Надежда калинина - про снежный колобок.

Данные об авторе

Овсюк ИВ

Место работы, должность:

Ленинградская обл. г.Гатчина МБДОУ "Детский сад№13 комбинированного вида"

Ленинградская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Цель урока:

Цель : Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемотехники и интерактивной доски.

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемая методическая литература:

Книга Н Калинина рассказ "Про снежный колобок"

Используемое оборудование:

Интерактивная доска,нотбук.

Краткое описание:

На данном занятии мы с детьми учимся пересказывать рассказ с помощью мнемотехники. Развиваем диалогическую и повествовательную речь. С помощью интерактивной доски создаём модели по ходу рассказа.Развиваем память,внимание.

Задачи: Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов с применением мнемотехники.

Развивать диалогическую и повествовательную речь, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие произведения.

Отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение.

Развивать память, внимание, мышление.

Формировать у детей навыки совместной деятельности путем работы на интерактивной доске.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Думал, что мел,
Потому что бел,
А в руки взял,
Он водою стал. (снег)

Правильно, это снег. Каким бывает снег? (Мягкий, холодный, белый, воздушный …)

Вам любите снег?

Вам нравится играть со снегом?

Как мы можем играть? (Строить горки, кататься на санках, на лыжах, лепить снеговика, снежки …)

Мы все любим играть со снегом. Давайте прочитаем с вами рассказ про мальчика Алешу и про то, что с ним произошло.

Рассказ Н Калинина «Про снежный колобок»

Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки - сделал глаза; нашел палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап - кап - кап - вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармане два уголька и две мокрые палочки. А колобок где? Как вы думаете?

Понравился вам рассказ?

Что делали ребята на улице? (лепили снежную бабу).

Кто из ребят слепил снежного колобка? (Алеша).

Как он его слепил?

Почему Алёше стало жалко колобка, какие чувства он испытывал к колобку?

О чем думал Алеша, когда спрятал колобка в карман?

Что увидели ребята, когда проснулись, около Алешиного шкафчика?

Куда же делся колобок? (Растаял).

А может кто-то пошутил и воды налил в карман? Может его и не было в кармане.

Физ. минутка: « Давайте слепим колобка»

Долго, долго мы лепили (имитируем лепку колобка)

Наши пальцы утомили (встряхивание кистями перед собой)

Пусть немного отдохнут,

И опять лепить начнут

Дружно руки разведём, (отвести руки назад -вниз,

И опять лепить начнём. отклоняясь на спинку стула)

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко,

И отправились в дорожку.

Ребята, а кто хочет рассказать историю, которая произошла с Алешей

А чтобы вам было легче рассказывать, давайте подойдём к нашей волшебной доске и придумаем маленькие картинки подсказки (модели).

Доставайте столько квадратов, сколько картинок вы будите рисовать (дети работают на интерактивной доске в программе: « ActiveInspire»

Юлия Гвоздинская
НОД по реализации образовательной области «Коммуникация» в средней группе. Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация » , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Социализация» .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная , познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Задачи :

образовательная : учить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту, учить образовывать новые однокоренные слова, отвечать на вопросы простыми распространёнными предложениями.

развивающие : развивать, память, внимание, мышление.

воспитательная : воспитывать у детей умение сопереживать, доброжелательность, отзывчивость.

Словарная работа : активизация-снег, снежинка , снеговик, Снегурочка, Снежная баба , угольки, лужа, воздушный.

Планируемые результаты : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, эмоционально воспринимает литературное произведение Н. Калининой «Про снежный колобок » и выражает своё отношение к персонажам рассказа , проявляет положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок. 0

Материалы и оборудование : книга Н. Калининой «Про снежный колобок » с иллюстрациями, снежный колобок на блюдце , лист с изображением снеговика , белые мелки, поднос.

Ход деятельности

Воспит.: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте с гостями поздороваемся. А теперь посмотрите на меня и послушайте, что я вам скажу. У нас сегодня будет интересное занятие. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать :

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт… (снег) .

Верно, это снег.

Давайте с вами подойдём к окну и посмотрим, почему у нас на улице светло и бело?

Правильно, на улице много снега. Он лежит на земле, на деревьях, крышах.

Дети, какой снег? Молодцы! Правильно : мягкий, белый, воздушный, лёгкий, холодный, пушистый.

От слово снег, можно придумать много разных слов.

Как вы думаете, из чего состоит снег?

Правильно, из снежинок . Вот первое слово, которое, которое мы придумали от слово снег. Снег-снежинки .

Из снега мы с вами лепили кого? Снеговика.

Правильно снеговика. Вот ещё одно новое слово-снеговик. Похоже это оно на слово снег. Снег-снеговик.

А какая у нас зима? Снежная .

На Н. г с Дед морозом кто к нам приходил? Снегурочка.

Давайте ещё раз проговорим слова, которые образовали от слово снег (снежинки , снеговик, снежная , Снегурочка).

Дети, вам снег нравится?

Как вы любите играть со снегом? (делать горки, кататься на санках, лыжах, лепить снежки , снеговика, строить крепость и т. д.)

Все дети любят играть со снегом. И я тоже. Я сегодня шла на работу и слепила Колобок . Посмотрите, какого я колобка слепила ? Снежного ! Повтори Вова…

Давайте снежного колобка положим на подоконник, сядем на свои места и послушаем рассказ про мальчика Алёшу и его снежного колобка .

Рассказ называется «Про снежный колобок » ». Его написала Наталья Калинина .

Слушайте внимательно.

(Воспитатель читает рассказ в первый раз ) .

«Про снежный колобок »

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок . Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок . Взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок . Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок . Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа . Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап –кап –кап – вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка .

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где ?

Вопросы по рассказу :

1. А как вы думаете, а где колобок ? (зачитать отрывок)

2. Где гуляли дети?

4. Какой получился у Алеши колобок ? (зачитать)

5. Из чего сделал мальчик глаза, нос, рот? (зачитать)

7. Что сделал Алеша? (Жалко)

8. Куда положил мальчик снежного колобка ? (зачитать)

9. Что сделал Алеша, когда проснулся? (зачитать)

10. Что осталось от снежного колобка ?

Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ ещё раз , а вы слушайте его внимательно и постарайтесь запомнить его содержание.

Потом вы его будете рассказывать нашим гостям .

(Повторно чтение рассказа )

Дети, наш рассказ длинный , поэтому кто-то его начнёт, а кто-то закончит.

Кто хочет рассказать историю о снежном колобке ?

Начинай Ангелина. Дети, вы слушайте внимательно и будьте готовы продолжить рассказ . (Подсказываю слово, фразу если ребёнок забыл) .

Молодец, Ангелина. Иди Илюша продолжи рассказ .

(Спрашиваю ещё 2 пары) .

Молодцы, хорошо запомнили рассказ , пересказали его так, как написала Наталья Калинина .

А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка : «Погуляем во дворе, по снежку немножко » .

Дети, подойдите ко мне, давайте посмотрим, как чувствует себя наш снежный колобок ?

Да, он не растаял совсем, но в тарелочке у нас появилась вода? Почему? Верно, снег в тепле тает. И наш снежный колобок постепенно начал таять и на блюдце появилась вода. А из чего сделан наш снежный колобок . Правильно из снега. А снег? Из снежинок .

Давайте с вами покружимся как снежинки . Они кружатся легко, плавно.

Белые снежинки в воздухе кружатся .

И на землю тихо, падают, ложатся!

Молодца! Сейчас сядем на свои места и послушаем меня, что мы будем делать. Возьмём свои рисунки, и будем рисовать вокруг снеговика снежинки и сугроб . А рисовать мы будем с вами не красками, а мелом.

Посмотрите, как это надо делать. Я нарисовала одну снежинку , а вы нарисуйте много. А потом нарисуйте сугроб. Вот так, посмотрите? Теперь можете приступать к работе.

Подведения итога занятия воспитателем. Вы сегодня очень хорошо занимались, придумали много слов от слова снег, запомнили рассказ «Снежный колобок » и теперь можете его рассказать дома своей семье . Вы сделали замечательные рисунки, их вы подарите своим родителям.

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

(старшая группа)

Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Коммуникация».

Бөлік/Раздел/ Section: Развитие речи.

Тақырып /Тема/Subject: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Мақсатты/Цель/ T arget: Умение детей последовательно и связно пересказывать рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».

Міндеттер/Задачи/ Tasks: Учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа, передавать художественный текст связано, последовательно, опираясь на вспомогательные картинки. Упражнять в подборе подходящих по смыслу определений, глаголов; активизировать в речи однокоренные слова: снежинки, снег, снегопад, снежок, снежный ком, снежная баба. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать бережное отношение к природе, вырабатывать эстетическое чувство к прекрасному.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, составление описательного рассказа о зиме по опорной схеме, чтение стихов, рассказов, сказок о зиме, рассматривание иллюстраций об этом времени года.

Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): қыс-зима- winter, желтоқсан-декабрь-de c ember, қантар-январь- january , ақпан -февраль- february , қар-снег- snow, ұлпаққар-снежинка.

Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: снежный колобок.

Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки по тексту рассказа, снежок, снежинки голубые и серебристые, картинки-подсказки для составления загадки, «волшебное» зеркало, дерево и сугроб из картона, прищепки, карточки, простой и цветные карандаши, лента-картинка о месяцах зимы.

Ход занятия:

I .Этап. Мотивациялық –қозғаушы. Мотивационно- побудительный.

1.Круг радости:

Здравствуй, солнце золотое! (руки поднять вверх)

Здравствуй, небо голубое! (руки отводим в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Очень рад вас видеть я! (руки прижимаем к груди)

Ребята, мы очень рады видеть наших гостей, которые к нам пришли на занятие.

Давайте поздороваемся с ними и подарим наши улыбки:

Здравствуйте. Салеметсіз бе . Hellow .

2.Предлагает отправиться в гости. –Ребята, у меня в руках «волшебное» зеркало. Давайте мы в него посмотрим и скажем волшебные слова:

«В зеркале я отражусь.

Где захочу, там и появлюсь.

Перенеси нас зеркало

В гости к зимушке-зиме»

(Дети произносят волшебные слова, педагог переворачивает зеркало с

изображением зимы).

I І. Этап. І здену –ұйымдастырушы. Организационно – поисковый.

1.Беседа.

Ребята, у какого времени года мы оказались в гостях? (у зимы)

Қыс -зима- winter.

Ребята, назовите зиму ласково, чтобы она нас не заморозила. (Зимушка-зима, волшебница-зима, матушка- зима, кудесница-зима, художница-зима).

Ребята, назовите зимние месяцы и расскажите о них, используя наши схемы-подсказки.

Как называется первый месяц зимы? (декабрь)

Желтоқсан-декабрь-de c ember

(Дети по картинках-подсказкам рассказывают о декабре). Небо хмурое, серое. По небу плывут тяжёлые снежные облака. Солнце холодное, тусклое, неяркое. Поэтому этот месяц люди называют «хмурень». Дни становятся короче, а ночи длиннее. Холодно и голодно птицам. Люди наряжают ёлку, готовятся к новогоднему празднику.

Как называется второй месяц зимы? (январь)

Қ антар-январь- january ,

(Дети рассказывают об январе по картинкам-подсказкам). В народе январь называют «лютень». Часто идёт снег. Это природное явление называется «снегопад». На земле лежат высокие, снежные сугробы. Мороз рисует на стёклах свои красивые узоры. Солнышко поднимается всё выше и светит ярче.

Как называется третий месяц зимы? (февраль)

Ақпан -февраль- february

(Дети рассказывают о феврале). Февраль в народе называют «снеговеем». Дуют сильные ветры. Метели и вьюги наметают большие, снежные сугробы. Воробьи собираются стайками и весело чирикают. Люди прощаются с зимой и готовятся встречать весну.

2.Загадывает загадку. – Ребята, зимушка-зима приготовила для вас подарок. А что это за подарок, мы с вами узнаем, когда с помощью картинок-подсказок составим о нём подарок.

Белый, но не сахар.

Круглый, но не мяч.

Холодный, но не мороженое.

Мы можем слепить его только зимой.

Что это? (снежок)

Воспитатель демонстрирует подарок.

Из чего снежок? (из снега)

Қ ар-снег- snow

Ребята, какой снежок? (маленький, холодный, круглый, белый, снежный).

Ребята, а из чего состоит снег? (из снежинок)

Ү лпаққар-снежинка.

3 . Упражнение для коррекции зрения «Снежинка».

Ребята, а теперь мы поиграем со снежинками: мы снежинки увидали, со снежинками поиграли.

Возьмите снежинку. Вытяните руку вперед перед собой, сфокусируйте на ней взгляд. Вы готовы?

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели (Отводят снежинку вправо, прослеживают движение взглядом).

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели. (Отводят снежинку влево, прослеживают движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (Поднимают снежинки вверх и опускают их вниз).

Глазки смотрят вверх и вниз,

Вверх и вниз.

Все. На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем (Закрывают ладошками глаза)

Глазки отдыхают.

4.Дидактическая игра «Подбери правильно».

Скажите, а что снежинки умеют делать? (летают, кружатся, ложатся, сверкают, танцуют в воздухе, порхают, скрипят под ногами).

Ребята, у кого в руках синие снежинки, вы постройте снежный сугроб. А у кого серебристые снежинки, мы ими украсим наше дерево, оденем его в серебристый красивый наряд. (Дети выполняют задание).

5.Знакомство с рассказом.

а) Введение в тему.

Ребята, а кто из героев русской народной сказки похож на наш снежок, такой же круглый, маленький, вылеплен из теста? (колобок)

Назовём наш снежок колобком, вы согласны?

Теперь он не простой колобок, а какой? (снежный колобок).

Ребята, пусть наш снежный колобок полежит. После занятия мы с ним обязательно поиграем. А я вас сейчас познакомлю с интересным рассказом «Про

снежный колобок». Написала его Н. Калинина. Рассказывает об авторе.

б) Воспитатель читает рассказ.

в) Беседа по содержанию:

Ребята, вы внимательно слушали, тогда вы сумеете ответить на мои вопросы. Давайте вспомним, о чём этот рассказ:

Что ребята и Алёша делали во дворе?

Чем украсил Алёша свой снежный колобок?

Куда пошли ребята после того, как поиграли?

Что сделал Алёша, когда ребята пошли в детский сад и почему?

Что сделал Алёша со своей шубой, когда пришёл в детский сад?

Ребята, где остался лежать снежный колобок?

О чём вспомнил Алёша, когда проснулся?

Куда Алёша и ребята побежали и что они увидели около шкафчика?

Что увидели ребята, когда открыли дверку и посмотрели?

Что увидел Алёша, когда поглядел в карман?

Что лежало в мокром кармане?

Ребята, а колобок где, как вы думаете?

А как должен был поступить Алёша, чтобы сохранить свой колобок?

(предположения детей).

г) Физминутка «Морозная зима».

Солнце землю греет слабо (руки вверх, вниз).

По ночам трещит мороз (наклоны в стороны).

Во дворе у снежной бабы (руки на поясе, повороты вокруг себя).

Побелел морковный нос (дети показывают пальчиком на нос).

В речке стала вдруг вода (прыжки на месте).

Неподвижна и тверда (замереть).

Вьюга злиться, снег кружиться,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром (взмахи вправо-влево, опускают руки вниз).

д) Повторное чтение рассказа воспитателем.

Сегодня мы с вами будем пересказывать этот рассказ и у нас есть помощники–картинки-подсказки. Я ещё раз вам прочту рассказ. Вы внимательно его послушайте. Глазками рассматривайте картинки-подсказки, а ушками запоминайте рассказ.

е) Предлагает детям по желанию пересказать рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок». (Выслушивает рассказы 2-3 детей).

III.Этап. Рефлексивті –коррекциялаушы. Рефлексивно – корригирующий

- Ребята, вспомните, чем мы с вами занимались в гостях у зимушки-зимы? –Как называется рассказ? -Кто автор рассказа? –Чем вам сегодня понравилось заниматься? –Ребята, нам пора попрощаться с зимушкой-зимой. Я беру «волшебное» зеркало. Давайте скажем такие волшебные слова:

«В зеркале я отражусь.

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас зеркало в детский сад».

(Дети смотрят в зеркало и произносят волшебные слова).

Ребята, мы вернулись не с пустыми руками, а с подарками. Что же нам подарила зимушка-зима? (снежный колобок). Поиграем с ним. Что случилось? (снежный колобок растаял). Что нам нужно было сделать, чтобы сохранить снежный колобок ?

(дети высказывают свои предположения). Не огорчайтесь, у зимушки-зимы есть ещё

для вас подарок. Что это? Это тоже колобки, но только сладкие, вкусные. Они не успеют растаять. Ребята, нам пора попрощаться с нашими гостями. (Дети прощаются с гостями)

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: автора рассказ, его название, содержание; знакомые слова на казахском и английском языках.

Понимают: об изменениях в природе в зимний период времени.

Применяют: полными предложениями отвечают на вопросы по содержанию текста; делятся впечатлениями от нового произведения. Умеют связно, последовательно пересказывать рассказ, с помощью вспомогательных картинок; подбирают подходящих по смыслу определения, глаголы, однокоренные слова.



Публикации по теме