Материал на тему: Отчет "Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности".

Нет необходимости убеждать вас в важности поставленной проблемы: всем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Доброта составляет основу нравственной целостности личности, и понятие это достаточно емкое. Каким представляют себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать, который всегда поделится последним кусочком хлеба и т. д. Добрый человек любит весь мир вокруг себя .

В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки, и по многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на преданность, или на сопереживание. В связи с этим и следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты.

Для этого вам необходимо:

✓ учить детей сравнивать, сопоставлять;

✓ формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

✓ ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

✓ упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Например:

▪ «Докажи, что Аленка лучше всех».

▪ «Кого тебе жалко в этой сказке».

▪ «Как бы ты поступил на месте...»

▪ «Как движениями похвалить петушка».

Вы можете использовать тризовскую игру «Хорошо — плохо», суть которой в том, чтобы развести с ребенком в стороны хорошие и плохие поступки, явления. А значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически вам, родителям, можно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик-Телесик. Угадай почему?» То есть конкретное удержание каждой сказки может подсказать вам и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

ВОСПИТАНИЕ

ДОБРЫХ ЧУВСТВ

В мире доброты

(старшая группа)

Цель. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом каче­стве человека; совершенствовать коммуни­кативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мне­ние, проявлять доброжелатель-ность к суж­дениям других детей), побуждать к осмыс­лению общечелове-ческих ценностей и осо­знанию собственной внутренней позиции.

Материал. Подвижная игра «Поменяй­тесь местами»; зернышки (семечки), жи­вой цветок, сломанная игрушка, порван­ная книга, грязная чашка, листок бумаги, фломастер, детское платье.

Ход

Ведущий (воспитатель). Сегодня на за­нятии пойдет разговор о доброте. Удиви­тельное, волшебное слово! А как вы пони­маете, что такое доброта? (Ответы.) Да­вайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово - доброта. В дав­ние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Доб­ро тебе, добро от тебя. Как это верно!

Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети. О человеке, поступке, дне, вечере, пути.

Ведущий. Добрый человек... А если до­брый, значит, он еще какой?

Дети. Внимательный, заботливый, щед­рый, добродушный, отзывчивый, нежад­ный...

Ведущий. А если человек недобрый, он какой?

Дети. Злой, жадный, грубый, равнодуш­ный, нетерпимый...

Ведущий. Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус?(Ответы.) Быть может, ее нетрудно уви­деть? А в чем ее можно увидеть?

Дети. В поступках, действиях, чувствах человека...

Ведущий. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам. (От­веты.) Легко ли быть добрым? (Ответы.) Сережа прочтет нам стихотворение И. Тулуповой «Доброта», и с помощью стихов мы узнаем его мнение.

Ребенок.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий. Прекрасное стихотворение! Са­ ша нам расскажет, как проявляется это уди­вительное качество в другом стихотворении.

Ребенок.

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда -

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Ведущий. Теперь немного поиграем. По­меняйтесь местами те, кто всегда приходит на помощь; заботится о близких и родных; равнодушен и безразличен к окружающим; всегда со всеми делится; обижает ребят, грубит маме, бабушке; всегда веселый и ра­достный; считает себя самым добрым.

Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

Дети. Незлое, приятное, мягкое, с доб­рыми глазами, с улыбкой, с теплым взгля­дом...

Ведущий. Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

Дети. Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении...

Ведущий. Подойдите, пожалуйста, к столу. Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер, маленькое детское платье.

Посмотрите на эти предметы. С их по­мощью можно совершить добрый посту­ пок. Скажите, какой?

Дети. Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтиро­ вать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому че­ловеку, платье подарить малышке или се­ стренке.

Дети исполняют песню с музыкальным руководителем.

Надо ли уметь извиняться?

Цель. Углубить представления о важно­ сти и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потреб­ность; создать условия для деятельности, побуждающей к активному речевому об­ щению; совершенствовать навыки куль­ турного общения со сверстниками, следуя речевому этикету; добиваться доброжела­ тельной интонационной выразительности речи.

Материал. Игры (по одной на каждом столе).

Ход

Ведущий (воспитатель). Дети, разде­литесь на группы по пять человек. Каждая группа выберет любой стол, один из тех, на которых лежат игры. У них нет правил. Как играть? Вы должны вместе это друж­ но определить.

Дети самостоятельно придумывают правила игр.

Ведущий. Как вы думаете, надо ли про­ сить прощения? Зачем? Дети. Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, чтобы весе­ лее было играть...

Ведущий. Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах не­ обходимо извиняться? За что надо изви­ няться?

Дети. За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым.

Ведущий. Верно! Вы назвали немало слу­ чаев, когда необходимо извиняться. А вы оказывались в таких ситуациях? Расска­ жите о них, пожалуйста. (Рассказы детей.)

Вы правильно сказали, что надо изви­няться за ложь и обман. Почему? (Отве­ ты.) Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что...».

1-й ребенок. Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят.

2-й ребенок. С обманщиком никто не дружит, не играет.

3-й ребенок. Лживых людей не уважа­ ют, их называют «врун», «лжец», «обман­ щик». Если ты солгал, необходимо изви­ниться как можно скорее! Но лучше ни­ когда не лгать и всегда говорить правду.

Ведущий. Теперь рассмотрим такую си­ туацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы неча­ янно кого-то задели, толкнули или насту­пили кому-то на ногу... Что необходимо сделать?

Дети. Извиниться!

Ведущий. Докажите это, продолжив фра­ зу: «Извиняться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что...».

1-й ребенок. Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жале­ ешь об этом.

2-й ребенок. Нужно снять обиду, на­ пряжение...

3-й ребенок. Чтобы стало легче нахо­ диться вместе.

Ведущий. Что чувствует человек, перед которым извинились?

Дети. Ему приятно, что перед ним изви­ нились.

Ведущий. И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!».

Задел я девочку плечом

И закричал: «А я при чем?!».

Но, сосчитав до десяти, сказал:

«Ну, девочка, прости!».

Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо во­время. Может случиться так, как произош­ло в одной истории.

«Дети направились на занятие в музы­кальный зал. Игорь помчался вперед быс­трее всех. И налетел впопыхах на воспита­теля, чуть не сбил ее с ног. Валентина Ми­хайловна остановила его и спросила:

- Что нужно сказать, Игорь?

- Здрасьте! - ответил он. И все засмея­лись».

Почему ребята засмеялись?

Дети. Он перепутал слова, надо было извиниться.

Ведущий. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Поменяйтесь».

Поменяйтесь местами те, кто утром и ве­чером чистит зубы; всегда благодарит за по­дарок или услугу; съев конфету, фантик бросает на землю; никогда не обманывает и говорит только правду; приходит на помощь в трудную минуту; всегда извинится, даже если сделает что-то нечаянно, ненароком.

Сейчас предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».

Зеленеет старый пень, когда услы­шит... добрый день.

Растает даже снежная глыба от слова теплого... спасибо.

Если тебя бранят за шалости, надо сказать... прости, пожалуйста.

Где бы ни были, на прощание мы гово­рим... до свидания.

В конце нашей встречи Миша расска­жет историю, которую описал в своем сти­хотворении Николай Юсупов.

Пошел я гулять,

И в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мать...

- Простите меня! - я шепнул виновато...

- Ступай! - улыбнулась. -

Прощаю тебя! «Простите»... Ура! Убедился я снова, Какое оно интересное слово.

Ведущий. Не забывайте эти удивитель­ные и волшебные слова - извините, про­стите!

В мире книг

(подготовительная к школе группа)

Цель. Продолжать приобщать детей к книжной культуре (расширять представле­ния о разных видах книг, закреплять навы­ки бережного обращения с ними); приви­вать навыки культурного поведения (про­пускать друг друга к стеллажам, вежливо передавать книгу, благодарить за услугу, об­ мениваться мнениями в доброжелательной форме); совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждениям других, вежливо отстаивать свою точку зрения).

Материал. Словари, энциклопедии, ат­ласы, сказки, рассказы с этическим содер­жанием, книги необычной формы и т. д.

Ход

Воспитатель. Предлагаю вам загадку. Отгадаете ее - определите тему разговора.

Что за добрые друзья

Живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу, на полках

В переплетах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне,

Что происходит на земле!

Дети. Это книги.

Воспитатель. Верно, это книги. Их очень много. Здесь на столе лежат знако­мые вам книги. Присядьте и рассмотрите их. (Звучит музыка.)

Кто знает, о чем эта книга В. Осеевой? (О волшебном слове.)

А какое это слово? (Пожалуйста.) Ка­кую силу оно имело? (Всегда помогало.)

Кто подарил Павлику это удивительное волшебное слово? (Добрый старик.)

А эта книга вам знакома? (Показывает книгу В. Драгунского «Тайное становится явным».) Поясните, что значит «тайное становится явным»? А может быть, надо было кашу вылить в ведро? Как поступае­те вы, когда вам не хочется что-то делать? Что Дениска запомнил на всю жизнь? (Нельзя обманывать.)

А в каких ситуациях вам Дениска боль­ше нравится? (Ответы.)

Стали бы вы дружить с Вовкой? Поче­му? (Ответы.)

Какие добрые слова вы сказали бы ему? (Ты добрый мальчик; чуткий; вниматель­ный; заботливый; трудолюбивый, я хотел бы с тобой дружить...)

Люди называют книги друзьями. Поче­му? Чему они нас учат? (Они о многом нам рассказывают, учат, воспитывают нас, чтобы мы стали внимательными, вежли­выми, культурными...)

На этой полке книги, которые называют «кулинарные». Есть ли у вас дома такие книги? Кто ими пользуется? (Ответы.)

О чем книги на этой полке? (О живот­ных, насекомых, рыбах, растениях; в них много картинок, иллюстраций, фотогра­фий.) Вам интересно эти книги рассматри­вать? (Да.) Кто сделал их яркими, красоч­ными? (Художники.)

Об этих книгах можно сразу сказать, что в них живут... сказки. Посмотрите, ка­кие они нарядные! Со многими сказками вы уже знакомы. Здесь и народные, и ав­торские.

Есть у нас и необычные книги! Убеди­тесь в этом сами. (Дети рассматривают необычные книги - объемные книжки-малышки замысловатой формы, глазками, музыкальные, говорящие книги...}

Здесь энциклопедии, атласы, словари. Зачем нужны такие книги? (Они познава­тельные.)

Найдешь ты книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звездах, птицах и зверях,

Растеньях и машинах.

С. Маршак

Возьмите каждый по словарю. Прися­дем, чтобы было у добнее их рассматривать. (Звучит музыка.) Отличаются они от тех, о которых мы только что говорили? (Да, в них нет картинок, рисунков...)

Словари - это собрание слов с поясне­нием и толкованием. Их составляют кол­лективы ученых, авторов. Вот, например, словарь Сергея Ивановича Ожегова. Он называется «толковый», потому что пояс­няет, толкует, дает точное, полное объяс­нение значений слов. В нем семьдесят ты­сяч слов. Например, мы хотим понять, что означает слово «атлас». Открываем стра­ницу на букву А, находим слово и читаем...

Дети, о каком слове вам бы хотелось уз­нать? (Предложения детей.)

Тридцать лет составлением словарей за­нимался Владимир Иванович Даль. Пере­писывал четырнадцать раз, чтобы они по­лучились полными и содержательными. Они необходимы людям.

Словари, как и другие книги, разные по величине, объему. Одни в хорошем состоя­нии, а другие нуждаются в ремонте.

Вы знаете, как им помочь? Этому будет посвящена наша следующая встреча. Да, чуть не забыла. Вам пришло письмо с сове­тами Мудрой Совы о том, как лучше выле­чить, отремонтировать книгу.

Помятую страницу можно разгладить теплым утюгом.

Следы от пальцев и карандашей нуж­но стереть мягким ластиком.

Если у страницы оторван уголок, не­обходимо аккуратно подклеить треуголь­ник белой бумаги.

Разорванный книжный лист подклеи­вают полоской бумаги.

Выпавший из книги лист нужно на­крыть чистой бумагой, намазать аккуратно его край клеем, затем снять лист бумаги, а страницу вклеить на место.

После подклейки обязательно поло­жить книгу на несколько часов под груз, иначе листа покоробятся.

В конце дети читают стихотворение А. Маро «Друг».

Я не мог бы прожить

Без книги и дня.

Как вода, как еда,

Как источник тепла и света

Для меня удивительна книга эта.

Мы не дадим обиде проснуться

(старшая группа)

Цель. Помочь детям понять, что значит обида; проанализировать вместе с ними причины их обид (что является для детей самым обидным, почему больше всего они обижаются на тех, кто несправедлив); вос­ питывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга. Материал. Сюжетные картинки с изоб­ ражением «обидных» ситуаций.

Ход

Ведущий (педагог). Сейчас вы прослу­ шаете небольшую историю и песню, ко­ торые помогут нам определить тему на­шего разговора. (Звучит песня из мульт­ фильма «Голубой щенок», муз. Г. Гладкова, ел. Ю. Энтина.) Какая эта песня по харак­ теру? (Унылая, печальная, грустная.) По­ чему? (Никто не дружит со щенком.) Ка­ кое состояние у щенка? Что он чувствует? (Он обижен, расстроен, печален.) Кто оби­дел щенка? (Он одинок оттого, что не та­ кой, как все, не такого цвета его шерсть.) А что может обидеть человека? (Несправед­ ливость, ложь, неуважительное обращение, грубое слово.) Можно обиду потрогать? (Нет.) Есть ли у нее запах, вкус? (Нет.) Что может обидеть вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей.) Как вы думаете, кто наносит обиду? (Чело­век, его действия и поступки, его слова.)

А вещи, игрушки могут обидеть челове­ ка? (Нет.) Послушайте и ответьте, что обидело мальчика из стихотворения Вик­ тора Лунина «Кукла».

Мне подарили куклу! Мне! Мальчишке!

Меня обидеть не могли сильней!

Всегда дарили мне машины, книжки,

А тут вдруг - кукла... Что мне делать

с ней?

Возить в коляске? Нянчить?

Шить ей платья?

Я ж не девчонка, чтобы с ней играть.

Есть интересней у меня занятия:

Ну, например, конструктор собирать,

Или водить по дому поезда.

А ты бы, кукла, так играть могла бы?

Скажи!

Она глаза прикрыла: - Да!

Мы вместе с ней огромный шар надули,

На воробьев глазели за окном.

Я с ней летал на самолете-стуле

И возводил многоэтажный дом.

Она казалась мне живою.

Я злился, получив ее? Вранье!

Мне кукла стала младшею сестрою.

Я сразу, сразу полюбил ее!

Кукла обидела мальчика? (Нет.) Что же обидело? (То, что ему подарили куклу, ведь он мальчик.) Значит, его обидела не игруш­ ка, не вещь, а поступок человека, его дейст­ вие. Как вы думаете, прошла обида у маль­ чика или нет? (Прошла, как только маль­ чик начал играть с куклой, он полюбил ее, и она стала для него как младшая сестра.) Можно ли увидеть обиду? (Да, на лице че­ловека.) Изобразите обиду на своих лицах. Теперь посмотрите друг на друга. Вот вы и улыбнулись. Правильно, потому что обида - состояние кратковременное. Ее можно нарисовать? Например, так! (Педагог по­ казывает эмоцию обиды.)

А эта девочка обижена? (Показывает фотографию обиженной девочки.)

Как вы думаете, почему она обиделась? (Не дали игрушку, сказали грубое слово, толкнули, что-то пообещали, но не выполнили обещание, не взяли в театр.)

Теперь посмотрите на эту картину. (По­ казывает сюжетную картинку, где два мальчика обижены друг на друга, у одного игрушка в руках, другой, отвернувшись, чуть не плачет.) Что здесь случилось? По­ чему мальчики в ссоре? Могут ли они по­ мириться, забыть обиду? Как? (Попросить прощения, играть вместе.) Есть игра, кото­ рая поможет и вам примириться, - «Кто кого обидел первым?».

Педагог. Кто кого обидел первым?

1-й ребенок. Он меня!

2-й ребенок. Нет, он меня!

Педагог. Кто кого ударил первым?

1-й ребенок. Он меня!

2-й ребенок. Нет, он меня!

Педагог. Вы ведь раньше так дружили?

1-й ребенок. Я дружил!

2-й ребенок. И я дружил!

Педагог. Что же вы не поделили?

1-й ребенок. Я забыл!

2-й ребенок. И я забыл!

(Дети обнимаются.)

Педагог. Обида появляется от неспра­ ведливости. С ней трудно, плохо, неприят­ но жить. Надо постараться забыть о при­ чинах обиды, не таить ее на других, не ду­мать о ней, не давать ей надолго поселить­ся в душе. Как, например, в стихотворении Э. Мошковской «Обида».

1-й ребенок.

Я ушел в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

2-й ребенок.

И в обиде я не видел

Ни цветочка, ни куста...

И в обиде я обидел

И щеночка, и кота...

3-й ребенок.

Я в обиде съел пирог,

И в обиде я прилег

И проспал в ней два часа.

Открываю я глаза...

А она куда-то делась!

Мне искать не захотелось!

Педагог. Что надо сделать, чтобы обида

не проснулась в вас? (Забыть о ней, изви­ ниться за свои поступки, сделать что-то приятное, пожать руку, улыбнуться, по­ смотреть в глаза.) И конечно, улыбаться, радоваться, дарить друг другу добро и хо­ рошее настроение...

Дети под веселую музыку исполняют танец.

Рассмотрим теперь следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств ». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна.
Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» -в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты…
Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств
».

Возвращаясь к сказке, отметил, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

  • учит детей сравнивать, сопоставлять;
  • формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
  • ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
  • упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
  • «Докажи, что Аленка лучше всех»;
  • «Кого тебе жалко в этой сказке»;
  • «Как бы ты поступил на месте…»;
  • «Как движениями похвалить петушка».

Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик - Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

Родительское собрание

на тему:


«Воспитание в детях добрых чувств»

2014 г

План

    Предупредить проявления эгоизма у детей.

    Воспитать активную доброту в детях.

    Учить детей бороться с проявлением зла в жизни.

Нередко отец или мать задают вопрос «Почему их дети растут эгоистами?». Они не подозревают, что своей слепотой, неразумной любовью сами сделали детей такими. Если ребенок привык брать и ничего не давать окружающим, он вырастет невнимательным к близким, грубым, а подчас и жестоким человеком.

Врач-педиатр Н. Андреева предостерегает матерей от этой опасности в воспитании. «Вот у нас есть одно яблоко, - говорит она,- только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам. И все же - не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком. Не создавайте ему привилегии. Нельзя! Помните, что у вашего ребенка, кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер. И в подобном случае вы вместе с витамином для здоровья ребенка вносите в его душу страшный вирус. Вирус безнравственности!»

С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда дарят им сладости, то приучать их угощать всех членов семьи, друзей.

Девочке на день рождения подарили коробку конфет и плитку шоколада. Взрослые приговаривают «… Это тебе, Леночка, кушай, кушай».

И Леночка отходит в сторону и начинает есть, не обращая внимания на присутствующих взрослых

Родители в силу своей любви воспитывают в ребенке жадность.

Одним из путей воспитания в детях добрых чувств -служит воспитание у детей бережного отношения к природе, животным.

Если ребенок мучает животных и взрослые его не останавливают,

он привыкает к таким жестким забавам, становиться жестоким и к людям.

Дети обычно любят животных, эту любовь надо поощрять. К сожалению, в городах сейчас мало семей, где держат животных. Дети не проявляют интереса к животным, просто потому что, редко соприкасаются с ними. Иногда родители запрещают ребенку подходить к животным, ласкать их. «Не подходи к кошке, — говорят они ему, — заразишься глистами», «Отойди от собаки, она тебя укусит».

Когда ребенок ухаживает за животными, это доставляет ему большое удовольствие, положительно влияет на поведение его. Дети стараются выполнять все свои обязанности, вовремя чтоб иметь возможность погулять и поиграть с животными, ухаживать за ними.

Надо стремиться к воспитанию в ребенке активной доброты. А что такое доброта? (словарь С.И.Ожегова):

Добрый – 1. Делающий добро другим.

2. Несущий благо, добро,

3. Хороший, нравственный,

4. Дружеский, близкий, милый.

5. Безукоризненно честный.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Преставления о доброте человека у детей часто бывает совсем неточными. Так, учащиеся на вопрос кого из ребят считают добрым, отвечают: тот, кто не дерется, кто хорошо учится, кто хорошо ведет себя.

Эти представления учитель и родители должны уточнять и расширять.

Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя пройти мимо, когда, например, старшие ребята, обижают младших, когда мальчики обижают девочек.

Иногда родители считают, что их ребенок добр, ведь он не мучает животных, не дерзит старшим. А протестует ли он в тех случаях, когда кто-то другой на его глазах делает это, готов ли он прийти на помощь людям, которые в этом нуждаются?

С раннего возраста нужно учить детей- делать приятное людям. В семье должна быть создан атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге. Вот вернулись с работы отец и мать. Дети знают, что они устали. Дети стараются, ещё до прихода родителей, убрать в квартире, накрыть на стол.

Родителям следует интересоваться, как складываются отношения ребенка с его сверстниками, какие поручения коллектива или учителя он выполняет.

Литература:

1. Королева В. Не шутите с детским эгоизмом.- «Семья и школа», 1966, № 12, с. 9)

2. Толковый словарь русского языка — С.И.Ожегов.

Людмила Рассказова
Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников»

Консультация на тему : Воспитание добрых чувств

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве , их никогда не воспитаешь ». В. А. Сухомлинский

Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств : превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестер, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников .

Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить свою доброту , отзывчивость, чуткость по отношению к малышу. Но если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые - воспитатель или родители , пробуждающиеся чувства эти быстро угасают и он остается равнодушным к тому, что происходит вокруг. Например, у кого-то из малышей беда. Старший, вместо того чтобы помочь, или молча наблюдает за происходящим, или бежит сообщить о случившемся взрослому. Как же должен поступить воспитатель , заметив случай несправедливого или просто равнодушного отношения старших к маленьким? Приведем такой пример.

Участки для младших и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним, но вдруг кто-то из старших как вихрь налетает на малыша, хватает мяч и убегает. Малыш плачет, старшие дети смеются.

Бывает, что в подобной ситуации воспитатель говорит обидчику : «Сейчас же отдай малышу мяч» ; ребенок выполняет требование, и на этом кончается воспитание сочувствия . Но хороший педагог должен непременно вернуться к этому случаю спустя некоторое время, напомнить о нем всем детям : «Сегодня у нас произошел очень скверный, просто безобразный случай. Кто же в этом виноват?» Дети кричат : «Миша, он отнял мяч!» «Только ли Миша?» - удивляется воспитатель . Дети смущенно опускают глаза.

Так педагог заставляет ребят испытать чувство стыда , угрызения совести, сожаление по поводу случившегося. Это тоже одно из условий воспитания сочувствия .

Чтобы настроить детей определенным образом, вызвать у них определенную реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать свое отношение к происходящему. И дети «заражаются» эмоциями окружающих их людей.

Чувство доброты , любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было, воспитатель должен учить дошкольников заботиться не только о родителях, младших братьях и сестрах, но и об окружающих их «чужих» людях - о заболевшей соседке, о своих сверстниках. Он может предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы доставить больному радость, как помочь тем, кто попал в беду.

Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать , сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам : дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

В сказке, в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств . В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что : - учит детей сравнивать, сопоставлять;

Формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

Ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

Упражняет детей в синхронном выражении чувств , обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Например : «Докажи, что Аленушка лучше всех» ;

«Кого тебе жалко в этой сказке» ;

«Как бы ты поступил на месте…» ;

Можно использовать тризовскую игру «Хорошо - плохо» . Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты , пусть пока на уровне представлений.

Периодически нужно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу : «Мне не очень нравится этот герой. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать свои пути воспитания добрых чувств .

Воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание. Доброта – это не только чувство , способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта – это ещё и осознанное отношение к жизни и всему окружающему. Учить детей поступать правильно - это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они усвоили основные правила, нравственные понятия, на основе которых ребенок постепенно научится оценивать свои поступки.

Публикации по теме:

Моя малая Родина – городок, вокруг поля, пустынные улицы, пыль дорог, тополя… Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим.

Азбука добрых чувств Тема: “ Азбука добрых чувств ” Скворцова С. И., воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавир Гуманные основы общества обязывают нас помнить о формировании.

Беседа «Воспитание добрых чувств» (старшая группа) Воспитание добрых чувств (социально – личностное развитие старшая группа) Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном качестве.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Подготовила: воспитатель МБДОУ № 15 " Аленка.

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Консультация для воспитателей «Воспитание чувств» Сейчас много рассуждаем о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринимать?.

Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Первомайский» Омского муниципального района.



Публикации по теме