Нетрадиционное родительское собрание «Растить любознательных. Методическая разработка на тему: Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Воспитание любознательности средствами природы»

Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.

I этап проведения

Ведущий. Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече.

Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой ).

Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснить нормы и правила поведения в природе.

чествами личности и выражают отношение к окружающей жизнеЛюбознатльность и познавательный интерес являются ценными каи, к природе. Что же такое любознательность? (Высказывания родителей).

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость (толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой). Любознательность - общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснить нормы и правила поведения в природе.

Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

А что такое любопытство? (Высказывание родителей).

У слова «любопытство», согласно все тому же «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой, есть 2 значения.

1. мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например - праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (например - возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается? ).

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? Для чего? И мы называем это возраст «почемучки»: «А почему травка зеленая?», «А почему птицы летают?», «А почему, почему?» Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Безусловно, хорошо ).

Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

Задают ли вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (О высоком уровне развития ребенка ).

Ведущий. Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь - узнаешь» - значит дать его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Можете вспомнить какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам трудно ответить? (Родители делятся воспоминаниями).

Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме - «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.

Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить - способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.

В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача - поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Но нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы? (Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить найти ответ самому. Понаблюдав за интересующим его явлением .)

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да. Любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

II этап самостоятельной работы

Ведущий. Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздает каждому родителю перечень).

(Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. Ведущий подытоживает сказанное).

Да, прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляется. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было сказать ребенку.

«Глубоко ошибаются, считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источник воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил В. Сухомлинский. Согласны? (Высказывания родителей).

Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы. Игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности и познавательной активности дошкольников.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов - увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка. Какие темы можно развивать? (Например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе и др. )

Детская художественная литература о природе взаимодействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, побуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые и интересные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музеи!

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.

Родительское собрание

на тему: «Растить

любознательных»

Анкета для родителей

Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

1. Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания? Запишите вопросы ребенка и ваши ответы на них.

2. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

3. Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, теле-, радиопередачи, собственные наблюдения.

4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?

6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и др.).

7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть различные трудности?

8. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи, мимики, движений по проявлению интереса к предмету и явлению?

9. К кому из членов семьи чаще обращается с вопросами?

10. Широк или узок круг интересов вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

11. Что делается в семье для развития интересов ребенка?

Письмо каждой семье:

«Уважаемая ______________и_________________ !

Предложите изготовить своему ребенку с учетом его интересов любую поделку (для занятий, для игры), объяснив задание следующим образом «Что бы ты хотел подарить детям своей группы?» Это может быть рисунок, аппликация, поделка из природного материала (шишек, орехов, желудей и т. д.), бросового материала (коробок, катушек, проволоки и т. д.), поделки из бумаги, картона, дерева, ткани, меха и пр.

Помогите своему ребенку советом, окажите практическую помощь!

Дети очень любят рассматривать работы друг друга, интересуются успехами своих товарищей! Заранее благодарим! Срок изготовления поделки – к родительскому собранию!»

Памятка «Как отвечать

на детские вопросы»

1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А ты думаешь как?»

6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Вопросы «Острого блюда!»

1. Самый интересный, на ваш взгляд, вопрос ребенка и ваш ответ на него?

2. Какое значение имеют в развитии любознательности прогулки, наблюдения, экскурсии?

3. Как через загадки развивать детскую любознательность?

4. Как вы относитесь к тому, что ребенку насильно прививается интерес к чему-либо (кружки, секции)?

«Острое блюдо»

В. Шапов «Почему?» (сценка)

Сын пришел к отцу с вопросом:

Папа! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Да отстань же ты, отстань же

С почемуканьем своим.

Папа! – Сын вернулся вскоре,

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Папа, что такое грань?

После, некогда, отстань!

Снова сын пришел к папаше:

Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

А в ответ сверкнула вспышка:

У меня свои дела!

И, вздохнув, побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?..

Всякий раз ответ один…

Постепенно стал все реже

Беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья,

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Вызов в школу? Почему?

Что такое? В чем причина?

Совершенно не пойму?

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки – огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму!

Отчего же, почему же?

… В самом деле, почему?

Ход собрания

Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.


Писарева Елена Владимировна

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
  • активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей
  • способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.

Форма проведения: круглый стол.

Методы: выступление воспитателя по теме с использованием презентации, представление семейного опыта, дискуссия, игровая программа, рефлексия.

План работы круглого стола:

  1. Выступление воспитателя «Растите любознательных» с презентацией.
  2. Дискуссия «Шляпа вопросов» .
  3. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома» .
  4. Игровая программа «Взрослые и дети»
  5. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение .
  6. «Выбери свой цвет» .
  7. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

Тема нашего круглого стола - «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста» . Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…» , поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету) , чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей» : «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» . Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности.. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность» .

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный) , спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого
  • бережное и уважительное отношение к живому
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться
  • технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования
  • игрушки - ребенок использует по своему усмотрению
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности
  • эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте) .

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов» .

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.

Примерные вопросы:

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?

4. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома» .

Опыт «Извержение вулкана» .

Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

Опыт «Прочная бумага» .

Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.

Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

Опыт «Танцующие хлопья» .

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют» .

5. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель - активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.) .

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

6. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

  1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
  2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост» .
  6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
  7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате» .
  8. Ходите с ребёнком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
  12. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет» .

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной» ;

Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной» ;

Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно» .

Литература:

  1. ФГОС ДО №1155 от 17. 10. 2013года
  2. Минкевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М: «Издательство «Скрипторий 2003» , 2012. – 96 с.
  3. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М: ВАКО, 2011. – 255 с.

Родительское собрание

«Растим любознательных»

Цель:

  • дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;
  • формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя детской инициативы и любознательности.
  • научить родителей развивать познавательную активность детей.

Оборудование: цветные косынки, мультимедийная презентация, книги, конверты, доска магнитная, пазлы с выводами, карточки с заданиями, памятки для родителей.

Ход собрания

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Сегодня мы проведём родительское собрание в виде игры "Сто к одному". Родители уже поделились на две команды: Ромашка и Ягодка. По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем вывешивать на доску. На столах лежат конверты с заданиями. На задания отведено определённое количество времени. По истечении времени вы услышите звуковой сигнал (звук сигнала).

Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками. Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность? (Ответы родителей)

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Итак, начинаем нашу игру. Уважаемые родители, возьмите конверт № 1, на карточке написано несколько вопросов, которые нередко задают дети.

Задание командам: выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег?

7. Зачем надо учиться?

Итак, время закончилось, команды отвечают поочерёдно. Какой первый по популярности вопрос выбрали команды:? А сейчас внимание на экран.

Какой второй вопрос вы выбрали?

Какой третий вопрос выбрали команды?

Хорошо! Эти вопросы мы выявили в результате анкетирования родителей, наблюдений за детьми. Если у вас нет совпадений с нашими вопросами, то вам дети ещё зададут. Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод? Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (Вывод вывешивается на доску)

А как же отвечать на детские "почему", чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался? Возьмите конверт № 2.

Представьте такую ситуацию: Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: "Мама, почему идёт дождь?" Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей)

Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет.

Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию. Возьмите

конверт № 3.

Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: "Мама, как называется эта бабочка?" Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам: "Для чего мама предложила это ребёнку?". На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд) Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

А мы с вами делаем следующий вывод: отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины. Возьмите конверт № 4. Определите последовательность знакомства детей с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек.

Посмотрите на экран и проверьте сами себя. На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки "Идёт коза рогатая", "Ладушки-ладушки" и т.д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор.

Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического.

Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте.

После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки.

И уже начиная с 5-и летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы. Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии).

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок . Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам. Возьмите конверт № 5 . Придумайте загадку и загадайте её команде напротив.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька. Возьмите конверт № 6 и прочитайте загадку. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:

Послушаем отгадки на загадку "Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином". (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

А сейчас отгадки на загадку "Зимой и летом одним цветом". (Ель, сосна, туя, кедр, пихта)

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: "Ура! Наши победили!"

Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?

Возьмите конверт № 7. Одна команда доказывает, что компьютер нужен ребёнку дошкольного возраста, а другая доказывает противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди...

Да, действительно, компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т.д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Итак, последний вывод нашей дискуссии: необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

Итак, уважаемые родители! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей "Как развивать любознательность у ребёнка". Это и есть решение нашего родительского собрания.

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

Примерный вариант решения собрания:

  1. Создать условия для развития детской любознательности.
  2. Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников.
  3. Придерживаться рекомендаций памятки «Как отвечать на детские вопросы».
  4. Пополнить предметно-развивающую среду группы играми развивающего характера.

Памятка для родителей.

Памятка для родителей.

Как отвечать на детские вопросы.

  1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
  2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  3. Давайте кратные и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
  4. Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
  5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопросы встречным «А ты думаешь как?».
  6. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
  7. Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.
  8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдёшь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Разработка

плана-конспекта родительского собрания

на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Рябова Илона Геннадьевна, воспитатель МБДОУ

детский сад №32,

г. Арзамас.

Актуальные проблемы дошкольного образования

в условиях введения ФГОС ДО

2015 г.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Формировать представление родителей о необходимости развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;

Активизировать стремление родителей развивать познавательные интересы детей;

Способствовать взаимодействию педагогов и родителей в развитии любознательности детей.

Форма проведения: круглый стол.

Методы: выступление воспитателя по теме с использованием презентации, представление семейного опыта, дискуссия, игровая программа, рефлексия.

План работы круглого стола:

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных» с презентацией.

1. Вступительное слово. Обозначение темы собрания.

Тема нашего круглого стола - « Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста» . Эта тема действительно заслуживает внимания, поскольку нашим детям скоро предстоит отправиться в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребят или, наоборот, омрачится неудачами во многом зависит от нас, взрослых.

2. Выступление воспитателя «Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…», поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

В) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса .

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: « Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности. . Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

Различение живого и неживого;

Бережное и уважительное отношение к живому;

Готовность заботиться о ком-то или чем-то;

Представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

Орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

Технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

Игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;

Материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

Эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

3. Дискуссия «Шляпа вопросов».

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.

Примерные вопросы:

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
  1. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома».

Опыт «Извержение вулкана».

Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

Опыт «Прочная бумага».

Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.

Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

Опыт «Танцующие хлопья».

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют».

  1. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель - активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.).

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

  1. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников».

1.Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8. Ходите с ребёнком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

  1. Заключительная часть - игра-рефлексия «Выбери свой цвет».

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

Синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Зеленый цвет – «мне на собрании было неинтересно».



Публикации по теме