Нод по развитию речи в младшей группе "рассказывание русской народной сказки "теремок". Мы руки подаем

Конспект НОД в младшей группе

«Теремок»

Подготовил воспитатель Воркова Маргарита Витальевна

МБДОУ № 215 г.

Образовательные задачи:

    Формировать умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей.

    Формировать знания детей о геометрических фигурах.

    Закрепить умения различать цвет геометрических фигур, форму, объём.

    Закрепить умение детей составлять из геометрических фигур одно целое.

    Воспитывать у детей дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание прийти на помощь.

    Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроения.

    Развивать зрительное восприятие, связную речь.

    Развивать воображение, мышление.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок», обсуждение содержание сказки, создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности детей и воспитателя. Знакомство с подвижной игрой «Теремок», считалочкой «Мы шагаем по дорожке». Прослушивание музыкальных произведений «Русские народные мелодии».

Словарная работа: «Терем-теремок», «Не низок- не высок», «Мышка-норушка», «Лягушка – Квакушка», «Зайка- побегайка», «Лисичка – сестричка», « Серый волк -зубами щёлк», «Мишка- косолапый».

Развивающая среда:

    Геометрические фигуры (треугольники, квадраты) разных размеров, цветов.

    Аудиозапись «Русские народные мелодии».

    Шапочки-маски героев сказки «Теремок», домик-теремок, «кочки» для болота, скамейка для «мостика», ёлки разных размеров для «леса».

Виды деятельности.

Формы работы.

1. Двигательная.

Преодолеваем препятствия. Физкультминутка: «Мы шагаем друг за другом».

2. Игровая.

Театрализация сказки «Теремок», подвижная игра «Теремок».

3. Изобразительная.

Выполнение коллективной работы « Теремок» . Конструирование из геометрических фигур разной формы, объёма и цвета «Теремок».

4. Коммуникативная

Ситуативный разговор по сказке «Теремок».

5. Музыкальная деятельность.

Прослушивание музыкального произведения «Русские народные мелодии».

6. Восприятие художественной литературы.

Прослушивание русской народной сказки.

7. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Самообслуживание при изобразительной деятельности (сами берут себе необходимые инструменты для работы из подготовленного места). Уборка своего рабочего места.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Ожидаемый результат.

1. Сюрпризный момент: звучат «Русские народные мелодии». Разложены шапочки-маски героев сказки «Теремок». Сказочный домик «Теремок». Предложение отправиться в путешествие.

Слушают музыку, рассматривают.

Проявление интереса к образовательной деятельности.

2. Отправились в путешествие.

Идём по дорожке преодолевая препятствия.

Речевая физминутка «Мы шагаем друг за другом».

Переходим болото- по кочка; речку- по мостику.

Снятия напряжения детей и подготовка к образовательной деятельности.

3. Встреча с «Теремком». Двигательно – речевые упражнения.

Рассматривают маски героев. Угадывают «повадки», движение животных, настроение, говорят как пищит мышка, как квакает лягушка, как рычит волк, как рычит медведь. Отвечают на вопросы.

Развитие связной речи. Умение вести беседу. Слушать друг друга.

4. Драматизация сказки «Теремок».

Изображаем героев сказки, произносим звуки.

5.Пальчиковая гимнастика. «Домик».

Выполняют условия гимнастики.

Снятие напряжения, подготовка рук к конструктивной деятельности.

6. Конструирование модели теремка из геометрических фигур большого размера.

Выбирают геометрические фигуры. Говорят их названия, форму, цвет.

Развитие зрительного восприятия, обучение правильному произношению слов.

7. Аппликация «Теремок».

Используют метод конструирования, складывают домик из геометрических фигур разной формы, цвета.

Умение работать в коллективе. Развитие мелкой моторики, навыков конструирования.

8. . Подвижная игра «Теремок».

Выполняют условия игры.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разгрузка.

9. Рефлексия.

Отвечают на вопросы, анализируют.

Умение вести беседу, развивать умение слушать, не перебивать друг друга, умение анализировать свою деятельность.

Восп . Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Вы согласны?

Дети: - да.

Воспитатель : Смотрите, дорожка, давайте пойдём по ней.

«Мы шагаем друг за другом- ой смотрите перед нами болото, как мы перейдём на другой берег?

Дети: - по кочкам.

Дети и воспитатель прыгают с кочки на кочку, переходят через болото.

Восп.: - « Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зелёным лугом- ой смотрите перед нами река очень глубокая и вода холодная. Ребята, как мы перейдём на другой берег?

Дети : по мостику.

Дети и воспитатель переходят речку по мостику.

Восп. :- «Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зелёным лугом,

Ноги выше поднимем,

По тропинке мы шагаем,

Перед нами дивный лес,

Полон сказок и чудес!»

Дети идут за воспитателем бодрым шагом. Видят домик.

Восп .:- ребята, а что это за домик? Из какой он сказки?

Дети: - «Теремок».

Восп .: -Ребята, а вы хотите попасть в сказку?

Ответы детей.

Восп. :- тогда давайте скажем волшебные слова и попадём в сказку.

«Раз, два, три

Сказка в гости к нам приди!»

Воспитатель подводит детей к столу с масками героев сказки. Показывает маску мышки.

Восп.:- кто это? (мышка).

Как пищит мышка? (пи-пи-пи).

А, как бегает? Покажите.

Кто будет мышкой? (ответы детей).

Воспитатель показывает маску лягушки.

-кто это? (лягушка).

-как квакает лягушка? (ква, ква, ква).

-как прыгает? Покажите.

- кто будет лягушкой?

Воспитатель показывает маску зайца.

-кто это?

-как прыгает зайчик?

- кто будет зайчиком?

Воспитатель показывает маску лисы.

-кто это? (лисичка).

- как бегает лисичка? Покажите.

-кто будет лисичкой? (ответы детей).

Воспитатель показывает маску волка.

- кто это?

-как рычит волк? (покажите).

-как ходит волк? (покажите).

-кто будет волком? 9ответы детей).

Воспитатель показывает маску медведя.

-кто это? (ответ)

-как медведь рычит? (ответ).

-как медведь ходит? (ответ).

-кто будет медведем? (ответ).

А остальные дети будут красивыми цветами растущими вокруг нашего теремка.

Драматизация сказки «Теремок».

Восп. :-Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Звери разные там жили. Дружно жили не тужили. Печку в домике топили.

Тут пришёл к ним в дом медведь. у дверей остановился и стучит. Медведь: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка!

Лягушка : Я, Лягушка-кувакушка!

Зайчик : Я зайчик-побегайчик.

Лиса: Я лисичка-сестричка.

Волк: Я волчок-серый бочок. А ты кто?

Медведь : А я мишка – косолапый, пустите меня в домик.

Воспитатель : Пустили звери мишку, полез он на крышу и только уселся – затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Воспитатель : Очень расстроился медведь, что раздавил теремок. Что же делать? Как нам быть? / Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Дети предлагают свои варианты постройки нового дома – построить из строительного набора, нарисовать…/

Воспитатель : Ребята, а посмотрите, что у меня есть? Что это?/ Показывает геометрические фигуры крупного формата. Просит назвать их: квадрат, треугольник. Выясняет, какого цвета фигуры, какого объёма? /Давайте, все вместе соединим фигуры, чтобы получился новый теремок!

Составление теремка из отдельных фигур.

Пальчиковая игра «Домик».

Тук, тук молотком! /Стучат кулачком о кулачок./

Друзья строят новый дом!

Крыша большая – /Поднимают ручки высоко вверх./

Вот такая!

Окошки большие – /Раздвигают руки широко в стороны./

Вот такие!

Друзья строят целый день! /(Стучат кулачком о кулачок)

Строить дом совсем не лень.

Позовут они гостей /"Зовут" рукой к себе./

Будет в доме веселей! /Хлопают в ладошки./

Воспитатель : Ребята, посмотрите на свои столы, там тоже есть геометрические фигуры, только меньшего размера. Давайте сядем за столы и наклеим теремок на бумагу.

/Дети садятся за столы. Изготавливают аппликацию «Теремок». Воспитатель индивидуально корректирует работу, подсказывает как аккуратнее выполнить наклеивание элементов, закрепляет знания цветов и геометрических фигур/

Воспитатель : Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием! А сейчас выходите поиграть!

Подвижная игра «Теремок».

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. /Присели, встали, руки вытянуты./

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. / Поклон./

Там и мышка /Руки перед собой, бег на носочках./

И лягушка, /Присели./

Зайчик /Прыжки./

С лисонькой-подружкой /Повертели «хвостиком»./

Серый волк –зубами щелк /Показали руками «пасть»./

В дружбе знали они толк. /Поклон./

Но набрел на теремок

Мишка косолапый /Изобразить мишку./

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. /Кулачок об кулачок./

Звери очень испугались.

Поскорее разбежались /Бег по кругу./

А потом собрались снова.

Чтоб построить терем новый. /Собираются в маленький круг и обнимают соседа/

Воспитатель : Ребята, нам пора возвращаться. Давайте скажем волшебные слова и вернемся в группу.

Раз, два, три, в нашу группу попади!

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята вам понравилось наше путешествие?

В какой сказке мы побывали?

Какие герои там были?

Что там случилось?

Кто сломал теремок?

Как нам удалось построить теремок? Что мы делали?

Из каких фигур мы сложили теремок?

Молодцы ребята!

Программное содержание:

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования;

Упражнять в умении отгадывать загадки, в словообразовании;

Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать детей к импровизации;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь: активизировать в речи детей слова хвостатая, веселая, ушастик рыженькая, зубастый, большой.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, моделирование сказок.

Материал: сундучок, колокольчик, иллюстрации и модели к сказке, мольберт.

Методические приемы:

Сюрпризный момент,

Художественное слово,

Игра «Перевоплощение»,

Рассказывание сказки,

Иллюстративный материал,

Беседа по содержанию сказки,

Моделирование сказки,

Речевое упражнение на словообразование.

Дети заходят в группу, приветствуют гостей. Замечают на столе сундучок.

Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри? (колокольчик). Это волшебный колокольчик. Он может превращать людей в разных животных. Только нужно произнести волшебные слова:

Колокольчик прозвени

Детей в зверюшек преврати.

(Дети повторяют слова, воспитатель звенит колокольчиком).

А в кого мы превратимся, вы сейчас отгадаете сами. Послушайте загадку:

Живет в норке, грызет корки,

Короткие ножки, боится кошки.

В кого будем превращаться? (в мышей). Как пищат мышата? (пи-пи-пи).

А кем вы сейчас станете?

Зеленые мы как трава,

Наша песенка: «Ква-ква». (лягушка)

Покажите лягушат. Как они квакают?

Следующая загадка:

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (зайчик)

Покажите, как скачут зайчата.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее …(лиса)

Покажите хитрую лисичку.

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный. (волк)

Давайте покажем, как ходит по лесу голодный волк.

И последняя загадка:

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой. (медведь)

Покажите, как ходит медведь.

Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Теперь можете сесть на стульчики.

Кто сможет назвать всех животных, которых мы изображали?

Сейчас я вам расскажу сказку, в которой все они жили дружно, в одном домике. Сказка называется «Теремок».

Воспитатель рассказывает сказку с использованием иллюстраций.

Вот какая сказка о животных. Как она называется? Назовите тех, кто поселился в домике-теремке?

Как просились в теремок звери? Что они говорили?

Вспомните, какие в сказке у каждого зверька прозвища?

Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д.

Ребята, давайте поиграем в сказку. Посмотрите, на эти картинки. (На мольберте висят модели сказки вразброс). На каждой из них нарисован герой из сказки. Помогите мне составить их по порядку. Я начну, а вы продолжите.

«Стоит в поле теремок, он не низок, не высок». (Воспитатель берет модель теремка и вешает на доску).

Кто пришел первым? (мышка). Какая она? (хвостатая, потому что у нее длинный хвостик). Ребенок ставит рядом модель мышки.

Кто пришел за мышкой? (лягушка). Лягушка громко квакает, у нее большой рот, как будто она все время улыбается. Значит, она какая? (веселая).

За лягушкой кто прискакал? (зайчик). У зайчика длинные уши, поэтому как мы может назвать его? (ушастиком). Ставится модель зайчика.

Кто прибежал потом? (лисичка). Какого цвета лисичка? (рыженькая).

За лисичкой пришел…(волк). У волка большие острые зубы, поэтому он какой? (зубастый).

Последний пришел… медведь. Он сломал теремок. Почему? (он большой).

Спасибо, ребята, помогли мне расставить все картинки на место.

Напомните, как называлась эта сказка?

Организация: МБДОУ №16 «САМОЛЕТИК»

Населенный пункт: Московская область, г. Люберцы

Цель:

Закрепить и уточнить знания детей из разных областей образовательной деятельности в первой младшей группе к концу учебного года.

Задачи:

  • закрепить знание русских народных сказок;
  • продолжать развивать речь: умение правильно отвечать на поставленные вопросы, называть слова (название животных), поддерживать диалог, закрывать звукоподражание (подражать голосам животных);
  • продолжать знакомить детей с окружающим миром, уточнять и обобщать знание о животных и птицах;
  • продолжать учить классифицировать животных и птиц (дикие, домашние);
  • продолжать развивать мышление, память, внимание (наглядно-образное, логическое);
  • продолжать воспитывать интерес к игровой деятельности;
  • прививать добрые чувства к окружающим (людям и сказочным героям, вызвать желание помочь тому, кто нуждается в помощи).

Предварительная работа:

Чтение и рассказывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций по сказке Теремок,

Ход занятия

Дети играют в группе с воспитателем, входят гости здороваются садятся.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:

На поляне дом стоит,

А путь к нему закрыт,

Мы ворота открываем,

Всех Вас в гости приглашаем.

Воспитатель: Ребятки раз, два, три кружок собери (детки встают в круг), давайте надуем шар:

Надуваем с вами шар,

он становится большой,

вдруг шар лопнул,

воздух вышел,

стал маленький такой.

Молодцы, а теперь хлопаем в ладоши и сдуваем шар.

Берем мяч и передавая его по кругу называем свои имена, говорим громко и правильно: Меня зовут...

Молодцы!

Ребята, а вы любите сказки? Дети: ответы

А какие сказки вы знаете? Дети: ответы

Давайте сегодня с вами отправимся в сказку Теремок.

Встаньте рядом,

Поиграем ладом,

приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Посмотрите на экран. Стоит в поле теремок, он не низок не высок. Бежит мимо кто это ребята? Дети: ответы (Мышка)

Видит мышка теремок стоит захотела она в нем жить, но на пути овощи и фрукты рассыпаны, ребята надо помочь по разным корзинам все разложить.

Давайте поможем мышке. Молодцы. Стала мышка в теремке жить.

Смотрите к дому подошла Дети: ответы (лягушка)

Кто-кто в теремочке живет, кто-кто не в высоком живет? Давайте вместе ребята: мышка-норушка

Пусти меня к себе жить, просит лягушка, я умею подражать голосам животных и птиц. Ребята мы тоже умеем, давайте покажем: Как пищит мышка? Как мычит корова? Как кукует кукушка? Как как гогочут гуси?

Молодцы ребята. Стали они вдвоем жить.

Ой ребята кто это к теремку подбежал? Дети: зайка.

Кто-кто в теремочке живет? Мышка-норушка, лягушка-квакушка

Пустите меня я буду петь и танцевать и вас развлекать, Ребята давайте тоже поиграем:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Вот так вот так он ушами шевелит,

зайке холодно сидеть надо лапочки погреть

вот-так, вот-так надо лапочки погреть,

зайке холодно стоять надо зайке поскакать, вот-так.

Вот-так надо зайке поскакать… Молодцы.

Стали они втроем жить.

Вот к Теремку кто-то крадется? Дети: Лисичка-сестричка.

Пустите меня я весь дом буду украшать цветами.

Ребята давайте лисичке поможем цветы в вазы собрать только надо чтоб цветы и вазы были одинаковых цветов.

Молодцы. Посмотрите вот еще кто- то прибежал. Кто это?

Дети : Волк-зубами щелк.

Ребята волку надо посмотреть внимательно на картинки и сказать, кто здесь лишний? Почему?

Дети : корова, домашнее животное.

Воспитатель : А вот идет??? Дети: Мишка-топтыжка

Воспитатель : покажите ребята как мишка ходит. (показывают)

Посмотрите ребята на экран, скажите кто из них большой, кто меленький (на экране картинки мишки и мышки). Дети: ответы.

Конечно ребята поэтому мишка сломал Теремок., но он извинился и хочет помочь построить новый Теремок. Давайте поможем всем зверюшкам. Смотрите надо разложить геометрические фигуры по кармашкам. Квадраты в кармашек, на котором нарисован квадрат, треугольник к треугольнику, круг к кругу. Молодцы, справились. Смотрите какой Теремок получился.

Воспитатель : Вот ребятки и подошла к концу наша сказка. Мы помогли всем зверюшкам заселиться в домик.

Им там хорошо и весело. Они будут жить очень дружно, как и мы с вами в нашей группе. А вам понравилась наша сказка? Что мы делали?

Дети : помогали зверюшкам.

Воспитатель : Они очень рады и благодарят вас за старание и помощь и дарят вам угощения грибочки. Мы тоже благодарим их и говорим всем спасибо и до свидания.



Публикации по теме