О графологии. Графология: психология почерка

Графология - это область науки, которая изучает индивидуальные проявления автора в его почерке . Основным методом исследования почерка в графологии является графологический анализ, в процессе которого эксперт-графолог тщательно изучает представленный графический материал по определенным критериям.

Графология, пожалуй, одна из самых спорных областей психологии, несмотря на то, что изучения психологических особенностей почерка личности началось еще в эпоху древней Греции и продолжает до сих пор. В течение достаточно долгого времени графологический анализ сравнивали с лженаукой, искусством или гаданием. В современном мире графология доказала свою жизнеспособность. За рубежом анализ почерка уже несколько десятилетий применяется в качестве анализа профессиональных характеристик соискателей при приеме на работу, криминалистике, психотерапии, судебной экспертизе. Кроме того, в Израиле действует Институт Графоанализа под руководством опытного графолога Инессы Гольдберг, которая ежегодно выпускает профессиональных экспертов графологического анализа. В России на данный момент графология все чаще применяется в качестве метода психодиагностики.

Графология, определение которой так просто, нашла применение в таких областях:

  • Рекрутинг . Нередко работодатели тратят гораздо меньше времени на подбор кандидатов, и все благодаря анализу почерка, который может рассказать о многом лучше, чем сам кандидат.
  • Профориентация . По вашему почерку также можно понять, какими навыками вы владеете и что вам интересно, что благоприятно влияет на определение профессиональной направленности.
  • Переговоры . С помощью графологии можно определить, как человек поведет себя на переговорах.
  • Генеалогия . С помощью анализа почерка некоторых исторических личностей можно понять, почему они поступали именно так, а не иначе.
  • Судебно-медицинская экспертиза . Благодаря графологии можно определить, подлинная подпись, или нет.
  • Безопасность . По почерку можно понять, насколько человек честен.
  • Совместимость . Проанализировав почерки нескольких человек, можно предположить, насколько люди совместимы друг с другом.

Примеры графологического анализа

Ни один человек в мире не умеет писать, будучи новорожденным ребенком. Этот навык формируется у него в процессе личностного и индивидуального становления. Вначале, когда ребенок только учится писать, ему свойственно старательно выводить каждую букву. В процессе взросления, скорость письма увеличивается, меняется форма букв и общий характер почерка. Поэтому найти две абсолютно идентичных подписи или почерка крайне сложно. Как утверждают эксперты-графологи, на характер письма влияет не только подсознание, но и окружение человека, его физическое и эмоциональное состояние и даже душевные болезни. Поэтому каждый штрих почерка человека несет в себе индивидуальные черты и может рассказать о характере владельца, его привычках, особенностях нервной системы или поведении.

При рассмотрении некоторых особенностей почерка всемирно известной актрисы Голливуда Мэрилин Монро в подростковом возрасте, первое, что бросается в глаза - размер букв. Они выглядят мелкими, «сдержанными», это может свидетельствовать о хладнокровии, расчетливости, стремлении контролировать и подавлять в себе эмоции. Острые углы и сильный наклон подчеркивают самообладание и агрессивное поведение.

Если проанализировать почерк этой актрисы на пике карьеры, то можно заметить что в почерке появляются «демонстративные» элементы-завитки, длинные петли. Это свидетельствует о стремлении выделить себя, самодовольстве. Однако нельзя сказать о том, что почерк Мэрилин выглядит гармоничным. Сжатые буквы и нарочито увеличенные элементы говорят о сомнениях и подсознательных страхах.

Если посмотреть образец, который принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, то можно легко заметить, что в подписи ярко выражены заглавные буквы, что свидетельствует о самостоятельности, уверенности, независимости в мышлении. Большой конечный штрих последней буквы в подписи может говорить об упрямстве. В письме прослеживаются элементы, указывающие на образность представлений, а также к аналогиям и сравнениям. Стилизованные буквы подчеркивают богатую образами память и придание большого значения внешним проявлениям жизни.

Разумеется, проведение полноценного графологического анализа нужно доверить опытному и профессиональному эксперту. Однако такой метод психодиагностики набирает обороты и имеет будущее.

Графология - область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного.

Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности.

Например, мужской почерк , по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный - оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный.

Женский почерк : тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его. Например, «острые углы», как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что, зачастую, находит свое отражение в написании букв: но если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов, потому что знаем об этой ассоциации.

Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от «энергетического блоке» мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в соответствующем типе высшей нервной деятельности человека.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в оценочных центрах США при подборе новых работников используется графологическая экспертиза анкет претендента по 238 признакам, с помощью которого могут быть описаны: расположение текста, направление и наклон букв, их величина и форма, ритм письма и т. д.

Основные признаки почерка, которые анализирует графологическая экспертиза :

  • Размер букв: (очень маленькие, маленькие, средние, крупные).
  • Наклон букв: (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо).
  • Направление почерка: (строчки ползут вверх, строчки прямые, строчки ползут вниз).
  • Размашистость и сила нажима: (легкая, средняя, сильная, очень сильная).
  • Характер написания слов: (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль).
  • Общая оценка: (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).

В США широко распространены специальные графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личностных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку. Графологическая экспертиза является для компаний и правительственных учреждений более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты.

Как показали исследования многих зарубежных и отечественных графологов, между графологическими и морфологическими оценками индивида существует высокий коэффициент корреляции, особенно в оценке соотношения личности с социальной средой, которые являются чрезвычайно важными компонентами общего поведения человека. Почерк сильно коррелирует с общим типом телосложения человека. Это делает графологию и графологическую экспертизу значимой для отбора кадров. Можно сказать следующее:

- почерк пикника характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой одно слитное, плавное целое, состоящее из одной-двух сложных кривых линий, буквы равномерны по величине, форме и наклону, закруглены. Общее впечатление легкости, непринужденности, плавности письма, отсутствие микрографии. Отмечается сходство почерков пикников между собой;

- почерк астеника характеризуется одним или несколькими из следующих свойств:

1) разделенность слова на несколько частей, на буквы или части букв, между собой не соединенные;

2) если буквы соединены, то причудливо, неравномерно;

3) отдельные буквы неравномерны, неправильны по вели- чине, форме, наклону, не закруглены, заострены;

А вы знали, что по почерку можно прочитать человека как открытую книгу? Ваш характер, темперамент, состояние в момент написания и много другое можно узнать, лишь взглянув на ваши рукописи. Впечатляет, не правда ли? Эти знания открыты для каждого, и изучает их графология.

Что такое графология?

Графология - область знания, которая изучает почерк и его устойчивую связь с характером человека. Все дело в том, что характеристики вашего почерка и подписи содержат очень ценную информацию о вас, и прогресс дошел даже до того, что по почерку можно определить телосложение человека. Так что не удивляйтесь, если графолог расскажет вам то, чего вы о себе не знали, и поверьте, что он прав.

Графология, определение которой так просто, нашла применение в таких областях:

  • Рекрутинг. Нередко работодатели тратят гораздо меньше времени на подбор кандидатов, и все благодаря анализу почерка, который может рассказать о многом лучше, чем сам кандидат.
  • Профориентация. По вашему почерку также можно понять, какими навыками вы владеете и что вам интересно, что благоприятно влияет на определение профессиональной направленности.
  • Переговоры. С помощью графологии можно определить, как человек поведет себя на переговорах.
  • Генеалогия. С помощью анализа почерка некоторых исторических личностей можно понять, почему они поступали именно так, а не иначе.
  • Благодаря графологии можно определить, подлинная подпись, или нет.
  • Безопасность. По почерку можно понять, насколько человек честен.
  • Совместимость. Проанализировав почерки нескольких человек, можно предположить, насколько люди совместимы друг с другом.

Значение почерка в психологии

В который раз человечество убеждается, что психология - великая сила. Наверное, только благодаря психологам этот мир еще не сошел с ума и держится на плаву. На секундочку представьте, что бы было, если бы каждый человек остался наедине со своими проблемами?

Результаты некоторых исследований показывают, что почерк напрямую зависит от психических способностей человека. По мнению большинства психологов, именно в почерке человека его психическая сущность проявляется больше, чем в какой-либо другой его активности. Именно поэтому графология является незаменимой частью психологии.

Графология, значение которой достаточно велико в психологии, может даже помочь человеку измениться. И этот процесс изменения называется графотерапией.

Графотерапия

Графотерапия основывается на вычислении всех недостатков, вредных привычек и некоторых черт характера, от которых человек хочет избавиться. Предупрежден - значит вооружен, не так ли? Гораздо легче избавиться от недостатков, когда знаешь, от чего именно нужно избавляться. Графологи следят за изменениями человека до последнего, ведь часто бывает так, что после избавления от одной черты характера проявляется другая, еще худшая, чем предыдущая.

Каждое изменение нашего характера тут же отражается на нашем почерке, поэтому не удивляйтесь тому, что за всю жизнь он поменяется не один раз, и даже не два.

Графологическая экспертиза

Итак, что такое графология и графотерапия, мы уже узнали, давайте теперь рассмотрим главное оружие этого учения - графологическую экспертизу.

Графологическая экспертиза - процедура, во время которой графологи разбирают ваш почерк по определенным признакам. Перечислим их ниже.

Основные признаки нашего почерка

Каждый почерк уникален, но графологам все же удалось увидеть в множестве рукописей некоторые общие признаки, по которым они и определяют характер человека.

Начнем с того, что графология почерк мужской и почерк женский рассматривает отдельно, и у каждого есть своя характеристика:

  • Женский почерк. Женщина обладает чистым, единообразным почерком, чаще всего тщательным, точным, с близко стоящими буквами. В женском почерке преобладают маленькие линии со слабым нажимом. Почти всегда это округленный почерк с наклоном назад.
  • Мужской почерк. Мужчины отличаются беззаботным, неробким и неравномерным почерком, с широкими буквами и широкими линиями, твердым и сильным нажимом. Чаще встречается наклон вперед.

Однако это не главные критерии, по которым определяют и его характер. Вот основные признаки почерка, которые рассматривает графологическая экспертиза:


Что такое "Графология"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Графология изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее "подписью", как голос или выражение лица. История. Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881). Мишон собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами. Знаменитый ученик Мишона Крепье-Жамен отказался от учения о "фиксированных знаках" с однозначными неизменными корреляциями в пользу более гибкой системы "преобладающих особенностей". В начале 20 в. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, "почерк руки" оказался на самом деле "почерком мозга". К сходному заключению пришел Георг Мейер, психиатр, утверждавший, что "сила" почерка определяется психомоторной энергией. Другие графологи этого периода - швейцарский врач и писатель Макс Пулвер, связавший анализ почерка с символизмом бессознательного, и психолог и философ Людвиг Клагес, ставший ведущим авторитетом в этой области. На протяжении 20 в. графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов. В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 Гордон Олпорт и Филип Вернон в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 Теа Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими "напряжением и расслаблением". Применение в психологии. Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки над i. Изучение этих характеристик - "чистая графология", вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Элементы, свойственные индивидуальному почерку, - пространственные, конструктивные, некоторые двигательные тенденции, - сильно разнятся. Их очертания определяются сознательным или бессознательным выбором пишущего. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие тенденции и их взаимодействие. Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции "думать о главном". Другие отличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на "главное" вовне, на внешние события, внутрь, на самого пишущего, или же носит смешанный характер, и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет. Графологические методы имеют несомненные ограничения. Ни один специалист не способен с уверенностью определить пол или возраст пишущего. Такие характеристики интеллекта, как коэффициент умственного развития, по почерку определить трудно. Развитие почерка, подобно развитию языка, может быть приостановлено жизненными обстоятельствами. Основными областями применения графология являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Графолог может быть назван "консультантом по почерку", но обозначение "эксперт по почерку" обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица. ЛИТЕРАТУРА Маяцкий В. Графология. М., 1990 Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку). Киев, 1992

Графология - ГРАФОЛОГИЯ, Ци, ж. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека... Толковый словарь Ожегова

Графология - искусство узнавать характер, темперамент, настроение человека по его почерку. В XVII в. о Г. писал... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Графология - (от Графо... и...Логия) учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в н... Большая Советская энциклопедия

Графология - ГРАФОЛОГИЯ, графологии, мн. нет, ж. (от греч. grapho - пишу и logos - учение) (спец.). Способ опреде... Толковый словарь Ушакова

Графология - ж. 1. Исследование почерка с точки зрения отражения в нем свойств характера, способностей и психиче... Толковый словарь Ефремовой

Графология - ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и...логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в... Современная энциклопедия

Графология - ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и...логия) - учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся...

Графология

(от греч. grapho - пишу, lуgos - учение) - учение о почерке как разновидности выразительных движений , отражающих психологические свойства и пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности (, Теофраст и др.). Термин «Г.» введен в литературу во второй половине XIX в. аббатом Мишо (Франция). Предположение о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило убедительного научного подтверждения; не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и якобы соответствующими им чертами характера , особенностями биографии. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности исполнителя текста. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии . Имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью, в силу чего изучение почерка может иметь диагностическое значение в клинике. В криминалистике почерк изучается с целью выявления признаков, позволяющих решать идентификационные задачи, т. е. путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю (судебное почерковедение).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Графология

Учение о почерке как разновидности движений выразительных, отражающих психологические свойства и состояния психические субъекта. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности ( , Теофраст и пр.). Предположение о возможности диагностики по почерку сложных происхождением и структурой свойств личности не получило убедительного научного подтверждения; не привели к успеху и попытки найти однозначные связи между графическими признаками письма и приписываемыми им чертами характера и особенностями биографии. Особенно достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоих типологических свойств деятельности нервной высшей. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по психологии дифференциальной и психофизиологии. Имеются данные, что при некоих заболеваниях психических почерк обретает специфические признаки. Например, почерк шизофреников часто отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью, отчего изучение почерка может иметь диагностическое значение, В криминалистике почерк изучается для выявления признаков, позволяющих путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному лицу (почерковедение судебное).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Графология

   ГРАФОЛОГИЯ (с. 165) - наука о проявлении индивидуально-психологических качеств человека в особенностях его почерка.

Каждому понятно выражение «знакомый почерк». Если мы имели возможность ознакомиться с почерком какого-то человека, то, получив от него записку, можем с первого взгляда установить ее авторство. Или наоборот, даже несмотря на подпись, усомнимся в авторстве, если форма букв или строк отличается от той, что мы видели прежде. То есть почерк - это своеобразная индивидуальная характеристика, отличающая одного человека от другого.

Но если это так, то не существует ли связи этой индивидуальной характеристики с иными особенностями человека, его психологическими качествами? Попытки ответить на этот вопрос предпринимались еще в XVH в. Ранее эта проблема просто не ставилась вследствие почти поголовной неграмотности. Однако с распространением грамотности особенности индивидуального почерка стали привлекать все больше внимания. Так, Гете в своем письме Лафатеру от 3 апреля 1820 г. писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем приходится соприкасаться».

В середине XX в. французским аббатом Мишоном была разработана специальная наука - графология, призванная выявить связь между почерком и личностью. На эту тему было написано немало книг, выходили специальные графологические журналы, было основано графологическое общество. Благодаря стараниям последователя аббата Мишона графологические идеи распространились далеко за пределами Франции. Проблема почерка занимала таких видных психологов, какЧезареЛомброзо (Италия), Вильгельм Прейер (Германия) и др. В нашей стране наиболее известна работа Д. М.Зуева-Инсарова «Почерк и личность», увидевшая свет в 1929 г. свидетельствует Она была неоднократно переиздана уже в наши дни, что о неослабевающем интересе к этой давней проблеме.

На чем основываются взгляды графологов? Известный специалист в этой области профессор Г.Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, концентрирующихся через движения.

   «Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения. Если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, также и упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма» .

Приведем несколько примеров выявленных графологами закономерностей. Обращает на себя внимание, что все они построены посредством прямой ассоциации. Например, считается, что мелкий убористый почерк с небольшим расстоянием между буквами выдает человека экономного, даже скупого, не склонного в самом широком смысле к размаху и расточительности. Подобная особенность привлекла внимание еще Светония, составителя жизнеописаний римских императоров. Он, характеризуя скупость императора Августа, говорит, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками».

Крупный и размашистый почерк, наоборот, свидетельствуете широте натуры, склонности к размаху (в самом широком смысле), некоторой демонстративности поведения. Стремление занять на бумаге как можно больше места прямо трактуется как аналогичная тенденция во всем поведении человека. Особое внимание обращается на крупные заглавные буквы как наиболее явный показатель стремления к самоутверждению.

Подобным образом оцениваются разнообразные особенности почерка - наклон, нажим, высота и ширина букв, конфигурация слов, форма соединений и т.д.

Насколько обоснованны графологические заключения? Известный эксперт в области криминологии и судебной медицины С.Оттоленги писал: «Никто больше нас не убежден в научном обосновании графологии, что было бесспорно подтверждено известными опытами Рише и Геринкура и последующими Бине».

Остановимся лишь на последнем примере. Альфред Бине, известный французский психолог, не был графологом, а прославился преимущественно своими работами в области создания психологических тестов. Разработанный им в 1905 г. совместно с Т.Симоном метод количественной оценки умственных способностей (известная шкала Бине-Симона) в его усовершенствованном варианте (шкала Стэнфорд-Бине - модификация профессора Стэнфордского университета Л.Термена) по сей день является одним из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Но Бине действительно предпринял в свое время попытку сопоставить результаты собственного теста с данными графологов. Поскольку надежность теста Бине не вызывала сомнений, совпадение результатов должно было послужить весомым аргументом в пользу графологической теории. И такое совпадение было установлено.

Сначала группе испытуемых были предъявлены задачи теста Бине, и по результатам решения было сделано заключение об уровне их умственных способностей. Затем было дано еще одно задание. Испытуемым предлагалось сочинить и написать от руки любой текст, который затем анализировали графологи. Заключение по результатам графологической экспертизы практически совпало сданными психологического теста.

По прошествии многих лет, уже в наши дни, возникла идея объективно проверить этот впечатляющий результат. В качестве оценивающих на этот раз выступили вовсе не эксперты, а обычные люди, которых просили сделать заключение об уровне способностей автора того или иного текста. Однако на сей раз тексты, полученные в давнем опыте Бине, были предъявлены не в рукописном, а в отпечатанном варианте. К удивлению исследователей, оценки оказались довольно точными, почти совпадающими с баллами психологических тестов. А ведь «судьи» выносили свое заключение, исходя из единственно возможного критерия - содержания текста. По всей вероятности, и графологи, даже не отдавая себе в том отчета, учитывали этот критерий и опирались не столько на особенности написания букв, сколько на интеллектуальную значимость написанного. Таким образом, была поколеблена вера в возможности чисто графологической экспертизы.

Так неужели за индивидуальными особенностями почерка не скрывается никакое психологическое содержание?

Совершенно справедливым является наблюдение, согласно которому почерк заметно изменяется под влиянием перемен в душевном состоянии. Поэтому специалисты довольно точно могут определить, в каком состоянии выполнена та или иная рукопись. Однако делать вывод о том, что такое состояние является доминирующим в душевной жизни данного человека, было бы неоправданно.

Несомненно, что для каждого человека характерно индивидуальное своеобразие начертания букв и слов. По ряду признаков специалисты (в частности, в области криминологической экспертизы) могут установить, написан ли некоторый неавторизованный текст именно тем человеком, чей образец почерка им известен.

Задача графологии - определение того, как отражаются на почерке определенные психические особенности. В предисловии к уже упоминавшейся книге Зуева-Инсарова профессор Н.Иванцов указывал: «Сделать это возможно только путем критической обработки весьма большого конкретного материала, и в этом отношении сделано еще пока очень мало. Между тем только на этой основе могут строиться обратные заключения, на какие особенности характера указывают данные особенности почерка; задача тем более трудная, что одна и та же особенность почерка может быть следствием различных особенностей характера, подобно тому как высокая температура куска проволоки может быть результатом нагревания ее на огне или на солнце, пропускания электрических токов, повторных ударов и пр.».

Независимые исследования позволяют заключить, что графологические оценки личности не могут быть признаны безусловно достоверными и объективно научными. Хотя сегодня графология находит широкое практическое распространение в некоторых странах (например, во Франции и в Израиле), наука все еще не располагает убедительными доказательствами четкого соотношения почерка и личности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "графология" в других словарях:

    графология - графология … Орфографический словарь-справочник

    ГРАФОЛОГИЯ - [Словарь иностранных слов русского языка

    ГРАФОЛОГИЯ - (от греч. graphe – почерк и logos – учение) – почерковедение, наука о почерке как выражении характера, личности. Предназначенная сначала для чисто практических надобностей, судебных целей, (т. н. письменная экспертиза), графология была развита в… … Философская энциклопедия

    ГРАФОЛОГИЯ - (от греч. grapho пишу и logos учение), научное изучение почерка у здоровых и б ных. Г., или «хирограммато мантия» (что в переводе с греч. означает «предсказание по рукописи») возникла как искусство определять характер и… … Большая медицинская энциклопедия



Публикации по теме