План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе « Уроки Доброты. Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе

Цель: духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям православной культуры.

Задачи:

  • познакомить детей с Ангелом Хранителем и его невидимым миром;
  • обогатить словарь новыми словами и понятиями: Ангел-хранитель, небесный помощник ;
  • развивать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы;
  • развивать речь, эмоциональное восприятие, интерес к познанию духовного мира;
  • воспитывать у детей нравственные качества, доброе, заботливое отношение к окружающим людям, друг другу, к родителям.

Предшествующая работа:

  • беседа на тему «Ангел Хранитель»;
  • чтение детской Библии, рассматривание иллюстраций с изображением ангелов;
  • разучивание с детьми стихов и песни об Ангелах;
  • оформление выставки семейного творчества «Мой добрый Ангел».

Материалы и оборудование: выставка рисунков «Мой добрый Ангел», колокольчик, мягкая игрушка сердечко, свеча, видеоролик «Разговор ребенка с Богом», елочка с фигурками ангелов.

Ход занятия

Добрый день! А день сегодня действительно добрый, потому что мы собрались по доброму поводу! Посмотрите, ребята, как много к нам пришло гостей, поздороваемся с гостями и пожелаем всем добра.

Воспитатель приглашает гостей встать в круг с детьми.

Вот маленький огонек свечи - олицетворение тепла и света, он помогает согреть душу каждого. Я предлагаю вам, передавая свечу из рук в руки, говорить друг другу добрые слова и пожелания.

Гости и дети садятся.

Ребята, мы продолжаем наше путешествие с книгой Библия. И сегодня мы узнаем с вами о мире, который люди не могут увидеть своими глазами.

Из страниц Библии, мы узнали, что все, что нас окружает – небо, земля, солнце, звезды, природу и все живое на земле создал Бог. Но прежде чем появился видимый мир и человек, Бог создал невидимый мир, небесный. Кто же живет в этом мире?

Воспитатель показывает изображение Ангела.

Кто нарисован на картинке?

Правильно, в этом невидимом мире живут Ангелы, служители Бога. А как вы узнали о том, что это Ангел?

У него есть крылышки.

Правильно, у него есть крылышки. Какие у ангела крылышки?

Большие, белые.

Из чего сделаны крылышки у Ангела, как вы думаете?

(Ответы детей).

Людям кажется, что крылышки у ангела сделаны из белых перышек. Но Ангел не птица. Оно существо небесное, бестелесное. Ангел очень быстро перемещается, поэтому люди его изображают с крыльями. Но, конечно они не такие как крылья у птиц. Ангелы могут быть большие или маленькие, иногда они летят над нами в небе, а иногда смотрят на нас огромными добрыми глазами. Ангелы такие светлые, они прямо сияют божественным светом.

Ангелов обычный человек увидеть не может. Вот как, например, воздух. Он есть? (Да!). Давайте проверим.

Эксперимент.

Воспитатель предлагает одному из детей надуть воздушный шарик.

Почему он надувается?

В нём воздух.

Воспитатель выпускает из шарика воздух.

Что выходит из шарика?

А мы его видим?

Но он есть и без воздуха человек жить не может. Так и Ангелы невидимы, но они очень нужны человеку.

Для чего же Бог создал Ангелов? (Ответы детей)

Ангел Хранитель – это помощник, который дается Богом каждому человеку при крещении. Слово Ангел означает «вестник». Ангелы приносят людям с неба весть - сообщение о том, что Бог велит человеку.

Воспитатель читает стихотворение «Ангел» на фоне музыки:

У тебя есть Ангел Божий
Светлый, верный, лучший друг.
Он всегда придёт на помощь,
Если, что случится вдруг
Ангел рядышком с тобою
И невидимо хранит,
А когда ты непослушен,
Он расстроен и грустит.
От упрямых и врунишек
Ангел может отойти,
А тебе такого друга
В целом мире не найти.

Какой он наш Ангел Хранитель добрый или злой?

Добрый. Он особенно заботится о нас и всегда рядом с нами. Ангел помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он очень огорчается, когда человек поступает плохо.

Какие же поступки могут огорчить Ангела?

Дети перечисляют плохие поступки.

Мы с вами вспомнили плохие поступки, которые нельзя совершать. Если вы будете вести себя хорошо, это будет самый большой подарок вашему Ангелу. Он всегда вас будет хранить и не отвернется, не отойдет от хороших послушных детей. Ваши хорошие поступки порадуют не только Ангела Хранителя, но и ваших родителей.

Хотите рассказать вашим Ангелам, какие вы добрые, внимательные и заботливые?

Игра в кругу с сердечком «Хорошие поступки».

Встанем в круг, по очереди будем передавать сердечко и заканчивать предложение, которое начинается словами: «Я стараюсь быть добрым…»

Следует всегда помнить о своем Ангеле Хранителе. Христиане обращаются к нему с молитвой: «Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне!»

Вы слышите (прислушивается) , кажется, где-то колокольчики звенят. Интересно. Кто это может быть?

Ребёнок читает стихотворение:

День искрится, серебрится,
Колокольчики звенят.
То ли сказка, то ли снится –
Это Ангелы летят.
Их на землю посылают
Позаботиться о нас,
И они нас охраняют
И летают среди нас.

Девочки-ангелочки исполняют танец под музыку музыкального диска.

Помните, ребята, что только добрыми делами и светлыми мыслями можно приблизить к себе Ангелов Хранителей. А для этого надо помириться с обиженными товарищами, попросить прощения у родителей, выполнить их просьбы и наставления, быть всегда послушными родителям, делать много хороших и добрых дел. Тогда ваш Ангел Хранитель будет радоваться за вас, помогать вам в делах, защищать от всего плохого и злого.

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки выставки «Мой добрый Ангел» .

Ребята, вот каких добрых ангелов вы нарисовали со своими родителями. Молодцы! А как вы думаете, почему среди рисунков ангелов мы видим портреты ваших мам? (Ответы детей) . Правильно, мам ещё называют нашими ангелами за то, что они заботятся о нас с самого рождения и всю нашу жизнь. Посмотрите, пожалуйста, на экран и вы всё поймёте.

Просмотр видеоролика «Разговор ребёнка с Богом».

Воспитатель предлагает детям подойти к небольшой елочке, которая украшена фигурками ангелов.

Ребята, посмотрите, сколько здесь маленьких фигурок ангелочков. Возьмите фигурки на память о нашей доброй встрече и расскажите, что вам понравилось, что больше всего запомнилось на нашей встрече.

Звучит тихо музыка об ангелах, дети делятся своими впечатлениями.

Использованные материалы.

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. (Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»). / Редактор – составитель Л.Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.
  2. Добрый мир. Православная культура для малышей. CD – диск. Музыкальное сопровождение занятий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.
  4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
  5. http://androidmafia.ru/video/zvGPGaNSA8A - видеоролик «Разговор ребенка с Богом»

МАДОУ ДС № 88 «Одуванчик» г. Нижневартовск.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «В гости Алёнушка пришла»

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданствен-ности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России. Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно — патриотическому воспитанию.

Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Программное содержание:

Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей освоих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.

Материал и оборудование: круги с грустными и весёлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья», «генеалогическое древо» семей.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание «генеалогических древ», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: — Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни — о семье. Почему о семье? Потому что семья — это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придёт девочка, и зовут её Алёнушка. Ребята — это ласковое имя Алёнушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви. (Стук в дверь). А вот и Алёнушка пришла. Входит Алёнушка (ребёнок).

Воспитатель: — Здравствуй, Алёнушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам. Ребята, Алёнушка пришла послушать рассказы о ваших семьях.

Алёнушка: — Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.

Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Дети образуют круг).

Алёнушка: — Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Алёнушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (Дети называют своё имя:Мишенька, Катюша, Настенька).

— Какие красивые у вас имена, ребята.

Воспитатель: — У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (Они добрые, заботятся о нас).

— А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос).
— Как ты обычно называешь маму? Папу?
— Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
— Как называют маму подруги?
— Как называют папу друзья?
— Как твою бабушку называют другие люди?
— Кто в вашей семье старший?
— Как ты называешь мамину маму?
— Как ты называешь папиного отца?
— Ты для бабушки кто?
— Кто для тебя бабушкин сын?
— Кто для тебя бабушкина дочка?
— Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

Алёнушка: — Ребята, а что такое семья?

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.

Воспитатель: — Семьи, Алёнушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.

Алёнушка: — Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы — самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.

Воспитатель: — Да, Алёнушка. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.

Игра «Продолжи пословицу».

— В гостях хорошо,…… а дома лучше.
— Не красна изба углами,…… а красна пирогами.
— Каково на дому,…… таково и самому.
— Дети не в тягость,…… а в радость.
— Когда семья вместе…… и душа на месте.
— Всякой матери…… своё дитя мило.
— Мать кормит детей, как земля людей.
— Семья – это…… семь Я.

Воспитатель: — Алёнушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с
родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».

— Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это?

Дети: — Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.

Воспитатель: — Как вы думаете, почему?

Дети: — Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.

Воспитатель: — Алёнушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.

Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.

Алёнушка: — Да, как сложно нам детям разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.

Воспитатель: — Да, Алёнушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребёнком садятся на стульчики).

Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»

Ребёнок. — Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Бабушка. — Ты Федина дочка, моего сыночка.

Ребёнок. — Мой папа большой, и совсем не сыночек!

Бабушка. — Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?

Ребёнок. — Да разве у дочки мы были? У тёти!

Бабушка. — Тётю твою, я в люльке качала…

Ребёнок. — Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто мне Наташа и два её братца?

Бабушка. — Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…- Хитрое дело…

Ребёнок. — Бабушка, что — то у нас пригорело!

Бабушка. — Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!

Воспитатель: — Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие поступки, грустное — плохие. Начинаем!

Игра «Хорошо – плохо».

Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.

Алёнушка: — Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.

Воспитатель: — Алёнушка, я предлагаю сделать шуточную семейную фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.

Алёнушка:
— Я спрошу у вас друзья:
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку
Все семейные загадки.

Воспитатель:
— Кто хозяин в доме первый?
На ком держится семья?
«Мама», — скажете, наверно!

Мальчик: Это папа, это я. (Ребёнок поднимает за картиной ширмочку и показы-вает своё лицо в прорезанное отверстие).

Воспитатель:
— Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей не чуточку, не лень!
Её любит вся семья!

Девочка: — Это мама, это я!

Воспитатель:
— Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?

Девочка: — Это наша бабушка!

Воспитатель:
— Кто на машине нас прокатит?
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит,
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним скуки нет!
Кто же это?

Мальчик: — Конечно дед!

Воспитатель:
— Кто по утрам идет учиться?
Он получать оценки рад!

Мальчик: — Конечно это старший брат!

Воспитатель:
— У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички.

Девочка: — Конечно, это я, сестричка!

Дети заполняют прорезанные отверстия фото-картины.

Воспитатель:
— Мы все загадки загадали
И обо всех сейчас узнали
И что вы скажете, друзья.

Дети:(хором)- Что это дружная семья!

Алёнушка:
— Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель:
— Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.

Рефлексия.

Воспитатель:
— Что вам понравилось на занятии?
— Что же такое семья?
— Какой должна быть семья?

Звучит песня «Светит солнышко для всех».

Алёнушка приглашает детей на чаепитие с вкусными домашними пирогами.

Программное содержание

Образовательные задачи : совершенствовать навык точно интонировать мелодию; формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Развивающие задачи : развивать чуткое и внимательное отношение друг к другу, учить замечать отношение другого человека, уметь слушать своих товарищей; развивать творческое мышление, дать возможность каждому ребенку свободно выражать свою точку зрения и уметь объяснить ее.

Воспитательные задачи : совершенствовать межличностные аспекты взаимоотношений между детьми посредством гармонизации внутреннего мира каждого ребенка.

Словарь: ввести в активный словарь детей слова: «забота», «внимание»; объяснить значение слова «заповеди».

Музыкальный репертуар : «Наша воспитательница» (Т. Попатенко); «Топни, ножка моя» (Т. Суворова); «Менуэт» (Л. Баккерини); «Сентиментальный вальс» (П. Чайковский); «Танцы кукол: вальс, полька, романс» (Д. Шостакович).

Предварительная работа: предварительное разучивание элементов танца «Топни, ножка моя» Т. Суворовой; беседа по содержанию песни «Наша воспитательница» Т. Попатенко.

Ход занятия

Под музыку «Как прекрасен этот мир...» Д. Тухманова дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, как ваши поступки могут радовать и огорчать окружающих людей. Если мы посмотрим на небо, то заметим, что солнышко ласково согревает все живое на Земле. А если вдруг набежит тучка на солнце, то один-единственный лучик все равно будет проявлять о нас свою заботу, будет оказывать нам внимание. Ведь доброта — это и есть внимание и забота о других людях.

Проводится психотренинг «Услышь свое сердце».

Музыкальный руководитель : Ребята, положите, пожалуйста, ручку на свое сердечко! Почувствуйте, какое ваше сердечко доброе, ласковое, нежное. Давайте пошлем всему миру из нашего сердечка лучик нежности и доброты и скажем: «Пусть всему миру будет хорошо!»

— Сердце — наш самый главный учитель. Только оно может нам подсказать, как научиться быть внимательным к окружающим людям, как надо заботиться о своих близких и родных: о сестренке, о маме, о папе, о бабушке с дедушкой.

И есть душа крылатая твоя.

Когда душа добру отворена,

Как птица счастья, вещая она.

Томится птица в окруженье зла,

Изранены тогда ее крыла.

Добро и зло — две сферы бытия,

И есть душа крылатая твоя.

Воспитатель : Ребятки, я вам сегодня приготовила интересную сказку «Что на свете самое главное?»

Проводится речетерапия (сказка А. Лопатиной, М. Скребцовой «Что на свете самое главное?»).

Музыкальный руководитель : Ребята, сейчас я загадаю вам различные загадки-ситуации, а вы будьте внимательны. Если вы согласны с каким-либо действием — хлопните в ладоши, если не согласны — покачайте головой. Можно или нельзя:

а) посадить дерево;

б) толкнуть прохожего;

в) дернуть кошку за хвост;

г) вылечить больную птичку;

е) уступить место бабушке в троллейбусе и т.д.

Проводится тренинг «Загадай желание».

Музыкальный руководитель: Ребята, я прошу вас сосредоточить внимание на сердце и назвать один хороший поступок, который вы хотели бы совершить.

Воспитатель: Запомните: надо учиться быть внимательным к людям, стараться почувствовать, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь. Вы же чувствуете, какой заботой и вниманием окружают вас наши любимые воспитатели. Давайте подарим нашим воспитателям красивую песню.

Дети исполняют песню «Наша воспитательница» Т. Попатенко.

Воспитатель: А теперь, ребята, порадуйте нас, пожалуйста, веселым танцем «Топни, ножка моя» Т. Суворовой.

Дети исполняют танец «Топни, ножка моя» Т. Суворовой.

Воспитатель : Спасибо, ребята, вы так замечательно танцевали, что подняли мое настроение! Давайте почаще радовать друг друга добрыми делами, а не только словами.

Мне пошел десятый год,

Я теперь за всех в ответе.

В голове уже не ветер,

В ней полным-полно забот:

Повозиться с братом Сашей,

Чтоб не плакал, не кричал,

Деду сделать простоквашу,

Чтоб на внуков не ворчал.

Вымыть пол во всей квартире,

В ванной старый кран сменить

И сестренке младшей Ире

Куклу Барби починить.

Вырос я, мне не до скуки,

До всего доходят руки:

Я без дела не сижу,

Я семье своей служу.

Музыкальный руководитель : Ребята, а сейчас я попрошу вас нарисовать какое-либо доброе дело, которое вы сделали когда-нибудь.

Проводится цветотерапия «Добрые дела» . Звучит классическая музыка по выбору музыкального руководителя — «Менуэт» Баккерини, «Сентиментальный вальс» П. Чайковского, «Танцы кукол: вальс, полька, романс» Д. Шостаковича и др.

Музыкальный руководитель: Знаете ли вы, ребята, что все в мире подчиняется определенным законам? Что ты из своего сердца посылаешь в мир, то тебе и возвращается. Если человек делает добрые дела, то окружающие люди относятся к нему с уважением, помогают ему, а если совершает плохие поступки, такой человек становится одиноким, у него нет друзей. Есть русская народная пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». А человек сам выбирает, что он будет творить — добро или зло. Во многих религиях человечеству были даны правила поведения, они называются «заповеди»: не лги, не кради, не делай зла, не убивай, твори добро, люби людей. Если бы люди соблюдали эти правила, то избежали бы многих ошибок и бед. Только мы сами можем построить новый прекрасный мир, если будем становиться лучше и делать добро, никого не обижать, любить людей и помогать им. Давайте тихонько скажем: «Пусть миру будет хорошо».

Дети под музыку «Как прекрасен этот мир...» Д. Тухманова выходят из зала.

Татьяна Скороходова
Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе

Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе .

Сентябрь.

ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о выполнении

1. ООД Тема : «Золотая осень»

(форма проведения - целевая прогулка) . Задачи : формировать у детей интерес и любовь к родной природе, бережное отношение к ней, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явление природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными : кленовый, берёзовый, рябиновый, липовый.

Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 28

Игра - упражнение

«Не промочи ноги»

Цель : дать детям возможность проявить взаимопомощь Познакомить с пословицами о дружбе : «Там где дружат - живут не тужат» .

Друг за дружку держаться – ничего не бояться». Индивидуальная работа с детьми : «Составление рассказов «Мой лучший друг» . Проведено

Моментов. Тема : «Панорама добрых дел» . Задачи : закрепить умение отличать добрые, хорошие поступки от плохих; воспитывать умение сочувствовать и сопереживать всему живому, познакомить с плакатом, как жанром изобразительного искусства.

Д/ и «Волшебные картинки» . Цель учить детей оценивать картинки и находить среди них изображение с добрыми поступками, уточнить понятия «чуткий» , «отзывчивый» . Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» . Беседа по вопросам.

Индивидуальная беседа с детьми в вечерние часы о добрых делах, которые они могут делать в детском саду Проведено

3. ООД «Экскурсия к остановке транспорта» . Задачи : закрепить знания правил дорожного движения, умение вести себя в дорожно-транспортной ситуации на остановке; воспитывать честность , достоинство. (Интернет ресурсы)

Предложить ситуацию для обсуждения» Что бы ты сделал, если бы увидел, что старенькая бабушка не может перейти дорогу». Игра «лучший пешеход» Чтение рассказа И. Серякова «Ученый дружок» .

Закрепить с детьми правила поведения в общественных местах : «Бывая в кино, музее, помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим». Проведено

выполнении.

1. ООД Тема :

«Родной город» . Задачи : расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Просмотр видеофильма «Жердевка любимая» .

Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 53 Наблюдение на тему : «Слушаем звуки улицы» . Задачи. Развивать у детей умение видеть окружающую красоту - голоса птиц, людей, шум машин и т. д. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Чтение стихотворений об осени местных поэтов. (Краснов В. А., Волчихин М. В)

Задачи. Знакомство с народными приметами об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Проведение дидактических игр : «Когда это бывает» , «С какого дерева листок» , «Что нам осень принесла» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «История о том, что такое хорошо и что такое плохо» .

Задачи : способствовать развитию нравственных чувств , высших душевных качеств, нравственно -ценностного миропонимания. Предложить ситуацию :

«Представьте себе, что вы идете по улице и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Как поступить? Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» . Вопрос для обсуждения : «Почему автор говорит «С ним случилось самое страшное?» Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило

«Уважай взрослых в детском саду и дома» . Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении детей к взрослым. Проведено

3. ООД Тема : КВН по ОБЖ «Лучший пешеход» Задачи : закрепить некоторые правила дорожного движения; уточнить представления о дороге, тротуаре, пешеходном переходе, дорожных знаках. Воспитывать дружеские взаимоотношения. (Интернет ресурсы) Д/ и «Дорожные знаки» .

Закрепить обозначение некоторых дорожных знаков. Чтение стихотворения В. Семернина»Запрещается – разрешается». Составление загадок о знаках и правилах дорожного движения. Проведено

ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Развлечение «Осеннее кафе» Задачи : развивать навыки межличностного общения между детьми и взрослыми, педагогики сотрудничества через восприятие красоты русской природы. Игра - шутка : «В лес мы осенью пойдем» Чтение сказки Ш. Перро

«Красная шапочка» . Инсценировка «Полезные советы» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «Собака - верный друг человека» . Задачи : расширять представления детей о роли собаки в жизни человека; развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных; побуждать проявление сочувствия к животным, попавшим в беду. Игровое упражнение : «Собака поводырь» . Цель : расширять знания детей о том, какую роль играют животные для слепых людей, воспитывать умение заботиться о своем друге. Чтение рассказа

В. Сухомлинского

«Старый пес » .

Беседа по сказкам :

«Зайкина избушка» ,

«Краденое солнце» .

Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с ним?

Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Тема : «Птица счастья» . Задачи : формировать у детей представление о правах человека; познакомить с нравственными нормами и правилами ; учить детей соотносить права и обязанности. Познакомить с собственными правами на отдых, на образование, на имя, на любовь. Игра «Все будет хорошо»

Цель : закрепить знания о своих правах, уважать других. Рассказывание сказки в обработке Л. Н. Толстого «Хаврошечка» . Беседа о том, имела ли права Хаврошечка? Как с ней поступили? Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе. Проведено

ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : «Моя семья» . Задачи : воспитывать уважение к членам семьи; рассказывать, что члены семьи имеют разные вкусы и увлечения. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» . Чтения С. Маршака

«Старушка » .

Вопросы по произведению. Рисование «Моя семья» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : «Почему грустит котенок» .

Задачи : продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животны; развивать потребность в общении с представителями животного мира. Сопереживать им. Проявлять доброту. Чуткость. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок» .

Упражнение – релаксация «Чудесный сон котенка» . Чтение Л. Толстого «Котенок» . Загадывание загадок о животных. Рисование «Кошкин дом, предлагается нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить. Проведено

«Рожденные звезды» . Задачи : испытать радость общения со сверстниками, взрослыми, чувство единства и доверия друг к другу. (Интернет ресурсы) Пальчиковая гимнастика «Семья» . Рассказы Н. Носова «Мишкина каша» , «Фантазеры» . Игра «Отдам тебе то. Что есть у меня» . Цель : создание положительного эмоционального настроения. Проведено

выполнении.

1. ООД Тема : «Учимся вежливости» . Задачи : продолжать учит детей быть внимательными друг к другу, по разному выражать добрые чувства. Закрепить некоторые важные правила поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их. (Интернет ресурсы) Д/ и «Дошколята- вежливые ребята» . Цель : закрепить правила вежливости. Вспомнить с детьми произведения, их авторов, в которых говориться о вежливости. Индивидуальная работа по развитию речи : составление рассказов из личного опыта на тему : «Как дети выручали из беды товарища» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа об отношении к младшим. Задачи : выработать совместно с детьми правила, которые будут способствовать тому, чтобы общение протекало без ссор и конфликтов. Предложить сюжетные картинки для обсуждения. Чтение произведения З. Александровой

«Мальчик потерялся» . Изготовление атрибутов к игре «Магазин» для детей младшей группы . Закрепить правило : «Заботиться о малышах дома и в детском саду» Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. ООД Тема : «В плену у королевы Грубости» . Задачи : формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закрепить правила поведения в общественных местах. (Интернет ресурсы) Д/и «Оцени поступок» .

Цель : учить детей давать оценку поступку, изображенному на картинке. Пословицы и поговорки для заучивания с детьми :

«Ласковое слово и кошке приятно» , «Доброе слово лечит, а злое колечит» , «Плохое слово, что грязная вода» , «Вежливости открываются все двери» , «Ласковым словом и мед растопишь» . Индивидуальные беседы с детьми : «Тебя пригласили в гости» Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа о храбрости и трусости. Задачи : дать представление о данных понятиях; воспитывать желание быть храбрым. П/ и «Пожарные на ученье» . Чтение произведений :

И. Бутлина «Трус» ,

Э. Шима «Не смей» .

Про кого говорят : «Мал да удал» , «Мал золотник, да дорог» . Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» . Проведено

3. ООД «День защитника Отечества» . Задачи : формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65 С/ р игра «Верные друзья – пограничники» .. Чтение З. Александрова «Дозор» Разучивание стихов, посвященных защитникам Отечества. Конструирование из бумаги «Подарков для пап и дедушек» . Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. ООД «Мама-первое слово» . Задачи : формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека, побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно- нравственные чувства .

Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65

Д/игры «Назови маму ласково» , «Доскажи словечко» . Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» . Оформление рисунков детей «Моя милая мамочка» . Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа «Отношение к старшим » .

Задачи : расширять знания детей по отношению к старшим людям воспитывать уважительное отношение и побуждать к проявлению сочувствия. Игра «Хорошо-плохо»

(хорошо, что у вас есть больная бабушка?

А чем плохо) Чтение рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек » . Выяснить, как понимают дети слова :»Как аукнется, так и откликнется» (если затрудняются – объяснить) Заучивание стихотворения Г. Виеру» Мамин день» Проведено

3. ООД Тема : «День рождения Мальвины» .

Задачи : закрепить с детьми правила этикета; продолжать культурно вести себя за столом, сервировать стол; быть добрыми и приветливыми. (Интернет ресурсы) Сюжетно – ролевая игра «Семья.

Цель : продолжать учить детей договариваться между собой; закреплять умение правильно сервировать стол. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Инсценировка с музыкальным сопровождением «К нам гости пришли» , муз. А. Александрова. Во время завтрака закрепить правила культуры еды «Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно ». «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок – это не красиво» . Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. ООД «Жаворонки» Задачи : средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родной природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества : песнями, танцами, народными традициями встречи весны (Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова) «Мы живём в России» ст. 74 Игра – загадка

«Найди ошибку» . Цель : закрепить умение находить ошибки в поведении детей. Чтение отрывка А. Плешакова «Знать и беречь» . Разучивание хоровода «Добрый жук» .

Песня «Если добрый ты» (муз. Савельева) . Рисование «В окно повеяло весною» . Проведено

2. ООД Тема : «Не мучайте животных» .

Задачи : учить различать понятия – «играть» и «мучить» , развивать чувство сострадания. Сопереживания представителям животного мира; формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу. (Интернет ресурсы) Ролевая гимнастика (детям предлагается показать как больно жуку, у которого отрывают крылья;

как весело летает жук; греется на солнышке и т. п).

П/и «Жук – жучище» Чтение рассказа Э. Ширма «Жук на ниточке» Аппликация

«Праздничный наряд для божьей коровки» . Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «Наша дружная семья» . Задачи : продолжать воспитывать доброе , заботливое отношение к своей семье самым близким людям. (Интернет ресурсы) Упражнение «Закончи предложение : папа рассердился, потому что я.» ,

«Когда я вижу, что мама огорчилась, то.» Чтение рассказа Т. Горской «Колин папа» . Беседа «Чему нас учат герои этого рассказа?» Познакомить с пословицей : «Скромность красит человека» . Рассматривание с детьми семейных альбомов, с целью воспитания любви к своим близким. Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. ООД Занятие - ««Жердевка наша – колыбель героев» . Задачи : воспитывать патриотические чувства, побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших Игра соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 84 Экскурсия к Вечному огню и возложение цветов к мемориалу воинов, погибших в годы ВОВ. Разучивание и чтение стихов «Ночной таран» Алексеева, «Советский солдат» Твардовского, «День Победы» Михалкова. Экскурсия в ДДТ, посещение мини – музея (выставка, посвященная пионерам – героям) .

Рассматривание иллюстраций – «Воин – освободитель» . Проведено

2. ООД Тема : «Поищем и найдем волшебные слова» . Задачи : развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и с окружающими; познакомить с тем. Как можно воздействовать на чувства поведение людей. (Интернет ресурсы) Игра «Давайте говорить друг другу комплементы» . Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» . Обсуждение. Музыкальное развлечение «Добро и зло в русских народных сказках» . Проведено

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Быт Древней Руси»

Воспитатель: Казакова Н.С., МАДОУ «Детский сад №79» г. Саратов.

Интеграция образовательных областей : «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».
Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
- Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
-Рассматривание предметов старины.

Материалы к занятию:
Иллюстрации по теме НОД, презентация «Быт в Древней Руси»,кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм детский, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята,давайте встанем в круг.
(Воспитатель задает вопрос). Ребята в какой мы стране живем? Как она называется?
ответы детей: В России.
Воспитатель : Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.
А как называлась наша земля много-много лет назад?
ответы детей: Русь.
Воспитатель : Молодцы! А мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.
Раздается плач ребенка.
Воспитатель : Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из спальни.(Воспитатель берет несколько детей,заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки).Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?
Любава- Это имя обозначает –красавица.
Воспитатель: Любавушка приглашает нас в свой дом.
СЛАЙД 1:ИЗБА
(На м/м картинка русской избы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой дом у Любавы. Называется этот дом «Изба».
Как он выглядит и из чего сделан?
Ответы детей:дом сделан из дерева...
Воспитатель : На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте.
Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.
Дети, посмотрите, в доме Любавы есть интересные вещи, что же это?

СЛАЙД 2-Прялка


Воспитатель :
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?

Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Воспитатель: Давайте назовем вместе –прялка.Для чего нужна прялка.
Ответы детей: чтобы прясти нити.
Воспитатель : Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки.(«змейка» пальчиками)
Дедушка - в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка - в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я– в кафтане.(дети показывают на себя)
Воспитатель : Я вам загадаю загадки,а вы отгадаете,что за предметы есть в избе.
Загадки :
1)Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
(Сундук)

2) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.
(Лавочка)
3)Один вход и три выхода
(Рубаха)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим,что есть у Любавушки в избе.
СЛАЙД 3-Сундук,лавка,рубаха.




Воспитатель :Молодцы,правильно отгадали!Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.
Физкультминутка :
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель :Ребята,а вы знвете как одевались на Руси? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.
СЛАЙД 4:Одежда простолюдинов


Воспитатель : Рубаха,сарафан,лапти.
Воспитатель : Давайте,с вами подойдем поближе и рассмотрим костюм нашей Любавушки. (Дети подходят к стойке с детским русским костюмом и рассказывают сами,
как он выглядит,какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.
СЛАЙД 5:Костюм.


Воспитатель : Ребята, посмотрите как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы,песни пели и рукоделием занимались.
Воспитатель: Нам, Любавушка приготовила сюрприз. (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете зачем нам яблоко.
Ответы детей: Чтобы поиграть.
Воспитатель: А в коробке есть послание,давайте прочитаем.

Воспитатель : Правильно.Давайте поиграем.Встанем в круг.(воспитатель объясняет правила игры)

Хороводная игра «Яблочко»
Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

Воспитатель: Молодцы, дружно поиграли.
(дети сели полукругом на стульчики)
Воспитатель :Любавушка очень устала и хочет отдохнкть.Куда мы с вами ее положим спать.
Дети: В кроватку.
СЛАЙД 6:Колыбель
(На м/м появляется изображение колыбельки.)


Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше,чтобы ребенок уснул мамочки пели колыбельную своим деткам.
(Музыка колыбельная старинная). Елена Фролова "Летел голубь".

Воспитатель : Ну, вот и все, наша Любава уснула.
Итог работы :
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!



Публикации по теме