Подросток плохо ест. Почему ребенок подросток отказывается от еды

Как исправить положение и улучшить аппетит? Прежде всего, нужно понять, есть ли действительно повод для серьезных переживаний. Возможно, требуется посоветоваться с врачом. Иногда достаточно просто учесть особенности детской физиологии и психики. Не всегда отклонение от нормы (представление о которой может быть ошибочным) является признаком неблагополучия, с которым надо бороться любыми способами. Зачастую помочь может правильная организация питания ребенка.

Причины плохого аппетита у детей

Первое, что делать, когда ребенок плохо ест, - разобраться с причиной такого поведения. Причинами плохого аппетита могут быть:

  • болезнь (от легкого недомогания до серьезных заболеваний различных органов);
  • плохое настроение, отрицательные эмоции;
  • поедание сладостей в перерывах между завтраком, обедом и ужином;
  • неправильный подход к процессу кормления со стороны родителей (нерегулярное или избыточное кормление).

Некоторые дети отказываются от еды, если нет дополнительных развлечений (мультиков, игрушек, бабушкиных сказок), поощрения (родители обещают ребенку купить желанную игрушку, если он съест всю кашу). Привычка вырабатывается быстро, а вот отучить от нее непросто.

Как улучшить аппетит малыша в возрасте до 1 года

Аппетит грудного ребенка зависит от ряда факторов:

  1. Анатомические особенности и состояние здоровья.
  2. Состав и вкус молока, которые во многом определяет питание матери.
  3. Режим питания и сна ребенка.
  4. Психологическое состояние мамы.

Немаловажное значение имеет соблюдение женщиной правил гигиены, так как неприятный запах, косметические ароматы могут ухудшить аппетит малыша.

Надо вовремя начинать приучать ребенка к твердой пище. Если ребенок после 6 месяцев питается только грудным молоком, то впоследствии его уже гораздо труднее приучить к обычной пище.

Аппетит малыша улучшается после купания. Перед кормлением необходимо переодеть его в просторную одежду, обеспечивающую нормальную терморегуляцию.

Что предпринять, если у детей нет аппетита

Для растущего организма необходимо полноценное питание, включающее в себя белки, углеводы, жиры, витамины. Поэтому в детском рационе должны присутствовать мясо, яйца, молочные продукты, различные каши, фрукты, овощи. Только так можно удовлетворить потребность организма в необходимых макроэлементах:

  • кальции (входит в состав костной ткани, необходим для роста здоровых зубов);
  • фосфоре (при его недостатке происходит неправильный рост костей);
  • магнии (влияет на сердечную деятельность, развитие мышц).

С пищей в организм поступает железо, цинк, йод и другие микроэлементы, входящие в состав крови, обеспечивающие нормальное развитие всех органов. Недостаток этих веществ приводит к задержке развития. Это еще одна причина переживаний, когда ребенок плохо ест. Что делать в подобной ситуации, подскажет педиатр, который, скорее всего, назначит специальные витаминные комплексы, восполняющие недостаток элементов.

Снижение аппетита в результате болезней

Одним из первых симптомов заболевания ребенка является снижение аппетита. Не стоит настаивать на непременном приеме пищи, если ему плохо, появляются такие признаки, как вялость, повышение температуры. В этом состоянии гораздо важнее для ребенка больше пить. При этом он будет потеть, за счет чего температура понизится. Кроме того, с потом выходят токсины, образующиеся в организме при воспалительных процессах.

Пищеварение требует затрат энергии. Ослабленный болезнью организм не может справляться с этой функцией. Пища в этот период должна быть легкой: фрукты, молочный суп, картофельное пюре, вареная рыба, куриное мясо. Причем лучше предложить ребенку съесть те продукты, которые он любит.

Анорексия у детей

Анорексия - это состояние, при котором организм не может принимать пищу. У подростков она может возникнуть как результат стремления к похудению.

Детская младенческая анорексия проявляется срыгиванием во время еды, отвращением к обычной пище. Иногда появляется пристрастие к кислым цитрусам (лимон, грейпфрут). При этом ребенок плохо ест, капризничает, скидывает посуду со стола, выражает недовольство самим процессом кормления. Родители часто находятся в растерянности: что делать, чтобы исправить положение.

Если ребенок ест плохо, то, придерживаясь определенных правил, можно постепенно приучить его к нормальному питанию:

  • при необходимости увеличивается интервал между приемами пищи, чтобы малыш проголодался;
  • давать еду надо небольшими порциями, накладывать ее в маленькую тарелку, добавляя, если ребенок выразит желание;
  • необязательно добиваться, чтобы ребенок съел все, что ему положили в тарелку, или то, что ему неприятно;
  • за столом во время кормления не рекомендуется сидеть больше получаса, потом лучше убрать еду со стола;
  • ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если во время приема пищи его вырвало;
  • кормление должно проходить в спокойной и дружелюбной обстановке;
  • при необходимости надо сменить посуду, комбинировать продукты, вызывая интерес к ним;
  • не следует давать булочки, сладкий сок и конфеты между основной едой.

Видео: Почему дети не хотят есть, надо ли с этим бороться

Нужно ли кормить ребенка насильно

Часто родителям кажется, что их сын отстает от соседа-сверстника по росту из-за того, что он меньше ест. Однако дело не в количестве пищи, а в индивидуальности физиологических процессов. У всех людей усвоение пищи и осуществление обмена веществ в организме происходят по-разному. Если у ребенка нет признаков болезни, то не стоит переживать из-за его аппетита. Организму хватает полезных веществ. А на рост может оказать влияние наследственность. Некоторые дети начинают быстро расти в период полового созревания, догоняя и перегоняя сверстников.

Следует обратить внимание: Если при отсутствии наследственных факторов ребенок значительно отличается по росту от своих сверстников, то врач нередко направляет его на обследование к эндокринологу, так как причиной могут быть гормональные нарушения.

Аппетит напрямую связан с работой кишечника. Поэтому родители должны обратить серьезное внимание на частоту опорожнения кишечника ребенка. Если малыш страдает от запоров, то у него может появиться рвота при очередном приеме пищи. Это естественная защитная реакция организма. Если при этом настаивать на приеме пищи, то у детей развивается патологическая реакция, рвота будет появляться при виде любой пищи, разовьется анорексия.

Кормление через силу, грубость, угрозы могут принести непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют психику. Последствиями такого кормления становятся болезни сердца, болезни желудка, в том числе и раковые опухоли.

Видео: Проблемы насильственного кормления детей

Что делать, чтобы улучшился аппетит

Родители нередко не могут найти ответ: что же делать, если дети плохо едят. Для того чтобы процесс кормления проходил нормально, необходимо не только разнообразить блюда и обратить больше внимания на сервировку стола, но и сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, не боялся угроз, знал, что его не будут уговаривать и заставлять есть.

Аппетит ребенка обычно улучшается, если его кормят вместе с другими детьми.

Если аппетит плохой, то важнее съесть второе, более питательное блюдо, не заполняя желудок первым, жидким.

В пищу надо включать блюда, возбуждающие аппетит. Детям можно давать не очень соленую селедку, соленые огурцы и помидоры, капусту и разнообразные салаты. Необходимо кормить ребенка продуктами, содержащими много клетчатки (каши, овощи, фрукты), чтобы наладилась работа кишечника.

Большое значение для повышения аппетита имеет длительность прогулок на свежем воздухе, подвижные игры, занятия спортом, закаливающие процедуры. В отдельных случаях может потребоваться прием специальных препаратов для улучшения выработки желудочного сока, средств, содержащих бифидобактерии.

  • С этой статьей обычно читают
  • Самое читаемое

Copyright ©17 Журнал для женщин «Просто-Мария.ру»

Любое использование материалов сайта возможно только при наличии прямой, активной ссылки на источник

Потеря аппетита у детей как симптом: возможные причины плохого аппетита

Аппетитом называют эмоциональное проявление физиологической потребности организма в питательных веществах и стремление к потреблению определенных продуктов питания. Снижение и потеря аппетита проявляются полным или частичным отказом от еды.

Не следует путать голод и аппетит. С медицинской точки зрения это разные, хотя и взаимосвязанные, понятия. Ощущение голода – это рефлекс, который проявляется при возбуждении особых центров головного мозга на фоне отсутствия или недостаточного поступления в организм питательных веществ.

Основными признаками голода являются тянущие неприятные ощущения в подъязычной области и в проекции желудка («под ложечкой»), а также повышение секреторной активности слюнных желез (обильное слюноотделение). Аппетит – это выборочное проявление голода, зависящее от индивидуальных предпочтений, эмоционального состояния и ряда других факторов.

Причины потери аппетита

Принято различать следующие типы изменения аппетита:

  • полная потеря аппетита (анорексия);
  • частичное снижение;
  • изменение вкусовых предпочтений.

К числу причин потери аппетита у детей относятся:

Потеря аппетита у ребенка часто является одним из симптомов т. н. «сезонных» заболеваний – ОРВИ и гриппа. В остром периоде не следует кормить больного «через силу», поскольку в данной ситуации возможно неполное переваривание пищи. Отказ ребенка от еды может быть первым клиническим проявлением отравления некачественными продуктами или лекарственными препаратами. Не исключены пищевые токсикоинфекции (сальмонеллез, ботулизм и пр.), при которых требуется госпитализация в инфекционное отделение стационара.

Потеря аппетита нередко свидетельствует о наличии серьезных аутоиммунных заболеваний и патологий печени и гепатобилиарной системы. Если потеря аппетита сопровождается диспептическими расстройствами (отрыжка, тошнота, изжога), есть основания заподозрить развитие или обострение заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту-гастроэнтерологу, который назначит необходимые анализы и составит план лечения.

Когда помимо потери аппетита у ребенка отмечается повышенная утомляемость, сонливость и снижение артериального давления, есть основания заподозрить эндокринные заболевания – в частности, гипотиреоз (снижение функциональной активности щитовидной железы). В таких случаях требуется консультация эндокринолога, ультразвуковое сканирование «щитовидки» и проведение анализов на уровень гормонов. Выявить патологические процессы в гипофизе и (или) гипоталамусе помогает компьютерная томография.

Метаболические нарушения нередко развиваются на фоне роста злокачественных образований. Уже на ранних стадиях у больного изменяются вкусовые ощущения, и отмечается потеря аппетита. Особенно должен насторожить отказ от мясной пищи. При наличии определенных признаков опухоли, пациента направляют на обследование к врачу-онкологу.

При нервно-психических расстройствах снижение или полная потеря аппетита (анорексия) является одним из ведущих клинических признаков. Процесс приема пищи не доставляет пациенту удовольствия, продукты кажутся безвкусными, и появляется быстрая насыщаемость. Даже маленькие порции еды вызывают неприятные ощущения тяжести и переполнения желудка, а также тошноту. В таких случаях требуется консультация и лечение у психотерапевта или невропатолога.

Обратите внимание: наиболее часто нервная анорексия диагностируется у молодых девушек с неоправданным стремлением к снижению веса. При данной патологии постепенно формируется отвращение к пище. Нередко на фоне анорексии развивается сильное истощение, в тяжелых случаях сопровождающееся необратимыми изменениями в организме. При полной потере аппетита может потребоваться длительное лечение в условиях стационара.

Потеря аппетита (чаще – более или менее выраженное снижение) вполне может быть вариантом нормы, т. е. далеко не всегда является признаком соматических заболеваний или нервных расстройств. У детей потребность в пище меняется на разных этапах развития. Она определяется интенсивностью роста, энергетическими затратами и гормональным фоном.

Важно: проведенные исследования пищевого поведения у детей показали, что каждый пятый ребенок в 4-5 лет отличается привередливостью в еде. У некоторых из них данная особенность сохраняется до 9-10 лет.

Снижение или потеря аппетита у детей

У детей до 3-х лет потеря аппетита зачастую связана с прорезыванием зубов, что сопровождается выраженным местным дискомфортом и ухудшением общего самочувствия.

Ребенок, как правило, отказывается от еды, если у него развивается инфекционное поражение слизистых оболочек ротовой полости (стоматит). Воспаление и формирование многочисленных язвочек делает процесс приема пищи болезненным.

Зачастую причиной снижения или потери аппетита является принудительное кормление «по часам». Прием пищи «через силу», когда при малых энергозатратах голод еще не успел появиться, может даже привести к формированию негативного отношения к тем или иным продуктам. Нельзя заставлять ребенка есть поощрениями или угрозами – аппетит должен развиваться самостоятельно.

Обратите внимание: вкусовые предпочтения у детей иногда меняется буквально ежедневно. Пища, которую он с удовольствием ест сегодня, уже на завтра может вызывать у малыша отвращение.

Потеря аппетита возможна, если малыш не приучен питаться в соответствии с определенным режимом.

Отказ от еды – частое явление при перекусах между основными приемами пищи. Пожалуй, все родители знают, что сладкое и мучное («быстрые» углеводы) ухудшают аппетит. Не следует удивляться, если малыш, съев незадолго до обеда булочку или шоколадку, отказывается от супа.

Нервное перевозбуждение или чрезмерное утомление также могут сказаться на аппетите.

Что делать при потере аппетита у детей?

Когда ребенок регулярно отказывается от еды или ест с видимой неохотой, в первую очередь важно исключить наличие нервных или соматических патологий. При их отсутствии важное внимание уделяется формированию режима дня и питания, забота о том, чтобы питание было полноценным и разнообразным.

Чем могут помочь родители?

Когда ребенок при отсутствии серьезных заболеваний сам ограничивает свой рацион, не нужно беспокоиться, что он будет голодать.

Средние возрастные потребности растущего организма в килокалориях:

Важно: избыточное количество калорий может стать причиной набора лишних килограммов и ожирения, которое все чаще диагностируется у детей в настоящее время.

Некоторые родители считают, что упитанному ребенку с весом, несколько превышающим средние возрастные показатели, требуется больше калорий, чем его худеньким сверстникам. Это в корне неверно. Именно худоба является свидетельством того, что все полученные с продуктами калории сгорают. У полных детей, склонных к спокойным играм, потребность в пище может быть заметно меньше. Нередко можно наблюдать, как круглощекий малыш к 9-10 годам начинает «вытягиваться» и от полноты не остается и следа.

Аппетит, как правило, существенно повышается в период активного роста и полового созревания. Параллельно с изменением гормонального фона, происходит перестройка всех видов обмена веществ. Адекватность питания определяется не объемом потребляемой пищи, а темпами роста и развития ребенка и степенью упитанности.

Обратите внимание: в разные периоды жизни дети растут не совсем равномерно, и потребность в калориях у них соответственно меняется. От рождения до 3-4 лет продолжается период «первой полноты», а затем у подавляющего большинства начинается «полуростовой скачок роста», и в первый класс дети, как правило, идут стройными и худенькими.

Чтобы улучшить аппетит, ребенку нужно предлагать разнообразные продукты, избегая т. н. «пищевого консерватизма».

Необходимо по мере возможности регулировать энергозатраты детей. Для улучшения аппетита ребенку требуются регулярные прогулки на свежем воздухе, активные игры и занятия физкультурой и спортом. Если он проводит большую часть времени за компьютером или перед телевизором, не следует удивлять, что у него снижается потребность в пище.

Хорошим средством при потере аппетита у ребенка является наглядный пример. Рекомендуется обедать и ужинать всей семьей. Важно, чтобы родители с удовольствием ели те же блюда, которые предлагают детям.

Принимать пищу малыш должен в спокойной обстановке, не отвлекаясь на внешние раздражители. Нельзя допускать, чтобы он ел перед телевизором.

Если ребенок проголодался между приемами пищи, предложите ему орехи или сухофрукты. Эти продукты не перебьют аппетит, но помогут справиться с чувством голода.

Время кормления нужно ограничитьминутами, а при отказе от той или иной еды – 15 минутами.

Плохой аппетит: к какому врачу обратиться?

При стойком снижении или потере аппетита необходимо показать малыша педиатру. Возможно, что потребуется консультация узких специалистов.

Если малыш выглядит болезненным, усталым или просто недостаточно энергичным, может потребоваться обследование у:

Вполне возможно, что для нормализации аппетита требуется лечение основного заболевания. Веским поводом для обращения к врачу является задержка роста и развития ребенка, а также его плохое общее самочувствие.

При диагностированных патологиях органов пищеварительной системы ребенку назначается диета (в соответствии с конкретным выявленным заболеванием), которой придется придерживаться долгое время. При любых болезнях ЖКТ питание должно быть дробным, т. е. сравнительно частым (6 и более раз в день) и малыми порциями.

Народные средства для нормализации аппетита

Для повышения аппетита можно использовать народные рецепты – отвары и настои целебных трав.

Обратите внимание: перед тем, как давать ребенку фитопрепараты, обязательно проконсультируйтесь с педиатром на предмет наличия противопоказаний и вероятности развития аллергических реакций.

2 ч. л. сухих или свежих ягод малины залейте 200 мл вскипяченной воды и настаивайте 30 мин. При потере аппетита ребенку нужно давать по 100 мл настоя 4 раза в день до еды.

Залейте 200 мл воды 2 ч. л. сухого измельченного корня одуванчика и настаивайтечасов. Настой нужно принимать по 50 мл 3-4 раза в день за 30 минут до еды.

Заварите 1 ч. л. высушенной травы горькой полыни 200 мл кипятка и настаивайте 30 мин. Настой нужно принимать по 1 ч. л. замин. до еды трижды в день.

½ ст. л. сухих цветков василька залейте стаканом вскипяченной воды, настаивайте 15 минут, остудите и процедите. При потере аппетита настой рекомендуется пить по 50 мл замин. до приема пищи.

½ ч. л. семян петрушки залейте 200 мл холодной воды, поставьте на огонь и полчаса нагревайте, не доводя до кипения. Остудите и процедите готовый настой. Препарат рекомендуется давать ребенку по 1 ст. л. 4-5 раз в день перед едой.

Залейте ¼ л кипятка 1 ч. л. измельченных плодов аниса и настаивайтеминут. Настой нужно пить по 50 мл за 30 мин. до приема пищи.

При потере аппетита показана акупунктурная терапия. Одна из биологически активных точек находится на наружной боковой поверхности мизинца руки возле ногтя. Перед едой рекомендуется массировать ребенку данную область посек. со средней интенсивностью нажатия.

Чумаченко Ольга, медицинский обозреватель

Информация предоставляется с целью ознакомления. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу. Имеются противопоказания, необходима консультация врача. Сайт может содержать контент, запрещенный для просмотра лицам до 18 лет.

У подростка зверский аппетит?

Вы ведь не хотите, чтобы за год он поправился на 30 и более килограммов?

Подросток с завидным постоянством совершает опустошающие набеги на холодильник?

У него зверский аппетит, что ни месяц – прибавляются новые килограммы, и уже появились первые растяжки на ягодицах, бедрах и груди?

Срочно принимайте меры: подростку требуется особая диета, иначе за год он может поправиться на 30 и более килограммов, приобретя к тому же целый букет взрослых болячек.

Почему это происходит

Нейроэндокринное расстройство, при котором подросток страдает неуемным аппетитом, называется базофилизмом. Вызывают его нарушения в гипоталамусе – в самой сердцевине головного мозга.

В процессе полового созревания подростков есть особый момент, когда гипоталамус начинает единолично управлять гормональной перестройкой. Сломать этот сложнейший процесс может любая инфекция: грипп, больной зуб, ангина. Ту же роль могут сыграть табак, спиртное, страсть жариться на пляже и нервно-эмоциональные перегрузки. Тогда-то и срабатывает опасная «кнопка»!

Вы пришли с работы и видите – в доме никакой еды, на плите пустые кастрюли и сковородки…

Не кричите, ребенку и так стыдно, что он не смог сдержаться. Но он действительно не мог!

Надо немедленно сдать анализ на сахар и пройти консультацию у терапевта, невропатолога и эндокринолога.

Если упустите время, ребенок не только прибавит в весе. У юношей по-девичьи округлятся грудные железы, на шее появится жировой «воротник», цветом несколько темнее обычной кожи. Кроме того, при округлившемся туловище руки и ноги останутся тонкими, как прежде. У девушек при этом начнутся нарушения месячного цикла.

Для начала разберитесь с очагами инфекции: вылечите зубы, удалите аденоиды и т. д. и, конечно, посадите на диету. Наложите запрет на мучное, жирное, сладкое, соленое и кофе. Давайте меньше колбас, острых закусок и пряностей, которые возбуждают аппетит. Пусть в его рационе будет побольше сырых овощей и фруктов. Они дают ощущение сытости. Помогает справляться с чувством голода пищевая целлюлоза, которую можно купить в аптеке. Кладите 5 таблеток в каждые 150 г мясного и рыбного фарша, овощных котлет или картофеля. Или же просто давайте подростку по 3–5 таблеток за

20 минут до еды 3 раза в день (запивать надо 1/3 стакана кипяченой воды или кефира). Благодаря целлюлозе подросток будет прекрасно наедаться меньшим количеством еды. Следите, чтобы в течение дня ребенок выпивал не менее 1,5 л жидкости, считая любые напитки и первые блюда.

Завтрак: яйцо, винегрет без картофеля с растительным маслом, стакан чая с сахарозаменителем.

Второй завтрак: тушеное мясо с капустой, стакан отвара шиповника.

Обед: щи на овощном бульоне, мясо отварное, каша гречневая рассыпчатая, фрукты

Ужин: судак отварной, пудинг капустный, фрукты.

Как повысить аппетит у подростка?

Из-за отсутствия аппетита наблюдается большой недобор веса.

Нужно сначала разобраться, почему у подростка плохой аппетит. Возможные причины - анемия (при этом обычно бывает слабость, утомляемость, головные боли, сонливость; для проверки сдать общий анализ крови и посмотреть гемоглобин),депрессивное состояние, стресс. Проконсультируйтесь с педиатром и, возможно,с эндокринологом. Чтобы повысить апппетит,нужно воздействовать на причину, отчего его нет. Учесть также, не питается ли подростко чипсами, снэками и т.д. и из-за этого не хочет есть потом нормальную еду.

Повысить аппетит можно самыми разнообразными способами, но нужно сначала понять, почему у подростка нет аппетита. Нет ли, во-первых, у него какого-нибудь заболевания, которое сопровождается потерей веса и отсутствием аппетита, а еще выяснить, нет ли какой-нибудь чисто психической причины такого отсутствия аппетита. Дела сердечные, например, в этом возрасте сильно влияют на организм и на поведение подростков. А еще нужно иметь ввиду, что в подростковом возрасте юноши и девушки очень быстро набирают рост, за счет чего худеют. Постарайтесь сделать так, чтобы юноша или девушка чувствовали себя счастливыми, чтобы радовались жизни и не грустили, чтобы было у них хорошее настроение, и если нет каких-либо заболеваний, то аппетит сам появится.

Если выдержит то полынь она очень горькая, но вызывает аппетит и еще можно почитать про травки многие вызывают аппетит. А так как говорит "Комаровский врач - педиатр"«Дети должны быть худыми и с шилом в заднице». Тогда и аппетит появиться и прибавка появиться. Почитайте и послушайте доктора "Комаровского" у него много интересного. А также подумайте о более калорийной еде, как вариант.

Почему возникает потеря аппетита?

Общие сведения

Аппетит – что это такое?

  • количество и качество продуктов питания;
  • условия питания;
  • скорость усвоения пищи;
  • количество воды, содержащейся в тканях тела;
  • уровень жирового запаса.

Во время приема пищи аппетит постепенно притупляется. Это и неудивительно, так как съеденные продукты питания растягивают стенки желудка, после чего происходит их переваривание. Затем продукты расщепления усваиваются организмом, вызывая в свою очередь чувство насыщения.

Виды расстройств

1. общий или «хочу кушать!»: в данном случае человеку все равно, что кушать;

2. специализированные формы: в данном случае человек хочет съесть что-то определенное, что указывает на недостаток в его организме какого-то вещества. Организм может испытывать нехватку как жиров, так и углеводов, минералов, белков или витаминов.

К их числу можно причислить:

Причины расстройств

Вот самые распространенные из них:

  • деменция (слабоумие, возникшее вследствие заболевания либо повреждения головного мозга );
  • сердечная недостаточность;
  • бронхиальная астма;
  • гипотиреоз (состояние, характеризующееся продолжительным и стойким недостатком гормонов щитовидной железы );
  • хронические патологии печени;
  • недостаток цинка в организме;
  • гепатит;
  • аппендицит;
  • язвенный колит;
  • период беременности;
  • тревожные состояния;
  • нервные расстройства;
  • туберкулез;
  • хроническая почечная недостаточность;
  • талассемия (патология крови, возникающая вследствие генетически обусловленного недостаточного либо полностью отсутствующего синтеза организмом гемоглобина );
  • болезнь Крона (рецидивирующий хронический недуг, поражающий различные отделы пищеварительного тракта );
  • острый вирусный гепатит;
  • курс терапии лекарственными средствами, в том числе химиотерапевтическими препаратами, морфином, кодеином или антибиотиками;
  • обструктивная болезнь легких хронического характера;
  • употребление наркотических средств, включая героин, амфетамин и кокаин;
  • ракжелудка, толстой кишки, крови, легких, поджелудочной железы или яичников;
  • гипервитаминоз (чрезмерное количество витамина D в организме );
  • воспаление почек;
  • гриппозное состояние;
  • воспаление легких.

Значительно ухудшить аппетит могут и некоторые вредные привычки. Так, к примеру, между приемами пищи не рекомендуется употреблять ни сладостей, ни безалкогольных напитков. Нередко аппетит ухудшается и на фоне анорексии (потери чувства голода, связанной с неврологическим недугом, гормональной дисфункцией либо злокачественными образованиями ).

Насколько это опасно?

Каковы последствия продолжительного отсутствия аппетита?

Потеря аппетита при беременности

  • как можно чаще гуляйте на свежем воздухе. После таких прогулок Вам непременно захочется покушать;
  • составьте для себя график приема пищи и четко следуйте ему;
  • приобретите новую посуду, которая будет нравиться именно Вам. Лучше всего остановить свой выбор на красной посуде. Ни для кого не секрет, что красный цвет способствует возбуждению аппетита;
  • стол следует сервировать красиво, чтобы за ним было приятно сидеть;
  • постарайтесь не кушать в одиночестве. Лучше всего разыщите себе компанию, среди которой Вам будет приятно сидеть за обеденным столом.

Потеря аппетита у грудничка

Все дело в том, что даже самая обычная смена обстановки может стать для них сильнейшей стрессовой ситуацией. Не стоит предполагать, что крохи совсем ничего не понимают. Они особенно остро переживают смену как климата, так и окружающей их обстановки. В таких случаях постарайтесь уделять малышу как можно больше внимания. Посетить специалиста следует только в том случае, если потеря аппетита сопровождается существенным снижением общей массы тела.

Потеря аппетита у детей

Возможные причины ухудшения аппетита у ребенка

Факторы, оказывающие влияние на аппетит малыша

2. Сезонные закономерности : так как в зимний период организм вырабатывает намного меньше гормонов, ребенок кушает меньше, а вот летом все происходит наоборот;

3. Индивидуальные особенности процессов обмена веществ : наверняка многие из Вас не раз замечали, как два хорошо питающихся ребенка имеют различную массу тела, т.е. один из них поправляется, а вот другой нет. В данном случае особая роль отводится количеству не съеденной, а усвоенной пищи;

4. Уровень энергетических затрат : регулярное употребление пищи позволяет обогатить организм как всеми необходимыми питательными веществами, так и утраченной энергией. Ни для кого не секрет, что дети особенно подвижны, следовательно, изо дня в день их организм утрачивает достаточно большое количество энергии. Чем больше энергии они тратят, тем лучше едят.

Методы диагностики

  • Тест на ВИЧ;
  • Оценку работы почек;
  • Оценку печеночной функции;
  • Бариевую клизму (рентгеновский анализ толстой кишки );
  • Анализ крови;
  • Анализ мочи;
  • Тест на беременность;
  • УЗИ брюшной полости;
  • Тест на скорость оседания эритроцитов;
  • Исследование работы щитовидной железы;
  • Колоноскопию (визуальный осмотр нижних отделов пищеварительного тракта изнутри );
  • Сигмоидоскопию (обследование сигмовидной ободочной кишки ).

Два последних исследования проводятся только в том случае, если у специалиста возникают подозрения на наличие рака. В некоторых случаях не обходится и без помощи психотерапевта.

2. Четко следуйте определенному графику приема пищи, причем делайте это в предназначенных для этого помещениях;

3. Сев за обеденный стол, ни в коем случае не торопитесь. Прием пищи должен длиться от 20 до 30 минут;

4. В перерывах между приемами пищи пейте как можно больше жидкости в виде кофе, несладкого чая либо минеральной воды без газов;

5. Снизьте до минимума употребление как шоколада, так и многих других сладостей;

6. Регулярно употребляйте капустный сок, которому свойственно великолепно стимулировать аппетит;

7. Как можно чаще кушайте мясные отвары или бульоны;

8. Улучшить аппетит помогают и различные соусы, так что добавляйте их в любые блюда;

9. Усвойте понятие нормы и никогда не переедайте;

10. Кушать нужно часто, но при этом небольшими порциями;

11. Внимательно пересмотрите лекарственные препараты, которые Вы принимаете;

12. Регулярно выполняйте физические нагрузки;

13. Ешьте только те блюда, которые приходятся Вам по вкусу.

Лекарственные растения

Травяные сборы

Полная потеря аппетита или анорексия

Отметим сразу же, что данное состояние наблюдается преимущественно у подростков. Так, к примеру, практически 50% девушек, чей возраст варьирует в пределах от 13 до 15 лет, придерживаются мнения, что им необходимо избавиться от лишних килограммов. Всех анорексиков преследует боязнь потолстеть, именно поэтому они могут не есть неделями, несмотря на целый ряд проблем, напрямую связанных с их здоровьем.

  • общее недомогание;
  • головокружение;
  • усталость;
  • обморочные состояния;
  • чрезмерную ломкость и тусклость волос;
  • посинение кожного покрова;
  • болевые ощущения и запор в животе;
  • повышенную чувствительность к холоду;
  • появление большого количества волос в виде пушка на теле и лице;
  • полное прекращение менструаций;
  • сбои в работе как пищеварительной, так и центральной нервной, а также сердечно-сосудистой системы.

Что касается курса лечения данного патологического состояния, то он предусматривает в самую первую очередь проведение психотерапии, так как данное заболевание возникает на фоне психических расстройств. Те или иные лекарственные препараты прописываются пациентам в ограниченных количествах. Чаще всего это медикамент под названием ципрогептадин, которому свойственно увеличивать общую массу тела, а также выступать в роли антидепрессанта. Немаловажное значение имеет и специальное лечебное питание, которое также способствует постепенному повышению общей массы тела.

Подростковый возраст – это, пожалуй, самое сложное время в жизни любого ребенка. Но еще труднее в этот период приходится его родителям, ведь именно им приходится искать выход в случае возникновения тех или иных проблем. К примеру, если подросток отказывается от еды, почему так происходит, и как исправить ситуацию?

Почему подросток отказывается от еды?

Итак, подростковый возраст – это непростой период в жизни любого человека. Гормональная перестройка тела мальчиков и девочек становится причиной резкой смены настроений, а также появление характерных половых изменений у вчерашнего ребенка. Иногда проблемы могут коснуться и питания. Ответ на вопрос, почему подросток отказывается от еды, может быть разным, а именно:

— отсутствие аппетита, обусловленное перестройкой всего организма;

— пристрастие к диетам явное или скрытое;

— нарушения состояния здоровья, а также беременность у девочек.

Подростковый период у каждого протекает по-своему. Причем гладко и спокойно это время проходит крайне редко. Обычно у девочек этот период начинается уже с 12-13 лет, а у мальчиков только с 14-15. И в том и в другом случае этот период заканчивается к 17-18 годам. Для нормального физического развития подростка важно правильное питание. Поэтому ситуация, когда подросток отказывается от еды, может быть очень опасна, и оставлять ее без внимания однозначно нельзя.

Для начала стоит рассмотреть самый благоприятный вариант, когда временный отказ от еды как раз и объясняется изменениями в организме и его потребностях. Ведь вне зависимости от возраста у людей может отмечаться колебание аппетита, причем как у самых маленьких, так и у взрослых. Подростковый период также не является исключением. В этом случае, отказ от еды не продлится долго и в скором времени сменится нормальным аппетитом ребенка.

Куда сложнее дела обстоят при сознательном отказе от еды. Обычно это вызвано неудовольствием своим телом. В подростковом возрасте любое неосторожное слово со стоны близкого или постороннего человека, может вызвать очень острую реакцию со стороны ребенка. Причем если одни осознанно и открыто заявляют о том, что начинают придерживаться определенной диеты, то другие этого не оглашают и начинают лишь замыкаться в себе. В первом случае родители могут обсудить со своим чадом сложившуюся ситуацию и найти оптимальный выход. К примеру, на диету в совокупности с умеренными спортивными нагрузками, может перейти вся семья. Но и диета будет выбираться совместно, чтобы она не нанесла урона организму. Если же подросток упорно, не говоря никому, садится на диету, все обстоит гораздо сложнее. Ведь переубедить его в чем-то будет крайне сложно. Иногда разбираться с ситуацией приходится даже детским психологам.

Очень часто под влиянием массовой культуры девочки в раннем возрасте уже задумываются о своей фигуре. Иногда это может перейти в проблему отказа от еды с тяжелыми последствиями. Анорексия – термин, означающий упорное и чрезмерное ограничение в еде, в каких – то ингредиентах пищи или в количестве употребления продуктов Англичанин Рихард Мортон описал это состояние уже в 1689 году.

Очень часто будущие манекенщицы или ученицы балета приобретают стойкую анорексию, трудно поддающуюся коррекции. Задача родителей – не закрывать глаза даже на первые весточки будущих проблем.

Ведущим признаком можно выделить сверхценное и подчас не логичное убеждение в избыточной массе тела. Такой ребенок просто «видит» себя очень толстым. Все попытки его переубедить не имеют успеха. Далее подросток может ограничивать себя в еде, принимать специальные препараты. В это сложное состояние вплетаются трудные взаимоотношения с противоположным полом и подругами, недопонимание родителей, неправильное толкование поступков окружающих людей. В более тяжелых случаях возможны неврологические и гормональные нарушения, как следствие вышеописанных состояний.

Даже если ребенок или девушка испытывают голод, то их бредовые убеждения настолько сильны, что удается подавить это состояние. На первых этапах отказ от еды эпизодический и чередуется с перееданием. Такой ребенок будет худеть и поправляться. Это дает родителям обманчивую картину улучшения состояния. Так же становится тяжело контролировать эпизоды, когда девушка кушает и все ли она ест. Первый этап нервной анорексии может продолжаться от полу года до 3 лет. При этом аппетит еще есть, но имеется склонность к избирательности в еде и чрезмерным физическим нагрузкам.

На следующем этапе может наблюдаться полный отказ от еды. Могут проявляться депрессия и снижение общего тонуса в жизни. Чувство голода притупляется, идет прогрессивное падение массы тела. Но, бывают и парадоксальные реакции, когда девушка активно закармливает братьев и сестер или с удовольствие готовит ужин для семьи. Нарастают при этом гормональные нарушения – нет менструаций, поражаются зубы, страдают волосы и ногти, появляются проблемы с кожей. Человек ослаблен, психика его быстро истощается, могут , раздражительность. Такое состояние может продолжаться до полутора лет.

Конечно, не у всех анорексия протекает столь тяжело. Но часто изменения в поведении такого рода могут быть следствием развода в семье, стрессов в школе, при болезненном желании быть лучше всех, отличиться. Родителям лучше мягко и не навязчиво, но вовремя нужно начинать повышать самооценку ребенка, сглаживать бытовые проблемы, контролировать эпизоды с диетами и не допускать чрезмерных физических занятий

«Ну что ты хочешь? Подростковый возраст!» Как часто можно услышать эти слова в разговоре родителей, подруг, даже учителей. Подросток пытается как-то выразить себя, это как-то зачастую не нравится окружающим его близким, которые не могут подобрать слов для разговора о том, что происходит с юношей или девушкой. Подросток в ответ на вечные призывы «думать, что делаешь», «взяться за голову» и прочие замыкается, остается один с друзьями, которые находятся в таком же неуравновешенном эмоциональном и гормональном состоянии. И вот отношения в семье уже портятся, учеба запущена, желаний нет - молодой человек начинает терять ориентиры в жизни и интерес к самой этой жизни. Спросите у современного подростка «Чего ты хочешь?» Ответы будут материальными и распространяться они будут на ближайшее будущее. Современный подросток не хочет прикладывать усилия к своей жизни, его девиз «хочу, чтобы все было и ничего мне за это не было», они не читают, не занимаются спортом, не ходят в музеи и уже даже перестали гулять по городу. Сфера деятельность среднестатистического подростка: компьютер-интернет-лавочка возле подъезда. Многие из них чувствуют, что они никому не нужны, потому что из внешнего мира они получают только «тычки и пинки».

Что происходит с подростком? Физически изменения происходят во всех системах организма. Активно формируется костно-мышечная система. Основные изменения происходят в эндокринной системе, активно работают гормоны, отвечающие за все системы, начинают вырабатываться новые, отвечающие за половую функцию организма. Под воздействием этих гормонов происходят изменения в сердечнососудистой системе: изменяются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, покалывания, чувство давления, сердцебиения). Подростки более подвержены появлению различных хронических заболеваний, в связи с всё теми же гормонами, под влиянием которых иммунная система в подростковом возрасте становится ослабленной. Дыхательная и пищеварительная система изменяются в связи с ростом мышечной ткани, и под воздействием гормонов. Подросток должен правильно питаться и побольше времени проводить на свежем воздухе. Самым сильным изменениям подвергается нервная система человека: изменяются эмоциональные, поведенческие реакции, подросток может стать более агрессивным, несдержанным, или наоборот замкнутым, обидчивым, слезливым. Чаще всего подросток никак не оценивает те изменения, которые с ним происходят. Все эти изменения видны близким людям, и задача этих людей помочь подростку с ними справиться.

Подростковый возраст начинается и проходит у всех по-разному. Принято считать, что у девочек переходный (подростковый) возраст начинается в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет, заканчивается к 17-18 годам. По факту у кого-то он может начаться в 11 и с трудом завершится к 20, эти процессы индивидуальны, как и помощь которая нужна вчерашнему ребенку тоже. Но тем не менее существуют некоторые способы как облегчить подростку переход во взрослую жизнь.

Для физического развития важно, чтобы подросток хорошо питался. «Он отказывается есть суп, все время не хочет есть» Да, но попробуйте, не предлагать ему есть, и просто приготовьте очень вкусный суп (в его понимании вкусный, чаще всего это суп без жира, без длинных лохмотьев капусты, без всяких добавок типа броколли и других своеобразных продуктов, которые нам взрослым придают пикантность в еде, а им не нравятся) или второе. Старайтесь, чтобы подросток больше времени проводил на свежем воздухе, здесь важно, не на лавочке с пивом, а с друзьями в лесу, на спортивной площадке, лыжах и т.п. Можно устроить семейный выезд с большим количеством его или её друзей, например, а кто-то заводит так давно желанную собаку. Также важно заниматься физическим развитием подростка: и юношам и девушкам полезны любые физические нагрузки, бассейны друг с другом и родителями, занятия в секциях, сравнение своих возможностей с возможностями родителей (что и родителям, кстати, тоже полезно). В телесном плане помочь подростку не так уж и сложно, в психическом сложнее.

Психическое состояние подростка становится неуравновешенным: «хамит», «дерзит», «все отрицает», «не слушается», «обманывает», «ничего не хочет», «молчит» и т.д. Чаще всего подросток проявляет себя именно так. Как родители могут изменить эту ситуацию? Начинать нужно с рождения, осторожно и с любовью, но при этом четко и строго выстраивать свои отношения с ребенком, быть для него другом и наставником, защитой и опорой. В таких случаях подростковый возраст проходит для всех незаметно, и благодарный ребенок становится взрослым самодостаточным человеком. Иногда же ребенок рос, рос и вдруг «взбунтовался», уважаемые родители вопрос к Вам! Вам нужно учиться общаться со взрослым ребенком - подростком, теперь он будет Вам доказывать, что он сильнее, что он может принимать собственные решения, сам решать, когда и с кем ему приходить домой и так далее. Ваша задача теперь - создать отношения с подростком, это сложно, но всё же возможно.

Что заставляет их быть непослушными? Подростки под влиянием гормональных и физиологических изменений изменяют своё поведение: они чувствуют себя взрослыми и хотят вести себя как взрослые, самостоятельно решать свои проблемы, с кем дружить, кем быть и что делать. Психологически подростки ещё не взрослые (только, пожалуйста, не используйте эту цитату в разговоре с подростком, он очень на Вас обидится J), но очень хотят доказать всем обратное.

Главные ошибки родителей: «задавить» ребенка своей властью (наказать так, чтоб запомнил), запретить все, самому уйти играть в молчанку («Ты ничего не рассказываешь, и я с тобой говорить не буду!»), махнуть рукой «я вырос и он как-нибудь вырастет».

Чем Вы можете им помочь? Старайтесь создавать благоприятную обстановку для вашего общения: не кричите, будьте спокойны и уравновешены сами. Рассказывайте о том, какие глупости творили сами, как вели себя Ваши родители. Открыто и честно говорите о проблемах (двойках, прогулах, рваных штанах, вредных привычках) - показывайте, что Вы переживаете, что готовы помочь, предлагайте варианты, объясняйте, наказывайте, но наказывайте понятно для ребенка. Приведу пример, если за двойку ребенок получает грандиозный скандал, удар этим самым дневником по голове и крик, что ты будешь дворником, он спрячется и Вы никогда не узнаете почему, и за что он получил эту самую несчастную двойку, потом подросток будет долго дуться, Вы долго переживать, но ситуация не разрешится. А если Вы спросите что он Сам думает по этому поводу, что-то не понял или прослушал или не хватило времени выучить уроки, чем Вы можете ему помочь, как он САМ думает её исправить - ситуация будет совсем другой. Применительно к этой двойке или любой другой проблеме, он Вас огорчил, Вы даже им недовольны, потому что знаете, какой он способный, как все схватывает, но, во всем остальном Вы его любите и не пускаете сегодня в кино, чтобы у него было больше времени на подготовку. Это понятно и открыто, в таком выходе из ситуации нет обвинений, нет принижений достоинств ребенка, зато есть поддержка его собственных решений и сообщение «мы тебя любим». Всегда и во всех ситуациях называйте свои чувства, и общайтесь с ребенком только, когда он отошел от бурных эмоций, которые у подростка Вы обязательно увидите. Спустя час, два, предложите выпить чаю, расскажите, какие эмоции испытали Вы, когда он (или она) раздражённый пришел из школы и заперся в комнате, спросите как дела, случилось ли что-то, разговорите его. Уверена у Вас получится!

Катерина Демина, психолог-консультант:

Почему он ничего не хочет?

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет? Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него - как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда - Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей. Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? - уже чуть не плачет мама. - Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.
Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу - добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял - и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел - написал маме эсэмэску, отправил - мама заказала через Интернет - вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз - и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука - самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ - ничего. Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел - это третий класс. Ну четвертый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно - не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.

В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было - это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами - а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой - не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки - сами, поесть разогреть - сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.
А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твердо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведешь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1. Чтобы делал все сам;

2. Чтобы беспрекословно слушался;

3. Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6. Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» - печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь еще и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки - в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребенок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» - это о чем?» - «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофером, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе.

Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки - хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком - постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку - все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни - общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно - ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это - авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.
А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями - необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка - преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас - накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают - учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом - вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.



Публикации по теме