Нужна ли похвала ребенку? И как правильно хвалить. Хвалим ребенка правильно: значимость, принципы, примеры из жизни

Консультируя родителей, я часто сталкиваюсь с таким мнением, что детей хвалить не нужно, а то они зазнаются. Такие мамы и папы считают, что лучше воспитывать ребенка в строгости.

Правда, большинство родителей, все-таки интуитивно понимают, что ребенка хвалить нужно. Я бы даже сказала хвалить ребенка необходимо! Однако не все взрослые знают, как нужно правильно хвалить детей.

На вопрос — «КАК хвалить ребенка?» — я дам развернутый ответ.

Но давайте все по порядку.

Нужно ли хвалить детей?

Действительно, хвалить ребенка нужно хотя бы потому, что это помогает ему оценить, правильно ли он поступает или нет. Например, мама говорит: «Ай-ай-ай, так плохо делать!» — в то время как ребенок разбрасывает свои игрушки.

И тогда малыш понимает, что так делать некрасиво. Но как тогда надо поступать? Это же мы тоже должны показать ребенку.

В данном случае, когда он убирает свои игрушки, мы его активно хвалим: «Ой, какой молодец!!! Какой помощник!». Таким образом поощряя его убирать.

У нас есть похвала и порицание, кнут и пряник, которые помогают ребенку ориентироваться в нормах жизни в обществе.

Какое поведение в данном обществе приемлемо, а какое не допускается? Что такое хорошо, что такое плохо? С помощью одобрения родители показывают это своему малышу.

Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео «Обидчивость у детей. Что делать?»

От того как ребенка хвалят также зависит его самооценка.

Ребенок, благодаря похвале, понимает: «Да, я - молодец!», «Да, я - хороший!». Этим мы формируем положительную самооценку. Так он может почувствовать себя значимым, довольным собой.

А если ребенка все время ругают, критикуют, то что он думает о себе? Он думает, что он плохой, что он неудачник и т.д. Зачем ему стремиться к чему-то, если ничего хорошего все равно не получится? А при помощи похвалы мы мотивируем ребенка на достижение новых результатов, на преодоление трудностей.

Итак, отвечая на вопрос «нужно ли хвалить ребенка?», психологи и педагоги сходятся в едином мнении:

Хвалить детей нужно!

Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео: «Можно ли перехвалить ребенка?»

А КАК надо хвалить ребенка?

Теперь давайте разберемся, как лучше это делать, как правильно хвалить ребенка. Начну с того, что…

    Похвала должна быть соотнесена поступку.

Поясню. Например, маленького ребенка мы активно хвалим, когда . А хвалить ребенка 5-6 лет за то, что он сходил в туалет – это, согласитесь, как минимум странно, если, конечно, у него не было ранее.

Похвала должна быть настолько активной и эмоциональной, насколько важно освоение ребенком того или иного навыка. Хвалите за реальные его достижения.

    Обращайте внимание не только на то, ЧТО вы говорите, но и на то, КАК вы это говорите.

Имеют значение не только слова, но и интонация, мимика, жесты, т.е. эмоции, которые вы вкладываете в свою похвалу. Одна и та же фраза может звучать совсем по-разному и, соответственно, по-разному ценится ребенком.

«Отлично» — сказала мама,­ взглянув на рисунок ребенка, и продолжила готовить. Похвала? Да. Мама одобрила действия малыша, но без какой-то сильной оценки. Другая ситуация — ребенок оделся сам. «Ух ты! Отлично! Ты справился!» — сказала мама и крепко обняла малыша. Такую похвалу ребенок захочет получить еще раз.

Вы наверняка уже слышали, что, по способу овладения новой информацией, все люди делятся на три группы - аудиалы, визуалы, и кинестетики: людям из первой группы важно услышать, второй группе - увидеть, а третьей - потрогать, пощупать»

Поэтому, когда будете хвалить ребенка, не забывайте использовать не только слова, но и объятия, поцелуи, улыбку. Ведь малышу так важно не только услышать, что он молодец, но и увидеть вашу радость и гордость за него, увидеть ваши счастливые глаза.

Важно!

Если вы хотите закрепить какое-то поведение у ребенка или помочь ему освоить какой-то новый навык, то хвалите эмоционально сильно!

  • Развернутая похвала.

Думаю, многие слышал или читали, что можно и нужно хвалить развернуто. Можно сказать не просто «Умница!», а «Умница!!! ! Ты так старался!»

Такая похвала будет ребенку более понятна, чем просто «молодец». Ребенок всегда должен понимать, за что именно его хвалят. И это будет цениться им гораздо сильнее.

Но! Похвала не должна быть постоянно развернутой и за любые действия. Если хвалить так ребенка очень часто - не только за значимые поступки, но и за обыденные действия, то и на такую похвалу ребенок вскоре перестанет обращать внимание.

Важно!

Хвалите ребенка не только за результат, а за сам процесс!

Давайте разберем на примере. Нужно ли хвалить детей за домашнюю работу? А если он не выполнил ее правильно? Если ребенок сидит корпит над домашним заданием, то уже за это его нужно хвалить. Хвалить нужно не только за результат, но и за старания вашего малыша, за усилия, которые он прикладывает. Если, конечно, вы видите, что он пытается разобраться с заданием, а не сидит и ворон считает.

В нашей жизни не всегда получается достигать во всем высших результатов, не всегда получается быть отличником. Если хвалить только за пятерки - за результат, а не за сам процесс, - то часто дети бросают занятия, в которых не могут быстро добиться успехов.

Бывает так, что ребенку нужно приложить немало усилий, чтобы достигнуть чего-то. А если эти усилия ничем не подкрепляются? Тогда ребенок быстро сдается.

А вот как хвалить ребенка, какими именно словами?

Существуют разные формы похвалы.

Есть «Я-сообщения » и «Ты-сообщения » . Например, Ты -сообщения – могут звучать так: «Ты такой молодец!», «Ты умница, ты так старался!». Я -сообщения: «Я тобой так горжусь!», «Я восхищена!», «Я так рада!».

Ты -сообщения дети воспринимают как констатацию факта: «Я сделал это хорошо!» Это, конечно, приятно. Но Я -сообщения несут большую эмоциональную ценность для ребенка, чем Ты -сообщения, во много раз! Если вы выражаете похвалу через призму своих чувств («Мне очень нравится, как ты нарисовал этот рисунок!»), то ребенок это воспринимает так: мои родители видят, что я делаю это хорошо, и это для них значимо.

Если вы говорите малышу: «Я рада, что ты дал поиграть товарищу со своей любимой машинкой»,то это звучит гораздо точнее, чем фраза «Ты очень щедрый». После таких слов ребенок и дальше захочет делиться своими игрушками, ведь его за это уважает мама.

Похвала бывает разная. И в каждой семье есть свои особенности, традиции.

Кто-то в конце дня подводит итоги и еще раз хвалит ребенка, у кого-то есть свои семейные ласковые словечки. Главное в похвале то, что дети получают от родителей обратную связь на свои поступки. Это мотивирует их двигаться дальше и достигать большего, развиваться и самоактуализироваться, выходить на более высокие потребности, а значит, расти счастливее)

P.S. А есть ли в вашей семье какая-то особенная похвала? Что вы говорите детям, чтобы похвалить подбодрить их?

Знаю ли я, что нельзя приучать ребенка что-либо делать ради похвалы (читай - оценки)? Знаю, конечно, как не знать. Это же практически на каждом заборе написано. Ну, если не на заборе, то уж в каждой книге, на каждом форуме и в каждой соцсети точно.

Хвалю ли я детей в меру и «правильно» (то есть соответственно тому, что написано в книжках)? Крайне редко. Чаще всего с языка слетают дурацкие фразы вроде «ты просто молодец!», «ты ж моя умница» или еще чего доброго «ты мой сладенький пирожок». Достается и дочке, и сыну. То, что с этим надо что-то делать, я догадалась даже не потому, что авторы умных книг о воспитании детей потратили кучу времени, чтобы выработать единственно правильный подход к этой проблеме. Насторожило меня другое. На днях я варила очередной суп и ко мне подошла Ника с таким конструктивным предложением: «Мама, давай я построю замок из лего, а ты меня похвалишь и будешь радоваться, потому что в замке будут жить маленькие человечки». Нет, ну я-то безусловно порадуюсь и, конечно, похвалю. Но какова постановка вопроса.

Мой путь в роли мамы начался с одной из книжек, где было написано, что ребенок нуждается в одобрении, в похвале и всяческой поддержке родителей. Не помню уже, насколько подробно там была раскрыта эта тема, но с тех пор я настолько привыкла хвалить, восхищаться и давай оценки, что совершенно перестала замечать другую сторону медали, где излишняя похвала может и навредить. Поэтому сейчас всерьез решила скорректировать свое опрометчивое поведение и стала разбираться.

В книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш правильно отметили: «Похвала - это очень непростое дело». Непростое, потому что может вызвать совсем не тот эффект, которого вы ожидаете.

Чем опасна чрезмерная похвала? Этакие деферамбы, вроде «мы самый талантливый на свете», «ты самый честный», «ты тамый добросовестный», могут привести к тому, что ребенок почувствует: родители сознательно преувеличивают его заслуги, он не такой уж и добросовестный и не всегда бывает честен, уж он-то сам это знает. И в результате появляется тревога. Ребенок чувствует, что «не дотягивает» до поставленной родителями высокой планки. Если он знает, что где-то не соответствует своей оценочной характеристике, он рискует сосредоточиться на своих недостатках или даже заподозрить родителей в попытке манипулирования.

«Психолог знает, что дети стремятся избавиться от глобальной похвалы - она слишком утомительна», - пишут Фабер и Мазлиш в другой своей книге «Свободные родители, свободные дети».

Трейси Катчлоу в книге «От 0 до 5» подтвержает эту теорию и вдобавок к этому рассматривает последствия похвалы обобщенной и похвалы, относящейся к конкретным действиям. Рано или поздно, замечает она, у детей появляется либо установка на предопределенность, либо установка на развитие. Первое - это ощущение, что твои врожденные способности - это все, что у тебя есть. Второе - понимание, что чем больше ты работаешь, тем больше получаешь. Нетрудно догадаться, что более успешными и трудолюбивыми оказываются вторые. А к установке на развитие приходят те дети, которых хвалят именно за поступки.

Когда я хвалю своих детей, я стремлюсь подкрепить их самооценку. И это прекрасный способ, если только использовать его правильно.

Есть такое понятие - описательная похвала. Взрослый с уважением описывает, что он видит или чувствует. Тогда ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить.

Помню, как я пришла на семинар к автору книги «Чудо Монтессори» Елене Тимошенко. Речь, в частности, шла о том, что нельзя оценивать ребенка. Тогда я больше возмутилась, нежели поняла принцип: как же тогда объяснить ребенку, где он прав, а где нет?! А пример описательной похвалы действительно помогает не оценивать, но качественно и внимательно подходить к поступкам ребенка.

Ника в итоге построила свой замок из конструктора. Одна стена была значительно выше других, жители замка лежали на полу, будто после землетрясения, было видно, что дочку что-то отвлекло, и ей стало скучно доводить дело до конца. Прежде чем одарить ребенка обещанной похвалой я задумалась: а что она почувствует, когда я выдам свое стандартное «о, это самый лучший замок, который я когда-либо видела». Наверняка она поймет, что это прием ради приема, что это далеко не лучший замок, на который она способна. Она-то знает, что отвлеклась и не довела работу до конца. Я сказала: «Мне нравится, как ты расставила колонны по всему залу и предусмотрела в стене замка два окна, теперь его жителям будет уютнее». «Да, мама, и они смогут любоваться рассветом, когда проснутся», - воскликнула Ника и с новыми силами пошла «будить» валявшихся повсюду принцев, принцесс, слонов и жирафов. Выходит, описательная похвала не только воодушевила, но и пробудила новый интерес к делу. И, очевидно, помогла сделать шаг к установке на развитие.

Когда мы говорим о похвале, надо заодно говорить и о критике. Во-первых, эти два понятия так или иначе находятся где-то рядом. И то, и другое является характеристикой действий ребенка. Главный секрет здесь в том, что критика может, а иногда и должна превращаться в похвалу.

Представим себе тетрадь школьника. В ней ужасным почерком без единой ошибки написан диктант. Что пишет обычный учитель красными чернилами с восклицательным знаком? Правильно, он пишет: «Отвратительный почерк!» Пишет ли учитель какое-то замечание о том, что ученик старался и не допустил ни одной ошибки в диктанте? Нет, чаще всего не пишет. И что видит ребенок? Он видит красные чернила повсюду: отвратительный почерк, пропущенная запятая (кого волнует, что она такая одна на три страницы, да еще и пропущена по невнимательности? Никто не станет разбираться, оправдания не принимаются), неверно посчитал, не начертил поля, или того хуже: использовал не то решение, которое было в учебнике.

Мои дети еще даже не школьники, поэтому примеры мне в голову приходят только из моей личной практики. Уже в первом классе я умела хорошо для своего возраста считать. Папа научил меня складывать и вычитать трехзначные числа в уме, а еще решать примеры с числами отрицательными. И вот, урок математики. Проверка домашней работы. В рабочей тетрадке был пример: 3-5=? Я написала ответ: -2. Учитальница проходит по рядам и проверяет, кто, что и как решил. Весь класс тянет руки: «Здесь опечатка, здесь опечатка». Я знаю, что отрицательных числе в первом классе не проходят, но и решить могу, почему бы не решить? Знаете, что сказал мне моя учительница, когда увидела правильный ответ? Она сказала: «Никогда так не делай!» Это случилось больше 20 лет назад, а я помню все как сейчас. Я была в шоке. И я в шоке до сих пор. В тот момент я узнала, что такое несправедливость, поняла, что никакие дополнительные знания никто в школе не будет поощрять, а главное, впервые задумалась о том, как ведут себя педагоги, и как они должны были бы себя вести.

Впрочем, есть же разные учителя, вот что, к примеру, мне сказала на тему правильной похвалы Ольга Васильевна Узорова, педагог-практик, автор учебных пособий для дошкольников и начальной школы: «Многие дети с радостью идут в школу 1 сентября. Но не проходит и недели, как слово «школа» вызывает у ребенка все большую тоску.

Почему? Как это можно исправить?

Для любого ребенка очень важна ситуация успеха. Если ваш ребенок школьник, то ему важно быть успешным в этой своей социальной роли.

Конечно, в школах есть индивидуальный подход к ученикам. Но лучше всего индивидуальный подход к своему ребенку найдет его семья. Никто, кроме самого близкого человека, не сможет увидеть самые первые микрошаги первой победы: «вотхвостик у буквы У получился просто замечательно»! И не важно, что это слово «удочка», в котором остальные буквы, включая первый элемент буквы У – получились ужасно, туши свет.

Потому что первый успех, который заметили, окрыляет ребенка, он начинает верить в свои силы. Много-много поддержки ребенку - и ваш окрепший малыш радостно и уверенно зашагает по Дороге Знаний».

Ольга Узорова, Юлия Гиппенрейтер, Фабер и Мазлиш, Трейси Катчлоу, Мария Монтессори, Елена Тимошенко, Ричард Темплар - я так хотела разобраться, как хвалить детей, что обратилась к мнению каждого их этих авторов. Оказалось, что все они, пусть и используют разные термины, но предлагают по сути одно и то же решение: ребенка надо хвалить за его поступки. Мне как маме стало гораздо легче, когда я это поняла.

Ко мне подошел двухлетний сын с поделкой из детского сада. Это был вырезанный из зеленой цветной бумаги огурец с наклеенными «пупырышками» из пластилина. У ребенка был торжественный вид. Я собрала все свои знания в кулак и выдала: «Славочка! Это самая лучшая поделка на свете! Ты у меня…» Я остановилась, прежде чем сказать «самый лучший художник». Привычка победила все мои знания. Это не так легко, как казалось. «Ты так ровно вырезал этот огурец и реалистично разместил все пластилиновые кружочки», - собралась я. Сын засиял.

Неправильная похвала может:

  1. Заставить вас сомневаться в том, кто хвалит.
  2. Привести к немедленному опровержению.
  3. Предвещать неприятности.
  4. Заставить вас сосредоточиться на своих недостатках.
  5. Породить тревогу или помешать вашей активности.
  6. Восприниматься как манипуляция.

Как правильно хвалить ребенка:

  1. Акцентируйте внимание на действиях и поступках ребенка, обратите внимание на детали.
  2. Из всего сделанного ребенком выберите то, что получилось лучше всего.
  3. Пользуйтесь методом описательной похвалы.
  4. Подведите итог: «ты хорошо потрудился», «вот, что я называю упорством», «ты можешь собой гордиться».
  5. Уходите от глобальной похвалы, она может навредить.
  6. Избегайте похвалы, которая намекает на слабости или неудачи в прошлом.
  7. Убедитесь, что ваш безмерный энтузиазм пересекается с желанием ребенка достичь чего-то самостоятельно.
  8. Если вы дали волю своей первоначальной реакции, но надо учиться дополнять ее и более глубокими наблюдениями.
  9. Если хотите похвалить то, что и так должно было случиться, можно сказать о своих чувствах, например «я получила особенное удовольствие от сегодняшнего семейного обеда».
  10. Избегайте фразы «я так и знал, что у тебя все получится». Вы не знали и не могли знать. А ребенок может почувствовать, что его усилия не приняли во внимание.
  11. Принимайте ошибки детей и воспринимайте их как часть процесса обучения.
  12. Ни при похвале, ни при критике не позволяйте себе сравнивать ребенка с кем-либо.

Похвала – отличный двигатель прогресса ребенка, стимулятор его успехов и генератор новых идей. Однако чтобы слова одобрения сработали как надо, их нужно не только правильно подобрать, но и правильно преподнести.


Как же хвалить детей, чтобы достичь желанного эффекта и не привести к расслаблению? Об этом мы и поговорим в статье.

Влияние похвалы

«Доброе слово и кошке приятно», – гласит старая пословица, и гласит совершенно верно. Но похвала – это не просто красивая фраза, лестная для самолюбия. Это инструмент, с помощью которого можно:


Повысить самооценку ребенка.


Недооценка собственных качеств присуща многим детям, особенно в подростковом возрасте, когда признание со стороны и чужое мнение становятся вдвойне значимыми.

Правильная похвала способна сформировать адекватный образ Я, здоровое представление мальчика или девочки о себе и своих возможностях. Даже самый неуверенный ребенок поверит в то, что он способный, если постоянно будет это слышать и поощряться за попытки и достижения.


Стимулировать интерес к учебе и познавательной активности.


Если быть до конца честным с собой, то каждому хочется, чтобы его успехи, даже самые маленькие, были замечены и отмечены. Дети нуждаются в этом зачастую острее взрослых, ведь их характер еще только формируется и в эмоциональном плане они более уязвимы.


Вовремя высказанная похвала за полученную в школе отметку, интересно написанное сочинение, креативно выполненное задание или просто за стремление узнать что-то новое положительно повлияет на отношение к учебе и познавательной активности в принципе.


Подвигнуть на новые достижения.


Окрыленный успехом и признанием этого успеха ребенок будет стремиться повторить его, станет более старательно выполнять любые задачи. А вот постоянное игнорирование попыток и тем более достижений постепенно убьет любое желание делать что-то сверх необходимого минимума.


Итак, мы еще раз убедились в положительном влиянии похвалы – осталось только узнать, как же правильно применять этот инструмент.

5 секретов эффективной похвалы

1. Будьте честны

Любая фальшь и неискренность хорошо считываются ребенком на интуитивном уровне. Поэтому очень важно, чтобы похвала была действительно заслуженной и чтобы вы высказывали свои реальные мысли.

Не стоит и чрезмерно преувеличивать, особенно когда адресат прекрасно знает, что в данном случае проявил себя далеко не с лучшей стороны.


Представим следующую ситуацию: Вова – вратарь в школьной футбольной команде. В субботу у них был важный матч с ребятами из другой школы. Вова пропустил два мяча и очень из-за этого расстроился. Как правильно похвалить Вову? Рассмотрим два варианта.


Ты сегодня был лучше всех! Отлично справился!



Мне понравилось, как ты поймал второй мяч. Он был очень неожиданным, но ты смог моментально отреагировать. Ты действительно ловкий!


Первый вариант не подойдет, потому что не отражает реальность. Вова знает, что мог бы справиться лучше, поэтому попытка уверить его в обратном приведет к еще большему разочарованию, а, возможно, и к утрате доверия к словам взрослого.

Во втором варианте мы не преувеличиваем действительность, а хвалим за реальное достижение. Подобный отзыв позволит Вове понять, что не все было так плохо, как ему представлялось, что есть положительные моменты и сильные стороны, которые можно развивать.


2. Давайте расшифровку

В эффективной похвале должно содержаться больше, чем просто «Ты молодец» или «Здорово». Обязательно объясняйте к чему именно относятся ваши слова, почему ребенок молодец или что он сделал так здорово. Понимание причины поощрения стимулирует детей повторять действия, которые вызвали похвалу, развивать и закреплять успех. Такой отзыв дает представление о сильных и слабых сторонах, помогает формировать адекватную самооценку.


Маша, ты молодец. Написала тест на 80 баллов из 100. Не все темы, встретившиеся в тесте, мы проходили, но несмотря на это ты справилась. Так держать! А поднажмёшь еще немного и сможешь выполнять работу на 95-100 баллов.


3. Откажитесь от оценок

Старайтесь избегать слов типа «хорошо», «плохо», «отлично», «на все 100%», «очень», «не очень» и т.д. По сути они не отражают ничего, кроме субъективного мнения, неся мало информации. Кроме того, они часто заставляют ребенка просто стремиться достичь оценки «отлично», даже не вникая, за что и по каким критериям она дается.


4. Не бойтесь эмоций

Похвала – инструмент, основанный на прямом взаимодействии взрослого и ребенка. Она должна служить не только для достижения определенных результатов деятельности, но и для улучшения детско-родительских отношений. Поэтому не бойтесь выражать свои эмоции, говорить, о том, что реально понравилось, пришлось по душе, «зацепило». Поверьте, отзыв станет вдвойне ценным, если в нем отразились реальные переживания.


Признаюсь, я волновался во время твоего экзамена, наверное, не меньше, чем ты. Но я рад, что ты смог справиться с этим и сдал экзамен на четверку. Я тобой горжусь!


5. Соблюдайте баланс

Похвала должна быть умеренной и уместной. Не стоит несколько раз высказывать ее в одинаковой форме: лучше найти новый повод для лестного отзыва. В то же время такие поощрения не должны быть чрезмерными, иначе могут привести к обратному эффекту – к расслаблению.


Но не существует строго определенного количества раз, когда нужно высказать похвалу. Это всегда индивидуально, поэтому при использовании данного инструмента ориентируйтесь в первую очередь на поведение ребенка и его успехи.


Если чувствуете, что он начал расслабляться и лениться, а результаты ухудшились, стоит повременить с очередной порцией приятных слов. В этом случае можно даже в мягкой форме попенять, напомнить, как ребенок отлично справлялся с деятельностью или задачей до этого, выразить надежду, что в скором времени увидите, как результаты восстановятся и даже улучшатся.


Сделать приятное ребенку легко – нужно просто захотеть по-настоящему. Часто достаточно одного предложения, чтобы юный герой снова поверил в себя. А зная, как правильно хвалить, и используя секреты, вы сделаете это приятное еще и полезным.



876

От того, за что мы хвалим своих детей, зависит их восприятие успеха. В этот момент родители совершают распространенную ошибку, которая приводит к печальному зрелищу для учителя: умный ребенок, который ненавидит учиться. Кстати, не задумывались о том, что главная задача школы и института научить ребенка учиться, добывать знания, справляться со сложностями и стараться, знания - это скорее бонус и награда.

Думаю, каждый вспомнит похожую ситуации. Родители Димы каждый раз говорили ему какой он умный и талантливый. «Ты можешь все, мы гордимся тобой» - повторяли они всякий раз в моменты его побед. Движимые самыми благими намерениями, они постоянно связывали достижения с некоторой его неотъемлемой личной характеристикой. Родителям и не приходило в голову, что такая похвала может иметь вредные последствия.

Малыш быстро понял, что любое достижение, которое не требует больших усилий с его стороны обусловлено его даром с рождения. Когда он стал взрослеть, столкнулся с трудностями, с которыми не мог справиться с легкостью. Однако Дима не воспринимал эти ошибки как возможность поработать над собой. И быстро пришел к выводу, что он больше не умный и не талантливый. Он совершенно не понимал как вести себя в случае неудачи.

Исследования показывают, что печальный опыт Димы типичен для детей, которых регулярно хвалят за какие-то их личные неизменные качества.

Вот что начинает происходить с ребенком:

    Малыш начинает воспринимать ошибки как провалы, поскольку родители говорят, что успех случается благодаря некоторой способности, над которой у ребенка нет контроля

    Начинает концентрироваться на том, чтобы выглядеть умным, нежели реально что-то сделать

    Не готов посмотреть в лицо причинам, стоящим за любой нехваткой способностей

Лучше похвалите ребенка: «Ты действительно хорошо поработал», «Я тобой горжусь, тебе пришлось много позаниматься».

Эта установка на рост дает возможность:

    Воспринимать неудачу как повод к обновлению

    Не муссировать свои ошибки

Похвала, кстати, не единственный фактор, гены тоже играют роль в склонности к старанию.

У Макса сейчас как раз такой возраст, когда что-то не получается он начинает психовать, кричать, бросать игрушку или падать лицом вниз. Успокоившись, мы стараемся пройти момент «от разочарования к успеху», пробуем еще и еще раз. Я каждый раз мысленно стараюсь «поднять его в бой»…на этот раз получится.

Не так давно я осознала насколько это важный навык не только для моего ребенка, но и для меня лично, не научилась я правильно справляться с неудачами за 28 лет. Сейчас я знаю, что если хочешь дойти до своей цели, нужно как минимум идти не останавливаясь.

Каждый человек нуждается в похвале и поддержке. Поощрение со стороны окружающих придает сил, воодушевляет и побуждает к новым свершениям. Причем если у взрослых людей поощрение и похвала выражаются в увеличении премии, повышении по службе или очередной награде, то малышам для этого достаточно ласкового слова.

Рисует ли малыш мамин портрет, несет ли домой хорошую отметку, выносит мусор или наводит порядок в доме, в любом их этих случаев он ожидает одобрения и похвалы в свой адрес. Вот только далеко не все родители делают это правильно и своевременно, нанося тем самым вред своему чаду. О каком вреде идет речь и как хвалить своего ребенка правильно? Расскажем об этом в нашей статье.

Для начала родителям следует понять – поддержка и похвала это не одно и то же. Эти понятия, безусловно, взаимосвязаны, однако значения у них совершенно разные. К примеру, слово «молодец» никогда не заменит слов «понимаю» или «люблю», хотя в реальной жизни нередко заменяет. Здесь-то и выявляются негативные последствия неправильной похвалы.

Чем вредна неправильная похвала

1. Привыкание к похвале
Регулярно подбадривая своего малыша словами «хорошо» и «молодец», мы приучаем чадо к этим ориентирам. То есть, ребенок постоянно ждет родительской реакции, одобрения со стороны взрослых. И даже став взрослым, такой человек не может отказаться от похвалы, испытывая потребность в одобрении совершаемых поступков. Но самое опасное в том, что у него развивается зависимость от мнения окружающих людей, которая может самым негативным образом проецироваться на жизнь.

2. Потеря интереса к процессу
Важно обратить внимание еще на один аспект. Привыкая получать награду в виде похвалы, ребенок перестает делать что-либо ради результата, ведь его интересует только родительская реакция. Например, он создает аппликацию не ради получения красивой картины, а исключительно ради слов «умница» и «молодец». Более того, свои лучшие качества, а именно, доброту души, ответственность, заботу или щедрость, кроха проявляет только ради ласковых слов в свой адрес, а совсем не по зову сердца. А этот еще один не самый благоприятный фактор, который обязательно даст знать о себе во взрослой жизни.

3. Манипуляция ребенком посредством похвалы
Произнося в адрес ребенка фразы «отлично» или «молодец», мы стараемся подержать кроху. А ведь это самый настоящий «метод подкрепления» в действии. Суть данного метода в том, чтобы поощрять каждый положительный поступок объекта ласковым словом или лакомством. Таким способом достигается закрепление в сознании объекта правильности того или иного поведения.

И кажется, что плохого в методе подкрепления? Вот только поощряя и хваля ребенка за определенное поведение, мы не задумываемся, разумно ли это для самого ребенка. К примеру, правильно ли ругать ребенка за то, что он бегает по квартире, и разумно ли хвалить за то, что он тихо сидит в кресле? В большинстве своем мы ведь именно так поступаем. А для ребенка, у которого масса нерастраченной энергии, совершенно естественно бегать и прыгать весь день. В итоге он смиренно сидит на стуле и мучительно терпит, а все ради одобрения папы и мамы. Однако в голове у ребенка зреет непонимание – почему вполне безобидные и позитивные вещи вызывают неодобрение родителей, неужели они настолько плохие и вредные? Такие противоречия в сознании ребенка способны нанести вред психике.

4. Отсутствие радости за свои успехи
Часто доводится слышать, как родители спешат похвалить каждый поступок своего чада. Поднялся по лестнице – «Умница!», вылепил кулич – «Ах, какой молодец!». Однако это не самый правильный подход в воспитании, хотя некоторые психологи и уверяют общественность, что хваля ребенка как можно чаще, вы ориентируете его на успех. Хвалить ребенка нужно правильно, а нахваливая каждый шаг малыша, родители отнимают у него возможность самостоятельно радоваться своим успехам. Поступая так раз за разом, стоит ли удивляться тому, что ребенок, нарисовав красками пейзаж, не подбегает к вам с гордостью за себя и вопросом «Красиво я нарисовал?», а сразу интересуется «Я молодец?».

5. Снижение мотивации у ребенка
По словам психологов, если постоянно нахваливать личные качества малыша, в будущем, сталкиваясь с трудностями, он будет испытывать затруднения. Это доказывают исследования, проводимые учеными из США. Двум группам учеников предложили пройти тест. Одну группу малышей хвалили за ум, говоря: «Вы хорошо разбираетесь в задании», а других за усилия «Вы очень старались». После этого двум группам ребятишек предложили выбрать следующий тест, причем на выбор предложили два задания, одно более сложное, а другое – похожее на предыдущее. Оказалось, что дети, которые услышали в свой адрес хвалебные слова за свои усилия, выбрали сложнейший тест, тогда как те малыши, которых подбадривали, отмечая их ум, выбирали более легкое задание.

Как можно заметить, хвалить ребенка еще нужно уметь. Но как делать это правильно? Возьмите на заметку следующие советы психологов.

1. Хвалите детей за конкретные действия
Отмечать успехи ребенка нужно таким образом, чтобы кроха понимал, что хорошего он сделал и чем именно это хорошо. Например, рассматривая рисунок малыша, обращайте внимание на само изображение «У тебя получилось красивое солнышко!», «Птичка выглядит как настоящая!». Напротив, старайтесь не употреблять фраз вроде «Ты настоящий художник!», «Какой же ты молодец!». Помните, даже малыша нужно хвалить адекватно, по ситуации, обращая внимание на его поступок, а не на личность. В дополнение можно дать понять, что малыш выполнил трудную задачу, сказав: «Нарисовать такой за мок очень непросто!».

2. Всегда подкрепляйте похвалу невербальными элементами
Чтобы кроха чувствовал искренность ваших слов и видел, что вы радуетесь его победам, а не просто произносите стандартный набор фраз, чтобы малыш «отвязался», подкрепляйте свои слова улыбками, объятьями и поцелуями. Вообще же психологи рекомендуют обнимать и целовать свое чадо не менее четырех раз в день.

3. Не сравнивайте малыша с другими детьми
Это весьма распространенная привычка, от которой следует как можно быстрее избавляться. Родителям следует понять, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, постоянно акцентируя внимание на вещах, которые он сделал лучше Коли, Саши или Даши. Таким способом вы развиваете у ребенка чувство превосходства. Если это чувство держится лишь на родительской похвале, в будущем такому человеку будет очень больно осознавать, что он ничем не лучше условного Саши или Коли.



Публикации по теме