Кружево из бумаги.

Техника создания изображения путем его вырезания на пергаменте или бумаге известна в Европе с XV в., и, как многие другие искусства и ремесла, пришла из Китая.

Один из первых сохранившихся образцов – покров на чашу для причастия из монастыря Тегернзее в Германии – так называемая «палла» (Palla). Неизвестный мастер позолотил пергамент для покрова и вырезал изображение «Страстей Господних»: сердце, раны и орудия пыток, на рамке – латинский гимн готическим шрифтом, а чтобы все это можно было прочесть и рассмотреть, сделал подложку из красной ткани.

В XVI в. технику резьбы начали применять достаточно широко. Сохранилось семь книг, выполненных подобным способом – так называемые «нематериальные» книги (Immateriellen Bucher) или «кружевные» Библии, появившиеся на рубеже XVI – XVII в., в которых вырезаны (прорезаны насквозь) и текст, и заставки, и иллюстрации. Старейшая из них находится в Бельгии, ее название в переводе с латыни звучит следующим образом: «Книга Страстей Господа нашего Иисуса Христа... составленная не из реальной материи». Это 24 белых «кружевных» страницы размером 14,5 х 9,5 см с подложками из голубой бумаги, чтобы «нематериальные» текст и изображение стали различимы.
Постепенно техника резьбы распространяется все шире и шире по Европе, достигая наибольшей популярности в Германии, где в качестве основы предпочитали применять пергамент, и в Нидерландах, где чаще использовали бумагу.

Из белой или цветной бумаги и пергамента вырезали настенные украшения и цитаты из Библии, девизы и гербы, поздравления и различные картинки: пейзажи, аллегории, бытовые сценки, библейские мотивы. Подложки делали из цветной, а чаще из черной бумаги. Среди любителей и собирателей подобного жанра бывали и особы королевской крови, помещавшие резные произведения в качестве редкостей в свои кунсткабинеты.
В музее Виктории и Альберта (Лондон), к примеру, хранится работа И. Кёртен-Блок: это резной бумажный восьмиугольник (9х6,5 см) с изображением девы Марии, младенца Христа и сыновей Иоанна, сидящих в лесу под деревом, на котором играют белки и обезьянки. Картинка помещена между двух кристаллов и заключена в серебряную рамку таким образом, что ее можно было носить в виде украшения.
Из старинных трактатов известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причем нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов.
С XVII в. в Германии и Нидерландах в массовом порядке стали изготовлять картинки с изображениями святых, причем обычно вырезали лишь орнамент фона, а само изображение святого в центре писали красками и золотом – в манере и технике книжной миниатюры.

Искусство вырезания из бумаги в России оставалось в рамках «домашнего рукоделия» и лучше всего сохранилось в альбомах XIX в., реже в виде отдельных, окантованных под стекло произведений, служивших настенным украшением. По большей части это силуэты, весьма популярные и в России, и в Европе, начиная с XVIII в. Эти профильные портреты и целые сцены, вырезанные из черной бумаги, можно было бы назвать «черной резьбой» в отличие от «белой резьбы» – прорези.
Хотя приемы вырезания силуэта и прорези одинаковы, в результате возникают совершенно разные художественные образы. Силуэт всегда четок, отточен и – благодаря своему черному цвету – просто лучше виден. Изображение, вырезанное из белой бумаги – нежное, кружевное, как бы тающее в воздухе.
К числу несомненных шедевров «черной резьбы» можно отнести виртуозно выполненные Федором Толстым сценки из войны 1812 года. Нельзя не упомянуть и вырезанную неведомым мастером миниатюрную фигурку скачущего казака. Несмотря на свои крошечные размеры – 8х16 мм – силуэтное изображение полно динамизма и выразительности.

Наиболее распространенный вид вырезок из белой бумаги – декоративные орнаментальные фигуры, которые можно легко создать ножницами, сложив лист бумаги в 2 и более раз: например, ажурное сердечко, в центр которого прикреплен вензель, сплетенный из волос.
Встречаются вырезки, соединенные с аппликацией: так, на одном из пейзажей вырезан и наклеен сверху плющ, обвивающий пенек, что придает дополнительный эффект объемности.
В одном из альбомов встретилась целая картина, возможно, европейской работы, изображающая здания с черепичными крышами, соединенные мостиком, на котором видны мужская и женская фигурки. Такое впечатление, что здания стоят прямо в реке или море – с волнами, островками, плавающими утками. Прямо из арки правого дома выплывает лодка с гребущим человечком. Ажурная картинка весьма затейлива, но при более внимательном рассматривании под лупой видно, что приемы резьбы однообразны и грубоваты.

Наибольший интерес из прорезей собрания ГИМ представляет лист с сюжетом «Христос во гробе», созданный на высоком художественном и профессиональном уровне. Это довольно большое для прорези произведение (размер 48х29,7 см).

Общий вид до реставрации

фрагменты до и после реставрации

Автор усовершенствовал европейскую традицию, создав изображение тремя способами: тиснением, сквозной резьбой и проколами. Основной «рисунок» сделан с тыльной стороны листа: это тиснение, создающее мягкий рельеф и объемы обнаженного тела, а также сквозная резьба фона с цветами, стволами и ветками деревьев, факелы в руках персонажей, их волосы и глаза. С лицевой стороны нанесены проколы и тиснение, идущие по складкам одежд и прорези на изображениях ртов персонажей и ран Христа. Под ажурные участки изображения подложены пластинки цветной фольги.
Каким образом выполнено на бумаге само тиснение, неясно. Путем «слепого» (без краски) оттиска с гравированной доски и последующего прорезания подобного изображения получить нельзя: тиснение не получится таким выпуклым. Можно предположить, что для этого применялась выпуклая металлическая форма – штамп. Сквозные отверстия на бумаге могли появиться либо одновременно с тиснением, либо после него (часть отверстий могла быть создана при тиснении, а другая часть – при помощи ножниц, ножа и игл разного диаметра).
Автор произведения оставил на нижнем поле подпись: «вырезывалъ Ф.К. въ 1801год». Ниже – по-французски – «Христос во гробе». Также по-французски дано подробное описание происхождения сюжета: «Картина Таддео Цуккаро, находящаяся в кафедральном соборе Реймса. Нарисована на холсте, высота 7 футов 2 дюйма, ширина 4 фута 1 дюйм. Гравировал Жан Раймонд».
Таддео Цуккаро (Taddeo Zuccaro или Zuccari, 1529 – 1566) – итальянский живописец римской школы, виртуозный рисовальщик, представитель позднего маньеризма, известен в основном своими фресками. «Христос во гробе» – одна из немногих его картин, украшает собой знаменитый готический собор в Реймсе (Франция), в котором короновались французские короли.

Жан Раймонд (Yean Raymond, 1695 – 1766 гг.) – парижский мастер резцовой гравюры по меди, один из лучших граверов своего времени. Известны всего четыре его гравюры и в том числе «Тело Христа с поклоняющимися ангелами» по картине Цуккаро в Реймсе.
Кто же создал эту необычайно красивую ажурную прорезь? Казалось, что загадка «Ф.К.» неразрешима. Можно было лишь предположить, что автор должен владеть приемами гравюры на металле.

Вероятно, произведение так и осталось бы анонимным, если бы в дело не вмешался случай. В отдел ИЗО ГИМ принесли на экспертизу из антикварного магазина еще одну картину, выполненную в технике прорези – «Суд Париса». Внизу справа была четко видна подпись автора: «Вырезывалъ Федоръ Камкин в 1795 году».

Прорезь выполнена по гравюре парижского гравера и издателя Жака Боверле (J. Beauwarlet, 1731 – 1797), сделанной, в свою очередь, по картине Луки Джордано (Lucа Giordano, 1632 – 1705) – итальянского живописца неаполитанской школы, одного из наиболее характерных представителей позднего барокко, любившего изображать фигуры в сильном движении и резких ракурсах.
Прорезь «Суд Париса» – большего размера, чем первая работа. Это сложная многофигурная композиция с фигурами людей, богов, сатиров и животных и тонким ажурным изображением деревьев и растений. Сравнивая обе работы, можно было увидеть, что более ранняя кажется несколько «неуклюжей» по сравнению с более поздней: налицо некоторая непропорциональность фигур и неуверенность руки мастера.
Если говорить о «манере резьбы», то сомнений, что это один и тот же автор, не было. Непропорциональность фигур в «Суде Париса» можно объяснить либо неопытностью автора (разница между произведениями 6 лет), либо «резкими ракурсами» оригинала, которому он следовал.
Насколько можно было разобрать, рассматривая произведение сквозь стекло, бумажный лист сплошь наклеен на подложку из синей бумаги, а следов выпуклого тиснения, как на предыдущей работе не наблюдается. Трудно сказать, было ли тиснение изначально и утратилось в процессе дублирования, или же его не было совсем. Если тиснение все же было и утратилось при дублировании, то именно этим может быть объяснена некоторая диспропорция: разглаженный рельеф исказил начертания фигур.
После долгих поисков по различным справочникам удалось разыскать единственного Федора Камкина – старшего гравера Военно-топографического депо. Даты его жизни и биографические данные не известны. Сохранились сведения о 3-х картах его работы, гравированных на медных досках:
1) План столичного города Москвы 1841 г., гравированный со съемки П.Л. Шуберта при Военно-Топографическом депо. План дан в пределах Камер-Коллежского вала и прилегающих местностей. Вместе с Камкиным над этим планом трудилось еще шесть граверов.
2) План Петербурга на одном листе, отпечатанный в четыре краски и изданный Камкиным в 1855 г. на собственные средства (был поднесен им государю и удостоен высочайшего одобрения) .
3) План столичного города Москвы 1856 г. с портретом Александра I – повторением в меньшую величину медали работы Ф. Толстого, на которой Александр I изображен в вооружении древнего славянского бога Радомысла.
Кроме того, известно также, что в 1856 г. гравер Камкин «был обучен делать исправления по гравюре на медных досках по методу Жоржа посредством гальванопластики» .
Основываясь на всех этих сведениях, трудно утверждать, что Камкин-резчик по бумаге и Камкин-картограф – одно и то же лицо. Есть одно весьма существенное обстоятельство, говорящее против: возраст. Для того чтобы в 1795 г. создать прорезь «Суд Париса» Федор Камкин должен быть уже достаточно взрослым человеком и умелым мастером.
Если даже допустить, что в это время ему всего лет 15, то к 1856 г. Федору Камкину уже исполнилось бы 75. Мог ли человек в таком преклонном возрасте создать карту, удостоенную высочайшего одобрения и осваивать новый – достаточно сложный – гальванопластический метод? Хотя нам известны примеры подобного творческого долголетия, все же весьма сомнительно. Возможно, это просто однофамильцы, возможно – родственники.
Неведомый виртуоз «Ф.К.» обрел имя и фамилию, но не стал от этого менее таинственным – жизнь и творчество Федора Камкина, его способ работы, сочетающий резьбу по бумаге с тиснением, так и остались неразрешенной загадкой, которую – может быть – разрешит следующее поколение исследователей.

И вот совсем недавно я узнала, что в Сергиевом Посаде тоже есть такая картинка!
Доклад о ней был прочитан на конференции, посвященной искусству силуэта:
ЗАРИЦКАЯ О.И. «ПРОРЕЗНАЯ» КАРТИНА «СМЕРТЬ ГЕКТОРА» из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Кружево из бумаги своими руками : пасхальные детские поделки. Как сделать с детьми своими руками красивое пасхальное яйцо из бумажного кружева и открытку.

Кружево из бумаги своими руками: пасхальные детские поделки

Поделка 1. Пасхальное яйцо в технике дырокольного кружева из бумаги

Инструменты и материалы для изготовления поделки

Для работы необходимы:

  • картон цветной,
  • бумага белая,
  • клей ПВА,
  • дырокол бордюрный,
  • ленточка.

Пошаговое описание изготовления кружевного пасхального яйца из бумаги с детьми

Шаг 1

Вырезать заготовку пасхального яйца из красной бумаги. Вырезать бордюрным дыроколом кружевную полоску из белой бумаги.

Шаг 2

Наклеить белую кружевную полоску из бумаги на заготовку яйца в любом месте.

Шаг 3

Наклеить кружевные полоски из бумаги на расстоянии от предыдущей или вплотную (все зависит от вашей задумки). Заполняем кружевами из бумаги всю поверхность пасхального яйца.

Шаг 4

Украшенную заготовку наклеить на заготовку яйца другого цвета, но большего размера (заготовка другого цвета должна быть на 3- 5 мм больше, чем предыдущая заготовка).

Края полученной заготовки украсить зубчиками с помощью ножниц зигзаг.

Проколоть заготовку и протянуть ленточку. Пасхальная подвеска готова. Подвесьте пасхальную кружевную подвеску на ветку, на стену или на окно, на штору.

Поделка 2. Пасхальная поздравительная открытка с кружевами из бумаги

Самодельное кружево из бумаги, сделанное с помощью бордюрного дырокола можно использовать и по-другому. Например, для изготовления пасхальной открытки. Тогда не нужно прокалывать отверстие для ленточки, а нужно наложить заготовку на фон открытки. Выбор за вами – какое изделие вы определитесь сделать.

Если у Вас нет бордюрного дырокола для изготовления кружева из бумаги: полезные советы

Совет 1. Если у Вас нет бордюрных дыроколов, можно пофантазировать с любыми, которые есть. Нужно только немного пофантазировать. Выполняйте орнамент с помощью обычного дырокола, сочиняйте свои узоры.

Совет 2. Если же никаких дыроколов нет в доме, а есть фигурные ножницы – то от этого красота работы не уменьшится. Вырезайте полоски из бумаги фигурными ножницами, фантазируйте, клейте! Удачи вам в творчестве!
Автор мастер-класса: Вера Парфентьева, учитель технологии, руководитель кружка детского художественного творчества, постоянная читательница сайта «Родная тропинка».

Еще пасхальные подарки и традиционные пасхальные игры с детьми на сайте Родная тропинка:

Вы знаете, что такое вытынанки? Лично я об этой технике работы с бумагой узнала недели 2 назад. Школу же тоже украшают к новогодним утренникам, вот там и увидела на окнах изящные бумажные картины. Но нужно было еще и бумажное кружево – окон много, а картины вырезать очень долго.
Я вызвалась помочь, мне дали несколько шаблонов снежинок, которые потом должны были наклеить вплотную друг к другу, имитируя кружево. Я не новичок в их вырезании, но эти уж очень мудреные были. Засекла время, сколько мне на изготовление одной понадобилось, подсчитала, как долго я буду делать остальные несколько десятков, и пришла в ужас. Я просто не успею к нужному сроку!
И решила, на свой страх и риск, сделать бумажное кружево по собственному шаблону. Что мне нужно было учесть:
оно должно быть красивым (насколько это возможно);
его можно сделать ножницами;
поскольку вырезать его будут дети (и еще неизвестно, инструментом какого размера), узор должен быть простым;
кружева понадобится много, поэтому желательно, чтобы можно было делать его из обычной листовой бумаги для офисной техники;
на изготовление должно уходить минимум времени.
Знаете, я сама удивилась, но первый шаблон придумался очень быстро! Вырезала, посмотрела – а ничего, неплохо) И тут на меня творческое вдохновение снизошло - не иначе) Чуть подправила первую схему и получился уже другой узор для бумажных кружев) В общем, мою идею одобрили, детям вырезать было легко, бумаги для принтера хватало, дело продвигалось быстро - все успели украсить к сроку!
Вот я и подумала: а может, еще кому-нибудь пригодится наше скромное изобретение? В общем, выношу свое творчество на ваш суд) На всякий случай опишу этапы работы - вдруг захотите украсить таким кружевом свои окошки. Я отсканировала шаблон, поэтому его нужно просто распечатать и все, ничего перерисовывать не надо.
На одном листе даны оба варианта. Сначала потренируемся на первом, он чуть проще. Разрезаем лист на две части (вдоль). Берем одну из полосок, складываем ее точно пополам. Затем - еще раз.
Нам нужно вырезать все заштрихованные участки. Сначала отрезаем верхнюю часть. Затем аккуратно вырезаем узор с одной стороны. И – с другой.
У нас остались не вырезанными два маленьких фрагмента. Снова складываем шаблон. И аккуратно (несколько слоев бумаги резать не очень удобно) доделываем последние штрихи. Разворачиваем. Все, наше кружево готово)
Конечно, это не настоящая вытынанка, но мы своим творчеством довольны; и традиция не нарушена - окна в этом году украшены по-новому. Будем рады, если кому-нибудь пригодится наша простая идея бумажного кружева)



Публикации по теме