Краткосрочный проект моя семья в средней группе. Краткосрочный проект «Моя семья» (средняя группа)

Проект на тему «Моя семья. Моя родословная» в средней группе. Итоговое мероприятие
Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
1. Закрепить представление детей о понятиях «род», «родословная», «родные», «семья», «близкие».
2. Закрепить понятие о семейных традициях, праздниках, семейных реликвиях, о распределении обязанностей в семье.
3 . Продолжать развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Укреплять детско-родительские отношения.
6. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
Ход мероприятия
Воспитатель:
ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладошки к сердцу. Что вы чувствуете?
(ответы детей)

Воспитатель: это тепло добрых рук и теплых душ. Свое тепло мы передаем родным и близким людям, а они, в свою очередь, отдают нам свое тепло. А кто такие «родные и близкие люди»? (ответы детей)
Сегодня мы с вами проведем итоговое мероприятие по теме «Моя семья. Моя родословная» и посмотрим, что вы знаете о своих родственниках, о ваших семейных традициях, праздниках.

Воспитатель: как вы думаете, что такое «семья»?
(ответы детей)

Воспитатель: Слово семья это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Если вы внимательно приглядитесь к своим родным, то поймете, что ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз -такой же как у бабушки, родинка - как у дедушки. Вы похожи со своими братьями и сестрами. К тому же у вас проявляются черты характера, такие же, как у ваших родителей, бабушек, дедушек.

Сценка "Спор между бабой и дедом".

Баба: Алеша на меня похож! Такой же умный и хозяйственный.

Алеша: Верно, верно, я весь в бабу.

Дед: А по - моему, Алеша на меня похож. У него такие же глаза черные. И наверно, такая же борода вырастит, когда он сам подрастет.

Алеша: Верно, верно, я больше на деде похож.

Баба: Какая борода вырастет, еще неизвестно. Но Алеша на меня куда больше похож. Он так же, как и я, любит чай с вареньем, с пряниками, с медом и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алеша.

Алеша: Пожалуй, я все - таки сильно на бабу смахиваю.

Дед: Чай с медом - это еще не полное сходство. А вот Алеша точно как и я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки, да поедем в лес.

Алеша: Знаешь, деда, у меня странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня - на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто кому кем приходится». Внимание, первый вопрос:
1. Твоей маме он папа, а тебе?
2. Кто ты для бабушки?
3. Папе он родной брат, а тебе?
4. Маме она родная сестра, а тебе?
5. Кто такие бабушка и дедушка?
6. Кто ты для своей мамы?
7. Кто ты для своего папы?
8. Кто ты для своего братика?
9. Кто ты для своей сестры?
Молодцы ребята! Вы все хорошо знаете своих родственников.

Воспитатель: семья похожа на огромное дерево. Корни этого дерева- это родители ваших бабушек и дедушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева - это бабушки и дедушки (родители папы и мамы) . Ветки потоньше - это ваши мамы и папы, а самые тонкие веточки - это вы детки.

Для того, чтобы было легче рассказать о своих родных и чтобы знать своих предков люди составляют дерево или древо семьи. Сейчас Катя А., расскажет о своей семье. (Дети рассказывают о своих семьях)
Воспитатель: А еще у каждой семьи может быть свой герб, в котором отражается история семьи, её интересы, любимые занятия. Вы вместе со своими родителями тоже создали такие гербы. И сейчас о своем семейном гербе нам расскажет Вероника П., Лера Пышина

Воспитатель: ребята, а какие семейные праздники вы знаете?
(ответы детей: новый год, дни рождения, 8 марта, Рождество, день Защитника отечества)

Воспитатель: особое значение для каждой семьи имеют её обычаи и традиции. А какие в ваших семьях традиции?

Ответы детей:
- Собираться всей семьей бабушки, отмечать семейные праздники
- Всем вместе петь и играть в игры
- Приглашать гостей и собирать застолье
- Собирать и хранить семейные фотографии
- Хранить вещи, принадлежавшие родственникам как память о родных и близких.

Воспитатель: Очень важно следовать семейным традициям, чтобы их хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны нам, чтобы укреплять семью. У каждого из нас есть вещи, предметы, которые нам дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остается и бережно хранится в семье и передается последующим поколениям. Некоторые ребята принесли экспонаты для нашей выставки «Из бабушкиного сундука» и сейчас родители расскажут нам о них. ПОСТЕЛЬГА О.И
(выставке на столе)

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, о родных и близких людях, о том, что они должны жить в мире и согласии, уважать друг друга и помогать друг другу.
Воспитатель: что вам понравилось в работе над проектом:«Моя семья»? Что узнали нового?
Ребенок:

Семья моя - моё богатство,
Любовь, защита, нежность, братство.
Здесь ценят дружбу и уют,
Здесь никогда не предадут.

Все вместе праздники встречают.
И твердо знаю я, друзья,
Что в жизни главное - семья.

Проектная деятельность в средней группе «Моя семья – моя крепость»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/
Семья - это место, где мы чувствуем себя счастливыми. Семья - это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы растем, усваиваем определенные ценности. Общество и целые страны начинаются именно с семьи. Еще А. Н. Острогорский писал: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты». И сегодня, когда родители проводят очень много времени на работе, тяжело вкладывать в ребенка ценность семейных отношений.
Цель проекта: приобщение детей к семейным ценностям.
Задачи проекта: познакомить детей с историей праздника семьи, любви и верности; воспитывать у детей желание помогать своим близким, делать им приятное и проводить больше времени с родными; создать условия для участия и вовлечения родителей в образовательную деятельность.
Тип проекта: по продолжительности – краткосрочный, по составу участников проекта - групповой, по направленности деятельности участников проекта – творческий.
Ожидаемые результаты: работа получилась и познавательной и творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новое. Дети поняли, что надо беречь и ценить своих родных и близких и их труд на конкретных примерах. Дети стали дружелюбнее. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
I этап – предварительный: определение проблемы; постановка целей и задач; сбор и подготовка материала; составление перспективного плана работы.
II этап - основной: работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
Понедельник.
«У корней истории» (История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии). (Приложение №1)
Прослушивание гимна семьи.
Взаимодействие с родителями: составление генеалогического дерева.
Вторник.
«Кто в семье глава?» (чтение сказки «Мудрый отец» и беседа по прочитанному). (Приложение №2)
Взаимодействие с родителями: рисунки «Моя семья»
Среда.
«Мамочка, любимая моя» (заучивание стихотворения «Мама спит, она устала…» Е. Благининой, беседа в течение дня о нашей помощи в домашних делах маме) (Приложение №3)
Изготовление фоторамок.
Четверг.
«Подарок самым дорогим» (приготовление конфет, проявление заботы о своих родных и близких)

Вот такие сюрпризы-конфетки каждый ребенок мог унести домой.
Пятница.
Развлечение «День семьи, любви и верности».
Взаимодействие с родителями: мастер-класс «Ангел-хранитель семейного очага». (Приложение №4)
Вот такие поделки унес каждый ребенок с собой (фоторамка, ангелочек и эмблема-ромашка):


III этап - заключительный: развлечение к дню семьи, любви и верности; совместная работа с родителями «ангел-хранитель семейного очага».

Приложение №1:

История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии
Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразила страшная проказа. Все попытки вылечить несчастного от болезни завершались плачевно, никто не мог вернуть Петру здоровье. Почти смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы - Феврония.
Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания и не повел деревенскую девушку под венец. Скорее всего, это и стало причиной того, что проказа обрушилась на княжескую голову с пущей силой.
Гонцы во второй раз отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.
После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя - никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум - либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.
В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях.
Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.
В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.
Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день - это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.
Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб - никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Только через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.
В девяностых годах жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так случайно зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.
В 2008 году празднование Дня семьи, любви и верности было официально утверждено, а вскоре и одобрено Межрелигиозным советом России. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка - цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой - лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.
Сейчас православный праздник отмечают уже в сорока странах мира, но главные торжества проходят в городе Муроме Владимирской области.

Приложение №2:

Мудрый отец. (Русская сказка)
Так ли оно было, не знаю, а как слышал, так и рассказываю. Жил один крестьянин. У него был сын. Когда парень подрос и начал помогать по хозяйству, отец и говорит:
- Гляжу на тебя и вижу, за все дела ты хорошо принимаешься. Время идет, молодое растет, старое старится. Скоро возмужаешь да женишься и сам станешь на хозяйство.
Вот и запомни мои слова:
Живи так, чтобы в каждой деревне был у тебя свой дом.
И пусть у тебя каждый день будут новые сапоги.
И живи так, чтобы люди тебе кланялись.
Тогда будешь справным хозяином.
Удивился сын таким речам и спрашивает:
- Чего-то не пойму тебя: разве могу поставить в каждой деревне я дом? И как можно справиться покупать на каждый день новые сапоги? Да и как мне жить, чтобы люди мне кланялись? - Улыбнулся отец и вымолвил:
- Не тужи, сынок. Мой совет легко исполнить. Захочешь в каждой деревне быть как дома, заведи в каждой деревне верного, надежного друга, и будет у тебя там свой дом. А чтобы каждый день были у тебя новые сапоги, надо с вечера хорошо вымыть и почистить свои сапоги, никогда этого не забывай, вот и будут они на другой день как новые. Ну, а чтобы люди тебе первому кланялись, вставай раньше всех, выходи на работу первым, тогда все, кто позже тебя выйдет, поздороваются с тобой, поклонятся тебе.
Как видишь, в моем наказе нет ничего трудного.
И вот когда пришла пора и сын сам встал вести хозяйство, он внял советам отца и жил хорошо.

Приложение №3:

Мама спит, она устала... (Е. Благинина)
Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

Проект в средней группе

Моя семья

Вид проекта: краткосрочный (3 недели).

Интеграция видов деятельности : информационно - творческий, игровой, познавательный

Участники : воспитатели, воспитанники группы, родители.

Цель проекта : формировать у детей понятие «семья».
Задачи : Формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи, воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи;
формирование первоначальных знаний о родственных отношениях в семье;
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Предполагаемый результат: Знание детьми информации о своей семье. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на
основе имеющихся знаний о семье.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Предварительная работа : Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.

Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.

Сотрудничество с семьёй: Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
Итоговое оформление альбома «Моя семья» ,

выставка работ «Семейные увлечения».

Форма работы

Беседы : «Моя семья»

«Как мы проводим выходные»

Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

НОД «Я и моя семья»

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;

Закрепить представление детей о составе семьи и родственных отношениях;

Формировать умение отгадывать загадки на слух, выделяя значимые характеристики.

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Расширять представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники».

Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Сюжетно-ролевые игры :

«Семья», «Больница», «Магазин».

Дидактические игры :

«Сложи картинку»

«Закончи предложение»

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Развивать умения творчески использовать в играх представление об окружающей жизни; формировать положительные взаимоотношения между детьми, учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.

Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь, учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять цвет предметов и его частей, их пространственное расположение.

Конструирование «Домик».

Развивать интерес к творчеству, воспитывать интерес к рукотворному миру

Чтение художественной литературы :

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди» «Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.

Рисование «Моя семья», «Мой дом».

Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; учить рисовать характерные черты внешности, рисовать свой дом.

предварительный просмотр материала

Проект «Моя семья»

Актуальность проекта

С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, семейных традициях.

Беседы среди детей показали, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель: формировать у детей понятие «Семья».

    Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.

    Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

    Совершенствовать стиль партнёрских отношений. Развивать коммуникативные навыки детей.

    Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Знание детьми информации о своей семье.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско - родительских отношений.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), родители, воспитатели.

Тип проекта: краткосрочный (2 недели).

Формы организации проекта:

    Опрос, беседы с детьми.

    Сюжетно - ролевые игры

    Консультация для родителей

    Папка - передвижка

    Выставка детских рисунков

    Создание семейного альбома

    Родительское собрание

    Выставка семейных поделок

1 этап - подготовительный

1. Опрос детей по данной теме.

2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4. Составить перспективный план проекта.

2 этап - практический

1. Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

2. Совместное изготовление родителей и детей атрибутов для сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».

3. Консультация для родителей: «Наши привычки - привычки наших детей»

4. Создание папки - передвижки: «Тайна имени»

5. Выставка детских рисунков: «Моя семья»

6. Создание семейного альбома: Моя семья»

7. Разработка и накопление методических материалов.

3 этап - заключительный

1. Обработка результатов по реализации проекта

2. Выставка семейных поделок «Дары осени»

3. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

4. Презентация «Наша дружная семья в детском саду»

Перспективный план проекта

1. Опрос детей, беседы: «Что я знаю о семье»

2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

Книжный уголок: Предметные картинки, художественная литература по теме «Семья»

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для игр: «Дом», «Магазин». «Больница»

Центр продуктивной деятельности: Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

2 этап - основной

Виды совместной деятельности.

Познание (ФЦКМ)

    Тематические беседы: «Моё имя»

    «Права и обязанности в семье»

    Рассматривание семейных фотографий

    Знакомство с профессиями родителей

    Пословицы и поговорки о семье.

Развитие речи:

    Составление творческих рассказов «Моя семья», «Как я помогаю дома», Группировка предметов».

Чтение художественной литературы:

1. Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Гуси - лебеди»,

2.С. Маршак «Сказка об умном мышонке»

3. Е. Пермяк «Мамина работа»

4. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»

5. В. Белов «Мамина дочка»

6. Л. Толстой «Старый дед и внучек».

Дидактические игры:

    «Кем быть?»

    «Сложи картинку»

    «Определи возраст»

    «Закончи предложение»

    «Кто старше?»

    «Кто младше?»

    «Назови как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин», «День рождения»

Беседы:

    «Выходной день в моей семье»

    «Как я помогаю дома»

    «Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

    «Как мы отдыхаем»

    «Как я помогаю родителям».

Театрализация по сказкам:

    «Дедка и Репка»

    «Маша и медведь»

    «Курочка Ряба и золотое яйцо»

Пальчиковая гимнастика:

«Моя семья».

Артикуляционная гимнастика:

«Вкусное варенье», «Блинчики».

Художественное творчество:

Рисование: «Моя семья»

Лепка: «Цветок для мамы»

Аппликация: «Осенний букет для бабушки»

Строительные игры:

    «Мебель для дома»

Безопасность:

    Игровая ситуация «Я потерялся».

Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т.д.

    Слушание и исполнение песен о семье и её членах.

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация для родителей: «Наши привычки - привычки наших детей»

2. Создание папки - передвижки: «Тайна имени»

3. Выставка детских рисунков: «Моя семья»

4. Создание семейного альбома: Моя семья»

3 этап - заключительный

1. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

2. Презентация «Наша дружная семья в детском саду»

3. Выставка семейных поделок «Дары осени»

Цель проекта : Формирование понятие «семья» и повышении семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

  1. Формировать представление о семье
  2. Формировать гендерную принадлежности воспитанника с учетом возрастных изменений.
  3. Формировать представление о родственных отношениях между «близкими» ребенку семьи (папа, мама, сестра, брат).
  4. Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности

Ожидаемый результат:

  1. Владеть «понятием» семья
  2. Иметь представление о родственных отношениях.
  3. Знать информацию о своей семье, профессии родителей.
  4. Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
  5. Определять свою гендерную принадлежность.

Проблема:

  1. Недостаток знаний у дошкольников о своей семьи.
  2. Утрата функции семьи передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
  3. Разобщенность межу семьей и детским садом

Участники проекта : дети, педагоги группы, родители, специалисты

Реализация проекта: ноябрь 2016 г.

Вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Актуальность проблемы:

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитание ребенка, играет огромную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально – нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание должно строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на ребенка.

Реализация проекта: «Я и моя семья»

Подготовительный этап (вхождение в тему)

Опрос детей на тему « Что я знаю о семье?».

Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование

результата.

Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Семья».

Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,

необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности

всех участников проекта.

Основной этап: (продуктивный, совместная деятельность с детьми).

Познавательная деятельность :

Дидактические игры «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало), «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных особенностей), «Собери портрет из деталей», «Составь семью из фигурок», «радость или огорчение?» (родителям, от поступков детей)

- Просмотр презентации «Моя семья». Рассматривание фотографий членов семьи, альбома «Профессии наших родителей». Рассматривание репродукции картины «Моя семья»

Решение проблемной ситуации: « Что я буду делать если мама заболеет, или папа уедет в командировку…?

Познавательное занятие «Семейная фотография».

Художественно – продуктивная деятельность

Создание портретов своих родителей (подрисовать глаза, волосы нужного цвета)

Создание постройки « Построим красивый дом» - учить детей сооружать постройки по собственному замыслу.

Развитие речи:

Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси лебеди», Д. Габбе «Моя семья», Н. Артюхова « Трудный вечер», разъяснение пословиц. Рассказы детей о своей семье. Рассказ педагога из личного опыты на тему «Моя семья». Чтение стихотворений о семье».

Игровая деятельность : сюжетно - ролевые, строительные игры.

Сотрудничество с семьей:

Конкурс выставка: «Генеалогическое древо моей семьи», создание группового альбома: «Профессии наших родителей». Участие в подготовке музыкального праздника: «Осень, осень - в гости просим».

Взаимодействие со специалистами:

Музыкальный праздник: « День матери»

Анкета: «Знакомство с семьей ребенка».

Заключительный этап:

Презентация детьми « Генеалогического древа своей семьи»

Отчет о реализации краткосрочного проекта «Моя семья»

Начали мы свою работу с опроса детей по теме « Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают своих родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. На вопрос, где работают родители?

Отвечают:

Зарабатывают деньги.

Не видя себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Результаты опроса помог определить на цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат. Затем провели анкетирование среди родителей и составили социальный паспорт на каждого ребенка; обсудили с родителями проект и определили содержание деятельность и возможности родителей.

Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о себе и о семье. Чтобы сформировать представление о гендерной принадлежности, в утренние часы, перед обедом проводили интересную игру «Кто у нас какой?».

Дети рассматривали себя в зеркало и описывали свой внешний вид, это помогло увидеть сходство и различие между собой. Игра в игру «Разложи по порядку», дети смогли понять и увидеть наглядно рост и развитие человека с учетом возрастных изменений. Для некоторых стало открытием, неожиданностью тем, что они раньше были младенцами, а будущем станут бабушками и дедушками. Очень понравилось собирать портрет из деталей, дети легко справились с заданием, это помогло им нарисовать портрет родителей по готовому шаблону. Так как наши дети не могут рисовать лицо человека, мы дали им готовые трафареты лица взрослого человека с разными прическами. Детям осталось дорисовать цвет глаз, длину и цвет волос, которые были бы, как у их родителей.

Мы даже предложили, подобрать пуговицы по цвету глаз и приклеить их, это очень заинтересовало детей, восхитило родителей и помогло узнать лучше своих близких.

Когда дети получили больше знаний о своем внешнем виде и родителей, мы перешли к изучению ближайшего окружения воспитанников. После ряда бесед, рассказов детей и педагогов из личного опыта, у детей стала складываться правильная картина их ближайшего окружения, их семьи. Посторонние люди отсеялись. Помогла им игра «Составь семью из фигурок», в ней наглядно сразу стало видно из скольких человек у кого состоит семья, у кого семья большая, у кого поменьше. Упорядочили полученные знания через просмотр презентации «Семья» и познавательного занятия «Семейная фотография».

Еще раньше, работая по теме недели «Профессии» мы начали создавать альбом

« Все работы хороши» о профессиях родителей нашей группы. Продолжив создавать этот альбом, мы постарались воспитанников у детей уважение к труду членов семьи.

Обсуждая с детьми проблемную ситуацию «Что я буду делать если мама заболеет или папа уедет в командировку…?», играя в игру «Радость или огорчение?». Мы старались подвести к тому, что нужно заботиться и помогать своим близким членам семьи, любить их. Помогло нам в этом и разъяснение пословицы детям «Когда семья вместе – сердце на месте» и беседа « Как мы помогаем своим близким?».

Давая детям новые знания о своей семье, о своем ближайшем окружении, мы не могли не затронуть тему безопасность ребенка. Через игру «Свой, чужой, знакомый» мы постарались дать первоначальные данные детям о том, как нужно себя вести с незнакомыми людьми на улице, если ты находишься без присмотра взрослых. По этой теме еще предстоит работа в дальнейшем.

Получив новые знания о себе, о своем ближайшем окружении, о взаимоотношениях в семье, дети стали отражать в своих сюжетно-ролевых играх, режиссерских, строительных, сюжет игр заметно обогатился, расширился.

Все это время мы работали в тесном контакте с родителями. Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает нам библиотека, собранная с помощью родителей. Мы разработали тематические консультации и памятки для родителей. Совместно с родителями организовали с родителями конкурс – выставку фотографий « Я и моя семья», подготовили и провели музыкальный праздник «Осень, осень – в гости просим». Для формирования у детей и родителей интереса к родословной, дети создали «генеалогическое древо» семьи. Не все родители, принесли фотографии к сожалению. Но мы вышли из положения, дети нарисовали сами портреты своих родителей. И мы педагоги подготовили заключительную презентацию по проекту.

На этом реализация нашего проекта закончилась. Нам удалось реализовать поставленные цели, задачи, решить проблему разобщенности между семьей и детским садом, наладить функцию передачи семьей детям значимых семейных и жизненных семейных ценностей.



Публикации по теме