Конспект занятия по эмоциональному развитию в подготовительной группе. Комплексное занятие на тему «Знакомство с эмоциями
Цель занятия:
Закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями;
Научить понимать свои чувства и чувства других людей;
Упражнять детей в умении передавать эмоциональное состояние используя мимику и жесты, а также развивать способности чувствовать настроение в музыке;
Развивать эмпатию и воображение, дружелюбие и коллективизм.
Материал: пиктограммы эмоциональных состояний , и , письмо из «Страны Настроения», музыкальные отрывки из мультфильмов, картинки с изображением сказочных героев, «кубик настроения», музыкальные ноты со схематическим изображением различных эмоций.
Ход занятия психолога со старшими дошкольниками:
1. Упражнение-приветствие «Я люблю»
Цель: снятие эмоционального напряжения, образование положительного состояния
Дети под спокойную музыку заходят в зал. Зал оформлен в виде лесной поляны.
: Дети, посмотрите, какая замечательная лесная полянка. Как хорошо и уютно на ней.
А давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом волшебными словами. Чтобы не только на полянке, но и у каждого из нас на душе стало тепло-тепло и уютно. (Дети говорят слова, движениями рук, показывая на того к кому обращаются).
Я люблю - себя,
Я люблю тебя,
Я люблю - всех,
В этом мой успех.
Психолог: Какие красивые слова. Давайте скажем их еще раз ласково и нежно, чтобы мы все почувствовали эту любовь (дети эмоционально повторяют слова дважды). От ваших волшебных слов стало ясно и уютно не только на этой полянке, но и у каждого на сердце.
Психолог: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, что в моих руках? Да, это письмо, но письмо необычное, это письмо из «Страны Настроения». Вы слышали о такой Стране? Давайте прочитаем его.
«Дорогие дети! Если вы любите все интересное, сказочное, и умеете удивляться, вас приглашает в гости «Страна настроения»!»
Ну что, детки, отправимся в путешествие? Так как нас ждет дальняя дорога, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Скажите, а что нам нужно для того, чтобы сесть в поезд? Верно, нам нужны билеты. А купить мы их можем вот в этой билетной кассе.
2. Упражнение «Определи свое настроение»
Цель: научить детей определять свое эмоциональное состояние
Психолог: Так как путешествие наше необычное, то и кассиры у нас также необычные. Посмотрите, это колобочки и каждый из них показывает нам разное настроение. Как мы можем определить настроение у каждого кассира? У людей также бывает разное настроение, какое именно? Дети, становитесь в очередь и покупайте себе билет у кассира, изображающего такое же настроение, как у вас в настоящее время (дети становятся в очередь и берут у кассиров-колобков пиктограмму со схематическим изображением своего настроения). Все билеты получили? Я буду в этом путешествии вашим проводником. Сдайте все билеты мне и отправляемся. (Дети строят поезд и под музыку начинают двигаться по залу).
Первая наша остановка станция «Сказочная».
Психолог: Скажите мне, вы любите сказки? А много сказочных героев вы знаете? Сейчас мы с вами поиграем в игру.
3. Упражнение «Найдите сказочного героя»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.
Психолог: У меня есть картинки с героями сказок и мультфильмов. А еще волшебный «кубик настроения». Посмотрите, у всех героев одинаковое настроение? Да, разное. Попробуем рассмотреть и изобразить различные настроения наших героев.
Каждый ребенок по очереди бросает кубик, называет эмоцию, которая выпала на кубике и находит картинку сказочного героя, изображающего такое же эмоциональное состояние. Правильно выбранную картинку ребенок оставляет у себя, а неправильную кладет обратно.
Следующая наша остановка станция «Музыкальная». (Обратить внимание на деревце с нотами на ветвях).
4. Упражнение «Угадай мелодию»
Цель: развивать способности чувствовать настроение в музыке.
Дети садятся на подушки, у каждого стоит блюдце с двумя нотами.
Психолог: сейчас мы будем слушать с вами музыкальные отрывки, ваша задача угадать, какое настроение они передают и поднять соответствующую ноту (вспомнить какой бывает музыка?)
Наше путешествие еще не закончилась, на очереди новая станция «Цветная
5. Упражнение «Укрась озеро»
Цель: научить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
(Вспомнить какими цветами мы изображаем радость, а какими грусть)
Психолог: Дети, вот посмотрите на это лесное озеро, оно кажется вам печальным. Давайте украсим его, каждый возьмите по одному цветочку такого цвета, который изображает ваше настроение сейчас.
Психолог: Мы сегодня были активными, пришло время нам немного отдохнуть.
6. Упражнение-релаксация
Цель: психоэмоциональная разгрузка
Веки хотят спать,
Закрываются глаза.
Мы тихо засыпаем,
Мы погружаемся в сон.
И руки сонные стали,
И ноги задремали,
И мы в эту минуту
Легкие как пушинка.
Итог занятия.
Психолог: Пока мы отдыхали, наше путешествие постепенно подошло к концу. Пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой нам нужно кое-что вспомнить.
Беседа психолога с детьми:
Какую страну мы сегодня посетили?
Цель: гармонизировать личность ребенка.
Задачи:
— устанавливать доброжелательную атмосферу в группе;
— формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;
— повышать степень самопринятия;
— расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях;
— развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.
Материалы: цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, аудиокассета.
Вводная часть
Педагог. Дети, давайте выполним упражнение «Имя — движение». Пусть каждый назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и сделаю вот так: два шага вперед (можно также похлопать в ладоши, выполнить некоторые движения руками и т.п.).
Дети выполняют.
Замечательно! А теперь выполним игровое упражнение «Ворота».
Дети стоят в кругу, руки опущены. Ведущий называет имя какого- нибудь ребенка, тот хлопает в ладоши над головой, поворачивается вокруг себя и приседает, а дети, стоящие слева и справа от него, берутся за руки и поднимают их вверх, чтобы над присевшим получились высокие ворота. Затем называется имя другого ребенка и т.д.
Основная часть
Педагог. Я придумаю, загадаю про тебя (по очереди, про каждого ребенка) хорошее слово, а каждый по губам отгадает — какое.
Дети выполняют упражнение «Хорошее слово».
Педагог хвалит ребенка, но не говорит вслух, а произносит только губами. Похвала может быть за результаты реальные и предполагаемые, за внешность, качества личности. Например: «Ты добрый...», «Ты сообразительный...».
Молодцы! А теперь упражнение (в кругу с мячом) «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый». Например: «Я думаю, что бегаю лучше, чем мама», «Я умею громко смеяться, фомче папы!», «Могу прыгать на одной ножке, а бабуля — нет».
Дети выполняют.
Затем педагог называет слово-ситуацию, а ребенок должен назвать настроение, чувство.
А теперь проведем аутотренинг «Солнечный зайчик». Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.
Дети выполняют упражнение «Нарисуй домик для солнечного зайчика». Предлагается нарисовать какой-нибудь (графически самый простой) домик с открытыми и закрытыми глазами.
Что вы чувствовали?
Дети отвечают.
В каком случае вам было легче?
Дети отвечают.
Заключительная часть
Педагог . Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки и пожать их, посмотреть по очереди на каждого и улыбнуться.
Дети выполняют.
эмоциональному развитию дошкольников. Подготовила педагог-психолог МБДОУ ЦРР-детский сад №14 «Весёлые звоночки»
Куренкова Наталья Константиновна, г.Озёры, Московская область
Тема: «Три настроения – радость, горе, страх».
Задачи:
Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, развивать у детей уверенность в себе, учить оценивать себя со стороны.
Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.
Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие:
«Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй легкий ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в родном краю
Всех я Вас приветствую!»
Психолог: Сегодня вас ждет сюрприз!
Дети рассаживаются полукругом на стульчики. Психолог зажигает на столике свечу и предлагает детям послушать отрывки из произведения Чайковского: “Щелкунчик”, “Осеняя песня”.
Психолог: (задувает свечу) Расскажите, какое настроению у вас вызвали прослушанные произведения Петра Ильича Чайковского? О чем вы думали в тот момент, когда звучала музыка?
Ответы детей.
Психолог: Покажите выражением своего лица, свое настроение после услышанной музыки.
Дети имитируют печаль, горе, радость.
Психолог: Скажите, что влияет на ваше настроение?
Ответы детей.
Психолог: Правильно, очень хорошо вы ответили на мой вопрос. На наше настроение влияют музыка, разные ситуации, отношение друг к другу, праздники, и все то, что нас окружает. А теперь посмотрите на иллюстрации из произведений Корнея Ивановича Чуковского, которые я для вас приготовила.
Психолог читает отрывки из произведений, демонстрируя детям иллюстрации.
1) Плачет серый воробей:
– Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно.
2) Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнышка не даст.
3) Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
– Ну, спасибо тебе дедушка, за солнышко!
4) И прибежала зайчиха.
И закричала: “Ай, ай!
Мой зайчик попал трамвай!.
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!”
5) Крокодилы в крапиву “
забилися»,
И в канаве слоны «схоронилися»
Только и слышно,
Как зубы стучат,
Только и видно,
Как уши дрожат.
“Ну, спасибо тебе, Айболит!”
6) И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова,
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать
И смеется она и кричит
Цели:
— формировать адекватную самооценку;
— повышать саморегуляцию и самоконтроль.
Задачи:
— расширять представления детей об эмоциях;
— развивать ориентацию на позитивную оценку качеств сверстников;
— повышать уверенность в себе;
— развивать чувство общности в группе, коммуникативные навыки.
Материалы : аудиокассета, альбомный лист, цветные карандаши, гуашь, фломастеры.
Вводная часть
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг на друга и доброжелательно улыбаются.
Педагог. Поговорим о настроении. Какое оно у тебя? С чем его можно сравнить? Настроение может быть разным: грустным, веселым, спокойным... Его можно сравнить с цветом, животным, нарисовать, выразить в движении. Итак, «Аукцион идей: как справиться с плохим настроением».
Дети перебрасывают друг другу мяч и подают идеи. Можно послушать музыку, посмотреть телевизор, поваляться на диване, почитать книжку, рассмотреть в ней картинки, достать раскраску, что-то рисовать, посмотреть в окно, пойти погулять на улицу, поиграть на улице с другими детьми, позвонить другу, скорчить рожицу в зеркале, улыбнуться своему отражению в зеркале, сказать: «Все у меня будет хорошо, у меня все получится!» и др.
Основная часть
Педаго г. Закройте глаза. Попробуйте представить себя взрослыми. Как вы будете выглядеть, во что одеты. А теперь откройте глаза. Давайте побудем в роли взрослых. Тот, кого я позову, должен представиться как взрослый, походить по комнате как взрослый.
Дети выполняют.
Давайте выполним упражнение «Я могу, я умею».
♦ Такие мысли помогают мне: у меня все получится, я научусь, я справлюсь и т.п.
♦ Такие мысли мне мешают: я плохой, я не умею, я не справлюсь, я боюсь и др.
Дети, давайте выполним задание «Слушай команду» на развитие произвольности.
Педагог показывает определенную команду, например, хлопнуть в ладоши над головой и повернуться вокруг себя. Затем включается музыкальная игрушка, пока она звучит, дети свободно двигаются по игровой комнате. Но когда музыка прекратится, все дети должны остановиться и выполнить ранее показанную команду (вариант: не показывать, а произносить определенную команду).
Заключительная часть
Педагог . Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Дети образуют маленький кружок, сжимают руки в кулачки. Затем они ставят свои кулачки в единый «столбик» («башню») и громко произносят: «Всем-всем до свидания!»
29 11.2016
Цель занятия: изучение базовых эмоций человека, понятие эмоций, знакомство с разными проявлениями эмоций, лучшее понимание себя.
Необходимые материалы : цветок из бумаги или любого другого материала, цветная бумага, клей, альбомный лист или листок картона, игрушка-ежик, кукла-фея, заготовленные листочки со смайликами-эмоциями или картинками лиц.
Возраст ребенка: 3-4 года.
Проводит: мама или папа, бабушка, дедушка и т.д. Можно проводить такое же занятие сразу с несколькими детками – так будет веселее и интереснее всем.
План комплексного занятия
- Начало занятия — приветствие:
С добрым утром! С новым днем!
Вместе песенку поем!
Улыбаемся мы солнцу,
Ну-ка, выгляни в оконце!
К небу протяни ладошки!
Поиграем мы немножко!
(расстилаем перед ребенком коврик и вместе «летим» в сказочный мир)
Музыкальная часть – песенка на тему эмоций – «Наша Таня громко плачет»
(Музыкальный трек есть, можно просто включить его. Но, дорогие мамочки, я искренне прошу вас подпевать! Наши детки очень любят это, даже если нам кажется, что у нас нет слуха/голоса, и т.д. Детишки лучше знают, и всегда готовы слушать мам! Пробуйте, и у вас непременно все получится!).
Ходим по кругу, изображаем то, что поется в песенке.
После песенки задаем малышу вопросы:
— Как ты думаешь, что произошло с девочкой?
— Почему она плакала?
— А если ты теряешь любимую игрушку, что ты делаешь?
(Помогаем ребенку найти ответы, подсказываем – девочка расстроилась, ей было грустно, и ты тоже плачешь, когда теряешь игрушку).
— А что ты делаешь, когда находишь игрушку? (радуюсь, смеюсь)
Малыш, все это называется словом «эмоция».
Поделка по теме
— Посмотри, сыночек (доченька), мы с тобой прилетели на сказочную полянку. Ух ты, здесь растет цветочек! (показываем цветок. Предварительно наклеиваем на сердцевину цветка точки-глазки и перевернутую улыбку – уголками вниз).
— Ой, а что это с нашим цветочком? (провоцируем ребенка, чтобы он отвечал – грустный, невеселый, печальный, плачет и т.д.).
— С ним что-то случилось… Ааа, наверное, он расстроился из-за того, что совсем один на полянке! У него ведь нет друзей! Давай поможем ему найти верного друга!
Предлагаем малышу лист бумаги и предварительно вырезанные заготовки – лепестки, сердцевинка, палочка-стебелек. Вместе склеиваете цветочек. На сердцевинку тоже наклеиваете глазки и настоящую улыбку. В это же время незаметно для ребенка переклеиваете улыбку уголками вверх уже и первому цветочку.
— Погляди, наш цветочек заулыбался! Теперь у него есть друг! Здорово!
Хлопаем в ладошки, улыбаемся, приветствуем друзей. Можно задать попутно вопросы о дружбе типа:
— А кто у тебя самый лучший друг? Как он тебе улыбается? И т.д.
Физкульт-минутка
Песенка «Если с другом вышел в путь» — под нее маршируем, потом бежим, затем взбираемся на лесенку. Предварительно на вершине лесенки, на другом конце комнаты и в разных углах прячем «улыбки» на маленьких листочках бумаги. Можно предложить ребенку путь по сенсорному коврику или по выложенной ленточке-дорожке.
Объясняем малышу, что нужно делать, и показываем. А улыбки собираем в большую корзинку или шляпу.
-Ух ты! Как много улыбок у нас в корзинке! Посмотри, Мишенька!
(аккуратно надавите на резиновую игрушку-пищалку, чтоб ребенок не видел).
— Тссс! Слушай, кто-то плачет, что ли? Ой, посмотри, тут, кажется, письмо для нас!
(открываете конверт с заранее написанной сказкой).
— Мишенька, а здесь – сказка про ежика! Давай-ка послушаем!
Разыгрывание сказки в песке или театр с элементами заданий
(Читаете сказку ).
Сказка «Как ежик искал свой дом»
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был маленький Ежик. Он очень любил маму и папу, а еще – рисовать и смотреть мультики. Ежик был всегда веселый и радостный, улыбался и смеялся.
Но однажды над домиком Ежика и его родителей пролетал злой колдун. Он увидел веселого Ежика, разгневался и утащил в свою мрачную страну. Но самое страшное – он заколдовал Ежика, и тот совсем перестал улыбаться. Но не только улыбаться – теперь Ежик не умел смеяться, удивляться, грустить, раздражаться и даже злиться. Колдун украл все его эмоции.
(показываем ежика)
Целый день Ежик сидел на песчаном пляже с каменным лицом (изображаем такое лицо).
Он очень хотел вернуться домой, к маме и папе. Но не знал дороги.
И тут к нему подошла добрая фея.
— Здравствуй, Ежик! – улыбнулась она.
— Здравствуй! – спокойно ответил тот.
— Я знаю, как снять с тебя чары и вернуть домой!
— Правда? – вздохнул Ежик. – Ты мне поможешь?
— К сожалению, одной моей силы не хватит. Но я точно знаю, кто нам сможет помочь. Это … (называем имя ребенка). Давай-ка его попросим!
— Помоги, пожалуйста! – попросил Ежик.
— Что, сыночек (доченька), поможешь Ежику расколдоваться и найти дом?
— Да!
— Тогда в путь!
— Сначала мы должны найти все эмоции, — объяснила фея. – Колдун их спрятал. По всей пустыне. (показываете холмики в песочнице. Малыш погружает руки в первый холмик, и находит картинку с первой эмоцией).
— Ух ты! Как думаешь, что здесь нарисовано?
— Радость!
— А ты покажешь, как надо радоваться? (ребенок показывает).
Ребенок по очереди находит картинки с грустью, обидой, злостью, удивлением и т.д. Изображает каждую эмоцию.
— Ура! Мы нашли все спрятанные эмоции! Теперь Ежик может вернуться домой!
(ставим в песочницу игрушечный домик, ведем Ежика к нему).
— Какой ты молодец! Помог Ежику снова улыбаться и найти свой дом!
Ежик кланяется помощникам.
Все улыбаются.
Итоги, песенка-завершение занятия
Итак, сегодня мы сделали так много всего – познакомились с эмоциями, помогли цветочку найти друга, а ежику – вернуться домой! Здорово!
Давай-ка хорошенько потянемся и споем песенку:
Мы сегодня полетали,
И с цветочком поиграли,
Домик Ежика искали,
А еще мы танцевали!
Знаем мы теперь, мой друг,
Что эмоция – наш друг!
Каждый день мы с ней живем,
Дружно песенку поем!
Мы смеемся и грустим,
Обижаемся, шалим,
Плачем, радуемся, злимся,
А еще мы веселимся!
Впереди неблизкий путь,
Надо отдохнуть!
(Помогаем малышу расслабиться – тянем ручки вверх, вдох, на выдохе опускаемся вниз, повторяем. В самом конце можно предложить крохе просто минутку полежать с закрытыми глазами, представив, что он уснул. Плавно выходим из расслабления).
(заканчиваем занятие)
Вам понравилось наше занятие? Обязательно поделитесь с теми, кому оно тоже будет интересно! Подписывайтесь на наши новости и не пропускайте новые увлекательные игры для детей! До новых встреч!