Народные традиции свадьба расписание. Как справлял народ свадьбу на Руси: русские свадебные традиции и обычаи

В старину на Руси все свадебные обряды имели глубокий смысл. В определенный период проведение народных свадеб было запрещено царской властью, и многие свадебные обычаи и традиции русского народа были утрачены, в наши дни даже свадьба в русском стиле будет сильно отличаться от того, как праздновали ее много веков тому назад. Как же было раньше и какие свадебные обряды существуют сегодня? Обо всем по порядку.

Свадебные традиции русского народа

Если проанализировать источники, описывающие свадебные обычаи русского народа, можно выделить несколько важных этапов создания новой семьи, каждому из которых соответствовал свой обряд.

  • Смотрины. В старину женились рано, замуж выходили еще в более раннем возрасте: иногда невесте не было и 10 лет. Если учесть этот факт, нет ничего удивительного, что будущую жену для юноши выбирали его родители. Выбор этот редко основывался на благосостоянии семьи невесты. Считалось, что было бы здоровье, а остальное молодые наживут сами. Главное, чтобы невеста была здоровой работящей и не «криворукой». Аналогичные ожидания касались и жениха. Нередко выбор падал на девочку из соседнего села, с которой до этого жених даже не был знаком. Поэтому смотрины были важной частью свадебной традиции. Если невеста жениху приглянулась, то наступал второй этап – сватовство.
  • Сватовство. Во многом этот обряд сохранился в неизменном виде. В роли сватов выступали наиболее представительные члены семейства жениха или уважаемые односельчане. Вместе с родителями жениха и им самим они шли в дом невесты. «У нас купец – у вас товар!» — объясняли они цель своего визита. Если родители невесты ничего против сватовства к их дочери е имели, они приглашали сватов в дом. В противном случае вежливо отказывали, мотивируя, например, тем, что «товар еще не поспел». Пригласив сватов в дом, накрывали стол. Все члены семьи в это время уже были дома, так как свататься приходили вечером, когда уже наступала пора запались свечи, и исключительно в «легкие» дни, которыми считались вторник, четверг и суббота. Кстати, у невесты в этот момент была возможность выразить свое отношение к идее выдать ее замуж за того, кто ищет ее руки и сердца: если жених был ей не мил, то она могла уйти к себе и вернуться к столу уже в будничной одежде. Не всегда это мнение было решающим, но иногда оно учитывалось.
  • Сговор. Во время сватовства материально-бытовые вопросы не обсуждались. Для обсуждения деталей проводилась еще одна встреча родителей жениха и невесты. Если удавалось обо всем договорится, то на стол выставлялась бутылка спиртного, и договор закреплялся уже за столом.
  • Мальчишник и девичник. Девичник с точки зрения обрядовости имел большее значение. Существовала традиция, что невеста с подругами шла в баню. Так она прощалась с девической жизнью. Для нее делался веник, украшенный ленточками, цветами. Считалось, что если какая-то из подруг первой успевала попариться веником после невесты, то следующей замуж выйдет она.

Важно

Традиция кидать и ловить свадебный букет – заимствованная. У русского народа такого свадебного обычая не было.

  • Свадебная шкатулка . Наутро жених присылал невесте свадебную шкатулку с фатой, кольцом и венчальными свечами. Эта традиция – не самая старинная, она относится к более или менее поздним и наблюдалась не везде. В шкатулку помимо важных свадебных атрибутов могли были быть вложены украшения для волос, сладости.
  • Свадьба (венчание). Утром девушка надевала траурные одежды, оплакивала свое девичество. Подруги в последний раз заплетали ей одну косу. По некоторым источникам, именно в траурной одежде невеста и отправлялась под венец, а потом переодевалась. Другие утверждают, что под венец она шла уже в праздничном венчальном наряде, и это мнение представляется в большей степени заслуживающим доверия. Свадебный наряд невесты на Руси был ярким, в нем преобладали красные, зеленые цвета. Это был расшитый сарафан и рубаха с длинными рукавами, которая могла быть и белой.

Важно

Традиция надевать на свадьбу белое платье появилось лишь в 19 веке – этот обычай был русским народом заимствован из европейских стран.

Жених тоже одевался необычно: головной убор его был украшен цветком или ширинкой (расшитым платочком), подпоясывался он рушником (полотенцем(, вышитым, как правило, руками невесты.

  • Выкуп невесты. Обряд достался в наследство от времен язычества. Этот мини-спектакль о том, как жених вызволяет суженную из потустороннего царства, хотя сегодня эта символика полностью утрачена. Но и сейчас он должен преодолевать препятствия, выполняя задания подруг невесты, торговаться. Чем ожесточеннее борьба и торг – тем крепче будет брак, гласят поверья.
  • После принятия русским народом христианства, важным этапом свадебной традиции стало венчание. Это было законное оформление брака.
  • После венчания молодоженов осыпали дождем из зерна и хмеля, что должно было сделать их брак счастливым и богатым. Родители невесты благословляли молодую семью с иконой, а родители жениха встречали молодых с караваем .

Интересно

Свадебный каравай пекся по особому обряду. Тесто для него месили каравайницы – замужние женщины, счастливые в браке, то есть имеющие много детей. В печь каравай ставил женатый мужчина. Этим самым каравайники делились с молодыми семейным счастьем.

Молодые кусали от каравая по кусочку в знак родства и единения. Обычай мерить, кто откусил больше, и по этому признаку определять, кто будет главой семьи, появился намного позже. Раньше главой семьи мог быть только мужчина – без вариантов.

  • Брачная ночь . Она скрепляла брак фактически. Наутро после нее били горшки. Если горшок разбивался легко, это считалось признаком целомудренности невесты. Чем больше было черепков – тем счастливей, считалось, будет брак. Сегодня этот обычай сохранил лишь часть своей символики и трансформировался: осколки по-прежнему символизируют счастье новой семьи, а способность невесты быстро и аккуратно их замести – о ее умении и хозяйственности.

Утром после брачной ночи молодая жена заплетала уже две косы и, уложив их вокруг головы, надевала головной убор, который носили уже замужние женщины.

Заключению брака в большинстве случаев сопутствует свадьба. Современные молодые люди всё чаще устраивают тематические праздники, в том числе и в русском духе. К сожалению, многие особенности русской свадьбы оказались забытыми. В наше время бракосочетание обычно включает в себя роспись в загсе, возложение букетов к памятникам и застолье. О том, как проводили свадебный обряд наши предки, будет рассказано в этой публикации.

Сговорки и рукобитье

Русской свадьбе предшествовало несколько предварительных обрядов.


Подготовка невесты и жениха к венчанию

Русская свадьба всегда видна и слышна издалека. Это, пожалуй, самый весёлый и красочный праздник из всех, которые бывают в жизни человека. Это и понятно, ведь нет ничего важнее семьи, которая рождается в этот день. Именно в день заключения брака на Руси особенно внимательно относились к соблюдению всех свадебных обрядов. Первым из них являлся сбор к алтарю невесты и жениха.

Подготовка невесты

С утра у невесты собирались её подружки. Они помогали девушке одеться к венцу, а затем принимали активное участие в традиционном свадебном действии.

Женский свадебный наряд был выполнен в красных тонах. Он состоял из нескольких основных частей, главной из которых был сарафан. Для него выбиралась лучшая ткань. Его украшали вышивкой, бисером, золотой и серебряной тесьмой. Для невест из зажиточных семей сарафан шили из парчи и отделывали жемчугом и ценным мехом. Общий вес свадебного наряда мог достигать 15 кг. Свадебный сарафан, как правило, укладывали в сундук и предавали из поколения в поколение. Под сарафан надевались несколько нижних юбок и венчальная рубаха.

Голову невесты вначале украшал венок, сплетённый из полевых цветов. Затем он был заменён на украшенную ленту или обруч, которые завязывались вокруг головы. При этом волосы оставались распущенными или заплетались в одну косу. Поверх головного убора надевалась вуаль или фата, которая имела двойное назначение. С одной стороны, она являлась украшением, а с другой стороны, защищала новобрачную от порчи и нечистой силы.

Надо сказать, что красивый костюм невеста надевала не сразу. Вначале она облачалась в одежду тёмного, а порой и чёрного цвета. Она символизировала скорбь девушки, которая уходила из родного дома к чужим людям. Только после венчания невеста облачалась в праздничные одежды.

В свадебное платье втыкали иглы без ушек и булавки без головок, а тело девушки обёртывали обрывками мережек с бесчисленным количеством узелков, чтобы её не сглазили во время церемонии. В обувь новобрачной насыпали деньги и зерно. Считалось, что это поможет сделать её семью процветающей.

Наряженную невесту накрывали платком, уберегая таким способом от дурного глаза. Затем её сажали за стол на застеленную вывернутой шубой лавку. По поверью, если сидеть на мехе, то семья будет жить в богатстве, а дурные люди не смогут навредить.

Вокруг молодой рассаживались подруги. К ним позднее присоединялись родственники. Стол при этом застилался белой скатертью и на него выставлялись пироги. Все ожидали новую родню.

Подготовка жениха

Парень также готовился к бракосочетанию с раннего утра. У него собирались друзья и родственники, чтобы украсить повозки лентами, цветами и колокольчиками.

Наряд мужчины состоял из штанов и красной или белой рубахи, подпоясанной длинным кушаком. Ворот и рукава рубахи вышивались традиционными символами, которые обозначали счастье и достаток. В ворот и подол, так же как и невесте, втыкались иглы и булавки. Для защиты от сглаза в карман молодой часто клал ножик.

Приезд свадебного кортежа и обряд «выкупа»

К назначенному времени у дома невесты появлялся свадебный поезд. В него входили сам жених, его друзья и родственники, сваты. Первым ехал дружка, державший перед собой икону. На свадьбе он охранял жениха и вёл шутливые переговоры, «выкупая» место для молодого за праздничным столом. Этот свадебный обряд, согласно русской традиции, проходил шумно и весело. Посмотреть на него обычно собирались все соседи.

1. Навстречу «поезду» выходил отец невесты. Он приглашал гостей в дом, но не сразу.


2. Как только жених и сопровождающие его лица входили, невеста по обычаю начинала плакать и причитать с новой силой. Этим она показывала свою привязанность к отчему дому и родным, которых должна навсегда покинуть. Остальные присутствующие шутили и веселились. На её плач никто не реагировал. Начиналась церемония «выкупа» места за столом - один из самых весёлых обычаев русской свадьбы. Обряд проходил в несколько этапов.

  • Перед гостями выстраивались подружки невесты и пели, обращаясь к дружке:

«Идёт дружка наш хороший,

На лиху болезнь похожий!

Друженька хороший!

Друженька пригожий!

Ну-ка, дружка, поскачи,

Подавай нам калачи!»

Дружка благодарил их за песню и одаривал спиртным и пирогами.

  • Топнув ногой, дружка поворачивался к родителям невесты, задавал вопросы о здоровье и благополучии, а также передавал поклоны от родителей жениха.
  • После поклона родителям невесты дружка поворачивался к мужчинам, делая на них «наговор». С подобными шуточными «наговорами» он обращался к другим присутствующим: незамужним девушкам, молодым женщинам, старикам и детворе.
  • Гости отвечали дружке шутливыми стихами или песней приблизительного такого содержания:

«Ой, у друженьки -

Нос крючком!

Ой, у друженьки -

Голова яйцом!»

Дружка давал им денег, чтобы они перестали на него «наговаривать».

3. Когда взаимный обмен любезностями заканчивался, дружка приступал к главной части - «выкупу» для жениха места рядом с невестой. Во время этого действия разыгрывался своеобразный спектакль, все сцены которого разворачивались в строгом соответствии с традициями русского свадебного обряда.

Сколько ты хочешь и что возьмёшь: казну или что другое? У нашего князя наречённого всего вдоволь.

Раз так, что я буду просить, то и подавай. Отсыпь мне для начала рублей семь, чтоб приятно было всем.

Изволь собирать (с этими словами дружка выкладывал на подставленное блюдо деньги).

Подай теперь то, что ярче солнца, краше звёзд небесных.

Пожалуйста, принимай.

Говоря эти слова, дружка отдавал образ, с которым шёл впереди свадебного поезда. «Продавец» помещал его в божницу, расположенную в правом (красном) углу комнаты.

Дай мне три поля: яровое, ржаное, да пары.

Изволь принять.

Отвечая, дружка отдаёт брату невесты каравай, пирог и жареные пирожки из картофеля.

Подай мне море пенное на пяти столбах.

Вот, принимай.

Дружка подаёт пиво в дубовом жбане.

  • После этого продавец и дружка начинали загадывать друг другу различные сложные загадки. Когда все вопросы были заданы, а ответы даны, «продавец» говорил: «Дай мне, дружка, то, чего у нашего хозяина в доме нет».

Дружка за руку подводит к «продавцу» жениха. Тот, уступая своё место, сажает молодого за стол рядом с причитающей невестой. Фату, закрывающую лицо, она не снимает вплоть до венчания.

4. После этого другие члены свадебного поезда выкупают места у девушек и рассаживаются за столом в следующем порядке:

  • на почётное место, под образа, садится самый близкий родственник жениха из прибывших;
  • рядом размещается дядя;
  • напротив невесты и жениха усаживается дружка с товарищем;
  • остальные гости располагаются «по чину».

Когда все присутствующие рассаживаются, к каждому из них обращается невеста. Она просит выпить стакан вина. Гость должен выслушать обращение стоя, положить на блюдо деньги и выпить.

В конце невеста с тем же предложением обращается к будущему мужу. Он не встаёт и не берёт предложенный бокал. Просьбу дочери повторяет и хозяин дома, но и после этого новобрачный должен отказаться. Тогда невеста встаёт и, поклонившись, подаёт ему стакан с пивом. Жених встаёт и принимает стакан из её рук. Затем оба садятся.

5. Когда все гости выпьют и закусят, дружка встаёт и предлагает родителям невесты благословить будущих супругов. Вслед за ним, благодаря хозяев, встают и остальные гости.


Венчание

Первый обряд производился на паперти. Молодые брались за железную скобу и просили, чтобы она забрала себе их беды и болезни. Считалось, что железо, особенно ржавое, способно вбирать в себя недуги человека.

В сопровождении церковнослужителя брачующиеся с зажженными свечами в руках проходили в центр храма. Они вставали перед аналоем на разостланный на полу светлый платок. По примете, тот, кто наступит на него первым, и будет главным в семье.


Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. При обручении батюшка брал кольцо из золота и надевал его жениху. Затем кольцо из серебра надевалось невесте. Золотое кольцо символизирует дневное светило. Его свету в браке уподобляется глава семьи. Серебряное похоже на свет луны, которая блистает, отражая свет солнца.

Новобрачные трижды обменивались кольцами с помощью дружки или священнослужителя. В результате серебряное кольцо оставалось у мужа, а золотое - у жены.

2. Затем батюшка брал венец и, три раза перекрестив жениха, давал ему приложиться к лику Христа, прикреплённому к венцу. Во время этого действия произносились венчальные слова.

Таким же образом священник благословлял молодую, дав ей поцеловать лик Богородицы. После этого служитель церкви венчал головы новобрачных. Венцы символизируют главенство обоих в семейном союзе.

Когда священник произносил венчальные слова, новобрачный, к которому они обращены, должен был перекреститься и тихо сказать: «Я, раб божий (имя), венчаюсь, а болезни мои не венчаются». По поверью, если у брачующегося есть недуги, то после церемонии вылечить их будет невозможно.

3. Далее новобрачные в три приёма выпивали вино из поданной им чаши, которая символизировала их единение. Первым подносил сосуд к губам жених.

4. После этого священник соединял руки супругов, покрывал пару епитрахилью и трижды обводил вокруг аналоя. Это действие символизировало вечность супружеского союза.

По окончании церемонии священнослужитель снимал с новобрачных венцы и подводил их к Царским вратам. Там мужчина целовал икону Спасители, а женщина - Богородицы. Затем они менялись местами.

Новобрачные целовали распятие, и батюшка отдавал им иконы, которые заранее приносили в церковь родные молодых. Эти лики новоиспечённые муж и жена должны были поместить в собственном доме, в котором они поселялись после отводин.

Свадебный пир

Когда обряд венчания завершался, молодая супруга переставала лить слёзы. Из церкви свадебный кортеж отправлялся в дом родителей мужа. Они встречали молодых с иконами и хлебом-солью. Отец держал в руках лик, а мать - каравай. Гости обсыпали пару зерном, монетами и хмелем. Крёстные благословляли молодожёнов крестами.

После этого супругов уводили в особую комнату и наскоро кормили. Невеста снимала свои «траурные» одежды и облачалась в яркий свадебный наряд. Подружки заплетали ей две косы и обвивали их вокруг головы. Поверх женской причёски надевался головной убор (обычно кокошник) и фата.

И, наконец, все собирались на традиционный для русской свадьбы пир. Здесь, как и в другие моменты бракосочетания, соблюдалось множество различных традиций и обрядов. Перечислим самые важные из них.


«Княжий стол» и третий день русской свадьбы

Второй день русской народной свадьбы проводился полностью в доме жениха и назывался «княжий стол».

Утром гости отправлялись будить молодых. Все оставались у порога бить посуду, а сваха заходила непосредственно в опочивальню. При появлении новобрачных участники пира продолжали бить тарелки и чашки, поздравляя новобрачных.

Умытые и наряженные молодожёны усаживались за стол. За ними садились остальные гости, и начинался завтрак. После этого молодые отправлялись к невестиной родне, чтобы созвать её за «княжий стол». Родители жены выставляли на стол угощение. Затем новобрачные уходили, а вслед за ними в дом молодого супруга собирались званые гости.

Во второй день почётное место за столом занимали родственники новобрачной. Родители жениха за стол не усаживались. Они ходили вокруг, угощая пирующих. Остальная родня жениха подносила еду и напитки. Как и в первый день, молодые должны были сидеть, плотно прижавшись друг к другу, и не притрагиваться к еде. Они лишь имели право пригубить поднесённое пиво или вино.

За княжьим столом самым популярным являлся обряд целования. Гости часто кричали молодым супругам: «Горько!», а затем спрашивали: «Нельзя ли подсластить?». Молодые вставали, кланялись, целовались и произносили: «Попробуйте, теперь сладко!». Кричавший допивал из своей рюмки и сообщал: «Теперь очень сладко». Потом гость подходил к супругам и лобызался с ними.

Приглашённые семейные пары обращались с подобными словами друг к другу. А когда подавали горячее, каждый гость подходил к молодожёнам с кусочком жаркого и целовался с ними, а затем возвращался к своей второй половине или сватье, повторяя процедуру.

После застолья гости продолжали гулять до полуночи. Большинство из них расходилось по домам, но некоторые оставались на ночь.

В третий день

Молодая жена пекла блины, которыми угощала родных мужа. Вечером в дом приходили юные девушки и парни. Они устраивали игры и пляски. Если новобрачная приехала издалека, то на празднике она заводила новые знакомства, одаривая гостей разными сладостями и пирогами.

В настоящее время сохранились некоторые старинные традиции русской свадьбы. Традиционная русская свадьба - достаточно жестко выверенный и последовательный ритуал, в котором все целесообразно, символично и ничего лишнего.

Свадебный день в доме невесты начинается причитаний девушки, которая по русским традициям обязательно должна поплакать. Наряжают невесту ее подружки, главная из которых - свидетельница.

В доме жениха утро начинается с совершения обрядов от сглаза: в костюм жениха следует воткнуть иглу или булавку - оберег от дурного взгляда завистников или злопыхателей. Раньше эти обряды совершал колдун, затем его функции стал выполнять дружка, сейчас этим занимается свидетель, тамада или свадебный распорядитель.

Жених собирает сватов, дружку, родственников, готовит деньги и продукты, подарки и едет в дом невесты, которую полагается выкупить у ее родственников и подружек. Начинается церемония выкупа невесты, смысл которой в том, чтобы жених показал семье невесты свою состоятельность, способность заботиться и содержать молодую жену, готовность преодолевать ради нее любые трудности.

Подружки и родственники невесты становятся у ворот ее дома (у подъезда - в городском варианте), на пороге, у входа в каждую комнату и задают жениху вопросы, загадывают загадки, которые жених обязан отгадать, чтобы получить невесту. За каждую неотгаданную загадку жених должен дать подружкам невесты подарок или денег. Подарками могут быть пироги, конфеты, напитки, платки. Подружки прячут туфли невесты, без которых она не сможет пойти под венец. Жених должен выкупить и их. Подружки требуют похвалить невесту, признаться ей в любви и дать обещание верности. Они обманывают жениха, пропуская его якобы в горницу к невесте, где находится маленькая девочка или кошка, наряженная в свадебное платье. Сторона жениха должна хвалить его, подчеркивая положительные стороны и качества и доказывая, что жених достойный и видный.

После того, как жених выкупит невесту, молодые едут сочетаться браком и венчаться. Затем муж и жена приезжают в дом жениха, где их встречают родители, осыпая зерном, символизирующим богатство и плодородие. Родители приподносят новобрачным хлеб и соль. Каравай для молодых родители должны испечь сами. Жених и невеста принимают хлеб-соль с поклоном, жених отламывает кусочек хлеба, густо обмакивает его в соль и предлагает невесте. То же самое делает невеста. Как говорится, молодые должны съесть пуд соли вместе. Муж берет жену на руки и вносит в дом, чтобы обмануть домового, ведь жена родилась в другой семье и для домового она чужая.

Затем начинается застолье. Молодым отводится отдельное место за столом. Дружка должен развлекать гостей, поизносить тосты и следить за молодыми. Задача дружки (свидетеля) смотреть за тем, чтобы не свистнули ритуальные деревянные ложки, которые перевязываются красной лентой и кладутся перед молодыми, туфлю невесты, чтобы не убрали лавку из-под молодых или, чего доброго, не украли саму невесту, заговорив жениху зубы. В некоторых деревнях юга России сохранился обычай катания тестя. Берут железное корыто, к которому привязывают жестяные банки, разные гремящие предметы, чтобы было больше шума. Спереди к корыту привязывают вожжи или веревки. Тестя сажают в корыто, и жених, дружка (свидетель) или друзья и родственники жениха с грохотом волокут корыто с тестем по всей деревне. Смысл, очевидно, таков: с одной стороны, грохот распугивает и отгоняет нечистую силу, с другой - тесть таким образом оповещает всех о том, что он выдал свою дочь замуж и приобрел новый социальный статус тестя.

В старину первую брачную ночь молодые проводили вне дома, обычно в бане (баня - чистое место, свободное от нечистых сил), чтобы укрыться от сглаза и порчи. В настоящее время эта традиция сохранилась: первую брачную ночь молодые часто проводят в отеле, за городом или в новой квартире.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.В старинной свадебной песне, исполнявшейся на девичнике, говорится:

Лей-полей, Волга-река,
Волга-река, во круты берега!
Побереги, родной батюшко,
Ты свою Федосью-душу!
Сегодня у Федосьи-души да девичь вечер,
Завтра у Петровны поведенный день:
Поведут Федосью-душу ко суду Божью,
Ко суду Божью, ко злату венцу,
Страшно стоять, страшно стоять у суда Божья!
От суда, от суда Божия - к чужому батюшку,
Ко чужому батюшку, ко неродному.
У суда Божья голова болит,
Под златым венцом ноги ломятся!

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два подружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учавствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. Масло . Андрей Рябушкин .

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». В. Максимов , 1875

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

«Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». Маковский К. Е. 1883.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе пир в родительском доме молодухи продолжался.

Обережные обряды

  • Чтобы обмануть тёмные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами.
  • Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всём пути к церкви.
  • Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.
  • Чтобы домовой принял молодую в новую семью - необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.
  • От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.
  • Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.
  • Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником .

Пословицы и поговорки

  • Свадьба и смерть - сёстры.
  • Не страшно жениться, страшно к тому делу приступиться (страшно к попу приступиться).
  • Страшно видится: стерпится - слюбится.
  • Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет.
  • Тошно жить без милого, а с немилым тошнее.
  • Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери!
  • Жениться - не лапоть надеть.
  • Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.
  • Дай бог с кем венчаться, с тем и кончаться.
  • Невеста родится, а жених на конь садится (на коня сажали трёх-семи лет).
  • В девках сижено - горе мыкано; замуж выдано - вдвое прибыло.
  • Женился на скорую руку да на долгую муку.
  • У старого мужа молодая жена - чужая корысть.
  • Мужчина, коли хоть немножко казистее чёрта, - красавец.
  • Много женихов, да суженого нет.
  • Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама-то какова?
  • Не ищи красоты, ищи доброты.
  • С лица не воду пить, умела бы пироги печь.
  • Не бери жену богатую, бери непочатую!
  • Первую дочь бери - по отцу, по матери, а вторую - по сестре!
  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам (смотри по роду)!
  • Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно.
  • Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.
  • Горько вино, не пьётся (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).
  • Девка после сговора на улицу и в церковь не ходит.
  • Дождь на молодых - счастье.
  • Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).
  • Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
  • Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.
  • Монах на свадьбе зловещ для молодых.
  • Обручальное кольцо под венцом уронить - не к доброму житью.
  • Подвенчальную свечу берегут, а зажигают её для помощи при первых родах.
  • Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).
  • Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).

1.Русские свадебные обряды

2.Смотрины

4.Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие

Всегда находятся пары, которые хотят провести свадьбу согласно традициям и обычаям русского народа. Кто-то отдает предпочтение самым зрелищным, известным ритуалам, а кто-то копает глубже и следует сложившимся правилам с пониманием каждого обряда. Традиционная свадьба русского народа – душевная, удивительная, интересная, родная. Это уникальное событие остается в памяти гостей, а молодожены получают незабываемое напутствие на благополучное супружество.

Какие свадебные обряды характерны русскому народу?

Русская свадьба издавна представляла собой комплекс обычаев, обрядов и традиций, совершаемых согласно строгой последовательности по определенному сценарию. Самыми важными обрядами на Руси считались сговор, сватовство, венчание, девичник, свадебный пир и брачная ночь. Каждое действо обладало важной смысловой нагрузкой. Например, венчание – юридическое, религиозное оформление брака, а брачная ночь – физическое его скрепление. Свадебный пир, согласно традициям и обычаям русского народа, символизировал общественное одобрение брака.

Сватовство

С учетом обычаев и традиций русского народа, сватовство представляло собой переговоры семей, заинтересованных в браке. Это обязательный, основной ритуал, который предшествовал свадьбе. На Руси принято было рано вступать в брак, потому выбором невесты для сына занимались родители. Сами молодожены могли не знать о предстоящей свадьбе. Перед сватовством собирался семейный совет, на котором присутствовала ближайшая родня.

По обычаям и традициям русского народа, во время выбора невесты, не брали в расчет материальное положение, поскольку считалось, что в браке пара сама все наживет. Сватов выбирали с особой тщательностью, ведь от умения вести беседу, располагать к себе людей, представлять в выгодном свете родителей жениха зависел исход обряда. В качестве сватов, согласно обычаям русского народа, выступали крестные родители парня, близкие родственники либо человек, который пользовался уважением.

Само сватовство проходило с соблюдением множества примет, от которых зависела будущая жизнь молодоженов. Свататься приходили к родителям девушки. Семьи молодых налаживали контакты друг с другом, так как родственные связи в то время имели серьёзный вес. Для проведения сватовства выбирали так называемые легкие дни: четверг, вторник, субботу, ночное или вечернее время с горящей свечой. После удачного завершения ставили бутылку спиртного на стол, а сваты выпивали из бокалов в знак согласия.

Дождь изобилия

Этот красивый свадебный обычай, используемый русским народом, призван был даровать молодоженам благополучие в материальном плане. В современный век используется рис для дождя изобилия, а раньше брали рожь, овес, хмель. Молодым сыпали его на голову, бросали под ноги, чтобы на протяжении всей совместной жизни у них было много денег для достойной жизни. Еще используются лепестки роз – знак любви, красоты.

Благословение молодых с караваем

Еще одной свадебной традицией русского народа считается благословение молодых караваем, что даровало счастье будущей семье. Выпечку готовили специально для церемонии, она украшалась различными узорами. Среди последних самой главной была веточка калины, олицетворяющая любовь. Выпечка каравая придавала свадебному торжеству особенный смысл. Чтобы правильно его приготовить, требовалось учесть много правил и ритуалов.

У русского народа есть обычай, согласно которому, тесто для свадебного каравая замешивалось одной замужней женщиной, которая имеет много детишек и счастлива в браке. Так она делилась счастьем с будущей парой. Перед приготовлением женщина должна была помыть руки, умыться, надеть крестик, платок на голову. Во время замешивания теста она молилась. В печь свадебный пирог ставил женатый мужчина также с произнесением молитв. Чем больше была выпечка, тем более богатую и счастливую жизнь это сулило брачующимся.

По свадебным традициям русского народа, чтобы празднично, красиво встретить жениха и невесту, самый уважаемый или старший в роду человек произносил речь, а родители молодого выносили на расшитом узорами полотенце каравай, поздравляя молодоженов. Пара принимала каравай и откусывала его: чей кусочек оказывался больше, тот и считался главой будущей семьи. Затем ребенок разрезал выпечку, разносил гостям.

Похищение невесты и выкуп

На Руси предсвадебный выкуп невесты проходил в несколько этапов. Сначала односельчане перегораживали дорогу жениху на пути к любимой. Вторая часть выкупа проходила возле дома будущей супруги. Молодому парню предстояло еще отыскать невесту. По традициям русского народа, изначально выкуп был спектаклем, где жених с друзьями играли роль чужаков, которые пробираются за возлюбленной в потусторонний мир. Чудесным помощником молодого парня считался конь, доставлявший его к дому невесты и вывозивший пару.

У русского народа есть обычай, согласно которому дружина жениха должна была проходить испытания, выполнять разные желания тех, кто проводил выкуп: переходить хлипкие мосты, перепрыгивать огонь, чтобы показать силу и сноровку. Подружки могли выдвигать странные требования, просить деньги, загадывать загадки. Во время выкупа главной целью был запрос максимальной цены, противоборство двух сторон. Чем сильнее борьба, тем крепче будет союз двух сердец. После этого жених мог надеть кольцо на палец молодой, подарить поцелуй.

Свадебные традиции связанные с убранством невесты

Обычай наряжать невесту в белое свадебное платье в России появился лишь в 19 столетии, а вошел в обиход в середине следующего века. До этого времени, согласно русским традициям, невесты надевали старинный народный костюм. Между дворянским и крестьянским свадебным нарядом разница была видна сразу. Невеста из дворянского сословия облачалась в платье с драгоценными украшениями, сшитое из дорогих тканей.

Платье и фата

До 19 столетия на Руси был распространён свадебный костюм, переливающийся всеми оттенками красного. На венчание молодая особа шла в скромных, печальных одеждах, поскольку это символизировало расставание с девичьей жизнью. В некоторых регионах под венец девушки шли в черных одеждах, фате того же цвета. После невеста переодевалась в свадебное нарядное облачение красного цвета, который символизировал начало новой жизни, радость.

Подвенечный наряд, согласно традициям русского народа, состоял из комплекта одежды. Свадебный сарафан представлял собой произведение искусства, поскольку демонстрировал мастерство рукоделия хозяйки, материальную обеспеченность семьи. Подвенечные одежды могли передаваться из одного поколения в другое. Сарафаны вышивались золотыми нитями, украшались тесьмой, бисером, серебряным, золотым шитьем. Отшивалось свадебное платье из парчи, оборачивалось жемчугом, дорогими мехами.

По обычаям русского народа, частью свадебного наряда считалась венчальная рубаха. Рукава в ней могли быть сужающимися, пышными, длинными, с прорезями. Они выполняли защитную функцию. Считалось, что молодые не должны касаться друг друга голыми руками во время бракосочетания. Под свадебным сарафаном скрывалось огромное количество нижних юбок, делающих фигуру пышной, выполняющих роль нижнего белья.

Украшением головы считался сплетенный из полевых цветов венок, символизирующий молодость. Позже появились свадебные уборы, интерпретирующие его – обручи, ленты. Декором головы новобрачной выступали разные драгоценности. Волосы девушки заплетали либо оставляли распущенными. По обычаю русского народа, фата или вуаль служила невесте не только украшением, но и защитой от злых духов, нечисти. После венчания заплетали две косы, которые оборачивались вокруг головы молодой. Сверху надевали кокошник.

Букет невесты и подвязка

Во время современных свадеб, невеста появляется с букетом, а после бросает его толпе незамужних дам. Эта традиция, как и подвязка, пришли к нам с Запада. Бросание букета символизирует передачу статуса невесты подруге. То обряд используется невестой для прощания с девичеством. Корни традиции уходят в Англию (18 столетия). Славянские же невесты, по традициям и обычаям русского народа, украшали свою голову цветочным венком, который потом разрешали примерить подругам.

Видео: русская свадьба в народном стиле

Свадьба на Руси – это не только всеобщее гуляние с танцами, выпивкой, радостью, праздник для каждого, но и тщательно продуманный порядок действий, предписанный церковью, язычеством и обычаями русского народа. Чтобы организовать настоящее торжество по всем традициям в современности, придется проделать огромную работу, но она обернется роскошным, веселым праздником для гостей и молодожёнов. Видео ниже поможет.



Публикации по теме