Наряд куклы как отражение традиционного русского быта. Традиционная народная кукла своими руками

Бумажные куклы Одень куклу 15 костюмы народов республик СССР Советского союза. Бумажные куклы в национальных костюмах СССР 15 нарядов скан версия для печати. Бумажные куклы национальные наряды республик СССР Советского союза. Бумажные куклы мальчик девочка магниты Одень куклу Веселка 1978 национальные наряды костюмы. Бумажные куклы костюмы народов мира СССР девочка мальчик. Бумажные куклы меняй одежду наряды лицо СССР. Бумажные куклы Национальные костюмы народов республик СССР советские старые из детства. Бумажные куклы девочка мальчик брат сестра СССР советские старые из детства. Одень куклу СССР игра национальные костюмы республик стран СССР советская старая из детства. Бумажная кукла Одень куклу СССР мальчик Одягни ляльку национальные костюмы народные костюмы республики СССР. Бумажные куклы мальчик и девочка дети СССР.Бумажная кукла костюмы народов СССР мальчик и девочка Одень куклу Веселка СССР. Советские бумажные куклы СССР печать скан. Бумажные куклы СССР советские старые из детства печать скан. Советская бумажная кукла СССР старая из детства версия для печати. Бумажная кукла СССР советская старая из детства печать скан. Вырезная советская кукла СССР печать скан. Одень куклу СССР игра советская старая из детства. Старые бумажные куклы СССР советские из детства. Бумажные куклы сайт СССР советские старые из детства. Бумажные куклы музей СССР советские старые из детства. Картонная кукла СССР советская старая. Вырезные куклы СССР. Настольные игры для девочек советские. Советские бумажные куклы СССР. Старая бумажная кукла. Бумажная кукла нашего детства. Бумажные куклы из детства. Настольно печатные игры СССР. Игра для дошкольного и младшего школьного возраста СССР. Игра-занятие одежда для куклы СССР советский старый из детства. Одежда для бумажной куклы СССР. Одежда для бумажных кукол из детства. Одень куклу старая. Советская игра одень куклу. Музей бумажных кукол. Сайт со старыми бумажными куклами. Советские бумажные куклы сайт. Картонные куклы с одеждой детства. Сайт бумажные куклы СССР. Картонные куклы советские СССР. Советские печатно-вырезные куклы СССР. Куклы из бумаги СССР советские старые из детства. Мамины бумажные куклы. Вырезные куколки СССР с одёжкой. Игра-занятие одежда для куклы. Игра для детей дошкольного возраста СССР. Сайт с бумажными куклами советскими, СССР, советский союз. Бумажные куклы каталог. Бумажные советские куклы список. Советские бумажные куклы скачать. Коллекция бумажных кукол. Сайт для коллекционеров бумажных кукол. Бумажные куклы коллекционирование. Скачай и играй. Распечатай и играй. Вырежи и склей. Распечатай вырежи и склей. Игрушка-самоделка. Игрушка-конструктор. Игрушки-поделки. Настольно-печатная игра. Блог Робота Самое важное из вашего детства. Самое важное (samoe-vazhnoe) – самое важное из вашего детства. Мозг робота. Блог Робота. Самое важное blogspot. Блог Самое Важное. Самое важное Робот. Самое важное блогспот. Samoe vazhnoe blogspot. Самое важное блогпост. Музей детства СССР. Музей советского детства. Сайт о советских бумажных куклах СССР. Каталог бумажных кукол СССР советских старых. Музей бумажных кукол СССР советских старых. Сайт о советских игрушках. Игрушки СССР список.

ирина курка

Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .

Используемые материалы :

Пластиковая бутылка -1 литр,

Синтепон,

Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,

Пряжа черного или коричневого цвета,

Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,

Эскиз костюма .

Описание работы :

Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .

Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.

Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.

Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.


Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.

Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.


По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.


Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.

Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками


Выворачиваем, получается как платье.

Надеваем его на куклу .


Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.


Сшив все детали, примеряем на куклу .

Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.

Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.


Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.

Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.


Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .


В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.


Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.

Спасибо за внимание!

наталья попович

Нравственное воспитание - один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Родине. Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города , о культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям - это скучно, гораздо интереснее, когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Кто-то подумает, что это сложно, ведь не у всех есть швейные машинки, но, уверяю вас, сделать чудесный костюм можно и без машинки , главное, чтобы было огромное желание и терпение ну и,конечно, творческое воображение (как нам без него) . Предлагаю подробную технику выполнения куклы в праздничном русском народном костюме из простых , подручных материалов без использования швейной машинки.

Используемые материалы :

Ткань : красный атлас, белый капрон или любой белый материал

Тесьма декоративная, жаккардовая,

Нитки, иголка,

Проволока,

Метр, карандаш, ножницы, клей-пистолет.

В детском саду я взяла куклу , вымыла её, расчесал - и получилась у меня вот такая красавица :

Затем приступила к реализации своего плана. Так как швейной машинки у меня нет, шила все руками. Если что-то не так, не судите строго.

Наш народный костюм будет состоять из нижней белой сорочки с отделкой, трусов, верхнего красного платья (сарафана) и кокошника.

Идею выкройки кофточки взяла дома : у меня две девочки и, естественно, у них есть куклы , взяла одну из кофточек и расшила (потом сшила её обратно, пока мои девчонки этого не видели, иначе была бы трагедия мирового масштаба, сделала выкройку из бумаги по размеру моей куклы , затем перевела ее на материал. Получилась вот такая деталь.

Чтобы выкройка не двигалась, закрепляем её иголками и обводим.


Переводим выкройку справа, затем переворачиваем и обводим левую часть. Вырезаем деталь. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу . Думаю, получилось неплохо. Деталь единая, сшиваются только боковые швы, но сшивать будем позже, когда сделаем рукава.



В отделке воротника я использовала красную тесьму, (хорошо, что сейчас с выбором данного материала нет проблем, что понравилось, то и купила) просто пришила её по кругу, и получился воротник-стойка.


Так же как и на рубашке, на рукава пришиваем тесьму, предварительно сняв мерки с руки куклы :


Описываю свои действия подробно, может, кому и пригодится данный материал. Идем дальше : втачаем рукава в рубашку и сшиваем её (рубаху) и рукава, можно примерять на куклу . Застежку на рубашке не делала, просто запахнула её и все, расстегнуться ей не даст сарафан. Получилась вот такая красота…


Переходим к шитью самого сарафана. Измеряем рост куклы и отрезаем прямоугольник с учетом будущих складок на сарафане.

Выбираем цветовую гамму украшений. Я выбрала жаккардовые и декоративные тесемки, так как для меня это проще, потому что их можно незаметно приклеить термо-клеем. Накладываем на материал тесемочки и ленточки, приступаем к работе. В начале тесемки посадила на клей (точечно, вот только фото не сделала, чтобы они не ездили по материалу, затем пришила.

Сшиваем деталь, но не до конца, оставляем место для будущей застежки.


Регулируем длину по верху, так как низ уже отделан. Делаем необходимые сборки по фигуре. У нас сарафан, поэтому притачиваем к верху юбки пояс и лямки, можно примерять. Для пояса и лямок использовала, такую же тесьму, как и на самом сарафане. Застежку пришиваем после того, как примеряли сарафан. В качестве застежки использовала кнопку, можно пришить липучку, даже, наверное, получиться еще и лучше (я так думаю) . Вот такой сарафан у меня получился.

Плавно, мы дошли до последнего изделия – кокошника.

Здесь нужна фантазия,за основу берем проволоку, но не очень толстую, чтобы кокошник был гибким. Обмеряем голову куклы и скручиваем вот такой каркас.

Чтобы кокошник держал форму, нужно обтянуть его чем-то прочным. Атлас – материал легко мнущийся, наклеивать его на картон не хотелось. Идею мне подсказала коллега, делюсь ею с вами : у каждой хозяйки, наверняка, найдется дома желатин, разводим его и замачиваем в нем материал (желатин брала листовой, его проще использовать, растворила в небольшом количестве воды две пластинки, после чего сушим на ровной поверхности., получается просто отлично. Во – первых, материал стал практически как картон, во – вторых, перестал распускаться по краям, ну и, в – третьих, выкраивался просто чудесно!



Когда материал готов, переходим к следующей фазе нашей работы : при помощи термоклея фиксируем наш каркас на материале.



С обратной стороны делаем все точно так же, но вырезаем немного больше нашего кокошника, чтобы было проще и незаметнее наклеить декор по кругу.

Для декорирования я использовала тесьму из паеток. При украшении даем волю фантазии и получаем вот такую красоту :




Наш кокошник готов, можно наряжать красавицу.

О главном я забыла, нижнее белье делается просто : делаем выкройку по кукле , вырезаем и сшиваем по бокам и середине (фото, к сожалению, я не сделала, можно сделать из белого детского носка, так еще проще, сшивается только середина, думаю, вы разберетесь с этим сами.

Главный момент : наряжаем нашу красавицу и получаем массу удовольствия от проделанной работы! Я думаю, получилось даже отлично, не хуже куклы , купленной в магазине.

Всем успехов и творческих идей в реализации своих проектов!

Традиционная народная кукла

Кукла-оберег для счастливого материнства

Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.


Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.


Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.


Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см


Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.


Закрепляем красной нитью по линии шеи.


Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.


Сложить края к середине.


На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.


Нитки после обвязки отрезать не надо.


Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.


Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.


Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.


Перевязываем туго ниткой по линии талии.


Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.


Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.


Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.


Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.

Часть четвертая. Наряд куклы как отражение традиционного русского быта

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели, как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.

Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.

Фотография нач. ХХ века

Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.

Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме. Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения.

Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни.

(Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. ).

Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.

Нечаев. Русские типы.

Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик).

Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят, а мужская — лишь до середины бедра, иногда до колена.

Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу — рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.

С. Бабюк. Сенокос

А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Рассмотрите эти изображения.

В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.

Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

И. Билибин. Василиса Прекрасная.

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.

А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно — русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, — обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником

Виноградов С.А. На работу 1895 г.

Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Женский костюм не мыслился без головного убора.

Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока, повойник, кокошник.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из — под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосниками (КОСНИК) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 — 14 прядей- «плёток». Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением из бисера.

Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все — от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий. чертой, оберегающей тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре — совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами

Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы.

Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.

Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.

К. Юон. Красный товар. 1905 г.

Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.

Вплоть до начала XX века подобные ткани в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).

Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к именинам, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

Когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.

Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

На кукле из Орловской губернии — холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.

Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по — кукольному выразителен.

Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.

С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь — например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.

Кукла Орловской губернии, г. Новосиль, 1932-1933 г.

Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отводя ей в детских играх определенную роль. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

А Вы когда- нибудь делали своими руками костюмы для кукол? Нравилось Вам это занятие? Учили этому своих детей и внуков?

Продолжение следует…




Публикации по теме