Конспект оод по развитию речи в старшей группе на тему. Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Книги – наши друзья"

Д. Демихово

Конспект ООД по развитию речи

в подготовительной группе:

« Составление рассказа по сюжетным картинкам

по теме «Осень».

подготовила и провела

воспитатель

Программное содержание:

– закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе,

– обучать составлению связного последовательного рассказа по сюжетным картинкам (по алгоритму),

– развивать умение передавать предметное содержание сюжетной картины,

– развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию,

– расширять и активизировать предметный словарь по данной теме,

– упражняться в правильном употреблении предлогов (в, над, под, на, по).

Словарная работа: дождливая, сырая, золотая, душистая, поздняя, бабье лето, алеть, багроветь (алые, багровые), мелкие моросящие дожди.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, игровая, физическая.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.

Оборудование: сюжетные картины по методике «Развитие речи в детском саду ».

Предварительная работа: сезонные изменения осенью жизнедеятельность диких животных в лесу, приметы осени – неживая природа, одежда людей в осенний период.

Воспитатель загадывает детям загадку. И обращает внимание, что отгадка и будет темой сегодняшнего занятия.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Правильно дети – это осень. Как и у нас с вами за окном. А кто нам назовёт осенние месяцы? (ответы детей). Все правильно.

А теперь ответьте мне, пожалуйста,: Какой бывает осень? (холодной, дождливой, сырой, золотой, душистой, поздней). Молодцы! Какую осень называют «ранней»? (это сентябрь, бабье лето, когда листья только начинают золотиться, алеть, багроветь, ещё насекомые не спрятались и природа нас может радовать солнечной погодой). Все правильно.

А что такое « золотая осень»? (дети отвечают – листья на деревьях будто золотом покрыты, под ногами шуршат и радуют глаз своей пёстротой. Это время листопада. Вкусно пахнет листвой). И это правильно.

А какой период осени мы называем «поздней»? (ответы детей – деревья роняют свою листву, почти все стоят голые, дуют холодные сильные ветра, идут мелкие моросящие дожди, по небу плывут серые низкие тучи, солнце почти не показывается на небе, птицы улетают в теплые края).

Ребята, вы просто молодцы, и на все мои вопросы ответили правильно. И сейчас нам предстоит творческая работа. Мы с вами превратимся в рассказчиков и будим придумывать свои истории. А истории будут на тему «Осень».

Воспитатель вывешивает на магнитную доску сюжетные картинки, на одной изображены звери в лесу, на другой – осенняя дождливая погода в городе. Но прежде чем мы начнем сочинять, давайте немного разомнемся и превратимся в осенние листочки.

Проводится физкультминутка:

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся вокруг себя),

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают на корточки).

И под ногами шуршат, шелестят (дети имитируют руками дуновение ветра и произносят звук «ш-шшшшш» - протяжно).

Будто опять закружиться хотят (дети кружатся).

Теперь ребята, можно продолжать. Вернемся к нашим сюжетный картинам. Как бы вы их озаглавили? (дети дают различные варианты, общим мнением выбирается название картины - «Звери готовятся к зиме» и « Дождливая осень в городе»).

Воспитатель обращает внимание на то, что дети уже умеют составлять рассказы по картинкам. Рассказ должен быть правильно построен, по определенной схеме - алгоритму. Воспитатель напоминает, что у любого рассказа должно быть:

Начало, основная часть - раскрытие сюжетной линии. заключение – вывод и свое отношение к картине.

Воспитатель поясняет, что сначала вы даёте название выбранной вами сюжетной картинке, затем, описываете место и время изображенное на картине, потом описываете действие или героев которые изображены здесь. И как итог – вывод.

Педагог путем вопросов, подготавливает детей к составлению историй – рассказов по данным картинам, уточняет основные фразы Ребенок вправе выбрать любую из двух предложенных. Воспитатель выслушивает рассказы тех детей, которые сами изъявили желание попробовать свои силы.

Подведение итогов.

– Чем мы с вами сегодня занимались?

– По каким картинам составляли рассказ?

Воспитатель в конце занятия подводит итог. Выслушивает мнение детей, что особенно получилось, чей рассказ оказался наиболее полным развернутым и грамотно построенным.

Молодцы ребята, вы сегодня замечательно потрудились, хорошо отвечали на вопросы. Работали дружно!

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе

Тема: «Бытовые приборы»

Программные задачи: коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей о бытовой технике и её назначении; о цвете, размере, форме и пользе отдельных приборов современной бытовой техники;

Активизировать словарь детей по теме «Бытовые приборы», совершенствовать грамматический строй (практическое употребление предлогов, словообразование), учить детей составлять рассказ по схеме, развивать связную речь детей;

коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, мышление, координацию речи с движением;

коррекционно-воспитательные : воспитывать умение аккуратно обращаться с бытовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки с изображением бытовых приборов, панно «Квартира», кукла, символы предлогов, сюжетные картинки, схемы для составления предложений.

1.Организационный момент.

Итак, ребята, начнем с занятия с добрых слов . Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

2.Введение в тему .

В: Ребята, вы помните сказку «Золушка»? /Выставляет изображение Золушки на мольберт. /Бедная девочка очень уставала, потому что, сама выполняла всю домашнюю работу.

Д: Она мыла посуду, топила дровами печь, подметала пол, стирала белье.

В: Давайте вспомним, какие предметы-помощники помогали ей в работе? (Чугунный утюг, веник, тряпка, ведро, + другие не по теме предметы.) Воспитатель выставляет нужные картинки на мольберт, называют предметы, какую работу они выполняют.

В: Как вы думаете, что могло бы облегчить труд Золушки?

Дети: Золушке могла бы помочь бытовая техника.

В: Что такое бытовая техника?

Д: Бытовая техника-это приборы, устройства, которые помогают человеку в жизни, в быту. Она создана для того, чтобы облегчить нашу жизнь.

3.Упражнение «Для чего нужны бытовые приборы

Для чего нужен утюг? (чайник, холодильник, телевизор, пылесос и т.д.)

4.Игра «Волшебник» (составление коротких описательных рассказов).

В: Большую помощь оказывают людям бытовые приборы, а вот у Золушки нет бытовой техники. Давайте поможем Золушке как можно больше узнать о бытовых приборах?

Логопед: Золушка, мы решили тебе помочь, чтобы облегчить твой труд. А, что это? И как ею пользоваться, вы тебя научим. Ребята «превратятся» в бытовые приборы и расскажут о них, а поможет им в этом такая схема – опора.

5. Рассматривание схемы описания приборов: например, я стиральная машина – я большая, электрическая, нужна людям для того, чтобы стирать белье. и т.д.).

6.Физминутка.

Нет, не надо горбить спины

Над корытом день за днем -
Ведь стиральная машина
Вмиг управится с бельем.


Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: "Зима"
Цель. Развитие связной речи.

Задачи.
1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
3. Активизировать словарь по данной теме; учить подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных). Обогащение словаря: вьюга, метель, пороша, запорошила, вьюжная.
4. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.
5. Развивать внимание, мышление.

Материал. Иллюстрации с зимними пейзажами, фонограмма П. И. Чайковского "У камелька" ("Времена года"); альбомные листы светло-голубого тона, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулок.
Чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы.
Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

Ход занятия
На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение:
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А. С. Пушкин
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме.
- Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (Три.)
- Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- А какой сейчас месяц? (Январь.)

Воспитатель. В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой "Первый снег":
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Дидактическая игра "Добавь слово"
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)

Воспитатель. Какие явления природы можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, вьюгу.)
- Тропинки запорошило - это как вы понимаете? (Занесло снегом.)
"Пороша", "запорошило" - эти слова дети повторяют хором и индивидуально.
- Какие слова можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)

Физминутка «Снежинки»Ой летят, летят снежинки -Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.)Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону,Рукавами повела. затем левую руку в сторону.) Все снежинки закружила И на землю опустила. (Покружиться и присесть.)

Воспитатель. Что происходит зимой с деревьями? Какие они? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают)
- А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? (Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе и др.)
- Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой. (Рассказы детей. Заслушивается 2-3 рассказа.) Воспитатель. А какие у вас забавы да игры зимой? (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.) Упражнение "Закончи предложение"
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить... (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему... (снеговику).
Мы показали соседям нашего... (снеговика).
Мы играли с нашим... (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о... (снеговике).

Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок, (Идут по кругу, изображая, будто Кати по снегу свой снежок. катят перед собой снежный ком.)
Он превратится в снежный ком, ("Рисуют" руками большой круг.)
И станет ком снеговиком. ("Рисуют" снеговика из трех комков.)
Его улыбка так светла! (Широко улыбаются.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа.)
Но солнце припечет слегка - (Медленно приседают.)
Увы! - и нет снеговика. (Разводят руками, пожимают плечами.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать картинку о зиме.
Звучит спокойная музыка, дети рисуют.
Итог. Оценка деятельности детей.

Александра Фадеева
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель :

закрепить навыки правильного звукопроизношения

Задачи :

Образовательные

Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования;

Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;

Формировать умения обобщать, классифицировать;

Развивающие :

Развивать диалогическую связную речь, образное представление;

Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

Развивать активность , самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа : солнце : яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование : солнце с лучиками, музыкальная подборка, арка - врата сказочной страны , воздушный шар с письмом.

Ход ООД:

I. Организационный момент.

(Дети стоят в кругу посреди зала)

Психогимнастика "Улыбка"

Здравствуйте, ребята! Ключ, который открывает замки в душах людей, - это улыбка, так давайте же сейчас подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева) .! Улыбнитесь гостям!

Молодцы! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказочной стране Красивой речи , где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны?

Да, мы согласны!

(Звучит спокойная музыка. Дети выполняют определённые действия по ходу слов)

В волшебство чтобы попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова :

«Здравствуй, волшебство, Ура!»

(Дети продолжают сидеть в кругу)

Итак, отправляемся в страну Красивой речи .

(Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(На экране появляется картина волшебной страны Красивой речи )

Открываем глаза. Смотрите, ребята, какая красивая страна .

(Встаём и перестраиваемся в полукруг )

Что вы видите?

(Дети перечисляют , что изображено на картине : красивый замок , яркое солнце, богатая зелень и т. д.)

Ой, ребята, посмотрите, что это? Как в любой сказочной стране , на её границе стоят волшебные ворота, а на них висит замок. Давайте его откроем! а поможет нам пальчиковая гимнастика "Замок"!

(Дети, стоя в полукруге выполняют пальчиковую гимнастику)

Пальчиковая гимнастика "Замок"

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог,

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!

Вот и открылись волшебные ворота сказочной страны ! Ну, что, заходим!

(Дети проходят сквозь ворота ближе к экрану)

Здесь нас встречает разноцветная радуга, а вот и яркое солнышко! Давайте пойдём навстречу к солнцу, оно обязательно выведет нас к волшебному дворцу!

(Дети только собираются сделать первые шаги навстречу к солнцу, как звучит тревожная музыка и цветная картинка волшебной страны красивой речи становится чёрно - белой)

«Здравствуйте, дорогие наши ребята! Пишут вам жители сказочной страны ! Злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали его лучики и в этой прекрасной стране стало темно ! Все, что есть у нас : и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, всё осталось без света и скоро погибнет! Помогите нам расколдовать нашу страну , а мы вас за это отблагодарим!"

Ребята, посмотрите, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветной стране Красивой речи стало тускло и безобразно! Солнышко совсем совсем загрустило! (Воспитатель указывает на предметную доску, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков) Ребята, давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания! Поможем жителям этой сказочной страны ?

Да, поможем!

Тогда садитесь скорее на стульчики!

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку. Все лучики разбросаны по группе )

I задание : А вот и первый лучик, слушайте задание : «Назови ласково»

(Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково)

Примерные слова : Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

Молодцы, ребята, вы чудесно справились с первым заданием! Какое же второе задание?

II задание : "Видеосюжет" Нам нужно посмотреть видео сюжет, а после этого ответить на вопросы, приготовьтесь.

(Воспитатель включает видеосюжет о весне)

О каком времени года говорилось?

Какие признаки весны вы знаете?

Весной тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче, прилетают птицы, появляются первые цветы.

Какие весенние месяцы знаете?

Март, апрель, май

III задание : "Животные весной"

Молодцы! А третий лучик нас спрашивает о том, какие животные просыпаются весной?

Весной просыпается медведь, барсук, ежик.

Правильно а я знаю одного очень интересного ежика. Давайте послушаем о нем сказку. А для этого нам понадобятся наши массажные мячики, наши верные друзья по развитию мелкой моторики рук .

(Воспитатель раздает детям маленькие массажные мячики.)

Су-джок терапия

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая !

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов : и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво , как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!

Зажать шарик в ладошке.

Ну что ж, ребята, пальчики мы размяли, давайте немножечко отдохнём!

Физминутка

Весна – красна

Весна-красна , ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)

С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)

Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)

К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)

Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)

Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.)

IV задание :"Определи количество слогов"

(Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию с весенними первоцветами, он называет цветок, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.

Цветы : подснежник, крокус, мать - и - мачеха, медуница, тюльпан, ландыш, нарцисс.

V задание : "Насекомые весной"

Ребята, расскажите что происходит весной с насекомыми?

Весной насекомые просыпаются, летают, порхают.

А каких насекомых вы знаете?

Насекомые : капустница, лимонница, пчела, шмель, муха, муравей, клещ, божья коровка, майский жук.

(Дети перечисляют насекомых , чётко произнеся все звуки в каждом конкретном слове)

III Закрепление

Ребята, вы молодцы, нашли все лучики и справились со всеми заданиями! Вот и засияло солнышко в этой замечательной стране . Давайте подойдём к нему поближе!

(Дети встают в кружок)

Какое оно? (Ответы детей)

Ауторелаксация

Давайте сейчас все сядем, закроем глаза и представим, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.

(Под спокойную музыку дети проводят самомассаж)

Откройте глазки, посмотрите, лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все кроме дорожек к домикам жителей и они просят вас проложить дорожки к их домикам.

Дети садятся за столы и рисуют дорожки :

\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

/\/\/\/\/\ /\/\/\/\/\ /\/\

Молодцы, ребята, дорожки проложили! Ура! И в знак благодарности жители этой сказочной страны передали вам угощение, которое мы с вами попробуем чуть позже, а теперь давайте встанем в кружок!

(Дети встают в круг)

Ну что ж настало время возвращаться домой!

А нам из волшебства чтоб



Публикации по теме