Праздник в начальной школе «Хлеб - всему голова». Сценарий

Терентьева Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Янтиковская средняя общеобразовательная школа» Янтиковского района Чувашской Республики

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала: над сценой – плакат с изображением каравая, по сторонам – название праздника – «Хлеб России, хлеб моей Отчизны», под ним – плакаты с пословицами и поговорками о хлебе («Хлеб – всему голова», «Хлеб – всей жизни голова!» и др.), в центре сцены – сноп пшеницы, красиво перевязанный лентой. Организуется выставка книг о хлебе. Еще одна выставка посвящена зерновым культурам, крупам с их описанием, рецептами блюд.Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, бублики.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты о блокадном Ленинграде, музыкальный центр, записи песен «Хлеб – всему голова», «Баллада о ледовой трассе», «Песня о хлебе».

Под звуки песни «Хлеб – всему голова» на сцене появляются двое ведущих (мальчик и девочка).

Мальчик

Слава миру на Земле!

Девочка

Слава хлебу на столе!

Мальчик

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Девочка

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Мальчик представляет гостей. Девочка подносит гостям каравай.

Девочка

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Чтец 1

У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля…Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

Чтец 2

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувствосыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке!

Чтец 1

А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому что поле дает нам хлеб.

Чтец 2

Поэтому на Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву».

Чтец 1

Поле – живое. Оно дышит – вот прикрою рукой, не пущу воздух, оно задохнется. Отсюда и уважение к земле: не топтать ее, не катать без надобностиколесом.

Чтец 2

Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие зимние лапти: «Чтобы не давит землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях-то мягче ей, легче»

Чтец 1

Даже конь при работе на пашне ступает задним копытом в след переднего, т.е. зря не топчет землю. «От коня, мол, не четыре пятна – раны земле, а только два – щадит конь землю-то»

Чтец 2

И поле платило за это своему пахарю-труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Выходит богатырь-землепашец в старинном крестьянском костюме. На плечах у него макет «сошки кленовой». Мальчик-ведущий у него спрашивает:

Ай же ты, оратай-оратаюшка!

Как-то тебя да именем зовут,

Как величают по отчеству?

Землепашец отвечает:

Ржи накошу, в скирду складу,

В скирды складу, да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу

Драни надеру, да пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою,

Станут мужички меня покликивати:

Ай ты, молодой Микулушка Селянинович!

На коне выезжает древнерусский богатырь . Девочка-ведущий его спрашивает:

Ты чей такой, дородный добрый молодец,

Тебя как-то молодца зовут по имени,

Величают удалого по отчеству?

Отвечает ей добрый молодец :

Есть я славного из города из Мурома,

Из того села, да с Карачарова,

Ай по имени зовут меня да Илья Муромец,

По отцу-то величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус…

Мальчик

Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Но все ли из вас знают, каким нелегким трудом достается хлеб?

Девочка

Все ли представляют себе, что, подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал труд тысяч людей. Вот об этом сегодня и пойдет речь на нашем празднике.

Чтец 1

Родословная хлеба…

Ее предыстоки

Затерялись в седой

Непроглядной дали.

Мы не знаем,

Где жил

Наш пращур далекий, первый пекарь

Кормилицы нашей

Земли.

Скрыта доля его за семью облаками,

За хребтами веков, что стоят на стене

Над античными,

В пене морской

Черепками

Древнегреческих амфор-

Хранилищ зерна.

Нам не ведома тайна

Явленья народу

Первых всходов пшеницы студеной росе

Как они пробивались, в какую погоду,

На каких континентах, в какой полосе,

На каком языке?

В чьей эпохе?

В чьем веке?

Чтец 2

Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс лет. Давным-давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

Чтец 3

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

Чтец 2

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

Чтец 3

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка – величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека.

Исполняется сценка «Купец и пахарь».

Мальчик

Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Одним из первых декретов Советской республики был Декрет о хлебе. Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

Хлеб России, сильный хлеб России!

Как не восхищаться над тобой,

Если ты из неоглядной сини

Хлещешь как безудержный прибой!

Хлеб России, хлеб моей Отчизны.

Дюжий, богатырский как всегда.

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда.

Мир – народам

Хлеб – голодным!

Девочка

У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время.

Военный хлеб…

Я помню хлеб,

Военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешен круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

1 чтец в военной форме

Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь».

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

2 чтец в военной форме

Во время Великой Отечественной войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети.

За 1941 -1944 годы в стране было заготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Был хлеб всегда в почете на Руси-

Ее просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать?-

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Звучит песня «Баллада о ледовой трассе».

Девочка

900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 граммов хлеба, а жители города 125 граммов.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба.

1 чтец в военной форме

«Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех –взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

2 чтец в военной форме

В Ленинградском музее хранится дневник Тани Савичевой.

Савичевы умерли все. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.

Видеофильм

Мальчик

Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.

Девочка

А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за день недоест и выбросит 50 граммов хлеба

(показывает кусочек хлеба в 50 граммов), это составит 200 килограммов, т.е. около 200 буханок хлебаокажутся выброшенными.

Хлеб – драгоценность. Им не сори

Хлеба к обеду в меру бери.

1 чтец в военной форме

Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

2 чтец в военной форме

Мальчик,

Ногами пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб-

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали,

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Мальчик

«Хлеб – дар Божий», - говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством.

Звучит песня «Хлеб - всему голова».

Девочка

Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Чтец 1

Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

Чтец 2

Потом муку смололи из зерна

И к пекарюотправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его!

Мальчик

Наш район считается сельскохозяйственным. В настоящее время на территории района насчитывается 16 сельхозпредприятий, 25417 га земли отдано под сельхозугодия. Мы гордимсянашими передовиками сельского хозяйства.

Девочка

Большую благодарность хочется выразить работникам Янтиковского хлебозавода. Они обеспечивают нас свежим, душистым хлебом, радуют нас своимивкусными изделиями.

Мальчик

А теперь потешат нас

Хлебные изделья.

Танец хлебных изделий

Выбегает «Булочка». Танцует и поет.

У меня подружки-

Сдобные ватрушки,

У меня от мака

На лице веснушки.

Выбегают «Ватрушки». Танцуют и поют.

Мы веселые подружки-

С сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

«Бублики» и «калачи» танцуют и поют.

А мы только из печи-

Бублики и калачи.

Девочка

Это кто поет там басом?

А! Бочонок с хлебным квасом!

Нет в жару его дороже,

Он из хлеба сделан тоже.

Появляется «Бочонок» с надписью «квас», делает вальсообразные движения. Звучит мелодия вальса.

«Печенье» поёт и спускается в зал, угощает зрителей печеньем.

Сделайте одолженье – съешьте печенье.

«Пирожное» поет:

Я – сладкое пирожное,

Кушанье очень нежное-

Любят меня девочки,

Малыши и мальчики.

«Торт»

Я – торт с кремовой начинкой, с шоколадной спинкой.

Дети в ярких рубашках, сарафанах, с цветами исполняют танец .

Мальчик

А теперь повторим вам, чтобы не забыли:

Все

Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Слово предоставляется почетным гостям праздника.

Все вместе

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерскиеизделия, и низко поклонимся им.

Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Звучит «Песня о хлебе». СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

(Слайд 1)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и снова мы с вами встретились о поре – то той багряной, осенней. Осень золотистая – хлебом колосистая! (Юля Буторина)

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью

И почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем!

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(Хозяйка с поклоном подходит к гостям и просит отведать хлеб и соль).

1 – й ребенок: (Аня Кузнецова)

Этот наш обычай вечный – .

Из далекой старины:

Честь гостям

И радость встречи –

Словно символ доброты!

(Слайд 2)

Хозяйка: Хлебом – солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

2 – й ребенок: (Алина Егорова)

У народа есть слова:

«Хлеб всей жизни голова».

Славится он первым

На земле,

Славится он первым на столе.

Библиотекарь: У разных людей есть различные ценности: золото, шубы, машины, книги. Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это отчий дом, отец, мать и еще хлеб.

Мы говорим: «Хлеб – всему голова». Сегодня мы будем говорить о хлебе. Мы будем славить тру землепашца и комбайнера, водителя, мукомола и хлебопека. Это их честный и нелегкий труд дает нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный хлеб.

Каким только не бывает хлеб: белым и черным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным.

Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочке в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. В некоторых губерниях человек, уронивший кусок хлеба на пол, должен был поднять его и, как бы извиняясь за свою неловкость, поцеловать. Зачем? – спросите вы. Старики говорили так, чтобы в ад не попасть. Ведь куски хлеба, которые мы выбрасываем, за нами бес подбирает.

1 – ребенок: (Аня Кузнецова)

Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

(Слайд 3)

Библиотекарь: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 грамм хлеба, а жители города по 125 грамм.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 грамм черного хлеба.)

Воспоминание одной девочки.

«Помню, темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики, помню как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую – нибудь крошку хлеба.

Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки хлеба», и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб?

«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».

(Слайд 4)

1 – й ребенок:

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

2 – й ребенок:

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

3 – й ребенок:

Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер да вода.

4 – й ребенок:

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5 – й ребенок:

Посеяли хлеб

Хлеборобы весною,

Созрел он и встал

Золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны,

Трактора.

6 – й ребенок:

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!

7 – ребенок:

Силою державы

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве царь!

(Песня о Родине)

Ведущий 1: Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует трактор, комбайн. Тракторист пашет землю, сеет зерна. Осенью собирают урожай. Убрали надо отвезти в хранилище, потам на мельницу и хлебозавод. И только там рождается хлеб, и к нам на стол приходит такой красивый каравай. (Марина Кулигина)

(Инсценировка стихотворения «Праздник каравая»). 4 класс

Ведущий 2: У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времен и складывали о нем мудрые изречения. Давайте их вспомним. (Валя Мочалова)

Дети (поочередно):

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Был бы пирог,

Найдется и едок.

Без теста пирога

Не испечешь.

Без соли не вкусно,

Без хлеба не сытно.

Библиотекарь: В старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали прижимая его к груди. О хлебе народ сложил много пословиц. Вспомним их.

Горька работа…

Да хлеб сладок.

Хочешь есть калачи…

Не сиди на печи.

Пироги не растут …

На кустах.

В землю не положишь…

И с земли не возьмешь.

На чужой каравай…

Рот не разевай.

Доплясались, что…

Без хлеба остались.

Каравай хлеба не…

Свалится с неба.

Ведущий 1 Давайте вспомним сказки о хлебе:

(Инсценировка сказки « Колосок»). 2 класс.

Ведущий 2: Ребята! Скажите, пожалуйста, что нужно для того, чтобы замесить тесто? (Ответы детей). А, сейчас, посмотрим какое тесто получилось у деда с бабкой.

(Инсценировка «Тесто»). 3 класс.

Ведущий 1: Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека без родины, так невозможен наш праздник без загадок.

А теперь давайте – ка ребятки!

Отгадывать загадки!

Загадки всевозможные:

И легкие, и сложные.

Посмотрим, кто из вас

Покажет высший класс?

  1. На сметане мешон

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок!

Покатился… (Колобок)

  1. Сидит барыня в ложке, свесив ножки… (Лапша)
  1. Столбики точеные, головки золоченые… (Колосья)
  1. С неба солнце золотое

Золотые льет лучи

В поле дружною стеною

Золотые усачи…(Пшеница)

  1. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени…(Мука)

  1. Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня

Посадите в печь меня…(Тесто)

  1. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосил,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и тесто

В магазине занял место…(Хлеб)

  1. Кольцо не простое

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на заглядение

Ну и объедение!..(Бублик)

  1. Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены…(Зерно)

Ведущий 2: Когда был собран урожай, люди прославляли хлеб, который вырастили. И, как известно, ни один праздник не обходился без частушек и песен.

(Песня «Зоренька»)

(Хоровод «Печем пирожки»)

(Частушки 2 класс).

Игра «Назови одним словом).

  1. Засушенный кусок хлеба…(Сухарь)
  2. Пшеничный хлеб из заварного теста в виде кольца. (Баранка)
  3. Толстая баранка. (Бублик)
  4. Маленькая тонкая и очень сухая баранка. (Сушка)
  5. Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку...(Крендель)
  6. Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом…(Кекс)
  7. Белый хлеб продолговатой формы… (Батон)
  8. Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой…(Ватрушка)

Игра «Угадай по вкусу».

(Дети с закрытыми глазами пробуют маленькие кусочки на вкус, определяют какой хлеб они съели..(Белый или черный).

Игра «Назовите профессии людей, работающих на земле».

Работает на тракторе…(тракторист)

Пашет землю… (пахарь)

Работает на комбайне…(комбайнер)

Выращивает овощи…(овощевод)

Разводит сады…(садовод)

Выращивает рис…(рисовод)

Выращивает хлеб…(хлебороб)

Библиотекарь: Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин. Хлеб всегда и везде сопутствует нам. Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто его взрастил? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда было вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки! Так давайте же помнить об этом!

Хозяйка: Вы запомните, дети,

Золотые слова!

Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Ведущий 1: Людям хлеб,

Детям мир,

Пусть начнется дружный пир

Крикнуть нам сейчас пора

Хлебу – дружное «ура»

Хозяйка: Приглашаю ребят на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками.

Праздник Хлеба.

Внеклассное занятие в 4 классе

Талина Марина Владимировна, учитель начальных классов 557 школы Невского района города Санкт - Петербурга.

Цели и задачи:

  1. Расширить знания учащихся о производстве хлеба, о труде хлеборобов.
  2. Развивать устную речь учащихся, имение слушать других.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу.

Оформление класса:

Рисунки, поделки детей, выставка сочинений, книжек – малышек. Каравай на подносе, колосья ржи, иллюстрации зерновых культур, карточки с пословицами, с профессиями, плакаты о бережном отношении к хлебу.

Презентации детей и учителя.

Сценарий праздника

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте дорогие гости!

Всю четверть мы готовились к празднику Хлеб – всему голова! Рисовали рисунки, делали поделки, учили песни, писали сочинения, читали книги о хлебе.

Как вы думаете, почему наш праздник так называется?

Дети читают стихи

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей-

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!

В толковом словаре слову хлеб – дано 6 значений. Изделие из муки, зерно из которого делают муку, хлебный злак, пропитание. средство к существованию.

Дети читают стихи

Только хлеб сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим – хлеб.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим – хлеб.

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим – хлеб.

Тесто тужится в квашне,

Запекается в огне

Мы говорим – хлеб.

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Много песен, пословиц, поговорок придумал русский народ о хлебе. А какие пословицы знаете вы?

Отгадайте загадку. Кто нам всем общая мать? Земля.

Раньше, в древности, люди не могли пойти в магазин и купить там хлеб. Они его выращивали и берегли. Они знали: что посеют, то и пожнут, поэтому они называли свою землю кормилицу ласково: Земелюшка, Матушка.

В нашем исполнении прозвучит песня «Земелюшка».

Кто же помогает человеку вырастить хлеб?

Отгадайте загадки:

Кривоногий растрепал, а зубастый причесал (плуг, борона).

Ходит силач, за ним копач – добывают калач (трактор).

За лесом усатое море лежит.

Волна за волною по морю бежит.

Пройдет по волнам великан, пароход

И каждую каплю с собой заберет (комбайн)

Какая машина самая трудолюбивая? (трактор)

Кто же трудится на земле, чтобы мы с вами ели вкусный свежий хлеб?

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Выросла пшеница.

Ни жары, ни холода не боится.

Это ученый много лет работал,

Среди тысячи зерен самое лучшее выбирал,

Новый сорт выводил. Агроном сказал,когда пахать, как землю напоить, семена подкормить. Тракторист землю пахал, поле засевал. Летчик над полем летал, молодые ростки от вредителей защищал. Как созрели колосья – комбайнер урожай собрал. Шофер зерно на элеватор отвез. Хорошо потрудились хлеборобы.

К нам в гости пришел самый уважаемый человек на селе – агроном.

Мальчик читает стихи.

Мне поле дорого зимою,

Когда на нем лежат снега.

Мне поле дорого весною,

Когда на нем взошли хлеба.

Оно мой труд, мое старанье

Моя любовь из года в год

Иду я в поле на свиданье,

А там меня работа ждет.

Погода будь, иль непогода,

Холодный ветер, или дождь,

Земля, в любое время года

Со мною ты свиданья ждешь.

Я обручен навек с тобою.

Я о тебе всегда пою.

Я твой солдат, ты – поле боя,

За хлеб, за родину мою.

Сейчас я вам раздам картинки, а вы их расставьте в правильном порядке.

Дети читают стихи

Вешний день,пахать пора.

Вышли в поле трактора.

Х ведут отец мой с братом

По холмам ведут горбатым.

Я вдогонку им спешу,

Покатать меня прошу.

А отец мне отвечает:

Трактор пашет, не катает!

Погоди –ка, подрастешь,

Сам такой же поведешь.

Так много изделий можно сделать из пшеничной муки.

Назовите мучные изделия или блюда, где используют муку.

Даша приготовила для нас Презентацию.

Давайте подберем имена прилагательные к слову хлеб. Кокой он бывает?

Дети перечисляют прилагательные.

А сейчас мы послушаем стихотворение Юрия Вязовченко в исполнении Бортякова Андрея

Бывает хлеб и сух и неподатлив,

Как раскаленная полынная земля.

Его хранили на груди солдаты

В снегами забинтованных полях.

Бывает хлеб, как солнышко, румяный.

А из нутрии – парное молоко.

Его, как мед, янтарный и духмяный,

Проглотишь ненароком с языком.

Бывает белым хлеб, бывает черным,

Рождает его жаркая страда…

Каким бы ни был – белым или черным,

Хлеб легким не бывает никогда!

Отгадайте загадку: Золотист он и усат в 100 карманах 100 ребят.

У каких хлебных растений есть колос?

В нашем исполнении прозвучит песня Расти колосок.

А это,что за растение?

Как на поле,на кургане стоит девушка с серьгами.

Игра: УГАДАЙ КОЛОСОК

Сейчас можно пойти в магазин и купить любой хлеб.

Как вы думаете, всегда так было в нашей стране?

Было тяжелое военное время. Наш город Ленинград в кольце вражеской Блокады. Хлеб выдавали по карточкам.Тысячи ленинградцев погибли от голода.

Презентация № 1

Дети читают стихи :

Я помню хлеб. Он черен был и липок.

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок.

Когда буханку ставили на стол

Военный хлеб. Он к щам годился постным

Раскрошенный он был не плох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был

Ведь он был с отрубями

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Как же ребята надо относится к хлебу? А что для этого можно сделать?

Очень часто у нас остается хлеб, как его можно использовать?

Презентация № 2

Дети читают стихи:

Как стали люди к хлебу относиться!

Ты помнишь голод страшный в дни войны?

Тогда и черствому кусочку хлеба

Не просто рад был – не было цены.

Тогда в блокадном хмуром Ленинграде

Отдав детишкам пайку, гибла мать.

Взрослели дети быстро, и поверьте,

Умели важность хлеба понимать.

И комбайнер, что хлеб наш убирает,

И мукомол, и пекарь скажет вам,

Что дорог он трудом. А вы порою

Бросаете небрежно хлеб к ногам.

Его теперь в достатке в магазине

И, слава богу, сыты наши дети.

Но если все же лишнее купили-

Отдайте птицам крошки хлеба эти.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы « Берегите. Берегите хлеб родной.

Не мечтали мы о чуде

К нам с полей живая речь

« Берегите хлеб, вы – люди!

Научитесь хлеб беречь!

У русского народа есть традиция – встречать дорогих гостей Хлебом – солью. Примите и вы наши дорогие гости Хлеб – соль.

Мальчик выносит на подносе КАРАВАЙ

Вот, он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Слава хлебу на столе!

Слава миру на Земле!

Слава тем, кто хлеб растил

Не жалел трудов и сил!

Вручаем гостям хлеб и сувениры.

И в заключении нашего праздника прозвучит песня Край родной.

Дорогие гости мы просим вас оценить наш конкурс на самое оригинальное изделие из теста.


Далматовская начальная общеобразовательная школа

Праздник «Чудо земли –хлеб»

Выполнила: Поташкина Т.М.,

2009 г.

Учитель: Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб – высок, румян и свеж. Его ты ежедневно ешь: Орловский, рижский, заварной, Пшеничный любишь и ржаной. Не забывай же никогда, Какого стоило труда Поднять тугую целину Плугами в трудную весну, Удобрить землю под зерно, Чтоб в колос выбилось оно. А жатва, если зной иль град? Их много – всяческих преград- Преодолеть нам суждено, Запомни же, как дважды два, Народной мудрости слова: «Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит». И если ты не глух, не слеп, Цени народный, трудный хлеб.
«Хвала тебе, хлеб!» - коллективная декламация. Только хлеб сошел в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «Хлеб!» (хором) Золотой простор бескрайний- Там работают комбайны. Мы говорим: «Хлеб!» (хором)
Вот зерно течет рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «Хлеб!» (хором)
Тесто кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим: «Хлеб!» (хором)
Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.
Хлебное поле большое, как море – Не сосчитаешь колосьев на нем. В дружном дозоре, в почетном дозоре Каждое зернышко мы бережем.
Зернышко мы согреем заботой В добрых и теплых ладонях полей. Солнышку тоже хватает работы, Чтобы звенели хлеба веселей.
Хлебные зернышки сказочным кладом Спрячутся в землю и дружно взойдут. Самая лучшая в мире награда- Это живая награда за труд.
Ржаной росток зеленый Оглядывает поле, Смешной и удивленный, Как первоклашка в школе.
Его расти научит Любой весенний дождик, А каждый вешний лучик Раскрасит, как художник.
Он вместе с близнецами Так быстро станет взрослым, Что скоро даже с нами Померяется ростом.
Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной. Говорим мы: «Берегите, Берегите хлеб родной!» (хором)
Не мечтаем мы о чуде К нам полей живая речь: «Берегите хлеб, вы – люди, Научитесь хлеб беречь!» (хором)

Как хлеб к нам пришел?
Чтец: Пышный, мягкий, пропеченный Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека. Давным-давно, так давно, что представить ту трудность трудно, выросла среди прочей травы первая пшеница. Как хорошо, что не сощипнул ее первобытный зверь, не сожгла случайная молния! Счастливо пошло от былинки с колоском потомство. А росла эта дикая пшеница во владениях племени. Люди дикие и пшеница дикая! Колос тощий, зерна маленькие. И все же можно было ими насытиться. Даже если не добудут мужчины на охоте оленя. А как быть младенцам и старикам? Зерна позднего сбора твердые. Беззубым их не разжевать. Как подлить жизнь малому да старику отцу. Если умрут дети, жизнь племени оборвется. Без стариков тоже гибель племени. Они много видели, много знают. Думая эту думу, как-то раз решила озабоченная женщина решила высыпать в горячую воду, горсть за горстью, твердые пшеничные зерна. Зерна набухли, стали мягче, больше, впитав в себя воду. Так, или примерно так, была сварена первая каша – предок хлеба. Другой первобытный человек сообразил дробить зерно и растирать между камней. Так он получил первую крупу – дробленое зерно. Поусердствовав еще, растер зерна в порошок - смолол первую муку. Кто-то замесив муку на воде – получил первое тесто. Вот была вкусная еда! Кто-то из первого теста на раскалённом камне, как на сковороде, испёк лепёшку, то был первый – пресный хлеб. Но до хлеба, который мы едим, были ещё долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски. Историки считают, что первыми стали печь хлеб на закваске Египтяне в Африке. Этот способ переняли народы Европы. Где бы не выращивали, в Англии ли (английская), в Канаде (канадский сорт пшеницы), на волге (Волжская), на Украине (украинская), народ каждой страны возвышает хлеб своей своих обычаях. Хлебное поле нелегким трудом было создано. Кавказец – клянется хлебом, потому что следить за соблюдением клятвы будет сам хлеб. Туркмен не коснется хлеба-чурека ножом, разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками. Уронив кусочек, тут же поднимет и коснется губами – как бы испрашивая прощения. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры. Углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 гр. Хлеба, а при тяжелой работе – 800 гр. В хлебе от 4,7 до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивают человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. Не с куском мяса, не с яичницей выходят встречать гостей. Подносят на расшитом полотенце каравай. «Мы рады гостям, верьте в наше дружелюбие. Хлеб тому свидетель!» - Вот и к нам каравай пожаловал.
Литературная композиция «Каравай».
Ведущий: Каравай в гостях у нас Поведем о нем рассказ.
«Каравай»: Вот к ребятам на машине. Каравай приехал ныне. Пышной коркой похрустим Всех на свете угостим.
Ведущий: В круг вставай, каравай, Кого хочешь, выбирай!
«Каравай» Становлюсь я в круг, друзья, И приглашаю пекаря. Он не грел на печке бок, Каравай ребятам пек. Свой секрет он вам откроет, Как же тесто он заводит
Пекарь: Чтобы тесто замесить, Надо дрожжи положить, Воду, соль, муку добавить. И в тепло сразу поставить.
Ведущий: Но каравай у нас не полный Пекарь, рядом вставай, Кого хочешь выбирай.
Пекарь: Становлюсь я к вам, друзья, И выбираю мельника… Не молол он чепуху, А смолол зерно в муку.
Ведущий: Мельник, в круг скорей вставай, Кого хочешь, выбирай!
Мельник: Хлебопашца в круг зову. Он в тенечке не лежал. А хлеба растил и жал!
Хлебопашец: Это верно все, друзья, Нелегким труд был у меня. Я поле плугом пахал, Землю боронами рыхлил, Сеялками сеял, отборное зерно, да потом еще разные сорные травы удалял с поля, только тогда земля дала хороший урожай. А шофер зерно с поля возил, горючее тракторам, комбайнам доставлял. Работали мы днем и ночью в любую погоду.

Ведущий: Я, ребята, в круг встаю и агроному хвалу воздаю. Кто, как не он, подскажет трактористам, что сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.
Выходил на поля… Не сама собой природа Хлеб на блюде подает. Сколько требует ухода Мать-земля на целый год. В каждый дом, на каждый стол Хлеб пожаловал, пришел, В нем – здоровье, наша сила, В нем - чудесное тепло. Много рук его растило Сохраняло, берегло.
Ребята, мы с вами провели экскурсию на мехток. Нашим экскурсоводом был гл. инженер элеватора ………………………………………………. .
- Сегодня у нас в гостях……………………………......................................... . (Рассказ агронома об основных зерновых культурах – пшенице и ржи.)
Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
1-й чтец: Слава миру на Земле! 2-1 чтец: Слава хлебу на столе! 1-й чтец: Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. 2-й чтец: С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим. - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук!
Учитель: Нет для человека запаха более приятного. Чем запах свежего хлеба. Слово предоставляется еще одной нашей гостье – заведующей пекарней …………………………………………………………………. Накануне мы были у нее в гостях. (Рассказ о профессии пекаря и о том, что для выпечки вкусного хлеба нужны не только необходимые составляющие компоненты, но и старание, даже частичка души.)
Ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси – Ее просторов главное богатство, Его ты хочешь цену знать? – Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.
Учитель: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В то время рабочие получали по 250 гр. хлеба, а жители города – по 125 гр. (звук метронома, ученик проносит порцию хлеба по залу)
Ученик: «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. Как мама медленно режет его на одинаковые кубики…помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память зажигает мое сердце ненавистью к войне».
Учитель: В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Алеша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года». Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую вывезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. («Реквием» В.-А. Моцарта)
Учитель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 гр. хлеба (показ), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Ученик: Мальчик Ногою пинающий хлеб, Мальчик, Голодных не знающий лет, Помни, Что были лихие года. Хлеб – Это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, За хлеб умирали Не для того, Чтоб в футбол им играли. В слове Народная мудрость таится. Вот что В народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал».
Есть хлеб – будет и песня
Хлеб – это наше богатство, необходимое для нашей жизни. Мы должны с огромным уважением относиться к нему.
У народа есть слова: Хлеб – всей жизни голова.
Дорого, любо кормилица-нива Видеть, как ты колосишься красиво, Как ты янтарным зерном налита Гордо стоишь, высока и густа. Что я хочу? Чтобы сады Давали дважды в год плоды. Чтоб от макушки до земли Колосья в зернах сплошь росли. (Песня о хлебе)

Эй, мальчишки и девчушки, Начинайте петь частушки, Начинайте веселей, Чтоб порадовать гостей.
Частушки: Милка ходит на свиданье С пирожками каждый день, Ну, а мне за угощенье Целовать ее не лень. Что пилю тебя, не плачь Это, милый, нужно. Будешь тертый, как калач, Жить мы будем дружно!
Моя милка, как картинка, Сдобная, как булочка, Но когда домой плывет, Тесновата улочка!
Что ты, милый, критикуешь На себя-то посмотри! На диете ты рискуешь Превратиться в сухари.
Зато я умен и статен, Подтвердит здесь публика. Ну, а ты – пустое место, Дырка ты от бублика.
Ты умом-то не хвались, Крендель одноразовый! Рядом стой, не шебуршись, Сказки не рассказывай.
Мы старались – пели, пели, Хлебные частушки Очень уж проголодались – Нам бы по ватрушке.
Учитель: Еще издавна люди относились с огромным уважением к хлебу. В копилке народной мудрости имеется очень много пословиц и поговорок о хлебе: Сколько не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь! Красна река берегами, обед – пирогами. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Не ленись с плужком – будешь с пирожком. Каравай хлеба – не свалится с неба. Где хлебно и тепло, там и жить добро! Хлеб от земли, силушка от хлеба. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска!
Учитель: А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!
Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит. Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного члена семьи. Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь. Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха. Матери невесты дарили выпеченные гребень и сапоги, отцу невесты бочонок и борону, деду – хлебный шалашик. Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!»

Учитель: Сегодня к нам на праздник пришла Зоя Николаевна Шипицина – наш библиотекарь. Она познакомит с книгами о хлебе.
Кто для нас хлеб создает (Коллективная декламация-перекличка.)
Посеяли хлеб хлеборобы весною. Созрел он и встал золотою стеною. И слышит страна: «За уборку пора!» Для хлеба комбайны нужны, трактора».
«Дадим! – отвечают в цехах металлисты. – Для хлеба машины мы сделаем быстро. Но только нам нужен металл непременно.
«Дадим! – Отвечают немедля мартены. – Нам только руду подавайте сюда!»
Для хлеба с рудою спешат поезда. Для хлеба положены рельсы дорог,
Для хлеба идет на гора уголек. Для хлеба плотины на реках встают,
И краны, и вышки до самого неба. Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба!
Учитель: Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает.
Ученики (по очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!
Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе – душа нашей родной земли. Судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина – это один из самых святых слов для человека. И мне бы хотелось закончить эту страницу нашего устного журнала отрывком из стихотворения, посвященного Родине, России. Мне сегодня приснилась Россия В покрывале из утренних рос. Были очи ее светло-синими И пшеничною россыпь волос. Шла Россия некошеным лугом Сквозь седой предрассветный туман. Вскоре солнце взошло алым кругом, Окунувшись в небес океан. Шла со звонкою радостной песней, Воспевались в ней ширь и простор. Ну, а с песней и труд интересней – Ей подпел молодой комбайнер. Подхватили доярки-певуньи, Что прошли через луг прямиком, Чтоб скорее молочные струйки Зазвенели над каждым ведром.
(Песня о России)
К чаю ароматному угощенье знатное
Учитель: Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Но ее мы не смогли бы приготовить без помощи ваших мам. Поможем им накрыть на стол.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и родители!

О каком времени года написал поэт такие прекрасные поэтические строчки?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Конечно, об осени. На Руси всегда было принято осенью отмечать праздники. Такой праздник пришёл и к нам. Дети, посмотрите, как оформлен зал. Мы сегодня собрались, чтобы прочитать стихи, загадать загадки и поговорить о пользе хлеба. “Хлеб – всему голова” - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. Вот они у нас на столе.

Выступление уч-ся 3-а класса

1. Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

2. В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…

Все дети : уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

3. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.

Дети: люди долго и упорно потрудились на земле!

Презентация

На Земле существуют главные слова, без которых жизнь невозможна. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно, хлеб. С древнейших времён к нему относились по-особому. Хлеб сравнивали с живым существом, называли кормилец. Этот ценнейший продукт стал символом достатка и благополучия. Все ваши учителя надеются, что после сегодняшнего праздника вы по-другому посмотрите на хлеб, постараетесь бережнее относиться к нему.

Ребята, а где мы сейчас берём хлеб?

Правильно, в магазине. Но чтобы попасть в магазин, хлеб проходит длинный, трудный путь. Непросто приходит хлеб на стол. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук, так считают учащиеся 3-б класса.

Выступление 3 «Б»

1. За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

2. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

3. Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

4. Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Игра «АССОЦИАЦИЯ»

Давайте подберём слова, имена прилагательные, которые ассоциируются со словом «хлеб». Какой может быть хлеб?

белый еда мука батон чёрный булка пшеница бутерброд печь свежий рожь соль вкусный масло ржаной зерно тесто магазин булочка пекарня голова выпечка серый пекарь поле пища мягкий колбаса кушать дрожжи сыр крошки чёрствый буханка круглый корка обед пирог каравай пшено изделие печка горячий жизнь мякиш булочки продукт закуска покупать злак хлебушек вода резать молоко злаки суп большой колос вкус корочка сухари маленький стол солёный сдоба вкусно свадебный батоны сухарики сухарь чай хлебцы бублик труд тост булки тёплый булочник Родина комбайн печёный кусок лаваш нож насущный нарезной пироги поджаристый рогалик голод горбушка пшеничный гренки жито зёрна зерновой

По старому русскому обычаю, дорогих гостей угощали хлебом-солью. А главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара»- круг, потому что каравай – круглый хлеб. О народных традициях связанных с хлебом вам расскажут ребята 3 « В » класса.

Выступление 3 «В»

    У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели песнянки – песни-заклички.

    Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы. Когда молодоженов встречают хлебом-солью, смотрят, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином.

    Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости.

    Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом. Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”.

    На пасху всегда на столе у нас вкусные пасхальные куличи.

    Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб- каравай- и потчевали им всех участников трудового процесса.

    Восточная культура хлеба более древняя, чем у нас в Европе. Хлеб на Кавказе выглядит как лепешка. Лепешки бывают пышными и плоскими, как блины, пресными, дрожжевыми, сдобными, печеными, жареными. Но у них всегда есть кое-что общее: лепешки рвут руками, а не режут ножом. Иначе не просто вкус теряется, но оскорбляются традиции.

    В Индии пословица "Плох обед, коли хлеба нет" приобретает особенное звучание - в индийской кухне действительно еды без хлеба не бывает. Лепешки часто исполняют роль столового прибора - с их помощью зачерпывают дал, рис и овощи.

А сколько поговорок и пословиц существует о хлебе. А вы, ребята их знаете?

Ребята 3 «А » класса нам сейчас расскажут откуда пошли такие поговорки, почему так говорят?

Пословицы:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.
Это значит, что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.
Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет, никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится.
ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.

Когда на пороге появлялись гости, они кланялись приветливо хозяевам и говорили так: «ХЛЕБ-СОЛЬ»! Значит, добра желали достатка.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Хорошей хозяйке, которая вкусный хлеб испекла, улыбкой гостей одарила и вкусным обедом всех накормила, люди платили доброй прибауткой:
ЗА ХЛЕБ, ЗА СОЛЬ, ЗА ЩИ С КВАСОМ,
ЗА ЛАПШУ, ЗА КАШУ, ЗА МИЛОСТЬ ВАШУ- БЛАГОДАРИМ!

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА.

ХЛЕБА НИ КУСКА- ТАК И В ТЕРЕМЕ ТОСКА,
А ХЛЕБА КРАЙ- ТАК ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.

ГДЕ ХЛЕБНО ДА ТЕПЛО, ТАМ И ЖИТЬ ДОБРО.

Сейчас мы проверим, как вы запомнили пословицы и поговорки.

Проведём соревнование «Собери пословицу».

Не шуба греет, а________________(хлеб)

Не будет хлеба, не будет ________(обеда)

Без соли не вкусно, а без хлеба________(не сытно)

У кого хлебушко - у того и __________(счастье)

Хлеб всему_______(голова)

Без печки холодно- без хлеба______(голодно)

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА_______(НЕТ)

Земля- матушка, а хлеб – ___________(батюшка)

А загадки разгадаете на «хлебную» тему?

А загадают вам ребята 3 «Б» класса.

Выступление 3 «Б» класса.

    Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

    Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском (хлеб)

    Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

    Ходит силач, за ним копач – добывают калач (трактор).

    У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
    От рождения седая мать по имени... (Мука)

    Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
    Стены позолочены. Ставни заколочены. (Колосок)

Игра со зрителями

Зрители делятся на две части. Когда ведущий машет красным флажком, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий машет синим флажком, левая половина кричит: «Рожь». Когда ведущий поднимает обе руки, все кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать зрителей.

А вы знаете, сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба?

120 профессий. И разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба! Никогда она не устареет, ни отомрёт. Святое дело – вырастить хлеб.

Мы должны уважать и ценить труд этих людей. Ребята « » класса считают что хлеб- это святое слово, к нему нужно относиться бережно и об этом они вам сейчас расскажут.

Выступление 3 «В»

Давайте вспомним правила, как нужно обращаться с хлебом.

Как же нужно поступить, если вы не доели кусочек хлеба?

А еще, ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.

1. Не играть с хлебом.

2. Остатки хлеба отдай птицам или животным .

3. Брать хлеба столько сколько сможешь съесть.

4. Использовать чёрствый хлеб.

Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе, и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Давайте дружно хором скажем:

«Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»

Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения, и он приглашает вас всех за стол.



Публикации по теме