Педагогика в семье. Этапы, стадии семейной жизни

admin

Сколько продлится экономический кризис? Люди интересуются причинами и способами выхода из него, переживая о своем качестве жизни. Но отчего-то не учатся разбираться в психологии . Хотя понимание закономерностей жизненного цикла семьи важнее материальных моментов.

Любая семья, как социальная система, тоже переживает этапы, а переходы между ними - как раз и являются кризисами. Из которых выходят как с потерями, так и с победами.

Этапы семейной жизни и кризисы

Семья, как организм, переживает циклы: рождение, становление, развитие. Распад семьи может произойти на любом этапе, но наиболее вероятен при трансформации внутрисемейных отношений, к которым члены «социальной ячейки» не готовы приспособиться.

Жизненный цикл семьи - история семейных событий и отношений. Этапы - совокупность значимых эпизодов. Еще в 1948 г. о 24-х периодах развития семейных отношений говорили психологи Э. Дюваль и Р. Хил. Впоследствии циклы были сокращены до семи важных ступеней. Что необходимо знать о закономерных переломах в жизни семьи?

Первый кризис — молодая семья

Первый кризис поджидает молодую семью. Недаром год со дня бракосочетания называется в народе «Ситцевой свадьбой», что подразумевает непрочность и яркую разнообразность отношений супругов. Несходство характеров, привычек, устоев создают калейдоскоп из счастливых моментов и «притирочных» ссор. Такие же явления проходят и в гражданских семьях. Иногда этот цикл растягивается до пяти лет.
Чего будет больше, то и определит каким же будет выход из первого кризисного периода. Переговоры и соглашения - вот главное оружие на этапе формирующейся семьи, чтобы чтобы . Если удастся находить компромиссы, научиться сглаживать противоречия, вовремя останавливаться, когда начинает говорить гнев, а не рассудок, помогать друг другу, а не инфантильно перекладывать обязанности, то семейная жизнь перейдет в новое качество.

Появление первого ребенка

Тяжелым переломным моментом считается появление первого ребенка. Когда из бездетной пары семья переходит в статус полной семьи, концентрация друг на друге разрывается. А выстраивание отношений, в которых появился новый участник, требует мудрости, терпения с обеих сторон. Для этого важно, чтобы эмоциональная привязанность супругов переросла в дружбу. Иначе каждый замкнется на своих проблемах и претензиях.
Иногда женщина считает, что недостаток любви от супруга она получит от своего малыша. Но, столкнувшись с обязанностями матери, впадает в депрессию, понимая, что «отдавать» приходится опять больше. Поэтому к рождению ребенка следует подходить взвешенно и вместе подготавливаться к новому этапу в семье.

Женщина проходит колоссальные нагрузки: физические, гормональные, психологические. Мужчина тоже , но его задача - понять состояние супруги и не противопоставлять свои функции «добытчика» родительским. В конце концов, отец - это тоже родитель. На этом жизненном этапе важна способность к взаимопомощи.

Если до рождения младенца существовали противоречия, они обостряются. Поэтому не надо думать, что новорожденный вдохнет жизнь в разладившиеся отношения, хотя и такое изредка случается. Но чаще, поставленные «на паузу» проблемы, снова дадут о себе знать в очередной кризисный период.

Кризис 3х лет

Который наступает по достижению ребенком трех лет. На этапе семьи с дошкольниками 3-6 лет, мамы выходят из декрета на работу. Кроме домашних обязанностей, появляются профессиональные. Возникают новые нагрузки на обоих супругов. Ощущение, что личной жизни просто нет, приводит к депрессиям и нервозности.

Малыш акклиматизируется в детском саду. Введение в семью няни или бабушек тоже влечет за собой ряд вопросов: проблема единства требований к поведению ребенка, подготовка к школе, дошкольное развитие.

Перестроить образ жизни в этом цикле, не поддаваясь естественному стрессу - задача непростая, но выполнимая. Если отдавать себе отчет, что станет легче, когда все «станет на рельсы». Контролировать отрицательные эмоции, вести диалоги и стремится к гармонии. Дружба должна трансформироваться в уважение и полное принятие партнера со всеми недостаткам

Кризис пар с детьми 6-12 лет

Семейная пара с детьми 6-12 лет, посещающими школу - семья среднего возраста, впервые осознает, что первенец их рано или поздно покинет. И супруги по-разному относятся к перспективе остаться наедине друг с другом.

На этом жизненном этапе кризисные стадии членов семьи пересекаются: появление второго ребенка, потеря работы или переход на другое место, кризис среднего возраста у мужчин, болезни старшего поколения.

Увеличение трат добавляет элементы финансового кризиса в семье, что способствует разбалансировке системы отношений.

Еще один повод для кризиса - продукт совместного «взращивания» находится на обозрении и ошибки родителей становятся явными. Проверка эффективности воспитания вскрывает внутрисемейные противоречия и конфликты для посторонних.

Совмещение карьеры и воспитания не всегда удается гармонизировать. Перекосы влияют на душевное состояние всех членов семьи прямо или косвенно.

В идеале - на этом этапе полного познания друг друга приходит истинная любовь к партнеру. Но если не доработаны отношения в предыдущих жизненных циклах, взаимные претензии не дают выступать «единым фронтом» против проблем. И чаще всего, по психологической атмосфере семья среднего возраста - самый тревожный и неспокойный этап из всего жизненного цикла. Потому что наступает «пресыщение» друг другом, и возникает жажда новых ощущений и эмоций.

Кризис подростков

Когда старший ребенок дорастает до , у большинства родителей начинается . Этап семейной жизни со старшими детьми-подростками кризисный из-за достижения детьми половой зрелости и связанных с этим процессом вызовов. А также с происходящими физиологическими и психологическими изменениями самой супружеской пары. Переоценка жизненного опыта открывает глаза на упущенные возможности. Собственные неудачи вымещаются на партнере. Мужчины могут искать на стороне подтверждение своей мужественности и состоятельности.

Поддержание иерархии в семье возможно, если выстроена гибкая система правил и налажено внутрисемейное общение.

Дети уходят из отчего дома

Этап, когда дети покидают отчий кров, заставляет супругов оценить свои отношения без детей. Меняется характер взаимоотношений с детьми, стремящимися к независимости. Пересмотр распорядка жизни, изменение привычек и ритма вызывает напряжение. В особенности это касается неработающих женщин, у которых подрываются представления о своей значимости, если материнство было основной деятельностью и самовыражением. Только способность заполнить пустоту другими занятиями поможет пережить кризис на этом этапе.

Этап «опустевшего гнезда»

Этап «опустевшего гнезда». 50% пар разводятся, когда приходит понимание, что больше ничего не связывает друг с другом. Возрастное ухудшение здоровья, выход на пенсию, близкая вызывают кризисные переживания. Пережить их могут общие интересы супругов. Жить жизнью повзрослевших детей не стоит. Ведь, наконец, можно посвятить все время друг другу.


Потеря одного партнера - следующий кризис этого же жизненного цикла. Выходом будет постройка новых отношений с семьями взрослых детей, внуками. Сосредоточение на дальнейшей работе или . Возможно и создание новой семьи.

Дополнительные причины семейных кризисов:

Измены.
Изменение уровня доходов. Причем даже если они растут.
Серьезные и длительные болезни.
Изменение состава семьи: смерть одного из членов, приезд родителей.
Смены в образе жизни, резкие перемены, переезды.
Форс-мажоры: военные действия, политические разногласия.

При осознании супругами стадийности развития семейных отношений, появляется понимание, что чувства не проходят, а приобретают обновленную форму. Каждый цикл имеет свое значение. Ни одни крепкие отношения невозможны без кризисов. Проходя их, человек становится зрелым, духовно растет и закаляется.

Антикризисное управление заключается в том, чтобы меняться для соответствия роли в новых обстоятельствах и помогать принять эти изменения партнеру. Выходить из семейного кризиса на новый уровень взаимопомощи и взаимопонимания установлением отношений, соответствующих ситуации. Если же меняться партнеры не желают, то отчужденность нарастает с каждым напряжением и неминуемо приведет к распаду семьи.

Признаки кризиса в семье

Не каждая ссора - это кризис. Конкуренция, гнев, раздражение и и во вполне благополучном периоде. И не всегда кризисные моменты проявляются ссорами. Сколько жизненных историй, в которых внешне спокойная семейная пара тихо и почти мирно расходилась.

Кроме скандалов и взаимного недовольства, существуют другие признаки кризиса в семье:

Отсутствие взаимопонимания и общего мнения по любым жизненным вопросам.
Сведение на нет интимной жизни.
Супруги не стараются понравиться друг другу.
Все вопросы, касающиеся детей, .
Партнеры раздражаются по любому поводу.
Один из супругов постоянно уступает мнению другого. Из-за этого .
«Семейная психопатия» - когда нет сопереживания и понимания чувств другого.
Пропадает желания делиться своими переживаниями, радостями и проблемами.
Муж и жена не общаются и проводят время на работе или вне семьи.

Главное, вовремя понять, что разлад - составляющая нового этапа супружеских отношений.

Как справится с семейным кризисом

Если возникло осознание, что ваша пара переживает кризис, это половина успеха в удачном выходе из него. Как справится с семейным кризисом и вывести отношения на другой уровень?

Общайтесь. Проговаривайте по очереди все проблемы и взаимные претензии.
Озвучьте общие правила, распределите обязанности.
Приходите к компромиссу, т. е. к такому результату, который устроит всех.
Умейте извиняться, если понимаете, что ошиблись. . Если не готовы, то вместо игнорирования, объясните свое состояние, перенесите разговор.
Не критикуйте партнера при свидетелях.
В высказывании претензий обходитесь без оскорблений и обобщений.
Не провоцируйте партнера. Если он уже находится в , помогите ему.
Не совершайте необдуманных поступков. Обойдитесь без поспешных решений.
Посмотрите на партнера новыми глазами, найдите новые точки соприкосновения.
Обратитесь к психологу.

Только при сотрудничестве супругов, взаимном желании сохранить отношения и перевести их в другое качество, выходят из кризисов обновленными и сплоченными. Не сдавайтесь, работайте над собой, делайте все возможное в каждом жизненном цикле, чтобы сохранить . Чтобы быть победителями, а не побежденными.

26 февраля 2014

Становление личности человека

Как ты уже знаешь, социальная сущность человека, его личность формируется в процессе социализации, то есть вхождения в состав общества на правах полноправного члена. При этом у человека безусловно сохраняются его индивидуальные черты, влияющие на его личностное развитие.

Сам процесс формирования личности начинается ещё в детском возрасте и состоит из трёх основных фаз, или стадий, этапов.

Ещё в младенческом возрасте, при непосредственном общении со взрослыми, ребёнок начинает делать первые шаги в своём личностном развитии.

Постепенно он усваивает те нормы и правила, которые действуют в группе, в которой он находится. Он начинает подражать членам этой группы, овладевая формами деятельности, характерными для них. Ребёнок приспосабливается к новым для него людям, условиям и обстоятельствам. Так проходит первый этап становления личности - адаптация.

Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление) - это процесс психологической включаемости индивида в систему социально-деятельностных отношений.

Индивид стремится в некоторой степени становиться таким же, как и все остальные люди.

С возрастом, постепенно осознавая свою индивидуальность, подросток пытается найти возможность проявить её в ходе взаимодействия с другими людьми. В этот период его перестаёт устраивать то, что он «как все», и он активно стремится к персонализации, то есть к выделению себя среди остальных. Для индивида в этом состоянии крайне важно, чтобы общество заметило, оценило и признало именно его индивидуальность, непохожесть на остальных. Это второй этап развития личности - индивидуализация.

Индивидуализация (от лат. individuum - неделимое) - это процесс выделения человека из общества как относительно самостоятельного субъекта.

Третий этап - самый длительный и охватывает большую часть жизни человека. Он определяет не только развитие индивида, но и развитие того общества, в котором он находится. Человек развивается и совершенствуется как личность, согласовывая свою индивидуальность с запросами общества, и проявляет её на пользу обществу. Этот этап называется интеграцией.

Интеграция (от лат. integratio - восстановление, восполнение) - процесс упрочения имеющихся и создание новых связей человека с социумом, обеспечивающий его включённость в основные сферы жизнедеятельности.

Все эти этапы или фазы становления личности человека очень важны для его успешной жизнедеятельности в обществе. К сожалению, иногда успешное и своевременное прохождение этих фаз бывает осложнено. В этом случае между человеком и обществом может возникнуть недопонимание или даже конфликт. Это называется дезинтеграцией.

Дезинтеграция (от лат. de(s) - отмена, устранение \(+\) integratio - восстановление) - нарушение единства или слаженности взаимодействия человека и общества.

В этом случае человек либо не воспринимается обществом, либо же сам старается изолироваться от людей, свести контакты с ними к минимуму. Формирование его личности приостанавливается или даже поворачивается вспять. В этом случае можно говорить о его деградации.

Деградация (от лат. degradatio - снижение) - обратное развитие личности, ослабление активности человека, его работоспособности и психической уравновешенности.

Иными словами, личность человека претерпевает весьма печальные изменения: пропадают его умения, понижается умственная работоспособность, уходят светлые, позитивные чувства.

Агенты социализации

Сам процесс социализации, о котором ты уже знаешь, невозможен без деятельности самого человека. Однако и без ответной деятельности общества он тоже не состоится. На становление личности человека влияет очень много факторов. Эти факторы называются агентами социализации.

Агенты социализации - это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении.


Фазы развития семьи

Как любой системный организм, семья переживает определенные фазы развития. Это фаза ухаживания, когда молодые еще не поженились, это фаза проживания без детей, которая может растянуться от первого года жизни до более длительных периодов, это фаза экспансии, когда рождаются дети и семья становится на ноги, это фаза зрелого развития, когда дети взрослеют, родители достигают среднего возраста своей жизни, это фаза ухода одного из детей, как правило, старшего из семьи, он может уходить учиться, жениться, выходить за муж, в армию.

В эти периоды семья переживает трансформацию. Сложный очень период, когда все дети оставляют родительское гнездо. Это наиболее сложный кризис для семьи – пустое гнездо. И последняя фаза, когда кто-то из родителей умирает, и остается один, и ему надо научиться жить в новой ситуации.

Каждая фаза развития функционирует по своим определенным правилам. Эти правила могут приниматься осознанно и согласованно с друг другом, либо они могут функционировать стихийно. Каждый переход на новую фазу требует пересмотра правил взаимодействия, правил функционирования семьи. Когда правила устаревают, то есть правила остаются прежними, а семья переходит на новую фазу развития, происходит кризис отношений.

Семья как бы тащит неразрешенные вопросы из предыдущего этапа своей жизни в следующий. И любой кризис порождает конфликт. Отсюда возникает конфликт. Для психолога конфликт – это симптом. Это тот симптом, с которым приходит человек проконсультироваться с семейным психологом, то есть он хочет понять, что делает не так, что происходит в его жизни или в жизни его семьи, которое нарушает это самое взаимодействие.

Период ухаживания

Я немножко пройдусь по различным фазам, по различным этапам развития. Период ухаживания – молодые люди встречаются, они нравятся друг другу, они задумывают объединиться в семью. Это так называемый период «конфетно-букетный», который обычно проходит гладко, потому что у каждого четко определены роли и четко определены намерения.

В этом периоде люди взаимодействуют в соответствии с некими социальными стереотипами. Стереотипы ожидания: девушка ожидает от мужчины замечательного мужа, помощника, защитника, человека, который ее будет обеспечивать материально, и делает максимально для того, чтобы ему понравиться и соответствовать тому облику, который мужчина рисует в своей голове – милая, красивая, обаятельная, ласковая, внимательная, хорошая подруга, понимающая, помогающая.

В этот период люди играют некую игру социальную. Их ожидание не соответствует их внутреннему содержанию. То есть если девушка выходит замуж, потому что ей пора, это не значит, что она правильно нашла себе партнера. Или если девушка выходит замуж с одним желанием родить ребенка, то смысл ее брака заканчивается на рождении этого ребенка. Если она хочет удовлетворить свои материальные потребности, то союз, следующий за этим, будет носить достаточно однобокий характер, который зависит от того, выполнено это ожидание девушки, либо оно не выполнено.

То же самое со стороны мужчины. Принесет ли эта женщина потомство, которое хочет этот мужчина, биологическая функция, будет ли эта женщина хорошей хозяйкой, сможет ли она принимать его таким, какой он является на самом деле. То есть в период ухаживания основное внимание уделяется, люди переживают период собственных ожиданий от будущего проживания вместе.

Первый год совместной жизни

И вот союз состоялся, люди объединяются в семью, люди женятся, и начинается первый год совместной жизни, который тоже является кризисным, потому что ожидания могут быть удовлетворены, а могут нет. Человек может оказаться другим в повседневной жизни. Появляется некое разочарование, появляется сопротивление двух личностей, которые объединены под одной крышей, и они стоят перед проблемой – научиться жить вместе.

Что значит научиться жить вместе? Это принять те самые правила, о которых я говорила раньше, – правила функционирования. Но взаимоотношения мужчины и женщины на первом этапе отягощены их родительскими семьями. Представьте себе, когда два человека с разных планет должны жить на одной, выбранной ими территории и при этом уметь договориться. Кто прав? Естественно, что девушка несет в семью те традиции, правила, уклады, которые приняты в ее семье. Но то же самое делает и молодой человек. И начинается спор: кто прав, как надо делать?

И вот здесь способ решения конфликта, прежде всего, заключается в том, что нужно выработать свои принципы, свои правила. Об этом нужно говорить открыто, о своих неудовольствиях, настроениях, неудовлетворенности, о рухнувших ожиданиях. И вот когда люди могут смело, спокойно это обсудить, они должны родить нечто третье, не следовать правилам одной из родительских семей, а они должны принять свои собственные, они должны очень тонко, очень умело дистанцироваться от родительских семей, сохранив с ними эмоциональные контакты, эмоциональные отношения. То есть смысл первого года семейной жизни – это выработка тех самых правил функционирования семьи.

Дети в жизни семьи

Многие семьи сейчас, особенно в современных условиях, принимают гражданский брак, то есть они учатся и вырабатывают те самые правила, еще не вступая в брачные узы. Что немножко сглаживает кризисную ситуацию первого года, то есть борьба за власть в семье происходит еще в рамках гражданского брака. Как правило, люди расписываются, то есть вступают в зарегистрированный брак, когда рождаются дети.

Этот период носит тоже достаточно сложностей, потому что правила, оговоренные на первом этапе, то есть как мы будем жить дальше, это включает и: когда мы будем заводить детей, кто будет ухаживать, как мы будем их растить, что мы будем от них требовать, какое участие будут принимать наши родители в выращивании ребенка, потому что при появлении ребенка родительские семьи объединяются. Появляются фигуры бабушек и дедушек. И они тоже являются активными участниками семьи. Соответственно, для того чтобы мягко был прожит этап жизни, когда рождаются дети, вот эти правила должны быть заложены в предварительном этапе, то есть надо договориться.

Что мы хотим? Когда женщина хочет стать матерью – закончив учебу, или она хочет сделать это сейчас? Что она хочет: решить сначала свою карьеру, выстроить, а потом стать матерью, либо она готова это сочетать, либо она готова пожертвовать своей карьерой в пользу материнства? Она должна принимать этот осознанный шаг, который должен поддерживаться ее спутником. И когда эта тема оговорена, тогда это снимает 80 % тех конфликтов, которые возникают в связи с рождением ребенка.

Очень сложный период, когда дети выросли. И вот та пара, которая вначале так красиво друг за другом ухаживала, прошла много этапов, много фаз, боль разочарований и оказалась друг напротив друга вдвоем. И им нужно снова научиться общаться, без детей, не через детей и помимо детей. Они должны найти общие интересы, которые их сближают, общие занятия, очень важно в определенный момент в семье, это когда уже 17-19 лет браку, научиться путешествовать, любить вместе рыбалку, любить вместе что-то делать.

Тогда эти люди смогут хорошо прожить свою семейную жизнь до той поры, пока кто-то один из них не уйдет, а кто-то уходит первым. И потеря мужа или жены является самой травмирующей потерей в семье. И тогда человек оставшийся должен правильно пройти эту потерю, не устраивать мавзолей любимого в доме, отпустить его и научиться жить самостоятельно.

Вот, пожалуй, все эти этапы, которые должна семья пройти, и если эти этапы проходят максимально правильно, безусловно, жизнь вносит свои коррективы, но если они проходят по тем самым правилам функционирования, то семья имеет право быть счастливой, радостной и исполнять все те функции семьи, которые необходимы людям. А функция – это, прежде всего, максимальная адаптация к социальным изменениям вовне. То есть семья – это те условия, которые дают возможность людям развиваться, растить детей, преодолевать сложности, справляться со сложностями извне. В этом смысл семьи.



СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Родительству стоит учиться!
Этой задаче служит родительское просвещение, направленное на:
- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры семьи;
- формирование и повышение экономической грамотности семьи;
- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
- формирование семейных традиций и ценностей.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей». Говоря о родитель­ском просвещении, речь идёт о формировании и развитии семейной культуры.

«Семейная культура включает в себя:
- сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
- приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность,
здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода».


Важнейшим условием качественного образования и воспитания является взаимодействие семьи и школы.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно.
Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и граж­данскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Поддержка семейного воспитания – один из приоритетов «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) – включает:
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
- содействие популяризации в информаци­онном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения».


Семья – одно из самых значимых явлений в истории человечества. Представляем подборку мыслей великих философов, учёных и педагогов, начиная с древнейших времён до современности. Она наглядно демонстрирует нам роль и место семьи и родителей и в культурном, и в эволюционном контекстах. Отрадно, что позиции мудрости столетий сохраняются и в стратегических документах российского образования.
В позициях мудрецов прошлого очень много общего, что ещё раз подтверждает истинность их позиций. Один из главных тезисов – огромное значение родительского примера, семейной культуры в воспитании ребёнка.
Итак, дорогие родители, мудрость 40 поколений…

Если любишь, то восхищаешься, гордишься, любуешься, волнуешься, переживаешь, заботишься, благодаришь, жертвуешь, огорчаешься, понимаешь, прощаешь, и снова, восхищаешься, гордишься... (Е. В. Бачева)

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со свои­ми родителями.

Фалес

(640/624-548/545 гг. до н. э.)


К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

Сократ

(470/469-399 гг. до н. э.)


Добродетель родителей – большое приданое
Гораций

(65 г. до н.э.–8 г. н.э.)


Не одно рождение делает отцом, но хо­рошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем на­учать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это, величайшее сокровище неизреченное, не оскудевающее богатство с каждым днем приносящее все больше даров…
…Если апостол заповедует нам более печься о других, чем о себе, и если мы бы­ваем виновны, когда нерадим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны, когда это относится к самым нашим близ­ким, то есть к нашим детям?...
…Ваши дети всегда будут богаты, если получат от вас хорошее воспитание, спо­собное упорядочить их нравы и благоу­строить их поведение. Заботьтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, усмирителями своих страстей, щедрыми в добродетелях…
…Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, не только приобретает всеоб­щее уважение, но, главное, сделается милее вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это в старости вы получите от него все услуги сыновней любви: он будет вашей опорой…
Святитель Иоанн Златоуст
(347-407 гг.)


Ребёнок учится тому, что видит у себяв дому – родители пример тому!...
…Когда родители умны и добросовестно скромны, то благонравны и сыны!
Себастьян Брант
немецкий мыслитель
(XV век)

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
французский мыслитель
(1754–1824 гг.)


Живой пример верней влияет на детей.
Пьер Карон
французский мыслитель
(1732–1799 гг.)


Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти приме­ра, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и тверже примера родителей.
Николай Новиков
русский мыслитель
(1744–1818 гг.)


Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями.
Генри Бичер
американский мыслитель
(1813-1887 гг.)


Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспи­тывать других мы можем только через себя…то упраздняется вопрос о воспи­тании и остается вопрос: как надо само­му жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя!
Л. Н. Толстой
великий писатель
(1828–1910 гг.)


На ребенка главным образом влияет дело, а не слово.
П. Ф. Лесгафт
великий российский учёный
(1837-1909 гг.)


Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-чело­вечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.
А. Н. Острогорский
великий учёный
(1840-1917 гг.)


Там, где в семье царит дух прямоты и искренности, там дети оказываются предрасположенными к честности и верности.
Иван Ильин
русский мыслитель
(1883–1954 гг.)


Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале ис­следовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг
немецкий философ
(1875–1961 гг.)

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в свих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного…
… В некоторых семьях можно наблю­дать полное безумье… просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайными, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если не известно, чего хотят достигнуть… … Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поуча­ете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А.С. Макаренко
великий педагог
(1888-1939 гг.)

Этапы жизни семьи.

Семейные отношения не даны сразу. Семья – не статичное образование, она развивается. Существуют различные подходы к периодизации этапов развития семьи. Обычно периодизация строится на значимых событиях в жизни членов семьи (вступление в брак, рождение ребёнка, поступление ребёнка в ДОУ, в школу, подростковый возраст ребёнка, уход ребёнка из дома, инволюционные изменения в жизни супругов, появление внуков, уход из жизни одного из супругов). Чаще всего она строится на критерии изменения положения детей в семейной структуре. Это не случайно. Функция рождения и воспитания детей является одной из самых важных функций семьи. Но семейные отношения – это не только отношения родителей и детей. Поэтому периодизацию развития семьи обоснованнее было бы проводить по совокупности различных отношений, связанных с семьёй и их значимости. Навайтис предлагает выделение этапов связать со статистикой кризисов семьи, которые отражают появление новых эмоциональных задач, задач деятельности, изменение структуры семьи. Это нормативные стрессоры, трудности, с которыми сталкиваются большинство семей. Развитие семьи обусловлено также изменениями потребностей личности во времени. Они ещё недостаточно изучены. Существуют определённые интервалы времени, в которые наиболее успешно решаются задачи отдельных этапов. П: слишком короткое (менее 6 мес.) и слишком длинное (более 3 лет) добрачное общение может приводить к нестабильности семьи. Добрачная беременность и откладывание рождения ребёнка более 5 лет также. Семьи, живущие в различных социально-экономических условиях схожи по многим параметрам своего развития.

По принципу выделения особенностей эмоционального развития и задач деятельности выделяют следующие этапы развития семьи.

    Добрачное общение. Необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнёра, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

    Брак. Принятие супружеских социальных ролей. Включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже существующих у каждого из супругов.

    Медовый месяц. Принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия при организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

    Этап молодой семьи. Начинается с решения вопроса о рождении ребёнка, заканчивается возвращением жены к профессиональной деятельности или началом посещения ребёнком дошкольного учреждения. Разделение ролей, связанных с материнством и отцовством, их согласование. Материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве. Важно формирование родительской идентичности, которая подразумевает альтруистическую установку, готовность жертвовать. У семьи с маленьким ребёнком существуют особые риски. Супруги могут не выдержать двойной идентичности: родительской и партнёрской.

    Зрелая семья. Семья, выполняющая все свои функции. Создание новой структуры отношений. Семья пополняется новыми личностями. Изменяются роли родителей. Возможности удовлетворять потребности ребёнка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребёнка. Заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, все члены семьи условно автономны.

    Семья людей старшего возраста. Возобновляются супружеские отношения. Придаётся новое содержание семейным функциям (П: воспитательная функция выражается в воспитании внуков). Хорошо, если не всё отдано детям.

Задачи, не решённые на определённом этапе, должны решиться на последующих. Если этого не происходит, семья не способна их выполнить

Сысенко В.А. предложил периодизацию семьи. Молодые браки: совсем молодые браки (0-4года), молодые браки (5-9лет)…….

Стадии жизненного цикла семьи (Беквар и Беквар)

Ситуации, порождающие эмоциональные проблемы

Критические задачи стадии

1. Не вступивший в брак взрослый

Принятие отделения от родителей

1) отделение от родительской семьи;

2) развитие отношений со сверстниками;

3) начало карьеры;

2. Новобрачные

Выполнение брачного обязательства

1) формирование брачной системы;

2)создание психологического пространства для супруга в семье и среди друзей;

3) решение вопросов, связанных с карьерой;

3. Рождение детей

Принятие новых членов в семью

1) подготовка семьи к созданию психологического пространства для ребёнка;

2) принятие роли родителей;

3) формирование психологического пространства для дедушки и бабушки;

4. Дошкольный возраст детей

Принятие новой личности

1) адаптация семьи к потребностям конкретного ребёнка;

2) совладание с недостатком энергии и уединённости;

3) окончание периода существования «парой»

5. Дети школьного возраста

Установление детьми отношений вне семьи

1) расширение взаимодействий между семьёй и обществом

2) поощрение успехов детей в образовании;

3) возрастание активности и нехватка времени;

6. Дети-тинейджеры

Увеличение гибкости семейных границ с целью большей независимости

1) перемещение баланса в отношениях между родителями и детьми;

2) переключение на карьерные и семейные проблемы, соответствующие среднему возрасту;

3) увеличение количества проблем, связанных со старшим поколениеи

7. Семья как «стартовая площадка»

Принятие уходов из семьи и возвращения в семью

1) «уход» взрослых детей на работу, учёбу, вступление в брак;

2) поддержание благоприятной семейной основы;

3) принятие вернувшихся (по каким-либо причинам) взрослых детей

8. Взрослый средних лет

Смирение с уходом детей из семьи и жизнь вдвоём

1) восстановление брачных отношений;

2) принятие в семью супругов детей и внуков;

3) забота о престарелых родителях.

9. Выход на пенсию

Принятие выхода на пенсию и старости

1) поддержание индивидуального и супружеского функционирования;

2) поддержка среднего поколения;

3) переживание смерти родителей и супругов;

4) возвращение к нуклеарной семье

Семейные кризисы

Семейная система существует в определённом равновесии благодаря семейным связям. Это равновесие подвижное. Изменения, которые неизбежно происходят внутри семьи и в окружающем семью мире, приводят к изменению системы семейных отношений. Эти изменения могут быть такими масштабными, что приводят к семейным кризисам.

Семейный кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящим к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. (Олифович, Зинкевич –Куземкина, Велента).

Кризис может приводить к двум возможным линиям развития семьи:

    Деструктивная линия – нарушение семейных отношений, опасность их распада.

    Конструктивная – переход семьи на новый уровень функционирования.

Существует несколько подходов к описанию семейных кризисов:

    Основан на исследовании жизненного цикла семьи. Кризисы рассматриваются как нормативные явления. Они возникают в период перехода от одной стадии развития семьи к другой при возникновении препятствий. В основе нормативных кризисов часто лежит индивидуальный нормативный кризис одного или нескольких членов семьи. Кризисы в отдельных подсистемах могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов.

    Основан на анализе жизненного пути семьи, событий в её жизни, влияющих на стабильность семейной системы. Они могут возникать независимо от этапов жизни семьи.

    Основан на специальных исследованиях кризисных ситуаций в семье. Выделено два критических периода супружеских отношений, которые продолжаются около года:

Между 3 и 7 годами супружеской жизни. Связан с уходом из отношений романтики, новизны в отношениях, обнаружением разных взглядов на важные стороны жизни, несоответствием поведения партнёра в повседневной жизни его поведению в период ухаживания. Это приводит к появлению отрицательных эмоций, напряжённости в отношениях. Данный кризис по мнению Н.В.Самоукиной связан с изменением образа супруга, в основном с понижением его статуса в глазах другого.

Между 17 и 25 годами супружеской жизни. Менее глубок, чем первый. При неблагоприятных условиях может растягиваться на несколько лет. Связан с приближением периода инволюции, возникновением эмоциональной неустойчивости, ухудшением здоровья, появлением страхов (старения, болезней, одиночества, бедности, измен партнёра), уходом детей, появлением эмоциональной зависимости от партнёра. Самоукина: кризис вызывается психологической усталостью друг от друга, стремлением к новизне в отношениях и образе жизни. Облегчают протекание кризиса относительная самостоятельность супругов, обоюдный поиск способов обновления отношений.

Основные характеристики семейных кризисов:

      Обострение ситуативных противоречий в семье.

      Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

      Нарастание неустойчивости в семейной системе.

      Генерализация кризиса (распространение не все аспекты семейных отношений)

Кризис проявляется на всех уровнях семейной системы:

    На индивидуальном уровне: эмоциональный дискомфорт, снижение коммуникативной эффективности, удовлетворённости браком, переживание непонятости, невозможности изменения ситуации, экстернальность локуса контроля, закрытость для нового опыта, появление сверхценных идей.

    На микросистемном уровне: нарушение сплочённости (разобщённость – симбиоз), деформация внутренних и внешних границ семьи (размытость – жёсткость), нарушение гибкости семьи (хаотичность – ригидность), изменение ролевой структуры семьи (появление дисфункциональных, патологических ролей, жёсткое и неравномерное распределение ролей), нарушение иерархии, появление конфликтов, негативных эмоций, критики, нарушение коммуникации, общая неудовлетворённость отношениями, расхождений во взглядах, молчаливый протест, регресс (возвращение к ранним моделям функционирования семьи), противоречивость притязаний и ожиданий членов семьи, разрушение старых ценностей и норм, несформированность новых, нарушение правил, традиций.

    На макросистемном уровне: актуализация семейного мифа, архаичного поведения, эффективного в прошлом, но неадекватного в современной ситуации, нарушение внутренних и внешних границ расширенной семьи, нарушение иерархии, ролевой структуры, традиций расширенной семьи, неэффективность старых и несформированность новых семейных правил.

    На мегасистемном уровне: социальная изоляция семьи, социальная дезадаптация семьи, конфликты с социальным окружением.

В ситуации кризиса снижается способность семьи удовлетворять актуальные потребности её членов, что приводит к появлению у кого-либо из них симптома. В семейном консультировании носителя симптома называют «идентифицированным пациентом». Чаще всего это ребёнок. Симптом позволяет поддерживать сложившиеся взаимоотношения, которым угрожает кризис. Характеристики симптоматического поведения:

1. сильное влияние на других членов семьи;

2. непроизвольность, невозможность контроля со стороны носителя;

3. закрепление симптома окружением;

4. выгода симптома для других членов семьи;

5. функция семейного стабилизатора (симптом оберегает членов семьи от других проблем, разрушительных для семейной системы).

Нередко семья хочет избавиться от симптома, обращается для этого к специалистам. Но если члены семьи при этом не хотят решать проблему, вызвавшую кризис, менять что-либо в своей жизни, то на месте одного симптома может возникнуть другой (муж перестаёт пить, но заболевает ребёнок).

Важную роль в возникновении и протекании кризисов играют нормативные семейные фильтры (совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для семьи). С особенностями нормативных фильтров связано то, что некоторые семьи даже незначительные проблемы переживают очень тяжело, а другие сохраняют сплочённость и взаимную поддержку в случае серьёзного кризиса.

Кризисы делятся на нормативные и ненормативные. Нормативные связаны с переходом семьи на следующую стадию развития, а ненормативные - с переживанием негативных событий в жизни семьи.

Нормативные кризисы

Естественная динамика жизни семьи приводит к необходимости перемен, а значит связана с риском, с переживанием неопределённости будущего. Часто возникает стремление избежать изменений. Это может приводить к возникновению негативных симптомов у членов семьи. Выход из кризиса приводит или к установлению новых отношений между членами семьи, либо к нарушениям отношений, отчуждению. Это зависит от гибкости семьи, способности супругов к психологическим жертвам, желания сохранить семью.

В соответствии с этапами жизни семьи выделяют следующие нормативные семейные кризисы:

1. принятие на себя супружеских обязательств;

2. освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности;

3. включение детей во внешние социальные структуры (детсткий сад, школа)

4. принятие факта вступления ребёнка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью.

5. выросший ребёнок покидает дом.

6. Супруги вновь остаются вдвоём

7. принятие смерти одного из супругов.

При анализе нормативных кризисов учитывается план эмоциональных отношений в семье и план ролевых отношений.

(Кризисы – конспекты самостоятельно. Олифирович стр.35-86)

Повторный брак.

Данный феномен не является в полном смысле нормативным кризисом, т.к. его переживают не все семьи. Но для людей, вступивших в новый брак, он является нормативным. Повторный брак создаётся человеком, ранее уже состоявшим в браке. В этом случае объединяются не два, а три или более рода. Выделяют несколько типов повторного брака:

      По характеру прекращения предыдущих брачных отношений:

А) брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод;

Б) брак, в котором хотя бы один из супругов пережил опыт супружеских отношений.

2. По наличию или отсутствию опыта брачных отношений:

А) брак в котором один из партнёров имел опыт супружеских отношений.

Б) Брак, в котором оба партнёра имели опыт супружеских отношений.

3. По числу детей, рождённых в предыдущих браках:

А) ни один из партнёров не имеет детей от предыдущих браков;

Б) один из партнёров имеет детей от предыдущих браков;

В) оба партнёра имеют детей от предыдущих браков;

4. По разнице в возрасте между партнёрами:

А) партнёры являются ровесниками или один незначительно старше;

Б) один намного старше другого (более 10 лет).

Трудности, с которыми сталкиваются члены новой семьи:

    ролевая неопределённость.

    отсутствие общих традиций и норм;

    установление границ новой семьи;

    установление близких отношений с членами расширенных семей;

    трудности детско-родительских взаимоотношений;

    проблемы, не разрешённые в предыдущем браке.

Проблемы, переживаемые вновь созданной семьёй, и длительность их переживания могут быть различными.

Факторы, часто приводящие к возникновению эмоциональных проблем:

    необходимость принятия родительских функций по отношению к неродным детям. Проблемы разделения этих функций с биологическими родителями, переживание чувства вины по отношению к родным детям.

    Конфликт лояльности у детей. Для ребёнка необходимо поддерживать контакт с биологическим родителем, одновременно устанавливая позитивные отношения с приёмным. Нередко лояльность к биологическому родителю сопровождается сложными отношениями с приёмным. Принятие мачехи или отчима может рассматриваться ребёнком как предательство родного, проживающего отдельно. Нелюбовь к приёмному родителю может выступать как месть или как обида для проживающего с ним родителя.

    Установление границ семьи. Внутренние границы касаются взаимодействия между членами новой семьи. Внешние регулируют отношения с родственниками и ближайшим окружением. Проблемы касаются состава семьи, определения семейной собственности, областей ответственности, особенностей детско-родительских отношений, доведения до ребёнка изменений и новых правил. Важно держать границы проницаемыми. Сохранять отношения ребёнка с живущим отдельно родителем, укрепляя авторитет мачехи (отчима). Неродному родителю полезно сначала установить дружеские отношения с ребёнком, а затем уже постепенно участвовать в воспитании.

Существуют разнообразные мифы по отношению к повторному браку, осложняющие переживание кризиса:

    Если партнёр любит меня, он будет любить и моих детей;

    Супруг должен любить моих детей как своих собственных;

    Мачеха (отчим) никогда не будет любить моего ребёнка как собственного;

    Ребёнок никогда не сможет полюбить мачеху (отчима) как собственного родителя;

    Ребёнок будет страдать от присутствия в семье чужого;

    Мачеха (отчим) не должна вмешиваться в воспитание неродного ребёнка;

    Каждый последующий брак всегда хуже, чем предыдущий.

При всех возникающих сложностях повторный брак имеет ряд преимуществ. Партнёры лишены ряда иллюзий, они прикладывают больше усилий для сохранения отношений, испытывают меньше страхов перед необходимостью разрыва неудовлетворительных отношений.

Развитие отношений с новым партнёром во многом зависит от того, насколько были завершены отношения с прежним супругом, если же супруг умер, насколько пережита смерть. Если отношения не завершены, существует риск жизни «втроём». П: Ир.Фёд - Кохма

Существует ряд трудностей выстраивания отношений с новым партнёром:

Трудности знакомства;

Страх близких отношений из-за разочарования от предыдущего брака;

Чувство вины перед детьми;

Непринятие детьми новых отношений родителя;

Наличие негативных интроектов, связанных с повторным браком.

Показатели кризисности повторного брака:

    конфликты из-за ролевой неопределённости, неадекватных установок и ожиданий;

    нарушение внешних границ новой семьи (часто отсутствие контактов с расширенными семьями)

    проблемы детско-родительских отношений.

    отсутствие близких отношений;

    разочарование в новом браке из-за неоправдавшихся ожиданий.

Неоднократное заключение повторных браков часто связано с действием семейных сценариев.

Ненормативные семейные кризисы

Это кризисы, возникновение которых потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла и связано с переживанием негативных жизненных событий. Р.Хилл выделил 3 группы факторов, приводящих к ненормативным кризисам:

    Внешние затруднения (отсутствие работы, жилья)

    Неожиданные события, стрессы (катастрофа, тяжёлая болезнь, смерть, неожиданно вскрывшиеся важные факты жизни членов семьи и пр.)

    Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею как стрессовое (болезнь, смерть, измена, развод)

Компоненты ненормативного семейного кризиса:

    кризисное событие;

    Восприятие и понимание членами семьи происходящего (П: воровство детей)

    Отношение к событию и особенности его переживания.

    Изменение в семейной системе.

    Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Они взаимосвязаны.

Наиболее часто встречающиеся ненормативные кризисы семьи связаны с изменой, разводом.

Это вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Может носить эпизодический и систематический характер. Согласно Уилларду Харли измена представляет собой вступление во внебрачные отношения, которые предполагают половую близость и обоюдное переживание глубокой любви. Если есть взаимная привязанность без сексуальных отношений или сексуальные отношения без любви, это не рассматривается им как измена. Такие отношения могут привести к серьёзным проблемам в браке, но с ними значительно легче справиться, чем с изменой.

Именно по поводу измены супруги чаще всего и обращаются в семейную консультацию.

Отношение к измене в различных культурах и по отношению к мужчине и женщине различно. В нашем обществе, несмотря на значительные изменения сексуальной морали, отношение к измене по-прежнему негативно. Они рассматриваются как нарушение принятых на себя обязательств, предательство.

Влияние измены на супружеские отношения может быть различным. Это связано с её характером, длительностью, стадией жизни семьи. Обычно является признаком супружеских дисгармоний, но может встречаться и в гармоничных семьях. Может быть связана с сексуальной дисгармонией, нарушением личностных отношений, поиском новых впечатлений. В последнем случае отмечается высокий уровень общей жизненной активности человека, а также такие свойства личности, как общительность, смелость, способность к самоотдаче. Нерешительность, пассивность, страх препятствуют измене.

Мужчины изменяют чаще для удовлетворения сексуальных потребностей. Женщины – для удовлетворения потребности во внимании, заботе, романтических переживаниях. Мужчины в отношениях своей измены придерживаются более разрешительных взглядов, чем в отношении измены женщины. (двойной стандарт). Женщины придерживаются позиции равноправия и более консервативны в оценке измены, в большей степени запрещают её.

Традиционно считается, что измена разрушительна для брака. Но ряд специалистов считает, что измена позволяет поддержать и обновить разрушающиеся или ставшими рутинными супружеские отношения. («Хороший левак укрепляет семью») К.Витакер: любовник – психотерапевт на стороне. На мнение по данной проблеме влияет пол исследователя. Чаще всего половинчатую позицию, предполагающую некоторую полезность внебрачной связи, занимают мужчины. Учитывая, что для современных браков любовь является важным основанием, главным мотивом его заключения, измена может привести к его разрушению.

В любом случае измена влияет на отношения в семье. Могут нарушаться детско-родительские отношения: возникать межпоколенные коалиции, перевёрнутые иерархии отношений, ролевые инверсии. Измена затрагивает честь супруга, сопровождается переживанием ревности, разрушительными аффектами.

Измена выполняет ряд функций:

    Это способ завершения супружеских отношений.

    Привлечение внимания партнёра к неудовлетворению важных потребностей.

    Реализация семейных сценариев.

    Способ компенсировать чувство неполноценности и повысить самооценку

Чаще всего измена происходит вследствие неудовлетворённости хотя бы одной потребности мужа и жены в браке.

Причины измены:

      Индивидуальные особенности партнёров по браку (нарушение полоролевой индентичности, личностные особенности – синдром Дон Жуана)

      Семейные факторы (отсутствие эмоциональной близости, охлаждение чувств, несовместимость, месть, сексуальная неудовлетворённость). Наиболее часто встречаются измены вследствие неудовлетворённости потребности в признании со стороны супруга. Это самая частая причина супружеских конфликтов. В большей степени это характерно для людей с высшим образованием.

      Особенности расширенной семьи (послания, семейный сценарий – Ира – Витя, дядя)

Измене способствуют: неадекватная мотивация брака, большая разница в возрасте, отсутствие совместного досуга, обыденность отношений, большое количество свободного времени у одного из супругов.

Мотивы измены:

    новая любовь. Характерна для рациональных или вынужденных браков;

    возмездие за измену супруга;

    поруганная любовь. При отсутствии любви со стороны партнёра, поиск её в другом.

    поиск нового любовного переживания. Часто встречается при большом стаже супружеской жизни либо при стремлении получить от жизни всё.

    восполнение. При наличии ограничений на полноту любви в браке (разлука, болезнь, холодность отношений)

    тотальный распад семьи.

Виды измены:

    Случайный внебрачный контакт. Может быть как единичным, так и представлять собой частые контакты людей промискуитетного типа (частая смена партнёров без эмоциональной связи с ними) Промискуитет – неупорядоченность сексуальных отношений. Мало связан с конкретным лицом.

    Эротико-сексуальные приключения. Основаны на стремлении к разнообразию. Важна эротическая привлекательность партнёра, разнообразие переживаний, сексуальные игры. Бывают краткими, без взаимных обязательств, могут оставлять приятные переживания. Могут не представлять опасности для брака.

    Внебрачная связь. Характеризуется большой продолжительностью и эмоциональной привязанностью. Вынуждает вести двойную жизнь. (Одна короткая встреча растянулась на несколько лет.)

Реакции на измену:

    Агрессия. Партнёр прерывает отношения, требует прекращения внебрачной связи, грозит разводом. Характерно для партнёра, эмоционально не зависящего от брака. Вынуждает изменяющего принять решение. Если связь с семьёй сохранена, это может привести к разрыву внебрачных отношений.

    Защита. Супружеские отношения прекращаются частично, в основном ограничиваются эмоциональные отношения. Продолжается совместное ведение хозяйства, сексуальные отношения, используются различные способы удержания партнёра (внешний вид, новизна отношений, досуг) Может быть предъявлено требование прервать отношения в течение определённого срока. Упоминание внебрачного партнёра избегается.

    Игнорирование. Партнёр делает вид, что не замечает, или что ему безразлично. Происходит в тех случаях, когда партнёр не испытывает эмоциональной привязанности к супругу, когда сохранение брака выгодно, когда отношения деструктивны, когда супруг зависит от другого.



Публикации по теме