички на чаёк!

Какой звук часто повторялся в стихотворении? Верно, звук ч, а это его «портрет» (показываю символ звука ч) . Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук ч.

Для того чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика на слайдах

Чики - чики - чики - чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй - не ошибись.

Ребята, чтобы правильно и четко произнести звук ч, округлим губы и слегка выдвинем их вперед, верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от друга, широкий кончик языка ударяется в передний край нёба, посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту.

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи
чи-чу-ча-чо
чо-чи-чу-ча
Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Чо-чо-чо – греет солнце горячо.
Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Ребята, у каждого из вас есть картинка, назовите предмет, который нарисован у вас на картинке. Есть ли в этих словах звук Ч?

Физкультминутка

Что-то засиделись мы ребята, пойдемте, порезвимся.

Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.

Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!

Автоматизация звука Ч в словах

Следующая наша игра называется «Лабиринт» . Посмотри на картинку, ты должна называть слова в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не забывай правильно произносить звук Ч.

Какое слово будет первым? (Это слово «врач» .)

Развитие зрительного внимания

Игра «Чего не стало?» (на слайдах)

Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Посмотри на картинки еще раз, теперь уже на компьютере. Запомнила их расположение?

Закрывай глаза, только честно! Открывай. Посмотри, чего не стало?

Итог занятия

Какие же вы сегодня молодцы! Спасибо, дети, вы меня очень порадовали, мне было приятно с вами работать! С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие слова со звуком Ч вы запомнили?

Программное содержание
Образовательные задачи:
Познакомить детей со звуком Ж, показать его артикуляцию.
Учить произносить звук Ж изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.
Развивающие задачи:
Развивать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.
Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука Ж в словах.
Развивать воображение, память, внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; умение говорить четко, громко, неторопливо.
Воспитывать культуру речевого общения.
Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Методы и приёмы:
Словесные (художественное слово, объяснение, указание);
Игровые (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент);
Практические (упражнения на закрепление знаний);
Форма организации детей:
Фронтальная, в кругу, индивидуальная.
Материалы и оборудование: Игрушка собака, ёж, жук.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Ходьба по линии (Под музыку).
Дыхательные упражнения:
"Заморозь ладошки" (вдох -выдох холодный воздух 3 раза) .
"Согрей ладошки" (вдох - на выдохе произносят "ха-ха-ха" 3 раза) .
Голосовые упражнения:
Изобразить завывание зимнего ветра:
у-у-у-у-у. (Громко, тихо) .
Распеваем гласные звуки:
ау, ау, аукаем осень при-аукиваем.
Упражнения с пальчиками «Жук»

Шесть мелькает ножек-рук
- Это убегает жук.
- Ты куда? - но нет ответа.
- Жук в траве укрылся где-то.
(Изображаем пальчиками лапки жука).

2.Рассказ воспитателя:
«Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то поёт песенку: «ж-ж-ж-ж».
Я не умею так петь, огорчился Язычок. Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня другая. Она звонкая: «ж-ж-ж-ж». А у листьев песня не такая звонкая: ш-ш-ш-ш». Дети, помогите своим язычкам. Спойте звонкую песню: ж-ж. Давайте послушаем, получится ли звонкая песня у…(называет имя ребёнка и ещё 3-4 ребёнка).
« Ж-ж-ж»- это песня жука, (объясняет педагог). Она поётся так же, как песня ш, но только звонко, с голосом. Песню «ж» поёт горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «ж-ж-ж». Что вы слышите? Песня поётся уже в горлышке. А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поёт горло?
- Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал… Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж-ж». Затем дети поют песню маленького жука и большого.
2. Проводится игра «Жуки».
Ребята берутся за руки, образуют круг. За его пределы воспитатель выводит 6-7 детей. Это жуки.
- Круг – это большая комната со множеством окон. Все люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки). В комнату влетели жуки, загудели: ж-ж, стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Но жуки смело полетели к окнам, не разглядели стёкол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам - повернём их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают». (Игра повторяется 2 раза).
3. Игра инсценировка.
На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.
Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».
- Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шопотом, потом обычным голосом, потом громко).
Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).
- Обиделся. (Удивляется Дружок).
- Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).
Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).
- Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).
- Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»
- Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).
Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?
«Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,
Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).
Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.
Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».
- Спасибо, жучок. (Дружок).
Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.

4. Итог занятия.
- Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.
Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»
- Спасибо, до новых встреч!



Публикации по теме