Принят закон о домашних животных.

«Не живи в городе, где не слышно лая собак», - сказано в Талмуде. Оставляя за рамками внимания истинный смысл и многогранность древней иудейской мыслеформы, большинство читателей, независимо от уровня развития образного мышления, воспринимают содержание этих слов в буквальном смысле, тем самым открывая в себе новую, особую грань в отношении к четвероногим друзьям. Острее всего она проявляется в отношении к бездомным животным. И от нас зависит, станет ли эта грань чертой безучастного равновесия или несокрушимой стеной между любовью и ненавистью, милосердием и жестокостью, заботой и равнодушием.

Проблема бездомных животных – результат нашей безответственности

Бездомные животные – проблема не сегодняшнего дня. Собаки и кошки, свободно обитающие на улицах городов, всегда были привычной частью городской экосистемы. Большинство из них – брошенные или потерявшиеся – некогда любимые домашние питомцы и их потомки. Еще одним источником пополнения бездомных животных эксперты называют бесконтрольную деятельность доморощенных заводчиков. Но за всеми этими причинами скрывается то главное, о чем все мы стыдливо умалчиваем – безответственное отношение к домашним животным. И тех, кто бездумно приручил, и тех, кто равнодушно прошел мимо.

За последние 25-30 лет ситуация с бездомными животными еще более обострилась. В крупных городах их количество удвоилось и, по разным оценкам, составляет от нескольких до десятков тысяч особей. Неконтролируемый рост численности бездомных собак все чаще проявляется в их стайном поведении и повышении агрессии к людям. Отсюда многочисленные нападения на прохожих и детей, причинение им тяжелых травм и увечий. Еще одной проблемой является риск заражения тяжелыми инфекционными заболеваниями.

В последние годы проблема бездомных животных в России стала предметом пристального внимания, как общественности, так и органов власти всех уровней. Единственным решением этой проблемы представляется сокращение численности «бродяжек». Однако, наряду с цивилизованными способами регулирования популяции (стерилизация, чипирование собак , создание приютов для собак и питомников , содействие в поиске новых хозяев), на большей части муниципальных образований по-прежнему практикуются методы отстрела или другие формы жестокого умерщвления.

Такой подход не может соответствовать современным представлениям о гуманности и милосердии и вызывает справедливое возмущение не только активистов зоозащитников, но и всех неравнодушных граждан.

В мировом сообществе все большее развитие получает концепция, что гуманное обращение с животными – один из ключевых показателей цивилизованности общества. Поэтому впервые на международном уровне базовые принципы защиты домашних животных были сформулированы в Европейской конвенции, принятой в 1987 году. Документ признает наличие у человека нравственного долга перед животными, запрещает причинение им страданий и боли, обязывает охранять здоровье животных и заботиться об их благополучии.

Следует сказать, что разработчики Конвенции ставили перед собой две цели – как защиту животных, так и охрану здоровья и жизни людей. Признавая, что рост количества бездомных животных может нести угрозу здоровью и безопасности человека, в документе допускаются меры по сокращению их популяции с соблюдением принципа гуманности. Отлов и усыпление бездомных животных могут быть допущены лишь в случае их неизбежности и с причинением минимальных физических и моральных страданий. В качестве регулирующих мер рекомендуется обязательная регистрация, чипирование и стерилизация домашних животных, а также налогообложение их владельцев. В документе указывается на обязанность государства способствовать расширению сети приютов для содержания бездомных собак и кошек.

Конвенция, безусловно, носит декларативный характер, но ее положения содержат достаточно высокие стандарты и цивилизованные принципы гуманного отношения к животным. По состоянию на 18 сентября 2013 года соглашение подписали и ратифицировали 23 европейских государства, в том числе и Украина. Почему Россия воздержалась от присоединения к Конвенции – вопрос, который пока остается без ответа. Вероятно, у России действительно свой собственный, исключительный путь развития и свои представления о гуманном и ответственном обращении с животными.

Но не это важно. Отказ или присоединение к Конвенции не все решает. Куда важнее, будет ли национальное законодательство приведено в соответствие с принципами Конвенции и сможет ли государство, будь то Россия или Украина, обеспечить выполнение своих собственных законов. И самое главное – станет ли усыпление действительно исключительной мерой, а не массовым истреблением бездомных животных.

Зоозащита – зона бесправия

Решение проблемы бездомных животных затрудняется неполнотой и несовершенством законодательной базы. В России отсутствует единое федеральное законодательство в области регулирования численности бездомных животных, а методы различных субъектов федерации могут кардинально отличаться.

Вся правовая база России о гуманном отношении к животным представлена единственной в Гражданском кодексе РФ ст. 137, в соответствии с которой не допускается «жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности», и ст. 245 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей уголовную ответственность за «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье…». Все остальное – акты местечкового уровня в виде «Правил содержания собак и кошек» давно уже морально устарели и потеряли весь свой смысл. Вот, пожалуй, и все. По состоянию на день публикации в России нет ни единого действующего федерального закона, который хотя бы прокомментировал понятие «бездомные животные».

Почему законопроекты о гуманном отношении к животным так и не становятся законами России?

Настоящим прорывом стал проект ФЗ РФ «О защите животных от жестокого обращения», разработанный еще в 1990-х годах. Его главная цель обозначена в преамбуле – «укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними». Проект был заслушан в 3-х чтениях и одобрен Советом Федерации, но в 2008 году снят с рассмотрения в связи с тем, что закон "не имеет собственного предмета правового регулирования".

Какие же законопроекты, по мнению депутатов, имеют "предмет правового регулирования"?

В феврале 2011 года в Государственной Думе РФ появился новый проект ФЗ РФ «Об ответственном обращении с животными». В законе прописаны основные принципы правового регулирования и требования при обращении с животными. Много внимания уделено проблеме безнадзорных животных и организации приютов. В проекте установлены единые нормы содержания и правила выгула собак, предусмотрено введение дифференцированного налога. Несмотря на критику зоозашитниками (вопросы стерилизации, коррупционная составляющая), настоящий закон имеет право на жизнь. Однако и он до сих пор не принят.

Чтобы восполнить пробел в законодательстве, депутаты Госдумы в дополнение к законопроекту «Об ответственном обращении с животными» подали на рассмотрение «черный список» собак с перечнем потенциально опасных пород. Злополучный список - тема отдельной дискуссии, но попытка его протащить в законе, уже сама по себе не вселяет оптимизма.

11 марта 2013 года в Госдуму поступила новая инициатива – дополнить КоАП РФ статьей об установлении административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных. Теперь за вред, причиненный животным, владелец вынужден будет заплатить штраф в размере 1 тыс. рублей, а если владелец – должностное лицо – 3 тыс. рублей.

И, наконец, 16 января 2014 года депутаты на федеральном уровне решили запретить отстрел бездомных животных и повсеместно организовать регулирование их численности путем стерилизации.

Но это все законопроекты, которые по существу являются социальным регрессом и никак не отвечают ни решению проблем бездомных животных, ни задаче укрепления морально-нравственного здоровья россиян.

А пока наиболее конструктивной и результативной остается деятельность волонтеров и организаторов приютов для бездомных животных. Но и они, так же как и их воспитанники, нуждаются в обеспечении законом. Чтобы никакой Швондер... Чтобы это был окончательный Закон! Фактический! Настоящий! Броня! (почти по М. Булгакову). Необходим Федеральный закон – Закон самой высокой юридической пробы, отражающий гуманные принципы государственной политики в сфере защиты животных!

Как заставить человека полюбить бездомную собаку? Может просто беречь и защищать ее, как мы умеем защищать свою землю, жизнь своих близких и свою собаку у порога дома. Чтобы жить в городе, где слышен лай собак!

Для использования данного материала вы должны обратиться в

Московский закон "О животных", принятый Думой во втором чтении

Данный Закон принят на основании Конституции Российской Федерации и Устава города Москвы, в соответствии с Гражданским, Уголовным кодексами Российской Федерации, Кодексом РСФСР Об административных правонарушениях, законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года № 2060-1, "О животном мире" от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года № 4979-1 и направлен на реализацию законных прав и свобод граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического и эпизоотического благополучия, охрану здоровья и жизни людей при содержании, использовании и охране животных, защиту животных от жестокого обращения, обеспечение сохранения животного мира и биологического разнообразия.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия:

  • жестокое обращение с животными – умышленные действие или бездействие, повлекшие увечье или гибель животного, а равно истязание;
  • животное, находящееся в трудном положении или терпящее бедствие – животное находящееся в ситуации, обстоятельства которой угрожают его жизни или здоровью и не могут быть преодолены без стороннего вмешательства;
  • животное, представляющее общественную опасность – животное, представляющее непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей;
  • истязание – причинение страданий путём систематического нанесения побоев, голодом, жаждой, либо иными насильственными действиями или нарушением условий содержания или использования;
  • место обитания – территория (акватория), на которой обитает животное (включая логова, норы, гнёзда, места ночёвок и днёвок, иные виды укрытий и места его кормёжек);
  • ответственное лицо – юридическое или физическое лицо, отвечающее в соответствии с законодательством за содержание, использование или охрану животного, а также несущее ответственность в случае причинения животным вреда третьим лицам;
  • приют для животных – место, специально предназначенное и оборудованное для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных;
  • разведение животных – деятельность по использованию животных, направленная на получение от них потомства;
  • транзитный провоз – провоз животных предусматривающий их пребывание на территории города Москвы менее 24 часов.

Статья 2. Общие положения

Законодательство города Москвы в области содержания, использования и охраны животных состоит из настоящего Закона, а также иных законодательных актов города Москвы.

Областью регулирования настоящего Закона являются правоотношения в области содержания, разведения, использования и охраны позвоночных животных на территории г. Москвы, осуществляемые гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и организациями независимо организационно-правовых форм и форм собственности, а также иностранными юридическими лицами.

Статья 3. Права собственности на животных

Животные могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, предусмотренных действующим законодательством.

Животные, не являющиеся государственной собственностью Российской Федерации, частной собственностью или собственностью других определённых законом собственников, находятся в государственной собственности города Москвы. От имени города Москвы права собственника, в рамках своей компетенции, осуществляют органы государственной власти г. Москвы.

Документом, подтверждающим право собственности на животное, подлежащее обязательной государственной регистрации, является свидетельство о государственной регистрации.

Все животные на территории города Москвы находятся под охраной государства.

Право собственности на животных защищается и охраняется в установленном законом порядке.

Собственник животного несёт бремя по его содержанию, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 4. Защита животных от жестокого обращения

Администрация города Москвы обязана принимать меры по недопущению жестокого обращения с животными в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Граждане вправе, а уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации обязаны оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие.

Граждане, препятствующие жестокому обращению с животными, выполняют общественный долг и находятся под защитой закона.

Образовательные учреждения города Москвы предусматривают в программах обучения изучение гуманного обращения с животными, а также норм и требований настоящего Закона.

Не допускается:

  • проведение зрелищных мероприятий, допускающих жестокое обращение с животными;
  • проведение операций, связанных с нанесением повреждающих воздействий, не являющихся экспериментом, косметическими операциями, стерилизацией (кастрацией) или оказанием ветеринарной помощи животному;
  • проведение боёв с участием животных, приводящих к смерти или травмам животных;
  • пропаганда жестокого обращения с животными, производство, демонстрация (в том числе и в средствах массовой информации) и распространение аудиовизуальной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными;
  • любые формы сексуального насилия по отношению к животным, а также организация и содержание притонов для совершения насильственных действий сексуального характера по отношению к животным;
  • разведение, содержание и использование собак и кошек для получения продукции и сырья из этих животных, а также торговля такой продукцией.

Изъятые, конфискованные или иным образом отчуждённые животные содержатся в приютах в соответствии с требованиями настоящего Закона. Умерщвление таких животных не допускается, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.

ГЛАВА II. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ И ИХ МЕСТ ОБИТАНИЯ

Статья 5. Область применения положений Главы II

Действие главы II распространяется на позвоночных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и их популяции.

Статья 6. Охрана мест обитания животных

В целях реализации требований федерального законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания администрацией города осуществляется разработка и реализация городских целевых программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира, находящихся на территории города Москвы.

Московская городская администрация, на основе проводимых исследований, определяет места обитания животных.

Уполномоченный орган городской администрации, исходя из интересов сохранения животных и мест их обитания и в пределах его компетенции, принимает решение по ограничению антропогенной (вызываемой деятельностью человека) нагрузки на определённой территории (акватории).

При заключении договоров на право владения (аренды, использования) территории города Москвы, являющейся местом обитания животных, предусматривается соблюдение требований по сохранению животных и мест их обитания, как условие заключения такого договора.

Уполномоченный орган городской администрации даёт предписания владельцам (арендаторам, пользователям), касающиеся мест обитания животных, обязательные для исполнения. Мероприятия проводятся за счёт владельцев (арендаторов, пользователей) соответствующей территории, отвечающих за её состояние.

Уполномоченные территориальные органы городской администрации обязаны предоставлять разъяснения относительно возможного влияния планируемых мероприятий на животных и места их обитания гражданам и организациям бесплатно, в пятидневный срок. Разъяснение носит рекомендательный характер и может включать в себя предложение по проведению экологической экспертизы.

При планировании любых мероприятий, в случае возникновения сомнений относительно влияния таковых на животных и места их обитания, организации и граждане обязаны обращаться, в письменной форме, за разъяснением в уполномоченные территориальные органы городской администрации.

Граждане и организации обязаны возместить ущерб, нанесённый ими животным или местам их обитания в установленном законом порядке.

Статья 7. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих на территории города Москвы

К редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных относятся виды животных, отнесённые к таковым решением уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, включая занесённые в Красную книгу Российской Федерации, Приложения СИТЕС, Красную книгу города Москвы.

Администрация города Москвы:

  • проводит инвентаризацию и мониторинг состояния популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов на территории города Москвы;
  • определяет границы мест обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • на основании данных мониторинга разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на поддержание или восстановление популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • принимает меры по недопущению нанесения вреда популяциям животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в периоды, важные для жизни животных, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания упомянутых животных.

Органы городской администрации и муниципальных образований на территории города Москвы обязаны создавать необходимые условия для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания указанных животных.

Юридические лица и граждане, являющиеся владельцами (пользователями) территорий (акваторий), являющихся местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, обязаны осуществлять меры по их сохранению.

Действия в местах обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, причинившие ущерб их популяции, влекут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами г. Москвы.

Статья 8. Регулирование численности животных

Регулирование численности животных, находящихся на территории предприятий и организаций, проводится по согласованию с уполномоченным органом городской администрации.

Исключение предоставляется организациям, имеющим государственные лицензии и разрешения органа по охране окружающей среды по городу Москве на регулирование численности или отлов животных.

Решение о регулировании численности того или иного вида животных на определённой территории принимается уполномоченным органом городской администрации.

Методы, применяемые при регулировании численности, должны быть официально разрешены уполномоченным органом городской администрации. Использование методов, не имеющих такого разрешения, запрещено.

При регулировании численности животных организация, проводящая указанные работы, обязана осуществлять также мониторинг численности объекта регулирования, о результатах которого ежеквартально извещать уполномоченный орган городской администрации.

Сокращение численности безнадзорных собак и кошек осуществляется методами предотвращения размножения или иными биологически обоснованными методами, предотвращающими гибель и увечья животных. Отстрел, отравление или иное умерщвление собак и кошек с целью сокращения их численности не допускается.

Отлов животных может проводиться:

  • с целью возвращения потерявшихся животных прежним законным владельцам, либо устройства их новым собственникам, или помещения их в приют, в соответствии с действующим законодательством (при этом организация, осуществившая отлов, обязана в течение 24 часов с момента отлова известить об этом орган, уполномоченный регистрировать животных);
  • с целью сокращения численности принадлежащих городу собак и кошек;
  • с целью возвращения в места обитания диких животных, покинувших места обитания и находящихся на территории жилой или промышленной застройки;
  • в научных целях;
  • в целях эпизоотического надзора за популяциями городских грызунов, являющихся источниками особо опасных заболеваний человека;
  • при проведении дератизационных мероприятий;
  • в целях изоляции животных, представляющих общественную опасность;
  • с целью помощи животным, находящимся в трудном положении или терпящим бедствие.

Отлов с целью уничтожения не допускается, за исключением случаев отлова животных, больных бешенством.

Отлов должен производится способами, исключающими жестокость по отношению к животным.

Запрещается использование самоловных и настороженных устройств, за исключением использования таких устройств против мышевидных грызунов, обеспечивающих мгновенную гибель животного. Исключение представляет использование устройств для отлова живых животных, не причиняющих травм последним и безопасных при использовании (перечень подобных устройств устанавливается уполномоченным органом городской администрации).

На территории города Москвы не допускаются:

  • охота, отлов, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе, или добывание животных каким-либо способом;
  • самостоятельное проведение регулирования численности животных гражданами и организациями, не имеющими разрешения на данный вид деятельности.

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 9. Условия содержания животных

Гражданам и организациям разрешено содержание животных на территории и/или в помещении находящихся в их собственности (владении) без ограничений, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законов города Москвы. Содержание животных гражданами и организациями на территории и/или в помещении не принадлежащих им на праве собственности (владения) возможно с согласия собственника (владельца) территории (помещения), в соответствии с законодательством.

  • обеспечить недопущение причинения вреда содержащимися животными людям, другим животным или имуществу;
  • содержать животных в пределах установленных нормативов;
  • в жилых помещениях соблюдать правила и нормы общежития;
  • предотвращать возможность произвольного выхода животных с места содержания.

Необходимо предоставлять животных для осмотра и/или проведения лечебно-профилактических мероприятий уполномоченным на то должностным лицам городской администрации или ветеринарной службы. При этом должностные лица вправе требовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное.

Статья 10. Регистрация животных

Обязательной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах.

Государственная регистрация может быть временной или постоянной. Гражданам, собственникам животных, принадлежит право выбора вида государственной регистрации. Для организаций, собственников животных, обязательной является постоянная государственная регистрация.

Органы, уполномоченные проводить государственную регистрацию, а также порядок проведения государственной регистрации определяются администрацией города Москвы.

Документами, необходимыми для временной государственной регистрации являются: документ удостоверяющий личность собственника (собственников) животного, либо документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы собственника (собственников). Присутствие регистрируемого животного при временной государственной регистрации не является обязательным. Присутствие регистрируемого животного при постоянной государственной регистрации является обязательным.

Перечень сведений и подтверждающих их документов необходимых для постоянной государственной регистрации устанавливается администрацией города Москвы. Должностное лицо, производящее регистрацию, имеет право производить осмотр животного, условий его содержания, проверку знания владельцем основных требований к содержанию животного, а также проверку достоверности информации, указанной в предоставленных документах.

Размер платы, взимаемой за государственную регистрацию, определяется администрацией города Москвы.

При государственной регистрации, в зависимости от вида регистрации, собственнику животного выдаётся соответствующее государственное регистрационное свидетельство установленного образца. Свидетельство о временной государственной регистрации действительно в течение 3 месяцев с момента регистрации.

При постоянной либо временной государственной регистрации животных выдаётся соответствующий жетон. При постоянной государственной регистрации на животное наносится идентификационная метка.

Вид жетона, правила его использования, вид и размеры идентификационной метки определяются уполномоченным органом городской администрации.

При изменении сведений предоставленных для постоянной государственной регистрации животного, собственник животного обязан известить об этом регистрирующий орган.

Статья 11. Появление с животными вне мест постоянного содержания

Граждане и ответственные лица организаций (сопровождающие лица) имеют право появляться с животными вне пределов помещения (территории) постоянного их содержания (сопровождать их).

Сопровождающим лицом может быть гражданин, достигший 14-летнего возраста.

За действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, ответственность несёт собственник животного, если законодательством не установлено иное.

При сопровождении животного сопровождающее лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда сопровождаемым животным;
  • обеспечивает безопасность сопровождаемого животного;
  • в непосредственной близости от транспортных путей и при пересечении их обеспечивает безопасность движения путём непосредственного контроля над поведением животного;
  • обеспечивает уборку продуктов жизнедеятельности сопровождаемого животного в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, а также детских, школьных, спортивных площадках, местах массового отдыха и купания граждан, дорожках, тротуарах и проезжей части;
  • обеспечивает присутствие на животном жетона, выданного регистрирующим органом.

При сопровождении животных не допускается:

  • оставление сопровождаемых животных без присмотра;
  • сопровождение животного лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Появление животных на определённой территории может быть запрещёно только решением уполномоченного органа городской администрации. В этом случае указанная территория обозначается соответствующими надписями.

Статья 12. Ветеринарное обслуживание животных

Оказание ветеринарных услуг на территории города Москвы разрешается организациям и частным лицам, имеющим соответствующие лицензии.
(*С 01 января 2007 года лицензирование ветеринарной деятельности в РФ отменено. В соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием. Специалистыв области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью,обязаны зарегистрироваться в уполномоченным в области ветеринарииоргане исполнительной власти субъекта Российской Федерации.)

В случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу.

Государственные организации, оказывающие ветеринарные услуги обязаны оказывать за счёт бюджетных средств защищённый минимум ветеринарных услуг, в частности, оказание экстренной ветеринарной помощи. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Собственник животного отвечает за своевременное оказание последнему ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.

Ветеринарное обслуживание животных находится в ведении города Москвы и регулируется настоящим Законом, изданными в соответствии с ним законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 13. Умерщвление животных

Умерщвление животных или передача для умерщвления другим лицам допускается в случаях:

  • умерщвления нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом;
  • представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации;
  • для получения хозяйственно полезной продукции;
  • в экспериментальных целях, если животное после проведения эксперимента нежизнеспособно;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством или настоящим Законом.

При умерщвлении животного обязательно предварительное отключение его сознания.

Умерщвление нежизнеспособных животных в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, может проводиться только ветеринарным специалистом, при наличии ветеринарного заключения, с согласия собственника животного.

Организации осуществляющие умерщвление животных обязаны иметь соответствующую лицензию.

Статья 14. Захоронение или утилизация животных

В случае гибели, потери или иной утраты животного, подлежащего обязательной регистрации, владелец должен сообщить об этом в орган, уполномоченный регистрировать животных.

Граждане и организации имеют право на минимум услуг по захоронению или утилизации принадлежащих им животных, оказываемый за счёт бюджетных средств. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Порядок сбора, обезвреживания и утилизации трупов животных устанавливается уполномоченным органом городской администрации.

По требованию уполномоченных должностных лиц собственник животного должен предоставить труп животного для проведения лабораторно-диагностических исследований.

Организация, оказывающая услуги по захоронению или утилизации трупов животных, обязана:

  • сообщить о захоронении (утилизации) животного в орган, уполномоченный регистрировать животных (в случае если животное подлежит регистрации);
  • провести осмотр павшего животного;
  • в случае если при сборе анамнестических данных или после осмотра трупа есть основания полагать, что смерть животного наступила в результате особо опасного инфекционного заболевания или жестокого обращения, немедленно известить местный орган, уполномоченный регистрировать животных, и орган государственного ветеринарного надзора и доставить труп животного для ветеринарного освидетельствования.

В случае если есть основания полагать, что гибель животного явилась следствием инфекционного заболевания, либо в случае отсутствия предусмотренных документов на животное, нарушения сроков захоронения, трупы таких, а также экспериментальных животных утилизируются методами термического или иного обезвреживания.

Организации, занимающиеся захоронением или утилизацией трупов животных, обязаны иметь соответствующую лицензию.

Граждане и организации (за исключением имеющих лицензию) не должны самостоятельно избавляться от трупов животных, перечень видов которых определяется администрацией города Москвы.

Статья 15. Приюты

Приюты могут находится в государственной муниципальной, частной или иной собственности.

Приюты могут быть созданы для содержания собак и/или кошек, а также для содержания животных других видов.

Московская городская администрация разрабатывает и утверждает типовое положение о приюте для животных, иные нормативно-методические документы, регламентирующие их работу.

На деятельность по содержанию приютов необходимо получение разрешения (лицензии) уполномоченного органа городской администрации.

Московская городская администрация, в целях реализации городских мероприятий по регулированию численности животных, содержания потерянных животных, а также содержания изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных, создаёт систему государственных приютов для животных.

Для решения проблем, связанных с наличием животных в городе, администрация города вправе привлекать на конкурсной основе негосударственные приюты для животных.

Приюты для животных осуществляют свою деятельность за счёт средств их собственников, а также любых иных не запрещённых законом источников.

При поступлении животного в приют администрация приюта обязана:

  • произвести ветеринарный осмотр и, при необходимости, карантин поступившего животного;
  • в течение 72-х часов известить о поступившем животном уполномоченный орган городской администрации;
  • осуществить поиск собственника животного, если собственник не известен.
  • обеспечивает условия содержания животных в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Закона;
  • предотвращает размножение животных, находящихся в приюте.

Право собственности на животное приобретается собственником приюта в соответствии с законодательством.

При выдаче животного из приюта администрация приюта обязана:

  • провести ветеринарный осмотр выдаваемого животного;
  • в течение 72-х часов известить о выданном животном уполномоченный орган городской администрации;
  • выдать собственнику (владельцу) животного документ (документы), перечень которых устанавливается московской городской администрацией.

В случае возврата животного собственнику, приют имеет право на возмещение собственником животного расходов по содержанию животного в приюте.

Собственник приюта несёт ответственность за жизнь и здоровье животного перед собственником животного.

ГЛАВА IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 16. Разведение животных

Правоотношения в области разведения животных и племенного животноводства находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Организации и граждане, разводящие животных, занимаются деятельностью, приносящей доход, и подлежат налогообложению на общих основаниях.

Запрещено разведение животных:

  • с врождёнными аномалиями, причиняющими им страдания или создающими угрозу для человека;
  • с превышением нормальной физиологической нагрузки на производителей;
  • при невозможности содержания и дальнейшего устройства потомства в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 17. Требования к сторонам и проведению сделок, предметом которых являются животные

Продавец обязан обеспечить покупателей достоверной информацией о виде, породе, здоровье и других качествах продаваемого животного, а также об условиях содержания животного и, при необходимости, о процедуре регистрации.

У лица (организации), осуществляющего торговлю животными, должно иметься ветеринарное свидетельство здоровья животных установленного образца. При продаже животных, подлежащих обязательной государственной регистрации, должны иметься также государственные регистрационные свидетельства на этих животных.

Не допускается торговля животными в общественных местах, за исключением мест специально отведённых для такой торговли.

Статья 18. Производство пищевых продуктов и товаров из животных

Правоотношения в области производства пищевых продуктов и товаров из животных находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Использование животных в служебных целях, в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных и иных мероприятиях, а также использование животных при производстве аудиовизуальной продукции

На деятельность, по использованию животных в служебных целях (за исключением случаев необходимой обороны), в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных мероприятиях, а также на использование животных при производстве аудиовизуальной продукции необходимо получение разрешения уполномоченного органа городской администрации, в котором пользователем животных указывается предполагаемый режим (кормления, поения, допустимая температура воздуха, влажность, освещённость) использования.

Лица, работающие с животными, должны иметь соответствующую подготовку.

Инструкторы по дрессировке или спортивному тренингу собак обязаны иметь соответствующую профессиональную подготовку и разрешение установленного образца, выданное уполномоченным органом городской администрации.

При демонстрационном содержании животных условия содержания должны соответствовать общим требованиям по содержанию животных настоящего Закона.

При использовании животных для охраны территории по её периметру должны быть сделаны соответствующие предупредительные надписи об опасности.

При использовании животного ответственное лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда используемым животным;
  • обеспечивает безопасность используемого животного;
  • обеспечивает использование животного в соответствии с режимом, указанным в разрешении.

При использовании животных не допускается:

  • натравливать одно животное на другое, использовать животных в качестве живой приманки;
  • использовать животных с превышением допустимых физиологических нагрузок (указывается в режиме);
  • принуждать животных к травмирующим их действиям;
  • использовать в работе с животными инвентарь или иные приспособления травмирующие животных;
  • применять приёмы или методы дрессировки, травмирующие животных.

Статья 20. Использование животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов

Правоотношения в области использования животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 21. Ввоз, вывоз и перевозка животных

На территории города Москвы, при соблюдении правил провоза, разрешается провозить животных всеми видами городского пассажирского транспорта.

Правила перевозки животных конкретных видов городским пассажирским, железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами либо должностными лицами. При перевозке животных, случаи перевозки которых носят единичный характер, условия их перевозки оговариваются индивидуально.

Решением главного государственного ветеринарного инспектора города Москвы животные, ввозимые с неблагополучных по заразным болезням животных территорий, могут быть подвергнуты карантину.

Не допускается:

  • ввоз животных на территорию города Москвы, за исключением случаев транзитного провоза, при отсутствии возможности их дальнейшего содержания.
  • ввоз на территорию города Москвы животных, больных особо опасными инфекционными заболеваниями. Список заболеваний определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

За жизнь и здоровье животного при транспортировке несёт ответственность собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.

Статья 22. Производство и распространение кормов и других товаров для животных

Производство, продажа или распространение (включая бесплатное) кормов, минерально-витаминных подкормок, в том числе и нетрадиционных, атрибутики зооветеринарного назначения, лекарственных средств, инструментария, оборудования, применяемого в ветеринарии, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, инвентаря и оборудования для содержания и использования животных допускается лишь при наличии соответствующих лицензий и сертификатов.

Запрещено распространение (включая бесплатное) товаров, перечисленных в части 1 настоящей статьи, не соответствующих заявленному качеству, с превышенным сроком годности, а также опасных для жизни и здоровья людей или животных.

ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Статья 23. Организация государственного регулирования отношений, возникающих в сфере содержания использования и охраны животных в городе Москве

Государственное регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных на территории города Москвы осуществляется путём создания в городе Москве единой системы управления.

Структура и компетенция государственных органов по регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных определяется администрацией города Москвы в соответствии с настоящим Законом.

Статья 24. Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных

Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных, находящихся в государственной собственности города Москвы, осуществляется из средств городского бюджета.

Реализация городских программ и мероприятий по содержанию, использованию и охране животных может осуществляться также за счёт любых иных законных источников финансирования.

Финансирование деятельности по регулированию состояния популяций животных на особо охраняемых природных территориях, переданных в пользование юридическим или физическим лицам, осуществляется этими лицами.

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 25. Государственный контроль

Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется:

  • Органами внутренних дел, в том числе их специализированными подразделениями по охране окружающей среды (а также по обеспечению безопасности дорожного движения и на транспорте в пределах их компетенции).
  • Органами государственного экологического контроля (включая органы охраны водных и лесных ресурсов в пределах их компетенции).
  • Органами государственного ветеринарного надзора.
  • Органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Органами государственного управления в пределах их компетенции.

При осуществлении полномочий, в пределах своей компетенции, представители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, имеют право:

  • посещать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения;
  • проверять документы на право ведения деятельности, предусмотренные настоящим Законом;
  • составлять акты проверки, протоколы, иски за причинённый ущерб;
  • посещать места содержания и использования животных;
  • назначать государственную экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением её заключения;
  • требовать устранения выявленных недостатков, давать, в пределах предоставленных прав, указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
  • выдавать предписания и проверять их исполнение;
  • осуществлять доставление в милицию, в соответствии с законодательством, административное задержание подозреваемых лиц, и изъятие животных, незаконной продукции, сырья и средств совершения правонарушения;
  • привлекать, в установленном порядке, виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд.

Статья 26. Общественный контроль

При осуществлении общественного контроля граждане и представители общественных организаций имеют право:

  • требовать прекращение противоправных действий;
  • получать от организаций в установленном законом порядке полную информацию, касающуюся содержания и использования животных;
  • сообщать в органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, о выявленных правонарушения.

В нашей статье мы хотим поговорить о проблеме защиты животных в РФ. Этот вопрос всегда был и остается актуальным. Очень часто люди причиняют вред животным, сами того не понимая. А между тем только мы сами можем им помочь.

Проблема бездомных животных

Проблема бездомных собак и кошек захлестнула Россию еще в девяностые годы, когда рынок неконтролируемого разведения домашних животных привел к их избыточному количеству и обесцениванию. Как результат, на улицах появились первые стаи ничейных собак.

В тот период из сел стали перебираться ближе к городам люди, потерявшие работу в развалившихся колхозах. Естественно, что с собой они не забирали домашних стали собираться в стаи и тоже мигрировали ближе к населенным пунктам. Они размножались, количество их росло. Надо сказать, что служба отлова в те времена прекратила свое существование, регулированием численности бездомных собак никто не занимался.

В начале двухтысячных годов постепенно начали заниматься этой проблемой, пытаясь внедрить гуманные методы борьбы с бездомными животными. В Москве, например, стартовала в 2002 году программа стерилизации животных. На это были выделены бюджетные деньги, однако толку было мало. Сложно проверить, или нет, но средства ушли, а проблема осталась.

В 2008 уже был настоящий наплыв полудиких животных. Поэтому было принято решение обустраивать приюты для бродячих зверей и там содержать их пожизненно. Однако и это не дало никакого результата. Средства вновь были потрачены, а проблема никоим образом не решена.

Приют для животных

На данном этапе в России есть два вида приютов. Это муниципальные и частные. Как вы сами понимаете, финансирование муниципальных происходит из государственного бюджета. Но они являются наиболее актуальными в РФ, поскольку именно они имеют хоть какое-то правовое регулирование.

Датой начала функционирования таких приютов можно считать период появления официального документа «О проектировании приютов для в городе Москве» (от 29 декабря 2006 года).

Как в такие приюты попадают бездомные собаки или кошки? Механизм очень прост. Существуют специальные организации, которые занимаются отловом зверей. Потом их отправляют жить в приют для животных.

Надо сказать, что все эти места содержания зверей на сегодняшний день пока далеки от идеала. Сказывается нехватка финансирования, однако проблему бездомных животных пытаются решить гуманными и цивилизованными способами. Огромную помощь в этой работе оказывают волонтеры, небезразличные к этой проблеме.

Негосударственные приюты

Частные приюты создаются на собственные деньги граждан. Деятельность таких организаций не регламентируется никакими законодательными актами. Очень часто защитники зверей сталкиваются с тем, что содержание животных в таких местах никак нельзя назвать гуманным, условия совершенно не соответствуют никаким нормам, поэтому говорить о том, что там котам и собакам живется лучше, нельзя.

Однако существуют и такие приюты, где работают люди, действительно любящие животных. Они обеспечивают надлежащий уход питомцам. К сожалению, таких организаций крайне мало, они вечно переполнены четвероногими. Поэтому прием новых жильцов крайне ограничен. Принять всех желающих с улицы такие приюты просто не в состоянии. Таких организаций должно быть намного больше, кроме того, их деятельность должна находится в правовом поле, регулироваться законодательными актами, а для этого необходимо принять ряд законов относительно животных и их защиты.

Мифы о приютах для животных

В России насчитывается сто пятьдесят приютов для зверей, сорок из них расположены в Москве. Только в них находятся сотни тысяч животных. Можно было бы людям, которые решили приобрести себе питомца, воспользоваться услугами приюта и взять к себе животное. Однако у многих сложились стереотипы относительно четвероногих, проживающих в таких местах. Мол, они все больные и грязные. Однако это не так, поскольку по прибытии в приют их осматривают и прививают. Просто им требуется уделить намного больше внимания, чем другим животным.

Нельзя сказать, что даже в самом хорошем месте четвероногим друзьям живется прекрасно. В приютах мало места, кроме того, питомцам там явно не хватает человеческой ласки и заботы.

Проблемами неправильного отношения животных из приюта занимаются разные фонды. Одним из таких является фонд «Дарящие надежду». В его попечительский совет входят достаточно известные личности: Елена Яковлева, Константин Хабенский, Андрей Макаревич и другие звезды.

Защита зверей в питомниках

Надо сказать, что в приюты закрытый вход. Попасть туда не так просто, только по пропускам. И на это есть свои причины. Так пытаются защититься от людей с живодерскими наклонностями, которые способны убивать животных. Именно поэтому в интернете никогда не указывают прямых адресов приютов, а лишь примерное месторасположение. Всем, кто хочет попасть в приют и взять себе животное, нужно связаться прежде всего с волонтерами.

Законодательная защита животных

В то же время люди стали использовать не только домашних, но и диких животных в коммерческих целях. Немало примеров того, как, например, в каком-то придорожном кафе или ресторане для привлечения посетителей в жутких условиях содержаться дикие животные (медведи, обезьяны, экзотические ящерицы). Мало того что звери могут просто сбежать оттуда и нанести вред людям, они просто не должны жить в подобных условиях. И с такими фактами коммерческого использования зверей нужно бороться. Проблема спасения животных назрела уже давно.

А значит, необходим полноценный закон, который бы регулировал этот процесс, не допуская Многие страны давно уже приняли подобные нормативные акты (Австрия, Англия).

Однако проблема животных имеет более глубокие корни. С одной стороны, наблюдается неконтролируемое размножение бездомных особей, что крайне опасно для общества. А с другой, сами люди порой тоже наносят им значительный вред. Поэтому спасение животных - глубокий вопрос, требующий всестороннего обдумывания и решения.

Служба спасения животных

Надо сказать, что в повседневной жизни не только ничейные животные попадают в беду, но и даже самые любимые домашние питомцы. Бездомные собаки могут рассчитывать только на самих себя, а у домашних особей есть шанс получить помощь от своих хозяев.

В последнее время в больших городах стали появляется специальные службы, которые занимаются тем, оказывают помощь домашним и диким зверям. Спасение животных - это их первоочередная задача.

Как правило, такие службы спасения работают круглосуточно. Люди могут просто позвонить в них и получить нужную информацию о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь своим четвероногим друзьям.

К сожалению, в России нет подобных А потому спасение животных от гибели происходит только на коммерческой основе. Ни один человек не выедет бесплатно для оказания помощи или лечения. Надо сказать, что обязательный прием абсолютно всех зверей не ведется даже в государственных приютах.

Более того, на большей части РФ нет соответствующих природоохранных и егерских служб, которые бы могли выезжать на места при возникновении сложных ситуаций. Спасение диких животных могло бы стать вполне решаемым вопросом при наличии таких организаций.

Спасатели и альпинисты

Поскольку ждать помощи от не приходится, то можно уповать только на платные услуги частных организаций, для которых спасение животных стало работой.

В Москве и крупных мегаполисах работают спасатели и альпинисты, которые оказывают услуги по спасению животных. Они могут вам помочь снять с высоты кошку, вытащить заблокированного питомца из недоступного места.

Однако даже они не всегда могут справиться в сложной ситуации, поскольку не имеют определенного оборудования. В таких случаях можно попытаться обратиться в МЧС. Безусловно, эта служба не занимается животными, у них нет подобных специалистов, однако они могут помочь необходимыми инструментами или оборудованием. Например, приподнять тяжелую плиту. В МЧС неохотно откликаются на подобные просьбы, ведь у них хватает своей работы, но в исключительных случаях можно попробовать с ними связаться.

Фонд Ifaw (International Fund For Animal Welfare)

Спасение животных - это актуальная проблема современного общества. По всему миру их подстерегает множество разных опасностей: потеря привычной среды обитания, конфликтные ситуации между человеком и животными, стихийные бедствия и техногенные катастрофы, жестокое обращение и неправомерная торговля четвероногими.

Всеми этими вопросами занимаются специалисты международного фонда Ifaw. Они всегда стараются помочь животным, которые попали в беду, и направляют свои усилия на решение проблем, приведших к неблагополучной ситуации.

Фонд спасения животных приходит на помощь медведям, пингвинам, слонам, носорогам и многим другим диким животным, которые без постороннего участия были бы обречены на верную гибель. Специалисты фонда не только спасают зверей, но и стараются провести необходимую реабилитацию, прежде чем выпустить на волю.

Деятельность фонда в России

Цель фонда - спасение животных и возращение их в дикую природу. Организация является международной. В России она также осуществляет свою деятельность, в частности, в Тверской области расположен центр фонда по реабилитации медвежат-сирот, где занимаются выкармливанием и выращиванием детенышей, оставшимся без мам. Повзрослевших особей стараются наиболее комфортно вернуть в естественную среду обитания. Правда, это не всегда возможно. Сложные ранения и долгий период неволи мешают быстрому процессу адаптации. В подобных случаях животных определяют в приют, где они содержатся до конца жизни.

Кроме помощи зверям, работники фонда активно пытаются устранить те причины, которые негативным образом сказываются на жизни животных, насколько, конечно, это возможно. Цель организации - во что бы то ни стало сохранить дикую природу во всей ее красоте и разнообразии.

Из истории фонда

В России Ifaw начал работать еще в 1994 году. Первая деятельность была связана с научными исследованиями морских млекопитающих и поиском альтернатив охоты на тюленей в Белом море. Потом программы значительно расширились, и теперь работники фонда направили свои усилия на защиту китов, белых и бурых медведей, диких животных, которые стали предметом коммерческой торговли и использования, а также тигров, стоящих на пороге исчезновения в России на Дальнем Востоке.

Реальные примеры спасения зверей

Чтобы привести примеры спасения животных, далеко ходить не нужно. Их масса, ведь в ходе своей деятельности работники Ifaw помогают не только представителям дикой природы, но и домашним питомцам.

В январе 2016 года в Центр реабилитации медвежат, о котором мы рассказывали ранее, поступили пятеро детенышей. Их история похожа на многие другие. Остались они без мам из-за того, что их спугнули из берлог звуки лесозаготовительных работ. Спасатели услыхали, как скулят брошенные медвежата, и спасли их от неминуемой смерти. Сейчас малыши себя хорошо чувствуют и постепенно их подготавливают к жизни в условиях дикой природы. Одного из них назвали Майком, а другую - Клеопатрой. Их лечат и кормят из бутылочки.

Это не единственные медвежата в этом питомнике. Ежегодно сюда поступает достаточное количество малышей в ослабленном и полуживом состоянии даже из отдаленных регионов. Всех их по возможности выхаживают.

Не так давно работниками фонда была подобрана молоденькая тигрица. В питомнике она находится уже более двух месяцев. А в ее спасение принимали участие очень много людей, даже местные жители. Но в настоящее время животное прекрасно себя чувствует и проходит реабилитацию.

Ifaw и домашние животные

Фонд активно принимает участие в защите домашних питомцев, поскольку те часто и густо страдают от своих же хозяев. Ведь жизнь братьев наших меньших напрямую зависит только от нас. Порой и не умышленно мы можем нанести им вред. Поэтому спасение домашних животных - одна из задач организации.

В этой области специалисты организации проводят скорее образовательную работу по предоставлению людям необходимой информации о том, как нужно ухаживать за животными, чем кормить, какие заболевания переносят питомцы, как избежать агрессии и нападений со стороны подопечных и многое другое.

Ifaw пропагандирует ответственное и гуманное отношение к животным и в то же время безопасное взаимное существование людей и зверей.

Вместо послесловия

Защита животных и их спасение - актуальная проблема современного общества, которая должна решаться на законодательном уровне при всесторонней поддержке не только волонтеров и отдельных организаций, но и широких общественных масс. Самая главная задача - достичь наиболее комфортного существования людей с домашними и дикими животными, исключая ущерб с обеих сторон.

Популярность движения догхантеров и рост числа сообщений о случаях живодерства, в том числе с участием малолетних детей, вынуждает в срочном порядке пересмотреть действующий закон о защите животных.

Адвокат для обиженных зверей

В начале декабря 2016 г. в Госдуму был внесен законопроект с предложением учредить должность уполномоченного по защите домашних питомцев и диких зверей. В пояснительной записке указывается, что федеральный закон о защите животных в России так и не принят, а фактическое отсутствие наказания за жестокое обращение с братьями меньшими «порождает насилие».

Если законопроект будет поддержан, то в стране наконец появится должностное лицо, которое защитит домашних питомцев от бессердечных хозяев и поможет сохранить редкие виды в дикой природе.

Грамотно и разумно!

В декабрьской пресс-конференции-2016 Владимир Путин, отвечая на вопросы про закон о защите прав животных в России и целесообразности введения новой должности, подчеркнул, что для него права людей оказываются намного приоритетнее, однако вопросы о животных должны решаться грамотно и разумно. Конечно, нельзя закрывать глаза на вопиющие случаи людской жестокости, но и случаи нападения беспризорных собак на людей нужно пресекать. Глава государства поддержал идею усиления ответственности за издевательства над кошками, собаками и другой живностью.

За ужесточение закона о защите животных высказался и спецпредставитель президента по вопросам экологии Сергей Иванов на Госсовете по вопросам экологического развития. Он предложил серьезнее наказывать владельцев передвижных цирков, зверинцев, дельфинариев и частников, зарабатывающих на своих питомцах или прирученных зверях.

А вот эксперты отнеслись к депутатскому предложению скептически. Доктор юридических наук Иван Соловьев заметил, что у нас уже есть и люди, которые отстаивают права человека, детей, предпринимателей, автомобилистов, обманутых дольщиков, женщин. Настолько ли нужна дополнительная должность?

Эксперт Общественной Думы Павел Ивченко считает, что необходимо совершенствовать действующие законы и усиливать контроль за их выполнением. Сегодня питомец у хозяев-живодеров может быть принудительно изъят по решению суда, а за действия, повлекшие гибель или увечье животного, предусмотрена и уголовная ответственность сроком до 2 лет. Правда, в реальности живодер за свои действия получает лишь общественное порицание или штраф, поэтому эксперт сомневается: сможет ли новый закон о защите животных от жестокого обращения работать эффективно?

На заметку! Пока, кроме Уголовного кодекса (ст. 245 «Жестокое обращение с животными »), надзор за проявлением гуманности к домашним питомцам и диким зверям осуществляется на основании федерального закона «О животном мире».

Действующее сегодня наказание предусматривает:

    штраф до 80 тыс.руб., исправительные работы до года, арест на полгода – за жестокость по хулиганским или корыстным соображениям, а также откровенный садизм, в том числе на глазах несовершеннолетних;

    штраф 100-300 тыс.руб., арест на 2 года – за те же деяния, но совершенные группой, и неважно, был ли это предварительный сговор или «импровизация».

В отдельных городах существует законодательная база для предотвращения издевательств над четвероногими. Например, в Москве придется заплатить частным лицам 2-2,5 тыс.руб., должностным лицам – 4-5 тыс.руб.; юридическим лицам – 15-20 тыс.руб.:

    за нарушение правил содержания и транспортировки, отказ от кормежки и питья, и нанесение вреда здоровью живности;

    за проведение экспериментов без обезболивающих препаратов или выведение из эксперимента болезненными методами;

    за умерщвление здоровой особи;

    за использование собак, петухов и пр. в боях, в том числе и с участием человека.

Как дела у заграничных Шариков и Васек?

Недавние опросы показали, что мнения в российском обществе разделились почти поровну. Но пока в России еще только решают вопрос, нужен или нет отдельный документ, направленный на борьбу с жестокостью, законы о защите животных в мире действуют в большинстве европейских стран.

    купирование ушей и хвоста у собак;

    связывание коров, свиней и прочего скота слишком туго;

    привлечение львов, тигров и других диких зверей к участию в цирковых шоу;

    установка электрозаборов, которые бьют током в случае выхода собаки или кошки за пределы участка;

В Швейцарии домашние питомцы перестали быть вещами, которые, например, при разводе можно оценить и поделить. Судья обязан учесть интересы четвероногого и решать, с кем из владельцев ему будет лучше. Если же зверушка получила травму, то виновник обязан полностью оплатить ее лечение у ветеринара.

Пока в нашей стране степень жестокости определяет Уголовный кодекс, его статья 245, а закон о защите животных не принят, в Италии уже сегодня нерадивый хозяин, выгнавший кошку или собаку на улицу, получает год тюрьмы и штраф в размере 10 тыс.евро. Уместно вспомнить, что в России никто не накажет за надоевшего щенка, которого выставили за дверь из-за съеденной обуви, да и самый серьезный российский штраф не сравнится с европейским.

Оштрафовать на 500 евро в Италии могут хозяев, которые:

    не уделяют питомцу необходимого внимания, не балуют его, не холят, не ухаживают;

    выводят на прогулку менее 3 раз в день.

Германия первой в мире приняла специальный закон, который защищает домашних питомцев от издевательств . Штраф – до 25 тыс.евро:

    за самовольное убийство (эвтаназия разрешена, но только с одобрения ветеринара);

    при избавлении путем выброса на улицу (если обстоятельства изменились и человек не имеет возможности содержать собаку или кошку, он обязан сдать ее в приют);

    за купирование ушей и хвостов;

    за дрессировку собак с применение издевательств;

    при натравливании животных;

    за проведение собачьих боев.

Неизвестно, в ближайшие годы в России будет ли принят закон о защите животных как самостоятельный документ, который охватит все существующие проблемы. Хотя необходимость в нем, кажется, с каждым днем становится всё очевидней.



Публикации по теме