Лексическая тема «Обувь. Наши игры

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Обувь»

Цели:

Расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме.
Познакомить детей с понятием «пара», обобщающим понятием «обувь».
Формировать устойчивые представления о цвете, величине, геометрических фигурах.
Совершенствовать навыки рисования красками, наклеивания, лепки.
Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение и понимать смысл услышанного.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать бережное отношение к обуви.

Оборудование:

Сундук, кукла, кукольная обувь.
Вырезанные из картона вагончики красного, зеленого, желтого и синего цветов и предметы обуви тех же цветов.
Картонные силуэты сапогов с наклеенными кругами разного цвета и величины, пуговицы, соответствующего цвета и величины.
Силуэтные изображения обуви из плотного картона с отверстиями, разноцветные шнурки.
Картинка и изображением трех медведей разной величины, овалы-обувь соответствующей величины.
Картинки с изображением различной обуви и варежек.
Разноцветные прищепки, силуэты щеток без щетины из плотного картона.
Вырезанные из клеенки силуэты ботинок, вымазанные мелками, влажные губки.
Картонные силуэты сапогов с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур, эти же фигуры.
Картинка-фон с тенями различной обуви, цветные силуэтные картинки этой обуви.
Скрепки, цветные силуэтные изображения обуви.
Картинка «Сороконожка», набор пластилина.
Раскраска «Ботинок», кисти, краски.
Вырезанные из цветной бумаги сапоги и картинки (цветочки, рыбки, тучки, солнышки, елочки).
Аудиозаписи: «Сороконожка», «Большие ноги идут по дороге».

Ход занятия:

Сюрпризный момент «Что в сундуке?»

Детям предлагают открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит. (По одному предмету обуви из пары по количеству детей).

Как вы думате, что это? Как это назвать одним словом? Обувь.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Вот у вас в руках кукольная обувь. (По одному предмету из пары).

Только кукла-растеряша раскидала всю обувь, вам нужно найти пару. Сосчитайте. Сколько у куклы ног? Две ноги. Значит и обувь должна быть по две. Вот у вас. Как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах тапочек? Два тапочка. А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят - «пара».
Запомните это слово и повторите вслух: «пара».
А теперь отправляйтесь на поиски пары к той обуви, что у вас в руках.

Дидактическая игра «Разноцветный паровоз много обуви привез»

Подберите пару каждой обуви и разложите ее в цветные вагончики: желтую обувь - в желтый вагончик, красную обувь - в красный вагончик, зеленую обувь - в зеленый вагончик, а синюю обувь - в синий вагончик.

Дидактическая игра «Заплатки для сапожка»

А вот этот сапожок с дырками. Подберите к каждой дырке подходящие по форме заплатки.

Игра с пуговицами «Укрась сапожок»

А вот этот сапожок нужно украсить разноцветными пуговицами. Смотрите внимательно. Какого цвета и размера круг на сапожке, такую пуговицу к нему и прикладывайте. На большой синий круг приложите большую синюю пуговицу. А на маленький желтый круг положите сверху маленькую желтую пуговицу.

Аппликация «Красивые сапожки»

Смотрите, ваши сапожки ждут, когда вы сделаете их красивыми, украсите их веселыми картинками. Выберите картинку. Которой будете украшать сапожок. Кто-то украсит его цветочками, а кто-то рыбками.

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ,топ-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом)

Дидактическая игра «Подбери ботинки для трех медведей»

А вот наши знакомые медведи. Покажите самого большого медведя, самого маленького, среднего медведя. Вы уже подбирали им бочки с медом, а сейчас нужно помочь медведям подобрать обувь по размеру и надеть им на лапы. Самые большие ботинки наденьте самому большому медведю, средние ботинки - среднему медведю, а самые маленькие ботиночки - самому маленькому медвежонку.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Перед вами картинки. Что на них нарисовано, назовите. А что здесь не обувь, что не надевают на ноги? Варежки.

Упражнение «Моем ботинки»

Чтобы обувь носить долго за ней нужно ухаживать, мыть и чистить от грязи. Вот сейчас мы с вами возьмем влажные губки и вытрем грязь с ботинок.

Игра со скрепками «Подшиваем тапочки»

Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края тапочка, как будто подшиваете подошву.

Детям предлагается закрасить ботинок краской.

Дидактическая игра «Найди тень»

На каждую тень положите сверху цветную обувь подходящей формы.

Лепка «Обувь для сороконожки»

Скатайте из пластилина шарики, приложите к ножке сороконожке и надавите пальчиком - получится обувь для сороконожки.

Музыкальная пауза «Сороконожка»

Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и двигаются под музыку по показу взрослого.

Чтение стихотворения «Ботинки»

Купила мама Димке
Отличные ботинки.
Красивые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Рассматривал их долго.
Он ставил их на полку.
Красивые, блестящие!
Шнурки есть настоящие!

Когда малыш ложился спать,
Ботинки ставил под кровать.
Новые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Детям предлагается вдеть шнурки в отверстия и завязать.

Игра с прищепками «Щетка для обуви»

А вот это щетка для обуви, чтобы начищать ботинки. А вы попробуйте сделать свои щетки. Вот так нужно прикрепить прищепки, чтобы получилась щетка для обуви.




БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Активизировать знания об одежде. ХОД БЕСЕДЫ: Расспросите ребенка об одежде, придерживаясь следующего плана: -Для чего нужна людям одежда? -Какая она бывает (мужская – женская -детская, спортивная – деловая, праздничная – повседневная, летняя - зимняя и т.д.) -Как надо ухаживать за одеждой?






ИЗ ЧЕГО ЖЕ? ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных. ХОД ИГРЫ: Вы называете предмет одежды, обуви или головной убор и говорите из какого материала он сделан. Предложите ребенку соединить два существительных в словосочетание. Например Вы: «Платье из ситца» Ребенок: «Ситцевое платье». Возможные варианты: Шорты из хлопка, варежки из шерсти, ботинок из кожи, сапоги из резины и т.д. Спросите у ребенка, как будет называться рубашка в клетку? В полоску?




МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Договоритесь заранее, о каком виде одежды будете говорить: о мужской, женской или детской. Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия одежды (головных уборов), относящейся к тому или иному виду.


КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ? ЦЕЛЬ: активизация словаря по теме, развитие долговременной памяти, развитие умения представлять предмет в деталях, развитие операций анализа и синтеза. ХОД ИГРЫ: попробуете вместе с ребенком назвать как можно больше деталей одной вещи. В начале можно смотреть на предмет, а в дальнейшем, для усложнения, предложите ребенку действовать без опоры на наглядность.















ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку собрать веселых человечков. А каких человечков придумает сам ребенок?




РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПУГОВИЦЫ ЦЕЛЬ: Развитие мышления, умение классифицировать по различным основаниям, закрепление представлений о цвете и форме предметов. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. С помощью дырокола проделайте в них дырки. Предложите ребенку разложить пуговицы на группы сначала по цветам, затем по формам, по количеству дырочек в них и т.д.


ЗАГАДКИ Отгадай загадку - кто мы: В ясный день сидим мы дома. Если дождь у нас работа: Топать, шлепать по болотам. (сапоги) Две сестренки, две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Перчатки) Я как зонт ~ не промокаю, От дождя вас защищаю, И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки коротышки. От солнца я защита Для этого и сшита. (Панама) ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Прежде, чем загадывать загадку, объясните ребенку все незнакомые слова, содержащиеся в ней. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Береги одежду, пока нова, а здоровье - пока молод. По одежде не суди, по делам гляди.







Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор».


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей об одежде, обуви и головных уборах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Одежда».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры : Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра «Одень Таню и Ваню по сезону».
Цель : Формирование представлений детей об одежде, головных уборах и обуви, их связи с сезоном и погодой.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов 30 штук и четыре игровых поля с изображением Вани, Тани и времени года.






Ход игры: Разложить карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов в соответствии с временем года и гендерным признаком (для девочки Тани справа от игрового поля, а для мальчика Вани слева).
Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»
Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа).
Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Платье зелёного цвета – это одежда.
Сапоги желтого цвета, резиновые – это обувь.
Шапка-ушанка серого цвета – это головной убор.
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 видов одежды, обуви и головных уборов, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например: На карточке изображены сандалии, плащ, кроссовки, сланцы и ботинки. Лишний плащ потому, что это одежда, а остальное – обувь.


Конспект занятия по лексической теме «Одежда»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные множественного числа; учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе; учить отгадывать загадки.

Закреплять умение делить слова на слоги, учить выделять звук М из ряда звуков, слогов, учить подбирать однокоренные слова к слову «одежда ».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением одежды, синие фишки, мяч, тетради, цветные карандаши, пособие «Одежда для детей», шнурок.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто отгадает загадку, а картинки вам помогут в этом.

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят.

(перчатки)

В дом войдя, оденьте тапки,

А с голов снимите…(шапки).

Дождик, посильнее плачь,

Я надену новый…(плащ).

У девчонки Любочки

Модные все…(юбочки).

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(шарф)

2. Введение в тему. Рассматривание картинок.

(Логопед выставляет на панно картинки с изображением одежды и называет их. Дети подбирают признаки какая? Какой?)

– О чем мы сегодня будем говорить?
– Зачем людям нужна одежда?
– Что мы называем одеждой?

– Какую одежду мы носим осенью?

– Давайте поможем девочке Ане собраться на прогулку.

(Дети выбирают одежду, подходят к наборному полотну «одевают» и комментируют свои действия.)

3. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

4. Упражнение «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на девочку Аню и пока она не ушла на прогулку, давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

Вы хорошо запомнили, как одета Аня? Тогда закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на другой.

– Открывайте глаза. Что изменилось?

– Ну вот, Аня уходит на прогулку, а мы с вами поиграем в другую игру.

5. Игра «Подбери слова»

– Встаем в круг. Будем передавать друг другу шнурок и подбирать слова одной семейки, похожие на слово «одежда».

Одевать, одетый, одеваться, оденусь, надеть.

– Молодцы. Это было трудное задание, но вы справились.

6. Упражнение «Подними фишку»

– Я буду произносить звуки, потом слоги, а вы поднимайте синюю фишку, если услышите звук «М».

А, М, У, И, М, О, М.

АУ, ИА, ОИ, АМ, МА, УО, ИМ.

7. Упражнение «Прохлопай слова»

– Давайте вспомним как можно разделить слова на части.

– Правильно, можно их прохлопать. Давайте разделим слова:

Колготки, перчатки, рубашка.

– Сколько слогов в этих словах?

– Молодцы. Все выполнили верно.

8. Работа в тетрадях.

Раскрась одежду, которую видишь.

9. Игра «Один – много» (с мячом)

– Пришло время поиграть с мячом.

Мы – волшебники немного

Был один, а станет много.

Шарф рубашка

носок перчатка

шапка юбка
10. Упражнение «Исправь ошибку»

– Я буду показывать картинки, называть что это.

Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сапоги.

Мое перчатки.

Моя шарф.

Мой куртка.
11. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Игровые правила: загадка должна быть описательная, называть основные, характерные признаки данного предмета одежды, обуви, головных уборов. Ребёнок, отгадавший первым, получает фишку. Обязательно объяснить, какие слова помогли отгадать описательную загадку. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Игровые действия : составлять описательную загадку предмета одежды, обуви, головных уборов, отгадывать.

Материал: схема для описания одежды, разнообразные предметы детской одежды (детские брюки, детские жилетки, детские майки и т.д.), обуви, головных уборов, ширма (сундучок, «Волшебный мешочек» и т.п.).

Педагог. Дед Мороз и Снегурочка готовят новогодние костюмы для праздника. Я расскажу вам об одном из них:

«Это головной убор. Он разноцветный, круглой формы. Бывает разного размера. Сделан он из пряжи, но бывают они из кожи, шерстяной ткани. Бывает с помпоном или с козырьком. Этот головной убор можно носить в прохладную погоду, осенью. Надевают его немного набок. (Это берет).

Педагог показывает описываемый берет. Затем предлагает кому-то из детей выбрать предмет одежды, обуви, головных уборов и придумать для друзей загадку.

«Ищу соседа»

Цель: активизировать в речи названия предметов одежды, обуви, головных уборов стимулировать развитие внимания, мыслительные операции анализа и синтеза, быстроту реакции, ловкость.

Игровые правила: ведущим становится игрок, первым добежавший до свободного стула, занявший его. Остальные дети возвращаются на свои места. Нельзя толкать друг друга.

Игровые действия: называть предметы одежды, обуви, головных уборов, их детали или признаки, пересаживаться со стула на стул. Материал: стулья.

Все дети сидят на коврике (или на стульях в кругу). Один стул свободен. Игрок, находящийся слева от свободного места, начинает игру словами: «Никто справа не сидит. Пусть ко мне подсядет кто-то, у кого есть…»

Далее окончание этой фразы меняется с каждым игроком. Например, «… у кого в одежде есть жёлтый цвет». Все, к кому относятся эти слова (у кого в одежде есть жёлтый цвет), вскакивают со своих мест и бегут на указанный стул. Первый, кто добежал до свободного стула, занимает его. Остальные дети возвращаются на свои места.

«Чей ботинок?»

Цель: активизировать в речи названия обуви, порядковые числительные; упражнять детей в согласовании существительного с числительным; развивать ловкость, чувство юмора.

Игровое правило: предметы обуви

Материал: ширма, ковровая дорожка.

Все игроки снимают с левой ноги обувь, отдают её ведущему. Тот раскладывает всю обувь за ширмой в случайном порядке в ряд.

Игроки садятся на ковёр (стульчики).

Ведущий у каждого игрока по очереди спрашивает число, например, «от 1 до 5». Можно задавать любой отрезок чисел.

После того, как игрок назвал число (например, 3), ведущий считает за ширмой в ряду обуви №3 и отдаёт её игроку. Конечно же, это будет предмет из чужой пары, но все же придётся игроку ею довольствоваться… Следующий игрок так же пытается отгадать номер своей пары обуви в ряду, называя любое число из заданного ряда.

Так разбирается вся обувь. Ведущий предлагает её одеть и по сигналу все игроки скачут на левой ноге по ковровой дорожке (или вокруг стула, столов и т.д.). Первый игрок, допрыгавший до места назначения, становится ведущим. Игра может начинаться снова.



Публикации по теме