Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Единственный подросток, приговоренный к расстрелу

27 января 1964 года у ленинградцев было праздничное настроение - отмечалась двадцатая годовщина снятия блокады. Однако многим пожарным, находившимся в тот день на дежурстве, было не до праздника - как и в будние дни, то здесь, то там вспыхивали пожары, и их надо было тушить. Лезть через окна, ломать, если нужно, двери, выводить ослепших от дыма людей, кому-то вызывать «скорую».

Но это были трудности из разряда привычных. А вот к тому, с чем пришлось столкнуться боевому расчету, выехавшему в 12.45 на тушение 9 квартиры дома № 3 по улице Сестрорецкой, нормальный человек привыкнуть, наверное, не сможет никогда…


Двери оказались заперты, и пожарным пришлось забираться на балкон, а оттуда по раздвижной лестнице в квартиру. Огонь к тому моменту уже успел охватить комнату, но сбить его удалось довольно быстро. А потом командир расчета приказал осмотреть другие помещения - вдруг там остались люди. Пригибаясь пониже к полу - там дым пореже и лучше видно,- двое пожарных двинулись в другую комнату, но через минуту выскочили оттуда как ошпаренные:

Там двое мертвых: женщина и ребенок.
- Задохнулись?
- Нет, там лужи крови…


В этот день дежурным по городу от руководства УООП (ГУВД) был начальник уголовного розыска Николай Смирнов. По тревожному звонку на место происшествия выехал почти весь состав «убойного» отдела во главе с его начальником Вячеславом Зиминым. Дело сразу же было поставлено на особый контроль. Были созданы оперативные группы всех служб УООП Леноблгорисполкомов.

Пожарные еще поливали тлеющие полы и вытаскивали на балкон обгоревшую мебель. Встретивший оперативников пожарный вместо приветствия сразу же сказал:
- Мы, как положено, старались руками ничего не трогать. Но на кухне был включен газ, и я завернул - могло рвануть…

Вторая комната огнем оказалась нетронутой. Но беспорядок был страшный: ящики выдвинуты, вещи разбросаны, мебель перевернута. И всюду кровь, кровь, кровь… На полу, кровати, кресле, входной двери… Кровь и на лице женщины, лежащей у пианино, рядом маленький детский башмачок, чуть дальше - трупик маленького мальчика с глубокой раной на лбу.

Увы, как ни старались огнеборцы ничего не трогать, но пожар и процесс его тушения не лучшее подспорье в работе криминалистов. И первый след, который мог бы вывести на убийц домохозяйки Ларисы Купреевой и ее 2,5-летнего сынишки Георгия - а это был отпечаток ладони на боковой поверхности пианино, не принадлежащий ни убитым, ни мужу Ларисы, ни их друзьям и знакомым, ни пожарным,- был обнаружен только 29 января.

На следующий день под кучей обгоревшего скарба на балконе нашли и первый вещдок: почерневший от копоти топорик с полностью сгоревшим топорищем.

Единственным подростком, приговоренным к высшей мере наказания в СССР, был 15-летний Аркадий Нейланд, который рос в неблагополучной семье в Ленинграде. Аркадий родился в 1949 году в рабочей семье, мать его была санитаркой в больнице, отец работал слесарем. С самого детства мальчик не доедал и терпел побои от матери и отчима. В 7 лет впервые сбежал из дома, оказавшись на учете в детской комнате милиции. В 12-летнем возрасте попал в интернат, вскоре сбежал и оттуда, после чего стал на преступный путь.

В 1963-м году работал на предприятии «Ленпищмаш». Неоднократно попадал в милицию за кражи и хулиганство. Сбежав из-под стражи, решил отомстить милиционерам, совершив страшное преступление, а заодно и раздобыть денег, чтобы уехать в Сухуми и начать там новую жизнь. 27 января 1964-го года, вооружившись топором, Нейланд отправился на поиски «богатой квартиры». В доме №3 по Сестрорецкой улице он выбрал 9-ю квартиру, входная дверь которой была обита кожей. Представившись работником почты, он оказался в квартире 37-летней Ларисы Купреевой, которая здесь была со своим 3-летним сыном. Нейланд закрыл входную дверь и начал бить женщину топором, включенное им на всю громкость радио заглушало крики жертвы. Расправившись с матерью, подросток хладнокровно убил ее сына.

Потом он съел еду, найденную в квартире, украл деньги и фотоаппарат, на который сделал несколько фото убитой женщины. Чтобы скрыть следы преступления поджег деревянный пол и включил на кухне газ. Однако вовремя прибывшие пожарные быстро все потушили. Прибывшая милиция обнаружила орудие убийства и отпечатки Нейланда.

Свидетели сказали, что видели подростка. 30 января Аркадия Нейланда задержали в Сухуми. Он сразу признался во всем содеянном и рассказал, как убил жертв. Жалел только убитого им ребенка и думал, что все ему сойдет с рук потому, что он еще несовершеннолетний.

23 марта 1964 года решением суда Нейланд был приговорен к расстрелу, что противоречило закону РСФСР, согласно которому высшая мера наказания применялась только в отношении лиц в возрасте от 18 до 60 лет. Многие одобрили подобное решение, но интеллигенция осуждала нарушение законодательства. Не смотря на различные просьбы о смягчении приговора, 11 августа 1964 года приговор был приведен в исполнение.

Особенности психологии подростка - 16 лет

Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.

Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;

Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.

Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.

Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.

В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.

Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.

Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.

Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.

Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.

Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.

Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...

Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.

Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".

Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.

Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность

Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.

Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.

Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны

А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.

Источник МедВести.

Советский мальчик, расстрелянный в 15 лет. Самые жестокие дети-убийцы XX века October 1st, 2016

Может ли ребенок быть хладнокровным убийцей? Психопатом, который не жалеет других, не раскаивается в своих преступлениях и готов на всё ради собственных целей или извращенного удовольствия?


"Умный журнал " собрал истории детей, поведение которых покажется гораздо более страшным, чем любые чудовищные преступления взрослых.

Мэри Белл - "самая дьявольская девчонка Англии", 11 лет

Кровавые убийства, совершенные в 1968 году Мэри Белл, британская пресса смакует до сих пор. Мэри родилась в 1957 году в Великобритании. Ее отец был безработным, мать страдала психическими расстройствами и однажды пыталась отравить дочь.

В 11 лет с перерывом в несколько месяцев Мэри вместе с 13-летней подружкой Нормой задушили двух мальчиков 3 и 4 лет. На одном из тел Мэри вырезала свои инициалы. Общественность была потрясена поведением девочки после убийства: она рыдала и требовала у родителей показать ей "мальчика в гробу", а на стенах оставляла надписи: "Я убила и убью еще раз!". Суд признал юную убийцу виновной, ее поместили в психбольницу.

В 1980 году Мэри Белл выпустили на свободу. Спустя 4 года она родила дочь, и до 18-летия девочки закон запрещал разглашать историю семьи Белл. В 2002 году на совершеннолетие дочка, не знавшая о бурном прошлом матери, получила неожиданный подарок: стаю репортеров, которая жаждала подробностей о том, как поживает “кровавая Мэри”. Год спустя дочь убийцы получила право на пожизненную неприкосновенность частной жизни. Белл-младшая поменяла фамилию, сменила место жительства и навсегда исчезла из поля зрения журналистов.

Грэм Янг, отравитель из Бродмора, 14 лет

В 1962 году Великобритания впервые услышала имя ребенка-отравителя. Им был 14-летний вундеркинд Грэм Янг.

Мать мальчика умерла спустя 3 месяца после его рождения. Некоторое время он жил в семье тети, пока его не забрал к себе отец, женившийся во второй раз. Грэм проявлял интерес к науке, и за хорошую учебу отец подарил ему набор химикатов. Увлечение оказалось настоящей страстью. Мальчик рылся на помойках в поисках ингредиентов для ядов.

Эксперименты ставил на мышах, лягушках, пока дело не дошло до школьного товарища. Мачеха, обнаружив в доме пузырек с ядом, потребовала прекратить опыты. Обиженный Грэм начал добавлять в ее еду сурьму. В 1962 году мачеха умерла, а Янга задержали по подозрению в убийстве, но доказать его вину тогда не удалось.

Когда первое преступление сошло ему с рук, Янг решил подсыпать отраву отцу и однокласснику. Родственники заподозрили неладное. Грэма вновь задержали.

Тогда он не стал отрицать преступление, а даже хвастался перед полицейскими своими знаниями в науке о ядах. На суде он признавал, что поступал не очень хорошо, но ничего не мог поделать с собой. Его отправили на психиатрическое лечение. Но и в больнице Грэм смог синтезировать яд из лаврового листа.

Время от времени там происходили серьезные отравления среди пациентов и персонала. Однако Янга в этом не уличили. Он вышел из клиники, когда ему было 23. Несколько раз убийца устраивался на работу и продолжал эксперименты: подливал яды в еду коллег и начальников. Наконец, полиция его арестовала.

Суд обвинил Янга в двух убийствах и приговорил к пожизненному сроку. В 1990 году отравитель из Бродмора умер в тюрьме, по официальной версии от сердечного приступа.

Аркадий Нейланд, единственный расстрелянный в послевоенном СССР несовершеннолетний, 14 лет

В январе 1964 года Советский Союз потрясло известие о жестоком убийстве в Ленинграде. Там неизвестный преступник топором расправился с молодой женщиной и ее трехлетним сыном.

Еще больше общественность была шокирована, когда убийцей оказался 14-летний подросток - Аркадий Нейланд.

Семья будущего убийцы жила в крайней бедности. 6-7 человек ютились в комнате ленинградской коммуналки. Отец вешал на шкафы навесные замки: иначе ребенок воровал вещи. К 6 классу за неуспеваемость и регулярные кражи Аркадия выгнали из школы, поставили на учет в детской комнате милиции и отправили на перевоспитание в интернат.

К 14 годам его удалось пристроить на пищевое предприятие. Он воровал и там. За 4 дня до громкого убийства Аркадия Нейланда задержали за мелкие грабежи и хотели посадить. Но малолетнему преступнику удалось сбежать с допроса. Три дня он прятался по чердакам и планировал побег к морю, в Сухуми, чтобы "начать там новую жизнь". Именно поэтому ему позарез нужны были деньги.

Для грабежа Аркадий Нейланд присмотрел обеспеченную семью, которая жила в отдельной квартире с обитой кожей входной дверью. В этой квартире Нейланд и совершил жесточайшее убийство... О преступлении стало известно после того, как жители дома на Сестрорецкой улице вызвали пожарных из-за запаха гари и газа из соседней квартиры. Возгорание быстро потушили, но в одной из комнат спасатели обнаружили зарубленных топором мать и ее ребенка.

Как выяснилось, на месте преступления убийца оставался по меньшей мере час. При двух трупах плотно поел: в доме остались надкусанные батоны хлеба и колбасы, а на сковородке - следы яичницы из пяти яиц. На столе красовались отпечатки ладони, измазанной вареньем. На прощание преступник открыл краны и пустил газ, чтобы взорвался весь подъезд и замести следы.

По описаниям соседей милиция быстро вычислила Аркадия Нейланда. Это был едва ли не первый случай, когда фотографию разыскиваемого убийцы показали по советскому телевидению. В тот же вечер его задержали на вокзале в Сухуми. При нем нашли несколько выигрышных облигаций госзайма, 54 рубля, паспорт хозяина квартиры, фотоаппарат "Зоркий" - вот и вся цена убийства двух человек.

На проявленной пленке были снимки тела убитой женщины в непристойных позах. Нейланд намеревался продать порнографию, чтобы купить еды. Аркадий считал, что в худшем случае за убийство ему грозит 10-летний срок. Но дело оказалось уникальным в истории советского правосудия: вразрез с действовавшим законодательством Аркадия Нейланда приговорили к смертной казни.

Подростку назначили высшую меру по личному распоряжению Никиты Хрущева. Советские граждане направили Первому секретарю ЦК КПСС коллективное письмо с требованием "расстрелять ублюдка". Никита Сергеевич решил, что это тот самый случай, когда надо прислушаться к гласу народа.

Джон Венейблс и Роберт Томпсон, "маленькие монстры", 10 лет

В 1993 году эта парочка 10-летних пареньков с чистыми глазами убила трехлетнего мальчика. Зачем? Они так и не ответили. Дети жили в Бутле, пригороде Ливерпуля. В один из дней, прогуливая школу, Джон и Роберт увели незнакомого им мальчика Джеймса Балджера из-под носа у матери в супермаркете. Этот момент зафиксировали камеры видеонаблюдения.

Как потом выяснилось, пока они тащили Джеймса к железнодорожным путям, их видели по меньшей мере 38 человек. Но всякий раз людям казалось, что подростки играют со своим младшим братом, забавляются или просто ругаются. Кто-то даже решил, что малыш смеется, потому что ему нравится грубая игра.

Притащив Джеймса на пустырь, Венейблс и Томпсон почти час били малыша железными прутьями и камнями, затем измазали краской и бросили истерзанное тельце на рельсы в надежде, что удастся обставить дело как несчастный случай. Детей-убийц вычислили и приговорили к 10 годам тюрьмы, но выпустили досрочно. В 2010 году Венейблс вновь сел за нарушение условий досрочного освобождения. Где сейчас находится второй убийца - полиция Великобритании не раскрывает.



Публикации по теме